Единый урок посвященный дню окончания второй мировой войны

«По страницам блокадного Ленинграда»

18 января 2018 года исполнилось 75 лет со Дня прорыва советскими войсками блокады города Ленинграда от немецко-фашистских войск. Но, сколько бы лет ни  прошло, для всего мира подвиг воинов, освобождавших город, ленинградцев останется образцом беспримерного мужества, стойкости, несгибаемой воли к победе сыновей и дочерей нашего Отечества в дни суровых испытаний.

27 января во всех городах нашей страны пройдут мероприятия, посвященные 75-летней годовщине снятия блокады Ленинграда в 1944 году, одним из важных моментов которых станет минута молчания в память о воинах, погибших во время сражений за освобождение Ленинграда, а также жителей города, проявивших невероятное мужество и стойкость во время блокады.

Над Ленинградом – смертная угроза.

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слёзы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады, –

Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамёна Петрограда.

Ольга Федоровна Берггольц

С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 удар в направлении Ленинграда был поручен группе немецких армий “Север”, которые должны были уничтожить части Красной армии в Прибалтике, захватить военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом. С 8 сентября 1941, когда немцы захватили Шлиссельбург, началась 872-дневная блокада Ленинграда.

В окружение попало 2 млн. 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей), 343 тыс. жителей пригородных районов, войска, защищавшие город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены (только на 1-2 месяца). 8 сентября 1941 в результате авиационного налета и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. Бадаева.

Были введены продовольственные карточки: с 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 400 г хлеба в сутки, все остальные – по 200 г. Остановился общественный транспорт, потому что к зиме 1941 — 1942 не осталось никаких топливных запасов и электроэнергии. Запасы продовольствия стремительно сокращались, и в январе 1942 на человека приходилось уже только по 200/125 г хлеба в день.

За первый, самый тяжёлый год блокады погибли приблизительно 780 000 ленинградцев. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.

В суровых фронтовых условиях город продолжал набирать силы. Ленинградцы являли собой образец не только патриотизма, но стойкости и выдержки. Вспоминает Галина Павловна Вишневская. (Отрывок из книги “Галина”).

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

И высятся пустые этажи,

но мы умеем жить, хотим и будем,

Мы отстояли это право – жить.

Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких

И этот город тем непобедим,

Что мы за чечевичную похлёбку

Достоинство своё не продадим.

Есть передышка – мы передохнём,

Нет передышки, снова будем драться

За город, пожираемый огнём,

За милый мир, за всё, что было в нём,

За милый мир, за всё, что будет в нём,

За город наш, испытанный огнём,

За право называться ленинградцем!

Город жил и боролся: заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, музеи. Все то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели и как пульс города звучал знаменитый ленинградский метроном. 9 августа 1942 была исполнена 7 – я симфония Дмитрия Шостаковича, в осажденном немцами Ленинграде.

И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?”

“Будет мир. Вам не снится мир?”

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

Умирали – и говорили:

– Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?.

Петр построил его на болоте,

Но прочнее его не найдешь.

(Елена Рывина, “Ночь”)

Ленинградцы, и прежде всего ленинградские женщины, могут гордиться тем, что в условиях блокады они сохранили детей. В Ленинграде были созданы детские дома, которым голодный город отдавал лучшее из того, что имел. Ленинградцы знают примеры исключительного мужества и героизма, проявленного женщинами – работниками детских домов во время опасности. “Утром в Красногвардейском районе начался интенсивный обстрел участка, где были расположены ясли №165. Заведующая вместе с воспитательницей и санитаркой под огнём стали выносить детей в укрытие. Обстрел был так силён и опасность, угрожавшая детям, была настолько велика, что женщины, чтобы успеть унести всех детей в укрытие, укладывали по нескольку ребят в одеяло и так кучками выносили. Артиллерийским снарядом выбило все рамы и внутренние перегородки тех домиков, в которых были расположены ясли. Но все дети – их было сто семьдесят – были спасены”

В связи с прекращением связи с Большой землей особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной “Дорогой Жизни”. Водным путем грузы доставлялись в Ленинград еще в сентябре — ноябре 1941, а когда озеро замерзло, то продовольствие, топливо и другие грузы стали возить по льду. По “Дороге жизни” вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов.

Юные пожарные охраняли Таврический дворец, Эрмитаж, они помогли сохранить Смольный. Подростки вставали к заводскому станку, заменяя ушедших на фронт отцов и старших братьев. Они тушили бомбы-зажигалки, помогали раненым и продолжали учиться.

В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль “За оборону Ленинграда”.

Стоит у дороги из камня цветок,

Он символ трагедии, символ печали,

Непрожитых жизней, надежд и тревог.

Тела истощались, глаза потухали,

Он – память погибшим, он – гимн пережившим

Весь ужас тех страшных «девятисот».

Сердца замирали в надежде и страхе:

Недетские горести выпали им –

И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;

И памятник мертвым, и память живым.

Уж стали седыми «блокадные дети»,

Прошло полстолетья, а сердце болит.

И памятник этот, на постаменте,

Живым об ушедших забыть не велит.

(Савченко Лидия Михайловна, будучи ребенком, пережила блокаду Ленинграда).

Этот дневник 11-летней школьницы-ленинградки  Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г. , когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких.

Таня Савичева в 6 лет и в 11 лет (справа) с племянницей Машей Путиловской за несколько дней до начала войны, июнь 1941

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12. 00 утра 1941 года». «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г. «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г. «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год». «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год». «Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г. «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

Потерявшую сознание от голода Таню обнаружила санитарная команда, обходившая дома. Девочку отправили в детский дом и эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки. От истощения она еле передвигалась и была больна туберкулезом. 1 июля 1944 г. Тани Савичевой не стало.

В следующую блокадную зиму 1942 — 1943 положение осажденного Ленинграда значительно улучшилось: ходил общественный транспорт, работали предприятия, открылись школы, кинотеатры, действовали водопровод и канализация, работали городские бани и т.

18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана.

Однако дальнейшие попытки расширить коридор закончились провалом. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы в тыл.

В январе 1944 года блокада была полностью снята. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60−100 км и, через 872 дня после начала, блокада закончилась.

27 января 1944 года прогремел победный салют в честь снятия блокады Ленинграда.

Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерли от голода сотни тысяч ленинградцев. Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией – 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал. Это самое памятное место Санкт-Петербурга. На камнях высечены строки пережившей блокаду писательницы Ольги Берггольц – «Никто не забыт, ничто не забыто»

8 мая 1965 года городу Ленинграду было присвоено звание «Город-герой»

Назовите хронологические рамки блокады Ленинграда

8 сентября 1941 г. – 27 января 1944 г.

Назовите имя и фамилию девочки, дневник которой не позволяет нам забыть все ужасы блокады Ленинграда.

Назовите фамилию композитора, который написал в блокадном Ленинграде 7-ю симфонию.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

По какому озеру проходила «дорога жизни»?

Блокада Ленинграда длилась:

А) 365 дней;

Б) 872 дня;

В) 950 дней.

Как назывались склады с продовольствием, которые были уничтожены в первые дни блокады?

Г) Бадаевские.

«Дорога жизни» шла по:

Г) Волге.

Печальным символом блокадного Ленинграда стал(и):

А) подвиг панфиловцев;

Б) дом Павлова;

В) звук метронома;

Г) Холмские ворота.

Одним из обвинительных документов против фашистских преступников на Нюрнбергском процессе был:

А) дневник Зои Космодемьянской;

Б) дневник Ульяны Громовой;

В) дневник Ольги Берггольц;

Г) дневник Тани Савичевой.

Кладбище Ленинграда, где захоронены сотни блокадников:

Г) Александровское.

«Ленинградской» симфонией называется:

А) симфония №7 Д. Шостаковича;

Б) симфония №1 П. Чайковского ;

В) симфония №2 С. Рахманинова;

Г) симфония №8 Л. Бетховена.

К поэтам блокадного Ленинграда относятся:

А) О. Берггольц;

Б) В. Маяковский;

В) А. Ахматова;

Г) М. Цветаева.

Какой период блокады был самым тяжёлым для населения?

А) лето 1941 г

Б) зима 1941-1942 гг;

В) осень 1942 г;

Г) зима 1942-1943 гг.

Что называлось «зажигалкой» в Ленинграде?

А) летящий в небе самолет;

Б) пожар на предприятии;

В) фейерверк в честь победы;

Г) зажигательная бомба.

Плацдарм на левом берегу реки Невы –

А) Невская Дубровка;

Б) «Дорога жизни»;

В) «Невский пятачок»;

Г) «Дорога победы».

Всем, всем – добрый день!

Прочь с дороги,

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Присаживайтесь ребята.

Я надеюсь, что у каждого из вас хорошее настроение?

Значит у нас, получится познавательное и интересное занятие.

Но для того, чтобы у нас получилось интересное занятие нужно узнать тему.

Я предлагаю вам «Черный ящик»

Это необычный ящик, в нем есть много подсказок.

Вы вытягиваете из «Черного ящика»  листочек с иллюстрацией и говорите, что там изображено.

(планета, космонавт, звезда, комета, ракета, небо, солнце и т

Кто догадался, какая тема сегодняшнего занятия?

Показывает на доске иллюстрации и открывает презентацию

Какого числа отмечают  этот праздник ?

Сегодня мы с вами поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День Космонавтики.

Как вы думаете, почему отмечают этот праздник 12 июня?

Ребята, а что такое «космос»? Кто такой «космонавт»?

Приветствуют учителя, слушают

«Через тернии к звездам»(ко Дню космонавтики)

Чтобы будущие поколения не забывали о том, что именно Россия первая покорила космос. В этот день Юрий Гагарин на корабле “Восток” впервые облетел Землю за 108 минут. Это событие потрясло мир и началась эра космонавтики.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтез, обобщения;

овладение начальными сведениями  сущности и особенностях обьектов, процессов и явлений действительности в соответствием с содержанием конкретного учебного предмета;

формирование уважительного отношения  к иному мнению, истории и культуре других народов

Космос— это пространство, которое окружает нашу планету Земля.

Космона́вт — человек, проводящий испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полёте.

Ребята, какой русский человек полетел в космос?

А какого числа это было? А года?

Показывает иллюстрации на слайде

С давних времён загадочный мир планет и звёзд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой (показать карту звёздного неба)

Теперь я предлагаю, чтобы  каждый из вас подошел к доске, взял одну звезду   на небе и расскажет нам интересный факт или историю.

Давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли её перевёрнутой чашей, которую удерживают три гигантский слона, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звёзд.

С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год и т

Нашим учёным дороги ясны

Будут в космической мгле.

Но эти дороги затем лишь нужны,

Чтоб лучше жилось на Земле.

Ребята, а вы хотите побывать в космосе? Но, чтобы полететь в космос, надо быть сильными, ловкими, находчивыми, как все космонавты. Готовы ли вы пройти испытания?

Итак, знаете ли вы, с чего начинается день космонавта?

Ну-ка, посмотрим, как вы её делаете. А мы её делаем под стихотворение «Мы весёлые мартышки».

Мы девчонки и мальчишки,

Мы весёлые мартышки,

Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем,

Надуваем щёчки, скачем на носочках.

Как скажу я цифру «три» – любая космическая фигура на месте замри!

Да, классно вы делаете зарядку, нечего не скажешь. А со следующими испытаниями вы справитесь?

Теперь, я вас попрошу разделиться на 3 группы:

Сейчас мы проверим как вы знаете алфавит. Нам пришла странная зашифрованная телеграмма. Кто сможет отгадать эти загадочные цифры. Внимание каждая цифра обозначает букву в алфавите

3 1 13 6 15 20 10 15 1

20 6 18 6 26 16 3 1

Валентина Терешкова – первая женщина, отправившаяся в космос. По сей день она остается единственной в мире женщиной, отправившейся в космический полет в одиночку, без помощников и напарников. Она также стала первой женщиной в России, удостоенной звания генерал-майора. Именно в этом звании Терешкова и ушла в отставку в 1997 году, в возрасте шестидесяти лет.

Следующий конкурс «Космический словарь». По цепочке назовите как можно больше слов на тему «космос».

Ребята! Все вы прошли испытание и готовы к полёту в космос. Но транспорта то у нас нет. А какой самый быстрый космический вид транспорта с алым хвостом?

Правильно, ребята. И сейчас каждый из вас сконструирует свою ракету и отправиться на ней в путешествие по космосу. (Детям раздаются листы, из которых они делают ракеты-оригами по объясняемой схеме)

Учитель обьясняет , а дети повторяют вместе за ним.

После работы, покажите ракеты

В путь! Нас ждёт очень много интересного. 5,4,3,2,1! Поднимаются ракеты.

Ракетам приготовиться к посадке на Землю! Всем пристегнуть ремни! Запустить двигатели! Включить контакты! Посадка совершена! Отстегнуть ремни! Открыть люки! Здравствуй, Земля!

Итак, вы стали сегодня космонавтами. Какие качества, необходимые космонавту вы можете назвать?

Юрий Алексеевич Гагарин.

12 апреля 1961 года

Читают, слушают друг друга, обобщаем

дети повторяют стихотворение и выполняют соответствующие движения

Отвечаю, повторяют за учителем, представляют свои работы

Отправляются в путь в месте с учителем

Здоровым, сильным, добрым,  необщительным, рассеянным и т

излагать свое мнение  и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

готовность слушать собеседника;

определение общей цели и путем ее достижения;

наличие мотивации к творческому труду;

Выставка ракет из бумаги

Единый урок посвященный дню окончания второй мировой войны

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Верхнемазинская средняя школа имени Д. Давыдова»

Единый урок посвященный дню окончания второй мировой войны

Игра – путешествие

Подготовил: учитель иностранного языка

Сидорова Е.

Сценарий внеклассного мероприятия

«Сквозь  тернии – к звёздам!»

  • Расширить представления учащихся о первых шагах в космосе.
  • Развить  интеллектуальные и творческие способности ребят.
  • Воспитывать дисциплину и взаимоуважение, чувство патриотизма и любовь к родной природе.

Прозвенел и смолк звонок,     Всех собрал нас на урок.

– Ребята, какое время года наступает? (Весна)

– А что же изменяется с приходом весны в природе?

– Как стало светить солнце? (Ярче)

– Какое стало небо? (Голубое)

– Что происходит со снегом? (Тает)

– Увеличился ли день по сравнению с зимним днем? (Да)

– А что же произошло в живой природе?   (Природа оживает, просыпается)

Основной этап занятия (В ходе занятия ребята работают над творческим проектом. Он представляет собой своеобразный маршрут, на котором будут отмечены все этапы «космического»  путешествия).

– Ребята, а какой сейчас месяц? (Апрель)

– А какой апрельский праздник приближается? Вы не знаете? Тогда я вам подскажу.

(Слайд № 2)

– 12 апреля 1961 год – в этот день впервые в космосе побывал человек – Юрий Алексеевич Гагарин, и поэтому весной наша страна отмечает ещё один праздник – ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ!

(Слайд № 3)

– Родился Ю. Гагарин 9 марта 1934 года в городе Гжатске Смоленской области (ныне г. Гагарин). 12 апреля 1961 года выполнил первый в мире космический полёт на корабле-спутнике «Восток»: облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю.

Сто восемь минут пребывания человека в космосе потрясли мир. Родина ждала его. Ждали его и родные: жена, две маленькие дочки, которым было всего – одной 2 года, а другой 1 месяц. Также ждали Гагарина – родители, братья и сестра.

(Слайд № 4)

– «Свои, товарищи, свои!» – крикнул им Гагарин. А через несколько минут к Юрию подбежали трактористы и комбайнёры. Его обнимали и целовали.

(Слайд № 5)

– Ребята, Ю. Гагарин – это не единственный космонавт, который побывал в космосе. После него летали и летают много других космонавтов. В космос кроме мужчин летали и женщины. Первая женщина-космонавт – Валентина Терешкова.

(Слайд № 6)

– До того, как Гагарин Ю. полетел в космос, были отправлены собаки. И первой была – Лайка.

(Слайд № 7)

– Потом полетели собаки – Белка и Стрелка.

(Слайд № 8)

Физкультминутка – офтальмотренажёр

(Слайд № 9)

– Ребята, наше занятие необычное, сегодня мы тоже побываем в космосе. Но для начала нам необходимо знать, кто же такой космонавт?  Как вы думаете?

(Человек, который работает в космосе)

– Как вы думаете, каждый ли может стать космонавтом?

– А каким должен быть настоящий космонавт? Что должен уметь настоящий космонавт?

– Какая должна быть дисциплина?  (Ответы детей)

– Конечно же, ребята, не каждый человек может стать космонавтом. У настоящего космонавта должно быть крепкое здоровье, а самое главное он должен быть выносливым, ведь прежде чем полететь в космос нужно пройти очень сложные тренировки.

(Слайд № 10)

А так же в космосе космонавты находятся в невесомости, а это выдержать сможет не каждый, это очень тяжело. Он должен быть внимательным, выполнять все правильно, много знать, хорошо учиться, читать много о космосе, тренировать память.

– А вот что бы отправиться в путешествие вы должны подчиняться всем выше перечисленным правилам “Настоящего космонавта”, а самое главное вы должны быть внимательными!

(Слайд № 11)

– Правильно, ракета.

– Мы с вами знаем, на чем летим в космос.

– А теперь нам осталось узнать, как же будем питаться в космосе, и что нам придется одевать.

– Космонавт не должен теряться в сложной обстановке и всегда должен быть готовым выйти и сориентироваться в любой аварийной ситуации.

– Ребята, кто из вас знает, как называется одежда, которую одевает космонавт?

– Правильно, эта одежда называется – скафандр.

(Слайд № 12)

Он спасает и защищает от пожара и различных повреждений. Конечно, в нем не очень удобно, он стесняет движения, но это безопасно. Скафандр имеет свою систему подачи воздуха. Если к нему подключить автономную систему дыхания, то человек может выходить в открытый космос. Эта система находится в ранце. Надевают его за спину, как и ваши портфели, только весит такой ранец около сорока килограммов. Но при невесомости этот вес совсем не ощущается.

В космосе нет воздуха, там очень низкое давление, и космонавтам надо знать, как работать в скафандре при этих условиях. На земле разряженный воздух можно создать в барокамерах – это устройство в виде громадного цилиндра, из которого выкачивают воздух и создают давление, как на высоте 60 километров. Работать на этой высоте также опасно, как и в космосе.

– Ребята, в космосе надо уметь и правильно кушать! Ведь там же невесомость. Если будешь жевать, не закрывая рта, или разговаривать при этом, то крошки хлеба, каша сразу же вылетят у тебя изо рта, и будут плавать прямо перед твоим носом. Если какая-нибудь крошка, летая в невесомости, попадает в дыхательное горло, может произойти беда.

(Слайд № 13)

– Вот и всё, мы с вами полностью готовы к полёту! Все уже заняли свои места, сели ровно, руки положили на колени, закрыли глаза, приготовились к полету,

(Слайд № 14)  (Заставка – синий фон)

–  5-4-3-2-1-0  ПУСК!!!

– Откройте глаза, оглянитесь вокруг, представьте, мы с вами на другой планете.

(Слайд № 14)  (По щелчку мыши появляется «Планета»)

– А зачем сеять рожь, пшеницу?

– А нужны ли нам животные и птицы, насекомые?

– А самое главное наша планета будет чистой. Поэтому мы и назовем её Чистота.

(Слайд № 14)  (По щелчку мыши появляется название планеты)

(Заранее подготовленные ученики читают стихотворение)

Все-все, все на свете друг другу нужны,И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись и без чудищ нелепых,И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд,Кто делает мед, и кто делает яд. Плохие дела у кошки без мышки, У мышки без кошки не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны,Мы все-таки очень друг другу нужны. А если нам кто-нибудь лишним покажется,То это, конечно, ошибкой окажется.

Учитель: Все-все, все на свете друг другу нужны,                И это вы, дети, запомнить должны.

– А сейчас, ребята, мы с вами отправимся  в путешествие по Галактике.

(Слайд № 15)

(Слайды  № 16– 33)

(Под музыку слайды с фотографиями космоса автоматически меняются. На фоне музыки учитель читает стихотворение)

Людей всегда манили дали,

Их вечно океаны звали.

И космос жил не торопясь,

Он был загадочен и страшен. Семёнов)

– Вот и все, наше путешествие по Галактике подошло к концу, нам пора возвращаться.

(Слайды  № 34)

– Теперь мы с вами на нашей планете, планете Земля.

(Слайд  № 35)

– «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»

Тематический кроссворд.

– А сейчас я предлагаю вам кроссворд.

(Слайд  № 36-43)

Небесное тело, ночью видимое как светящаяся точка. (Звезда)

Небесное светило – раскалённое пламенное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. ( Солнце)

Небесное тело, движущееся вокруг Солнца и светящееся его отражённым светом.

Красная планета. (Марс)

Самая маленькая планета. (Плутон)

Небесное тело, спутник Земли. (Луна)

Вселенная, мир или мир звёзд и галактик. (Космос)

– Прочитайте, ребята, ключевое слово. (Астроном)

– Кто же такой АСТРОНОМ?

(Слайд  № 44)

АСТРОНОМ – учёный, изучающий космические тела.

– Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу! Вы все сегодня очень хорошо поработали!

Ребята отвечают на вопросы, опираясь на свой творческий проект, выполненный в ходе занятия.

  • Давайте вспомним, какой весенний праздник к нам близится?
  • А как звали человека, который первым побывал в космосе?
  • Что вы еще запомнили из нашего путешествия?
  • Что вам больше всего понравилось?

Спасибо вам за работу!

(Слайд  № 45)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Березовская основная общеобразовательная школа

Новохопёрского муниципального района Воронежской области

«Снятия блокады Ленинграда »

Единый урок посвященный дню окончания второй мировой войны

Щербакова Ю.

Пос. Берёзовка 2017г.

Цель : воспитание патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за своё Отечество.

Оформление класса: плакат, изображение Тани Савичевой, фотографии блокадного Ленинграда.

Учитель: 27 января 1944 г. – день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 900 дней, почти три года, длилась беспримерная героическая борьба жителей города на Неве с врагом и голодом. Ничто не смогло сломить их воли и мужества. Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая. Вся страна в тяжелые первые два года войны знала: несмотря ни на что Ленинград держится. Это придавало уверенности в собственных силах, укрепляло веру в окончательную победу. В Ленинграде, как нигде, фронт и город, родственно соединились на все девятьсот дней. На фронт уходили пешком, а город был виден его защитниками из окопов. Они знали, за что умирают.

Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Кронштадтский злой, неукротимый ветер

в мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

Ночная стража встала у ворот.

Но мы забыли, что такое слезы,

что называлось страхом и мольбой. (Ольга Берггольц).

Учитель : 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей. Сумеет ли новое поколение оценить, понять все, что выстрадали ленинградцы, как выстояли они в эти суровые, страшные блокадные дни? 900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Сколько бедствий встает сразу за этими строками — 900 героических дней. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания. Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград. Не вышло!

К 25 сентября 1941 года гитлеровцы потеряли под Ленинградом 190 тысяч солдат и офицеров, 500 орудий, 750 танков и бронемашин, свыше тысячи самолетов. Измотанный в упорных боях враг стал готовиться к дальнейшей осаде.

Но ворота они не открыли,

Город наш по-солдатски хорош.

Но прочнее земли не найдешь. Рывина)

Ученик 1: Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам. Враг рассчитывал, что пробудит в ленинградцах самые низменные животные инстинкты. Он был уверен, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город.

Ученик 2: В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. С первых дней сентября 1941 года в Ленинграде вводятся продовольственные карточки. В городе закрываются столовые. В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба.

Ученик 3: В октябре начался голод. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие по 125 г хлеба в сутки. Крошечный почти невесомый ломтик:

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

Ученик 4: Вскоре жертвы голода исчислялись уже тысячами. Они ложились и не вставали в темных промерзших квартирах, падали на улицах, на заводах у станков. Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек.

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня,

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца –

До наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Души и сердца.

Это – всем живущим в назиданье,

Чтобы каждый в суть явлений вник,

И ее доподлинный дневник

Среди орбит Земли и Юпитера есть малая планета № 2127. Уже несколько десятилетий оплывает она вокруг Солнца под именем TANYA. Так звали ленинградскую школьницу, от которой на Земле остался тонкий блокадный блокнотик — «Дневник Тани Савичевой».

Дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой- известен всему миру.

Таня начала вести его в блокадном Ленинграде. Собственно, это даже не дневник – 11-летняя девочка не вела ежедневных записей событий, которые происходили в осажденном фашистами городе, не делилась своими переживаниями с неизвестными ей читателями. Она просто писала о гибели своей семьи

Женя умерла 28 дек в 12. 30 час утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня.

Лека умер 17 марта в 5 часа утра.

Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня.

Мама — 13 мая в 730 утра 1942 года.

Савичевы умерли.

Умерли все.

Осталась одна Таня.

Ученик 6 : Сначала Таня Савичева потеряла старшую сестру Евгению, которая работала на заводе. Ее подкосил голод и долгая дорога от работы до дома (чтобы попасть домой, Евгении нужно было пройти семь километров, что было не под силу ослабленному голодовкой организму). Когда хоронили Евгению, ее мать произнесла над могилой: “Вот мы хороним тебя, Женечка. Кто и как будет хоронить нас?”.

Слова стали пророческими: за долгие 872 дня блокады Ленинграда Таня потеряла всех родственников, которые оставались вместе с ней в осажденном городе. А дневник вырос на пять коротких, но страшных записей.

Ученик 7 : Таню эвакуировали из города в детский дом Шатковского района Горьковской области (ныне – Нижегородская область). Однако спасти девочку не удалось – голод сделал свое дело. Ослабленный организм не смог противостоять болезням, и 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась от туберкулеза.

Ученик 8: Таня написала в своём дневнике, что Савичевы умерли все. но это оказалось не так. В блокадном Ленинграде выжила средняя сестра Тани – Нина, которая дожила до преклонного возраста.

Единый урок посвященный дню окончания второй мировой войны

Учитель: Вряд ли в истории можно найти пример такой выдержки, которую проявили в течение столь длительного времени ленинградцы. Их подвиг будет записан навеки в историю.

За беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны, за мужество и героизм, проявленные жителями в борьбе с фашистскими захватчиками, Ленинграду присвоено почетное звание “Город-герой”.

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

Не надо раны бередить».

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться:

И убедительны слова,

Но даже если это правда,

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память — наша совесть.

Как сила, нам нужна.

Учитель: Давайте, ребята, никогда не будем забывать того, что сделали для нас наши деды и прадеды. Своим мужеством, своей самоотверженностью население Ленинграда и героические солдаты, оборонявшие вместе с населением город, вписали самую замечательную страницу в историю мировой войны.

Снятие блокады Ленинграда 8 сентября 1941 – 27 января 1944 г.

Предмет: история
Класс: 5-9
Тип урока: изучение нового материала
Цель: сформировать у учащихся представление о ходе блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны; способствовать познавательной активности учащихся; развитие патриотизма
Оборудование: проектор, ПК, колонки, Презентация «Блокада Ленинграда», Раздаточный материал «Дневник Тани Савичевой», Анкета «Я и урок «Снятие блокады Ленинграда», оформленный плакат «Яблоня жизни Ленинграда» с приклеенными яблоками, на обороте которых вопросы, свечи и блюдце со 125 граммовым кусочком хлеба.

Новая тема. Звучит симфония. Слайд №1

Единый урок посвященный дню окончания второй мировой войны

Единый урок посвященный дню окончания второй мировой войны

Это не грозы, это жизнь ускоряет бег. И по рельсам, взметнувшись к звездам,
Громыхает наш новый век!
И вдруг: постой, не греми!

Видишь – алый гранит и пламя. Задержись: Удели мне миг. Это я говорю тебе, Память. Ну, постой, взгляни: обелиск,

Имена прочитай и даты:
Это здесь бои пронеслись,
Бушевала война когда-то,
Здесь когда-то, за строем строй,
Прошагали года – солдаты.

Только этому камню опустились с высоты,
Задержись, поклонись, положи цветы:
Самый скромный букет из ромашек.

Слово учителя:
Давно это было, более 70-ти лет назад, но чем дальше уходят эти дни, тем тяжелее становится груз, лежащий на наших плечах. Мы не имеем права забывать обо всех жертвах, принесенных нашим народом, о тяготах и лишениях военной поры, о подвигах на фронте и в тылу. И в нашем XXI веке необходимо знать и помнить, о том, что выдержали, через что прошли и как выстояли наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки. Звук серены. Слайд №3

Единый урок посвященный дню окончания второй мировой войны

Война началась в воскресенье, ранним июньским утром. Наши войска не были готовы к жестокому напору фашистов и с огромными потерями отступали. Отступали, оставляя за собой города и села. Сегодня наш классный час мы посвятим одному из таких городов, о самой страшной трагедии Великой Отечественной войны. Стоит над Невой город Большой и красивый город – герой, город – солдат, город-труженик. У каждого города есть своё лицо, своя судьба, своя история. Ни раз за свою историю город менял имя. Слайд №4

Единый урок посвященный дню окончания второй мировой войны

– Как назвался город на протяжении своего существования? (Дети отвечают: Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград)

– А как город называется сегодня? (Дети отвечают: Санкт-Петербург)

Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Именно так звучит тема нашего классного часа «Снятие блокады Ленинграда». Слайд №5

Единый урок посвященный дню окончания второй мировой войны

Ведущий1:
История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Одной из таких эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Слайд №6

Единый урок посвященный дню окончания второй мировой войны

Немецко-фашистское командование поставило задачу завладеть городом, сравнять его с землёй и сделать необитаемым. Не удалось! За три недели город не сдался. Тогда Адольф Гитлер сделал ставку на голод. «Ленинград выжрет самого себя», – цинично говорил он. Ведущий 2:
Слайд №7

Единый урок посвященный дню окончания второй мировой войны

Единый урок посвященный дню окончания второй мировой войны

Снаряд упал на берегу Невы,
Швырнув осколки и волну взрывную
В чугунную резьбу, на мостовую. С подъезда ошарашенные львы
По улице метнулись врассыпную. Ведущий 2:
Слайд 10

Единый урок посвященный дню окончания второй мировой войны

Ленинградцы поднялись на защиту Родины. Во главе обороны стояли маршал Леонид Александрович Говоров и генерал-полковник Андрей Александрович Жданов. Ленинград и его пригороды превратились в мощный укрепленный район. В большинстве домов в результате бомбёжек были выбиты стекла, окна приходилось забивать фанерой. Перестали работать электростанции, в домах и днём было темно. С приходом холодов замерзли водопроводные и канализационные трубы. Людям приходилось ходить за водой на реку Неву. Слайд №11 (видео)

В Ленинграде начался голод. С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению была снижена. Ладожское озеро перемерзло. Ведущий 1:
Слайд №12

Единый урок посвященный дню окончания второй мировой войны

Единый урок посвященный дню окончания второй мировой войны

Умирали целыми семьями. Задание для внимательных. Слайд №14

Единый урок посвященный дню окончания второй мировой войны

Слово учителя
Ужасы блокады Ленинграда донесла до нас одна маленькая девочка Таня Савичева, которая, теряя силы от голода, писала неровно и скупо в своем дневнике небольшие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники. Слайд №15

Единый урок посвященный дню окончания второй мировой войны

Работа с раздаточным материалом. (Раздаточный материал «Дневник Тани Савичевой»)

Единый урок посвященный дню окончания второй мировой войны

Изучить текст и иллюстрации. – Что поразило вас больше всего из рассказа одиннадцатилетней девочки?
Слово учителя
Сама Таня умерла от дистрофии 1 июня 1944г. Дневник девочки стал обвинительным документом в 1945 году на судебном Нюрнбергском процессе над фашистами. В 1941 году город умирал, но голодные люди продолжали работать и выпускать военную продукцию, работать на радио, издавать книги, ставились спектакли. Слайд №16

Единый урок посвященный дню окончания второй мировой войны

22 ноября 1941 года по Ладоге возобновила действие Дорога жизни. 60 автомашин вышли в свой первый ледовый рейс. Слайд №17 (видео)
Трещит, прогибается под машинами лед. «Вдруг не выдержит. Так и есть! Провалилась одна машина! Водитель успел выскочить, а машина затонула, но остальные прошли». Днем и ночью шли полуторки ГАЗ по ледовой трассе, под бомбами, под снарядами. Весной стало легче. Появилась первая трава и меню ленинградцев стало «очень богатым»:
– щи из подорожник,
– биточки из лебеды,
– котлеты из свекольной ботвы. А фашисты продолжали бомбить город!
Герои – защищать небо. Сообщение ученика
Слайд №18

Единый урок посвященный дню окончания второй мировой войны

Одним из таких стал Алексей Севастьянов. Он вел в небе над городом бой с фашистским бомбардировщиком. У Алексея закончились патроны. Люди на крышах, наблюдавшие за боем , замерли. Севастьянов направил свой самолет на врага и мотором ударил фашистский самолет. Тот вспыхнул и полетел вниз. На крышах домов раздались аплодисменты и крики «браво»! самолет противника рухнул. Гитлеровские летчики спустились на парашютах и были взяты в плен. Алексей благополучно защищал и дальше ленинградское небо. Ведущий 2:
Слайд №19

Единый урок посвященный дню окончания второй мировой войны

27 января 1944 года в результате операции советских войск блокада была снята. Слайд №20

Единый урок посвященный дню окончания второй мировой войны

Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тыс. человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на стене Пискаревского кладбища в Ленинграде: «Никто не забыт и ничто не забыт». Вечная память погибшим. Минута молчания
Слово учителя
Слайд №21 (видео)
Свечи горят
Сегодня мы много говорили о героях Ленинграда, об их мужестве и самоотдаче. – Как вы понимаете понятия патриотизм и мужество?
Дайте определения и приведите примеры (На доске написаны понятия)
Слово учителя
641 тысяча жителей блокадного города погибли от голода. В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих солдат «за создание невиданной в истории мира блокады» и уверял, что скоро Ленинград «как спелое яблоко упадет к нашим ногам». Но яблоня выстояла – яблоня жизни, яблоня героического народа. У нас тоже есть «Яблоня жизни Ленинграда» (на доске нарисованная яблоня с прикрепленными на скотч яблочками, на них с оборотной стороны вопросы). Давайте посмотрим, какие же вопросы она таит. Учащиеся подходят по одному к яблони, нарисованной на плакате с наклеенными на скотч яблоками. Срывают яблоки, на которых с обратной стороны приклеен вопрос. Учащийся зачитывает его, а он сам или присутствующие отвечают. Вопросы для яблок:
Когда началась блокада Ленинграда?
Когда была снята блокада Ленинграда?
Как сегодня называется город Ленинград?
Сколько грамм хлеба выдавали по норме?
Сколько человек погибло от голода?
Чьи дневники были представлены на Нюрнбергском процессе?
Что такое патриотизм?
Какой праздник мы отмечаем 27 января?
III. Итог
Слайд №22

Единый урок посвященный дню окончания второй мировой войны

Российское правительство объявило 27 января Днем Воинской славы. Это день героизма и самоотдачи советского населения. Рефлексия
Слайд №22 (музыка)
Анкета «Я и урок «Снятие блокады Ленинграда». Раздать анкеты.

Единый урок посвященный дню окончания второй мировой войны

Д/з
Подготовить рисунок о блокаде Ленинграда.

Презентация на тему: Снятие блокады Ленинграда

Рекомендуем посмотреть

Сценарий выступления учащихся 3 класса к Дню снятия блокады Ленинграда

Классный час в 8-11 классе: «Почему не сдавался Ленинград?»

Организация коллективной деятельности учащихся 9-11 классов по выпуску стенгазеты «Подвиг Ленинграда

Сценарий тематической программы для учащихся 4-6 классов. Снятие блокады Ленинграда

Классный час на тему: Великая Отечественная война, 11 класс

Классный час «Блокадный хлеб», 1 класс

Блокада Ленинграда. Беседы для младших школьников

Классный час: 27 января – День полного освобождения города Ленинграда от блокады (1944 год)

Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы. ***
На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия перейдя границу, напала на Советский Союз. В четыре часа утра, когда мирные жители ещё спали, начался обстрел города Киева (слайд № 2). Первыми удар приняли воины Брестской крепости, которые в течение месяца с 22 июня по 23 июля 1941 года не сдавали крепость (слайд № 3). Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город (слайд № 4, 5)
Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа. «Тревожные дни наступили в Ленинграде: город на осадном положении враг у ворот. С 1941 года начался новый этап в истории города – этап суровых испытаний и битв. Великая Отечественная война изменила облик Ленинграда. Город стал фронтом» (слайд № 6)
Начало войны было для нас неудачным. Враги наступали. Их армии шли вперёд. В августе 1941 года город Ленинград оказался в блокаде, то есть в кольце фашистских полчищ. Посмотрите на карту! (слайд №7). Земля нарисована коричневым, значит её, захватили фашисты. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды. В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. Этому городу и его отважным жителям посвящаем мы сегодня наш классный час.

Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда (слайд № 8,9,10). Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции. Вышел из строя водопровод (слайд № 11)
Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток. Не было топлива. Не было электричества (слайд 12)
Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и всё снова выходило из строя. Начался голод (слайд №13)
Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия. По Ленинграду ходила смерть (слайд №14)
Смерть входила во все дома. Свыше 650 тысяч ленинградцев погибли от голода.

Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины (слайд № 15)
Представьте хлебную карточку (слайд №16) – бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась. В музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга), ( слайд № 17) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет. Голодная смерть косила людей. Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. (слайд № 18) Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала:
« Савичевы умерли все. Осталась одна Таня». Но не сдавался город. Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни». (слайд № 19, 20)
«Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили «Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов (слайд № 21)

Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу. Рушились дома от обстрелов (слайд № 22. 23, 24)
Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе. Девчушка руку протянула
И головой – на край стола. Сначала думали – уснула
А оказалось – умерла. Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались. (С № 25, 26, 27, 28, 29)Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым
– Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов. – Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. – Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова. – В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. – Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода. (слайд № 30, 31, 32) Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение. (слайд № 33) Памятник-ансамбль «Разорванное кольцо». Здесь начиналась «Дорога жизни». За своё освобождение, Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады. Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник (слайд № 34) В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто»
(слайд № 36) Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей. В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти скорби.

Презентация на тему: Освобождения города Ленинграда от блокады

Внеклассное мероприятие в 5 классе. Блокада Ленинграда

Воспитательное мероприятие для учащихся 7-8 класса по патриотическому воспитанию детей. Сценарий

Линейка в школе к 75 – летию снятия блокады Ленинграда

Урок мужества в ГПД для 2-4 класса. Блокада Ленинграда

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества “Центр социализации молодёжи” в рамках реализации областной социально-педагогической программы «Музей ХХI века» проводит 12 апреля 2021 года Единый музейный урок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector