единый урок родного языка

Подборка сценариев ко Дню родного языкаКо Дню родного языка, международному празднику, посвященному защите и сохранению языкового и культурного многообразия, представляем вашему вниманию подборку методических разработок для детского сада, начальной, общей и средней школы. 13 февраля 2019

Дошкольное образованиеНачальное образованиеОсновное общее и среднее образование

аспирант кафедры истории и теории исторической науки РГГУ, научный сотрудник Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации.

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Цель: познакомить ребят с малоизвестным
праздником – Международным днем родного языка,
формировать бережное отношение, как к родному,
так и другим языкам, гордость за свой родной
русский язык, чувство принадлежности ксвоим
предкам, народу, культуре, воспитывать
патриотизм, толерантность, развивать речь детей,
память, мышление, ораторское искусство,
раскрывать таланты ребят.

Сегодня на празднике мы будем говорить о
языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21
февраля – Международный день родного языка! Он
был учреждён в 1999 году.

Землю населяют разные живые существа: от
мельчайших бактерий до таких великанов, как
слоны и киты. Но только человек обладает даром
слова. И как бы мы не определяли этот дар –
священный, божественный, величественный,
великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный –
мы не отразим во всей полноте его огромного
значения.

Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч
разных языков. Среди них так называемые мировые
языки – русский, английский, французский,
немецкий, испанский.

Есть государственные или официальные языки –
польский в Польше, монгольский в Монголии,
шведский в Швеции и многие другие.

Международный день родного языка, прежде
всего, направлен на защиту языков, которые
исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни
каждый месяц в мире исчезает два языка.

В Международный день родного языка все языки
признаются равными, поскольку каждый из них
уникален. В России государственным является один
язык – русский. В Московской области, в Чеховском
районе проживают носители различных языков. Послушаем приветствия ребят на их родных языках.

Дети приветствуют гостей праздника на
английском, азербайджанском, украинском,
молдавском языках, держа в руках флажки этих
стран.

Но, как родной, люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо, каждый миг,
На нём живые, трепетные чувства открылись мне
И мир открылся в них.

Русская народная песня в исполнении ученицы 2а
класса.

С первых дней своей жизни человек слышит речь
близких ему людей – мамы, папы, бабушки и как бы
впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не
зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт
близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш
начинает овладевать речью. А к семи годам, как
подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов
больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся
русские писатели.

Дети читают высказывания о русском языке:

“Язык – это история народа. Язык – это путь к
цивилизации культуры: потому-то изучение и
сбережение русского языка является не праздным
занятием от нечего делать, но насущной
необходимостью”. (Александр Иванович Куприн)

“Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать
свой родной язык”. (Максим Горький)

“Русский народ создал русский язык – яркий,
как радуга после весеннего ливня, меткий, как
стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня
над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. (Алексей Николаевич
Толстой)

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский
язык, этот клад, это состояние, переданное нам
нашими предшественниками. Обращайтесь
почтительно с этим могущественным орудием: в
руках умелых оно в состоянии совершать
чудеса!”. (Иван Сергеевич Тургенев)

С благоговением относился к родному языку
Александр Сергеевич Пушкин, призывал любить и
изучать его. Русский язык “имеет неоспоримое
превосходство перед всеми европейскими”, это
“звучный и выразительный язык”, “гибкий и
мощный в своих оборотах и средствах”, ему
свойствены “величавая плавность, яркость,
простота и гармоничная точность”. В нём
отразились все лучшие качества его творца и
носителя – русского народа.

Сценка (отрывок из сказки А. Пушкина “Сказка
о царе Салтане”)

Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий. Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.

В нём каждое слово – бесценный алмаз. В нём каждая песня – красавица. Порою прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.

Девочки 2б исполняют русскую народную песню
“Во поле береза стояла” и водят хоровод.

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный. То мощный и страстный,
То нежно певучий.

В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка. Написаны им
И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

Инсценирование басни И. Крылова “Квартет”.

Как невозможно представить землю без
сеятеля, жизнь без хлеба, человека – без родины,
так и великий русский язык невозможно
представить без пословиц и поговорок.

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.

Сначала подумай – потом говори. Не храбрись словом, а покажи делом. Меньше говори – больше дела твори. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. Говорить не думая, что стрелять не целясь.

У народа речь – союзница,
Он в неё всю душу влил,
В самом сердце, словно в кузнице,
Все слова он закалил.

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.

Оно ограбит, иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.

Сценка “Словечки-колечки”.

Грустный, сонный, невеселый
Женя наш пришел из школы.

(Входит с ранцем ученик)

Сел к столу. Разок зевнул. И над книжками заснул. Тут явились три словечка
“АПЕЛЬСИН”, “СОСНА”, “КОЛЕЧКО”.

(Входят три девочки. В руках держат рисунки:
апельсин, сосна, колечко

Что ты Женя сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!

Я не какой не “ОПЛЬСЫН”!

Колечко (плачет).

Я – никакая не “КАЛЕЧКА”!
Я до слёз возмущена!

Можно только лишь со сна
Написать, что я – “САСНА”!

Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Женя! Женя! Брось лениться!
Так учиться, не годиться!

Невозможно без вниманья
Получить образованье. Будет поздно! Так и знай:
Станет неучем лентяй!

Если ты ещё хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас –
Мы с тобой поступим круто:
Нашей честью дорожа
Имя Женя в полминуты
Переделаем в ежа.

Будешь ты ежом колючим!
Вот как мы тебя проучим!

Женя вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся. Подавил зевоту
Взялся за работу.

Два прихлопа, два притопа,
С каблука и на носок –
Танцы русские танцуют,
Выше нос и руки в бок!

Русский народный танец исполняет ученица 2г
класса.

Иду тропинкой узкой –
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский. Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти –
Он всякий час со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!

Русь талантами богата,
Русь талантами сильна. Если будут петь девчата, –
Значит, будет жить она.

Частушки в исполнении ребят 2а класса.

Два триместра уж прошло
Рады мы по ушки,
И теперь мы вам споём
Школьные частушки.

Чтобы выучить глагол
Надобно терпение,
Ведь такой он балабол,
С ним одно мучение.

Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая. Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

Встретил признак я предмета:
Ох, какой! – сказал я Свете,
Красный, синий, голубой
Выбирай себе любой!

На урок литературы,
Как на крыльях, я лечу. Всех писателей прочел я. Стать писателем хочу.

Ты б сначала научился
Безошибочно писать. Тебе с двойкой по диктантам
Век писателем не стать!

С языком дружить нам нужно
На уроках и в быту. Укрепляет нашу дружбу,
Любовь к родному языку.

Части речи, предложенья,
Падежи, местоименья. Это всё язык родной,
Должен знать его любой.

Сценка “Разговор друзей” (Исполняют ребята
2д класса)

Наш язык и скромен и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово “высоко” произнеси –
И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: “Кругом белым-бело” –
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.

Вспомнится наречие “светло” –
И увидишь: солнышко взошло
Если скажешь слово ты “темно”,
Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь “ароматно”, ты
Сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну, а если скажешь ты “красиво”,
Пред тобою – сразу вся Россия!

Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”

Дети исполняют песню “У моей России”.

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг. Русское слово – свободы зарница,
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово –
Выучи русский язык!

Дети исполняют песню “Чему учат в школе”.

Вот и подошёл к концу наш праздник,
посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое,
настоящее и будущее!

Внеурочная деятельность (конкурсные работы)

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik. ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

В разработке предлагаются формы и методы организации Дня родного языка и сценарий проведения Дня.

Как организовать празднование Дня родного языка в школе?

Язык – это не только инструмент для общения между разными людьми. Он является носителем культуры, менталитета, традиций и истории каждого народа. В мире насчитывается более 6 тысяч разных языков.

Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка. На 96% всех языков говорят лишь 3% населения мира, что составляет в среднем 30 тысяч человек на язык (если исключить 4% самых распространенных языков). А из шести тысяч существующих в мире языков сегодня более двухсот считаются вымершими, они не имеют ни одного живого носителя. Также есть неблагополучная языковая категория исчезающих и вымирающих видов речи (почти без потомков, говорящих на них). И нестабильные языки, которые не пользуются успехом, поскольку не имеют официального статуса, а территория их распространения настолько мала, что перспективы их дальнейшего существования оставляют желать лучшего. В России около 140 языков находится на грани ухода из употребления, и двадцать уже признаны безжизненными.

Исчезновение любого языка означает потерю частицы общечеловеческого наследия. Родной язык – это выражение самосознания и связи поколений, которое необходимо для развития каждому человеку. Он тесно связан с историей этноса, обеспечивает его единство и становится залогом его оригинальности: он формирует неразрывную связь между его носителями и служит основой для народа.

Языки содержат в себе совокупность приобретенных знаний, свои особенности и культуру, что отличает нации, заставляет людей ценить и уважать свой коренной стиль речи, передавать его из поколения в поколение. Поэтому день родного языка в образовательных учреждениях должен стать поводом для разговора о том, что каждый язык по-своему богат, красив, самобытен, оригинален, и поэтому нужно не забывать его, изучать, беречь и любить, говорить на нем, гордиться им!

Как же в школе можно организовать День родного языка, чтоб пробудить в обучающихся интерес к языку как к общественному явлению, показать разнообразие языков в республике и в мире, важность изучения родных языков и значимость Международного дня родных языков?

Первое направление – просветительское. Цель: показать языковую картину мира. Во-первых, наглядная агитация: выставки и презентации книг о языках мира, литературы о родном языке, об ученых, посвятивших его изучению, выставка иллюстраций, плакатов, буклетов, информирующих о мероприятиях, организуемых в связи с Международным днём родных языков, в мире, стране и республике.

Во-вторых, литературные, информационные часы о языках народов мира, об истории возникновения праздника, о древних, мертвых и исчезающих, современных, искусственных языках.

Промоакция «Родной язык. ру»

21 февраля входящих в школу встречает группа учащихся, одетая в национальные костюмы. Она приветствует всех на родных языках обучающихся, держа в руках плакаты с этими словами приветствия.

Второе направление – образовательное. Цель: углубить знания о родном и русском языках. Этому поспособствуют такие формы работы, как тематические уроки, пятиминутки поэзии или беседы о красоте родного языка на других уроках (географии, истории, природоведения и т. ) «Час занимательных наук», переменные марафоны разной тематики, языковые игры («Своя игра», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Ума палата»), «Живая газета», утренники, викторины, час вопросов и ответов, уроки внеклассного чтения, акции «Читаем на родном языке», лингвистические конференции, чтения, семинары, конкурсы по защите проектов, дебаты, круглые столы («Как спасти родные языки от вымирания» «Можно ли защитить родной язык от засорения иностранщиной» и т. ), олимпиады, диктанты «Кто самый грамотный», «Знаток родного языка» (этнодиктант), просмотр мультфильмов по сказкам народов мира ( цикл «Гора самоцветов»), сказок на родном языке, проведение спортивного мероприятия «Игры нардов мира», встреча с поэтами и писателями края.

Третье направление – творческое. Оно предполагает проведение различных конкурсов: иллюстраторов, дизайнеров открыток, плакатов, создателей буклетов, составителей кроссвордов, викторин, сочинений, стихотворений, сказок, чтецов (стихотворений о родном языке, на родном языке, «Живая классика»), переводчиков любимых поэтов-классиков на родной язык или произведений писателей, поэтов, пишущих на родном языке, на русский; проведение конкурсов на лучшую инсценировку отрывков из произведений писателя-юбиляра, народных сказок на языках народов мира, а также решение интересных заданий в переменном марафоне, посвященных языку, «Мост дружбы», видеоэстафеты.

Интернет– голосование. Видеоэстафета «Читаем на родном языке»

Цель: воспитание любви к родному языку и поэтическому слову, популяризация языка, на котором говорит участник, среди интернет активной части села, района, республики.

Участникам эстафеты предлагается рассказать стихотворение на родном языке любимого автора с переводом на русский язык (по возможности) и выложить в любую социальную сеть. К участию приглашаются все желающие.

В течение двух дней после проведения Акции, по результатам интернет голосования (количество «лайков»), организаторы акции определят трёх победителей видео-эстафеты.

Четвертое направление – агитационно-пропагандистское. Это уже когда тема наша выходит за пределы школы, и учащиеся проводят акции и флэш-мобы для жителей населенного пункта.

Промоакция (Промоакция — это вид рекламной активности компании (предприятия, учреждения, организации), путём которой узнают о товаре (услуге) не из зарегистрированных средств информации (телевизора, радио, страниц печатных изданий)

«Родной язык. Ру»

Во всех микрорайонах села учителя-филологи, библиотекари с учениками-волонтерами, одетые в яркую специальную форму (можно шарфики), раздают прохожим рекламную печатную продукцию с символикой промо-акции: закладки, листовки, информационные буклеты, посвященные родному языку, книгам «Читать модно», яркие агитки «Туған телем– иркә гɵлɵм»(«Родной язык мой -нежный цветок»), «Родной язык, как ты прекрасен!», «Я голову пред ним склоняю снова – Его Величество, родное наше слово!», «Горжусь языком твоим, славная Русь!».

Акция Флэш-моб (с англ. flash mob-«мгновенная толпа»).

«Родной язык, как ты прекрасен!»

Участники флэш-моба с символикой появляются неожиданно в многолюдных местах населенного пункта (на площади ДК, в магазине, на почте и т. ), встают в круг, одновременно все открывают принесенные с собой стихотворения поэтов о родном языке читают их вслух по очереди в течение нескольких минут и так же неожиданно расходятся.

Утверждаю:
Директор школы_________/А. Салимьянов/
Приказ №   от  февраля 2015 г.

Положение о проведении “Дня родного языка”

Дата проведения — 21 февраля 2015 года.

Общее положение

«Язык является наиболее мощным инструментом сохранения и развития нашего культурного наследия в его материальных и нематериальных формах. Любая деятельность по содействию распространению родного языка поможет не только лингвистическому разнообразию и многоязычию, но и более полному пониманию языковых и культурных традиций во всем мире, а также солидарности на основе понимания, терпимости и диалога» (ЮНЕСКО).

Изучение и сохранение родного языка помогает учащемуся осознать свое место в социуме, культуру и традиции своего народа.

Цели и задачи проведения Дня родного языка

  • формирование позитивного отношения к изучению родных языков у обучающихся и родителей, показ «картины языкового разнообразия» школы;
  • приобщение подрастающего поколения к своей национальной культуре, национальному искусству и воспитание уважения к культуре и традициям различных национальностей;
  • активное вовлечение школьников в творческую и исследовательскую работу по родному языку, используя знания в области краеведения, связанные с родным языком, с именами русских, башкирских, татарских и чувашских выдающихся людей, деятелей;
  • повышение социальной активности обучающихся, создание условий для их самореализации;
  • воспитание у ребенка чувств любви к малой родине, родному языку, уважения и взаимопонимания друг к другу, чувства гордости за свой народ;
  • повышение профессионального уровня педагогов творческий обмен опытом по вопросам организации учебной и внеурочной деятельности по родному языку и национальной культуре, развития у учащихся интереса к изучению родного языка, воспитания чувств любви к малой родине.

Мероприятия Дня включают в себя учебные и внеучебные виды деятельности, отражающие его тематику.

III. Участники дня.

Участниками Дня родного языка являются все обучающиеся и работники школы.

Программа дня:

При подготовке и проведении Дня учащимся предоставляется возможность определять (выбирать) степень своего участия:

  • готовить плакаты с изречениями о языке – готовить презентации, представляющие информацию о своей национальности;
  • читать стихотворения на родном языке;
  • готовить сообщения к урокам;
  • готовить сообщения к урокам и выступать с этими сообщениями;
  • быть руководителем группы во время подготовки и проведении интегрированного урока родного языка и литературы;
  • быть просто зрителем и т.д.

№ Название мероприятия Класс  Ответственные
1. Промоакция «Родной язык. ру». Утреннее приветствие входящих в школу на родных языках обучающимися, одетыми в национальные костюмы1-11 филологи
2. Общешкольная линейка, посвящённая Международному дню родного языка «Язык-это душа народа»1-11 филологи
3. Уроки, посвящённые Дню родного языка1-11 Филологи, учителя нач. классов
4. Внеклассные мероприятия1-11Филологи, учителя нач. классов
5. Переменный марафон «Наедине со словом»« Вы сказали: « Здравствуйте!»« Красна речь пословицей»Третья перемена. Флэш-моб « Родной язык» 5-11Филологи, учащиеся
6. Участие в районном фестивале « За чистоту родного языка»5-11 Кононова Н. Голякова С. Каримова Р. Участие в Международном открытом дистанционном конкурсе по русскому языку «Занимательная этимология»6Каримова Р.

IV Подведение итогов

По итогам Дня лучшие участники и классы будут награждены почетными грамотами и поощрены отличными оценками по языку.

Заместитель директора по УВР Каримова Р.

Цель: познакомить ребят с малоизвестным праздником – Международным днём родного языка. Формировать интерес к русскому языку посредством лингвистических игр.

  • формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре;
  • воспитывать патриотизм;
  • способствовать повышению грамотности учащихся;
  • развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку, развивать речь детей, память, мышление;
  • раскрывать таланты ребят.
  • улучшение качества знаний учащихся;
  • развитие интереса к русскому языку и литературе как учебным предметам.

Слайд 1. Здравствуйте, дорогие ребята! С 2000 года ежегодно 21 февраля отмечается малоизвестный праздник – Международный день родного языка! Сегодня мы с вами будем говорить о родном языке, как о средстве общения. , повторять и закреплять полученные знания

В Детском отделении на лечении находятся дети разных национальностей. Мы предлагаем вам поздороваться друг с другом на своём родном языке.

Дети приветствуют гостей праздника на родном языке, мы слышим приветствия на:

  • русском языке – Здравствуйте!
  • украинском языке – Здравствуйте! – Здрастуйтэ! Доброго дня!
  • казахском языке – Сэляметсизбе!, Привет! – Сэлем!
  • таджикском языке – Здравствуйте! – Ассалому алейкум! Привет! – Салом!
  • киргизском, азербайджанском языка – Салам алейкум!
  • памирском – Здравствуйте! – Царанг
  • мордовском языке – Здравствуйте! – Шумбратада!
  • Привет! – Шумбрат!
  • армянском языке – Здравствуйте! – Барев дзез! Привет! – Вохчуйн!
  • адыгейском языке – Сэлам!
  • грузинском языке – Здравствуйте! – Гимарджоба! Привет! – Салами!
  • македонском языке – Здравствуйте! – Здраво, чао!
  • вьетнамском языке – Здравствуйте! – Син тяо! Привет!- Тяо!
  • пакистанском языке – Здравствуйте! – Салям алейкум! или Хи!

Ведущий 2. Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова.

Слайд 3. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции, в Киргизии киргизский, в Грузии грузинский, а в России государственным является один язык – русский.

Алина Шатрова, 8 класс

Он так могуч и так прекрасен
Суровый РУССКИЙ наш язык!
Мир покорен одной лишь фразой,
С которой дрался наш мужик,
Когда громил фашистов клятых,
И шел в атаку на врага. И пели РУССКИЕ солдаты,
Когда до смерти три шага,
На РУССКОМ РУССКУЮ «Катюшу»,
И было легче во сто крат. И враг коварный песню слушал,
В руках сжимая автомат.

Ульяна Петренко, 6 класс

Есенин наш под звуки танго,
Или танцуя вальс, фокстрот,
Любил прекрасной иностранке
Шепнуть на РУССКОМ пару строк.

Григорий Ротарь, 5 класс

Когда ворвались в космос бурей
Мы на железном рысаке,
Услышал мир: Гагарин Юрий
Дал старт на РУССКОМ языке.

Севинч Хомракулова, 6 класс

Мы речь родную с детства слышим,
На РУССКОМ пишем, говорим. Олимпиады РУССКИЙ Миша
Все страны мира покорил.

Руслан кызы Элизат, 8 класс

Наш РУССКИЙ так многообразен,
Изящен, скромен и силен:
Он для врага настоль опасен,
В любви насколько ласков он. Оставь, мой друг, свои сомненья,
И честь родного языка
Неси достойно поколеньям
На все грядущие века.

Расулова Марьям, 6 класс

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.

Шарипова Сабрина, 8 класс

Оно ограбит, иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.

Ведущий 2. Ребята из ближнего зарубежья на поэтическом русском языке рассказали нам, как много исторических событий произошло в нашей стране – России.

Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают.

Патимам Патимат, 6 класс

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный. То мощный и страстный,
То нежно певучий.

Балачёв Солтав, 4 класс

В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка. Написаны им
И рассказы, и сказки.

Худоакумов Мухамедали, 5 класс

Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

Ведущий 2. Учащиеся 2-3 классов из ансамбля «Сударушка» исполнят песню «У моей России», а мы посмотрим красивый видеоклип, где показаны бескрайние просторы России.

Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий. Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий. В нём каждое слово – бесценный алмаз. В нём каждая песня – красавица. Порою прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.

Ребята, вашему вниманию мы предлагаем квест-игру «Путешествие в мир родного языка», в которой принимают участие все дети. За правильные ответы участники получают фишки.

Конкурс № 1. «Аз да буки, потом все науки»

Слайд 5. Когда мы приходим в школу, нам вручают замечательную книгу – азбуку, а знаете ли вы как произошло это название? (Слово «азбука» произошло от названия двух первых букв древнерусского алфавита «аз» и «буки»)

  • Кто создал древнерусскую азбуку? (святые Кирилл и Мефодий)
  • Знаете ли вы, сколько букв было в древнерусской азбуке? (43 буквы)
  • Как вы думаете легко ли было учиться грамоте в давние времена? Почему? (Букв было много, каждая буква имела свое название)
  • Сколько букв в современном алфавите? (33 буквы)

Слайд 6. На слайде на древней иконе слева изображены славянские просветители святые преподобные Кирилл и Мефодий. Древнерусскую азбуку вы видите справа.

Слайд 7. На уроках «Родного языка» учащиеся 5-6 классов, выполняя занимательные лингвистические задания, познакомились с буквами древнерусской азбуки, выполняли проект «Заглавная буквица». Слайд 8

Слайд 9 и передавали полученные знания учащимся начальной школы и вместе выполнили проект «Оживи букву».

Слайд 10 (слова) – 11 (ответы) и теперь я вам предлагаю стать переводчиком и сделать перевод слов с древнерусского языка на современный русский язык.

Съдъсъ (здесь), бъчела (пчела), съдоровъ (здоров), двашьды (дважды), дъстоканъ (стакан)

Помимо трудных названий букв, сложность учёбы была в том, что при чтении требовалось сначала называть буквы первого слога, а затем второго, з третьего и так далее. В итоге слоги складывались в слово.

Слайд 12. Например (на слайде), слова Школа и Человек. Слайд 13

Если прочитать все буквы по алфавиту, то мы узнаем какое послание оставили потомкам святые Кирилл и Мефодий.

Просмотр видео про русскую азбуку.

Запомните дети: Я знаю буквы. Письмо – это достояние.

Ведущий 2 продолжение конкурса

Слайд 14. Одним из самых главных богов у древних славян считался РОД. Именно он указал людям, что их главная задача на земле – продолжение рода. Принято, что именно в нашем языке от слова «РОД» образовано такое количество РОДственных слов.

  • Как называется место, где мы родились? (Родина)
  • Кто дал нам жизнь? (родители)
  • Что нас окружает? (природа)
  • Близкие по крови. Это наши (родственники) или (родные)
  • Людей, населяющих нашу страну, можно назвать одним словом.
    Каким? (народ)
  • Те, кто не верил в РОДа называли уРОД
    или выРОДок.

Слайд 15. Правильные ответы.

Конкурс №2 «Разминка»

Слайд 16. Антонимы – это слова с противоположным значением. Я предлагаю вам несколько слов, вы – антонимы к ним.

  • Большой – маленький
  • Ленивый – трудолюбивый
  • Бежать – стоять
  • Хвалить – ругать
  • Друг – враг
  • Жарко – холодно

Слайд 17. Синонимы – это слова, различные по написанию, но одинаковые по смыслу.

  • Ребёнок – малыш
  • Скупой – жадный
  • Товарищ – друг, приятель
  • Спешить – торопиться
  • Ложь – неправда

Конкурс № 3 «Русские синонимы»

Слайд 18. Очень часто мы употребляем иностранные слова, хотя в русском языке есть слова с таким же значением. Подберите русские синонимы к словам:

  • Фейс – (лицо)
  • Бэби – (малыш)
  • Инъекция – (укол)
  • Боты – (сапоги)
  • Эгоизм – (себялюбие)

Игра «Нужно не только знание, но и внимание»

Если я называю имя существительное в единственном числе, вы хлопаете в ладоши. Если во множественном числе – поднимаете руки вверх.

Тетрадь, карандаши, ведро, дети, пальто, человек, тигры, слова, кенгуру, мука, молоко, сани.

Дуга – назовите слово во мн.

Рука – мн

Житель – назовите слово во мн.

Любитель – мн

Грек – назовите слово во мн.

Узбек – мн

Кони – назовите слово в ед

Ведущий 2. В исполнении детей 5 поста прозвучат «Школьные частушки».

Два триместра уж прошло
Рады мы по ушки,
И теперь мы вам споём
Школьные частушки.

Чтобы выучить глагол
Надобно терпение,
Ведь такой он балабол,
С ним одно мучение.

Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая. Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!

Встретил признак я предмета:
Ох, какой! – сказал я Свете,
Красный, синий, голубой
Выбирай себе любой!

На урок литературы,
Как на крыльях, я лечу. Всех писателей прочел я. Стать писателем хочу.

Ты б сначала научился
Безошибочно писать. Тебе с двойкой по диктантам
Век писателем не стать!

С языком дружить нам нужно
На уроках и в быту. Укрепляет нашу дружбу,
Любовь к родному языку.

Части речи, предложенья,
Падежи, местоименья. Это всё язык родной,
Должен знать его любой.

Слайд 19.

Конкурс № 4. «Загадка, загаданная пословицей»

  • Кто в ней не бывал, красоты не видал. Она – что гранит, никто ее не победит. Она слезам не верит. О каком городе так говорят? (Москва)
  • Слайд 20. Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведет. О каком органе полости рта речь? (Язык)
  • Слайд 21. Человек без них, что дерево без корней. Они познаются в беде. Не имей сто рублей, а имей сто их. (Друзья)

Слайд 22.

Конкурс № 5 «А ты знаешь?»

– Объясните фразеологизмы:

В двух шагах (очень близко)
Держать язык за зубами (молчать)
Задирать нос (слишком важничать)
Не разлей вода (очень дружны)

Слайд 25. Очень часто людей сравнивают с животными – в переносном значении.

Конкурс №7 «Сравни» (н-р, ходит, как медведь)

Про каких животных говорится:

Слова для справок: волк, осёл, ёж, уж, индюк, бык.

Слайд №26. Когда писателю Алексею Николаевичу Толстому был задан вопрос: «Что такое Родина?» Он ответил: «Это весь народ. Это его культура, его язык

Международный день родного языка – это хороший повод задуматься над истинной красотой родного языка, над его глубиной и внутренней силой.

Каждый житель коренных народов России, с уверенностью может сказать:

Но, как родной, люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо, каждый миг,
На нём живые, трепетные чувства открылись мне
И мир открылся в них.

ВЕДУЩИЙ 1 продолжает

Звучит русская народная песня «Ой, вставала я ранёшенько» в исполнении хора имени Митрофана Ефимовича Пятницкого.

Два прихлопа, два притопа,
С каблука и на носок –
Танцы русские танцуют,
Выше нос и руки в бок!

Просмотр видео.

Конкурс №8 «Блиц-опрос»

Ведущий 2. Сегодня, у нас с вами состоялась очень важная встреча. Вы очень хорошо потрудились, удивили и себя, и нас.

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
(хором) Выучи русский язык!
Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
(хором) Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг. Русское слово – свободы зарница,
(хором) Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово –
(хором) Выучи русский язык!

Родная речь – Отечеству основа. Не замути божественный родник –
Храни себя – душа рождает слово –
Великий святорусский наш язык.

Вот и подошла к концу наша встреча. Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина. Будем любить и сохранять родной язык! Слайд 29

В международный день
родного языка
Тебе мы пожелаем:
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию
родного языка!

Спасибо за внимание! Будьте здоровы!

Пусть прозвучат слова прощания на вашем родном языке.

На русском языке – До свидания!
На украинском – До побачення!
На казахском – Кош бол!
На таджикском – То боздид!
На памирском – Майле!
На киргизском – Чейин!
На мордовском – Няемозонк!
На азербайджанском – Саг олун!
На армянском – Аджох!
На грузинском – Нахвамдис!
На адыгейском – Хъяркэ!
На македонском – Збогум!
На вьетнамском – Там биет!
На пакистанском – Кхудар хафиз!

Использованная литература и ссылки

  • С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка: Под ред. Валуева Н.В.- Издательство: АСТ, 2013г.,1360с.
  • Л.Е.Тарасова “Школьный словарь омонимов. Кто? Что?”: изд. «5 за знания», 2019г., 192с. – (Серия «Словари, справочники, тесты»)
  • Ушакова О.Д. Синонимы и антонимы.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2014.- 96 с. – (Серия «Словарик школьника»)
  • Школьный словообразовательный словарь русского языка/А.Н.Тихонов. – М.: Цитадель-трейд, 2012г. – 576с.
  • Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка: Более 5000 слов. – 2-е изд., перераб. и доп.- К.: Рад.шк.,1989.-511с.

Международный день родного языка

Второй всероссийский конкурс “Онфим”

Осенью 2016 года в России для школьников и студентов проходит второй конкурс гражданской грамотности “Онфим”, который направлен на гражданско-правовое воспитание молодого поколения российских граждан. Конкурс проводится в рамках проекта «Страна молодых» и реализуется Межрегиональной общественной организацией «Поддержка молодежных инициатив» и коммуникационным агентством «Teenrelations» на грант Президента Российской Федерации некоммерческим организациям, а также был поддержан многими государственными органами на федеральном и региональном уровне. Конкурс включает следующие виды заданий: онлайн викторины, кроссворды, конкурсы эссе и рисунков по гражданственности, праву, финансовой грамотности и парламентаризму. Мероприятия носит имя самого древнего известного отечественной науке мальчика Онфима, родившемуся в 1220-ые годы в Великом Новгороде. Положительный образ Онфима в сочетании с его 800-летней историей, его гражданско- патриотическими интересами и историческими событиями, проходившим в данный период истории, может быть использован в качестве ориентира и показательного примера патриотического воспитания для современной молодежи. Пользователи, набравшие максимальное количество баллов, будут объявлены победителями конкурса 20 августа 2016 года на трех уровнях: район, субъект и Федерация. Сайт конкурса: www. онфим

Конкурс рисунков “Я гражданин”

В рамках конкурса “Онфим” пройдет конкурс рисунков “Я гражданин” для младшей школы.

О портале

Единыйурок. рф – онлайн-площадка для проведения мероприятий и реализации проектов в сфере образования.

Информация о средстве массовой информации “Единыйурок. рф”

Возрастная маркировка О+

Соцсети

Ознакомиться с часто задаваемыми вопросами по использованию сайта или получить консультацию по техническим вопросам можете в разделе “Поддержка”.

Сведения об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на сайте представлена по ссылке.

Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные, в том числе cookies. Подробнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector