Ирина Рыжова Экспериментально-исследовательская деятельность с детьми старшей группы «Всё обо всем»
Цель:– способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
1. Продолжать знакомить детей со свойствами материалов.
2. Закрепить умение правильно измерять объём вещества.
3. Учить детей самостоятельно проводить опыты, формулировать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
4. Дать понятие детям о плавучести предметов, и её зависимости от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность с детьми старшей группы „Всё обо всем“» размещена в разделах
1. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного проведения опытов по схеме – заданию на рабочем листе.
2. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
3. Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
1. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, развивать сотрудничество, аккуратность во время проведения эксперимента, взаимопомощь и доброту.
2. Учить детей работать в подгруппах.
Материалы: Таз с водой, предметы из разных материалов (пробка, перо, бумага, камни, и т. д.) краски, кисти, стаканы с водой, крупа, ложки разного размера, пластилин.
Ход: Сегодня, мы с вами, учёные – исследователи. Пройдём в научную лабораторию, нас ждёт серьёзная работа. Дело в том, что сегодня в детский сад пришло заказное письмо из Московского университета. Доктор биологических наук, профессор «Всезнамус». ( Читаю.) «Уважаемые юные исследователи! Обращаюсь к Вам сегодня с просьбой о помощи. Учёные нашего института, очень загружены работой. Большое количество исследований, научных расчётов, заданий, отчёты о проделанной работе. Мы не справляемся, и не успеваем выполнить заказ по данным схемам – заданиям. Поэтому, пересылаем их Вам и очень просим Вас помочь выполнить работу. Результаты незамедлительно, высылайте в Москву на наш адрес».
Ребята, Вы согласны помочь? Тогда, рассмотрим присланные нам задания. Посмотрите, их всего три. Значит, нам нужно разделиться на три группы, каждой группе по заданию. ( Дети самостоятельно объединяются в группы, по желанию.) Посмотрите, как называется это задание? Ответы детей: «Определить, как получается данный цвет». Правильно, первое задание: «Как получается цвет?». Следующее задание? О: Д: (Второе задание определить объём сосуда). Правильно. Посмотрите, а как называется это задание? Д. : (Определить что тонет, что не тонет). Кто хочет выполнить первое задание? (Егор и Аня). Приступайте к работе, проходите к своему рабочему столу. Второе задание: «Определение объёма». Кто хочет его взять? Егор, Даша и Вадим. Хорошо, приступайте к работе. И последнее задание достаётся вам, Саша, Сёма и Артём. Приступайте к работе. Ребята, не забывайте записывать результаты на рабочий лист с заданием. Желаю вам успешной работы. Помогайте друг другу.
Дети самостоятельно работают. По необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатом.
Воспитатель: Уважаемые коллеги! Прошу всех собраться на учёный совет. Но, вначале, немного отдохнём после проделанной работы и разомнёмся.
Физкультминутка. Руки требуют заботы, ведь у них полно работы: трудно целый день писать, и лепить, и рисовать. Потянулись вверх. Потом руки шире разведём. Вот и всё конец зарядке. Сели вновь на стул ребятки.
Расскажите о том, какую работу вы выполнили, какого результата достигли, что нового узнали? Егор и Аня, кто из вас расскажет о проделанном эксперименте? Д. : (Мы проводили опыт на смешивание красок. Выяснили, что зелёный цвет получается при смешивании жёлтой и синей. Оранжевый — красный и жёлтый. Коричневый — синий и красный. Голубой — белый и синий). Егор, а как получается, розовый цвет? Если смешать чёрный и белый – какой цвет получится? Молодцы, Аня и Егор, вы хорошо поработали и правильно выполнили задание. Вадим, Егор Б. и Даша работали над измерением объёма. Кто из вас хочет рассказать? Рассказывает Даша. « Мы измеряли, сколько ложек крупы уместится в стакане. И выяснили, объё м нашего стакана: Чайных ложечек – 10. Игрушечных половников – 9. Столовых ложек – 7. Деревянных – 5.» Почему количество чайных ложечек в стакане, самое большое? А каких ложек меньше? Спасибо Даша и Вадик, вы справились с заданием. Артём, Саша и Семён расскажите о своём эксперименте. Рассказывает Артё м: «Мы проводили опыт «Что плавает, что тонет». В результате опыта выяснили: пуговица, перо, бумага, не тонут, а плавают на поверхности. Шуруп, ложка, скрепка, утонули. Вывод: лёгкие предметы вода удерживает на поверхности, железные тонут они тяжёлые». А карандаш, тонет в воде? Железная машина? Как ты думаешь, Артём, а пластилин, утонет в воде? Выслушиваю мнение детей. Дети: (Пластилин не утонет, он легче железного гвоздя). Воспитатель: Хотите, проверим? Я приготовила кусочки пластилина. Какой они формы? На что похожи? Опускаем пластилин в воду. Удерживает вода шарик пластилина? Дети: «Нет». Воспитатель: «Почему?» Дети: «Он тяжелее воды, в пластилине нет воздуха, и др.» Воспитатель: Будет ли плавать пластилин, если из него слепить лодку? Попробуем? Можно сесть за стол лепить на подставке. Дети лепят лодки и, все вместе, опускают их на воду.
Воспитатель: Внимание отправляем лодки в плавание. Почему наши лодки не тонут? Может, вы, отломили от куска, пока лепили? Пластилин стал легче? А что тогда мы изменили? Какой формы он был раньше? А, теперь? (вытянутый, широкий, длинный.) Что мы изменили? (Форму кусочка). Правильно, форма имеет большое значение, она помогает удерживаться нашим лодкам на поверхности воды. Тяжесть кусочка пластилина теперь распределилась на большую поверхность воды и лодка не тонет. И настоящие лодки, так хорошо держатся на поверхности воды, что даже перевозят людей и грузы. Попробуем и в наши лодки поместить человечков или груз. Проверим, выдержат или нет? Оставим наши лодочки пока плавать. Мы ещё с ними поиграем.
Наше занятие подходит к концу. Вам интересно было сегодня заниматься? Что особенно понравилось? Что нового узнали? В следующий раз я научу вас мастерить лодки и из других материалов, а плавать мы их пустим в ручей, на улице. А сейчас, пора отправлять рабочие листы обратно в институт.
Виды деятельности в ДОУ
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада
Знания, которые получены опытным путём, легче всего постигаются детьми и фиксируются долгосрочной памятью. У старших дошкольников сформированы элементарные исследовательские навыки, они переходят к самостоятельному планированию экспериментирования и способны различными методами (в т. ч. при помощи необходимых инструментов) проверять правильность своих предположений. Занятия исследовательской направленности в старшей группе ДОУ становятся насыщеннее и информативнее.
Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 5–6 лет
«Познание» является одной из ключевых областей образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС. Формирование и дальнейшее расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира осуществляется на занятиях НОД и в рамках программ по художественно-эстетическому развитию. Новые сведения о взаимоотношениях в обществе старшие дошкольники получают во время бесед о социальной роли человека, посредством выполнения трудовых заданий и наблюдений за людьми различных профессий. Как функционирует человеческий организм и что такое здоровый образ жизни, становится понятно на занятиях физической культурой. Ответственность за сохранность природы прививается детям через участие в экологических проектах и мероприятиях. Таким образом, познание мира во всём его многообразии открывается ребёнку ежедневно, исследовательская активность проявляется во многих формах образовательной деятельности.
Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый лёгкий и путь опыта — это путь самый горький.
Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ — формирование познавательных интересов и желания самостоятельного поиска знаний у детей. Педагогу следует показать возможность получения информации в увлекательной для ребёнка форме, чтобы у него возникло стремление изучить намеченный вопрос, решить сложившуюся проблему.
Задача педагога — заинтересовать воспитанников исследовательской деятельностью, учить замечать интересное в окружающем мире
Возрастные особенности старших дошкольников
Планировать совершенствование исследовательских способностей у старших дошкольников нужно с учётом их возрастных особенностей:
Область исследовательских интересов у старших дошкольников расширяется
Задачи познавательно-исследовательской деятельности
Занятия по познавательной деятельности направлены на решение ряда образовательных задач:
Совместное проведение экспериментов повышает уровень сплочённости в группе
Методы и приёмы
Воспитатель старшей группы, организуя исследовательскую деятельность детей, руководствуется следующими критериями:
Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. Ребята получают новые знания и во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, фиксируя изменения природных объектов в течение года.
Во время экспериментирования каждый воспитанник получает положительные эмоции
Среди приёмов, используемых педагогом для развития исследовательских способностей детей, актуальны в работе со старшими дошкольниками:
Виды познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Эколого-исследовательский проект развивает познавательные способности дошкольников и учит заботиться об окружающем мире
Виды занятий исследовательской направленности
Проведение викторины в старшей группе способствует обобщению знаний ребят
Использование наглядного материала в организации детского экспериментирования
Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников во многом осуществляется через восприятие зрительных образов. Ведущим видом памяти у детей 5–6 лет остаётся зрительно-образная память. Стимулирует интерес к экспериментированию привлечение в работу наглядных материалов. Это могут быть:
Мнемокарты помогают дошкольникам запомнить важные моменты исследования
Подготовка и проведение занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ
Экспериментирование является действенной формой познания мира, что соответствует развитию наглядно-образного мышления дошкольников и сочетается с игровой деятельностью. Воспитанники старшей группы исследуют предметы осознанно, педагог преобразует возникший у ребёнка вопрос в коллективную беседу и поиск решения проблемной ситуации.
В старшей группе воспитатель даёт словесные инструкции и описания к выполнению опытов, дети учатся выполнять исследование по графической схеме. Прямой показ используется для демонстрации сложных опытов и в индивидуальном порядке для ребят, испытывающих затруднения. На занятиях исследовательской направленности со старшими дошкольниками возрастает роль таких заданий, как:
Старшие дошкольники самостоятельны в исследованиях и активны в высказывании предположений
Детское исследование имеет чёткую структуру, которая учитывается при построении плана занятия/мероприятия.
Пример хода детского исследования на занятии «Круговорот воды в природе»
В старшем дошкольном возрасте дети активно совершенствуют навык коммуникативного взаимодействия. Мотивирующее начало занятия чаще посвящается решению проблемных ситуаций, проведению бесед. Наглядность остаётся основным приёмом привлечения интереса к образовательной деятельности, детям предлагается обсудить иллюстрации, слайды презентации, изучить тематическую выставку. От того, насколько увлечён поставленным вопросом и темой исследования ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно опытной деятельности, результат в решении поставленной проблемы и степень мотивации к экспериментированию в дальнейшем. Педагог организует начало занятий в разнообразных формах, прогнозирует положительное отношение к используемым приёмам у детей.
Интересное начало занятия повышает мотивацию воспитанников на дальнейшую работу
Примеры мотивирующего начала занятий по познавательно-исследовательской деятельности
Создание макетов старшими дошкольниками знакомит их с устройством конкретного объекта исследования
Временной план занятия в старшей группе
Занятия по познавательно-исследовательской деятельности проводятся еженедельно в первой половине дня и длятся не более 25 минут в старшей группе (продолжительность наблюдений на прогулке составляет 7–15 минут). Конспект НОД и интегрированного занятия с исследовательской направленностью разрабатывается педагогом с учётом возрастных особенностей воспитанников и обязательным включением физических и игровых элементов.
Физкультминутки или подвижные игры обязательно проводятся в середине занятия, чтобы избежать переутомления воспитанников.
Примерный временной план занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе:
Подвижные игры на занятии позволяют дошкольникам немного отдохнуть от напряжённой интеллектуальной деятельности
Примеры временного плана занятий на разные темы
Необходимость приобретения новых знаний и стремление к экспериментированию — естественные потребности старших дошкольников. Их интересует устройство вещественного мира, причины явлений, взаимодействие объектов.
Значимость детского экспериментирования в становлении личности будущего первоклассника, мотивации к успешному обучению рассмотрена в многочисленных работах педагогов и психологов.
Для функционирования кружка познавательно-исследовательской направленности должны быть выполнены следующие условия:
Руководитель кружка должен поощрять воспитанников задавать вопросы и учиться формулировать выводы
Обязательно ознакомление детей с техникой безопасности во время проведения опытов, основные правила должны проговариваться совместно с воспитанниками. Уголок или лаборатория должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Ребята всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения. Оснащённость исследовательского уголка или лаборатории складывается из:
Примеры оформления кружковой деятельности исследовательской направленности
Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 5–6 лет.
Занятие по исследовательской деятельности «Волшебница вода»
Во время проведения опытов удовлетворяется потребность ребёнка в активном познании природы и ближайшего окружения. В старшем дошкольном возрасте детская любознательность расширяется, возникает интерес к событиям прошлого, дальним странам, устройству Вселенной. Много открытий предстоит совершить юным исследователям, и занятия экспериментированием в детском саду развивают мыслительные и творческие способности, умение самостоятельно искать и находить нужную информацию.
Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса – часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.
Как провести занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Метод экспериментирования создаёт необходимые условия для активного познания, открытия ребёнком новых знаний об окружающем мире. Кроме того, экспериментирование стимулирует исследовательскую активность малыша, развивает логическое мышление, речь и аналитические способности, учит видеть и понимать причинно-следственные связи, формирует азы научного мировосприятия. Важно, чтобы в дошкольной системе образования одним из ведущих инструментов развития интеллектуальной культуры малышей стал такой вид деятельности, как детское экспериментирование.
Цели опытно-экспериментального занятия в старшей группе, конкретные задачи и приёмы
Шестилетние дети — это маленькие любознательные исследователи окружающего мира, неугомонные почемучки. Почему дует ветер? Почему замерзает вода зимой? Почему светит солнце? Почему появляется радуга? Столько любопытных вопросов, на которые так весело и здорово находить ответы. Эксперимент поможет в доступной для ребёнка форме объяснить малышу суть сложнейших природных процессов и явлений.
Знания, не рождённые опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок.
Детское экспериментирование — познавательный и увлекательный приём практического исследования мира, нацеленный на создание наиболее благоприятных условий, в которых предметы и явления наиболее красноречиво проявляют свою скрытую природу.
Экспериментальная деятельность помогает формировать у старших дошкольников конкретные представления о свойствах природных и искусственных материалов
Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.
Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы:
Виды экспериментирование в старшей группе:
Приёмы, которые используются на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности:
Изучение свойств различных материалов в природных усоловиях
Формы работы на занятии:
Опытно-экспериментальное занятие в старшей группе
Занятие по экспериментированию в старшей группе длится 25–30 минут имеет свою логическую структуру:
Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия
Увлекательное и оригинально начало занятия создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит искреннее желание экспериментировать и получать новые знания. Активизировать познавательный интерес, стимулировать поисковую деятельность и внимание своих маленьких воспитанников педагогу помогут разнообразные мотивирующие средства и педагогические приёмы:
Красочная презентация и демонстрация наглядности поможет пробудить познавательный интерес
Дидактические, подвижные игры, логические задачи:
Свойства бумаги (презентация)
Извержение «лавы», состоящей из воды, соды, жидкого мыла, красителя и уксусной кислоты
Эксперимент «Воздух вокруг нас»
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности проводится для того, чтобы продемонстрировать коллегам, а также родителям своих воспитанников позитивные практические наработки по использованию интересных опытов, наглядно представить оригинальные способы организации и проведения занятия, презентовать комплекс заданий и игр, поделиться педагогическим опытом, пригласить к обсуждению итогов занятия и полезному обмену мнениями.
Выбор темы для открытого показа или процесс подготовки ничем не отличается от работы над обычным занятием, и всё же открытое занятие должно соответствовать определённым условиям:
Основными критериями эффективного занятия являются:
Открытое занятие «Опыты с водой»
Игры и развлечения вызывают живой интерес у детей
Диагностика детей по опытно-экспериментальной деятельности
Исследование уровня опытно-экспериментальной деятельности проводится педагогом в начале и в конце учебного года. Критерии оценивания:
Каждый критерий рассматривается и оценивается отдельно:
Оформление центра экспериментирования
Уголок экспериментирования поможет детям окунуться в мир самостоятельного исследования и поиска ответов на интересующие их вопросы. В специально отведённом месте ребята смогут потрогать, понюхать, попробовать на вкус, рассмотреть интересный материал, полистать красочные страницы увлекательных энциклопедий, провести опыт по карточке-схеме, почувствовать себя настоящими первооткрывателями. На открытых полочках в доступной и безопасной для детей форме должно быть отведено место для приборов, книг и материалов. Важно ознакомить детей с правилами поведения в уголке экспериментирования и проконтролировать соблюдение ими мер безопасности.
В специально отведённом месте ребята смогут самостоятельно провести опыт по карточке-схеме
Для оформления центра детского экспериментирования в старшей группе детского сада используются такие материалы и приборы:
Карточки-схемы для экспериментирования
Современное дошкольное образование делает ставку на обеспечение саморазвития и самореализации ребёнка, важно пробудить внутреннюю потребность в знаниях, активизировать познавательный интерес. Детское экспериментирование является наиболее эффективным средством познания закономерностей явлений окружающего мира, расширения кругозора, обогащения опыта самостоятельной деятельности. Эксперименты не только знакомят с новыми фактами, но и позитивно влияют на формирование умственных операций синтеза и анализа, способствуют раскрытию творческого потенциала, формированию первичных математических понятий.
44 года. Высшее педагогическое образование, специальность: история и право, аспирантура. Стаж работы в высшей школе – 22 года. Сфера профессиональной деятельности – проведение лекционных и семинарских занятий, учебно-методическая и научная работа (есть научные публикации).