Единый урок по информационной безопасности для детей

В Российских школах проходит Единый урок по безопасности в Интернет

Инициатором проведения Единого урока выступила спикер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В. Матвиенко.

Единый урок проходит при активной поддержке Минобрнауки РФ, Минкомсвязи РФ, Института развития Интернета, федеральных и региональных органов власти, а также представителей интернет-отрасли и общественных организаций.

Единый урок представляет собой цикл мероприятий для обучающихся, направленных на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.

В нашем учреждении пройдут тематические занятия, родительские собрания и другие мероприятия.

Обучающихся мы просим пройти регистрацию на сайте квеста по цифровой грамотности «Сетевичок» www. Сетевичок. рф, а их родителей (законных представителей) пройти опрос на сайте www. Родители. сетевичок.

ПРОВЕДЕНИЕ ЕДИНОГО УРОКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Единый урок для детей возможно провести в следующих формах, которые могут быть использованы как отдельно, так и совместно:

  • Проведение традиционного урока, классного часа и деловой игры на основе предоставленных ниже методических материалов;
  • Демонстрация мультфильма и/или видео-урока;
  • Проведение Всероссийской контрольной работы по информационной безопасности (онлайн-тест) на портале Единого урока для детей www.Единыйурок.дети. По окончании тестируемому выдается сертификат, позволяющий оценить знания и выставить оценку. В тесте выдача вопросов выдается случайным образом из бассейна вопросов;
  • Организация участия детей в международном квесте (онлайн-конкурсе) по цифровой грамотности «Сетевичок» на сайте www.Сетевичок.рф;
  • Организовать раздачу листовок и распространение через дневники обучающихся тематических брошюр, которые можно распечатать самостоятельно организациями.

Материалы к урокам и занятиям:

  • Методические рекомендации по основам информационной безопасности для обучающихся общеобразовательных организаций с учётом информационных, потребительских, технических и коммуникативных аспектов информационной безопасности направлены на организацию преподавания основ информационной безопасности в общеобразовательных организациях Российской Федерации. WORD. PDF.
  • Методические рекомендации по обработке персональных данных в общеобразовательных организациях. PDF.
  • Курс для начального, общего и полного среднего образования межпредметной области «Основы кибербезопасности»: Курс “Основы кибербезопасности”, Учебные модули, Тематическое планирование 2-4 класс (Окружающий_мир) , Тематическое планирование 5-10 класс (ОБЖ)  и Тематическое планирование 7-11 класс (Информатика);
  • Рабочая программа квеста по цифровой грамотности “Сетевичок” для включения в программу внеурочной деятельности учреждения.
  • Вклейки в дневники учащихся.Данные вкладки рекомендуется распечатать и вклеить в блок домашних заданий на субботу в дневники обучающихся.
  • Методические материалы подготовлены специалистами ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». Материалы 2017 года, рекомендации 2016 года, 2015 года, 2014 года.
  • Учебное пособие по медиа-информационной грамотности от Министерства связи и массовых коммуникаций России.
  • Материалы к урокам безопасного интернета также были подготовлены специалистами НП “Лига безопасного интернета”. Материалы к уроку в старших классах (Презентация), в средних классах (Презентация, Презентация в обновленном дизайне), в начальных классах. (Анимированая презентация, примерный конспект урока, презентация). Методические рекомендации по проведению уроков безопасного интернета в школах
  • НП «Лига безопасного интернета» был осуществлен перевод на русский язык словенского мультсериала «SheepLive»: Белые овцы, Тайный друг, Не танцуй с волком, Девяносто девять, Невоспитанный, Болтун, Королева красоты, Карнавальный костюм, Бал-маскарад, Тысяча друзей, Чужой телефон, Фейерверк, Руки вверх, В глупом положении, Корзина покупок, Игра в снежки, Телефономания и Затуманенные головы

ЕДИНЫЙ УРОК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Особое направление Единого урока – просвещение родителей (законных представителей) детей. Организациям и учреждениям необходимо провести информирование о мерах информационной безопасности детей в рамках уже запланированных родительских собраний либо при наличии возможности провести специальное родительское собрание, осветив следующие темы:

  • Важность обеспечения цифровой и информационной грамотности детей и подростков;
  • Основные рекомендации и советы по обеспечению персональной информационной безопасности;
  • Методы и функции родительского контроля.

В ходе родительского собрания родителям (законным представителей) детей могут быть выданы листовки и тематические брошюры, а также может быть организовано демонстрация тематической презентации либо видеообращения члена Совета Федерации Л. Боковой для привлечения родителей (законных представителей) детей к участию в опросе родительской общественности либо прохождение онлайн-курса по вопросам информационной безопасности детей на сайте проекта “Сетевичок” www. родители. сетевичок.

ЕДИНЫЙ УРОК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Третья аудитория Единого урока – это педагогические, руководящие и иные работники образовательных организаций, которые принимают участие в Всероссийской конференции по формированию цифрового детского пространства «Сетевичок», организованной Временной комиссий Совета Федерации по развитию информационного общества совместно с Министерством просвещения России в соответствии с пунктом 12 плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы. Конференция стартует 7 сентября 2020 года.

https://youtu.be/7Zp_Ix87d3Y  – Приветствие члена СФ Л.Н. Боковой

Материалы к родительским собраниям:

Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет

Туезова Лариса Николаевна

Современный мир – это мир компьютерной техники

Наряду с огромными возможностями Интернета
как высокотехнологичного источника коммуникации
и инструмента поиска и получения информации,
проблема безопасности детей в сети становится
очень актуальной.

Основные угрозы безопасности детей в интернете

  • Загрузка вредоносных программ
  • Опасный контент
  • Интернет-травля
  • Интернет – хищники
  • Интернет – мошенники

Загрузка вредоносных программ
Возможна при загрузке файлов, программ
или музыки из случайных источников

Опасным можно назвать различные материалы,содержащие:

  • сцены насилия
  • сцены неоправданной агрессии
  • эротика и порнография
  • нецензурная лексика
  • информация, разжигающая расовую ненависть
  • пропаганда нездорового образа жизни, неправильного питания
  • пропаганда употребления наркотических веществ
  • мошенническая информация
  • азартные игры

Интернет-травля
осуществляется посредством:

  • электронной почты
  • программ для мгновенного обмена сообщениями (например, ICQ) в социальных сетях,
  • через размещения на видеопорталах
  • мобильного телефона (с помощью SMS-сообщений или надоедливых звонков).

Интернет – хищники
используют социальные сети, чаты,
 мессенджеры, интернет – форумы и другие
социальные средства коммуникации для общения
с детьми и подростками с целью склонить их к
незаконным действиям различного характера

Интернет – мошенники

Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получает доступ и каким -либо образом использует личную информацию пользователя, с целью получить материальную прибыль

  • Загрузочные
  • Файловые
  • Макро – вирусы
  • Скрипт – вирусы

Самые эффективные
антивирусные программы

  • Антивирус лаборатории Касперского
  • Доктор Web
  • AVAST

Советы по безопасной работе
в сети Интернет

Сложный пароль
Чем сложнее пароль, тем сложнее взломать
твой аккаунт

Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям в Интернете: где ты живешь и учишься, не давай свой номер телефона.

Не говори никому о том, где работают твои родители, не сообщай номера их телефонов

Доверься интуиции
Если вас что-то пугает в работе компьютера,
немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим
взрослым.

Фильтры электронной почты
Используйте фильтры электронной почты для
блокирования спама и нежелательных
сообщений.

Не встречайся с незнакомцами
Никогда не договаривайся о встрече с
интернет – знакомыми без сопровождения
взрослых. Они не всегда являются теми, за
кого себя выдают

Если соблюдать эти простые правила, то
Если соблюдать эти простые правила, то
работа в Интернете станет безопасной,
полезной и увлекательной.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Классный час – практикум

I квалификационная категория

Кряжевских Ольга Владиславовна

В век компьютерных технологий проблема защиты информации стоит так остро, как никогда ранее. Безусловно, всемирная сеть привнесла множество позитивных моментов в жизнь миллионов людей, однако, теперь все труднее сохранить какие-либо личные данные втайне от других. Особенно трудной является защита информации в интернете, где все данные в той или иной степени доступны пользователям. Ни один человек не может быть застрахован от того, что в его личное пространство не вторгнется посторонний, который воспользуется полученными сведениями по своему усмотрению.

Защита данных в сети – это в первую очередь обеспечение собственной безопасности! Проблема сохранности данных является актуальной темой, поэтому было решено раскрыть данную тему для обучающихся 9-11х классов в период проведения Единого урока по безопасности в сети «Интернет» на территории Пермского края в период с 15 октября по 5 ноября.

Цель: познакомить с приемами безопасной работы с файлами в сети Интернет.

  • Образовательная: познакомиться с понятиями «Цифровая безопасность», «Информационная безопасность», изучить способы организации защиты файлов средствами программ пакета MS Office.
  • Развивающая: развитие информационной культуры обучающихся; формирование приёмов логического мышления; развитие способность анализировать и обобщать, делать выводы.
  • Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация

Презентация к классному часу – pdfPDF / 989. 92 Кб

/data/files/u1604786826. pdf (Презентация к классному часу – pdf) , раздаточный материал для практических работ (ссылки на работы ниже)

Возрастная категория: обучающиеся 9-11х классов.

Ход классного часа – практикума:

Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем классном часу хотелось бы затронуть очень важную тему для каждого из нас. Нет такого человека, который бы не слышал словосочетания «Всемирная паутина» слайд 2. Услышав данное словосочетание, Вы уже поняли, что речь сегодня будет идти о глобальной информационной сети «Интернет».

Если в 1992 году, когда интернет только появился, количество пользователей насчитывало всего лишь сто человек, то сегодня их число измеряется миллиардами. Ежедневно интернетом пользуется 30% населения Земли.

Конечно же, некоторым людям интернет необходим для работы или учебы. Здесь можно найти абсолютно любую информацию, просмотреть статьи газет, новости, статистику. Электронная почта и программы для мгновенных сообщений позволяют быть на связи с клиентами, коллегами и партнерами 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

В интернете можно совершать покупки, не выходя из дома, оплачивать услуги, заказывать еду и продукты на дом.

Но, несмотря на все плюсы использования сети Интернет в, есть ряд недостатков, которые могут обернуться против пользователя.

Подавляющее большинство современных пользователей совершенно не заботится о своей безопасности в Интернете.

Люди просто безудержно делятся личной информацией, доверяют сохранение паролей браузерам и ошибочно полагают, что Интернет — это нечто белое и пушистое.

Современный Интернет – это некая темная улица, где вы можете столкнуться не только со случайными прохожими, но и с настоящими преступниками, которые без особого труда будут следить за вами на протяжении длительного времени, собирая личную информацию для последующей кражи или обмана.

Интернет сегодня – это гораздо больше, чем просто общение с друзьями, социальные сети, игры, онлайн-покупки. Это открытая система информации, и если кажется, что вам нечего скрывать или ваша информация никому не нужна, вы глубоко заблуждаетесь. Любая информация о вас может быть использована не теми, кому она предназначалась.

Вы когда-нибудь замечали такую интересную особенность: если вчера обсуждали на форуме котиков, то сегодня у вас обязательно промелькнет информация о новых видах корма, если обсуждали новые девайсы, то ждите рекламы с предложениями купить новый смартфон и так далее, а ведь это самый безобидный пример слежки за вами со стороны маркетинговых агентств.

Гораздо страшнее то, что абсолютно любая информация, которой мы ежедневно делимся с друзьями и близкими, может в любой момент оказаться у злоумышленников. Это не паранойя, это суровая реальность или скорее дань Интернету, и однажды она может обойтись слишком дорого.

Сегодня хотелось бы познакомить Вас с новыми понятиями, такими как «Цифровая грамотность», «Цифровая безопасность», «Информационная безопасность».

Начнем по порядку. Как Вы думаете, что же такое «Цифровая грамотность?

– ответы обучающихся. Молодцы, Вы были близки к истине, давайте теперь подведем итог и познакомимся с точным определением данного понятия:

Теперь предлагаю обратиться ко второму понятию «Цифровая безопасность», как вы думаете, что оно значит?

– ответы обучающихся. Молодцы, и в этот раз Вы были правы, подведем итог:

Цифровая безопасность включает в себя:

  • защита персональных данных;
  • создание резервных копий.

Выделяют три аспекта информационной безопасности:

  • доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
  • целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
  • конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).

Так как сегодня у нас классный час – практикум, предлагаю  увеличить Вашу цифровую грамотность посредством выполнения практического задания – тренировке в организации защиты личных данных и файлов.

Для Вас приготовлены практические задания по организации  защиты данных средствами различных программ пакета MS Office.

Просмотрите список практических заданий по организации защиты:

Практическая работа 1. Организация защиты данных средствами MS Word

Практическая работа 1. PDF / 502. 68 Кб

Практическая работа 2. Организация защиты файлов средствами MS Excel

Практическая работа 2PDF / 553. 15 Кб

Практическая работа 3. Криптографические преобразования.

Практическая работа 3. PDF / 229. 66 Кб

Практическая работа(дополнение) Включение защиты в документе Ворд

Практическая работа(дополнение)PDF / 303. 48 Кб

Подробные инструкции по выполнению практических заданий написаны в самих работах. После выполнения практикума, его необходимо показать учителю.

Тексты практических работ прилагаются.

Список используемой литературы:

Елена Куликова
Проект для детей 5–7 лет «Единый урок безопасности в Интернете»

Паспорт проектной работы

Название проекта: «Единый урок безопасности в Интернете»

Руководитель проекта: воспитатель Куликова Елена Николаевна.

Предметные области, близкие к теме проекта: познавательное развитие, речевое развитие.

Возраст обучающихся, на которых рассчитан проект: 5-7 лет.

Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники.

– по доминирующей деятельности: информационный;

– по количеству участников: коллективный;

– по характеру контактов: среди обучающихся и родителей старшей и подготовительной к школе групп;

– по продолжительности: краткосрочный.

Цель проекта: организовать обучение информационной безопасности и цифровой грамотности детей 5-7 лет.

Обратить внимание родителей на угрозы и риски для детей в сети «Интернет» и представить основные советы и рекомендации по их минимизации;

Повысить уровень активности педагогического состава МДОУ «Детский сад №10» при проведении Единого урока.

• Что такое «Интернет»?

• Зачем людям нужен Интернет?

• Какие опасности нас подстерегают в Интернете?

Необходимое оборудование: ноутбук, проектор, принтер, подключение к Интернету, серия познавательных мультипликационных фильмов.

30 октября в российских детский садах и школах прошел Единый урок безопасности в Интернете.

По результатам исследований современные дети уже к 5 годам начинают самостоятельно пользоваться телефонами, планшетами, компьютерами, и вести все более самостоятельную жизнь в сети Интернет без контроля родителей: они играют в многопользовательские игры, общаются в социальных сетях и мессенджерах, смотрят мультфильмы и т. Дети не задумываются об опасностях, которые могут их подстерегать в сетях.

Наша задача предупредить их об этом, снизить риски возникновения опасных ситуаций и предложить детям интересные альтернативные варианты пользования интернетом.

Единый урок представляет собой цикл мероприятий для старших дошкольников и школьников, направленных на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.

В ходе Единого урока участники (воспитатели, родители) узнают, как защитить свои персональные данные, совершать безопасные покупки в интернет-магазинах, научатся анализировать правдивость и достоверность информации в сети Интернет и многое другое.

Предполагаемые продукты проекта: брошюра и памятка для родителей.

Этапы работы над проектом.

• Обоснование темы выбранного проекта.

• Анализ предстоящей деятельности.

• Сбор информации.

• Выбор варианта выполнения проекта.

Основной этап – выполнение работы.

Заключительный этап – раздача брошюр родителям, оформление информации в родительском уголке, организация совместной деятельности с детьми по просмотру познавательный мультипликационных фильмов.

К 5 годам современные дети начинают самостоятельно пользоваться телефонами, планшетами, компьютерами, и вести все более самостоятельную жизнь в сети Интернет без контроля родителей: они играют в многопользовательские игры, общаются в социальных сетях и мессенджерах, смотрят мультфильмы и т. Дети не задумываются об опасностях, которые могут их подстерегать в сетях.

Для организации работы над проектом мною были обдуманы решения следующих вопросов:

• В каком формате будет выполнен проект?

• Какая информация мне понадобится для выполнения проекта?

• Какие источники информации я буду использовать?

Для выполнения проекта собирала необходимую информацию, используя различные источники.

Исходя из собранной информации, творческих способностей, обучающиеся выбирают вариант выполнения проекта.

На этом этапе в соответствии с выбранным вариантом, осуществлялось непосредственное выполнение работы.

Брошюра «Опасно. Вход воспрещен» (Приложение 1)

Памятка для родителей об информационной безопасности детей (Приложение 2)

Интернет-ресурсы: www. единыйурок. рф/press

Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» – это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

В силу Федерального закона № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

информация, запрещенная для распространения среди детей;

информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

– информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

– способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

– обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;

– отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

– оправдывающая противоправное поведение;

– содержащая нецензурную брань;

– содержащая информацию порнографического характера.

К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для детей, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.

Общие правила для родителей

Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку – главный метод защиты.

Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs. mail. ru, vkontakte. ru и т. , внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.

Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)

Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающим и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).

Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.

Возраст от 6 до 8 лет

(ведь скоро ваши дети станут школьниками)

В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

Советы по безопасности в сети Интернет для детей 6-8 лет

Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.

Требуйте от Вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что Вы наблюдаете за ним не потому что Вам это хочется, а потому что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.

Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

Используйте специальные детские поисковые машины.

Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.

Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения.

Приучите детей советоваться с Вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.

Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.

Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.

В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.

Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.

Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых».

Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Методическая разработка проведения открытого классного часа

“Безопасность в сети Интернет”

Данная публикация – это сценарий классного часа (занятия), посвящённого безопасности детей и подростков в сети Интернет. С каждым днём всемирная паутина вовлекает в свое киберпространство новых пользователей. Среди них – дети, которые зачастую не чувствуют себя защищёнными в виртуальном мире. Несмотря на то, что Интернет – это уникальный информационный учебно-познавательный, коммуникативный ресурс, в сети содержится информация, негативно влияющая на физическое, психическое здоровье детей, их духовно-нравственное развитие. Поэтому цель занятия – воспитание среди детей и подростков информационной культуры, обеспечивающей ответственное и безопасное поведение в сети Интернет.

В методической разработке представлена методика проведения классного часа по теме «Безопасность в сети Интернет» для студентов 1 курса.

Методическая разработка содержит:

Методическая разработка может быть использована преподавателями общеобразовательных дисциплин при подготовке и проведению внеклассных мероприятий.

Современный мир совершает переход из XX, «энергетического», века в XXI век, который со всей определенностью называют «информационным». Сегодня на смену индустриальному этапу общественного развития приходит информационный, при котором эффективное и динамичное развитие всех социально-экономических структур и общества в целом возможно только на основе максимально полного использования имеющихся информационных ресурсов.

Современные информационные технологии приобретают глобальный характер, охватывая все сферы жизнедеятельности человека, формируя информационное единство всей человеческой цивилизации. С помощью глобальной сети Интернет объединяются и перемещаются на любые расстояния гигантские объемы информации, обеспечивается доступ многочисленных пользователей, расположенных на практически неограниченной территории, к информационным ресурсам всего мирового сообщества.

В связи с тем, что информация превратилась из абстрактного понятия в едва ли не самый ценный объект во Вселенной, и ход всех значимых событий в науке, коммерции, социуме связан с процессами производства и владения информацией, возникла необходимость развития такой области информационных технологий (ИТ) как информационная безопасность (ИБ).

Впервые в России понятие «информационная безопасность» было введено в 1990 г. парламентской комиссией академика Ю. Рыжова, которая занималась разработкой концепции национальной безопасности страны. С тех пор созданы соответствующие структуры в Правительстве РФ, в Администрации Президента РФ, в Совете безопасности РФ, которые занимаются напрямую этими вопросами. В 1996 г. был создан парламентский подкомитет по информационной безопасности. Вопросы информационной безопасности заняли прочную строчку во всех посланиях Президента РФ, они вошли в Концепции по национальной безопасности, утвержденные 17 декабря 1997 г. и 10 января 2000 г.

Исходя из того, что информационная безопасность в начале третьего тысячелетия выходит на первое место в системе национальной безопасности, приоритетным становится формирование и проведение единой государственной политики в этой сфере.

В соответствии с решениями парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшими 17 апреля 2017 года в Совете Федерации, во всех общеобразовательных организациях России 30 октября 2017 года прошел Единый урок по безопасности в сети «Интернет».

Проведение Единого урока ежегодно включается Министерством образования и науки Российской Федерации в календарь образовательных событий, рекомендованных общеобразовательным организациям к проведению, с 2014 года.

Таким образом, Единый урок стал одним из крупнейших мероприятий в сфере детства, а благодаря его проведению и реализации других программ обучения и повышения уровня знаний обучающихся в сфере информационной безопасности по данным различных исследований информационная культура и цифровая грамотность российских детей растет с каждым годом.

Впервые в рамках Единого урока по безопасности в сети Интернет в нашем учебном заведении был проведен классный час в форме урока-акции для студентов 1 курса.

Для проведения открытого классного часа была проведена подготовительная работа. Выбрана тема, ее содержание и актуальность.

Для проведения был составлен план и сценарий мероприятия, подобраны ведущие и помощники, подготовлены разнообразные и интересные практические задания для участников акции, подобраны стихи, создано слайдовое сопровождение мероприятия.

План проведения открытого классного часа

Дата проведения: 31 октября 2017 г.

Преподаватель: Соболева Н.

Тема: Безопасность в сети Интернет

Систематизация знаний в области использования сети Интернет.

Формирование навыков безопасного использования Интернета.

Распознавание и реагирование на интернет-угрозы.

Систематизирование знаний студентов в области интернет-безопасности по направлениям:

раскрытие персональных данных;

мошенничества, в т. мобильные, заражение компьютера и мобильных устройств;

общение в сети;

общая компьютерная грамотность.

Связь навыков повседневного использования Интернета и электронных устройств с правилами безопасности. Формирование у студентов навыков безопасного использования Интернета на основании имеющегося у них опыта.

Повышение уровня осведомленности студентов о наиболее актуальных интернет-угрозах.

Формирование навыков и осознанных подходов к противодействию интернет-угрозам.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Форма проведения: урок-акция

Место проведения: актовый зал колледжа

Участники: студенты 1-го курса

Сфера: «Я-сфера», «Я-общество», «Я-коллектив»

Социальная роль: коммуникативная, самовоспитательная, саморазвивающая.

ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, слайдовое сопровождение мероприятия

Раздаточный материал: карточки с заданиями для игроков, ручки, жетоны разного цвета

Вступительное слово ведущих.

Сообщение темы мероприятия

Основная часть.

Просмотр видеоролика «Единый урок по безопасности в сети Интернет»

Задание 1. Регистрация аккаунта

Задание 2. Интернет-мошенничество

Задание 3. Игра «Вирусы»

Задание 4. Фишинг, фейк

Заключительное слово ведущих.

1 ведущий. Есть такая сеть на свете

Ею рыбу не поймать. В неё входят даже дети, Чтоб общаться и играть. Информацию черпают, И чего здесь только нет! Как же сеть ту называют? Ну, конечно, Интернет!

2 ведущий. Где найти подругу Олю?

Прочитать, что было с Колей?

И узнать про все на свете?

Ну конечно, в Интернете!

1 ведущий. Там музеи, книги, игры,

Музыка, живые тигры!

Можно все, друзья, найти

В этой сказочной сети!

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами живем в XXI веке. Оглянемся вокруг: телевидение, телефоны, компьютеры, Интернет, все развивается с огромной скоростью. Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но в тоже время, сеть таит в себе много опасностей. Об этих опасностях мы сегодня и поговорим.

2 ведущий. К сожалению, многие подростки и взрослые не очень хорошо представляют себе, какие опасности и неприятности может принести в их дом Интернет. С каждым годом количество преступлений, совершенных при помощи компьютеров возрастает.

1 ведущий. Создан специальный отдел, который занимается преступлениями в сфере Интернет. Но в ходе расследования оказывается, что жертвы не соблюдали самых простых правил и пострадали по собственному незнанию.

Преподаватель. Чтобы таких случаев становилось меньше, было принято решение каждый год 30 октября проводить для обучающихся всей страны единый всероссийский урок по безопасности в сети Интернет. Сегодня и мы с вами подключимся к этой акции. Итак, тема нашего мероприятия «Безопасность в сети Интернет».

2 ведущий. Мы получили видеообращение к участникам акции от Боковой Людмилы Николаевны – заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству.

Демонстрация видеоролика «Единый урок по безопасности в сети Интернет»

Преподаватель: А теперь давайте проверим, насколько хорошо Вы усвоили правила безопасного поведения в Интернете.

– Представьте себе ситуацию. Вы идете по улице, к вам подходит незнакомый человек и начинает спрашивать, где вы живете, учитесь, как вас зовут, сколько вам лет. Как вы себя поведете? (Ответы участников акции)

– Вернемся к Интернету и посмотрим, как вы ведете себя здесь. Я попрошу выйти из зала на сцену двух человек. (Выходят два студента)

Ведущие раздают карточки с заданием, участники заполняют

Преподаватель: Пока ребята выполняют задание, мне бы хотелось пригласить на сцену еще одного студента. (Выходит один студент)

– Следующее задание 2: тебе пришло в ВК сообщение от друга: «Брат, выручай. Срочно нужно! Кинь рублей 500 на QIWI 890623658923. Плиз». Твои действия?

Участник высказывает свое мнение

Преподаватель: С какой интернет-угрозой ты столкнулся? Какие последствия могут быть? Почему от друга пришло такое сообщение? (взлом, рассылка). Спасибо участнику.

Преподаватель: Участники готовы, давайте посмотрим, что у них получилось. Зачитайте ваши профили. Правильно ли они заполнили?

Единый урок по информационной безопасности для детей

Единый урок по информационной безопасности для детей

Рассматривают слайд с правильно заполненным профилем

Преподаватель: Спасибо участникам. После регистрации на форуме любой пользователь может посмотреть профиль собеседника. Чтобы избежать распространения информации о вас в Интернете, следуйте следующим советам:

При регистрации не надо сообщать свое полное имя, придумайте себе псевдоним (ник)

Не указывайте полный адрес. Достаточно написать страну, регион, область или город.

Номер сотового телефона не нужен для регистрации. Не пишите его никогда. Если без него регистрация невозможна, откажитесь от неё. Номер телефона могут использовать для скачивания денег.

Электронный адрес необходим для регистрации. Поставьте отметку «Скрыть от других пользователей», имейте запасной адрес для регистрации и не ведите с него личную переписку.

Поставьте любую симпатичную картинку. Фото можно менять.

Пароль нужен для защиты вашего профиля от взлома.

Преподаватель: (Проводит игру «Вирусы»). При входе в актовый зал вам раздали жетоны. Встаньте те, у кого жетоны красного цвета. Вы получили сообщение со ссылкой на сторонний сайт в социальной сети. Оно показалось вам интересным, и вы разослали это сообщение своим друзьям, у которых на руках жетоны голубого цвета. Встаньте, пожалуйста, те, у кого жетоны голубого цвета. Вы тоже сделали рассылку сообщения своим друзьям с желтыми жетонами. П рошу встать тех, у кого жетоны желтого цвета. И вы тоже отправили сообщение друзьям и одногруппникам, у которых белые жетоны. Встаньте те, у кого жетоны белого цвета.

Внимание, вопрос! Что в таком количестве и с такой скоростью распространяется в Сети, помимо вашего сообщения? (Ответы студентов). Как защититься от вирусов?

Преподаватель: Спасибо всем, присаживайтесь. Это была модель, представляющая процесс распространения компьютерного вируса. А теперь обратите внимание на экран. Что-то необычное вам бросилось в глаза на этой странице? (Ответы студентов). Какой адрес настоящий? Какую интернет-угрозу мы с вами видим? (Ответы студентов)

Преподаватель: Давайте вспомним и выделим основные правила, которые нам надо соблюдать при работе в сети Интернет.

1 ведущий. Мы хотим, чтоб интернет

Был вам другом много лет!

Будешь знать пять правил этих –

Смело плавай в интернете!

2 ведущий. Иногда тебе в сети

Вдруг встречаются вруны.

Их условия не сложны:

Смс отправить можно

С телефона папы, мамы –

И уже ты на Багамах.

Ты мошенникам не верь,

Информацию проверь.

1 ведущий. Вдруг из щели между строк

Вылезает червячок.

Безобидный он на вид,

Но в себе беду таит.

Может файлы он стирать,

Может деньги воровать,

Предлагает нам обновки,

Вирус – мастер маскировки!

Не хочу попасть в беду,

2 ведущий. В интернете злые «тролли»

Появляются порой.

Могут довести до драки.

Им дразнить людей прикольно,

Несмотря, что это больно.

Только полный их «игнор»

«Тролля» охладит задор.

1 ведущий. Как и всюду на планете,

Есть опасность в Интернете.

Мы опасность исключаем,

Если фильтры подключаем.

2 ведущий. В Интернете, как и в мире,

Есть и добрые, и злые.

Полон разных он людей,

Есть и гений, и злодей.

По портрету не поймёшь

От кого слезу прольёшь.

Чтобы вор к нам не пришел,

И чужой нас не нашел,

Телефон свой, адрес, фото

В Интернет не помещай

И чужим не сообщай.

Преподаватель: Ребята, если Вы будете соблюдать эти правила, то Интернет станет для Вас верным помощником.

П реподаватель: В случае, если вас оскорбляют и преследуют в Интернете или делают неприличные предложения, либо вы стали жертвой сетевых мошенников или столкнулись с опасностью во время пользования сетью Интернет, то вы можете обратиться в бесплатную всероссийскую службу консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи по номеру 8-800-2500015.

1 ведущий. Когда наводишь ты курсор,

Заходишь в Интернет,

Пусть ум твой будет тверд и скор –

Вот наш тебе совет.

2 ведущий. Ведь лезть беспечно по Сети –

Не ведая угроз –

Как в джунглях Африки идти –

Средь тигров, змей и гроз.

Преподаватель: Надеюсь, мероприятие для вас было интересным и полезным. Желаю всем приятного и безопасного общения! Спасибо!

Одной из эффективных форм развития познавательного интереса студентов к информатике и информационно-коммуникационным технологиям могут служить внеклассные мероприятия: игровые соревнования, конкурсы, вечера, КВН, конференции, турниры смекалистых и т.

31 октября в рамках Единого урока безопасности в Интернете 2017, организованного Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества при поддержке Минобрнауки России, впервые в нашем колледже был проведен классный час – урок-акция «Безопасность в сети Интернет» для студентов 1 курса.

В легкой и доступной форме преподнесена студентам важная информация, как защитить свои персональные данные, совершать безопасные покупки в интернет-магазинах, научиться анализировать правдивость и достоверность информации в Интернете, как противостоять кибербуллингу (преследованиям и оскорблениям) и троллям (интернет-хулиганам) в социальных сетях. Был продемонстрирован видеоролик «Единый урок кибербезопасности – 2017», рекомендованный Минобрнауки России.

Будем надеяться, что данное мероприятие для студентов будет эффективно работать на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.

В заключении преподаватель сообщила студентам о существовании специальной службы – Линия помощи «Дети онлайн», в которую можно обратиться при столкновении с угрозами разного рода, и пожелала им счастливого и безопасного путешествия по бескрайним просторам Интернета.

Видео урок для Единого урока безопасности в сети “Интернет” 2017 – https://www. youtube. com/watch?v=yTCcfc3i5NQ (Дата обращения: 27. 2017)

Сайт Единого урока для детей и подростков – www. Единыйурок. дети (Дата обращения: 30. 2017)

Сайт Единого урока по безопасности в сети «Интернет» – www. Единыйурок. рф (Дата обращения: 28. 2017)

Задание. Заполни профиль при регистрации на форуме.

Ваше имя (ник)* Ваш адрес Ваш телефон Ваш электронный адрес* Ваше фото Пароль*

Ваше имя (ник)* Ваш адрес* Ваш телефон* Ваш электронный адрес* Ваше фото* Пароль*

Слайды с методическим материалом

Единый урок по информационной безопасности для детей

Единый урок по информационной безопасности для детей

Слайд 1 Слайд 2

Единый урок по информационной безопасности для детей

Единый урок по информационной безопасности для детей

Слайд 3 Слайд 4

Единый урок по информационной безопасности для детей

Единый урок по информационной безопасности для детей

Слайд 5 Слайд 6

Единый урок по информационной безопасности для детей

Единый урок по информационной безопасности для детей

Слайд 7 Слайд 8

Единый урок по информационной безопасности для детей

Единый урок по информационной безопасности для детей

Слайд 9 Слайд 10

Единый урок по информационной безопасности для детей

Единый урок по информационной безопасности для детей

Слайд 11 Слайд 12

Единый урок по информационной безопасности для детей

Единый урок по информационной безопасности для детей

Слайд 13 Слайд 14

Единый урок по информационной безопасности для детей

Единый урок по информационной безопасности для детей

Слайд 15 Слайд 16

Единый урок по информационной безопасности для детей

Единый урок по информационной безопасности для детей

Слайд 17 Слайд 18

Единый урок по информационной безопасности для детей

Единый урок по информационной безопасности для детей

Слайд 19 Слайд 20

Единый урок по информационной безопасности для детей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector