Единый урок русского языка конспект урока

Ниже представлен список классов, который позволит быстрее найти нужный конспект для урока. Каталог постоянно пополняется.

Свой конспект вы можете предложить в этом разделе.

Единый урок русского языка конспект урока

Русский язык является основой всего процесса обучения, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию. Предмет “Русский язык” обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.

Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения школьников непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа.

Создать рабочую программу

Внеклассные мероприятия по русскому языку

Фильтр по целевой аудитории

Интеллектуальный марафон по русскому языку “Своя игра”. Может быть использован на внеклассных и внеурочных мероприятиях в 5-6 классах.

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

Целевая аудитория: для 5 класса

Презентация предназначена для обучающихся 5 классов и представляет собой игру в виде квеста ( или викторины). Позволяет в игровой форме проверить знания школьников по теме “Лексика”( по любой программе). Может использоваться как на уроке, так и во внеурочное время. Презентация построены с помощью гиперссылок и триггеров. Представляет собой путешествие в поисках сокровищ пиратов ( сокровища русского языка).

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

Ресурс включает в себя конспект и презентацию к внеурочному занятию по русскому языку в 4-5 классах. Разработка опирается на материал курса Д. Арсентьева “Родной язык – живоносный источник добра и любви”. Во время работы обучающимся предлагается выполнение различных заданий с обязательной сменой видов деятельности. Занятие позволяет обобщить и углубить знания, полученные детьми на уроках русского языка. Цель занятия: формирование уважительного отношения к родному языку.

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

«Грамотеи» – интеллектуально-развлекательная игра, цель которой – актуализация знаний по различным разделам русского языка, развитие познавательного интереса, расширение общего кругозора и обогащение речи учащихся. Элементы занимательности (загадки, кроссворд, шуточные задания) и яркая, красочная презентация способствуют повышению интереса школьников к предмету. Методическая разработка поможет учителю в проведении внеклассного мероприятия в ходе предметной недели.

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

Целевая аудитория: для 6 класса

Конспект и презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку. Игра “Лингвистическое путешествие»
Аннотация:
Внеклассное мероприятие в форме игры, сопровождается презентацией. Данное внеклассное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку. На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация. Этот вид работы способствует вовлечению учащихся в ход игры, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе. Целевая аудитория:для 6 класса

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

Внеклассное занятие “Волшебный квадрат” можно провести на неделе русского языка и литературы. Учащиеся в ходе игры повторят и обобщат изученный материал по основным разделам русского языка. Игра развивает логическую и устную речь учащихся. Игровое поле разделено на 36 секторов разного цвета, которые содержат вопросы основных разделов русского языка. В ходе игры учащиеся делятся на команды и по очереди выбирают сектор.

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

Целевая аудитория: для учителя

Олимпиада выявляет лучшего. Но каждый может попробовать в ней свои силы. Были разные задания: составить слова, предложения, решить кроссворд, найти ошибки в текст. Проведение олимпиады позволяет определить, насколько глубоки знания по русскому языку, высокая речевая культура, начитанность, смекалка учащихся. Такая проба сил, как олимпиада, несомненно, развивает логическое мышление учащихся, расширяя кругозор и повышая интерес к изучению русского языка. Игровая форма позволила разнообразить виды деятельности учащихся, а применение мультимедийной презентации способствовало повышению интереса к изучаемому предмету.

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

29 ноября 1783 года- день рождения буквы Ё

Буква Ё. Седьмая буква русского алфавита. Она является едва ли не самой проблемной буквой, по крайней мере, самой обсуждаемой. В современном письме Ё не является обязательной: она употребляется лишь в специальных текстах (словарях, специализированных учебниках и др. ) да в отдельных случаях для предупреждения неверного чтения (берёт – берет)”. А ведь игнорирование буквы Ё в текстах и документах затрудняет чтение и понимание прочитанного, искажает язык, снижает грамотность, создаёт массу проблем бюрократического характера. Этот праздник поможет раскрыть некоторые проблемы буквы Ё и показать важность её использования.

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

Данная разработка может использоваться на заключительном уроке по теме “Причастие” или как внеклассное мероприятие по русскому языку. В ходе мероприятия ученики не только повторяют изученный материал, но и узнают много нового о частях речи.

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

Целевая аудитория: для 7 класса

Данная разработка может использоваться на заключительном уроке по теме “Фразеологизмы” или как внеклассное мероприятие по русскому языку. В ходе мероприятия учащиеся принимают участие в разных конкурсах: “Загадки-складки”, “Подбери фразеологизм”, “Замени одним словом”, “В двух словах”, “Рисунки-подсказки”, “Назови фразеологизм”, “Лото”. В увлекательной форме ученики повторяют пройденный материал и узнают много нового.

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Единый урок русского языка конспект урока

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах. Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами. При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Единый урок русского языка конспект урока

учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ  № 43»

города Чебоксары Чувашской Республики

Ильиной Наталии Германовны

Предмет: русский язык.

Тема урока:  Определение. Способы его выражения

Тип урока: изучение нового материала

– сформировать понятие определения, умение определять способы его выражения;

– повторить и закрепить: сведения об определении, известные по курсу 5-7 классов.

– формировать языковую, коммуникативную и лингвистическую  компетенцию учащихся

– содействовать воспитанию интереса к русскому языку;

– воспитывать уважительное отношение к чужому мнению; требовательное отношение к себе и своей работе;

– формировать навыки контроля и самоконтроля.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, коллективная

Оборудование для обучающихся: учебник для 8 класса «Русский язык» под редакцией М. Разумовской и П. Леканта (Издательство «Дрофа», 2014), раздаточный материал

Организационный момент (приветствие, запись в тетрадях даты и классной работы, тема урока не известна, учащиеся сами по ходу выполнения заданий формулируют тему урока, цели и задачи)

  • Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
  • Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

На доске эпиграф к уроку:

“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”. Паустовский).

– Я хочу начать наш урок с высказывания великого русского писателя К. Паустовского (чтение эпиграфа).

– Какими словами Паустовский характеризует наш  язык? (Самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный)

– Как вы понимаете эти слова?

– на предыдущих уроках русского языка мы говорили о главных членах предложения, о способах выражения подлежащего и сказуемого. Кроме главных членов предложения, какие  ещё бывают? (Второстепенные члены предложения)

– Сегодня мы  узнаем  новое об одном из  второстепенных членов предложения.

– Как вы будете узнавать новое? (Будем анализировать предложения, заниматься исследованием синтаксических конструкций).

До начала знакомства с новым материалом проведём словарный  диктант с дополнительным заданием: указать вид подчинительной связи в словосочетаниях. (Один человек пишет за доской, остальные на местах, затем учитель  проверяет работу, выполненную учащимся. На местах – взаимопроверка)

  • Не видимый для охотника,
  • не тронутая инеем трава,
  • нисколько не раскаявшийся,
  • не тронутые июльским зноем,
  • не покрашенный заново,
  • никем не выучены,
  • не освещенная солнцем,

– Что вы повторили? (Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи; виды подчинительной связи в словосочетаниях).

– А теперь, используя материал, который мы только что повторили, выполните задание: найдите в данных словосочетаниях слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ?

Изучение нового материала.

– Определение темы урока учащимися: О чём мы будем говорить на уроке? Какая перед нами стоит задача? Какие части речи могут выступать в качестве определения? Давайте попробуем разобраться в этом, проанализировав следующие предложения и параллельно составляя схему.

Я подошёл к огромному дубу.

На диван прилёг утомившийся малыш.

Я живу на третьем этаже.

Этот рассказ мне понравился.

Её вещи лежали в шкафу.

Каждая травинка пробуждается с наступлением весны.

Единый урок русского языка конспект урока

Работа с учебником. Самостоятельное чтение материала учебника.

– Чтение материала § 17  (с. 59, 1-2 абзац, примеры)

– А сейчас вы будете работать в группах. Представьте свой вариант алгоритма для работы с второстепенным членом предложения – определением.

Одна из групп представляет свой вариант, остальные дополняют, уточняют.

  • Найти в предложении слова, которые обозначают предмет.
  • Поставить от них вопросы  какой? какое? какая? чей? чья? чьё?
  • Определить, есть ли в предложении слова, которые обозначают признак предмета, свойство, качество, отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие, чей.  чья. чьё, чьи
  • Вывод: значит, это определение.
  • Определения в предложении подчёркиваются волнистой линией

– Что вы сейчас открыли? (Алгоритм действий при работе с определением)

– Что теперь вы должны сделать? (Потренироваться)

Ребята! Наши глазки устали, давайте проведём небольшую физкультминутку – гимнастику для глаз:

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).

Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).

Закрепление нового материала

Работа по учебнику – упражнение 98 (предложения 1, 2, 4, 5). Запишите предложения, найдите по алгоритму, только что вами составленному определения.

Работа по рядам:

Вам даны имена существительные (по рядам), подберите к ним определения

Цветок, дерево, море

Цель: Организовать усвоение детьми нового материала.

Запишите предложения под диктовку, подчеркнуть определения, укажите, чем они выражены

В голосе его подрагивали нотки смеха.

Приказ прекратить огонь был выполнен незамедлительно.

Я помню мамин голубенький платок из ситца.

Капитан пригласил нас перебраться в каюту попросторнее.

В момент вспышки молнии Алеша заметил у дома напротив незнакомую девочку лет десяти.

Взаимопроверка тетрадей.

Подведение итогов урока:

– Чему вы сегодня учились?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие цели ставили перед собой?

– Вы достигли поставленных целей?

– Что вам помогало справиться с затруднениями?

– Проанализируйте свою работу на уроке и заполните  карточку рефлексии.

– карточка для рефлексии:

УтвержденияВыполнениеЯ знаю, как определить определенияЯ знаю, какие части речи могут выступать в качестве определенияСамостоятельную работу я выполнил без ошибок. В самостоятельной работе я допустил ошибки.

Из повести Пушкина “Капитанская дочка” выписать по 5 предложений с  определениями, выраженными разными частями речи. Определения подчеркнуть.

Оценка методической группы (категория УМК)

В голосовании могут принять участие только участники методической группы (успешные участники мероприятий портала: конкурс им. Макаренко, Всероссийское тестирование педагогов).

Учитель: Иванова Полина СергеевнаКласс: 6ЛТема урока: «Путешествие в страну Лексикологию»Цель урока: Повторить и закрепить знания учащихся по разделам лингвистики «Лексикология», «Фразеология». Задачи: Образовательные:- повторить изученное по теме «Лексикология», «Фразеология»;- способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;- формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления. Воспитательные:- воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову, доброжелательное отношение друг к другу;- умение исправлять чужие ошибки так, чтобы не обижать одноклассников;- умение работать в группе, распределять роли. Развивающие:- совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся; развивать интерес к изучению русского языка, развивать познавательные процессы (мышление, память, воображение, внимание, речь). Педагогические технологии: игровая технологияХОД УРОКАОрганизационный момент:Здравствуйте, ребята. Садитесь. Давайте вместе настроимся на позитивный лад, на хорошее настроение, на плодотворную работу. Повторяйте за мной фразы: Я всё смогу. Я всему научусь. Я очень внимательный. Я хочу учиться. Я хочу много знать. Постановка цели урока:Ребята, мы с вами долго трудились на предыдущих уроках, изучая такие разделы лингвистики, как лексикология и фразеология. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке, если мы изучили весь материал по данным разделам?

Единый урок русского языка конспект урока

Контроль: Какие слова смешались в этой главе? Может ли одно слово относиться к двум группам одновременно? Какие слова мы называем исконно русскими, заимствованными, неологизмами, устаревшими? – Молодцы! – говорит вам профессор, дарит монетку и разрешает начать чтение следующей главы, под названием «Орден Фразеологизма». Прежде чем начать её чтение, давайте вспомним, что такое фразеологизмы?Задание: Заполните кроссворд словами-синонимами к фразеологизмам. Ответ запишите в виде глагола в неопределённой форме. Цель: повторить фразеологизмы, научиться видеть фразеологизмы, знать значения фразеологизмов, уметь употреблять их в речи. Форма работы: парная. «Мальчики шли по чудесному лесу, в котором росли удивительные растения, прогуливались невероятные животные. – Если бы мы рассказали об этом месте моим родителям, – сказал мальчик. – Они бы подумали, что мы 1) водим их за нос или вешаем лапшу на уши. – Я 2) повешу нос, если всё это окажется неправдой, – прошептал Слово. – Будем 3) держать язык за зубами об этом месте, – осторожничал мальчик. Вдруг над их головами пролетела огромная сова. – Чуть 4) волосы дыбом не встали! – в голос прокричали мальчики».

Единый урок русского языка конспект урока

О портале

Единыйурок. рф – онлайн-площадка для проведения мероприятий и реализации проектов в сфере образования.

Информация о средстве массовой информации “Единыйурок. рф”

Возрастная маркировка О+

Соцсети

Ознакомиться с часто задаваемыми вопросами по использованию сайта или получить консультацию по техническим вопросам можете в разделе “Поддержка”.

Сведения об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на сайте представлена по ссылке.

Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные, в том числе cookies. Подробнее.

Уроки русского языка

Данный материал предназначен для учителя, работающего по УМК Ладыженской. На уроке происходит знакомство учащихся с обстоятельством и его видами. На практике закрепляются полученные знания

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

Целевая аудитория: для 8 класса

Разработка представляет собой урок русского языка и словесности по теме “Драгоценные частицы”.

Тип урока: обобщение знаний. Данный урок построен на литературном материале, связанном с творчеством Н. Гоголя.

Дидактический материал, использованный на уроке, способствует развитию орфографической зоркости, речевых навыков, развитию мышления, а также воспитывает любовь к русскому слову, к родному языку.

Через художественное слово Гоголя, через произведения живописи урок способствует формированию культуроведческой компетенции.

Прилагается презентация, позволяющая учителю создать условия для творческого подхода к изучению темы.

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

Урок исследовательского типа, направленный на совершенствование знаний, умений, навыков учащихся 7 класса.

Цели и задачи урока:

  • дать представление о том, что такое народные приметы; рассказать о роли примет в жизни наших предков; способствовать воспитанию интереса к истории и культуре русского народа, отражённым в языке;
  • способствовать обогащению словарного запаса учащихся; дать представление о роли наречий в языке и речи; формировать / совершенствовать навык правильного написания и употребления наречий; развивать навыки написания сочинения и участия в коллективной проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

В основе урока лежит метапредметный подход к подаче учебного материала. Связующим элементом между этапами урока является чтение учащимися виртуальной энциклопедии, созданной средствами программы PowerPoint.

Сегодня школьники имеют доступ к разнообразной информации в сети Интернет, но мало знают о деятельности выдающихся учёных и деятелей искусства. В целях расширения кругозора пятиклассников изучение темы «Морфемный разбор слова» представлено в виде путешествия по страницам энциклопедии в сопровождении выдающихся учёных, которые помогают учащимся вывести и сформулировать «законы» морфемики, оценить собственные достижения.

ИКТ позволяют сделать подачу материала интересной, презентабельной; делают энциклопедическую информацию доступной (на уроке учитель, к сожалению, не может на парту каждого ученика положить энциклопедию); помогают организовать физминутку.

Урок «Законы морфемики» позволит учащимся не только повторить и систематизировать полученные знания о строении слова, но и поможет пятиклассникам посмотреть на науку о языке в системе других научных дисциплин.

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

Умение работать со словарём нередко является залогом успеха ученика при подготовке к выпускным экзаменам, олимпиадам, в школьной исследовательской деятельности.

Цель предлагаемого урока: дать представление о лексикографии как о разделе прикладного языкознания; формировать навык работы с разными типами словарей; развивать внимание к слову; воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Данный урок может быть проведён в рамках изучения лексикологии, при повторении изученного материала в начале или в конце года, на занятиях, посвящённых подготовке к олимпиадам, поскольку вопросы по лексикографии являются традиционными на олимпиадах разных уровней.

Использование на уроке мультимедийных материалов (разработанных электронных словников, статей редких словарей) позволит повысить эффективность обучения, так как фонд словарей в школе характеризуется зачастую небольшим количеством книг.

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

Урок повторения и закрепления знаний об обособленных членах предложениях.

На уроке повторяются условия постановки знаков препинания при обособленных членах предложения. Идёт наблюдение над тем, как используются их экспрессивные свойства в речи. Проводится работа с текстом, творческая работа, тест, беседа о маринистах и их работах (Айвазовский).

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

а) обобщить и систематизировать знания о написании НЕ с различными частями речи;
б) познакомить с формами проектной деятельности.

а) закрепить навыки написания НЕ с различными частями речи;
б) формировать умение определять с помощью опорной схемы условия выбора слитного и раздельного написания НЕ со словами.

  • интерес к предмету;
  • языковую личность, владеющую разными видами компетенций;

б) развивать логическое мышление, навыки речевой деятельности, разные виды памяти;
в) формировать умение самостоятельно выполнять задание.

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

  • Обобщение знаний о существенных признаках глаголов как части речи;
  • дать представление о роли глагола в речи;
  • развивать умения распознавать роль глагола в тексте;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • способствовать развитию орфографической зоркости;
  • развивать общеучебные умения (наблюдение, сравнение, обобщения, выводы).

Форма урока: поисковая

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

Целевая аудитория: для 4 класса

Разработку можно использовать на уроках русского языка в 8 классе  в конце изучения темы “Односоставные предложения” как повторение и закрепление изученного материала. Учащиеся класса делятся на команды, на экране появляется игровая таблица. Учитель задаёт вопрос, через 30 секунд обсуждения учащиеся отвечают. За правильный ответ получают баллы. Игра продолжается до тех пор, пока вся игровая таблица не будет пройдена. В конце учитель подсчитывает количество набранных баллов, подводит итоги игры.

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

Данная разработка полезна учителям русского языка, работающим в 8-х классах. методическая разработка содержит подробную технологическую карту урока, презентацию, карточки и иные дидактические материалы.

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

Конспекты по предмету «Русский язык»

Кодификатор ОГЭ
  Анализ заданий ЕГЭ
  Материалы к ОГЭ

Глава 1. Фонетика и орфоэпия

Русский язык — национальный язык русского народа. Является одним из наиболее распространённых языков мира — шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным. Является самым распространённым языком в Европе — географически и по числу носителей языка как родного. Русский язык — государственный язык Российской Федерации, один из двух государственных языков Белоруссии, один из официальных языков Казахстана, Киргизии и некоторых других стран, один из шести рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций.

Электронные формы учебников и курсов

  • Краткий курс за 5 класс: ОРФОГРАФИЯ (основные правила)
  • Краткий курс за 5 класс: ПУНКТУАЦИЯ (основные правила)
  • Учебник: Русский язык 7 класс. УМК Разумовская и др.
  • Учебник: Русский язык 7 класс. УМК Ладыженская и др.
  • Учебник: Русский язык 9 класс. УМК Сферы (Чердаков) 2019

Подготовка к ЕГЭ
  Проверить свои знания
  Подготовка к ОГЭ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

Единый урок русского языка конспект урока

  • Русский язык в таблицах. Орфография и пунктуация. Школьный курс / А.А.Штоль: Новосибирск.
  • Универсальный справочник русского языка / А.В.Руднева: Москва — Эксмо.
  • ЕГЭ: русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ / Г.Т.Егораева, О.А.Серебрякова: Москва — Экзамен.
  • Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Интенсивный курс русского языка: Пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках. — Москва, Центр тестирования — 164 с., 2002
  • Русский язык: 5—11 классы: Справочные материалы: Правила. Таблицы. Схемы / Г.Ф. Хлебинская. — М.: Издательство Оникс, 2011.

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Грамматическая связь
ПРЕДЛОГ И ОКОНЧАНИЕ

При объяснении таблицы я проговариваю: “Словосочетание
состоит из главного слова и зависимого. Между
ними существует смысловая связь. Она
устанавливается с помощью вопроса. Грамматическая связь устанавливается с помощью
предлога и окончания”. Затем предлагаю
сначала сильным ученикам, а потом послабее на
время стать учителем и объяснить таблицу. В
результате многократного повторения таблица
запоминается, а в итоге легче делается
синтаксический анализ словосочетания, только с
разницей, что требуется дополнить, с помощью
какого именно вопроса в данном случае
устанавливается смысловая связь и с помощью
какого предлога и окончания – грамматическая.

Ученика, который видит весь объем темы или
раздела в целом, уже не смущает кажущаяся
труднодоступность, ему проще привести знания в
систему. А кроме того, он видит весь материал как
бы с высоты полета птицы и оценивает его. Крупноблочная подача материала позволяет больше
времени уделять отработке практических навыков. Положительный эффект в обучении с помощью таблиц
достигается совмещением элементов
занимательности, подбором разноцелевого
материала.

Не секрет, что многие ученики не любят русский
язык. Он у них ассоциируется с бесконечным
списыванием упражнений, заучиванием каких-то
правил. Здесь, в первую очередь, учитель должен
владеть артистизмом + интересные и занимательные
формы и методы работы + систематически, неустанно
прививать осмысленное отношение учащихся к
языковому материалу. И в этом поможет
воспитательная направленность урока.

И первое – пробуждать интерес к изучаемому
предмету. Считаю это фундаментом для изучения
всего курса русского языка и литературы, основой
для всестороннего воспитания учащихся. Решая
проблему воспитания интереса у школьников к
изучению русского языка, учитываю, что русский
язык – предмет огромного мировоззренческого
потенциала, большой функциональной значимости. Так как русский язык – это не только предмет
изучения, но средство обучения по другим
предметам, то воспитание интереса к изучению
русского языка способствует повышению
эффективности многообразных воспитательных
воздействий, ведущих к формированию всесторонне
развитой личности. По словам того же Ильина, лицо
ученика – зеркало урока, самое эффективное
наглядное пособие. С этим положением нельзя не
согласиться. На мой взгляд, интерес к русскому
языку можно вызвать следующими моментами:

  • Не отрывать изучение русского языка как науки
    от жизни, показывать, что любая тема изучения
    пригодится в жизни каждому, т.е. практичность
    теории для жизни.
  • Не только давать знания, но и сталкивать ученика
    с проблемами, решение которых лежит за пределами
    изучаемого курса.
  • Добиваться обратной связи с учениками.
  • Ставить привлекательные цели.
  • Вызывать удивление учащихся.
  • Поддерживать авторитет учителя.
  • Вводить занимательные моменты.

Для эстетического воспитания на уроках пытаюсь
(и не только уроках развития речи) совместить
русский язык и живопись, русский язык и музыку. С
этой целью несколько лет собираю репродукции
картин известных художников, составляю фонотеку
с классической музыкой. Две – три минуты уделяю
рассказу о самом художнике или композиторе. Предложения для анализа – продолжение рассказа. Попутно ввожу профессиональную лексику. Обязательно рассматриваем репродукцию картины
или прослушиваем музыкальный фрагмент (все
обязательно “привязываю” к теме урока).

Практикую 1 – 2 раза в четверть уроки удивления. Например, при изучении темы “Бессоюзное сложное
предложение” диктую для анализа следующие
предложения:

Среди животных меньше всего боятся холода утки
и гуси: они выносят температуру до ста десяти
градусов, а белые медведи и тюлени только до
восьмидесяти. В ясную погоду муравьи собираются
и закрываются в муравейнике – быть дождю. Бамбук
– одно из самых быстрорастущих растений на
земле: за сутки он вырастает на пятьдесят –
шестьдесят сантиметров. В Австралии и Нижней
Гвинее встречаются гигантские бабочки с
размахом крыльев в двадцать шесть сантиметров –
поймать сачком такого великана почти невозможно.

А затем – беседа: что знали, что удивило. А домой
работа: найдите такие же БСП, которые бы удивили
меня.

“Если урок литературы не сделать
воспитательным, прикладным – значит, к прорехам
семейного воспитания добавить еще одну и вовсе
оголить человека”, – утверждал Е. Ильин. Думаю,
что это уже аксиома. Всегда помню о двух
стихотворениях. Не могу их здесь не привести:

Выпускники, учтите впредь:
Чтоб не бояться сочинений,
Вполне достаточно иметь
Набор простых определений. Пишите, что поэт – пророк,
Что Гоголь высмеял порядки,
Что Фамусов – скупой и гадкий,
А Чацкий – больше не ездок!
Что с неподдельной чистотой
У Пушкина в конце романа
Уже замужнюю Татьяну
Онегин любит холостой.

Что Ольга хороша собой,
А Ленский слишком романтичный,
Что Герман – человек приличный,
А няня – человек простой;
Рахметов обогнал свой век,
Обломов спал с утра до ночи,
И что Печерин, между прочим,
Всего лишь лишний человек. Раскольников попал в тюрьму,
Базаров – сложная натура,
Герасим утопил Муму –
Вот вам и вся литература.

Это шуточное стихотворение, к сожалению,
отражает подходы многих учителей к преподаванию
литературы, говорит о том, как не надо
преподавать. А полную противоположность мысли
содержит стихотворение Бориса Слуцкого “Романы
из школьной программы”.

Изначально следует усвоить детям, что
художественное произведение – это не панацея от
всех бед, оно не навязывает, как поступать в той
или иной ситуации, но подсказывает и
предупреждает опытом предыдущих поколений. И
если ученик не любит Пушкина, то это не Пушкина
проблема, это проблема ученика; он должен сам
прочувствовать поэта, а учитель – помочь в этом. Хорошая литература – это хороший писатель +
хороший читатель. Отсюда вижу свою задачу в том,
чтобы формировать хорошего читателя. Тысяча
вопросов к писателю – это и есть чтение. Урок-диалог – моя основная форма урока, а главное
– многовариантность ответа на один и тот же
вопрос. Необходимо дать школьнику право на свой
путь и темп развития. Отсюда вывод: наполнить
урок индивидуальными подходами, положив в основу
личностный характер. Необходимо создать такую
структуру урока, где не просто учатся, но и
общаются. А это ведет к увеличению желания
учиться – в нем стимул к общению. Как часто бывает
на уроке, что ученик, не прочитавший роман, но
уловивший ход рассуждений, вступает в разговор. Таким образом, урок литературы еще и воспитывает
коммуникативные способности через обобщенный
опыт: книги и жизни – свой. Воспитывать внимание
учащихся ко “всем впечатлениям бытия”, любви и
интересу к живой действительности, развивать
культуру эстетических переживаний, чувство
“светлой радости” от созерцания красоты в жизни
и искусстве, постоянно поддерживать эти
переживания, возбуждая любознательность и
потребность в них, – необходимые условия для
воспитания художника в человеке. Нельзя
художественно воспитывать учащихся, если их
эстетические эмоции и мысли пробуждаются лишь по
расписанию уроков литературы. Нужна постоянная,
жизненная необходимость в эстетических
переживаниях, в пытливой, ищущей мысли. Воспитание этой потребности к прекрасному –
одна из насущных задач преподавания литературы.

Между тем, на уроках литературы должны
возбуждаться прежде всего эстетические
переживания, сами по себе имеющие огромное
воспитательное значение. Эстетическое чувство,
если оно истинное и глубокое, несет огромное
нравственное начало. Поэтому нужны специальные
усилия учителя, чтобы воспитать у учащихся
культуру эстетических переживаний. Важное
значение имеет здесь развитие умения слушать и
слышать поэтическое слово. Принцип и в
преподавании литературы – ошеломление,
удивление. В любом тексте можно найти массу
вопросов. (“Капитанская дочка” Пушкина:
“Миронов – патриот? Пугачев – патриот? Почему же
тогда один патриот хочет повесить другого?”). По
пьесе А. Островского “Гроза”: первые строки
пьесы – песня. В ней сквозит одиночество. Докажите, что каждый из героев произведения
одинок по-своему; Кабаниха. Почему она такая? В
семье такой росла? А, может, в молодости она была
Катериной? А, может, не могут ужиться две хозяйки
в одном доме? Говорят, если герой злой, найдите то
место, где он смеется, т. мы должны всесторонне
подойти к образу. А, может, Кабаниха устала: ведь
она купчиха, все время что-то достает, продает,
весь дом на себе тянет, продолжателей дела нет. Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру:
“Что скажет Кабаниха, возвратившись домой, после
выступления против нее Тихона?” М. Шолохов
“Тихий Дон”: роман начинается с предложения о
том, что дом Мелехова стоит на краю хутора. Почему
так? Это географическое положение? А может это
касается жизненной позиции героя “моя хата с
краю – ничего не знаю”? В романе есть любовь,
драки и т. , но все это “текучая природа бытия”. В своем мире развивается Мелехов. А где-то там
есть большой мир, где революция, война, борьба. Эти два мира не соприкасаются ( по телевизору мы
смотрим, как депутаты от нашего имени спорят,
дерутся, но нас это сильно не трогает). И тут
возникает проблема выбора, вечная,
общечеловеческая: до какого момента человек
может не вмешиваться в этот мир? Мы каждый день
перед выбором: встать с постели сразу или
понежиться, с кем дружить, а потом – за кого выйти
замуж, а потом – в какую партию вступить, а потом
– рисковать жизнью или нет. Что объединяет 2 мира
в романе – гражданская война. Дешевеет
человеческая жизнь. Герои неграмотны, но у всех
есть своя идея жизни. И еще одного вопроса
касаюсь обязательно: темы дома. Нет, не
жилплощади, а дома, где пахнет пирогами, тянет к
маме. Дом в “Тихом Доне” – это родовое гнездо,
где каждый чувствует себя уверенно, дом учит
верности и терпению. За дом воюет Гришка Мелехов
и с красными, и с белыми, ему всегда кажется, что
он воюет за своё.

Если все время на уроке говорится о теме, идее
произведения – это отобьет желание читать. Только живое рассуждение над произведением
поможет учителю воспитать хорошего читателя.

К каждому произведению можно найти свой ключик. И как тяжело он дается любому учителю, как долго
мы идем к выковыванию собственной “золотой
розы”, чтобы учить и воспитывать грамотного и
достойного гражданина. “Знания, даваемые
насильно, душат разум”, – писал Анатоль Франс. Из
своего опыта административной работы знаю, как
мы убиваем желание изучать произведение,
заставляя учеников заучивать непременно те
стихи Пушкина, которые предложены программой,
отвечать на вопросы, которые сами вычитываем в
методической литературе и ждём от них
соответствующих ответов, подталкивая к ним
учеников.

Только единство образовательного и
воспитательного пространства, свободы личности
принесут хорошие плоды. Ведь еще Аристотель
говорил: “Кто двигается вперед в науках, но
отстает в нравственности, тот более идет назад,
чем вперед”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector