Единый урок посвященный памяти жертв геноцида советского народа от немецко фашистских захватчиков

«День единых действий, в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны»

Цель: сохранение исторической правды о преступлениях нацистов  и их пособников в отношении мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории.

Задачи: сформировать у студентов непримиримую позицию осуждения попыток героизации нацистов;

Человечество вступило в третье тысячелетие. Многие уроки истории так и не были нами усвоены. То, что сейчас происходит в мире (террористические акты в странах мира, гражданские войны, межнациональные конфликты), – наглядный этому пример.

19 апреля – особая дата в сохранении исторической правды, преступлениях нацистов, т. 19 апреля 1943 г. в национальное и международное уголовное право была внесена ответственность за преступления по статье «геноцид».

ГЕНОЦИД –  это форма массового насилия, который Организация

объединенных наций определяет, как действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую – либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:

· убийства членов этой группы;

· причинение серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

· мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;

· насильственной передачи детей из одной человеческой группы в другую;

· предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.

Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для народов СССР. Это война, в которой решалось – будет ли у народов Советского Союза будущее вообще. Генеральным планом Ост предусматривалась немецкая колонизация большей части территории Советского Союза, что означало принудительное выселение и уничтожение местного населения. Были не важны национальность, возраст, социальное происхождение, пол – ведь речь шла об освобождении территории для переселения немецких колонистов.

Итог преступлений нацистов против гражданского населения СССР выражается в страшном соотношении числа жертв среди военных и мирных жителей. Война унесла жизни 26,6 млн. чел. Из них практически половина – это потери среди мирного населения на оккупированной территории – 13 684 692, в том числе 11 520 379 – погибли в результате карательных операций, холода, голода, издевательств. Остальные 2 164 313 – погибли в изгнании на принудительных работах. Всего на принудительные работы с оккупированной территории было вывезено 5 269 513 советских граждан.

Уже в годы Великой Отечественной войны по мере освобождения оккупированной нацистами территории стали очевидны масштаб и зловещность преступлений против мирного населения.

В преддверии Дня Победы, необходимо помнить, что эта война была не только борьбой между государствами, это была борьба всего человечества против абсолютно бесчеловечного и преступного режима, борьба за спасение в человеке человеческого начала.

Память народа о войне, о том, чем она грозила человечеству, о том, кто спас мир от нацистской чумы, о том, что такое фашизм, нельзя вытравить, уничтожить. Об этом нужно помнить.

Особенно актуально это сейчас, когда активизировались неонацистские силы во всем мире, в связи с событиями в братской Украине. Звучит предостережение борцов против коричневой чумы о том, что фашизм – это государственный терроризм, попрание всех человеческих прав, гонка вооружений, необузданный милитаризм, агрессия: фашизм – это война.

Почему сейчас, когда, звучат взрывы террористических актов, люди гибнут только потому, что каким-то безумцам этого захотелось. Печи Освенцима и террористические акты сегодня против мирных жителей нашей земли – это все страшные свершения самозваных вершителей человеческих судеб, тех, чьи души отравлены ненавистью к чужому, непохожему. Мы вместе должны научиться понимать   историю чудовищного уничтожения людей, и помнить  об этом  необходимо, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.

Всероссийский день единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны

19 апреля – особая дата в деле сохранении исторической правды. В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников». В целях сохранения исторической правды о преступлениях нацистов и их пособников в отношении мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации совместно с АНО «Агентство социальных технологий и коммуникаций» и ООД «Поисковое движение России» 19 апреля 2021 года проводится День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. В рамках акции в группе 48 прошел информационный классный час, посвященный памяти жертв геноцида в годы Великой Отечественной войны.

Цель Дня единых действий: сохранение исторической правды о преступлениях нацистов и их пособников в отношении мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории. Показать через эту призму исторической памяти, что действия Красной Армии и единение советского народа в достижении Победы спасли наше государство и его граждан от полного уничтожения.

Задачи Дня единых действий:

– показать масштаб и характер преступлений нацистов в отношении мирных жителей оккупированной территории, дать им правовую оценку с исторической и современной точек зрения;

– овладеть основными фактами и тезисами, раскрывающими понятие «геноцид» советского народа со стороны нацистов в годы Великой Отечественной войны с опорой на национальное и международное законодательство;

– сформировать у обучающихся непримиримую позицию осуждения попыток героизации нацистов;

– интегрировать общественные инициативы обучающихся во Всероссийский проект «Без срока давности».

реализации программы воспитания

Л 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны

ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций

ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

Уже в годы Великой Отечественной войны по мере освобождения оккупированной нацистами территории стали очевидны масштаб и зловещность преступлений против мирного населения. Потому дата 19 апреля – особая дата в сохранении исторической правды о преступлениях нацистов. Учитель должен объяснить учащимся, почему именно в этот день проводится единый урок. Обращая при этом внимание, что 19 апреля 1943 г. можно по праву рассматривать как предтечу формулировки в национальном и международном уголовном праве ответственности за преступления по статье «геноцид».

УК РФ Статья 357. Геноцид «Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, – наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью».

Единый урок Памяти «Донбасс непокоренный»

Эта память – верьте,

Если мы войну забудем,

вновь придёт война.

Цель: формирование у обучающихся наиболее значимых для нашего народа ценностей: патриотизма, социальной справедливости, первичности духовного относительно материального, уважительного отношения к человеку и его труду; воспитание у ребенка своего собственного «Я», веры в свои силы, талант, способности; воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, способной бережно относиться к природе, миру вещей, самому себе, другим людям, понимать значение жизни как наивысшей ценности.

Оборудование: проектор, видео «Донбасс непокоренный», презентация.

Ход урока.

Организационный момент.

Подготовительная работа к постановке темы урока.

Восьмое сентября 1943 года памятная дата в истории нашей Родины. Наряду с Днем Великой Победы День освобождения Донбасса – праздник мира и день памяти по погибшим согражданам. Война. Это слово нам не приснилось. Оно слышится, не только когда листают старые фотографии и смотрят на портреты родных и близких людей, оно слышится и сейчас в каждом доме. Оно звучит и тогда, когда за окном бушует май и желтеет сентябрь. Оно слышится и тогда, когда убелённые сединами мужчины и женщины встречаются вместе и вспоминают свою молодость, такую трудную и, несмотря ни на что, прекрасную. Они плачут, вспоминают своих друзей, свою любовь, свою войну. Народ нашего славного трудового Донецкого края ежегодно отмечает праздник освобождения донбасских сёл, городов и посёлков, вспоминает героев: Маршала Советского Союза Ф. Толбухина, генерала-лейтенанта К. Гурова; гвардии полковника Ф. Гринкевича и др.

Война беспощадна и жестока, она унесла и уносит жизни многих безвинных и безгрешных, но мы должны передать новым поколениям память о погибших, веру в величие народного подвига. Во все века героизм и мужество воинов, мощь и боевая слава были неотъемлемой частью величия

государства. В трудных условиях восстанавливается и продолжает жить трудовой Донбасс, создавая новую государственность – Донецкую Народную Республику, возрождая внимание к нашим истокам, глубинным корням нравственности, патриотизму, защищая территориальную целостность родного Донецкого края.

Мотивация учебной деятельности.

Как вы думаете, нужно ли вспоминать о Великой Отечественной войне, о тех ужасах и страданиях, которые пережил наш народ?

Сообщение темы и цели урока.

8 сентября 2016 года исполняется 73 года освобождения Донбасса от захватчиков.

73 года назад Советские войска освободили Донецкую область от немецко-фашистских захватчиков. С тех пор этот праздник стал символом мужества и отваги воинов, их готовности к самопожертвованию и настоящему подвигу. Памятные дни 1943 года, стали для всего Донбасса символом торжества и скорби, радости и муки, гордости и страдания.

-Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил.

-Тем, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей.

-Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей.

-Тем, кто на речных перевалах шел, словно камень ко дну.

-Тем, кто на века безымянные канул в фашистском плену.

-Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

-Тем, кто ушел в бессмертие и тем, кто победил.

Просмотр видеоролика https://www. youtube. com/watch?v=XmewsqGhJRY

Составление ассоциативного куста.

Очень страшно становится, если

Слышишь жуткое слово – война,

Над планетой, над целым миром

Тянет черные руки она.

(горе, боль, смерть, крик, шум, сирена)

– Фашизм принес дончанам зверства, разлуку, голод, слезы. Миллионы мужчин ушли на фронт. Их места заняли женщины и дети.

Чтение стихов.

Еще когда нас не было на свете, Когда в военной буре огневой, Судьбу решая будущих столетий, Вы бой вели, священный бой!

За все, что есть у нас сейчас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда-то,

Спасибо нашей армии,

Спасибо дедам и отцам!

Я выйду в степь родную — отчую, я выйду в степь мою — сыновнюю. и вас увижу я воочию, и все, что было с вами, вспомню я, мои далёкие и — близкие, на нас, наследников, похожие. Плывут года над обелисками, года, которых вы не прожили.

Плывут года над светлым городом, над корпусами и составами; над синью рек и хлебным золотом, — над всем, что вы сынам оставили.

Мемориальными плато и обелисками Хотим мы память о героях чтить. Здоровьем ветеранов, светлыми их лицами Из года в год мы будем дорожить.

Поклонимся великим тем годам.

Всем нашим командирам и бойцам,

Всем маршалам страны и рядовым,

Всем тем, кого нам забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья!

Минута молчания (слайд)

Практическая работа.

Рисунки о мире.

Подведение итогов.

Мы, живущие на свете, должны помнить героев и сохранить обязаны волшебный мир для будущих поколений. И знать, какой ценой завоёван этот мир нужно не мёртвым, это нужно живым.

С каждым годом всё меньше остаётся наших победителей. И уже не столько из рассказов, сколько по фильмам и книгам вы узнаете о тех, кто ценой своей жизни подарили нам мирное небо, кто выжил и стал для нас символом  мужества, мерилом истинной любви к родной земле.

Пусть больше мы никогда не почувствуем эти страшные отблески войны, и наш народ всегда живет в мире и согласии! Пусть эта память учит всех нас добру, стойкости и человечности!

Честь и Слава освободителям Донбасса!

19 апреля 2021 года ко Дню единых действий в ГБ ПОУ Воронежском музыкальном колледже им. Ростроповичей  прошел тематический урок, посвященный памяти жертвам геноцида Советского народа от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны с просмотром видеофильма «Без срока давности» (https://youtu. be/ho62vZafdPs

В рамках данного мероприятия, обучающимся предложено написать Письмо в будущее «Нельзя забыть» – послание самому себе и своим потомкам в форме треугольника (военного) письма и разместить в любой социальной сети с обязательными хэштегами #безсрокадавности, #19апреля с фотографией листка «Нельзя забыть» и фотографией своего письма в форме «фронтового треугольника».

Вот некоторые письма.

Здравствуй, мой дорогой друг, соотечественник, брат!

Я пишу тебе в будущее, всей душой желая, чтобы оно было светлым и безгранично счастливым, наполненным яркими красками, любовью и покоем. Ты очень важен моему сердцу, ведь мы сыны великой страны, непокорённой державы – России.

История нашей страны рождена в пылающем огне и написана кровью  воина, неисчислимыми слезами матерей. Великие подвиги русского народа бессмертны. Я уверена, что и ты знаешь о трагедии и горе нашего народа, в годы Великой Отечественной войны!

Моё и твоё поколение является самым счастливым, потому что предутреннюю тишину не нарушают залпы орудий, сердца не содрогаются от падающих бомб и безутешных криков матерей, стариков и детей. Мы знаем о  великой трагедии  из фильмов и книг. Благодаря этим источникам мы узнаем о том страшном времени, насквозь пропитанном человеческими слезами и болью.

Я хочу поделиться с тобой впечатлениями о цикле фильмов, объединённых одним названием «Без срока давности». В них показано  такое явление, как нацизм. Фильмы рассказывают о поражающей жестокости и бесчеловечности, проявленной карательными отрядами, состоящими из немцев и русских, предавших  Родину, в отношении мирных жителей, захваченных городов и сёл. Я находилась в состоянии ужаса, который проник в каждую частичку души, вызвал слёзы и боль оттого, как мирные граждане страдали на оккупированных немцами территориях. Фильм « Под номером 28»  произвёл на меня  сильное впечатление. Это о жертвах города Луги, число которых  так и останется неизвестным.

Преступления нацизма против мирных граждан России в годы Великой Отечественной войны никогда не забудутся моим народом.

Мой милый друг,  мы   призываем ваше поколение  хранить память о подвиге советского народа, заплатившего дорогую цену за Победу над фашисткой Германией. Пусть память о жертвах нацизма станет нашим и вашим оберегом! Пусть будет сохранён мир на Земле! Пусть никогда не будет войны!

Уже в наше время делаются попытки обвинить нашу страну в развязывании Второй Мировой войны, поставить знак равенства между Красной Армией и армией вермахта. В окружающих Россию государствах стимулируются враждебные настроения, для чего всеми силами переворачиваются с ног на голову, фальсифицируются исторические данные о Великой Отечественной войне, фашистских убийц и карателей, националистов и коллаборационистов  всячески «отбеливают», а кое-где и выставляют героями. Сносятся памятники воинам Красной Армии, замалчивается правда о жертвах нацизма. Ведется активная борьба за умы юных россиян в интернет пространстве, для чего искажается правда о Второй Мировой войне стыдливо замалчивается тот факт, что, согласно Гитлеровскому плану «ОСТ» планировалось полное уничтожение «недочеловеков» евреев, цыган. Планировалось истребление с помощью дискриминации, голода и безжалостных убийств славянского населения с 200 миллионов до 14 миллионов с дальнейшим превращением их в рабов, обслуживающих «чистокровных арийцев». Природные ресурсы на захваченных территориях должны были принадлежать чистокровному германскому населению. Поэтому местное население, в том числе женщин и детей, считали низшей расой и уничтожали всеми доступными средствами. Война велась и на истребление местного населения. Запрещалось отдавать офицеров и солдат Вермахта под суд, какое бы преступление против мирного населения они ни совершили. Помимо немецких войск, в зверствах преуспели специальные карательные отряды создаваемые из коллаборационистов (эстонцев, латышей, украинцев). Сжигались за неповиновение, за малейшее подозрение в помощи партизанам целые деревни вместе с жителями, пытали, вешали, массово расстреливали женщин, стариков и детей. Нацисты широко применяли душегубки, так были умерщвлены 214 детишек еврейского детдома. В Белоруссии сожжено 628 деревень, в России более 60000.

До настоящего времени находят братские могилы с умерщвлёнными во время войны людьми. Было зверски загублено более 13. 5миллионов гражданского населения, а 2. 5 миллиона насильно увезено в Германию, или погибло на рабских работах, замучено в концлагерях, сожжено в крематориях.

Сейчас ведётся борьба с фальсификацией истории, оскорблением памяти о Великой Отечественной войне, введена ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, в уголовный кодекс РФ введена статья «Реабилитация нацизма».

Я надеюсь, что во всём мире будет восстановлена правда о страшной войне и о роли советского народа в освобождении Европы от фашистской чумы.

Помните слова Михаила Ломоносова:”Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего

Письмо в будущее.

Я родился в послевоенное время. Мне несказанно повезло! Над моей головой не летали военные самолёты, я никогда не держал в руках настоящий автомат, мне не приходилось убивать или быть убитым. Я свободен и счастлив, потому что могу заниматься творчеством, могу свободно выходить на улицу и любоваться родной природой, зная, что мне ничего не угрожает! Но такой жизни могло бы не быть. Мирному небу над головой я обязан нашим солдатам, героям, которые ценной своей жизни защищали Родину от вражеских захватчиков, людям, чьи сердца наполнены любовью и патриотизмом. Каких жертв стоило то, что я сейчас имею! Сколько людей полегло, чтобы целое поколение могло жить! И это письмо — моё напоминание себе, о тех временах, когда под угрозой находилась моя Родина, место в котором я вырос, в котором я счастлив! Пока жива память о героях Великой Отечественной войны и их подвигах, живы и они, люди, которые подарили нам свободу!

Виктория Басманова
Классный час ко Дню единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы ВОВ

Методическая разработка классного часа, посвященного

«Дню единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны»

Преподаватель истории Басманова В.

Цель: создание условий для формирования у учащихся школы патриотических чувств, уважения и гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне; формирования национального, гражданского самосознания, бережного отношения к истории своей страны, средствами социально – культурного пространства через различные формы и виды деятельности

формировать представления об истинных ценностях настоящего гражданина, интереса к истории своей Родины, к её героям;

формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры; воспитывать нравственно-патриотические чувства

познакомить школьников с историческими фактами военных лет, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, видеофайлы.

Сегодня по всей нашей стране люди чтят день памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы ВОВ. Жертвами второй мировой войны в нашей стране стали более 25 миллионов человек.

План Гитлера предусматривал немецкую колонизацию большей части территории Советского союза, что подразумевало под собой насильственное переселение и истребление народа, проживающего на этой территории.

Людей убивали не только во время военных действий, но и «истребляли», в специально созданных лагерях смерти (концлагерях).

Самые известные из них:

• Дахау: первый нацистский концлагерь (1933). До войны был трудовым лагерем для политзаключенных и «низших» слоев общества, угрожающих чистоте арийской расы; известен проведением ужасных медицинских опытов над узниками;

• Бухенвальд: один из самых крупных; расстрел военнопленных, медопыты;51000 чел. замученых.

• Освенцим (Польша) : массовые убийства советских военнопленных, евреев; впервые испытано ядовитое вещество для будущих газовых камер; убито около 1,5 млн;

• Равенсбрюк: женский концлагерь;

• Малый Тростенец (Белоруссия) : расстрелы и сожжение советских военнопленных, евреев.

Местом массового расстрела советских граждан, так же был Бабий-яр (на окраине Киева, было уничтожено около 150 тысяч евреев, цыган, советских военнопленных, пациентов психиатрической больницы).

Германия признала существование 1634-х лагерей разного типа (трудовые, транзитные, смерти). Исследователи же считают, что на самом деле их было не менее 14 тысяч. Список крупных официальных немецких концлагерей Второй мировой войны (созданных непосредственно в стране и на оккупированных территориях в количестве 22. Их отличает высокий уровень смертности заключенных не только от голода, болезней, тяжелого труда, но и в результате медицинских экспериментов, пыток, насилия, переливания крови, массовых убийств.

Как свидетельствуют документы, Вермахт совершал преступления против мирного населения уже в первые дни вторжения в Советский Союз. Но в силу сложившейся военной обстановки обратить внимание на факты массового истребления гражданского населения в полной мере не могли. Чрезвычайная государственная комиссия была создана после неоднократных обращений только в ноябре 1942 года. Ключевыми для формирования комиссии стали факты, установленные после временного освобождения Керчи. В шести километрах от населённого пункта находился Багеровский ров. Изначально танковый ров. 30 декабря 1941 года там были обнаружены около семи тысяч местных жителей, расстрелянных накануне отступающими нацистами. Очевидцы вспоминали, что ров шевелился. Кто-то был ранен и смог выбраться из рва. Трагедия Керчи запечатлена на знаменитом снимке «Горе» советского фотокорреспондента Бальтерманца. (Приложение 3).

Итогом преступлений фашистов против гражданского населения СССР стали более 25 млн. загубленных человеческих жизней, половина которых- мирное население на оккупированных территориях. Более 8 млн. погибли от холода, голода и каторжных работ, на которые вывозили самое сильное и выносливое население с захваченных территорий. (Приложение 2)

Давайте почтим минутой молчания всех, кто погиб безвинно.

По мере освобождения оккупированных нацистами регионов, стал очевиден масштаб преступлений, совершаемый немецкой армией, против мирного населения. Эти злодеяния не могли быть безнаказанны, именно поэтому, уже 19 апреля в УК РФ в статье 357 «Геноцид» дано определение этому и установлено наказание в виде лишения свободы на срок от 12-20 лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь.

Вопрос: Что такое «Геноцид»?

Это форма массового насилия, совершаемая с намерением уничтожить полностью или частично, какую –либо национальную этническую, расовую, религиозную группу, путем:

причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

мер рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;

насильственной передачи детей одной человеческой группы другой;

предумышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.

Просмотр видеофильма «Без срока давности»

Вопрос: Что вы испытываете, посмотрев документальный фильм и увидев преступления нацистов и их пособников против мирного населения?

Вопрос: Есть ли человеческие качества, такие как жалость и сострадание у людей, совершавших их?

Ярчайшим примером бесчеловечности нацистских зверств может служить комендант Яновского концлагеря Густав Вильгауз, отстреливавший стоявших в очереди за пайком узников прямо из окна собственной канцелярии. Собственное 54-летие он отметил, лично убив 54 заключенных. Игравший «танго смерти» во время казней оркестр из Яновского навеки вошел в историю, а его фотография стала одной из улик на Нюрнбергском процессе. (Приложение 1)

Вопрос: Для чего необходимо сохранить и знать историческую правду о преступлениях нацистов в отношении мирного населения в годы ВОВ?

Вопрос: Почему, именно в сегодняшнее время, так важно, сохранить историческую память?

Цель нашей с вами жизни- не забыть! Не забыть людей, отдавших жизнь за мирное небо, над нашей головой! Не забыть историю, написанную кровью наших предков!

комендант Яновского концлагеря Густав Вильгауз.

«Горе» снимок советского фотокорреспондента Бальтерманца.

Методическая разработка классного часа, посвященного«Дню единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны»Преподаватель истории Басманова В. Цель: создание условий для формирования у учащихся школы     патриотических чувств, уважения и гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне; формирования    национального, гражданского самосознания, бережного  отношения к истории своей страны, средствами социально – культурного пространства через различные формы и виды деятельности1. формировать представления об истинных ценностях настоящего гражданина, интереса к истории своей Родины, к её героям;2. формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры; воспитывать нравственно-патриотические чувства3. познакомить школьников с историческими фактами военных лет, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;Оборудование: компьютер, интерактивная доска, видеофайлы. Сегодня по всей нашей стране люди чтят день памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы ВОВ. Жертвами второй мировой войны в нашей стране стали более 25 миллионов человек. План Гитлера предусматривал немецкую колонизацию большей части территории Советского союза, что подразумевало под собой насильственное переселение и истребление народа, проживающего на этой территории. Людей убивали не только во время военных действий, но и «истребляли», в специально созданных лагерях смерти (концлагерях). Самые известные из них:·                    Дахау: первый нацистский концлагерь (1933). До войны был трудовым лагерем для политзаключенных и «низших» слоев общества, угрожающих чистоте арийской расы; известен проведением ужасных медицинских опытов над узниками;·                    Бухенвальд: один из самых крупных; расстрел военнопленных, медопыты;51000 чел. замученых. ·                    Освенцим (Польша): массовые убийства советских военнопленных, евреев; впервые испытано ядовитое вещество для будущих газовых камер; убито около 1,5 млн;·                    Равенсбрюк: женский концлагерь;·                    Малый Тростенец (Белоруссия): расстрелы и сожжение советских военнопленных, евреев. Местом массового расстрела советских граждан, так же был Бабий-яр ( на окраине Киева, было уничтожено около 150 тысяч евреев, цыган, советских военнопленных, пациентов психиатрической больницы). Германия признала существование 1634-х лагерей разного типа (трудовые, транзитные, смерти). Исследователи же считают, что на самом деле их было не менее 14 тысяч. Список крупных официальных немецких концлагерей Второй мировой войны (созданных непосредственно в стране и на оккупированных территориях в количестве 22. Их отличает высокий уровень смертности заключенных не только от голода, болезней, тяжелого труда, но и в результате медицинских экспериментов, пыток, насилия, переливания крови, массовых убийств. Как свидетельствуют документы, Вермахт совершал преступления против мирного населения уже в первые дни вторжения в Советский Союз. Но в силу сложившейся военной обстановки обратить внимание на факты массового истребления гражданского населения в полной мере не могли. Чрезвычайная государственная комиссия была создана после неоднократных обращений только в ноябре 1942 года. Ключевыми для формирования комиссии стали факты, установленные после временного освобождения Керчи. В шести километрах от населённого пункта находился Багеровский ров. Изначально танковый ров. 30 декабря 1941 года там были обнаружены около семи тысяч местных жителей, расстрелянных накануне отступающими нацистами. Очевидцы вспоминали, что ров шевелился. Кто-то был ранен и смог выбраться из рва. Трагедия Керчи запечатлена на знаменитом снимке «Горе» советского фотокорреспондента Бальтерманца. (Приложение 3). Итогом преступлений фашистов против гражданского населения СССР стали более 25 млн. загубленных человеческих жизней, половина которых- мирное население на оккупированных территориях. Более 8 млн. погибли от холода, голода и каторжных работ, на которые вывозили самое сильное и выносливое население с захваченных территорий. (Приложение 2)Давайте почтим минутой молчания всех, кто погиб безвинно. По мере освобождения оккупированных нацистами регионов, стал  очевиден масштаб преступлений, совершаемый немецкой армией, против мирного населения. Эти злодеяния не могли быть безнаказанны, именно поэтому, уже 19 апреля  в УК РФ в статье 357 «Геноцид» дано определение этому и установлено наказание в виде лишения свободы на срок от 12-20 лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь. Вопрос: Что такое «Геноцид»?Это форма массового насилия, совершаемая с намерением уничтожить полностью или частично, какую –либо национальную этническую , расовую, религиозную группу, путем:1. убийства членов этой группы;2. причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;3. мер рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;4. насильственной передачи детей одной человеческой группы другой;5. предумышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы. Просмотр видеофильма «Без срока давности»Вопрос: Что вы испытываете, посмотрев документальный фильм и увидев преступления нацистов и их пособников против мирного населения?Вопрос: Есть ли человеческие качества, такие как жалость и сострадание у  людей, совершавших их?Ярчайшим примером бесчеловечности нацистских зверств может служить комендант Яновского концлагеря  Густав Вильгауз, отстреливавший стоявших в очереди за пайком узников прямо из окна собственной канцелярии. Собственное 54-летие он отметил, лично убив 54 заключенных. Игравший «танго смерти» во время казней оркестр из Яновского навеки вошел в историю, а его фотография стала одной из улик на Нюрнбергском процессе. (Приложение 1)Вопрос:  Для чего необходимо сохранить и знать историческую правду о преступлениях нацистов в отношении мирного населения в годы ВОВ?Вопрос: Почему, именно в сегодняшнее время, так важно, сохранить историческую память?Цель нашей с вами жизни- не забыть! Не забыть людей, отдавших жизнь за мирное небо, над нашей головой! Не забыть историю, написанную кровью наших предков!комендант Яновского концлагеря Густав Вильгауз. «Горе»  снимок советского фотокорреспондента Бальтерманца.

Автор урока –  Богомолова Виктория Валерьевна

СПб  ГБПОУ
«Садово – архитектурный колледж»

Урок по теме: День  Памяти начала блокады
Ленинграда.

Здравствуйте дорогие друзья. Тема нашего
урока: Блокада Ленинграда. Провести урок мне помогут студенты первого курса.

8 сентября – особый день для каждого петербуржца. В этот день не только Петербург, но и вся Россия с болью в сердце вспоминает
событие, которое потрясло весь мир – день, в который ровно 77 лет назад
сомкнулось блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Тогда никто ещё не знал, что
впереди у ленинградцев 900 страшных дней, сотканных из голода, холода и страха.

В борьбе за жизнь Ленинграду предстоит
потерять почти миллион жителей.

Подвиг жителей блокадного Ленинграда
бесценен.

2,3 слайд: 22
июня началась Великая Отечественная война. К 10 июля немецкие войска подошли к
Ленинграду на расстоянии 180-200 км.

8 сентября
1941 года гитлеровские войска взяли город Шлиссельбург. Устье Невы оказалось
под немецким контролем. С северной стороны стояли финские войска — союзника
Гитлера. С востока — Ладожское озеро. С запада — Финский залив. Кольцо блокады
замкнулось.

4 слайд: Город окружён

С первых дней Великой
Отечественной войны Ленинград оказался между двух огней. С юго-запада,
через Прибалтику, к городу устремилась немецкая группа армий «Север»
С севера и северо-запада на город нацелилась совместно с немецкими
войсками финская армия С 8 сентября 1941 г. Ленинград
оказался в блокаде.

5
слайд: Город во время блокады

К сентябрю в городе оставалось
более 2,5 мл жителей из них 400 тысяч детей,300 тысяч беженцев из Прибалтики и
соседних областей. А запасов  и продовольствия оставалось на 30 дней. Над
городом нависла угроза голодной смерти. Руководство  предпринимало попытки
разорвать кольцо но все они были безуспешными.

6 слайд: На
помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе с взрослыми сражались с
врагом и ленинградские мальчишки.

Вместе с взрослыми ребята
дежурили на чердаках  и крышах при налётах вражеской авиации Их называли
часовыми ленинградских крыш.

7 слайд В
короткий срок Ленинград был превращён в город – крепость. В нём было построено
35 баррикад, 22 тысячи огненных точек.

В сентябре с восьмого на
восьмое

Враг рванулся в город над
Невой.

И, казалось, с неба, с
суши, с моря

Хлынул вал ударно огневой.

Не пальба со всех сторон и
линий

Вырывает жертвы из толпы,-

Разнеслось, что
срезаны отныне

Нормы хлеба, мяса и крупы.

Хлеб! Его становится всё
меньше,

Мясо! Стало редкостью оно.

Это всё в глазах мужчин и
женщин ,

И в провалах щёк отражено.

А петля блокады туже, туже.

Беспощадна будничность её.

С моря нагнетаемая стужа

Так и ломится в твоё
жильё.

Хлеб – он стал землистым, а
не чёрным,

Суррогат, аж горько
выкупать.

И опять сниженье нормы,

Голод, мрак, согбенные
фигуры,

И за толстым инеем окна

Минус 35 температура,

И всё та же самая война

Слайд 8 Тяжёлые испытания

Наиболее тяжелым испытанием
для его жителей стал голод. С 20 ноября 1941 г. были
установлены самые низкие нормы выдачи хлеба по карточкам: рабочим
и инженерно-техническим работникам — 250 г, служащим, иждивенцам
и детям — 125. Началась массовая гибель населения. Физическое
перенапряжение, холод, отсутствие электричества и отопления, воды,
канализации и других элементарных бытовых условий ещё более понижали
способность людей сопротивляться голодной смерти. В декабре умерло 53 тыс. человек, в январе 1942 г. — более 100 тыс. ,
в феврале — более 100 тыс. , в марте — более
95 тыс. человек. Ребята, мы покажем вам, как выглядела тогда норма
хлеба на сутки  для взрослого человека.

Слайд 9 Дневник Тани
Савичевой

Не оставляют никого равнодушным
сохранившиеся страницы дневника маленькой Тани Савичевой:

Горе пришло в каждую
семью. На глазах у матерей и отцов умирали их сыновья
и дочери, дети оставались без родителей.

Спасением для сотен тысяч осажденных стала «Дорога жизни» — 
по которой с 12 ноября в город доставлялось продовольствие,
боеприпасы и на обратном пути эвакуировалось гражданское население,
главным образом женщины и дети. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. У маяка Осиновец существует  музей «Дорога жизни». Советское командование принимало максимум мер для снабжения Ленинграда
и скорейшего прорыва его блокады.

Слайд
12 Ленинград живёт

Но
в городе, превращённом блокадной зимой в ледяную пустыню, несмотря на не
прекращающие  налёты во Дворце пионеров была организована работа кружка
юннатов. Они помогали сохранить и погибающие от ран деревья знаменитых садов
Ленинграда. Ребята замазывали  развороченные осколками снарядов стволы деревьев
в Летнем  саду и  Таврическом парке.

Они зимой, чтоб
как-нибудь согреться –
Хоть на мгновенье, книги, письма жгли. Но нет садов и парков по соседству,
Которых бы они не сберегли.

Так писал поэт Юрий
Воронов в стихотворении « Ленинградские деревья «, который  был во время
Блокады мальчиком подростком.

Слайд 13-14.

В эти тяжёлые блокадные
дни жителей города поддерживал голос Ольги Берггольц:

Каждый ленинградец
стремился услышать каждое её слово, потому что это был голос надежды. Когда
слушали , затаив дыхание, люди верили в победу.

Как многих нам уже недосчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

что слезы вымерзли у ленинградцев.

Нет, мы не плачем. Слез для сердца
мало.

Нам ненависть заплакать не дает.

Нам ненависть залогом жизни стала:

объединяет, греет и ведет.

Весной 1942 года множество ленинградцев носило на груди
жетон ЛАСТОЧКУ с письмом в клюве. Этот символ стал коротким и ясным ответом на заявления
немецкой пропаганды о том, что теперь в город даже птица не пролетит. Позже ласточки стали и живыми символами
надежды блокадного города.

Маленькую ласточку из жести

я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

это означало: “Жду письма”.

Этот знак придумала блокада.

Знали мы, что только самолет,

только птица к нам, до Ленинграда,

с милой-милой родины дойдет.

Из стих. Ольги Берггольц

Слайд 16 Ленинград  живёт

В осаждённом городе
работали 30 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях  дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжёл был
путь в школу, на улицах часто рвались снаряды.

Ученики шатались от
голода. У всех была общая болезнь- дистрофия. Ученики умирали не только дома  
или по дороге в школу, но и случалось прямо за партой

Стихотворение  Ю. Воронова. В школе

Девчонка руки протянула

И головой – на край
стола.

Сначала думали – уснула,

А оказалось – умерла.

Её из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг
слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь
метельный сон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

Слайд 17  Всё для фронта! Всё для Победы!

Город не просто жил, он
давал  фронту танки и самолёты. Промышленность города за 900 героических дней
дала фронту  танки , самолёты,  тяжёлые орудия.

На заводы и фабрики
пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенных из ремесленных училищ.

25 марта 1942 было
принято решение об очистке города от завалов снега, льда, грязи, трупов, и уже
к 15 апреля город был приведен в порядок
силами изможденных ленинградцев и солдат местного гарнизона.

Началась
наступательная операция « Искра» с 12 по 30 января 1943 года силами
Ленинградского и Волховского фронта при содействии сил Балтийского флота,
Ладожской флотилии и авиации дальнего следования с целью прорыва блокады
Ленинграда

18 января 1943 года –
блокада была окончательно прорвана. В городе  к этому времени оставалось 560
тысяч жителей  в 5 раз меньше чем в начале блокады. Блокада стала самой
кровопролитной осадой в истории человечества.

Слайд 21 Минута Молчания.

Вечная
слава героям, павшим в борьбе за Ленинград, за свободу и независимость нашей
Родины. Предлагаю почтить минутой молчания.

27 января 1944 года –
блокада была полностью снята. В этот же день Ленинград салютовал  в честь
полного своего освобождения.

Ленинградский
салют О. Ф Берггольц

И снова мир с восторгом слышит 
салюта русского раскат. О, это полной грудью дышит 
освобожденный Ленинград!

Мы помним осень, сорок первый, 
прозрачный воздух тех ночей, 
когда, как плети, часто, мерно 
свистели бомбы палачей.

Но мы, смиряя страх и плач, 
твердили, диким взрывам внемля: 
– Ты проиграл войну, палач, 
едва вступил на нашу землю!

А та зима. Ту зиму каждый 
запечатлел в душе навек – 
тот голод, тьму, ту злую жажду 
на берегах застывших рек.

Кто жертв не предал дорогих 
земле голодной ленинградской – 
без бранных почестей, нагих, 
в одной большой траншее братской?!

Но, позабыв, что значит плач, 
твердили мы сквозь смерть и муку: 
– Ты проиграл войну, палач, 
едва занес на город руку!

Какой же правдой ныне стало, 
какой грозой свершилось то, 
что исступленною мечтой, 
что бредом гордости казалось!

Так пусть же мир сегодня слышит 
салюта русского раскат. Да, это мстит, ликует, дышит! 
Победоносный Ленинград!

Спасибо 
всем за внимание! Эта дата должна остаться в вашей памяти

Единый Всероссийский Урок истории, посвященный Памяти жертв блокадного Ленинграда.

Тульская обл, г Ефремов

8 сентября 2021, 10:00 – 15:00

Контактное лицо

8 сентября в нашей стране отмечается День памяти жертв блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда – это одна из самых трагических страниц Великой Отечественной войны. 8 сентября 1941 года противник вышел к Ладожскому озеру, немцы перекрыли железную дорогу Москва – Ленинград, взяли Шлиссельбург и окружили Ленинград с суши. С севера город блокировали финские войска. Ленинград оказался в тисках. Были разорваны все железнодорожные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру. Ровно 80 лет назад вокруг города замкнулось вражеское кольцо. 900 дней и ночей продолжалась героическая оборона. 900 дней и ночей, проявляя беспримерное мужество, жители и защитники, осажденного города, жили, неустанно работали, героически сражались, выстояли и победили.

Мероприятие в соцсетях

Людмила Сухоруких
Фотоотчет об уроке «Без срока давности», посвященном памяти жертв геноцида Советского народа от немецко-фашистских захватчиков

19 апреля 2022 года в МКОУ Землянской СОШ прошёл День единых действий. В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников». Появление этого документа было первым фактом признания целенаправленной и масштабной политики нацистов и их пособников по уничтожению мирного населения на оккупированной территории и наказуемости таких преступлений. Этот Указ Президиума Верховного Совета СССР стал правовым основанием большой работы по установлению и расследованию преступлений нацистов против советского народа, которая велась с ноября 1942 г. Чрезвычайной государственной комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецкофашистских захватчиков.

Единый урок посвященный памяти жертв геноцида советского народа от немецко фашистских захватчиков

Единый урок посвященный памяти жертв геноцида советского народа от немецко фашистских захватчиков

Публикации по теме:

«День Памяти», посвящённый освобождению малой Родины от немецко-фашистских захватчиков. Фотоотчёт
Есть память, которой не будет конца, поэтому каждый год в эти августовские дни мы вспоминаем грозные годы войны, когда наше село Покровское.

75-летию освобождения города Краснодара от немецко-фашистских захватчиков посвящается! Фоторепортаж
12 февраля в нашем городе прошли торжественные мероприятия, посвящённые этой памятной дате. 10 августа 1942 года немецко-фашистские войска.

Фотоотчет «Поклонимся великим тем годам!» в честь 75-летия освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков
Фотоотчет «Поклонимся великим тем годам!» в честь 75- летия освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков. Сегодня памятная.

Фотоотчет о занятии по патриотическому воспитанию к Дню освобождения Азова от немецко-фашистских захватчиков
«Мы помним, мы знаем. Мы знаем, мы гордимся» (Конспект занятия для детей второй младшей группы) Задачи: 1. Формировать патриотические.

Фотоотчёт о мероприятии, посвящённом 75-й годовщине освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков
9 октября-День освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков. 75 лет назад наши деды и прадеды освободили Кубань от.

Мероприятие для подготовительных групп к 78-ой годовщине освобождения от немецко-фашистских захватчиков г. Зернограда
“Наш город выстоял, выжил и победил!” «Вы от фашизма мир спасли, Вы заслонили нас сердцами. Поклон Вам низкий до земли, В долгу мы.

Патриотическая беседа «День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве». Фотоотчет
Патриотическая беседа «День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве», просмотр видеоролика по теме.

Единый урок посвященный памяти жертв геноцида советского народа от немецко фашистских захватчиков

Расскажите коллегам и друзьям!

Для просмотра комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector