ЭКСПЕРТИЗА УЧЕБНИКА

Внимание! Возможны изменения в федеральном перечне учебников!

Минпросвещения утвердило новый порядок формирования федерального перечня учебников. Их экспертиза официально стала государственной, а сами эксперты будут нести персональную ответственность за оценку пособия. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Ранее издательства сами заказывали и оплачивали экспертизу школьных учебников. По новому приказу, заказчиком проверки выступит министерство, его исполнителем станет подведомственная ему организация. Учебники будут проходить экспертизу раз в пять лет.

Требования к самим учебникам ужесточились. Среди них основные:

Каждый критерий экспертизы подразумевает оценку от 0 до 3 баллов. Чем больше баллов наберёт издание, тем выше шанс попасть в перечень. Для эксперта требуется иметь высшее образование, учёную степень или педагогический стаж не менее 10 лет или опыт разработки методических пособий. Имена и фамилии экспертов будут печатать на обороте титульного листа учебников.

Авторы учебников вправе провести собственную независимую общественную экспертизу: для оценки пособия они могут выбрать организацию самостоятельно.

Сроки подачи документов издателями также изменились: теперь направлять учебник на экспертизу нужно с 20 февраля по 20 апреля.

Ещё больше интересного и полезного про образование и воспитание — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить

Обсуждаем ПРИКАЗ Минпросвещения России от 18.12.2019 N 695

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ, ДОПУЩЕННЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»(Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.02.2020 N 57418)

Рассмотрим вопрос, правильное решение которого не требует дополнительного финансирования — требуется всего лишь правильно оценить ситуацию и принять взвешенное правильное решение.

Я говорю о профессиональной экспертизе учебников, которая, как жанр, умерла. Не случайно же в Интернете появляются примеры «художеств» авторов учебников, которых при правильно организованной профессиональной экспертизе должно быть не так много. Несколько лет назад я читал «рецензию» или «акт экспертизы» нашего учебника объёмом в полтора листа А4. Она вся состояла из двух столбцов таблицы с вопросами и ответами вроде:

1. Соответствует ли учебник требованиям программы по предмету Да

Теперь дело эксперты вместо «да» и «нет» будут по каждому из 35 критериев ставить отметку в баллах — от 0 до 3, а Учебно-методический совет будет вычислять средний бал для каждого учебника и на основании сравнения этого среднего балла со средним баллом «по больнице», будет делать заключение о пригодности или непригодности использования учебника в школе. Процедура новой экспертизы подробно описана на 50 страницах Приказа Минпросвещения России от 18.12.2019 № 695, точное название которого приведено выше. Но эта процедура не реанимирует убитую профессиональную экспертизу учебников.

Поскольку я готовлю текст для Интернета, то должен предупредить обычный в таком случае вопрос «диванных экспертов»: «А ты кто такой?»

Я профессиональный учитель математики, отработал в школе 44 года, из них — 15 лет в НИИ Содержания и методов обучения АПН СССР (название менялось), более 10 лет рецензировал учебную литературу для Федерального экспертного совета министерства образования (секция математики), являюсь соавтором семи учебников математики, находящихся в федеральном перечне учебников с 1996 г. (тогда это был федеральный комплект учебников). Являюсь автором методического сопровождения учебников, книг и статей для учителей и учащихся.

Итак, о покойной профессиональной экспертизе учебников есть что вспомнить хорошего. Теперь поговорим о том, что понимается под экспертизой учебников сейчас, о подмене экспертизы каким-то шаманством, не имеющим никакого отношения к профессиональной экспертизе учебников. Вернёмся к Приказу Минпросвещения России от 18.12.2019 № 695.

В этом документе установлены новые правила формирования федерального перечня учебников, описаны требования к экспертам, установлены критерии, по которым эксперт должен выставить число баллов от 3 до 0, описана процедура вычисления средних баллов по каждому критерию и порядок вынесения решения.

Меня впечатлила таблица из 35 критериев от 3.1 до 3.35 (4 страницы мелким шрифтом). Они написаны для учебников по любому предмету и для любого возраста. Это совершенно негодный для профессионального рецензирования учебников подход. Ведь учебники бывают по математике и по физкультуре. Неужели их нужно оценить по одним и тем же критериям? Зачем? Мы же не сравниваем учебники математики с учебниками по физкультуре!

Вспоминается из «Полтавы» А. С. Пушкина:

У меня нет уверенности, что нам не придётся платить дань за неосторожное введение рецензирования учебников согласно упомянутому приказу. Поясню сказанное.

Согласно описанной процедуре, Учебно-методический совет не является ни учебным, ни методическим, ни советом, так как он лишь собирает мнения экспертов, выраженные в баллах, и вычисляет для каждого учебника среднее значение балла. Разве эту работу не может выполнить компьютер по составленной программе? Совет не обсуждает учебники на уровне их содержания и методики изложения материала, применимости в школе для обучения школьников данного возраста, так как никаких дискуссий процедура экспертизы не предусматривает. Да, авторы/правообладатели учебника имеют право организовать общественную экспертизу учебника, но для этой экспертизы указано не 35, а 6 критериев. Как будут сравниваться учебники, оценённые по 35 критериям в балльной форме и по 6 критериям, не предполагающим явно оценивания в балльной форме? Процедура учёта результатов общественной экспертизы в Приказе не прописана, а это создаёт простор для «манёвра» с учётом интересов принимающих решения.

Пройдёмся по некоторым критериям.

3.5. Обеспечение соответствия содержания учебника требованиям федерального государственного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов.

У нас нет принятого в образовании однозначного понимания, какой текст учебника отвечает указанным требованиям стандарта по личностным и метапредметным результатам, а какой — нет. Это всё красивые слова, не подкреплённые технологиями измерения, а без них — простор вкусовщины и произвола. Особенно по предметным результатам, которые до сих пор не описаны в стандарте. С чем эксперты будут устанавливать соответствие? Понимаю, Приказ писали в надежде, что стандарт с описанием предметных результатов (кстати, очень плохим по математике) будет принят, но не случилось. Так будет ли работать в этом месте процедура сравнения? По критерию 3.5 мы получим вкусовую оценку экспертов, говорящую не о качествах текста учебника, а о вкусах, прежнем опыте и предпочтениях экспертов.

В списке критериев примерно половина относится не к обучению, а к ограждению учащихся от терроризма и «тлетворного» влияния чего-нибудь. Есть, например, такой критерий.

Приведу пример. У нас в учебнике для 5 класса есть задача из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого (1703), до этого она встречалась в математических рукописях.

Муж выпьет кадь пития за 14 дней, а с женою за 10 дней. Спрашивается, за сколько дней жена его отдельно выпьет ту же кадь.

Теперь даже целомудренная замена «пития» на «квас» не спасёт положения, так как квас, как и кефир, является спиртосодержащим продуктом.

А одну задачу из учебника нам пришлось заменить, так как мама ученицы написала министру образования и науки, что авторы учебника пропагандируют нездоровый образ жизни. Вот эта задача.

За пять недель пират ЕрёмаСпособен выпить бочку рома. А у пирата у ЕмелиУшло б на это две недели. За сколько дней прикончат ром, Пираты, действуя вдвоём.

Помилуйте, разве в тексте этой задачи есть побуждение учащихся пить ром? Разве в ней описаны прелести состояния хмельного человека? Вы бы видели тех пиратов на рисунке из учебника — один без ноги, другой без глаза — да с таким рисунком можно было вести антиалкогольную пропаганду! Кроме того, учебник — не единственный канал получения детьми информации о существовании алкогольных продуктов. Кто, кроме учителя, способен формировать правильное отношение к «спиртосодержащей» продукции задолго до того, как ребёнок с ней столкнётся в жизни? Это я так думаю, а эксперт может посчитать, что в учебнике есть побуждение к распитию спиртных напитков — не спорить же с ним в суде, раз Учебно-методический совет не место для дискуссий.

К чему я упомянул этот случай? — Да к тому, что этот конкретный пример не имеет однозначной экспертной оценки, баллы будут существенно зависеть от наличия или отсутствия боязни эксперта показаться недостаточно строгим и требовательным, от его вкуса, от его понимания проблемы. Какой-то объективности от такой оценки ждать не приходится.

Мне почему-то кажется, что для употребления алкоголя имеются гораздо более сильные социальные причины, чем невинная задача про пиратов, пьющих ром. Вы много встречали в России людей, пьющих ром? Если у нас кто-то что-то пьет, то вовсе не потому, что в детстве прочитал эту задачу в нашем учебнике.

Пункт 3.16 — вообще можно оценивать любой отметкой от 0 до 3, независимо от конкретного содержания учебника математики.

3.16. Полнота представления в содержании учебника научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету.

При этом никак не оценивается содержание учебника и его методический аппарат на предмет соответствия традициям и опыту преподавания конкретного предмета, современным научным представлениям о предмете изучения — Российская Академия наук больше не участвует в экспертизе? А если участвует, то как профессиональные математики будут выражать свои суждения — в баллах? Это возможно? Их мнения о концепции учебника, его структуре и т. п. можно выразить в баллах? В приказе нет критериев о посильности материалов учебника для восприятия учащимися данного возраста, результатов обучения по нему, если учебник уже используется в школе. Зато там есть замечательный пункт.

3.28. Обеспечение возможности использовать учебник в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений.

С каких это пор на учебник стали возлагать поддержку коммуникации между учителем и учащимися? Учащихся друг с другом? О том, как это нелепо выглядит в учебнике я писал в одной из рецензий:

Приказ № 695 будет приветствовать такое вмешательство учебника в учебный процесс? Странно.

Так что при отсутствии содержания обучения в стандарте упомянутый приказ работать не будет, а при отсутствии нормальной процедуры профессиональной экспертизы учебников настоящие эксперты вымрут, как мамонты. Вместо них нам некая частная организация сформировала на днях рейтинг экспертов в образовании, который весь состоит из сторонников первого номера в этом рейтинге — А. Г. Асмолова — одного из идеологов текущей разрушительной реформы образования в стране. Там очень много людей ничем не известных образовательному сообществу именно в качестве экспертов. Что ж, каково время, какие поставлены задачи — таковы и эксперты. Так что основы, на которой можно было бы возродить профессиональную экспертизу учебников, Министерство просвещения так и не создало — именно потому, что оно не решает задачу возрождения образования, порушенного «плодотворными» усилиями иных экспертов.

Из опубликованного мною по теме «Рецензирование учебников»

Ещё раз об учебниках — «холодных» и «теплых» (ответ на статью А. Г. Мордковича в газете «Первое сентября», 1997). 11.03.2000.

Рецензия на рукописи учебников Л. Н. Шеврина и др.2000.

Размышления о «нескучных учебниках» («Первое сентября», 12/2000).

Каким не должен быть учебник математики (по следам рецензий на учебники Э. Р. Нурка и А. Э. Тельгмаа, 26.01.2001).

Осторожно: экспертиза! «Первое сентября», 29/2003.

Решебники, или Новый способ оболванивания школьников (о сборниках решений экзаменационных работ по алгебре за курс основной школы, 9 класс). 06.12.2005.

Сорок три. Обзор федерального перечня школьных учебников математики на 2006/2007 учебный год. « Вестник учебной и детской литературы». 1-2/2006.

Пусть будет больше учебников — хороших и разных? Интервью с академиком РАН В. А. Васильевым, несколько лет руководившим экспертизой учебников по математике.

Дополнение. В Интернете есть хорошая рецензия хорошей книги с названием по теме моей заметки:

Смерть экспертизы: чем обесценивание знания угрожает человечеству.

Ответственность. Вредные запреты

Всоответствии с Федеральным законом от 27.09.2013 № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Уставом РАН одной из основных задач Российской академии наук является экспертное научное обеспечение деятельности государственных органов и организаций. Вопрос об экспертизе школьных учебников за последние десятилетия стал наиболее острым.

С одной стороны, экспертиза затрагивает бизнес-интересы крупных компаний, с другой — интересы огромной массы детей, их семей и учителей. С третьей, в их обсуждение постоянно втягиваются политики и средства массовой информации.

В связи с таким положением в данных тезисах обсуждение обращается к ключевому вопросу учебных изданий. Однако ограничиться экспертизой только учебников и только экспертизой крайне нежелательно.

В частности, принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта без согласования с РАН может стать еще одним примером грубого и примитивного лоббирования чьих-то издательских и авторских интересов.

Цифровые и бумажные учебники будут продолжать играть важную роль в организации общеобразовательного процесса. Будут помогать преподавателям, будут мотивировать учащихся. При этом различные информационные источники вне рекомендованного учебного пособия запретить попросту невозможно. Более того, попытки такого запрета не приведут ни к чему хорошему.

Образовательные организации и учителя несут полную ответственность не только перед государством, но и перед семьями. В первом случае — за предлагаемые источники содержания и соответствие результатов образования стандарту. Во втором — за результаты государственной итоговой аттестации, ЕГЭ. « Особые» школы и лучшие учителя «от бога» могут просто имитировать использование рекомендованного им государством учебника. В реальности же — учить «по-своему».

В то же время, федеральные органы управления образованием сохраняют за собой ответственность за помощь учащемуся, учителю и всей системе образования. Они не только рекомендуют, но и предоставляют им для использования учебники, качество которых гарантировано. Среди них, наряду с массовыми пособиями, могут и должны быть:

Это значит, Министерство должно реально нести ответственность: во-первых — за поддержку учебников для использования или планируемой ролью этих учебников в обновлении образования (учитывая при этом потребности отдельных групп учащихся и педагогов); во-вторых — за объективное рассмотрение предложений по выпуску учебников с грифом Министерства с точки зрения их полезности современному и будущему школьному образованию России (цифровой учебник тоже может иметь статус рекомендованного Министерством без наличия бумажной версии).

Проблему детей, переходящих из школы в школу с возможной сменой учебника, надо признать менее существенной, чем проблемы:

Априорное сокращение количества учебников и запрет на использование учебника только из количественных соображений вредны.

Проверка целей. Фундаментальное ядро

Экспертизе должно подлежать все содержание учебника. В частности, именно Российская академия наук (РАН) должна проводить исследование принятых автором учебника решений о включении и приоритетности содержащихся в нем элементов информации и заданий для выполнения. При этом должны учитываться категории учащихся, на которые учебник ориентирован.

Для этого РАН должна обладать источником, который станет опорой при принятии решений. В создании такого источника — Фундаментального ядра школьного образования — РАН должна играть головную, организующую роль. Сегодня содержание образования должно прийти в школу из первых рук: от тех, кто участвует в создании современной науки и технологии. Прецеденты этому есть: в конце 1980-х гг. комплексные проекты формирования новой модели общего образования были разработаны ВНТК «Школа» под руководством Е. П. Велихова и ВНИК «Школа» под руководством Э. Д. Днепрова. В начале 2000-х было разработано Фундаментальное ядро школьного образования под руководством В. В. Козлова и А. М. Кондакова.

Если такое ядро будет создано квалифицированной группой представителей РАН, с привлечением всех заинтересованных сторон, пройдет широкое обсуждение внутри и вне академии, то оно станет действительно важным элементом системы общего образования страны. В обсуждении примут участие и авторы учебников, и практические учителя, и преподаватели вузов, и представители РАО.

В частности, совершенно необходимо сопоставление создаваемого Фундаментального ядра с содержанием действующих учебников, примерных программ по предметам, кодификаторами и реальным содержанием ЕГЭ. Фундаментальное ядро должно быть согласовано с Федеральным стандартом и концепциями школьных предметов.

Система образования в РФ, как и в других странах сегодня, подчеркивает важность не только знания тех или иных научных истин «наизусть» или «близко к тексту». Основной акцент ставится прежде всего на умение их применять в разнообразных, в том числе неожиданных, ситуациях. Это значит, что и при формировании и формулировании Фундаментального ядра должен использоваться системно-деятельностный подход. Достижение целей образования должно быть проверяемым, в частности, при анализе всего процесса учебной деятельности учащегося (а не только по результатам специальных «экзаменационных работ»).

Необходимо предусмотреть применение в этой деятельности цифровых ресурсов (источников, инструментов, сред и сервисов), используемых сегодня (или ожидаемых в ближайшем будущем) в профессиональной и повседневной жизни, и сохранение хода и результатов учебной деятельности на цифровой платформе.

При описании Фундаментального ядра будет приниматься и решение о содержании образования, которое должно быть освоено каждым выпускником. Освоение его в обязательном порядке обеспечивается в соответствии с персональными образовательными целями учащегося. Будут предусмотрены индивидуальные уровни достижения отдельных целей и индивидуальные образовательные маршруты, ориентированные на высокую мотивацию учащихся.

Фундаментальное ядро должно стать основой и для образовательных программ подготовки будущих педагогов. Сегодня, по традиции, такие программы строятся путем «ослабления» программ классических университетов, а не путем обогащения школьного содержания перспективными направлениями современного научного знания.

Процесс разработки. Учебник от А до Я

Для формирования корпуса учебников федеральные органы управления образованием должны организовать постоянно идущее многоступенчатое рассмотрение предложений авторов. Под словом «автор» сейчас и далее в тексте подразумевается авторский коллектив, которому принадлежат авторские права на текст, цифровой, мультимедийный компонент, дизайн, оформление и прочее.

Экспертиза на каждом этапе должна прежде всего проверять, во-первых, соответствие тому, что является нормой. Во-вторых, тому, что было проэкспертировано ранее. Это позволит избежать возвращения к вопросам о качестве Закона об образовании или стандартов. Такой подход распространен в различных сферах деятельности, где сначала принимается тот или иной норматив, а потом проверяется соответствие продукта нормативу.

В качестве примера могут быть использованы этапы последовательного рассмотрения следующих материалов:

Министерство организует рецензирование возникающих на каждом этапе продуктов, в том числе, что очень существенно, анализ соответствия продукта материалов предшествующего этапа, если продукт на них опирается. При этом:

Экспертиза проводится академиями, которые могут привлекать для экспертизы практиков — учителей, представителей вузов, работодателей и так далее.

Регламенты экспертизы и матрицы оценивания должны быть тщательно разработаны заново и пройти общественное обсуждение.

Результаты рецензирования проекта учебника рассматривает соответствующий общественный совет Министерства и принимает решения о присуждении или не присуждении грифа. После этого проект учебника может именоваться учебником, с соответствующим грифом.

Как же все организовать? Учебное книгоиздание и финансы

Перезагрузка участия академий в формировании новой модели российской школы, ведущий приоритет экспертной деятельности в их работе требует подготовки соответствующего совместного решения, представленного для обсуждения на совместном заседании Президиумов Академий. Проект решения до этого будет размещен на их порталах для широкого обсуждения научной общественностью. В этом решении должна быть конкретизирована роль Академий в развитии общего образования. Должны быть зафиксированы основные организационные вопросы разработческой и организационной деятельности академий. Даны согласованные с Минобрнауки рекомендации организациям (институтам) академий по учету работы их сотрудников в интересах общего образования. В том числе: учета экспертизы учебников в показателях эффективности, наряду с публикациями.

Следующим шагом должен стать запуск проектной работы по выработке общей позиции заинтересованных представителей академий. Этот запуск должен начаться серией семинаров с небольшим количеством участников: от десяти до двадцати человек. После которой пройдет конференция, где будет явно сформулирована общая позиция и сформирован основной состав рабочей группы академий.

группы академий. Имущественные права на учебник принадлежат Министерству, которое передает распоряжение бюджетному или казенному учреждению, подведомственному Министерству просвещения, Министерству науки и высшего образования РФ, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки или автономной организации (далее — Учреждение). В частности, невозможна передача этих прав автору, издательству, инвестору и тому подобное.

Министерство может рекомендовать модель оценки стоимости создания учебника. Автор может объявить фактическую стоимость создания, разбитую на этапы (см. выше) и виды работ.

Финансирование создания учебника на всех этапах может осуществляться: из средств Министерства, из средств целевых государственных программ и проектов (в том числе тех, которые выделяют приоритетные направления развития образования), из средств автора, из благотворительных пожертвований, из средств инвестора (например, издательства), с соответствующими обязательствами автора по возврату средств, из комбинации вышеперечисленных источников. Министерство может принять решение, например, о конкурсном финансировании отдельных этапов создания учебника.

Организационно-финансовая схема издания (полиграфического воспроизведения) учебника выглядит следующим образом: любое издательство, желающее издать учебник, заключает два договора. Первый — договор с Учреждением. Он гарантирует в течение двух лет выплаты автору объявленной им фактической стоимости создания учебника (или меньшую сумму, по соглашению сторон). А также десять процентов (рекомендованное число может быть уточнено) оптовой отгрузочной стоимости проданных (реализованных) учебников, включая выплаты по первому пункту.

Второй договор на поставку учебника заключается издательством с покупателями — региональными органами управления образованием, образовательными и книготорговыми организациями. Учреждение является третьей стороной договора. В случае если один учебник желают издать несколько издательств, Учреждение использует выработанные Министерством нормы справедливого разделения долей в оплате стоимости создания учебника между ними. Учреждение может включать в условия договора с издательством требования минимального тиража и (или) фиксированного минимального объема выплаты автору.

Учреждение регистрирует в обязательном порядке договоры издательств с покупателями, получает «сигнальный экземпляр», контролирует полиграфическое качество, объем поставок.

Возможны различные варианты оплаты экспертизы. Нежелательным представляется прямое финансирование экспертизы в рамках договора, заключаемого издательством с экспертом или экспертной организацией. Возможно финансирование со стороны федеральных органов исполнительной власти, как приносящей акаде-миям доход деятельности, включение экспертизы учебников в госзадание академий.

Возможна оплата первичной экспертизы из бюджета Министерства, повторной, после доработки — из средств автора. Или введение механизма, при котором возможность издания учебника с грифом Министерства предусматривает внесение определенных сумм в централизованный фонд, из которого оплачивается экспертиза и так далее. Можно ввести отчисление, например, 1% от всех продаж учебников в специальный грантовый фонд, откуда будет идти и финансирование экспертизы.

Экспертиза учебников — процесс, включающий в себя огромное количество важных элементов. Это ответственность не только перед системой образования в нашей стране, но и перед каждым учителем, каждым учеником. Качественное обучение, идущее в ногу со временем, требует вдумчивого отношения к учебному книгоизданию. А следовательно, и к вдумчивой, осознанной экспертизе учебников.

Что, как и когда проверялось

Исторически экспертиза учебников осуществлялась заинтересованной группой профессионалов, среди которых существенную роль играли не только сами авторы учебников, но и работающие учителя, представители научного сообщества, университетские преподаватели и так далее. Во многих случаях удавалось действительно достичь «гамбургского счета», когда учебники рассматривались по существу. Для нового или альтернативного учебника были реальные шансы получить поддержку экспертов и Министерства. В то же время, постоянно звучали призывы полностью исключить авторов учебников из экспертизы. Конечно, в этом был определенный резон. Таким образом, был принят подход, где экспертиза поручалась академиям.

При этом возросла опасность, что конкретный эксперт или организатор экспертизы — академик, ответственный за какое-то направление, поручит работу по поиску экспертов кому-то из своих подчиненных. Тот, в свою очередь, кому-то из научных сотрудников и так далее. Все может закончиться очень беглым и недостаточно квалифицированным прочтением. Хуже того, есть шанс, что реальным («теневым», анонимным) экспертом станет автор учебника. Если этот последний учебник — из той же линии, что и рецензируемый, скорее всего отзыв будет «сдвинут» в положительную сторону. Если из альтернативной линии, то в отрицательную. Нет серьезной гарантии, что учебник действительно пройдет качественную экспертизу.

Подход, построенный на экспертизе академий, может быть действительно продуктивным, если эксперты:

Первое требование будет выполнено особенно надежно, если эксперты РАН и РАО сами принимали участие в создании Фундаментального ядра, его обсуждении, а примерная программа проходила их экспертизу. Для выполнения второго требования необходим, в частности, анализ существующей ситуации с результатами образования. Такой анализ может быть проведен совместно академиями на основании собираемой Рособрнадзором и подведомственными ему организациями — региональными органами управления образования — информации о качестве образования, включая результаты международных исследований. Третье требование будет выполнено в результате соединения нескольких факторов:

Перманентное формирующее оценивание

Критически важным фактором в обеспечении значимости образования для учащегося и выпускника в современном обществе является постоянное обновление целей образования и образовательных методик и технологий. Эта необходимость постоянного обновления вытекала уже из зафиксированного во второй половине XX века эффекта Шока будущего. В дальнейшем скорость большинства процессов в экономике и обществе росла, отставание образования увеличивалось.

В практическом отношении это означает, что нужно перейти от дискретного обновления, например, образовательного стандарта (или другой нормы), с интервалом в десять или одиннадцать лет, к постоянному рассмотрению и принятию элементов такого обновления. При принятии предложения об изменении элемента стандарта будет приниматься решение и о том, в какой момент это обновление может быть использовано в практике работы школы и станет обязательным. Фактически такое отсроченное введение и реализуется сейчас при работе школ с Федеральным государственным образовательным стандартом: для основной школы он станет обязательным в 2020 году, для полного среднего образования — в 2022 году.

Важным понятием современного образования является формирующее оценивание, иначе говоря, обратная связь от преподавателя к ученику. В случае экспертизы это означает возможность для эксперта дать отрицательный отзыв о возможности использования учебника «как он есть». При этом эксперт признает, что при соответствующей доработке учебник может быть использован и даже внесет существенный вклад в качество российского образования. Эксперт может дать и более пессимистичное заключение: учебник не обладает особыми достоинствами, а характер и многочисленность дефектов делает его доработку нецелесообразной. Это, конечно, не означает запрета для автора написать новый учебник или даже снова представить доработанную версию старого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *