проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;
ознакомить уч-ся с правилами безопасного движения по дороге;
воспитывать культуру поведения на улице и дороге.
Систематизировать знания воспитанников о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах;
Способствовать расширению у воспитанников интереса к знаниям Правил дорожного движения через смекалку, фантазию, эрудицию.
Дать возможность воспитанникам продемонстрировать свои творческие способности при выполнении заданий по указанной теме.
Закрепить конкретные навыки и модели поведения в ситуациях на дорогах.
Оказывать педагогическую поддержку в умении слышать капитана, проявлять личную инициативу и нести коллективную ответственность за принимаемые решения.
Знайте правила движенья, как таблицу умноженья!
Всем, кто любит погулять,
Всем без исключения,
Нужно помнить, нужно знать
Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.
Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии Цезаре.
Они помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил дошли до наших дней. Например, уже в те давние времена на многих улицах было разрешено только одностороннее движение.
В России дорожное движение регулировалось царскими указами. Так, в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, — бить кнутом и ссылать на каторгу». А в указе императрицы Екатерины II сказано: «На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать».
СЛАЙД №5 Учитель:
В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» — автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. Например, в Англии ввели правило, по которому впереди каждого автомобиля должен был идти человек с красным флагом или фонарём и предупреждать встречные кареты и всадников. А скорость движения не должна была превышать 3 километра в час; кроме того, водителям запрещалось подавать предупредительные сигналы. Вот такие были правила: не свисти, не дыши и ползи как черепаха.
Но, несмотря ни на что, автомобилей становилось всё больше и больше. И в 1893 году во Франции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных странах были разные правила. Но это было очень неудобно.
Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов.
Современным правилам дорожного движения почти 100 лет.
А знаешь ли ты, когда появился привычный для нас светофор?
Оказывается, регулировать движение с помощью механического прибора начали уже 140 лет назад, в Лондоне. Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зелёные и красные стёкла, а жёлтые ещё не придумали.
Первый электрический светофор появился в США, в городе Кливленде, в 1914 году. Он тоже имел лишь два сигнала — красный и зелёный — и управлялся вручную. Жёлтый сигнал заменял предупреждающий свисток полицейского. Но уже через 4 года в Нью-Йорке появились трёхцветные электрические светофоры с автоматическим управлением.
Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху—красный, посередине — жёлтый, внизу — зелёный.
У нас в стране первый появился в 1929 году в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами — красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет.
Потом в Москве и Ленинграде (так тогда назывался Санкт- Петербург) появились электрические светофоры с тремя секциями современного типа. А в 1937 году в Ленинграде на улице Желябова (ныне Большой Конюшенной улице), около универмага ДЛТ, появился первый пешеходный светофор.
Правила дорожного движения для пешеходов
“Пешеход” – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу.
К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Пешеходы должны двигаться:
придерживаясь правой стороны.
А при их отсутствии – по обочинам.
Если все это отсутствует, то пешеходы могут двигаться по краю проезжей части навстречу движению транспортных средств.
Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Правила пересечения проезжей части
Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
– это специальная область на проезжей части, выделенная для перехода пешеходов на другую сторону улицы или дороги
специальным дорожным знаком «Пешеходный переход» и специальной разметкой («зебра»), образующая «коридор» , по которому надо переходить
В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.
В случае, если сигнал светофора противоречит сигналу регулировщика, то нужно следовать сигналу последнего.
При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть.
Дорожные знаки для пешеходов
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл (при условии, что ответ записан в клетки кроссворда). Время для разгадывания кроссвордов – 5 минут.
1. Знак, подаваемый транспортным средством или светофором. Сигнал.
2. Повреждение машины транспортного средства. Авария.
3. Разметка на дороге, обозначающая пешеходный переход. Зебра.
4. Лицо, управляющее транспортным средством. Водитель
5. Человек, идущий пешком. Пешеход.
6. Твердое и гладкое покрытие дороги. Асфальт.
7. Боковая часть, край дороги. Обочина.
8. Место, специально предназначенное для передвижения людей с одной стороны улицы на другую. Переход.
Правда, ребята, если бы каждый человек соблюдал правила дорожного движения, меньше было бы слёз и боли. Мы всегда должны их знать и выполнять. Вот они:
СЛАЙД №19 Учитель:
Знайте правила движенья, как таблицу умноженья!PPTX / 7.57 Мб
Классный час «Соблюдая ПДД – не окажешься в беде! »
расширение и закрепление знаний по ПДД и профилактике ДДТТ.
знакомство с историей возникновения правил дорожного движения, повторение правил уличного движения, развитие умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, изучение правил дорожного движения и профилактика
-продолжить работу по изучению правил дорожного движения.
-способствовать развитию познавательного интереса к своему здоровью, к себе как личности;
-научить делать выводы, обобщения, анализ, оценку ситуации.
-воспитание безопасных для здоровья форм поведения на дорогах и улицах города.
беседа, рассказ, сообщения учащихся, тест, викторина
: классный руководитель, учащиеся 5-6 классов.
интерактивная доска, пакет материалов (по теме (Приложения), макет улицы.
Учащиеся делятся на две команды. Каждая команда садится вокруг своего стола. На столе – пакет материалов для классного часа. В ходе мероприятия ученики используют нужные Приложения из пакета материалов для классного часа. Итоги конкурсов каждая команда записывает в Лист контроля.
Ход классного часа
Делаем ребятам предостережение: выучите срочно Правила Движения, чтоб не волновались каждый день родители, чтоб спокойно мчались улицей водители!
Дорогие ребята! Почти каждое утро вы выходите из дома и идёте в школу. Сегодня на нашем классном часе мы с вами поговорим о правилах дорожного движения.
Но дороги не всегда были такими, как мы привыкли их видеть сегодня.
«В России первые мощеные дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами бревен Слайд № 3). Представляете, как на этой дороге трясло? Главные московские улицы было решено замостить камнем в 1692 году. По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше гусиного яйца.
Первая дорога появилась в России в 1722 году. По приказу Петра I ее проложили между Москвой и Петербургом. Дорогу покрыли гравием (Слайд № 4)».
Сейчас дороги покрывают слоем особой нефтяной смолы, битумом или асфальтом (Слайд № 5).
Если вы внимательно присмотритесь к тому, как движется по городу транспорт, вы заметите, что в кажущейся суматохе есть определенный порядок Весь транспорт подчиняется строгому закону, который называется – «Правила дорожного движения» (Слайд №6)
«Первые правила были созданы для извозчиков и ямщиков. ( Слайд №7). Потом появились велосипеды (двухколесные, трехколесные). ( №8). Первый автомобиль, паровой, был создан в 1769 г. французом Жан Кюньо. ( №9). В 1885 г. немецкие изобретатели Карл Бенц и Даймлер создали автомобиль с бензиновым мотором – мотоколяску (Слайд №10). Позднее появились автомобили с двигателем внутреннего сгорания. (
2.2. Повторяем правила дорожного движения.
С появлением автомобилей, появились новые правила. Развивалась техника, усовершенствовались автомобили, росло их количество, росли города – и все сложней и сложней становились правила. У дорог и улиц есть свои строгие законы. Законы требуют знания дорожных знаков. На этом языке разговаривают все дороги, улицы, перекрестки, площади.
Сегодня каждый учащийся обязан знать, что улица очень опасна для того, кто не умеет правильно ходить по ней. Но тот, кто твёрдо знает и точно выполняет строгие правила дорожного движения, может не опасаться самой быстрой машины. Давайте вспомним и повторим эти правила.
(Классный руководитель предлагает ученикам «открытый микрофон»: имитационная копия микрофона передаётся из рук в руки, дети отвечают на вопросы и высказывают свое мнение).
2.3. Разминка (
На столе каждой команды находятся вопросы. Команды готовятся 2 минуты. Затем, каждая команда выставляет одного знатока правил дорожного движения. Классный руководитель повторяет вопросы, на каждый из которых даются 3 ответа. Представители команд дают ответ на каждый вопрос. За каждый правильный ответ- 1 балл.
Назовите последовательность смены сигналов в светофоре:
а)зеленый, красный, желтый;
б) зеленый, желтый, красный;
в) красный, зеленый, желтый.
Какая часть улицы предназначена для пешеходов?
в) проезжая часть между трамвайными путями.
При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
а) при желтом;
б) при зеленом;
в) при красном.
Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?
а) по правой стороне обочины;
б) по правому краю дороги;
в) по левой обочине, навстречу движению транспорта.
Как пешеходы должны ходить по тротуару?
а) придерживаться левой стороны;
б) придерживаться правой стороны;
в) придерживаться середины.
Как вы должны поступить, если во время перехода перекрестка зеленый сигнал светофора сменился на желтый?
а) быстро перебежать улицу;
б) вернуться на тротуар;
в) остановиться на осевой линии.
Вы вышли из автобуса на загородной дороге и вам нужно перейти ее. Как вы перейдете дорогу?
а) обойдете стоящий автобус, спереди;
б) обойдете стоящий автобус сзади;
в) дождетесь, когда автобус отъедет, и проезжая часть будет хорошо просматриваться в обе стороны.
Молодцы, команды! Все справились с заданием хорошо.
2.4. Дорожные знаки.
Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв он складывает слова, из слов – предложения. У дорожного языка тоже есть буквы – знаки. Их нужно складывать в слова. Один знак – одна дорожная буква означает целую фразу – дорожный сигнал. Они расставлены вдоль улицы, так что всегда оказываются справа от шофера. Круглые, треугольные, квадратные – укреплены на стойках, чтобы шофер мог их видеть, эти знаки ему все время о чем-то говорят на своем особом языке, понятном каждому водителю. Знаки установлены на всех автомобильных дорогах земного шара.
Дорожных знаков очень много. Есть знаки запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные. Чтобы не путать их и быстрее ориентироваться, каждой группе присвоен свой цвет – красные, синие и особая форма – круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные.
Давайте познакомимся с дорожными знаками.
– треугольные. Между собой знаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника. Нарисованы бегущие дети – предупреждение водителю – приближается школа, детский сад. Автомобиль с извилистым следом шин в треугольнике предупреждает о том, что впереди скользкая дорога. На рисунке ты увидишь оленя или корову – значит, на дороге могут появиться животные.
У этих знаков изображения и цифры расположены в круге синего цвета. Белые стрелки предписывают направление движения. Белые цифры на синем фоне предписывают водителю не максимальную, а минимальную скорость, или ехать медленно опасно.
(Слайд № 13).
. Их основной цвет – синий, а форма – квадратная или прямоугольная. Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к нужному населенному пункту и расстояние до него.
Знаки дорожного движения этой группы означают, что введены ограничения на движение ТС на определенном участке покрытия, скорость перемещения, остановку. Они выглядят всегда в виде круга.
2.5. Викторина «Что я знаю о дорожных знаках»
Ответьте на вопросы, используя полученную информацию. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Предупреждающие знаки имеют форму и цвет
а) Треугольные с красной окантовкой
б) Круглые с красной окантовкой
в) Квадратные с синим фоном
2. Запрещающие знаки имеют форму и цвет
а) Круглые с синим фоном
б) Треугольные с красной окантовкой
в) Круглые с красной окантовкой
3. Разрешающие знаки имеют форму и цвет
б) Круглые с красным фоном
Послушайте эти загадки и попробуйте угадать, как будут называться эти предупреждающие знаки (Приложение 3). Команда, ответившая правильно первой, получает 1 балл.
Землю роет человек,
Почему проезда нет?
Может быть здесь, ищут клад? (Дорожные работы – Слайд № 16).
Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике, ребята
Со всех ног бегут куда-то. ( Дети – Слайд №17).
3. Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко:
Что здесь свалка кирпича? (Въезд запрещен – Слайд №18).
4. Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг? (Круговое движение- Слайд №19).
5. Я привык к велосипеду
И на нем я смело еду. ( Велосипедная дорожка – Слайд № 20).
6. Этот знак такого рода –
Он на страже пешехода.
Переходим дружно вместе
Мы дорогу в этом месте. ( Пешеходный переход- Слайд № 21).
7. Если вдруг в пути машина
Там машину вам исправят,
Мигом на ноги поставят. ( Техническое обслуживание автомобилей – Слайд №22).
8. Тут вилка. Тут ложка,
Накормили и собаку,
Говорим «спасибо» знаку. ( Пункт питания – Слайд № 23).
9. Если и нужно вызвать маму,
По пути связаться с другом –
Этот знак к твоим услугам. ( Телефон –Слайд №24).
Молодцы, ребята (Слайд №25).
Случайных знаков не существует, все они придуманы для пользы дела. Тридцать лет назад было всего полсотни знаков, а сегодня больше ста. Почему? (руководитель предлагает ученикам «открытый микрофон»
2.6. Будьте осторожны на дороге! (
Ребята, вы все тоже являетесь участниками дорожного движения. Все любят кататься на велосипеде. Как вы думаете, надо ли знать правила дорожного движения юному велосипедисту? Какие?
(Классный руководитель предлагает ученикам «открытый микрофон»).
(Слайды № 27-28).
Каждый ребенок должен знать, что дорога не место для игр!
(Слайд № 29).
Переходить дорогу надо на зеленый сигнал светофора.
Переходить дорогу там, где нет светофора, нужно по пешеходному переходу.
Игра «Разрешается – запрещается»
Я предлагаю всем командам сыграть в игру. Вы должны ответить на вопросы: разрешается или запрещается. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием.
2.8. Викторина «Ответь на вопрос»
Ребята, мы повторили правила ДД. А что вы еще знаете о дороге? Предлагаю вам ответить на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Как называется пешеходный переход?
2. С какой стороны можно обгонять автомобиль?
в) с любой
3. Как называют водителя, управляющего такси?
4. Каких колес не бывает?
5. Как называют линии, нанесенные на дороге?
6. С какого возраста можно садиться на переднее место автомобиля?
7. Как водители называю руль?
8. Как называют человека, который долго думает?
9. Что является «сердцем» машины?
10. Как называют человека, который плохо водит машину?
Молодцы, ребята! Сегодня наши команды – просто знатоки ПДД.
На ваших столах находится головоломка- разрезанные пополам дорожные знаки. Соберите из половинок целые знаки. За каждый правильно собранный знак – 1 балл.
Все игроки очень хорошо запомнили дорожные знаки.
Ребята! Мы еще раз вспомнили правила дорожного движения, которые обязаны соблюдать участники дорожного движения и водители транспортных средств.
Перед вами лежат карточки с дорожными ситуациями. Выполните задания теста. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Молодцы , ребята! Все справились с заданием отлично.
Закрепление знаний и подведение итога.
Вы можете спросить: «А зачем мне знать эти знаки, я же не водитель?» Но ведь грамотный пешеход будет особенно внимателен там, где находится знак с указанием «Скользкая дорога». Будет осторожен, если впереди железнодорожный переход, или идут ремонтные работы. Ведь дорога говорит что-то, улица кричит о какой-то опасности, а пешеход , не знающий правил ДД, идет себе беспечно, потому что дорожного знака не понимает, сигнала на перекрестке не видит, об опасности на улице не слышит. Незнание дорожного языка опасно. Случается, за такую безграмотность пешеход расплачивается жизнью. Порча дорожных знаков, кидание камней в них, перестановка их, отбрасывание в сторону, сталкивание в кювет – это не безобидная шалость, не только хулиганство, а преступление. Всякая своевольная перестановка дорожных знаков чрезвычайно опасна и равна преступлению.
Чтобы не волновались ваши родители – будьте внимательны на улице, соблюдайте правила дорожного движения. Предлагаю всем взять памятки для учащихся по ПДД и проанализировать их дома с родителями.
(Слайд № 35).
Ребята, предлагаю вам дома вместе с родителями составить схему-маршрут «Безопасная дорога домой», которая будет весь год храниться в вашем дневнике.
И творческое задание – нарисуйте рисунок «Несуществующий дорожный знак».
Возьмите в руки текст песни и давайте, все вместе, исполним ее.
(Слайд № 36).
( Ученики исполняют песню под музыку).
Ребята, возьмите Лист контроля для каждой команды и подсчитайте общее количество баллов, набранный командой (считают баллы).
Поздравляю команды. Все сегодня хорошо поработали и справились с заданиями.
(Классный руководитель подводит итоги – победила – ДРУЖБА)
Ребята, посмотрите на макеты города (на доске по макету для каждой команды). У каждой команды есть набор дорожных знаков (Приложение 9) разного вида. Пусть капитаны команд выйдут к доске и прикрепят знаки там, где это нужно на макетах.
( капитаны выходят и выполняют задание).
егодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда, вспомнили и закрепили основные правила дорожного движения. Поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Соблюдать правила дорожного движения, быть осторожным на дороге – это не трусость, а умный расчет.
На этом наш классный час закончен. Желаю всем удачи!
Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ- 1 балл.
презентация PPT / 10.14 Мб
Сценарий классного часа для 7 класса
«Береги свою жизнь! (опасности на дорогах)»
Челик Е. Т., учитель физики и информатики
ступеней, Старобешевского района.
Цели и задачи:
– формировать представления школьников о безопасности дорожного движения
– повторить правила движения пешеходов по дороге и улице
– развивать у школьников умение находить наиболее безопасный путь от дома до школы
– воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения, чувство гражданской ответственности за поведение на дороге.
: плакаты с элементами улиц и дорог, картины с участниками дорожного движения, фишки, карточки с заданиями.
1. Введение (вступительное слово классного руководителя).
– закон сохранения жизни. С этим нельзя не согласиться. Однако статистика гласит: примерно три четверти всех ДТП происходит с участием детей. Давайте подумаем, какие это могут быть причины.
Наиболее частыми являются:
– Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест.
– Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору.
– Неподчинение сигналам светофора.
– Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуар.
Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге? Как не допустить рост ДТП с участием школьников? Для этого необходимо уделять теме безопасности огромное значение. И мы сегодня поговорим об этом.
2. Основная часть (Беседа с классом).
Представьте, что в нашем городе вдруг погасли все светофоры. А все инспектора, регулирующие движение, куда-то исчезли. Какие последствия могут быть? (Обсуждение вопроса).
С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.
Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.
Что такое ДТП? (Обсуждение вопроса обучающимися).
Из всего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов и водителей. Оказывается, пешеходам не хватает терпения дождаться подходящего момента, чтобы перейти дорогу. Половина готова стоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Надо бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым приходит тот, кто «торопится медленно».
Полосатая дорожка («зебра») лишь в какой-то степени гарантирует вашу безопасность на дороге. Ученые выяснили, что семеро из десяти водителей, занятых разговором по сотовому телефону, не уступят на «зебре» дорогу пешеходам.
Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так. Начнем с самого распространенного транспортного средства доступного школьникам – велосипеда.
это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл. старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполнилось 14 лет.
На мопеде вы можете выезжать на проезжую часть с 16 лет. Но помните: двигаться вы должны только по крайней правой полосе, в один ряд, как можно правее. Относительная зона безопасности кончается дальше одного метра от тротуара.
3. Закрепление изученного (в игровой форме (викторина)).
Класс делится на 3 команды (в зависимости от числа учащихся).
С каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, происходящих как в городах, так и в сельской местности. Во многих таких происшествиях виновниками являются дети, плохо знающие или не знающие вовсе правил дорожного движения. Сегодня мы посмотрим, как вы знаете правила дорожного движения и умеете ли вы применять полученные знания в конкретных ситуациях на дороге.
Капитаны команд, подойдите и выберите свою эмблему команды.
Конкурс “Знаете ли вы?”
Право ответа предоставляется той команде, чей капитан первым поднял эмблему. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за неполный ответ – 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к той команде, которая второй подняла эмблему.
1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.)
2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).
3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.)
4. Как правильно обходить трамвай? (Спереди.)
5. Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади.)
6. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством.)
7. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны.)
8. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах.)
9. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (С 14 лет.)
10. В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? (В 16 лет.)
11. По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.)
12. Что такое железнодорожный переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной.)
13. Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно, при достижении 12 лет.)
14. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам? (не разрешается).
15. Кого мы называем “участниками дорожного движения”? (пешеходы, водители, пассажиры). 16. Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка? (нет).
17. Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ? (дети).
18. Какой поворот опаснее: левый или правый? (левый, так как движение правостороннее).
19. Как называется “зебра” на дороге? (пешеходный переход).
20. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (нет).
21. Какие сигналы подает светофор? (красный, желтый, зеленый).
22. Какой перекресток называют регулируемым? (тот, где есть светофор или регулировщик).
23. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик? (регулировщику).
24. Зачем нужны стоп-сигналы на автомобиле? (чтобы другие участники дорожного движения могли видеть намерения водителя остановиться или притормозить).
25. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару? (правой стороны).
26. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (да, всегда).
27. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? (поднять руку вверх).
28. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему).
29. Можно ли переходить дорогу наискосок? (нет, потому что, во-первых, путь становится длиннее, а во-вторых, сложнее увидеть транспорт, который движется со стороны спины).
30. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения? (рука поднята вверх).
1. Какие специальные светофоры вы знаете? (Железнодорожный, двухцветный (красный и зеленый), пешеходные светофоры, светофоры для велосипедистов, светофоры с указанием направления движения.)
2. Как должен поступить пешеход, если он не успел закончить переход на разрешающий сигнал светофора? (Дойти до середины проезжей части и оставаться там, продолжить движение только тогда, когда загорится зеленый сигнал светофора.)
3. Почему опасно пересекать улицу бегом? (Бегущему человеку труднее наблюдать за происходящим. Он может не заметить едущее транспортное средство.)
3. Конкурс “Найди нарушения”
Командам раздают картинку с нарушениями. Ребята должны их найти.
4. Конкурс “Угадай знаки”
Как называется и что означает этот дорожный знак? Показываются дорожные знаки:
велосипедное движение запрещено;
5. Конкурс “Дорожная ситуация”
Командам предлагаются карточки с ситуациями, которые наиболее часто встречаются на дорогах. После трехминутной подготовки учащиеся должны представить план своих действий, исходя из конкретной ситуации.
1. Вы ехали на заднем сиденье легкового автомобиля. После остановки автомобиля на проезжей части вам необходимо выйти из салона. Как вы поступите?
2. Вы стоите на остановке и ждете автобус. Автобус задерживается, а количество пассажиров на остановке все увеличивается. И вот автобус подъезжает. Как вы поступите в этом случае?
3. При движении в автобусе неожиданно начался пожар. Что вы предпримете?
4. Катаясь на велосипеде, вы подъехали к автомобильной дороге. Вам необходимо перебраться на другую сторону дороги. Как вы это сделаете?
1. Представьте себе, что ты – водитель троллейбуса. На первой остановке в пустой салон вошли 5 человек. На второй остановке вошли двое и один сошел, на третьей – поднялись 4 пассажира, а двое сошли. Сколько лет водителю троллейбуса? (столько лет, сколько тому, к кому обращён этот вопрос)
2. Мальчик ехал на велосипеде в город. Навстречу ему ехала автомашина, в которой сидело 5 женщин. Каждая из них везла по одной курице и паре валенок. Сколько живых существ ехало в город? (1 – мальчик)
3. На прямолинейном участке пути каждое колесо двухколесного велосипеда проехало 5 км. Сколько километров проехал велосипед?
В конце подводятся итоги конкурсов. Победившие получают грамоты.
сегодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда. Запомнили главные правила управления этим транспортным средством на дорогах и во дворах нашего города; вспомнили и закрепили основные правила дорожного движения. Поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Соблюдать правила дорожного движения, быть осторожным на дороге – это не трусость, а умный расчет.
Единый урок «В жизнь по безопасной дороге»
: пропагандировать среди детей Правила дорожного движения Российской Федерации и прививать твердые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах; привлекать младших школьников к систематическому изучению и выполнению Правил дорожного движения.
: развивать у детей способность быстро оценивать уличную обстановку и ориентироваться в ней; обучать и воспитывать грамотных участников дорожного движения; формировать навыки грамотных пешеходов и пассажиров посредством игры.
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, дорогие ребята!
Долгожданный дан звонок.
Это начался урок,
А урок расскажет всем –
Как без бед и без проблем,
Рано утром, не спеша,
Прийти в школу малышам.
– Перед тем как начать урок, я предлагаю вам потереть ладошки (показывает).
– Потёрли, приложите их к своим щёчкам. Чувствуете тепло?
Тепло – это жизнь, а жизнь – это самое дорогое, что у нас есть. Жизнь надо беречь.
II. Постановка цели занятия.
– Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по безопасной дороге.
– Где нас могут подстерегать опасные моменты и ситуации?
– Что нам помогает их преодолевать?
– В нашем путешествии мы расширим и пополним знания по ПДД, которые являются самыми надёжными помощниками и защитниками нашей жизни от опасностей и неприятностей, подстерегающих нас на улицах и дорогах.
Страна, в которую мы с вами идём,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектом дорог
Страна всё время даёт нам урок.
Вот она, азбука над головой,
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку ПДД помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
– Кто считает, что знает все правила ПДД и умеет пользоваться ими?
– Кто знает все правила, но не умеет правильно их применять? Кто не всё знает и не всё умеет?
– Ребята, я вижу, что нам еще многому предстоит научиться и многое узнать.
III. Работа по теме занятия.
– Какие виды транспорта вы знаете? (Троллейбус, автобус, трамвай, машина, метро.)
Красный вагон по рельсам бежит,
Всех, куда надо, он быстро домчит.
Заливистый звон его нравится детям.
На чем же мыс вами, ребята, поедем? (Трамвай.)
– Когда мы идём по улице, мы кто? (Пешеходы.)
– А когда мы едем в автобусе или в другом транспорте, мы кто? (Пассажиры.)
– Как должен вести себя в транспорте пассажир?
– Что такое дорога?
(Дорога — это обустроенная, приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо искусственная поверхность сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.)
– Что такое перекресток? (Перекресток – это место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне.)
– Что такое тротуар? (Тротуар – это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов.)
– Кто такой пешеход? (Пешеход – это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге.)
– Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомашины?
– Какое движение на нашей улице: одностороннее или двустороннее?
– Где и как нужно переходить улицу? Что такое пешеходный переход?
– Как регулируется движение на улице? Какие сигналы светофора вы знаете?
– Ребята, назовите правила поведения пешеходов.
– А сейчас мы отправимся с вами в гости к Светофору.
С виду грозный и серьезный,
Очень грозный светофор
С перекрёстка, с перекрёстка
На меня глядит в упор.
Всё, что хочет он сказать,
Я умею, я умею
По глазам его читать
Свет зелёный, жёлтый, красный.
– Сейчас я проверю, как вы знаете сигналы светофора.
– Ваша группа выполнит движения красного сигнала светофора.
– Ваша группа выполнит движения жёлтого сигнала светофора.
– А ваша группа выполнит движения зелёного сигнала светофора.
Дети выполняют задание.
– Молодцы! Вы хорошо знаете сигналы светофора, и за это он дарит вам танец разноцветных огоньков.
Если горит зелёный свет, вы весело танцуете. Загорелся жёлтый – нужно остановиться и посмотреть налево и направо. Ну а если зажёгся красный – вы стоите на месте и грозите друг другу пальцем.
Дети под музыку танцуют, учитель меняет сигналы светофора.
– Мы хорошо с вами отдохнули, а теперь отправляемся дальше.
Дети закрываются. Звенит звонок, стучат колёса.
– Какие виды дорожных знаков вы знаете? (Предупреждающие и запрещающие.)
– Предупреждающие знаки в треугольнике с красной обводкой.
А запрещающие – это круг с красной обводкой. Сейчас мы с вами закрепим полученные знания.
Игра «Найди нужный знак» и назови его. Учитель делит детей на две команды.
Задание первой команде: собрать предупреждающие знаки, второй – запрещающие знаки.
Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы.
Знаки эти надо знать!
Надо знаки уважать!
– Молодцы! Запомните эти знаки: они ваши надёжные помощники!
1. Ожидаешь ты посадки
На отведённой площадке,
Не нужна тебе сноровка
2. Вот стоит на мостовой
Рослый, статный постовой,
Крутит, вертит головой,
Всем прохожим говорит:
«Путь сейчас для вас открыт».
3. Чудо-палочка она,
Всем знакома, всем видна.
Днём заметна, а под вечер
Конкурс «Отгадай кроссворд».
1. Место, где много высотных домов. ( Город.)
2. Цель изучения правил дорожного движения. ( Безопасность.)
3. Что включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары и обочины? (Дорога.)
IV. Итог. Рефлексия.
– Мы сегодня узнали много новых правил.
– Как вы думаете, их достаточно для того, чтобы сохранить свою жизнь?
: Уточнить представления детей о правилах поведения на улице; закрепить понятия: «пешеход», «пешеходный переход», «тротуар»; дать знания о том, что пешеход тоже должен соблюдать правила дорожного движения; закрепить знания о сигналах светофора, их назначении (красный, желтый, зеленый); дать понимание о том, что переходить улицу необходимо при разрешающем сигнале светофора; вспомнить назначение других знаков, встречающихся на дороге. Воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы.
«Светофор», дорожные знаки
: «Ребята, сейчас вы ходите в школу почти все самостоятельно, и вам приходится ходить по улицам, переходить дорогу, по которой движется очень много машин. И, если не знать правил дорожного движения, можно попасть в беду»
Стихотворение (Я. Пишунов)
Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда:
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
Выходит в рейс по правилам
Полярник и пилот
Свои имеют правила
Шофер и пешеход
По городу, по улице
Не ходят просто так!
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Шофер и пешеход.
: (вопрос) «Кому же необходимо соблюдать правила: водителям или пешеходам»?
«И пешеходам, и водителям»
– А вы, ребята, соблюдаете правила дорожного движения? (выслушиваются ответы детей).
– Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах – это соблюдать правила дорожного движения. Сегодня мы с вами поговорим о безопасности на дорогах и о том, какие бывают дорожные знаки.
Педагог загадывает загадки (с показом картинок) о дорожных знаках, дети отгадывают.
Этой зебры на дороге
Я нисколько не боюсь.
Если всё вокруг в порядке,
По полоскам в путь пущусь.
Знак “Пешеходный переход”
Правило № 1. Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком “Пешеходный переход”.
Никогда не подведёт
Нас подземный переход:
В нём всегда свободная.
Знак “Подземный переход”
– Самый безопасный переход – подземный.
Правило № 2. Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.
Правило № 3. Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин.
Правило № 4. Переходя улицу, всегда надо смотреть: сначала – налево, а дойдя до середины дороги – направо.
Правило № 5. Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов.
Правило № 6. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу (даже если ты очень спешишь). Перед дорогой надо остановиться.
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете –
В этом месте ходят дети.
Правило № 7. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
– Ребята, как вы думаете, почему нельзя играть на дороге и возле дороги? (Выслушиваются ответы детей).
Игра «Собери пазлы»
Правило № 8. Автобусы, троллейбусы и трамваи опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.
Правило № 9. Вне населённых пунктов детям разрешается идти только со взрослыми по краю дороги (по обочине) навстречу машинам.
Здесь дорожные работы –
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти.
Знак “Дорожные работы”
Красный круг, прямоугольник
Знать обязан и дошкольник.
Это очень строгий знак.
И куда б вы не спешили
С папой на автомобиле –
Не проедете никак!
Знак “Въезд запрещён”
Этот знак на переезде –
В непростом, заметном, месте.
Тут шлагбаум не стоит,
Паровоз вовсю дымит.
Скорость он набрал уже,
Так что будь настороже.
Знак “Железнодорожный переезд без шлагбаума”
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Знак “Пункт первой медицинской помощи”
– Все дети любят кататься на велосипеде, на скейтборде, на самокате, на роликовых коньках. Оказывается, для них тоже есть свои правила безопасности:
1. Нельзя кататься в местах, где можно случайно выехать на проезжую часть. Зимой это относится и к конькам, и к санкам.
2. Ездить на велосипеде по дорогам можно только с 14 лет.
3. Не переезжай дорогу на велосипеде, а переходи её по переходу, ведя велосипед за руль.
У него два колеса и седло на раме,
Две педали есть внизу, крутят их ногами.
В красном круге он стоит,
О запрете говорит.
Знак “Велосипедное движение запрещено”
«Ребята, а если вам нужно перейти через дорогу, где вы будете переходить?»
Дети: «По пешеходному переходу».
Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись в пути,
Помогает улицу людям перейти.
Дети: «Это светофор»
1. Сколько глаз у светофора?
2. Если красный глаз горит, то о чем он говорит? (стой и жди)
3. Если желтый глаз горит, то о чем он говорит? (подожди)
4. Если зеленый глаз горит? (можете идти)
5. Где автобуса мы ждём? (на остановке)
6. Где играем в прятки? (на детской площадке)
«Вот идёт пешеход»Вот идёт пешеход _ раз, два, три. Как он знает правила – посмотри!Красный свет – дороги нет,Стой и жди!Жёлтый свет горит в окошке,Подождём ещё немножко!А зелёный впереди – иди!
Игра на внимание со светофором.
– Ребята, а сейчас я проверю вашу находчивость и сообразительность. Я буду задавать вам вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Отвечать хором нельзя.
– Сколько колёс у легкового автомобиля? – (
– Кто управляет автомобилем? – (
– Кто ходит по тротуару? – (
– Для чего нужна проезжая часть? – (Для движения транспорта
– По какой стороне проезжей части движется транспорт? – (
– Как называется место пересечения двух дорог? – (
– Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? – (Авария или ДТП
– На какое животное похож пешеходный переход? – (
– Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? – (“Скорая помощь”, пожарная и милицейская машины
– Какой сигнал подаёт автомобиль, поворачивая вправо? – (Моргает правой маленькой лампочкой
– Где можно играть детям, чтобы не подвергаться опасности? – (Во дворе, на детской площадке
Коллективное составление коллажа «Правила безопасного поведения на дороге»
– Итак, полученные знания применим на практике. С этой целью проведем игру. Вам нужно добавить в стихотворение нужное слово – «разрешается» или «запрещается».
И проспекты и бульвары- всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару только с правой стороны!
Если едешь ты в трамвае и вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая, проходи скорей вперед.
Если ты гуляешь просто, все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток осторожно проходи!
Игра «Доскажи словечко».
Кто придумает конец, тот и будет молодец.
Накорми меня бензином, на копытца дай резину,
Как дорогу перейти, если «зебра» на пути!
Мы гадали. Мы решали. Что же это за проход?
– Какие правила безопасности на дорогах вы усвоили на нашем занятии и как вы их будете применять в повседневной жизни?
-Что было самым интересным на занятии?
-Над чем следует еще поработать?
-Кто был самым активным?