– снижен (плаксивость,
грусть);
– ровный, спокойный;
– повышен (радость,
удовлетворение);
Отмечается степень
выраженности эмоционального реагирования.
Общее
эмоциональное состояние учащихся на
уроке (подавленное, пассивное, скучающее,
спокойное, оживленное, веселое,
возбужденное). Уровень увлеченности у
учащихся деятельностью (высокий, средний,
низкий). Эмоциональный фон урока,
психологический климат на уроке.
Создание
учителем определенного настроения на
уроке, использование классического
литературного наследия. Настроение и
увлеченность уроком самого педагога,
характер его общения с учениками,
особенности речи (грамотная литературная
речь), используемые им приемы и методы
организации урока и т.д.)
Формирование условий для создания эмоционального и психологического комфорта на уроке через различные средства наглядности, в том числе и ИКТ
Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса, поэтому я с первых дней пребывания в школе стараюсь заинтересовать ребёнка. Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению.
Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения:
1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней, являются следствиями умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи ребенка
2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми отношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива.
3) эмоции, связанные с созданием каждым учеником, учитывая свои возможности, достижений успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач.
4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом.
5) положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приёмами самостоятельного добывания знаний.
Начинать учебный день надо всегда с приветствия. Говорить детям, что очень рад их снова видеть. Поэтому каждый урок можно начинать с прочтения стихов:
Я рад видеть каждого из вас.
И пусть в окно зима прохладой дышит.
Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь мы друг друга чувствуем и слышим.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
– Здравствуйте, ребята!
Встанем ровно и красиво.
Повернись к соседу слева, повернись соседу справа.
Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа.
Итак, друзья, внимание.
Начнём скорей урок.
Придумано кем-то просто и мудро! При встрече здороваться:
Доброе утро! – солнцу и птицам,
-Доброе утро! – приветливым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера!
Что такое, здравствуй?
Лучшее из слов,
Потому что, здравствуй,
Значит, БУДЬ ЗДОРОВ.
Добрый день и добрый час,
Очень рады видеть вас.
С добрым утром, начат день
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать!
Победа ребенка становится победой учителя, его радость – радостью учителя.
Ведь желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. В.А. Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».
Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха! Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.
В своей педагогической деятельности для каждого учащегося, особенно это касается «слабых» учеников, я стараюсь создать «ситуацию успеха».
Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде социальной деятельности (общественной активности, учебе, труде, художественном творчестве, спорте и т.д.) и способствующих формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.
Это сочетание многообразных педагогических средств и приемов, методов реализующих установку учителя на гуманизацию педагогического процесса в школе.
Необходимо выполнять ряд следующих педагогических действий для создания ситуации успеха:
1. Изучение личности школьника; составление на этой основе его диагностической характеристики.
Клиническое, психологическое и педагогическое направления диагностической работы помогает учителю и родителям получить информацию о состоянии здоровью ученика, возможных причинах неуспеваемости, потенциальных возможностях интеллекта, причине личностной дезадаптации, а также уровне эмоционально – волевой сферы. Такая диагностика позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход при разноуровневом обучении. Ведь от правильной диагностики зависит не только дальнейшее обучение ребенка, но часто и его судьба.
2. Формирование социально-психологиеческой атмосферы, обеспечивающей ребенку положение приветствуемого члена коллектива.
Дети, особенно те, к которым необходимо осуществлять индивидуальный разноуровневый подход, чрезвычайно чувствительны. Любое изменение настроения и поведения учителя неизбежно сказывается на их настроении. От того, как сложатся отношения «учитель – ученик», зависит очень многое. Отношения «учитель – ученик» должны строиться на доверии, приятии, эмпатии, поддержке.
3. Создание условий для эффективного участия в деятельности(учении, игре и т.д.)
К ним относятся: создание материально – технологического обеспечения пространства; подбор соответствующих возрастным особенностям методов и приемов обучения; учет индивидуально – личностных качеств учеников. Состояние комфорта несет с собой удовлетворения собственной деятельностью, рождает положительные мотивы к её продолжению, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика. Вывод ясен: комфортность обучения – условие её успешности.
4. Достижение интеллектуального комфорта на уроке требует смены видов деятельности, обеспечение каждому ученику возможности работать в доступном ему темпе, получения или собственного, личностно значительного результата учебной работы, укрепляющего веру ребенка в его познавательные возможности.
Следует отметить важную роль для возникновения у учащихся психологического комфорта. Наиболее продуктивное время занятий 10-25 минут от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ я планирую именно на это время.
Предлагаю использовать следующие приемы создания ситуации успеха:
Страшна ли она? Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.
Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.
Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.
3. « Холодный душ»
На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
Так же стоит отметить, что выполнение разноуровневых заданий: по форме, по сложности, по объему, предполагает разную умственную деятельность и помогает учесть индивидуальные особенности детей, учит детей рассчитывать свои силы и возможности, достигать определенной планки, напрягая все силы. Только так знания будут расти. А там, где будет успех, там будет и интерес.
Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов.
Сегодняшний день предполагает широкое использование ИКТ в учебном процессе. Использование возможностей ИКТ в школе способствует:
-повышению мотивации к учению;
-повышению эффективности образовательного процесса за счет высокой степени наглядности;
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости обучающихся;
-развитию наглядно—образного, информационного мышления;
совершенствованию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
-повышению активности и инициативности обучающихся на уроке.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является игра. Нужно поддерживать интерес ребёнка к учёбе через учебно-познавательные игры. Игра выступает как мотив радости в учении. В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняют задания различной трудности. Она стимулирует воображение и фантазию детей, а воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно даёт импульс творческому процессу, именно через воображение лежит путь к нахождению интуитивных решений.
Реализуя принцип индивидуального подхода к обучению, используются различные формы организации учебной деятельности на уроке.
Очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому сопутствует рефлексия, к которой нужно стараюсь подвести учащихся в итоге урока.
С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные виды деятельности для снятия физического и умственного напряжения: физминутку, гимнастику для глаз, речевую разминку, дыыхательную, пальчиковую гимнастики.
Только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении.
Включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника.
Кто-то когда должен ответить, высветив правду, истину вскрыв
Что же такое трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв!
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли
Как воспитать радость познания
Радость познания — это основная положительная эмоция, которая является наградой школьнику на уроке. Как сделать так, чтобы ребята ее испытали?
Во-первых, их можно заинтриговать. Таинственное и хитрое лицо учителя («Сегодня у нас очень необычная тема, но —тссс— все узнаете в свое время») или странный предмет на учительском столе, необычный видеоряд на экране в начале урока, загадка — все это заставит любопытных ребят допытываться, о чем пойдет речь, и с нетерпением ждать объяснения.
Во-вторых, энтузиазм, с которым учитель приступает к объяснению, его заинтересованное лицо, горящие глаза. Он словно бы снова, вместе с ребятами, узнает что-то потрясающе интересное.
Прекрасным средством можно считать дискуссию. Это может быть попытка найти решение трудной задачи, а может быть «ярмарка прогнозов»: «Угадайте, что сейчас произойдет?»
При этом учителю необходимо следить за тем, чтобы мог высказаться каждый, кто хочет, но не заставлять говорить того, кто не хочет. Каждого высказавшегося необходимо похвалить хотя бы кратко («Интересная идея!», «Оригинально!», «Молодец, что об этом сказал» и т.п.) Главные враги дискуссии — презрительные насмешки и безапелляционное учительское мнение. Вроде такого: ну, поболтали — и будет; на самом деле задача решается вот так. В такой ситуации ребята чувствуют себя глубоко оскорбленными: их мнение, оказывается, никому не нужно. Из дискуссии надо выходить всем вместе. Неправильные мнения, если они возобладали, надо не отмести, а испытать: «Но если так сделать, то не получится ли вот так?» На правильное — натолкнуть наводящими вопросами. Но истина должна родиться в споре —иначе зачем было его и затевать!
Классы разные нужны
У каждого класса свое лицо и своя общая идея. Есть запуганные классы и заласканные, сильные и слабые, активные и апатичные. Стремясь создать благоприятный эмоциональный фон на уроке, надо учитывать особенности класса, его уровня и общего настроения.
Если класс вялый, апатичный, немотивированный, то можно встряхнуть его ярким эмоциональным началом урока: фильмом, песней. А в слишком эмоциональном классе этого, напротив, делать не стоит: пол-урока придется утешать или успокаивать расчувствовавшихся ребятишек, да и потом результативность будет низкая: пик активности уже миновал.
Чтобы удобнее было готовиться к урокам, некоторые учителя составляют импровизированные таблички для себя, где помечают, какие методы дали хороший настрой в каждом классе. Это позволяет сэкономить время в будущем, особенно если классов много.
Как избежать страха?
Страх убивает не только стремление к знаниям. Он вообще блокирует способность мыслить. Испуганный школьник не ученик. Его единственная мысль — «как бы чего не вышло»; он не хочет узнать новое — он хочет, чтобы его оставили в покое, не трогали и не замечали.
Почему возникает страх? Мы априори не рассматриваем случаи, когда учитель или родители целенаправленно запугивают ребенка из превратно понятых целей образования. Допустим, никто его не пугал, а он все же боится.
Думается, причины тут две: незнание материала или страх чужой низкой оценки (в широком смысле).
В первом случае поможет актуализация изученного. Возможно, многие подзабыли пройденное и сейчас волнуются: вдруг они не поймут объяснение нового. Поэтому перед объяснением новой темы хорошо бы найти время чуть-чуть повторить. Если это не помогает конкретному ученику, надо решать эту конкретную проблему (с помощью индивидуального плана и т.п.), но учащийся должен знать: учитель в курсе его проблемы, ничего страшного, все решаемо.
Что касается страха низкой оценки («учитель рассердится», «все будут смеяться» и т.п.), то это уже вопрос дисциплины и воспитания. Никогда не следует самому высмеивать ученика или позволять это детям. Недопустимо «переходить на личности» (то есть ругать самого ребенка вместо того, чтобы осудить конкретный поступок). Напротив, надо постараться создать для школьника ситуацию успеха, заставить его поверить в свои силы.
На помощь может прийти игра: в увлечении ребенок часто забывает страх, и тут уж дело учителя суметь заметить его небольшой успех и от души похвалить его.
Помогут и «задания в конвертах» —дифференцированные задания, которые подбираются так, чтобы быть посильными для ученика. При этой форме контроля учитель выдает каждому конверт с вопросами, ориентированными на его уровень владения материалом. Конечно, невозможно поставить одинаковые оценки и тому, кто выполнил трудное задание, и тому, кто едва ответил на простейшие вопросы. Поэтому в «легком» конверте должно быть одно задание посложнее и одно трудное. Первое — это чуть повышенная планка (а вдруг возьмет?), второе — просто доказательство слабому ученику, что он пока не все знает (часто ребенок необъективно оценивает себя и подозревает учителя (нередко с подачи родителей) в занижении оценок).
Особенности общения учителя с учащимися на уроке.
Владение
техникой речи
‑ темп речи; тон: доброжелательный –
резкий, ласковый, теплый, сухой, холодный,
повелительный; точность, логичность-неумение
точно выразить мысль; выразительность
речи; широта использования шуток, юмора.
Организация
взаимодействия
‑ стремление к сотрудничеству ‑
доминирование, монолог; оптимальная
требовательность ‑ чрезмерная
требовательность; стимулирование
инициативы ‑ подавление инициативы;
оценочные суждения в адрес ученика ‑
оценочные суждения в адрес ученика не
допускаются.
Эмоциональный
потенциал урока
‑ доброжелательность ‑ неприветливость;
улыбка, смех ‑ хмурость, озабоченность;
заинтересованность – безразличие;
доверие, открытость – скептицизм;
эмпатия – черствость.
Невербальные
способы общения
‑ чаще всего используются средства,
выражающие одобрение – неодобрение;
симпатия – антипатия; интерес –
безразличие; поддержка – угроза; активное
слушание – пренебрежение; “поддерживающие
знаки” ‑ снисхождение.
Педагогическая
этика –
принятие/непринятие ученика, обида;
дифференцированная оценка или
поверхностная, неаргументированная;
лояльность, гибкость/категоричность;
умение/неумение конструктивно разрешать
конфликт; преобладание ободряющих
высказываний ‑ преобладание запретов,
приказов, порицаний; форма предъявления
замечаний и порицаний ‑ мягкая,
спокойная, строгая, резкая, оскорбительная;
форма выражения похвалы и одобрения ‑
восторженная, сдержанная, сухая.
Сделать
вывод о стиле педагогического общения
учителя (авторитарный, демократический,
попустительский или мягкий, жесткий,
смешанный ).
Психологический
анализ урока может быть более углубленным
и содержательным при опоре на теоретические
подтверждения и исследования. Кроме
того, он может (и должен) рассматривать
основные компоненты учебной деятельности
(в частности, анализ учебной задачи:
формирование понятий по предмету,
учебных действий и развитие творческого
мышления). Текст анализа урока русского
языка должен быть написан грамотным
психологическим языком, подтвержденным
примерами из анализируемого урока.
Для
более углубленного анализа мотивации
учебной деятельности можно использовать
следующие методики исследования мотивов.
Методики исследования
учебной деятельности и ее мотивов
Методика
1. Исследование мотивов учебной
деятельности
Учебная
деятельность всегда полимотивирована.
Мотивы могут быть внешними и внутренними.
Внешние
мотивы обусловлены социальной средой;
внутренние
связаны с самим познанием, содержанием
и выполнением учебной деятельности. В
структуре мотивов можно выделить
ведущие, которые поможет выявить данная
методика.
Цель:
изучение
учебной мотивации школьников.
Проведение
исследования. Каждому
школьнику предлагаются списки мотивов.
Инструкция:
«Учеба занимает в вашей школьной жизни
большое место. Какие, по вашему мнению,
причины побуждают учиться:
. большинство учеников
твоего класса; ‑ обведи
кружком
номера этих утверждений;
2.
тебя лично
‑ поставь перед утверждением знак
.
Выберете
из списка по три наиболее значимые
причины (мотива)».
1.
Учимся, потому что хотим больше знать.
2.
Учимся, потому что сейчас все учатся.
3.
Учимся, потому что интересно.
4.
Потому что нравится учиться.
5.
Привлекает сам процесс учебы.
8.
Потом легко будет устроиться на работу
или поступить в вуз.
9.
Хочу быть авторитетным в школе.
10.
Неприятно испытывать наказание за
плохую учебу.
11.
Люблю заниматься самообразованием.
Как учить и как учиться?
Роль эмоционального настроя на уроке едва ли можно переоценить. Ведь все мы не раз наблюдали, как, казалось бы, трудный материал воспринимался слабым классом «на ура», хотя, вроде бы, и особенных методических приемов не было. Но энергия и увлеченность просто захватили и детей, и педагога — и результат превзошел все ожидания. А бывает, что не «пошел» материал. Настроя не было. Ведь и в самом деле, по меткому замечанию ДжанниРодари в его «Сказках по телефону», «многое, что можно было бы выучить смеясь, учат со слезами — горькими и бесполезными».
Даже у взрослого человека многое зависит от настроения — что же говорить о ребенке! И чем младше школьник, тем в большей степени он зависим от того эмоционального настроя, который транслирует ему педагог, тем легче и чаще меняется его настроение.
Какой же эмоциональный фон предпочтителен на уроке? Если говорить об уроке в целом, то это фон бодрой деловитости и заинтересованности. Излишние возбуждение и смешливость мешают усвоению материала, но в еще большей степени врагами учения являются страх, скука, ненависть к предмету или учителю. Именно на борьбу с этими отрицательными эмоциями и должна быть, как нам кажется, направлена работа учителя.
Какие бывают эмоции
Все мы знаем, что эмоции бывают положительные и отрицательные. Положительные доставляют удовольствие, отрицательные — наоборот. Однако не стоит забывать, что положительные эмоции не всегда полезны и нравственны, а отрицательные не всегда достойны порицания и исключения из жизни человека.
Например, ощущение своего превосходства — безусловно, положительная эмоция. И, нет сомнений, школьники, которым все время говорят, какие они гениальные, приглашая посмеяться над тупостью ребят из параллельных классов, будут настроены очень радостно и с симпатией отнесутся к учителю. Вот только на пользу ли такой эмоциональный настрой как с точки зрения воспитания, так и для усвоения материала? Напротив, ощущение дискомфорта от того, что нужных знаний пока нет, (отрицательная эмоция) — это как раз то состояние, которое провоцирует стремление обучаться.
То есть эмоциональный фон урока — это не нечто статичное и радостно-положительное. Это сложное многоцветное полотно, колер которого изменяется во время урока, и соткать такое полотно — задача не из самых простых.
“В жизни важен первый шаг”
В начале урока создать правильный эмоциональный настрой — важнейшая задача. Это надо сделать достаточно быстро (ни организационный момент, ни фазу вызова затягивать не стоит) и небанально, чтобы не повторять за коллегами, начавшими первые пять уроков фразой “Какая чудесная сегодня погода!” или “Все вы выглядите отдохнувшими и повзрослевшими!”
В начальной школе учителя часто начинают урок с мотивирующего и поднимающего настроение стишка. Их вполне можно уже отнести к учительскому фольклору, а новые тексты нетрудно найти в интернете. Приведем еще несколько примеров.
Дело есть у нас сейчас —
Это раз.
Пишем буквы и слова —
Это два.
Вот друзья твои, смотри —
Это три.
Мы живем в счастливом мире —
Вот четыре.
А оценку получать —
Только пять!
Нам — учиться и читать.
Нам —«пятерки» получать.
Нам — смеяться и дружить,
Очень грамотными быть.
Если утром улыбнуться,
Сразу птицы запоют,
Всюду чудеса начнутся
И ромашки расцветут.
Если будешь улыбаться
Всем невзгодам вопреки,
Будут в небе зажигаться
Звезды, словно огоньки.
И тогда придет удача,
И тогда придет успех,
Ведь улыбка много значит
Для тебя, для нас, для всех.
Все готово, все в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Отправляется сейчас
В путешествие наш класс.
Мы пройдем дорогой знаний,
Не собьемся мы с пути.
Ждет нас множество заданий
И победа впереди.
Многие учителя предлагают ребятам — с соседом по парте, сказать ему комплимент или доброе пожелание. Это упражнение воздействует на эмоциональную сферу благодаря тактильному контакту и способствует развитию речи учащихся.
Интересным приемом может быть произнесение перед уроком какой-то традиционной речовки или девиза.
Мы умны, смелы и зорки,
Нам нужны одни «пятёрки!»
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем знания искать.
Попытка повторить за учителем мудреную скороговорку тоже может вызвать веселость и радостный настрой.
Примеры забавных скороговорок можно найти здесь:
В пути развлекать обещали
Конечно, “скучно” почти всегда означает “непонятно”. Поэтому на уроке надо и развлекать тоже — в хорошем смысле слова. То есть создавать хорошее настроение. Ведь 45 минут напряженной, но скучной и изматывающей работы едва ли продуктивнее, чем 40 минут веселой и увлеченной работы плюс 5 минут на шутки и игры. Как это можно сделать без ущерба для образования?
Можно не задавать при опросе вопросы и задачи, а раздавать их:
Можно вопросы и задания разыгрывать, как в аукционе, используя выданные заранее фишки.
Можно провести, предложив каждой группе
Собственно, и весь урок можно провести в форме игры. Приведем примеры:
Например, “Визит Незнайки”.
К детям приходит Незнайка и уверяет, что все изучаемое ими бесполезно и неинтересно. Дети возражают и объясняют, что они изучили и зачем. Эта игра одновременно направлена на мотивацию и помогает повторить изученный материал, который дети пытаются объяснить Незнайке.
В азартном, энергичном классе рабочий настрой падает, если ребятам делается скучно. Им психологически комфортнее быстрый темп, частая смена видов деятельности; такие школьники любят соревнования, активные игры.
Напротив, вялый и “тихий” класс, где много детей флегматиков и меланхоликов, будет испытывать постоянный стресс на таких уроках. ” Расшевелить” их не получится, ведь тип нервной деятельности не переделаешь — он врожденный. А на приеме у психиатра не редкость те, кому пытались жестко ломать темперамент.
В таком классе лучше избрать несколько спокойных вариантов работы, делать между ними паузы (например, в этот момент может быть проведена физкультминутка, сбор-выдача тетрадей, учитель может что-то рассказать увлекательное, сообщить о необычном факте, привести интересный афоризм).
Скорее всего в классе есть ребята с разными темпераментами. Но и в этом случае нетрудно найти всем сравнительно комфортные виды работы. Например, если проводится активная игра, холерики и сангвиники радостно бросятся соревноваться, а флегматики и меланхолики с удовольствием выполнят обязанности жюри.
Нередко учителя проводят контроль с помощью индивидуальных карточек. Можно заготовить листы с заданием, скажем, на 10 минут, а несколько —совсем маленьких, на пару минут. Такой листок надо дать ребенку-кинестетику, предупредив, что на «пятерку» надо сделать пять таких, а следующий вы дадите, когда ученик выполнит первый. Школьнику придется несколько раз встать и пройти по классу, и это снимет напряжение и улучшит эмоциональное состояние ребенка.
Можно дать задание, которое заставит ребят пройтись по классу. Например, треть класса получает карточки, на которых написана дата, треть — с названиями исторических событий, которые в эти даты произошли, остальные — карточки с именами исторических деятелей, которые с этими событиями связаны. Они должны воссоединиться. С этой целью сначала первая треть идет по классу, ищет «своих», а потом — все «ненайденные». Можно так же распределить формулу, учёного и формулировку закона; героя, автора и произведение и т.д.
Если нет возможности устроить такие “бродилки”, можно провести фронтальный опрос или какую-нибудь игру с мячом. Это снимет напряжение и улучшит эмоциональное состояние ребят.
Если урок требует не радостного, а лирического настроения, его легко создать с помощью свечи, зажженной на учительском столе. Только будьте осторожны с огнем! (сейчас есть вполне реалистичные свечи на батарейках).
Создать настроение поможет оформление кабинета. Если требуется особый эмоциональный настрой (скажем, открытый урок, очень важная тема и т.п.), об этом лучше подумать заранее и подготовиться. Например, к уроку о Великой Отечественной войне можно оформить кабинет черно-белыми фотографиями, настоящими или стилизованными под сороковые годы, а стекла заклеить полосками бумаги. К уроку о мореходах-первооткрывателях подготовить «карту пиратов», изображения, а то и макеты старинных кораблей, подзорную трубу и т.п.
Есть немало примеров успешного использования классической музыки (особенно скрипичной) на уроках в качестве фона при выполнении самостоятельной работы. Если подобрать более бодрые, энергичные музыкальные произведения для вялого, апатичного класса и спокойные, мелодичные — для нервных или агрессивных ребят, это станет и средством эмоционального настроя.
Сильнейшее средство эмоционального воздействия —юмор. Удачная шутка способна подбодрить робкого ребенка и слегка осадить зазнайку. Но главное назначение юмора — нивелирование страха. Шутка, смех говорят сознанию: “Все нормально, бояться нечего, все проблемы решаемы”. Это помогает скинуть напряжение и ощутить веру в свои силы.
Эмоции учителя
И, наверное, ни для кого не секрет, что на школьников очень сильно влияет то, в каком настроении пребывает учитель (точнее, какое настроение он транслирует). Педагог — всегда немного актер, поэтому он обычно старается, в каком бы настроении ни пришел, продемонстрировать детям бодрость и оптимизм.
Бодрый, деловой, благожелательный тон, заинтересованный взгляд, прямая осанка и энергичные движения — все это стимулирует и учащихся держаться соответственно.
Внимание к ученику, словесное поощрение, невербальная демонстрация симпатии и заинтересованности (внимательный взгляд, поворот головы и легкий наклон к отвечающему, кивок, улыбка) вселяют в школьника ощущение своей важности и тоже способствуют положительному эмоциональному настрою на уроке.
В последнее время очень много говорится об эмоциональном интеллекте и его важности для современного человека. Создание делового, радостного и благоприятного фона на уроке — это и показатель владения учителем навыками эмоционального интеллекта, и условия усвоения школьниками не только программного материала, но и основ этой важной составляющей мягких навыков.
Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Внимание
–
частые
колебания внимания, отвлекаемость,
рассеянность либо расторможенность в
поведении, ошибки из-за невнимательности;
–
сосредоточенность,
способность
сконцентрировать внимание на выполняемой
деятельности;
–
устойчивость
внимания,
продолжительность сосредоточения
на выполняемой деятельности;
–
переключаемость
внимания,
переход от одного вида заданий к
другому (отмечается шаблонность,
персеверация, что может свидетельствовать
о ЗПР, УО, ригидности, инертности).
–
логическое либо механическое запоминание,
что позволяет сделать вывод о понимании
учебного материала.
Возможно
определение преобладающего типа
запоминания (зрительный, слуховой,
моторный).
–
низкий уровень развития логических
операций (сравнение, установление
аналогий, обобщение);
– средний уровень
развития логических операций;
–
высокий уровень логических операций
(способность к детальному анализу и
систематизации информации, наличие
проблемных вопросов, способность к
самостоятельному конструированию
алгоритма решения учебных задач);
– нестандартность
мышления, креативность.
–
легкость и точность выражения мысли,
затрудненность
речи;
– наличие связной
речи;
– словарный запас.
V.
Степень вовлеченности в обследование
или учебный процесс, особенности
мотивации.
Выделяют следующие
виды мотивов:
1) мотив общения;
2) игровая мотивация;
4) мотив оценки;
VI.
Оценка ребенком своих результатов.
Психолог,
организующий обследование, либо учитель,
проводящие урок, используют вопросы:
1) Хорошо ли ты
сделал?
2)Что получилось,
что не получилось?
3) Доволен ли ты
своим результатом?
Этими
вопросами оцениваются самооценка
ребенка, его
критичность.
VII.
Установление контакта со взрослыми и
отношение к
обследованию.
Выделяют
следующие виды эмоциональных отношений
со
взрослыми:
1.
Интимно-личные – стремление к физическому
контакту, такое стремление, как правило,
является признаком острого дефицита
такого общения.
2. Активно-положительное
ребенок радуется.
3. Спокойно-положительное.
5.
Конфликтное, амбивалентное: двойственность,
противоречивость отношения.
При
наблюдении за ребенком, его отношения
со взрослыми определяют сформированность
чувства дистанции. Оно может быть от
фамильярного “ты”, что говорит о
заниженном чувстве дистанции и может
свидетельствовать о задержке психического
развития или низком культурном уровне
социальной среды; до повышенного чувства
дистанции: беспрекословное послушание
(как правило, это воспитывается в семье
с авторитарным стилем отношений, говорит
о выраженной ориентации на взрослого).
Часть
детей во время эксперимента действуют
автономно от взрослого, как по своей
программе.
VIII.
Обучаемость
– индивидуальные показатели скорости
и качества усвоения знаний, умений и
навыков в процессе обучения.
Эти
показатели в процессе эксперимента
определяются по мере того, как использует,
принимает помощь испытуемый.
Существуют разные
квалификации видов помощи.
1.
Стимуляция – тип помощи, когда говорят:
“Подумай!”, “Проверь еще раз”,
“Ты хорошо подумал?” и т.п. Это
дополнение недостаточно сформированного
контроля. Такой вид помощи бывает
достаточен тем детям, которые обладают
слабыми волевыми усилиями, у них
недостаточно выражена мотивация.
2.
Эмоционально регулирующая помощь. Она,
как правило, выражается в словах: “Ты
же умный мальчик, у тебя все получается”
и т.п. Такой вид помощи необходим
неуверенным, тревожным детям.
3.
Направляющая – заключается в активизации
произвольного внимания ребенка. Для
этого используют следующие высказывания:
“Не спеши”, “Как ты говоришь”,
“Посмотри внимательно на образец”,
“С чего ты начнешь?”, “Дальше?”
Можно
использовать другие приемы. При этом
необходимо придерживаться следующих
ограничений: не следует давать никаких
конкретных указаний относительно того,
какие действия надо делать; не следует
оценивать ни избранные ребенком
способы работы, ни полученный результат.
4.
Организующая – это такой вид помощи, при
которой ребенок выполняет исполнительские
действия, а контроль и оценку производит
взрослый. Происходит как бы разделение
функций между ребенком и взрослым.
Примером наиболее выраженной формы
организующей помощи является так
называемый “пошаговый контроль”
за работой ребенка. Здесь дается полная
программа действий.
5.
Обучающая – взрослый непосредственно
сам предлагает ребенку способ действия,
и объем оказанной помощи имеет существенное
диагностическое значение, поэтому она
оказывается в минимальном объеме.
Например, взрослый указывает ребенку
возможность применения иного способа
действия, но не объясняет, как
надо
действовать. Больший объем помощи
предполагает задавание вопросов –
“подсказок”, наталкивающих ребенка
на нужный способ работы. Только после
того взрослый переходит к специальным
приемам, как
ограничение объема, предъявленного
материала, обсуждение отдельных операций,
совместное выполнение некоторых из
них. Показ
способа
работы с его одновременным объяснением
является самой большой по объему
обучающей помощью. Вне зависимости от
объема обучающей помощи, оказанной
ребенку, необходимо предложить ему
сходное задание для того, чтобы
проконтролировать усвоение способа
решения.
Наблюдение
за появлением различных видов самооценки
школьника на уроке и во внеурочное время
Материал к
организации наблюдения:
Критерии проявления
видов самооценки.
*Примечание:
Критерии проявления видов самооценки
фиксировать в протоколе наблюдения:
знаком «+» – проявляется,
знаком
«-» – не проявляется.
«Палочки-выручалочки»
Что же делать, если материал урока не особо годится для всех этих вариантов, или по какой-то причине учитель не мог подготовиться (замена, например), или дети не воспринимают ничего, сидят надутые и с пустыми глазами?
Ну что ж, и такое бывает. Однако есть несколько приемов, которые не позволят уроку вовсе превратиться в скучную тягомотину.
Учитель, зачем-то надевший поверх костюма тогу или на голову — корону и в таком виде ведущий урок, всегда рассказывает интереснее и объясняет понятнее, чем он же, но одетый обычно.
Какой-то предмет, зачем-то лежащий на учительском столе на возвышении; приспособление для рисования песком (используемое, конечно), гость на уроке (например, представитель какой-то профессии) и т.п. — все это действует безотказно.
Подбор материала
Полезными могут оказаться различные видеоматериалы, которых немало в интернете.
Создают рабочее настроение и приносят множество эмоций и различные творческие и нестандартные задания:
Короче, задания и объяснения должны быть такими, чтобы не допустить на урок скуку, и тогда все получится.
Конец – делу венец
В конце урока часто учителя прибегают к рефлексии. Цель ее — помочь детям осознать цель, которой они достигли в результате работы, дать оценку своей деятельности, проанализировать причины неудач.
Но помимо этого важно ощущение радости и гордости: я хорошо, добросовестно поработал, мой успех заслужен.
Для оценки эмоционального состояния учеников нередко используются цветные карточки. Каждый цвет соответствует какому-то эмоциональному состоянию; ребята выбирают карточку со своим «настроением», показывают ее, а иногда и объясняют, почему выбрали именно это.
Учитель может поблагодарить класс, похвалить ребят за участие в уроке, сказать, что было интересно и приятно работать с ними. Можно дать анонс следующей темы в форме загадки или необычного факта, чтобы подогреть интерес, заинтриговать. Но в любом случае лучше, если ребята уйдут с хорошим настроением — тогда они и придут на следующий урок радостными и готовыми к свершениям.
Хорошее настроение — залог отличного урока. Поэтому надеемся, что предложенные нами приемы, призванные улучшить эмоциональный настрой на уроке, будут полезны.
Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.