Единый урок по блокаде ленинграда

КОНСПЕКТ УРОКА МУЖЕСТВА

Бердникова Юлия Олеговна

дать представления о стойкости и мужественности ленинградцев в дни блокады Ленинграда

разобрать термин «блокада», познакомиться с жизнью Ленинграда в условиях блокады, охарактеризовать примеры мужества и стойкости ленинградцев; проанализировать военные действия Советской армии об организации обороны Ленинграда.

развить навыки изложения фактов, умения давать оценку событиям, объяснять события на основе нескольких источников, умения самовыражаться.

сформировать чувство патриотизма и гражданственности, научить навыкам нравственного воспитания, воспитание уважения к людям, прошедшим через Великую Отечественную Войну, развитие чувства гордости за русский народ, воспитание гуманизма.

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята. Сегодня в нашем классе проходит урок мужества. 27 января Россия отмечает одну из самых скорбных и трагических дат. А что это за дата мы будем разбираться на нашем уроке.

А пока давайте вспомним, что мы знаем о Великой Отечественной войне?

2. Актуализация знаний

(На доске прикреплены листочки с датами и терминами. Задача учеников правильно назвать определение или назвать событие, которое произошло в этом году. Если назвали правильно, учитель снимает листочек с доски. В конце остаётся чистая доска)

1 сентября 1939

22 июня 1941

9 мая 1945

Г. К. Жуков

24 июня 1945

3. Изучение нового материала

Что может быть страшнее, чем война? 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Гитлеровские войска одновременно с битвой под Москвой начали новое крупное наступление на Ленинград.

Перед вами чёрный ящик. Внутри него я спрятала предметы. Вы должны мне их назвать.

Учитель по очереди достаёт из ящика предметы (кусочек хлеба, солдатская пилотка, кусочек сахара, хлебная карточка, котелок)

Ребята, скажите, что объединяет все эти предметы? Что между ними общего?

война. Блокада Ленинграда

Абсолютно верно. Речь сегодня пойдёт о 900-дневной блокаде города Ленинграда.

Кто может назвать дату полного снятия блокады Ленинграда?

27 января в Российской Федерации отмечается День воинской славы России – День снятия блокады города Ленинграда. Дата отмечается на основании федерального закона «О днях воинской славы и памятных дат России» от 13 марта 1995 г.

Гитлер поставил перед своей армией цель – захватить и разрушить город. В Ленинграде находились крупнейшие военные предприятия, крупнейший морской порт. Несколько веков подряд – столица Российского государства. При каком царе возник город? Как Ленинград называется сейчас? . Гордость Советской страны. Поэтому Гитлер мечтал завоевать Ленинград.

Как вы понимаете слово «блокада»?

– окружение войск с целью уничтожения путём прекращения связей с внешним миром.

Датой начала блокады считается 8 сентября 1941 года. В этот день была прервана связь города с остальной страной. В октябре жители Ленинграда ощутили нехватку продовольствия. В ноябре начался настоящий голод. Были зафиксированы случаи потери сознания и голодные обмороки от истощения прямо на рабочем месте или на улице; а затем и первые случаи каннибализма.

В первый год блокады суточная норма хлеба рабочим составляла 250гр. Детям и старикам всего по 125гр в день. Когда была сделана прибавка хлебного пайка люди, истощённые от голода, выходили на улицы, чтобы поделиться своей радостью. Это незначительное увеличение нормы хлеба вселяло людям небольшую надежду.

Как вы думаете, почему люди так радовались прибавке всего нескольких граммов хлеба?

Первые месяцы блокады унёсли жизни 100 тысяч человек. Среди них – ленинградская девочка Таня Савичева. Блокада отняла у неё жизни её родных, и сделали Таню сиротой. Девочка вела дневник, в который записывала дату и время смерти её родственников.

Положение в городе было катастрофическое. Продукты и продовольствие кончилось. В городе находились 2,5 млн населения. Чтобы защищать свой город их нужно было кормить. Единственная нить, связывающая Ленинград с внешним миром была – дорога по Ладожскому озеру. Г КО приказал проложить по льду Ладожского озера дорогу, по которой в осаждённый город доставлялось продовольствие, боеприпасы, а вывозились раненные, женщины и дети. Эта дорога помогла многим ленинградцам сохранить жизнь. Этот путь получил название «Дорога жизни».

Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.

За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко-фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 г. был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 г. получил почётное звание «Город-Герой». В память о 900 днях блокады Ленинграда, ленинградцы посадили аллею из 900 берёз.

Отдых наш — физкультминутка. ( Шагаем на месте)  Занимай свои места:  Шаг на месте левой, правой,  Раз и два, раз и два!  Прямо спину все держите,  Раз и два, раз и два!  И под ноги не смотрите, (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз.) Раз и два, раз и два!  О чем поют воробушки  О чем поют воробушки (Шагаем на месте)  В последний день зимы? (Руки в стороны на пояс)  — Мы выжили! (Хлопаем в ладоши)  — Мы дожили! (Прыжки на месте)  — Мы живы! Живы мы! (Шагаем на месте)  Очень трудно так стоять  Очень трудно так стоять,  Ножку на пол не спускать  И не падать, не качаться,  За соседа не держаться.

4. Закрепление изученного материала

По итогам урока учащиеся пишут своё отношение, мысли, идеи по поводу блокады Ленинграда в форме короткой телеграммы на листах бумаги и развешивают в классе. После того, как ребята прочитают телеграммы друг друга, учитель может провести краткий обзор содержания телеграмм.

5. Подведение итогов. Рефлексия

«Чемодан, мясорубка, корзина»

На столах у учащихся находятся картинки (чемодан, мясорубка, корзина). Задача учащихся – выбрать картинку, которая соответствует их состоянию после окончания урока.

– я готов взять знания из урока и применять их в дальнейшем;

– информацию переработаю и систематизирую;

– урок оказался не интересным, все знания выброшу

Учащиеся приклеивают свои картинки на доску, чтобы учитель видел оценку своей деятельности.

Цель: патриотическое воспитание учащихся

Ход классного часа

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь,
пожалуйста. Мы начинаем наш классный час. Сегодня
он посвящен дню снятия блокады Ленинграда.

(Левитан. Объявление о начале ВОВ). Приложение 1

Жизнь изменилась, началась война!!!

(фрагмент “Вставай страна огромная”)

Ссылка на видео http://www.youtube.com/watch?v=sailmeWkm_A

Ученик 1: 22 июня 1941 г. немецко-фашистские
войска вероломно, без объявления войны вторглись
в нашу страну. Их натиск был очень силен, они
быстро продвигались вглубь страны и к концу лета
1941 г. заняли огромную территорию Советского
Союза. В том числе они вплотную приблизились к
Ленинграду – второму по численности населения
городу СССР. К началу войны в городе проживало
более 3 млн. человек. Но самое главное заключается
в том, что Ленинград имел очень важное
стратегическое значение. Захватить Ленинград –
значит захватить побережье Балтийского моря, а
это повлекло бы за собой уничтожение Балтийского
флота. Вот почему захват Ленинграда был
важнейшей целью Гитлера и его окружения.

Ученик 2: С июля 1941 года начинается
строительство оборонительных сооружений на
подступах к Ленинграду, создаётся совет по
эвакуации. Поскольку положение на фронтах
становилось с каждым днём всё тревожнее, с июля
из Ленинграда стали вывозить жителей и
расположенные в городе заводы. К концу лета было
отправлено около ста предприятий и вывезено 500
тысяч жителей.

А между тем, немецкие войска наступали на всех
фронтах. Преодолев героическое сопротивление
советских войск и прорвавшись через народное
ополчение, которые испытывали нехватку оружия и
боеприпасов, противник 8 сентября 1941 года
перерезал последнюю железную дорогу,
связывавшую Ленинград с остальной страной, и
блокировал город. Началась героическая борьба
ленинградцев в условиях блокады.

Ученик 1: На защиту города поднялись все его
жители: 500 тыс. ленинградцев строили
оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли
добровольцами в народное ополчение, на фронт и в
партизанские отряды.

Блокада города и вражеские обстрелы
продолжались почти 900 дней. За это время на
Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и
зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тыс.
снарядов.

Ученик 2: В истории осады Ленинграда самым
трагическим периодом была зима 1941–1942 годов. Вся
тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. За
годы блокады от голода, холода, бомбёжек и
артобстрелов погибло около 1 млн. мирных жителей.
Большинство из них от голода. Люди умирали и их не
успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах.

Для Гитлера вопрос о судьбе Ленинграда решался
однозначно: город должен был подвергнуться
полному уничтожению.

Учитель: Вот выдержка из секретной
документации немецкого военно-морского штаба:

Ученик 3: В блокадном городе жители страдали
от холода: не работало центральное отопление; от
голода: сгорели продовольственные склады, запасы
закончились ,а новые завозить в город почти не
было возможности; от болезней, вызванных голодом
и холодом; от постоянных бомбежек и обстрелов. Не
работал водопровод, и люди брали воду в Неве,
зимой делали проруби. И при всем этом город не
просто выживал, он боролся, работал, сражался. Он
давал фронту танки и самолеты. Промышленность
города за 900 героических дней дала фронту более
2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000
минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и
мин.

Видео “Блокада Ленинграда”

Учитель: До января 1943 года, когда частично
была прорвана блокада города фактически
единственной связующей ниточкой между
Ленинградом и как тогда говорили “Большой
землей” была дорога по Ладожскому озеру: сначала
на кораблях по воде, а когда озеро замерзло – по
льду. Ее назвали “Дорога жизни”. В Ленинград
везли продовольствие, топливо, а обратно
вывозили людей, прежде всего детей. Немецкие
самолеты постоянно держали под прицелом “дорогу
жизни”, бомбили, ломали лед. По статистике каждая
четвертая машина уходила под воду, часто вместе с
водителем.

Видео Приложение 2

И было так на всем ходу
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь

Ссылка на видео “Дорога жизни”

Ученик 5: Жители Ленинграда – люди, сильные
духом. Помогала им в этом как могла ленинградская
поэтесса Ольга Берггольц. Она по радио читала
свои стихи.

Спустя самое недолгое время, тихий голос Ольги
Берггольц стал голосом долгожданного друга в
застывших и темных блокадных ленинградских
домах, стал голосом самого Ленинграда. Ольга
Берггольц стала поэтом, олицетворяющим
стойкость Ленинграда.

Из черных “тарелок” радио звучали
патриотические песни, летели в эфир призывы,
обращения. Активная пропаганда дикторов
оправдала себя. Город не поддался панике. Народ
верил в то, что фашисты будут с позором отброшены
от стен Ленинграда. Голос Ольги Берггольц
источал небывалую энергию. Она делала репортажи
с фронта, читала их по радио. Ее голос звенел в
эфире три с лишним года, почти ежедневно
обращаясь к героическому городу. Ее голос знали,
ее выступления ждали. Ее слова, ее стихи входили в
замерзшие, мертвые дома, вселяли надежду и Жизнь
продолжала теплиться.

Товарищ, нам горькие выпали дни, грозят
небывалые беды,
Но мы не забыты с тобой, не одни, – и это уже победа.

Можно было подумать, что с горожанами беседует
человек, полный сил и здоровья, но Ольга
Федоровна существовала на таком же голодном
пайке, как и все горожане. В ноябре 1941 года ее с
тяжело больным мужем должны были эвакуировать из
блокадного Ленинграда, но он умер от голода, и
Ольга Федоровна осталась в городе. Она не только
решила остаться в блокадном городе, она делала
все, чтобы поддерживать ленинградцев, не давая
пасть духом. Ольга Берггольц была внесена
немцами в список лиц, подлежащих после взятия
города немедленному уничтожению.

Ссылка на видео “Блокадный Ленинград. Ольга
Берггольц”

Ученик 6: Особенно тяжело в блокадном городе
было детям. Их было более 400 тысяч. Наравне со
взрослыми они переносили все невероятные
лишения, которые выпали на их долю.

Требовались рабочие. На заводы и фабрики пришли
мальчишки и девчонки. Многие из них становились
на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.
Подростки-рабочие работали в невыносимых
условиях. Голодные, они по 12-14 часов не выходили
из промерзших цехов и вносили свой вклад в
разгром врага.

Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались
пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм
хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. В
блокадном хлебе муки практически не было. Это
была смесь из всевозможных ингредиентов: отруби,
шелуха зерновых культур, опилки из коры сосны,
ветвей березы, целлюлоза. А ведь этот хлеб был
практически единственным продуктом питания.

В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39
школ. Местом учебы стали и некоторые
бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких
условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и
тяжел путь в школу. На улицах часто рвались
снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что
замерзали чернила. Ученики сидели в пальто,
шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел
выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от
голода. У всех была общая болезнь – дистрофия.
Ученики умирали не только дома, на улице, по
дороге в школу, но и прямо в классе.

Видео “Дети блокадного Ленинграда”. Приложение 3

В честь победы в битве за Ленинград над Невой
прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Видео “Прорыв блокады Ленинграда. Операция
“Искра”

Ссылка на видео http://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=wRaA-eeyuI0

Учитель: Прошло 72 года. Выросло не одно
поколение, которое никогда не знало ужасов войны.
Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы
блокады, навсегда останется в нашей памяти, в
названиях улиц и площадей, в величественных и
мемориальных комплексах

Священное место для каждого ленинградца –
Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь
похоронены сотни тысяч защитников и жителей
города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина
стоит над длинными холмами братских могил. Горит
вечный огонь.

Ссылка на видео “Пискаревское кладбище”

Опять война, опять блокада, –
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: “Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали мы от рассказов о
войне.
И о блокаде пролистали стихов достаточно
вполне”.
И может показаться правы и убедительны слова,
Но даже, если это правда, такая правда не права!
Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та
война:
Ведь эта память – наша совесть. Она как сила нам
нужна!

Будем же с благодарностью помнить подвиг
Ленинграда!

(Метроном) Приложение 4

Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми.
Они сумели совершить невозможное – пережИть
ледяной ад. И не только пережИть, но и остаться
людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит
история. От нас зависит, чтобы она не ушла
навсегда.

  • Голоса из блокады. Ленинградские писатели в
    осажденном городе (1941-1944)/Шефановская И.-Наука,1996
  • Ленинград и ленинградцы в годы блокады/
    Ковальчук В. М., Чистиков А. Н.-Лики России,2014

Методическая характеристика темы: патриотическое
воспитание подрастающего поколения всегда
являлось одной из важнейших задач современной
школы. И сегодня жизненно важно возродить в
российском обществе чувство истинного
патриотизма как духовно-нравственную и
социальную ценность, сформировать в молодом
человеке граждански активные, социально
значимые качества, которые он сможет проявить в
созидательном процессе и в тех видах
деятельности, которые связаны с защитой
российских рубежей.

Воспитание школьников в духе боевых традиций
старшего поколения, уважения к подвигам героев
формирует у подростков чувство любви к Родине,
родному краю, гордости за свое Отечество

Час общения, посвященный блокаде Ленинграда,
способствует воспитанию патриотизма,
формированию гражданской позиции воспитанниц.

Использование современных педагогических
технологий:

Форма проведения: открытое мероприятие.

Подготовительная работа: подготовка
презентации.

Оборудование: компьютер, презентация, МР3
записи музыкальных произведений о войне.

Оформление: презентация, включить
воспроизведение записи “Священная война”.

План часа общения:

27 января в Российской Федерации отмечается
День воинской славы России – День снятия блокады
города Ленинграда. Дата отмечается на основании
федерального закона “О днях воинской славы и
памятных дат России” от 13 марта 1995 г.

Петровой волей сотворен
И светом ленинским означен –
В труды по горло погружен,
Он жил – и жить не мог иначе.
Он сердцем помнил: береги
Вот эти мирные границы, –
Не раз, как волны, шли враги,
Чтоб о гранит его разбиться.
Исчезнуть пенным вихрем брызг,
Бесследно кануть в бездне черной
А он стоял, большой, как жизнь,
Ни с кем не схожий, неповторный!
И под фашистских пушек вой
Таким, каким его мы знаем,
Он принял бой, как часовой,
Чей пост вовеки несменяем!
(Н. Тихонов, 1941-1943)

Воспитатель: Началом блокады считается 8
сентября 1941 года, когда была прервана связь
Ленинграда со всей страной. Положение
осложнялось ещё и тем, что с началом войны
Ленинград наводнили не менее 300 000 беженцев из
прибалтийских республик и соседних с ним
российских областей.

В октябре жители города почувствовали на себе
явную нехватку продовольствия, а в ноябре в
Ленинграде начался настоящий голод. Были
отмечены сначала первые случаи потери сознания
от голода на улицах и на работе, случаи смерти от
истощения, а затем и первые случаи каннибализма.

В ноябре-декабре 1941 г. рабочий мог получить лишь
250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики
– всего 125 граммов. Когда 25 декабря впервые была
сделана прибавка хлебного пайка – рабочим – на 100
граммов, остальным на 75, истощенные, люди вышли на
улицы, чтобы поделиться своей радостью. Это
незначительное увеличение нормы выдачи хлеба
давало пусть слабую, но надежду умирающим от
голода людям.

Осень-зима 1941-1942 гг. – самое страшное время
блокады. Ранняя зима принесла с собой холод –
отопления, горячей воды не было, и ленинградцы
стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова
деревянные постройки. От дистрофии и холода люди
умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали
трудиться – работали административные
учреждения, типографии, поликлиники, детские
сады, театры, публичная библиотека, продолжали
работу ученые. Работали 13-14-летние подростки,
заменившие ушедших на фронт отцов.

Несмотря на нижайшие нормы выдачи хлеба, смерть
от голода ещё не стала массовым явлением, и
основную часть погибших пока составляли жертвы
бомбардировок и артиллерийских обстрелов.

Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это
самая продолжительная и страшная осада города за
всю историю человечества. Почти 900 дней боли и
страдания, мужества и самоотверженности.

Первые дни блокады Ленинграда

Буквально с первых дней блокады были введены
продовольственные карточки, закрыты школы,
ввелась военная цензура: были запрещены любые
вложения в письма, а послания, содержащие
упаднические настроения, изымались.

Блокада Ленинграда – боль и смерть

Воспоминания о блокаде Ленинграда людей,
переживших её, их письма и дневники открывают нам
страшную картину. На город обрушился страшный
голод. Обесценились деньги и драгоценности.
Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в
январе 1942 года появилась возможность вывести
большое количество людей, в основном женщин и
детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где
выдавался ежедневный паёк, были огромные
очереди. Помимо голода были и другие бедствия:
очень морозные зимы, порой столбик термометра
опускался до – 40 градусов. Закончилось топливо, и
замёрзли водопроводные трубы – город остался без
света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для
осаждённого города первой блокадной зимой стали
крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и
разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и
их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на
улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.

Я – ПРОДОЛЖЕНИЕ МОЕЙ БАБУШКИ.

Я хочу рассказать о моей бабушке Боровик
(Валуевой) Тамаре Сергеевне и её родителях,
переживших блокаду Ленинграда во время Великой
Отечественной войны.

Блокада Ленинграда – одна из самых трагических
страниц в истории нашей страны.

8 сентября 1941 года немецкие войска
захватили город Шлиссельбург (Петрокрепость),
замкнув кольцо окружения Ленинграда с суши. С
этого дня началась длившаяся почти 900 дней и
ночей блокада города. Были разорваны все
железнодорожные и автомобильные дороги.
Единственным путём сообщения с Ленинградом
оставалось Ладожское озеро, которое
обстреливалось артиллерией и самолетами
фашистов. Пропускная способность этой
транспортной артерии не соответствовала
потребностям города.

Моя бабушка на тот момент была маленьким
ребенком. Ей, четырех-летней девочке, вместе со
своей семьей предстояло пережить все ужасы войны
и блокады. .

Бабушкин папа, мой прадедушка Сергей всю, войну
проработал на обувной фабрике “Скороход” –
делал обувь для наших воинов. В самом начале
войны он записался идти добровольцем на фронт, но
из-за полученной ещё в мирное время травмы руки
его не взяли. В дни блокады он участвовал в
строительстве оборонительных рубежей города. За
свой труд в годы войны он был награжден медалью
“За оборону Ленинграда”.

Моя прабабушка Аня во время блокады работала на
швейной фабрике – шила форму для бойцов Красной
армии. По ночам дежурила на крыше дома, чтобы
тушить зажигательные бомбы, которые захватчики
сбрасывали на город.


Единый урок по блокаде ленинграда

Единый урок по блокаде ленинграда

Во время войны они жили на Международном
проспекте (ныне Московский), который стал одним
из основных фронтовых магистралей и принял
суровый военный вид. По проспекту шли танки,
артиллерия, воинские части, батальоны народного
ополчения. Во время блокады он был больше всего
подвержен бомбежке. Бабушка помнит ужасный звук
тревоги, когда нужно было бежать прятаться в
бомбоубежище во дворе. Прошло много времени, но
сейчас когда она слышит звук взрывающихся
фейерверков, приседает и закрывает уши.


Единый урок по блокаде ленинграда

Зима 1941- 1942 года была очень холодной. Морозы
превышали 30 градусов. Запасов топлива в городе не
было. Центральное отопление не работало. В домах
было холодно. Из-за отсутствия топлива с декабря
перестали давать ток электростанции, не работали
водопровод и канализация. Остановились трамваи.
Улицы не убирались и покрылись льдом и снегом. К
началу блокады в городе не имелось достаточных
запасов продовольствия, поэтому начался
массовый голод. Холод и голод сопровождались
непрерывной бомбардировкой и артиллерийским
обстрелом.

В эту зиму от голода и холода умер бабушкин брат
Слава. В феврале 1942 года, когда прадедушка был на
фабрике, а прабабушка сбрасывала
“зажигалки” с крыши дома, бабушка проснулась
от странных звуков, которые издавал ее старший
брат (ему было 6 лет). Бабушка стала будить его,
трясти, соседка пыталась накормить своим грудным
молоком, прибежавшая прабабушка нагрела воды,
чтобы отогреть его, но брат умер. Помнит, как его
помыли, завернули в простыню и положили в
соседней холодной комнате. Только в марте, когда
морозы стали слабее его на санках повезли на
Волковское кладбище. Бабушка не любит вспоминать
и рассказывать про эти страшные дни.

За годы блокады погибло до 1,5 миллиона человек.
Только 3 % из них погибли от бомбёжек и
артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода и
холода.

Прорвать кольцо блокады удалось нашим войскам
только 27 января 1944 года. Этот день является Днём
воинской славы России — День полного снятия
блокады города Ленинграда.

В этот день я обязательно поздравляю мою
бабушку.

За массовый героизм и мужество в защите Родины
в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов,
проявленные защитниками блокадного Ленинграда,
в 1965 году городу присвоена высшая степень
отличия — звание Город-герой.


Единый урок по блокаде ленинграда

Моя бабушка награждена знаком “Жителю
блокадного Ленинграда”, и приравнена к
ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945
годов.


Единый урок по блокаде ленинграда

Жизнь блокадного Ленинграда

Одновременно с этим ленинградцы всеми силами
старались выжить и не дать умереть родному
городу. Мало того: Ленинград помогал армии,
выпуская военную продукцию – заводы продолжали
работать. Восстанавливали свою деятельность
театры и музеи. Это было необходимо – доказать
врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда
не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких
примеров поразительной самоотверженности и
любви к Родине, жизни, родному городу является
история создания одного музыкального
произведения. Во время блокады была написана
известнейшая симфония Д. Шостаковича, названная
позже “Ленинградской”. Когда партитура была
готова, её доставили в осаждённый город. К тому
времени в Ленинграде уже возобновил свою
деятельность симфонический оркестр. В день
концерта, чтобы вражеские налёты не могли его
сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу
ни одного фашистского самолета! Все блокадные
дни работало ленинградское радио, которое было
для всех ленинградцев символом продолжающейся
жизни.

Дорога Жизни – пульс осаждённого города

Воспитатель: С первых дней блокады своё
опасное и героическое дело начала Дорога Жизни.
Каждый рейс был подвигом – вражеская авиация
беспрестанно совершала налёты. С риском для
жизни водители продолжали свои смертельно
опасные рейсы. Оборвать эту нить, связывающую
блокадный город со страной, немцы стремились
постоянно, но благодаря мужеству и силе духа
ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила
жизнь великому городу, она спасла тысячи жизней.
Теперь на берегу Ладожского озера находится
музей “Дорога жизни”.

Детский вклад в освобождение Ленинграда от
блокады.

Во все времена нет большего горя, чем
страдающий ребёнок. Блокадные дети – особая тема.
Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и
мудрые они изо всех своих сил наравне со
взрослыми приближали победу. В первую зиму
блокады Ленинграда много детей было
эвакуировано, но, несмотря на это по разным
причинам в городе оставалось ещё много детей.
Дворец пионеров, с началом войны перешёл на
военное положение. В конце первой блокадной зимы
оставшиеся педагоги пытались найти своих
воспитанников, и из оставшихся в городе ребят
балетмейстер А. Е. Обрант создал танцевальный
коллектив. Сначала ребят пришлось
восстанавливать от истощения, только потом они
смогли приступить к репетициям. Бойцы, успевшие
повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на
этих мужественных детей. Где только не пришлось
выступать ребятам: часто концерты приходилось
заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько
раз за вечер выступления прерывались воздушными
тревогами, бывало, юные танцоры выступали в
нескольких километрах от передовой, а чтобы не
привлекать врага лишним шумом, танцевали без
музыки, а полы застилали сеном. Ансамбль дал
около 3000 концертов. Позже ребята были награждены
медалями “За оборону Ленинграда”.

В январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду
Ленинграда. К моменту прорыва блокады в городе
оставалось не более 800 тыс. человек гражданского
населения.

В январе 1944 года блокада была полностью снята. В
результате мощного наступления Красной Армии
немецкие войска были отброшены от Ленинграда и 900
дней осады закончились.

Блокада Ленинграда – трагичная и великая
страница российской истории, унесшая более 2
миллионов человеческих жизней. Память об этих
страшных днях живёт в сердцах людей.

Родина высоко оценила подвиг защитников
города. Свыше 350 тыс. солдат, офицеров и генералов
Ленинградского фронта награждены орденами и
медалями, 226 из них присвоено звание Героя
Советского Союза. Медалью “За оборону
Ленинграда” награждено около 1,5 млн. человек.

За мужество, стойкость и невиданный героизм в
дни тяжелой борьбы с немецко-фашистскими
захватчиками город Ленинград 20 января 1945 г. был
награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 г. получил
почетное звание “Город-Герой”.

“Слава и тебе, великий город,
Сливший воедино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который,
Выстоял. Сражался. Победил”

СПб ГБПОУ “Санкт-Петербургский техникум отраслевых технологий, финансов и права”

о проведении тематического классного часа

в группе 1-С-127

классный руководитель Воронцова Елена Станиславовна


Единый урок по блокаде ленинграда

Дата проведения мероприятия – 13 сентября 2017 г.

Приглашенные гости мероприятия

– преподаватель спец.дисциплин СПб ГБПОУ “ТОТФиП” Митяшова М. П.

– педагог-психолог Е. В. Туранова

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Познакомить студентов со страшным периодом в жизни нашей страны;

Пробудить в молодежи чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Восьмого сентября 2017 г. отмечается скорбный юбилей —  со дня начала  — одного из самых страшных преступлений Второй мировой войны, совершенных нацистской Германией и ее союзниками.

Считается, что Блокада Ленинграда длилась  Однако на самом деле блокадных дней было 872 дня — с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Как утверждают сегодня историки на основании последних данных, Блокада Ленинграда унесла жизни около полутора миллионов человек, 97% жертв погибли от голода.


Единый урок по блокаде ленинграда

Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда с остальной частью СССР. Однако фактически блокада началась двумя неделями раньше — 27 августа было прервано железнодорожное сообщение города с Большой землей, на вокзалах и в пригородах Ленинграда к этому времени скопились десятки тысяч людей, пытавшихся уйти на восток. Также в городе в это время уже находились более 300 тысяч беженцев из захваченных гитлеровцами западных областей СССР и республик Прибалтики.


Единый урок по блокаде ленинграда

Ленинград вступил в войну, имея обычный запас продуктов. Продовольственные карточки были введены в городе еще 17 июля, но продукты особо не экономили, нормы были большие, и никакой нехватки продовольствия до начала блокады не было.

Однако уже к началу блокады оказалось, что в городе не было достаточных запасов продовольствия и топлива, а единственной ниточкой, связывающей Ленинград с Большой землей, была знаменитая Дорога жизни, проходившая по Ладожскому озеру и находившаяся в пределах досягаемости артиллерии и авиации противника.


Единый урок по блокаде ленинграда

Единый урок по блокаде ленинграда

Катастрофическая ситуация с продовольствием для осажденного города стала ясной 12 сентября, когда были закончены проверки продуктовых складов. Сказались не только потери из-за разбомбленных во время первых авианалетов знаменитых Бабаевских складов, где было сосредоточено значительное количество продовольствия, но и ошибки в распределении продуктов в первые два месяца войны. Первое резкое снижение норм выдачи продуктов произошло 15 сентября. После этого нормы снижались до декабря, замерев на минимальной отметке в знаменитые 125 блокадных грамм, которые полагались детям и иждивенцам.


Единый урок по блокаде ленинграда

Кроме того, с 1 сентября была запрещена свободная продажа продовольствия (эта мера действовала до середины 1944 года). Также была запрещена официальная продажа продуктов в так называемых коммерческих магазинах по рыночным ценам. При этом на черном рынке, который действовал в Ленинграде всю войну и блокаду, за ценности можно было выменять продовольствие, топливо, медикаменты и т.д.


Единый урок по блокаде ленинграда

Единый урок по блокаде ленинграда

В октябре жители города уже почувствовали явную нехватку продовольствия, а в ноябре начался настоящий голод. Особенно страшно было, когда до установления льда на Ладоге продовольствие в город доставлялось только по воздуху. Только с началом зимы Дорога жизни заработала в полную мощь, но доставленных по ней продуктов, естественно, не хватало. При этом все транспортные коммуникации находились под постоянным огнем противника.


Единый урок по блокаде ленинграда

Суровая зима 1941-42 года усугубила ужасы массового голода, что привело к огромным жертвам именно в первую блокадную зиму.

За годы блокады погибло, по разным данным, от 600 тысяч до полутора миллиона человек. На Нюрнбергском процессе речь шла о 632 тысячах погибших, однако позже это число неоднократно пересматривалось, увы, в сторону увеличения. Только 3% погибших стали жертвами бомбежек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода.


Единый урок по блокаде ленинграда

Единый урок по блокаде ленинграда

Единый урок по блокаде ленинграда

Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!

В первые месяцы блокады, несмотря на мизерные нормы выдачи хлеба, смерть от голода еще не стала массовым явлением, и большую часть погибших составляли жертвы бомбардировок и артиллерийских обстрелов.

Именно тогда на стенах некоторых домов появились знаменитые надписи: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».

Надписи делались на домах на северных и северо-восточных сторонах улиц, так как гитлеровцы вели обстрел города с юга и юго-запада — из дальнобойных орудий, установленных на Пулковских высотах и в Стрельне.

Это связано с тем, что обстрел Ленинграда велся только с территорий, оккупированных немецкими войсками, финские части, замыкавшие блокаду с севера, город почти не обстреливали. В Кронштадте такие надписи наносились на юго-западных сторонах улиц, поскольку немцы вели обстрел со стороны оккупированного Петергофа.


Единый урок по блокаде ленинграда

Единый урок по блокаде ленинграда

Самая знаменитая надпись на четной «солнечной» стороне Невского проспекта была сделана летом 1943 года двумя девушками — бойцами Местной противовоздушной обороны (МПВО) Татьяной Котовой и Любовью Герасимовой.

Увы, настоящие надписи на стенах не сохранились, однако в 1960—1970-е годы часть из них была воссоздана в знак памяти о героизме ленинградцев.


Единый урок по блокаде ленинграда

Единый урок по блокаде ленинграда

Единый урок по блокаде ленинграда

Единый урок по блокаде ленинграда

Единый урок по блокаде ленинграда

Единый урок по блокаде ленинграда

Подвиг Ленинграда был отмечен еще до окончания войны. Приказом верховного главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады. Вместе с Ленинградом этого звания были удостоены еще три города — Сталинград, Севастополь и Одесса.


Единый урок по блокаде ленинграда

Список использованных источников

Цели и задачи:

Оборудование: презентация, аудиозапись с военными песнями, весы, кусочек хлеба, плакаты, карточки, корзины, каска, стол, скатерть, свеча, цветы.

1. Здравствуйте, ребята! Наш классный час посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Я хочу рассказать вам об одной из героических и одновременно трагических военных страниц – блокаде Ленинграда.

2. Ребята, какие чувства вы испытываете, когда слышите слова «война»? Запишите их на листочках и положите в «Корзину чувств» (дети прикрепляют в корзину слова и читают их)

Да ребята, война это страх, это голод, это жестокость, это боль, это страдание.

3. Стоит над рекой Невой город большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженик. У каждого города есть свое лицо, своя судьба. Не раз за свою историю город менял имя. Сейчас это город Санкт-Петербург, а в страшные годы Великой Отечественной войны он назывался Ленинградом. И тема нашего классного часа «Блокадный Ленинград».

4. В августе 1941 года фашисты рвались к Ленинграду. Они хотели стереть этот город с лица земли. И не смотря на героические усилия Красной Армии к осени 1941 года город оказался в кольце, то есть фашисты окружили город со всех сторон. И начались суровые 900 дней «блокады»

6. И уже зимой 1941 года в городе не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками, ленинградцы жили в неотапливаемых домах. Смерть входила во все дома. Свыше 600000 ленинградцев погибло от артобстрелов, бомбардировок и голода.

7. Враги думали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его.

Но гитлеровцы просчитались. Люди, блокадного Ленинграда, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

8. Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. И люди, едва державшиеся на ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба по 5-10 грамм. А ведь это был для каждого кусочек жизни. Они думали, что девочка начнет тут же жадно есть. Но этого не случилось. Она рассказала. Что умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для нее.

9. Не смотря ни на что, в осажденном городе работало 39 школ. Местом учебы стали некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дети учились.

Дети шатались от голода, болели. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось, и прямо в классе.

Девочка руку протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула,
А оказалось – умерла.
Никто не обронил ни слова
Лишь хрипло
Сквозь метельный стон
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон.

10. Единственным продуктом питания был хлеб, но его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года рабочим составляла 250 граммов, всем остальным – 125 граммов.

11. Люди умирали, но не сдавались. Они гибли от бомбежек и артобстрелов, от холода и голода.

Ленинградская девочка Таня Савичева – символ блокадного ада.

12. Она жила на тихой 2-й линии Васильевского острова, на улице Большого проспекта, возле академии художеств. Савичевы жили большой и дружной семьей. В семье Савичевых было 5 детей. Старший брат Леонид, работал строгальщиком на адмиралтейском заводе. Когда началась война, Таня училась в третьем классе 35-й школы, Васильевского района, на берегу реки Невы. На одной из дверей висит табличка: «В этом классе училась Таня Савичева».

13. Таня Савичева известна всему миру, благодаря своему дневнику, в котором записывала даты смерти своих родных, умерших от голода и холода в осажденном Ленинграде. Всего 9 маленьких листочков – 42 слова, с трудом выведенных обессиленной рукой, стлали документом потрясающей силы. Прочитаем эти страшные страницы.

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи»
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.»
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942»
«Умерли все». « Осталась одна Таня».

14.13 мая 1942 года маленькая Таня осталась одна. Вместе с другими детьми блокадного Ленинграда Таню вывезли в Горьковскую область, деревню Шатки, где через несколько месяцев она умерла от туберкулёза.

Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром, Савичева Таня,
Со своей немыслимой судьбой!

15. На могиле девочки побывали многие известные люди. В их числе певица Эдита Пьеха. В 1972 году побывав на могиле и возложив цветы к маленькому памятнику, она уехала, сказав на прощание «Я приеду к тебе с песней!» Вскоре Эдита Пьеха и в самом деле появилась в Шатках с новой песней. Это была «Баллада о Тане Савичевой», которую написал композитор Евгений Дога (слушаем музыку).

Практическая часть после 15 слайда

Я предлагаю вам создать уголок памяти Тани Савичевой, девочке, которая была вашей ровесницей и перенесла столько страданий.
Я думаю, что каждый из вас захочет внести свой вклад в создание уголка памяти.

Я предлагаю вам поработать в группах:

Первая группа будет взвешивать суточную норму хлеба для детей и стариков в блокадном Ленинграде.

Вторая группа у нас посчитает, сколько лет, месяцев и дней в девятистах днях «блокады» (2 года, 5 месяцев и 20 дней)

А вам я предлагаю оформить плакат, посвященный Тане Савичевой.

16. После войны Ленинградцы в память о девятистах днях блокады посадили аллею из 900 берез. Ровно столько, сколько дней длилась блокада.

Вот мы и создали уголок памяти Тани Савичевой.

Прошу всех встать и почтить память Тани Савичевой и всех погибших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания. Вечная память героям! (музыка)

Ребята, к сожалению, с каждым годом ветеранов Великой отечественной войны становится все меньше и меньше. А те, что живы, уже очень старенькие.

Запишите, какие бы слова благодарности вы хотели сказать этим людям, которые защищали нашу Родину в годы войны от фашистов.

(дети приклеивают листочки и читают слова)

Люди!
Покуда стучатся сердца,
Помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!

Вот и закончилось наше занятие. Молодцы, все очень хорошо и дружно работали сегодня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *