Конспект занятия по экологическому воспитанию
«Мы защитники природы»
обогащать экологические знания детей, воспитывать бережное отношение к природе, развивать чувства ответственности за все живое на Земле.
– формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.
– развивать познавательный интерес детей к исследовательской деятельности, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы; развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность.
– воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе; прививать трудовые природоведческие навыки.
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
чтение художественной литературы, загадывание загадок, проведение бесед и игр на экологическую тему.
письмо от Матушки Земли; рюкзак, одеяло, перчатки, мешки для мусора; картинки деревьев, картонные листья деревьев; магнитная доска; муляжи травы, костра, реки, кочек; свечи, блюдца, спички, стаканчики, воронки, грязная вода, материал для фильтров; проектор, экран, СD – диск «Голоса леса».
Методические приёмы: сюрпризный момент, аудио и видеозаписи, игровые, словесные: указание, команда, показ, анализ.
совместная деятельность взрослого и детей.
(Воспитатель приглашает детей в круг.)
-Здравствуйте, ребята! С чего начинается хорошее настроение?
С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть –
Много нового узнать.
Сегодня к нам в д/сад пришло письмо от Матушки Земли. Послушайте, что она пишет.
Дорогие дети помогите!
От плохих людей меня спасите.
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел, ты ощутить
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь всех рек.
Всю землю сможешь спасти
Только ты, разумный человек.
Она пишет, что у нее случилась беда, и ей нужна помощь. Поможем Земле? Тогда отправляемся в поход, в лес. Что нам нужно взять с собой в лес? (собираем рюкзак, берем одеяло, спички, мешки, перчатки).
Рюкзак собрали, отправляемся в путь (под музыку дети маршируют, подходят к экрану, звучит музыка природы).
Вот мы в лесу, садитесь на полянку. Посмотрите, как красив наш лес, наш край богат лесами, полями, горами, реками, прудами и озерами. Скажите, каких животных мы можем встретить в лесу (ответы).
А теперь отгадайте загадки
Зимой на ветках яблоки
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это. ( Снегири)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. ( Воробей)
На сосне, в лесу густом
Сидит плотник с долотом:
В пестренькой рубашке,
В красненькой фуражке. ( Дятел)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. ( Скворец)
Посмотрите, что это у нас под ногами?
Дети становятся в круг, двигаясь по кругу произносят слова, и называют тот листок, который нашли.
Ребята, но всем обитателям леса: животным, птицам, растениям для жизни нужны чистый воздух, вода, почва и наша любовь, выражающаяся в бережном отношении.
Чтобы отправиться дальше в путь, давайте вспомним правила поведения в лесу (ответы детей).
Игра «Кто правильно назовёт?»
Я вам покажу знаки, а вы объясните, что они обозначают.
-Не рубить деревья и кустарники- деревья очищают воздух
– Не разводить костры под деревьями- может возникнуть пожар и погибнет всё живое
-Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу
-Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам
-Не разорять гнёзда птиц – они радуют нас своими песнями
-Не брать домой детёнышей зверей -лес дом для них
-Не разорять муравейники – они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо
Молодцы ребята, правильно знаки назвали. Правила вспомнили, пора отправляться дальше в путь.
(Подходят к полянке с костром и мусором)
Ребята, посмотрите, что туристы оставили после себя – непотушенный костер и мусор. Что же мы можем сделать? Как помочь Земле? (ответы детей). У нас в рюкзаке есть мешки для мусора, давайте соберем мусор и очистим полянку и речку. (дети собирают мусор)
А как же нам потушить огонь? (ответы детей) Самый лучший способ потушить огонь, это накрыть его плотной тканью. Доступ воздуха будет перекрыт и огонь погаснет. («тушат» костер).
Ребята, а если не погасить огонь, то, что может случится? (ответы)
Правильно, сгорят деревья, трава, цветы. Животные и птицы останутся без еды и без жилья. И если оставить мусор на земле, в этом месте уже ничего не будет расти.
Физминутка: Игра “Это я, это я, это все мои друзья!”
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет нашу природу
От коварного огня?
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал?
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал?
На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил
Что костер не затушил?
Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,
Насекомых кто не лови
И цветы совсем не рвет?
Кто животных, птичек любит?
Кто кормушки мастерит
Кто природу охраняет?
За порядком кто следит?
Мы помогли Земле, а сейчас я вас приглашаю в лабораторию, переходим в лабораторию (дети садятся за столы).
Какой вред может нанести природе огонь – мы уже сказали, но это еще не все. Пламя огня еще и загрязняет воздух. Сейчас зажгу свечи, но прежде напоминаю правила безопасности с огнем: руками не трогать пламя, не подставлять одежду.
Над свечкой подставьте блюдце и подержите несколько минут. Переверните блюдце, видите: появилось черное пятно- это сажа. Вот так при горении в воздух попадают частички сажи. Люди, животные вдыхают вместе с воздухом эти частички сажи и могут заболеть.
А что еще загрязняет воздух? Дым, выходящий из труб заводов и предприятий, выхлопные газы, также загрязняют воздух и наносят вред окружающему миру. Предприятия также сливают отходы в реку и загрязняют воду.
Посмотрите у вас на столах в стаканчиках грязная вода. Можно ее пить? Нет. Ее нужно очистить. Сейчас мы будем воду очищать через фильтры. Повторите. Фильтры у нас будут из разных материалов: вата, бинт, песок, гравий. Перелейте через свои фильтры грязную воду. Посмотрите: очистилась вода? Вот так вода, прежде чем попасть к нам в дом, проходит специальную очистку через фильтры.
Рефлексивно- оценочный этап:
А сейчас нам пора возвращаться в д/сад. Ребята, вам понравился наш поход? Что вам понравилось?
Если все люди как вы будут соблюдать правила в природе, то она всегда будет нас радовать своей красотой. Если каждый человек будет стремиться сделать чище свой двор, улицу, город: все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой Земли. Ведь ухоженную землю имеет тот, кто ее ценит и бережет.
Вы хотите еще помочь земле? (ответы). Я предлагаю вам, в нашем д/с провести Экологическую акцию «Сдай батарейку – спаси природу!». Вы согласны? (ответы)
Провести Экологическую акцию «Сдай батарейку– спаси природу!»
Экологический праздник проводится в рамках проекта «Люби и охраняй природу!».
Сценарий праздника разработан для учащихся начальных классов, проводится в игровой форме (дидактические игры, физминутка, загадки, подвижные игры, ролевая сценка, танец, разбор проблемной ситуации, выставка рисунков и поделок).
Цель: Расширить и углубить экологическую культуру детей; создать условия, побуждающие детей с вниманием и заботой относиться к природе, ко всему живому; привлечение к природоохранной работе.
Ведущий 1. Добрый день, дорогие ребята и гости нашего праздника! Прежде чем начать наш праздник я предлагаю вам посмотреть музыкальный клип. ( Звучит фонозапись песни В. Чистаева «Природа» на стихи С. Веретенникова.)
– Понравилась вам песня, клип?
– А как вы думаете, чему будет посвящен наш праздник? (ответы детей)
– Правильно, ребята! Наш праздник будет посвящен охране природе, году экологии в России. Очень часто мы слышим, как люди вокруг нас обсуждают проблемы охраны природы, частью которой они сами являются: вспоминают, что все мы очень зависим от того, какая среда нас окружает. Как нам хочется видеть чистые ручьи, реки и озера, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть животных не только по телевизору и в зоопарке.
Ведущий 2. Сегодня мы с вами будем говорить о природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому и о способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Наш праздник «Мы защитники природы» объявляю открытым!
Солнце светит спозаранку,
Всей земле улыбку шлет,
Мы выходим на полянку,
Ручеек в лесу поет
Теплый ветер гладит кожу
Лес шумит густой листвой,
Дуб нам хочет поклониться
Клен кивает головой
Птицы весело щебечут.
Ведущий 1. Каждый новый день всегда начинается с первого ласкового солнечного лучика, который улыбается нам ласковой улыбкой и говорит нам: «Добрый день!».
Давайте и мы поздороваемся с солнцем, с небом и землей. (слайд 1)
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, синий ручеёк,
Здравствуй, матушка земля
Очень любим мы тебя.
(Под музыку появляется Лесная фея)
Лесная фея: Здравствуйте, ребята. Я слышала, что вы очень хорошие, умные, активные, любознательные ученики и очень хочу поближе познакомиться с вами. Я ищу помощников, которые помогали бы мне заботиться о природе, охранять природу. Готовы ли вы помочь?
Лесная фея: Тогда я предлагаю вам стать Молодыми защитниками природы. Но сначала я хочу проверить ваши знания о природе, вы должны ответить на мои вопросы и пройти испытания. Не побоитесь? Тогда приготовились. Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в Королевстве Природы. (под музыку Фея произносит волшебные слова).
В Королевство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг.
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится
Шумит-волнуется пшеница,
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
– Вот мы и попали в Королевство Природы. И сейчас вас ждет первое задание.
Игра «Назови одним словом» Слайд 3-8)
1) Волк, лиса, медведь, заяц – это (животные)
Лесная фея: Молодцы, ребята, справились с заданием. А сейчас поиграем в игру: «Подбери слова» (слайд 9)
– Молодцы, ребята, справились и с этим заданием! А сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется «Вода, земля, воздух». (слайд 10)
– Ребята, а сейчас вы должны назвать живого обитателя своей стихии:
1. « Вода» – обитателей водной стихии (рек, озёр, морей, океанов); (ответы детей)
2. « Земля» – обитателей суши (различных животных); (ответы детей)
3. « Воздух» – обитателей воздушной стихии (птиц, насекомых) (ответы детей)
– Ребята, а сейчас подойдите к столу и разложите картинки по группам:
1. « Вода» – рыба, рак, дельфин.
2. « Земля» – лиса, медведь, лось.
3. « Воздух» – сорока, оса, ласточка.
– Молодцы, справились и с этим заданием! Хорошо вы знаете обитателей воды, земли и воздуха.
– А теперь, я предлагаю вам внимательно посмотреть на эти картинки и ответить, какой объект лишний и объяснить почему.
Игра «Четвертый лишний». (слайд 11-15)
* Ива, полевые цветы, береза, дуб;
* Ёжик, медведь, корова, лиса;
* Лиса, коза, корова, свинья;
* Бабочка, божья коровка, кузнечик, снегирь;
* Малина, персик, груша, яблоко.
– А теперь немного подвигаемся с вами.
Физкультминутка «Дети по лесу гуляли».
Дети по лесу гуляли (шагают),
За природой наблюдали (смотрят по сторонам),
Вверх на солнце посмотрели (вдох через нос),
И их лучики согрели (выдох).
Бабочки летали (моргают быстро глазами),
Крылышками махали,
На нос села вдруг пчела (дотрагиваются пальцем носа),
Посмотрите вниз, друзья, (опускают глаза вниз).
Мы листочки приподняли (приседают),
В ладошку ягоды собрали (собирают),
А потом все дружно встали (поднимаются)
Великанами мы стали (поднимаются на носочки, руки вверх)
Хорошо мы погуляли (руки в стороны)
И нисколько не устали!
– А сейчас, я хочу проверить, как хорошо вы знаете насекомых. И для вас я подготовила загадки о насекомых и предлагаю вам их отгадать. Готовы?
Игра «Загадки о насекомых». (слайд 16-20)
Дети отгадывают загадки:
– У неё 4 крыла, тело тонкое, словно стрела,
И, большие, большие глаза. ( Стрекоза.)
– Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и воск и мёд.
Людям всем она мила, а зовут её? (Пчела.)
– Очень маленький на вид, надоедливо звенит.
Прилетает вновь и вновь, чтобы выпить нашу кровь. ( Комар.)
– Этот маленький скрипач изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион; ловко прыгать может он. ( Кузнечик.)
– Не солнце и не огонь, а светит. ( Светлячок.)
– Тёмен, да не ворон, 6 ног без копыт.
Летит – воет, падёт – землю роет. ( Жук.)
-Он работник настоящий, очень – очень работящий.
Под сосной, в лесу густом из хвоинок строит дом. ( Муравей.)
– Кто, над нами вверх ногами? (Муха.)
– Она ярка, красива, изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок, любит пить цветочный сок. ( Бабочка.)
– Всех жучков она милей. Спинка красная у ней.
А на ней кружочки – чёрненькие точки. ( Божья коровка.)
Молодцы, ребята! Справились вы и с этим заданием. Вы показали прекрасные знания о насекомых.
– Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы знаете правила поведения в лесу. – Ребята, каждый из вас сейчас возьмите по два листика: один красный и один зеленый. Я буду вам зачитывать действия, которые человек может совершать в лесу, а вы если с не согласны с действием, то поднимаете красный листик, а если согласны – то зеленый.
Игра «Если я приду в лесок».
– Молодцы! Все дети знают, как правильно вести себя в лесу!
– Ой, ребята, а кто это к нам идет? (под фонограмму «Песня медведя» появляется медведь)
Сценка «Медведь и девочка»
Медведь: Ничего я не пойму, Столько мусора в лесу Кто пришел в мой лес густой? И нарушил в нем покой? Банки, склянки и пакеты Ох, не справиться мне с этим! Девочка: Здравствуй, дедушка медведь! Перестань скорей реветь! Все убрать в твоем лесу Я скорее помогу! Медведь с девочкой убирают мусор Медведь: Потрудились мы не зря, Стала чистою земля. Я тебя благодарю Тебе шишек подарю.
– Ребята, а сейчас я вам зачитаю одну ситуацию, как вы в ней поступите?
– Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?
Гнездо на ветке – птичий дом.
Вчера птенец родился в нем.
Ты этот дом не разоряй
И никому не позволяй!
– Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Ведущий 1. Ребята, посмотрите, вот солнышко, а вот его лучики. Я хочу, чтобы вы подарили эти лучики солнышку и каждый из вас сказал, что хорошего и полезного он хочет сделать для природы.
Дети берут по одному лучику и говорят, что хорошего для природы они хотят сделать и дарят свой лучик солнцу.
Лесная фея: Ребята, вы справились со всеми заданиями, вы настоящие друзья и знатоки природы. И, чтобы вы стали настоящими защитниками природы, вы должны произнести «Клятву Молодых защитников Природы».
«Клятва Молодых защитников Природы».
Я честный, добрый и заботливый человек.
Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.
Вступая в ряды Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Лесная фея награждает медалями “Активному защитнику природы” всех активных участников экологического праздника.
В заключение праздника дети танцуют танец под песню “Сохраним природу” Фокина Л.
После завершения праздника все участники и гости приглашаются на выставку рисунков и поделок, посвященные теме “Люби и охраняй природу”.
Ольга Аруева Конспект занятия по окружающему миру «Мы — защитники природы»
Цель: формирование экологической культуры у дошкольников.
1. Обобщить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о необходимых правилах поведения.
2. Развивать познавательную активность детей, используя технологии деятельностного подхода (экспериментирование, создание проблемных ситуаций, умение работать в паре.
3. Развивать логическое мышление, уметь делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
4. Воспитывать доброе отношение к природе.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Мы — защитники природы“» размещена в разделах
Методы организации познавательной деятельности:
1. словесные – рассказ, объяснение, беседа;
2. наглядные – использование ИКТ (презентация, иллюстрации);
3. практические – использование метода наглядных моделей, проведение опытов.
Игровая: мотивация, сюрпризный момент «Письмо», игровые задания, физкультминутка, дидактическая игра «Экологический светофор».
Коммуникативная: вопросы, отгадывание загадок, задания, указания, рассказы и объяснения детей.
Продуктивная: работа с картинками.
Оборудование: ноутбук, эмблемы экологов, иллюстрации с изображением леса и леса после пожара, иллюстрации насекомых, птиц и зверей, знаки поведения в природе, красные, зеленые и желтые карточки (светофор, карточки с текстом, 5 банок, 5 банок с грязной водой, 5 воронок, вата, марля, фартуки, шапочки.
I. Орг. момент:
Воспитатель: Здравствуйте дети! Меня зовут Ольга Митрофановна. Какой замечательный день! У меня прекрасное сегодня настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку. Вы тоже улыбнитесь мне радостно, тогда в группе нашей станет светлее.
II. Создание мотива:
В группу залетает воздушный шар (наполненный гелием, а к ниточке привязан конверт.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? Странный какой-то конверт, на нм ничего не написано (открываем конверт, в конверте лежит диск). Какой-то диск. Давайте посмотрим, что там (открываем презентацию)
Смотрите, это письмо от общества «Защитники природы»:
«SOS! Природа в опасности! Заводы загрязняют воздух, водоёмы. Пожары уничтожают леса. Погибают растения и животные. Природа нуждается в помощи. Много работы, мы не справляемся! Предлагаем Вам вступить в ряды защитников природы. Но сначала нужно пройти испытания. Выполнив задания, вы спасете частичку природы. В этом вам поможет карта. Вы сможете ее найти, отгадав загадку:
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Угадали? Это — (Кот)»
Дети находят карту за игрушечным котом
III. Совместная деятельность взрослых и детей:
Воспитатель: Ребята, вы согласны помочь защитникам природы? Давайте откроем карту и посмотрим, куда нам надо идти. Мы находимся в детском саду. Куда ведет эта стрелка?
Дети: В лес!
Воспитатель: Правильно. И здесь нас ждет первое испытание -«Экологический светофор». Помните, каждое правильно выполненное задание поможет нам спасти частичку природы.
1. Задание 1 – Игра «Экологический светофор»
Воспитатель: Давайте повторим: вы знаете, каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор дорожный, наш экологический светофор, зажигая КРАСНЫЙ — запрещает приносить вред природе, ЖЕЛТЫЙ — предупреждает об опасности, ЗЕЛЕНЫЙ — разрешает помогать растениям и животным.
Воспитатель: Приступим к заданию. Я прочитаю Вам стихотворение, а вы только включите нужный сигнал. Правильность Ваших ответов мы проверим с помощью экологических знаков.
1) В лес зелёный я пойду,
Зайку серого найду.
Принесу его домой –
Будет этот зайка мой.
(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут).
2) Завтра утром в лес пойдем
Там грибочки соберем.
Гриб любой нам нужен –
Вкусный будет ужин.
Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы? (Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов).
3) Фиолетовый, желтый и красный –
На окне посадил я цветы.
Дом наполнился летнею краской,
И в душе появились мечты
(Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют) (Растения увлажняют воздух, выделяют кислород, убивающие бактерии.)
4) Мы поможем птичкам:
Им кормушку смастерим
И к карнизу прикрепим.
(Как можно помогать выжить зимой птицам)
(Кормушки развешиваются по деревьям, корм регулярно подсыпается)
5) Я кузнечика ловил,
В банку с травкой посадил.
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит.
(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)
6) Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет.
(Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться.)
7) Бутылки и банки бросали в походе,
Не разлагается мусор в природе.
И остались на этой полянке
Горы отходов – бумажки и склянки.
Приехали снова на отдых они –
Чистого места уже не найти.
Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы справились с первым заданием. А это значит, мы может открыть первую частичку природы, которую мы очистили. (открывают 1 пазл). И мы продолжаем наше путешествие. Смотрим на карту.
2. Задание 2 – «Животные и растения Красной книги» (на полянке пень, на нем – 4 красных конверта с разрезанными картинками).
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая красивая поляна. А вот и пенек, здесь что-то спрятано, давайте посмотрим. Что это? (Дети: конверты) А какого они цвета? (Дети: красные) А вы знаете, почему эти конверты именно красные? Вы что-нибудь слышали про Красную книгу? В красную книгу внесены редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные, растения и грибы.
И это наше второе испытание – соберите картинки и вы узнаете несколько животных, которые занесены в Красную книгу.
(Дети собирают пазлы, называют животных)
Еще одно успешно выполненное задание, и еще одну частичку природы мы благополучно очистили (открывают 2 пазл)
Воспитатель: Ребята, а давай сейчас немного поиграем.
Дети по лесу гуляли,
(шагают на месте)
За природой наблюдали.
(ладонь к глазам)
Вверх на солнце посмотрели,
(тянутся к солнцу)
И их лучики согрели.
(вдох – выдох 2 раза)
Воспитатель: А теперь следуем маршруту по карте.
5. Задание 3 – «Одеть березку»
Воспитатель: Посмотрите, на березку. Мне кажется, что здесь не хватает листочков. Давайте это исправим. Для этого вам надо правильно решить несколько задач. За каждый ваш правильный ответ, я буду давать вам листочек, и вы будете наклеивать их на берзку. ( На мольберте ствол березки с веточками. Дети прикрепляют по одному листочку за каждое правильное решение).
1) Нашёл Коля гнездо с яичками синички. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А синичка кружилась над ними и кричала.
– Как правильно поступить Коле?
– Что сказала воспитатель?
3) В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась” – сказал один мальчик. “ Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу” – сказал другой.
– Кто из мальчиков был прав?
4) Однажды Серёжа с папой и мамой пошли в лес и решили вскипятить чай на костре. Они набрали хвороста и сложили его в кучу. Но тут мимо проходил лесник.
– Как Вы думаете, о чем он предупредил?
Воспитатель: Молодцы. Вы правильно ответили на все вопросы. Еще один уголок природы спасен! (Открывают 3 пазл)
Смотрим дальше на карту. Куда показывает указатель?
6. Задание 4 – Загрязнённая река, очистка воды
Воспитатель: Ребята, посмотрите что это? Похоже на речку? А почему она такая грязная? Давайте уберем весь мусор!
(убирают мусор в пакет)
Воспитатель: А вот и лаборатория, где нас ждет последнее испытание. Из ручья, мусор из которого мы только что убрали, я набрала воду.
(На столе – ёмкости для воды, в воде мусор, опилки; воронка, фильтр, ёмкость для чистой воды)
Что вы о ней можете сказать? (грязная)
Чем опасна загрязнённая вода? (гибнут рыбы, птицы, растения)
Как вы думаете, что мы можем сделать?
У нас в лаборатории всего 4 рабочих места, а нас сколько? Как нам поступить?
Разбейтесь на пары, надеваем фартуки, шапочки, имитируем перчатки.
Приступаем к работе.
Для очистки воды нам понадобится воронка, чистая банка, фильтр из бумаги, ваты и марли.
А сейчас я предлагаю пропустить грязную воду через наш фильтр.
Сравните, какая была вода, и какая стала?
Как вы думаете, мы справились с заданием?
Однако, чтобы эта вода стала питьевой, нужны совершенно другие фильтры. Но теперь мы можем полить нашей водичкой цветы. (поливают цветы)
Молодцы, и еще одна частица природы спасена! (Открывают четвёртый пазл) Мы собрали всю картинку. А это значит – мы прошли все испытания. Позвольте вручить Вам эмблемы клуба «Защитники природы» – теперь Вы почетные члены этого общества. А теперь вернемся в детский сад. Для этого повернемся вокруг себя и скажем – «Вокруг себя повернись и в детском саду окажись».
Воспитатель: Вот мы и на месте. Вам понравилось наше путешествие?
Воспитатель: Что помогло вам в дороге?
Воспитатель: Какие задания вам пришлось выполнить?
Воспитатель: Как вы считаете, мы справились с заданиями, помогли природе? Скажите, какое задание было трудно выполнять? С чем вы справились быстро. Вы молодцы, много всего знаете и умеете. А с каким настроением вы вернулись, подскажут зайчики весёлые – прекрасное, грустные – плохое. Предлагаю вам выбрать.
1. « Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» Л. Одинцова
3. « Этажи леса» М. Пришвина
4. « Лесные домишки» В. Бианки
5. « Поможем птицам» Р. Новикова
6. Дидактические игры «Экологический светофор», «Можно-нельзя»
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики. На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите. Берегите землю! Берегите!
М. Дудин
Актуальность данного проекта заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.
Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты: программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.
Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – молодые защитники природы» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.
2. Цель проекта: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
3. Задачи проекта:
4. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
5. Сроки реализации проекта: долгосрочный, сентябрь 2019 г. – март 2021 г.
6. Тип проекта: природоохранный, социально-образовательный, экологический.
7. Подготовка проекта:
8. Мероприятия проекта
9. Этапы реализации проекта
1 этап (подготовительный). Обсуждение целей и задач, создание условий для реализации проекта.
2 этап (основной). Реализация основных видов деятельности по образовательным областям, направленных на реализацию проекта.
3 этап (заключительный). Обработка практических и методических материалов. Обобщение материалов проекта. Выступление на итоговом педсовете.
10. Формы предъявления результатов проекта:
11. Предполагаемые результаты деятельности проекта
В результате реализации данного проекта ожидаем, что у детей сформируется богатый внутренний мир и система ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, внутренняя потребность любви к природе и, как следствие, бережное к ней отношение. Дети будут осознавать значимость охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Благодаря совместной деятельности с родителями получится вырастить и воспитать у детей потребность принимать личное участие в сохранности окружающей среды, бережное отношение к объектам окружающего мира. Родители же, в свою очередь, повысят и свой уровень экологической культуры, получат знания в вопросе воспитания у детей любви к природе и бережного отношения к ней, а также формирования нового экологического мышления «Мы – дети Земли» – часть природы.
12. Планирование и организация деятельности проекта
13. Анализ результатов проекта
Во время реализации данного проекта приняли участие дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к природе. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности, научились сравнивать, анализировать, делать выводы.
В итоге проведенной работы в рамках данного проекта было отмечено:
Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему природному миру.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 «Улыбка» города Сафоново Смоленской области
«Мы – защитники природы»
воспитатель Нидвецкая Е. М.
Движение: «Эко – волонтеры России»
(для детей подготовительной группы)
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой.
Здесь в природе, вечный источник детского разума».
В настоящее время процесс обновления (модернизация) образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться – это значит применять инновационные технологии.
2017 год – был годом экологии в России, а экология это не только весь прекрасный мир, который открывается перед нами, но и возможность осознать как нужно и можно беречь этот мир.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. В дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.
Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед воспитателями дошкольного образования задачу поиска универсальных средств, методов и приемов экологического воспитания в современных условиях. В связи с тем, что 2018 год объявлен годом «Добровольца и волонтёрства», была создана система эко-волонтерского движения дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во всех видах детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов экологического образовательного пространства.
Нами, эко-волонтерское движение было выбрано неслучайно, потому что проблема загрязнения окружающей среды в последнее время остается одной из актуальных проблем, которая приковывает внимание неравнодушных людей, любящих родную природу и способных стать на её защиту.
Эко-волонтёрское движение в России набирает новые обороты.
Поэтому, перед нами встала задача, сделать эко-волонтёрское движение интересным, привлекательным, полезным для ребят, чтобы они были активны на всех этапах деятельности.
Волонтерская деятельность позволяет объединить воспитателей, детей, родителей, а также развивает умение работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, где каждый сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Для осуществления эко-волонтерской деятельности в группе был разработан «Мы – защитники природы». Проект осуществляется с учётом примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы , М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой и программой Николаева С. Н. « Юный эколог – воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,Соломенникова О. А. « Экологическое воспитание в детском саду».
Проект предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, а также предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направленных на углубление знаний детей об окружающем мире.
В подготовительной к школе нашего детского сада был создан экологический волонтёрский отряд «Зеленый патруль».
Выбран капитан отряда, а также девиз отряда: «Мы не хотим стоять в стороне, мы за порядок на нашей земле!».
Мы – защитники природы!»
Форма организации проекта
: долгосрочный ( сентябрь 2018-май 2019 года.)
дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальные партнеры: районная детская библиотека, краеведческий музей нашего города.
Нидвецкая Елена Михайловна, воспитатель подготовительной к школе группы .
если будет реализован проект, то у дошкольников расширится представление об экологическом волонтерском движении, которое будет способствовать формированию экологической культуры и воспитанию бережного отношения к природе.
сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе, путем вовлечение родителей воспитанников в совместную деятельность по разработке эколого-образовательного пространства детского сада.
: формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью, к здоровью окружающих; способствовать созданию условий для формирования основ экологического волонтёрского мировоззрения детей дошкольного возраста.
Что мы знаем?
Мы знаем, что природу надо беречь.
Мы помогаем взрослым сделать все вокруг чистым и красивым.
Что мы хотим узнать?
Кто такие эко- волонтеры? Кто может стать волонтёром?
Что можно сделать, чтобы сохранить природу родного края?
1. Подведение итогов.
2. Фоторепортаж «Мы-друзья природы»
3. Презентация «Экологическая книга»
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Библиотечка юного эколога (журналы «Гринпис», «Юный натуралист», «Обруч», «Здоровье и экология».
2. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».
3. Картотека опытов и экспериментов
4. Строительный ресурс (конструктор, строительный и природный материал)
Методы, используемые в реализации проекта:
опыты, проблемные вопросы, наблюдения.
иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты, театральное представление.
: беседы, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции.
Список использованной литературы:
Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. « Мир природы и ребенок» , 2005г.
А. И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2008 год.
С. Н. Николаева “Юный эколог” 2009 год.
Ю. В. Новиков « Природа и человек»., 2007 г.
В. Н. Микляева « Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников»2010г.
О. М. Масленникова «Экологические проекты в детском саду»; 2011г.
Галина Николаевна Торопкина Проект в подготовительной группе «Мы — защитники природы»
Тип проекта: Информационно – познавательный
Вид проекта: творческий, исследовательский, групповой.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: 05.02.2018. – 20.04.2018 г.