ЕГ ПО ОБ СТВОЗНАНИЮ СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА

1 августа 2021

Официальная демоверсия ЕГЭ 2022 от ФИПИ по обществознанию.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 16 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 30 минут.

Обновление 10 ноября. Демоверсия утверждена.

Изменения в КИМ 2022 года в сравнении с КИМ 2021 года

1. Из части 1 КИМ исключены задания 1, 2 и 20 по нумерации 2021 г.

2. Задание с кратким ответом на анализ графика спроса и предложения (задание 10 в КИМ 2021 г.) преобразовано в задание с развёрнутым ответом (задание 21 по нумерации 2022 г.).

3. В части 2 КИМ устранены дублирующие друг друга по проверяемым умениям задания (задания 22 и 26 исключены, задания 25 (позиция 25.1) и 23 из КИМ ЕГЭ 2021 г. сохранены в составном задании к тексту).

4. Максимальный балл за выполнение задания–задачи 22 (по нумерации 2022 г.) увеличен с 3 до 4 баллов.

5. В КИМ ЕГЭ 2022 г. не включено альтернативное задание, требующее написания мини-сочинения (задание 29 КИМ 2021 г.).

6. В часть 2 включено задание с развёрнутым ответом по Конституции Российской Федерации (задание 23 по нумерации 2022 г.).

7. Задание на составление плана развёрнутого ответа по предложенной теме (задание 28 в КИМ ЕГЭ 2021 г.) включено в составное задание, соединившее в себе составление плана и элементы мини-сочинения (задания 24 и 25 по нумерации 2022 г.).

8. В инструкцию второй части добавлено положение о том, что неточности и ошибки в «дополнительных» (сверх требуемого количества) элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания. Система оценивания заданий дополнена соответствующими указаниями.

9. Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы изменен с 64 до 57 баллов.

10. Общее время выполнения работы сокращено с 235 до 210 минут.

За задание 21 в ЕГЭ по обществознанию можно получить 3 балла, всего лишь правильно прочитав график, но многие выпускники все равно допускают на нем ошибки. Чтобы с вами такого не случилось, в статье разбираем теорию для этого задания и приводим алгоритм решения. Пользуйтесь!

В этой статье:

Особенности задания 21
Равновесная цена, спрос и предложение
Как решать задание по алгоритму
Задание 21 в ЕГЭ по обществознанию: решение

Задание 21 в ЕГЭ по обществознанию

До ЕГЭ все меньше времени, и 11-классники уже на финишной прямой. Усилить подготовку и написать на максимальный балл поможет «ЕГЭ-гонка» 🏁 На экспресс-марафоне вы повторите ключевые разделы предмета, прорешаете множество заданий и попробуете симуляцию экзамена, а также узнаете все секреты ЕГЭ-2023 от преподавателей, написавших работу в досрочный период. Записывайтесь на марафон
и придите первыми в гонке ЕГЭ!

Особенности задания 21

Задание 21 — это задание из второй части ЕГЭ по обществознанию
, которое проверяет ваши теоретические знания из блока «Экономика».

Для его решения нужны умения и навыки анализировать экономический график по этим критериям:

  • изменение равновесной цены;
  • изменение спроса и предложения.

Именно поэтому для выполнения задания 21 необходимы отличные знания теории по спросу и предложению, а также сути равновесной цены. 

Максимальный балл за задание — 3.

Равновесная цена, спрос и предложение

В рамках рынка и рыночных отношений механизмы спроса и предложения являются одними из ключевых. Разберемся в них подробнее.

Спрос

Задание 21 в ЕГЭ по обществознанию. График спроса

Начнем со спроса и факторов, которые могут его изменять. Если говорить простым языком, то спрос — это наше желание и возможность приобрести определенный товар или услугу. То есть спрос — это механизм, отражающий поведение потребителей. На экономическом графике спрос обозначается буквой D от английского слова demand.

Спрос (D)
— желание и возможность покупателя приобрести определенное количество товаров или услуг по определенной цене в определенный момент времени.

Как определить характер изменения спроса
: увеличивается он или уменьшается? Все очень просто:

Теперь давайте определим факторы, влияющие на изменение спроса
. Знание этих факторов поможет вам со 100%-й уверенность справиться с заданием 21.

Факторы, влияющие на спрос

Предложение

Задание 21 в ЕГЭ по обществознанию. График предложения

Предложение отображает процессы со стороны продавца или производителя товара, услуги. На экономическом графике спрос обозначается буквой S от английского слова supply.

Предложение (S)
— желание и возможность продавца продать определенное количество товаров или услуг по определенной цене в определенный момент времени.

Характер изменений предложения
носит такой же характер, как и у спроса:

Для лучшего понимания того, что может повлиять на предложение, зафиксируем основные факторы, которые оказывают влияние на изменения предложения. 

Факторы, влияющие на предложение

Этой таблицей вы можете пользоваться, когда будете тренироваться решать задание 21 ЕГЭ по обществознанию. 

Равновесная цена

Задание 21 в ЕГЭ по обществознанию. График цены

Нам осталось разобраться с понятием равновесной цены или состояния. В задании 21 часто могут попросить провести анализ влияния спроса и предложения на равновесную цену. На рынке и продавцы, и покупатели стремятся добиться договоренностей, которые устроят обе стороны. Когда они приходят к согласию, рынок достигает равновесия. На графике равновесная цена находится на пересечении между кривой спроса и предложения.

Равновесная цена
— это цена, при которой потребитель готов приобрести товар или услугу, а производитель готов продать. Достигается полный компромисс между производителем и покупателем.

Давайте зафиксируем, как будет изменяться равновесная цена при изменении спроса и предложения
.

Изменение равновесной цены

Например, в 2023 году появится новая модель планшета: она весит меньше предшественников и имеет улучшенный процессор. Значит, и спрос на эту модель возрастет, а это приведет к повышению равновесной цены. 

Мы разобрались, что такое равновесная цена, спрос и предложение. И самое главное — знаем факторы, влияющие на спрос и предложение, и то, как они, в свою очередь, оказывают эффект на равновесную цену. 

Как решать задание по алгоритму

Чтобы гарантировать себе получение максимального балла за задание и сократить время на его выполнение, изучим алгоритм решения задания 21 в ЕГЭ по обществознанию. 

  1. Внимательно ознакомьтесь с условием и зафиксируйте, на каком рынке произошли изменения.
  2. Определите характер изменения спроса или предложения по стрелке: увеличение или снижение.
  3. Опрределите характер изменения равновесной цены. 
  4. Выделите и зафиксируйте фактор, влияющий на спрос или предложение, пояснив характер влиянения фактора.
  5. Запишите ответ в бланк второй части: характер изменения равновесной цены, спроса или предложения.

Задание 21 в ЕГЭ по обществознанию: решение

Используем наш алгоритм при решении реального задания. 

Задание

Задание 21 в ЕГЭ по обществознанию
Задание 21 в ЕГЭ по обществознанию

На графике изображено изменение ситуации на рынке спортивного питания. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D 1
при неизменном предложении S. На графике P — цена товара; Q — количество товара.

  1. Как изменилась равновесная цена?
  2. Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.
  3. Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если будет ожидаться рост цен на спортивное питание при прочих равных условиях?

Решение

  1. По условию мы видим, что изменения произошли на рынке спортивного питания.
  2. Произошло изменение спроса: он увеличился, так как стрелка направлена вправо. 
  3. Равновесная цена выросла из-за увеличение спроса.
  4. Увеличение спроса на рынке спортивного питания может быть связано с появлением моды на здоровый образ жизни. 
  5. Предложение и равновесная цена увеличатся из-за ожидания роста цен на спортивное питание. 
  6. Зафиксируем ответ в бланке второй части:
  1. Равновесная цена выросла.
  2. Изменение спроса мог вызвать рост или появление моды на здоровый образ жизни, который подразумевает спортивный и активный образ жизни.
  3. Предложение и равновесная цена увеличатся из-за ожидания роста цен на спортивное питание.

`



Экзамены


ЕГЭ по обществознанию — один из самых популярных экзаменов, но статистика показывает, что его сдают не очень хорошо. Средний балл по обществу в 2023 году — всего лишь 56,4. В этой статье мы обсудим особенности ЕГЭ по обществознанию в 2024 году и способы добиться высокого результата. В конце вас ждут советы для успешной подготовки от преподавателя!

В этой статье:

Особенности экзамена
Изменения в ЕГЭ по обществознанию 2024 года
Структура экзамена: первая и вторая части
Советы по подготовке к ЕГЭ по обществу

егэ по обществознанию 2024
ЕГЭ по обществознанию — 2024: гайд по экзамену

Особенности экзамена

ЕГЭ по обществознанию — один из самых популярных для сдачи экзаменов. В 2023 его писало более 270 тысяч человек. Давайте вместе рассмотрим его особенности.

Экзамен по обществу длится 210 минут (3 часа 30 минут)
и включает в себя 25 заданий, которые проверяют знание пяти тематических блоков:

  • «Человек и общество»,
  • «Экономика»,
  • «Социальные отношения»,
  • «Политика»,
  • «Право».

За экзамен можно получить максимум 58 первичных баллов
. Первичные баллы переводятся в оценку по стобалльной системе так, что каждому количеству первичных баллов соответствует конкретная оценка по стобалльной шкале
. Например, 53 первичных балла — это 81 балл из 100 возможных.

Пороговый балл по обществознанию — 42
. Это один из самых высоких порогов среди всех предметов, поэтому для подготовки к экзамену по обществу нужен четкий план действий. На курсах ЕГЭ в MAXIMUM Education
мы знакомим школьников с форматами экзаменационных заданий, разбираем необходимую теорию и пишем пробники, чтобы на ЕГЭ они показали отличный результат.

Изменения в ЕГЭ по обществознанию 2024 года

Экзамен не претерпел значительных изменений в новом учебном году. Были внесены корректировки в формулировку задания 24, сложного плана
, и добавлены изменения в систему его оценивания (критерий 24.1).

Теперь в подпунктах должны быть раскрыты как минимум три пункта — в 2023 году было достаточно двух. Сравните формулировки задания 24 в демоверсиях прошлого и этого годов:

егэ по обществознанию 2024
егэ по обществознанию 2024
Формулировка 24-го задания в 2023 и 2024 годах. Источник: демоверсии ФИПИ

Структура экзамена: первая и вторая части

Часть 1

Первая часть ЕГЭ по обществознанию — 2024 состоит из 16 заданий. Всего за нее можно набрать 28 первичных баллов
, это 48% от максимального первичного балла.

В этой части вы можете встретить следующие форматы заданий:

  • задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (№ 1–5, 7, 8–12, 14,16);
  • задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах (№ 6, 13 и 15).

По темам задания распределяются так:

егэ по обществознанию 2024
Задания по темам в ЕГЭ по обществознанию 2024 года

Обратите внимание: задание 1 не привязано ни к какому тематическому блоку. Это значит, что в нем может попасться вопрос на любую тему из существующих в ЕГЭ по обществознанию.

Часть 2

Она включает в себя 9 заданий с развернутым ответом. Всего за вторую часть можно набрать  30 первичных баллов
. Самое важное, что нужно запомнить: эти задания проверяют эксперты, а они опираются на четко заданные критерии. Каждое задание во второй части — это коробка с подарком, которую нужно правильно оформить и украсить. Если вы не помните критерии, можно потерять много баллов, несмотря на хорошие знания.

  • 17. Задание к тексту. Нужно привести прямые цитаты из текста при ответе на вопрос (2 балла).
  • 18. Составление определения (2 балла).
  • 19. Написание примеров (3 балла).
  • 20. Формулирование и аргументация оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста (3 балла).
  • 21. Анализ экономического графика
    : график изменения спроса и предложения, равновесная цена (3 балла).
  • 22. Решение задания-задачи (4 балла).
  • 23. Задание по Конституции Российской Федерации
    и законодательству Российской Федерации (3 балла).
  • 24. Составление плана
    развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса (4 балла).
  • 25. Рассуждение с привлечением актуальных реалий (6 баллов).

Для каждого задания второй части нужен свой подход, чтобы получить максимальные баллы. Но есть принципы, которые пригодятся для любого из них. Вот 5 правил, как записывать развернутые ответы в ЕГЭ по обществознанию — 2024.

  1. Излагайте мысли структурированно, используйте нумерацию и проблемы между смысловыми частями.
  2. Не зачеркивайте записи, так как это загрязняет работу. Лучше сначала набросайте ответ на черновике, а потом перенесите его в чистовик.
  3. Используйте вводные предложения перед ответом, чтобы ввести эксперта в курс дела.
  4. Делайте предложения лаконичными, следите, чтобы они относились к сути вопроса. Если рассуждения будут непонятными, эксперт может не разобраться в них и поставить низкий балл.
  5. Не забывайте о том, что вторую часть проверяют люди. Постарайтесь создать благоприятнее впечатление: чем легче будет читать вашу работу, тем больше шансов, что эксперты найдут всю информацию и высоко оценят ответ.

Советы по подготовке к ЕГЭ по обществу

ЕГЭ по обществознанию в 2024 году не такой простой, каким может показаться на первый взгляд. Но и пугаться не стоит. Если грамотно распланировать изучение теории, прорешать все форматы и познакомиться с критериями, результат на экзамене обязательно будет высоким. А я хочу поделиться парой советов, которые обычно даю ученикам.

  1. Ознакомьтесь с темами из кодификатора
    . Составьте список тем, которые вызывают трудности. Это поможет готовиться только к нужным темам и не распыляться на лишнюю информацию.
  2. Изучите критерии оценивания второй части, чтобы лучше понимать, что хотят увидеть эксперты.
  3. Напишите пробный экзамен, чтобы определить свои сильные и слабые места. Обратите внимание на то, какие задания отнимают больше времени — оно на экзамене будет ограничено.
  4. Составьте индивидуальную стратегию написания экзамена
    . Возможно, вам стоит начать экзамен со второй части — или, наоборот, с первой.
  5. При подготовке к экзамену не оставляйте наиболее сложные задания на конец. Начинайте именно с них!

Больше полезных советов и лайфхаков по решению экзамена — на курсах подготовки к ЕГЭ по обществознанию
. Я сама написала общество на высокий балл и учу своих студентов, как добиться достойного результата!

`



Экзамены


Курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Забронируйте удобное расписание и готовьтесь к экзаменам с гарантией поступления на бюджет

ЕГ ПО ОБ СТВОЗНАНИЮ СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА

Подберите курс с нашим экспертом

1. Познакомимся с вами и расскажем, как проходят занятия

2. Подберем удобное расписание и формат обучения

ЕГ ПО ОБ СТВОЗНАНИЮ СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА

для учеников 11 класса

от 1 месяца до года

в классе и онлайн

Готовьтесь к ЕГЭ 2024 по актуальным материалам с MAXIMUM Education

Мы изучили все изменения, ловушки и тонкости формата ЕГЭ, чтобы ученики получили максимум баллов на ЕГЭ. А ещё преподаватель поддерживает и мотивирует учеников, показывает прогресс и разбирает ошибки, чтобы вы точно поступили на бюджет.

учеников прошли курсы

экспертов создают и ежегодно обновляют курсы

До 120 учеников

Старт в октябре

Онлайн-занятия в большой группе

с поддержкой преподавателя

Уроки 1 раз в неделю с домашними заданиями, обратной связью от преподавателя и симуляцией экзамена

🗓 Сдвоенные онлайн-занятия 1 раз в неделю по 2 часа 30 мин

📝 Проверка домашних заданий и пробных экзаменов преподавателем

⏳ Помощь в работе со стрессом и тайм-менеджментом

🌐 Подключение к уроку с любого устройства: смартфон или компьютер

📌 Вся теория и практика в личном кабинете

Подготовка к итоговому сочинению

Научим писать сочинения на “отлично“ с помощью лайфхаков

1️⃣ Занимайтесь онлайн или смотрите уроки в записи

2️⃣ 3 раза в неделю по 1 ч 25 минут

3️⃣ 2 пробных сочинения с расширенной обратной связью

4️⃣ Семинар по орфографии и пунктуации

5️⃣ Семинар по речевым и грамматическим ошибкам

6️⃣ Ответы на вопросы в личном кабинете 24/7

Старт в октябре

Онлайн-занятия в мини-группе

Уроки в мини-группах с персональным планом подготовки, личными беседами и связью с преподавателем 24/7

📃 Подробная диагностика знаний на старте курса

👩‍🏫 1 раз в неделю: 2 урока по 1ч 15мин

💯 3 симуляции экзамена

💻 Прогресс ученика и занятия в записи доступны в личном кабинете

Попробуй за 0 ₽

Узнай, как начать учебный год на отлично с помощью лайфхаков

1️⃣ Онлайн-урок длительностью 60 минут

2️⃣ Техники, которое помогут решать задания в 2 раза быстрее

3️⃣ Методики запоминания информации в игровом формате

4️⃣ Алгоритмы решения сложных заданий ЕГЭ

5️⃣ Выберите удобное время урока из расписания

До 4 человек

Старт в октябре

Персональные занятия в группах

Подготовка с персональным подходом и личным планом достижения цели

👥 1 встреча в неделю по 2 ч, запись уроков доступна в личном кабинете

📄 7 пробных экзаменов с персональным разбором

📌 7 личных встреч с преподавателем для разбора сложных тем

📙 Программа занятий и домашние задания адаптируются под каждого ученика

📈 Контроль успеваемости и поддержка преподавателя 24/7

1 на 1

Старт в октябре

Индивидуальное сопровождение в вуз

Поможем со всеми вопросами выбора и поступления в любой вуз России

🙋 Помощь в выборе направления и вуза

🗺️ Составление индивидуальных карт вузов и помощь в подаче документов

📈 Профилактика эмоционального выгорания и мотивация на протяжении года

📌 Персональная работа с подростком 24/7 и 12 семейных консультаций

Старт в октябре

Занятия в классе и онлайн

Занятия в формате, объединяющем живые уроки в классах и в онлайне с персональным планом подготовки и связью с преподавателем 24/7

📃 Подробная диагностика знаний на старте курса

👩‍🏫 Занятия 2 раза в неделю по 2ч и 1ч 30 мин

💯 3 симуляции экзамена

💻 Прогресс ученика и занятия в записи доступны в личном кабинете

Пробная неделя занятий

в MAXIMUM Education

1. Выберите предмет, введите свои данные и зарегистрируйтесь

2. Получите письмо с доступом на указанную почту

3. Перейдите в личный кабинет по ссылке и начинайте учиться

Привязывать карту для подключения

Семь шагов подготовки к ЕГЭ по обществознанию

  • 2. Определяем уровень подготовки

  • 3. Обучаем по актуальным материалам

  • 4. Готовимся к формату ЕГЭ

  • 5. Контролируем результаты

  • 6. Помогаем бороться со стрессом

  • 7. Изучаем формальности экзамена

Среди единых государственных экзаменов обществознание — одна из самых популярных дисциплин. Половина всех выпускников школ сдает этот предмет. На специализации, где требуется обществознание, установлен максимальный порог — 42 балла. При сдаче этого госэкзамена достаточно много школьников опираются на бытовые знания, пишут задания интуитивно. В результате средний балл составляет 54–56. Но этого недостаточно для топовых учебных заведений и поступления на бюджет. Поэтому ученику необходимо заранее поставить цель в баллах, выбрать конкретные вузы и направления в них

Обучение начинается с диагностики знаний. Специалисты определяют слабые и сильные стороны, пробелы в знаниях ученика. Это позволяет оценивать эффективность обучения на протяжении всего курса, выстроить план подготовки

Единый госэкзамен проверяет знания из школьной программы 5–11 класса. Необходимо изучить темы по экономике, социальным отношениям, праву и так далее. Каждый год меняется формат заданий, ЕГЭ усложняется. Наши методисты отслеживают эти изменения, постоянно обновляют учебную программу. На онлайн-курсах подготовки к ЕГЭ по обществознанию старшеклассники учат только то, что необходимо для сдачи предмета

Для высокого результата недостаточно знать все темы и задания. Ученики должны учитывать ловушки, критерии оценки, правила и оформление работ для блоков с развернутыми и краткими ответами. Поэтому для решения заданий, мы используем специальные алгоритмы, которые помогают сэкономить время, избежать ловушек и ошибок по невнимательности

Старшеклассники, родители и наставники могут оценивать прогресс обучения по индивидуальному плану. Ученики посещают занятия, выполнят домашнее задание, пишут контрольные, тесты и пробные ЕГЭ. Все достижения фиксируются и отображаются в цифрах. Такой контроль особенно важен для изучения дисциплин с большим объемом информации. Вы можете оценивать уровень подготовки и быстро закрывать пробелы в знаниях

Курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию для 11 класса — это не только увлекательный образовательный процесс, но и психологическая помощь выпускникам школы. По статистике старшеклассники теряют 10–15 баллов из-за стресса и невнимательности. Задача педагога помочь ребенку справиться со стрессовым состоянием. Поэтому в программу обучения включены занятия по психологии, а также изучение методик, которые помогают сконцентрироваться и избежать ошибок по невнимательности

Наставники научат правильно заполнять экзаменационные листы и распределять время на каждый блок заданий. Также ученики узнают о подаче апелляции: если не согласны с выставленными баллами или заметили нарушение в проведении госэкзамена

Больше курсов подготовки к ЕГЭ

  • Окончили престижные российские вузы. Сдали ЕГЭ на 90+ баллов
  • Успешно прошли отбор в наш образовательный центр, чтобы вести курсы ЕГЭ по обществознанию. Только 3% кандидатов становятся наставниками
  • Постоянно повышают квалификацию, проходят тренинги по методическому образованию и предметам, сдают пробные ОГЭ и ЕГЭ
  • Преподают по актуальным программам, разработанным 250 методистами образовательного центра
  • Мотивируют 11-классников, разбирают ошибки, следят за прогрессом, отвечают на вопросы по предмету

Ответственность за результат каждого ученика

Гарантия поступления

  • Наш центр заключает с клиентами официальный договор на оказание услуг
  • Кроме того, мы имеем необходимую государственную лицензию, которая разрешает вести образовательную деятельность

Что нужно знать о ЕГЭ по обществознанию

  • 9,7% выпускников 2020 сдали ЕГЭ по обществознанию на 80+ баллов. Число высокобалльников выросло на 2% в сравнении с 2019-м годом, это означает, что повысился и средний балл в вузах
  • ФИПИ делят задания 1-й части с кратким ответом на 2 категории. Форматные задания № 1—3, 20 во всех КИМах одинаковые по условию, но проверяют знания по разным темам. Тематические задания № 4—19, строго закреплены за конкретной темой, но их формат может быть разным. Суммарно задания 1-й части принесут 34 балла из 64 первичных
  • Задания 2-й части с развёрнутым ответом принесут 30 баллов из 64 первичных. Это работа с текстом, анализ жизненных ситуаций и терминов, мини-сочинение
arrow

Изучим все темы из Кодификатора ФИПИ

  • Человек и общество — задания № 4—6
  • Экономика — задания № 7—10
  • Социальные отношения — задания № 11—12
  • Политика — задания № 13—15
  • Форматные задания: анализ таблиц или схемам (№ 1), поиск обобщающего понятия (№ 2), поиск двух лишних понятий (№ 3), вставка терминов в текст (№ 20)
arrow

Истории наших выпускников

Вопрос-ответ

После регистрации:

1. Познакомимся с вами и расскажем, как проходят занятия

2. Подберем удобное расписание и формат обучения

ЕГ ПО ОБ СТВОЗНАНИЮ СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА

. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам массовой культуры. Найдите два примера, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.





6. приоритетное развитие развлекательных жанров

  • P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста,

    сообщите

    о вашей находке 😉

    При обращении указывайте id этого вопроса – 16549.

    .

    Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Благодаря ощущениям происходит выделение общего, существенного в информации о предмете

    2. Чувственное познание и рациональное познание тесно взаимосвязаны

    3. Чувственное познание фиксирует существенные общие признаки группы, класса объектов

    4. Формулирование предположений для объяснения имеющихся фактов характеризует метод выдвижения гипотез

    5. Целенаправленное систематическое восприятие явлений окружающего мира называется наблюдением


    • P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста,

      сообщите

    • о вашей находке 😉
    • При обращении указывайте id этого вопроса – 16700.

        .

      • Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

        А) в приобретении новых знаний

        Б) в пище

      • В) в общественном признании
      • Г) в художественном творчестве

        Д) в общении

        1) духовные (идеальные)

        2) социальные

        3) биологические (естественные)

      • P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

        о вашей находке 😉

        При обращении указывайте id этого вопроса – 16901.

        . Виталий П. увлекается философией, он стремится познать окружающий мир и своё место в нём, много времени уделяет самопознанию и самосовершенствованию. Найдите в приведённом списке выделенные по разным классификациям характеристики данной потребности Виталия и запишите цифры, под которыми они указаны.








        Добавить в избранное

        P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

        о вашей находке 😉

        При обращении указывайте id этого вопроса – 16627.

        . Выберите верные суждения о финансировании бизнеса и его источниках и запишите цифры, под которыми они указаны.







        Добавить в избранное

        P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

        о вашей находке 😉

        При обращении указывайте id этого вопроса – 17253.

        . Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

        А) налог на имущество физических лиц

        Б) налог на добычу полезных ископаемых

        В) государственная пошлина

        Г) водный налог

        Д) налог на имущество организаций

        ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        1) федеральные

        2) региональные

        3) местные



        Добавить в избранное

        P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

        о вашей находке 😉

        При обращении указывайте id этого вопроса – 17229.

        . Представьте, что Вы делаете презентацию к уроку обществознания по теме «Налоговая система в Российской Федерации». Один из слайдов называется «Федеральные налоги и сборы». Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны федеральные налоги и сборы.


        3. земельный налог

        4. торговый сбор

        5. государственная пошлина

        6. налог на добычу полезных ископаемых

        P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста,

        сообщите

        о вашей находке 😉

        При обращении указывайте id этого вопроса – 16855.

      .

      Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

      1. Следствием любого социального конфликта является смена государственной власти.

      2. Одним из эффективных путей разрешения социального конфликта является продолжение конфронтации сторон.

      3. Социальный конфликт всегда порождён экономическим неравенством противоборствующих сторон.

      4. Конфликтная ситуация объективно содержит явные предпосылки для конфликта, провоцирует начало противостояния.



      Добавить в избранное

      P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

      о вашей находке 😉

      При обращении указывайте id этого вопроса – 16706.

      . В ходе социологических опросов совершеннолетним гражданам страны Z предлагали высказать своё мнение о социальной поддержке граждан со стороны государства. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде.

      Задание ЕГЭ по обществознанию

      Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.







      Добавить в избранное

      P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

      о вашей находке 😉

      При обращении указывайте id этого вопроса – 16857.

      . Выберите верные суждения о государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.







      Добавить в избранное

      P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

      о вашей находке 😉

      При обращении указывайте id этого вопроса – 17283.

      . В государстве Z регулярно на конкурентной основе проходят выборы в органы местного самоуправления. Какие иные признаки позволят сделать вывод о том, что в государстве Z установился демократический политический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.






      • P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

        о вашей находке 😉

        При обращении указывайте id этого вопроса – 17234.

        . Найдите в приведённом ниже списке положения, характеризующие основы конституционного строя Российской Федерации, и запишите цифры, под которыми они указаны.







        Добавить в избранное

        P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

        о вашей находке 😉

        При обращении указывайте id этого вопроса – 16635.

        . Установите соответствие между вопросами и субъектами власти Российской Федерации, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

        А) оборона и безопасность

        Б) судоустройство

        В) федеральные налоги и сборы

        Г) адвокатура, нотариат

        Д) принятие и изменение федеральных законов

        СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        1) только федеральный центр

        2) федеральный центр и субъекты Российской Федерации



        Добавить в избранное

        P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

        о вашей находке 😉

        При обращении указывайте id этого вопроса – 16736.

        . Выберите верные суждения о гражданском праве в Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.







        Добавить в избранное

        P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

        о вашей находке 😉

        При обращении указывайте id этого вопроса – 17187.

        . Установите соответствие между ситуациями и видами юридической ответственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

        А) Группа граждан ночью ограбила случайного прохожего

        Б) Роман нарвал на городской клумбе цветов для своей девушки

        В) Михаил регулярно опаздывает на работу

        Г) Марфа, находясь за рулём автомобиля, превысила допустимую скорость

        Д) Пётр не выполнил обязательства по договору подряда

        ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

        1) гражданско-правовая

        2) административная

        3) уголовная

        4) дисциплинарная



        Добавить в избранное

        P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

        о вашей находке 😉

        При обращении указывайте id этого вопроса – 16838.

        . Представьте, что Вы делаете презентацию к уроку обществознания по теме «Юридическая – ответственность». Один из слайдов называется «Виды дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ».

        Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны дисциплинарные взыскания.








        Добавить в избранное

        P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

        о вашей находке 😉

        При обращении указывайте id этого вопроса – 17189.

        Часть 2

        Прочитайте текст и выполните задания 17-20.

        Система права – это объективное правовое явление, которое формируется на основе общих закономерностей общественной жизни. Являясь отражением реально существующей системы общественных отношений, система права строится не по произвольному усмотрению людей, а на основе объективной действительности.

        С одной стороны, нормы права – это продукт субъективной, сознательно-волевой деятельности правотворческих органов. С другой стороны, нормы права становятся естественным элементом системы права лишь в случае объективного отражения потребностей общественной жизни, определяя максимальную меру свободы и справедливости в социальных отношениях. Поэтому нормы права объективно, независимо от воли правотворческого органа, объединяются в относительно самостоятельные группы норм, которые регулируют данные отношения. Правотворческий орган не может по своему усмотрению, произвольно отнести изданную им норму права к той или иной отрасли права. Если норма издана для регулирования определённого вида общественных отношений, то она объективно входит в ту отрасль права, которая регулирует эти отношения.

        Система законодательства – это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право не существует вне законодательства. Они соотносятся как форма и содержание. Именно в законодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурные образования получают своё реальное выражение, внешнее проявление. В этом смысле система права и система законодательства в целом совпадают.

        Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливают создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства.

        . Как автор подтверждает объективный характер системы права? (Приведите любые два подтверждения). Какие три элемента включает в себя норма права? Что такое система законодательства?



        Добавить в избранное

        В правильном ответе должны быть следующие элементы:

        1) ответ на первый вопрос, например:

        – формируется на основе общих закономерностей общественной жизни / строится не по произвольному усмотрению людей, а на основе объективной действительности

        – нормы права становятся естественным элементом системы права лишь в случае объективного отражения потребностей общественной жизни

        – нормы права объективно, независимо от воли правотворческого органа, объединяются в относительно самостоятельные группы норм

        (Ответ на первый вопрос. засчитывается: только: при указании двух любых подтверждений из перечисленных.)

        2) ответ на второй вопрос, например: гипотеза, диспозиция и санкция

        (Ответ на второй вопрос засчитывается только при указании трёх элементов.)

        3) ответ на третий вопрос, например: совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм

        Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

        P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

        о вашей находке 😉

        При обращении указывайте id этого вопроса – 16665.

        . В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,

        — укажите не менее трёх основных признаков правовой нормы, отличающих её от других видов социальных норм;

        — объясните связь институтов законодательной и исполнительной власти. ( Объяснение может, быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)



        Добавить в избранное

        1) Основные признаки правовой нормы, отличающие её от других видов социальных норм:

        – обеспечиваются силой государственного принуждения

        – формальная определённость (формализованный характер)

        – устанавливается или санкционируется государством

        2) Объяснение с опорой на положения текста: институты законодательной власти принимают законы, реализацией и исполнением которых занимаются институты исполнительной власти

        P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

        о вашей находке 😉

        При обращении указывайте id этого вопроса – 16666.

        . Используя знания курса, приведите два примера нормативных правовых актов Российской Федерации, в которых содержатся нормы различных отраслей права, и кратко прокомментируйте каждый из них.



        Добавить в избранное

        P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

        о вашей находке 😉

        При обращении указывайте id этого вопроса – 16667.

        . Назовите любые два не упомянутых в тексте источника (формы) права и кратко поясните сущность каждого из них.



        Добавить в избранное

        Могут быть указаны другие источники права, даны другие пояснения

        P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

        о вашей находке 😉

        При обращении указывайте id этого вопроса – 16668.

        . На графике изображено изменение ситуации на рынке мультиварок в стране Z. Спрос переместился из положения D в положение D 1
        при неизменном спросе S. ( На графике P – цена товара; Q – количество товара.)

        Задание ЕГЭ по обществознанию

        Как изменилась равновесная цена?

        Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. ( Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)

        Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях продавцы ожидают рост цен на мультиварки?



        Добавить в избранное

        В правильном ответе должны быть следующие элементы:

        1) ответ на первый вопрос: равновесная цена уменьшилась

        2) ответ на второй вопрос: (одно обстоятельство / фактор с объяснением влияния): изменение доходов потребителей (например: снижение доходов потребителей заставило их экономить семейный бюджет
        и отложить покупки бытовой техники, что привело к уменьшению спроса на мультиварки)

        Засчитывается только объяснение, данное применительно к рынку, указанному в тексте задания.

        Ответ на второй вопрос засчитывается только при указании обстоятельства/фактора и объяснении)

        3) ответ на третий вопрос: ожидание продавцами роста цен на мультиварки приведёт к уменьшению предложения и увеличению их равновесной цены

        Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном указании изменения предложения и равновесной цены.

        Элементы ответа могут быть представлены в других формулировка

        P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

        о вашей находке 😉

        При обращении указывайте id этого вопроса – 17119.

        . В государстве Z существует свободная конкуренция политических партий, права и свободы гарантированы, защищены законом и реализуются в реальной жизни. Правительство формируется политической партией (блоком партий), победившей на выборах. Депутатские места (мандаты) распределяются пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов от партий, преодолевших 7-процентный барьер.

        Какой политический режим в государстве Z? К какому типу относится избирательная система государства Z? Каковы достоинства и недостатки данной избирательной системы? (Укажите по два достоинства и недостатка.)



        Добавить в избранное

        Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

        1) ответ на первый вопрос: демократический режим

        2) ответ на второй вопрос: пропорциональная избирательная система

        3) ответ на третий вопрос: достоинства

        – предполагает активную политическую деятельность партий

        – представительство политических партий в соответствии с их популярностью у избирателей

        (Могут быть названы другие достоинства.

        Ответ на третий вопрос засчитывается только при указании двух любых достоинств.)

        4) на четвёртый вопрос: недостатки

        – отсутствует персональная ответственность парламентариев перед избирателями

        – процентный барьер, не позволяющий пройти новой и/или небольшой партии

        Могут быть названы другие недостатки.

        Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при указании двух недостатков.

        Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках, не искажающих смысла соответствующих элементов ответа.

        P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

        о вашей находке 😉

        При обращении указывайте id этого вопроса – 17070.

        . Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя нашего государства, права и свободы человека и гражданина.

        Какие положения Конституции Российской Федерации подтверждают следующие характеристики нашего государства: 1) светское государство; 2) гарантия идеологического многообразия; 3) реализация принципа разделения государственной власти? На основе положений Конституции сформулируйте по одному подтверждению каждой характеристики.

        (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.

        Обращаем внимание, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)



        Добавить в избранное

        Могут быть приведены такие подтверждения:

        1) светское государство, например: в Российской Федерации никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной / религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом

        2) гарантия идеологического многообразия, например: в Российской Федерации никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной / признаются политическое многообразие, многопартийность / общественные объединения равны перед законом

        3) реализация принципа разделения государственной власти, например: государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны / государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации

        Могут быть приведены другие подтверждения в соответствии с требованием задания.

        Засчитываются только подтверждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве: подтверждений) с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.

        Не требуется указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания!

        P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

        о вашей находке 😉

        При обращении указывайте id этого вопроса – 16696.

        Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определённой теме. Выполните задания 24 и 25.

        Вам необходимо подготовить доклад по теме «Социальные нормы»

        . Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные нормы». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.

        (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)



        Добавить в избранное

        При анализе ответа учитывается:

        – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа

        – наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по. существу

        – количество подпунктов каждого пункта

        – корректность формулировок пунктов плана

        Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

        1. Понятие «социальные нормы».

        2. Признаки социальных норм:

        а) социальная обусловленность

        б) системность

        в) обеспеченность и др.

        3. Виды социальных норм:

        а) обычаи

        б) нормы морали

        в) нормы общественных организаций

        г) нормы права и др.

        4. Функции социальных норм:

        а) устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие

        б) выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов

        в) в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт и др.

        Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

        P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

        о вашей находке 😉

        При обращении указывайте id этого вопроса – 17072.

        . Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

        1) Обоснуйте значимость социального контроля в обеспечении сохранения опыта предшествующих поколений. ( Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

        2) Какие наказания предусмотрены за совершение административных правонарушений в Российской Федерации? (Назовите любые три вида наказания.)

        3) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему ситуации применения каждого из указанных в пункте 2 наказаний. ( В каждом примере сначала укажите правонарушение, затем – соответствующее наказание. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)



        Добавить в избранное

        Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

        1) обоснование

        2) ответ на вопрос (ответ на вопрос засчитывается только при корректном указании трёх принципов)

        3) три примера, иллюстрирующих реализацию каждого принципа, указанного в п. 2.

        Засчитываются только обоснование, сформулированное как распространённое предложение, и примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются)

        P. S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите

        о вашей находке 😉

        При обращении указывайте id этого вопроса – 17073.

    • Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *