Определи главную мысль произведения «Два пирожных».
Прочитав этот рассказ сразу возникает чувство справедливости. Не кажется, что старшую дочь обидели. Напротив, тот, кто не работает, тот не получает награду. Она не захотела помогать сестре и маме, поэтому не получила сладкое вознаграждение. На этом примере мы понимаем, что если выполнять просьбы и помогать, то взамен получишь награду. Не нужно лениться, потому что это неправильно.
Обсудите с другом, чему хотел автор научить читателя.
Автор показал нам, что если сестра решила проигнорировать просьбу семьи, то понятно, почему её не позвали кушать сладкое. То есть просто так ничего не получишь, нужно для этого работать и помогать. А когда тебе потребуется помощь, то кто-то обязательно откликнется.
Читательский дневник по рассказу «Два пирожных» Юрия ЕрмолаеваХарактеристика главных героев:
Мама — хитрая и находчивая. Справедливая. Преподнесла дочери урок.
Оля — младшая дочь и сестра. Весёлая, игривая и забавная. Ответственная и хозяйственная.
Наташа — старшая дочь и сестра. Умная и начитанная.
Фантазёрка. Ленивая и медлительная.
Краткое содержание рассказа «Два пирожных»
Сёстры Оля и Наташа сидели дома и занимались своими делами. Наташа читала книжку, Оля что-то лепила. Но тут пришла мама и попросила девочек помочь ей с мытьём посуды. Оля вздохнула, но встала и пошла помогать, решив, что вернётся к лепке позже. Наташа осталась сидеть, сказав, что дочитает и придёт. Оля приходит за Наташкой и спрашивает сестру, почему та не идёт помогать. Наташка отвечает, что она в Африке, что здесь её нет, а вокруг неё растут пальмы и летают попугайчики. Через некоторое время Оля приходит с тарелками и расставляет их в сервант. Она говорит, что съела два пирожных, за себя и за сестру. Ведь крем мог испортиться, пока Наташа в Африке.
Сёстры. Просьба мамы. О книге. Нет Наташи. Возвращение Оли. Крем. Наташа расстроилась.
Основная мысль рассказа «Два пирожных»Главная мысль рассказа в том, что дети должны помогать взрослым по дому. Основная идея рассказа в том, что если мама просит помочь, то следует отложить свои дела.
Чему учит рассказ
Рассказ учит нас помогать по хозяйству, брать на себя какую-то часть работы. Учит ответственности. Учит не лениться.
Краткий отзыв о рассказе «Два пирожных» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала, что каждый ребёнок должен помогать родителям по мере своих сил. Наташа поленилась помочь маме и осталась без пирожных. Оля помыла посуду и получила заслуженную награду. Это очень правильный, смешной и поучительный рассказ. Автору удалось показать, что помощь всегда вознаграждается, а лень остаётся не у дел. Мне понравилась работящая и ответственная Оля. Она хорошая дочь, которая понимает, что мама тоже устаёт и ей надо помогать. А Наташа мне не понравилась. Она хотела жить на всём готовом. Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, какие обязанности по дому мы можем взять на себя, чтобы помочь своим родителям. Необязательно делать всю работу по дому, но то, что по силам, можно.
Пословицы к рассказу:
Кто не работает, тот не ест. Работе время, а досугу час. Родители трудолюбивы и дети не ленивы. По заслугам и почёт. Доплясались, что без хлеба остались.
Словарь неизвестных слов:
Конго — название африканской реки.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
– Я два пирожных съела. Одно за себя, а другое за тебя.
— Зачем же за меня? – нахмурилась Наташа.
— Мама велела. Она сказала, что ещё неизвестно, когда ты вернёшься из Африки: Африка – то далеко, а пирожное с кремом может испортиться.
Открытие новых знаний
Я и мои друзья
Главная мысль в рассказе Ю. Ермолаева «Два пирожных»
познакомить учащихся с рассказом Ю. Ермолаева «Два пирожных» помочь осознать главную мысль произведения
: учить давать характеристику героев рассказа и их поступков;
способствовать формированию навыков чтения и правильной речи учащихся;
на примере произведения воспитывать положительные качества личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость
Формы работы, используемые на уроке
– фронтальная работа
– групповая работа
– индивидуальная работа
Планируемые образовательные результаты
на слух художественное произведение; получат возможность научиться определять последовательность событий в произведении, объяснять нравственный смысл рассказа, понимать и объяснять поступки героев, соотносить пословицы с главной мыслью.
выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в т.ч. творческого характера;
проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания
Ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.
Условия реализации урока
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)
Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 2 класс (2-я часть).
ТСО (мультимедийный проектор, нетбук, проектор, экран), презентация к уроку, карточки для групповой работы, глобус, портрет писателя, тюльпаны
(название, время, цели)
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
I. Мотивация к учебной деятельности
подготовка учащихся к работе на уроке (психологический настрой учащихся, создание благоприятной обстановки на уроке)
Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Давайте настроимся на урок (слайд). Прочитаем тихо.
Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу.
: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви
: нацеливание на успешную деятельность.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
II. Речевая разминка
совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания;
Просит прочитать скороговорку вполголоса жужжащим чтением
Просит уч-ся прочитать скороговорку в разном темпе
Работает над выразительным чтением
Речевая разминка (подготовить звуковой аппарат)
были в мыле,
Мы посуду мыли
. (слайд 2)
– Прочитайте скороговорку вполголоса жужжащим чтением.
-Прочитайте скороговорку в разном темпе (медленно, быстрее).
– Хорошо, а теперь поработаем немного над выражением. Прочитайте скороговорку, делая смысловое ударение на выделенные слова. (на слайде подчеркнуть слова)
Читают скороговорку в разном темпе
Выразительно читают скороговорку, интонационно выделяя выделенные слова
проявление интереса к выполнению задания
умение оценивать выполнения действия.
: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности
: организовать актуализацию умений определять тему урока и ставить перед собой цель
Задаёт вопросы и предлагает выполнить задания, способствующие формулированию темы и задач урока.
– Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением.
название этого произведения вы назовёте, если спрятанные слова найдёте! (картинки с пирожными показать) Если затрудняются – дать подсказки.
– А имя автора вы узнаете, если строчку в обратном порядке прочитаете!
ВЕАЛОМРЕ ЧИВОНАВИ ЙИРЮ
(правильный ответ вывесить на доске)
– Назовите тему урока. С ЛАЙД 5. («Два пирожных»)
– Сегодня мы познакомимся с рассказом Юрия Ивановича Ермолаева, который называется “Два пирожных”.
– Опираясь на тему урока и используя опорные слова, сформулируйте задачи урока.
Слушают и выполняют задания учителя
Называют тему урока
Пользуясь опорными словами, формулируют задачи урока
проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.
обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
Знакомит детей с автором
Проводит словарно-лексическую работу с опорой на словари и знания учащихся
Выслушивает предположения детей
Проверяет первичное восприятие текста на слух учащимися.
Задает вопросы по содержанию
Два пирожный – жанр произведения? Кто будет героем рассказа? Что с ними может случиться?
– В тексте есть незнакомые нам слова. Чтобы понять прочитанное надо понять смысл этих слов ?
один из шести материков
название реки в Африке.
— это пониженная часть земной поверхности, по которой протекает
Тропические лианы –вьющееся цепкое растение, растущее в жарких странах.
витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.
Слушают рассказ учителя об авторе, рассматривают портрет писателя
Объясняют лексическое значение слов с опорой на словарь
Прогнозируют содержание рассказа, высказывают свои предположения
Внимательно слушают учителя
Высказывают свое мнение о том подтвердились ли предположения, сделанные до чтения
Отвечают на вопросы учителя, выражают свои эмоции и чувства по отношению к услышанному
имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Читает текст и выполняет движения
– Вы немножечко устали.
И теперь все ровно встали.
Вправо, влево наклонитесь (раз-два, раз-два),
Вправо, влево повернитесь (раз-два, раз-два),
И за парты все уселись.
Выполняют действия, повторяя за учителем
организация деятельности с применением новых знаний.
Предлагает учащимся прочитать текст по частям с остановками
Задает вопросы после чтения каждой части и выслушивает ответы детей
Пытается вместе с детьми определить главную мысль рассказа
Организовывает работу в парах, обеспечивает контроль за выполнением задания.
– Что попросила сделать мама своих дочек?
– Что в этот момент делала Наташа?
– О чем была эта книга? (о путешествиях по Африке)
– Чем занималась Оля? (лепила из пластилина крендельки и булочки)
Что сделала Оля? (пошла на кухню)
– Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше
– Когда Оля ушла на кухню, что сказала ей Наташа? (что дочитает главу и придет помогать ей)
– Что ответила ей Наташа? (что её здесь нет)
– Почему её нет? Разве она куда-то ушла? (Она находилась в комнате, но представляла, что она в путешествии)
– Что видела Наташа, путешествуя по Африке? (реку, пальмы, лианы, попугаев)
– Как называлась река, по которой путешествовала Наташа?
– Что сделала Оля, после ответа Наташи? (ушла обратно на кухню)
– Через сколько минут Оля закончила мыть посуду? (через 20 минут)
– Что Оля делала после этого? (ушла лепить из пластилина)
Чтение 3 части.
– Что сделала Наташа, когда сказала, что она уже дома? (
– Что Наташа увидела на губах Оли? (крем от пирожных)
– Сколько пирожных съела Оля? (
– Почему же два? (одно за себя, другое за Наташу
– Расстроилась ли Наташа, после её слов? (да, она нахмурилась
– Кто разрешил Оле съесть два пирожных? (
Работа в парах:
перед вами цитаты героев (слова, которые они говорят), распределите, кто какие слова говорил. Что мы понимает из диалога Оли и Наташи?
«Черты характера» – перед вами два главных героя Оля и Наташа подчеркните, какие черты характера у них присутствуют, выбрать и прикрепить на доску.
Давайте сделаем вывод. Какая Оля в рассказе? А Наташа?
– Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля?
– Почему мама так поступила? (Потому что Наташа сказала, что она путешествует, и неизвестно, когда она вернется, а пирожное может испортиться
– Можно ли сказать, что они поступили справедливо?
– Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? Главная мысль произведения – это то, что нужно помогать маме, родным, быть отзывчивыми, сопереживать другим, не быть эгоистичными, не потакать все время своим желаниям, помнить о своих обязанностях).
Чему хотел научить нас автор?
(Автор хотел научить читателей быть добрыми, душевными, дружелюбными, проявлять взаимопомощь и поддержку. Важное качество в человеке – отозваться на чью-то просьбу, готовность помочь родным людям и окружающим).
Читают слова по слогам, затем плавно целыми словами
Читают текст по цепочке с использованием приема «Чтение с остановками»
Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного
Высказывают свою точку зрения
Работают в парах
осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль, коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.
проявляет готовность слушать и вести диалог; признают различные точки зрения на обсуждаемую проблему; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
: развитие умений работать в парах и группах, распределять роли
: научить соотносить результат с поставленной целью и оценивать результат собственной деятельности
Организует фиксирование темы и цели урока
Организует самооценку учебной деятности
– Давайте подведём итог.
Вернуться к ориентирам предвосхищения.
– Что из наших предположений совпало с сюжетом произведения.
Жанр, герои, сюжет
– Поскольку скоро наша страна будет отмечать замечательный праздник – международный женский день, я предлагаю Вам подарить букет нашим гостям.
-У вас на партах лежат тюльпаны трех цветов. Вы должны выбрать один тюльпан и поставить его в нашу вазу.
– я усвоил материал урока, у меня всё получилось
я затруднялся отвечать на некоторые вопросы
на уроке я работал неактивно, но понял основную мысль данного рассказа.
Осуществляют самооценку собственной деятельности, степень их соответствия
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.
уметь оформлять свои мысли в устной форме.
: умение осуществлять свой выбор.
Даёт разноуровневое домашнее задание, объясняет
С.85-86, по ролям
Задание на выбор:
– Составить рассказ о том, как вы помогаете маме.– Подобрать 5 пословиц о маме
Дети получают листочки с домашним заданием вкладывают в дневники.
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Ю. Ермолаев «Два пирожных». Главная мысль рассказа.
: познакомить учащихся с рассказом Ю. Ермолаева «Два пирожных» и помочь осознать главную мысль произведения
овладение навыком определять идею произведения; собственное отношение к литературным персонажам.
умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
: ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.
: учебник, презентация, компьютер, проектор.
: ОНЗ (открытие новых знаний).
: диалогический урок.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Уж команду дал звонок:
Начинаем наш урок!
Давайте настроимся на урок (слайд). Прочитаем тихо, монотонно
– Как всегда, начинаем наш урок с речевой разминки. Зачем мы её проводим? (Готовим речевой аппарат к работе).
– Наступила весна, совсем скоро станет все зеленым, и расцветут маленькие весенние «солнышки» – одуванчики. Закройте глазки и представьте, что перед вами одуванчик. Сделайте глубокий вдох и подуйте на него так, чтобы вокруг разлетелись маленькие пушистые парашютики.
– А теперь представьте, что вы держите в руках много одуванчиков
2) Речевая разминка
. (слайд 2 )
-Прочитайте скороговорку в разном темпе (медленно, быстрее, очень быстро).
– Молодцы! Оцените свою работу на этом этапе урока в своих листах самооценки.
– Ребята, какой раздел мы начали изучать? (Я и мои друзья)
– Какое произведение читали дома? Кто автор?
– А вот, как вы внимательно работали с рассказом мы узнаем, выполнив тест.
1. Что произошло с Катей?
· Сломала ногу.
· Сломала руку.
· При падении получила «сотрясение мозга».
2. Где она лечилась?
· В больнице.
· За границей.
3. Почему, увидев Катю, Аня заплакала?
· Стало жалко Катю.
4. Почему Катя стала утешать Аню?
· У Кати поднялось настроение, а Аня её жалела и грустила.
· Аня осталась одна без подруги.
· Аня тоже заболела.
5. Какое слово пропущено в пословице:
– Самооценка по образцу с доски. Ребята, сверьте свои ответы с ответами на доске.
-У вас на столах лежат листы самооценки. Выберите правильный ответ и нарисуйте кружок нужного цвета
Тот, кто не допустил ни одной ошибки, рисует кружок зеленого цвета, 2 ошибки – желтого, 3 ошибки и более – красного цвета.
Юрий Ермолаев – современный детский писатель. Он родился 96 лет назад в Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом окончив школу, Юрий Иванович стал учиться в театральном училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но его не покидала мечта стать детским писателем.
Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Писательский труд увлек его. Первая книга рассказов “Почему рассердились бумажные полоски” вышла, когда Юрию Ивановичу было 39 лет. Пьесы и сценки автора исполнялись в театрах. Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора, они всегда верят в справедливость. С ними и расставаться не хочется.
Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых “106 пропавших часов”, “Дом отважных трусишек”, “Нежданно – негаданно” и др. Писал Ермолаев Юрий Иванович и сказки. Одна из них называется “О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе”. Некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное.
– В тексте есть незнакомые нам слова. Чтобы объяснить смысл этих слов, куда мы сможем обратиться? Как вы поступите?
материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой.
— это пониженная часть земной поверхности по которой протекает широкие места чередуются с узкими.
Тропические лианы – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах.
– По названию произведения, словам, значение которых вы узнали, попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в этом произведении.
– Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте и подумайте, правы ли были Вы в своих предположениях?
Проверка первичного восприятия текста:
– Понравился ли вам рассказ? Давайте посмотрим, правы ли были мы в своих предположениях?
– Понравились ли вам дети, о которых говорится в произведении?
– Почему Оля съела два пирожных?
Чем не понравилось Оле поведение Наташи?
– Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?
VI. Закрепление знаний и способов действий
1) Предотвращение ошибок при чтении трудных слов
Прочитайте слова по слогам, а затем плавно, целыми словами
Пу-те-ше-стви-е – путешествие
Крен-дель-ки – крендельки
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем:
Один, 2, 3, 4, .5
И урок мы продолжаем.
2) Чтение и анализ текста «с остановками» (учащиеся читают по цепочке)
– О чем была эта книга? (о путешествиях по Африке)
– А что же такое Африка? (Материк или большая часть суши, окруженная водой)
– Хотелось ли Наташе помогать маме? (нет, не хотелось)
– Готова ли была Оля помочь маме? (да, она решила помочь, а затем заниматься своими делами)
– Пришлось ли Оле звать Наташу на кухню?
– Что видела Наташа путешествуя по Африке? (реку, пальмы, лианы, попугаев)
-Определим главную мысль рассказа. Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? Главная мысль произведения – это то, что нужно помогать маме, родным, быть отзывчивыми, сопереживать другим, не быть эгоистичными, не потакать все время своим желаниям, помнить о своих обязанностях).
-Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?
3. Характеристика героев
Работа в группах
– У вас на столах лежат конверты. 1 ряд выбирает слова, которые характеризуют Олю, а 2 ряд – Наташу. (ответы вывешиваются на доске)
– трудолюбивая – легкомысленная
– отзывчивая – мечтательная
– послушная – ленивая
– добрая – хитрая
4. Осмысление содержания прочитанного
– Сейчас я предлагаю вам примерить на себя шесть шляп.
1-белая – шляпа информации
-Как называется произведение?
-Кто герои этого рассказа? как звали дочерей? О чём попросила мама?
2-чёрная – критик (что плохого в поступках героев)
– Необходимо продолжить предложение.
3-жёлтая –шляпа оптимиста
Что вы чувствуете к герою
-Как бы вы поступили, если бы вы были заняты чем-то интересным, а мама вас попросила о помощи?
Дайте совет герою или читателю
– Оцените свою работу в листах самооценки
– Каждый из нас живёт в семье. В вашем доме должна царить любовь, доброта, уважение, тепло. Особенно в нашей любви и внимании нуждаются самые близкие люди – ваши родители. Берегите свою маму, чаще помогайте ей.
– Как называется произведение, которое мы сегодня читали?
– В каком большом разделе находится это произведение?
– Чем вам понравилось это произведение?
– А кто автор этого произведения?
– А что вы запомнили из того, что я рассказала вам о Юрии Ивановиче Ермолаеве?
– Сколько главных героев в этом рассказе, назовите их имена.
– Давайте, вспомним, какие же задачи мы ставили в начале урока и отметим выполненные.
– Сегодня на протяжении всего урока вы оценивали себя в листах самооценки. Просмотрите их и оцените свою работу на уроке.
Икомасова Светлана Владимировна
способствовать формированию навыков чтения и правильной речи учащихся;
на примере произведения воспитывать положительные качества личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость
Методы, используемые на уроке
Технологии, используемые на уроке
– обучения в сотрудничестве,
– проблемно-поисковое обучение;
– развития критического мышления
воспринимать на слух художественное произведение; получат возможность научиться определять последовательность событий в произведении, объяснять нравственный смысл рассказа, понимать и объяснять поступки героев, соотносить пословицы с главной мыслью.
Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 2 класс ( 2-я часть).
ТСО (мультимедийный проектор, нетбук, проектор, экран), презентация к уроку, карточки для групповой работы, глобус, портрет писателя, 6 шляп; тюльпаны
Форма проведения урока
урок – диалог
: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви
Проводит дыхательную гимнастику с детьми
Выполняют дыхательную гимнастику, слушают задания учителя.
обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности
Организует актуализацию опорных знаний необходимых для усвоения нового материала.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деят-ность.
Слушают и отвечают на вопросы учителя
Выполняют тест самостоятельно
Проверяют правильность выполнения задания
проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.
контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Просит прочитать детей слова, записанные на доске сначала по слогам, затем целыми словами
Организовывает работу в группах, обеспечивает контроль за выполнением задания
Работают в группах
Организует самооценку учебной деят- ности
Читательский дневник по рассказу «Два пирожных» Юрия Ермолаева
Название произведения: «Два пирожных»
Число страниц: 2
Главные герои: Оля, Наташа, мама девочек.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев
Мама — хитрая и находчивая.
Оля — младшая дочь и сестра.
Наташа — старшая дочь и сестра.
Умная и начитанная. Фантазёрка.
План рассказа
Оля помыла посуду и получила заслуженную награду.
Пословицы к рассказу
Библиотека произведений автора пополняется.