единый урок оказание доврачебной помощи

ШМИДТ Артур Рудольфович

учитель ОБЖ ГБОУ Школы № 883, инструктор Учебно-методического центра Российского союза спасателей, руководитель мобильного отряда ВДЮОД «Школа Безопасности», награжден почетной грамотой Департамента образования г. Москва

Умение оказывать первую помощь пострадавшим является важной составляющей профессиональной компетентности педагога. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи (п. 11 ч. 1 ст. 41).

Материалы курса знакомят слушателей с основами оказания первой помощи. Автор расскажет о том, какой перечень мероприятий включает в себя первая помощь, каковы юридические основы оказания первой медицинской помощи. Вы узнаете, как грамотно осмотреть пострадавшего и определить тяжесть повреждений.

Подробнее узнать о правилах оказания первой медицинской помощи и овладеть практическими навыками, которые в экстремальной ситуации помогут сохранить здоровье и жизнь пострадавшим, вы можете пройдя обучение на курсе «Правила оказания первой помощи: практические рекомендации для педагогов».

Модуль является демонстрационной версией данного курса.

Печатные материалы к модулю не предусмотрены.

Дистанционная форма обучения

Курс содержит видеоматериалы

Срок прохождения курса:

от 1 дня до 6 месяцев с момента оплаты.

  • показать значение первой медицинской помощи;
  • научить детей оказать первую медицинскую
    помощь при кровотечениях, переломах, обмороке;
  • закрепить знания о кровеносной,
    опорно-двигательной системах;
  • развивать кругозор детей, мышления, память,
    внимание;
  • воспитывать морально-волевые качества
    личности, коллективизм, взаимопомощь.

Оборудования: медицинская сумка, телефон,
платок, жгут и т.

Вводная беседа.

Закаливание организма.

Изучение новой темы:

а) Виды кровотечений. Остановка кровотечения.

б) Переломы и первая помощь при переломах.

в) Шок. Обморок.

III. Что и для чего? Закрепление темы.

Обобщение урока.

Ход урока

Учитель: Как можно правильно закаляться?

Дети: Солнцем, воздухом, водой.

У: А для чего нам нужно закаляться?

Д: Чтобы организм лучше защищал себя от холода и
жары, заболеваний.

У: Какие правила существуют при закаливании?

Д: Постепенность, системность, регулярность и
т.

(Обобщение по опорной схеме №1 “Закаливание
организма”

Изучение новой темы.

Загадка о “скорой помощи”.

У: А урок у нас сегодня необычный. Сегодня мы не
просто ученики одного класса, а медицинский
персонал “Скорой помощи”. Для чего нужна
“Скорая помощь?” В каких ситуациях мы к ней
обращаемся?

Д: Когда человеку стало внезапно плохо,
произошел несчастный случай, ему необходимо
оказать первую медицинскую помощь. Это поможет
сохранить не только здоровье, но и жизнь
человека.

У: Правильно. Но до приезда “Скорой помощи”
можно оказать первую необходимую помощь. В таких
ситуациях нельзя терять драгоценные секунды. А
если несчастье произошло в лесу, далеко от
медпункта?

Д: Нужно оказать первую помощь и помочь
больному добраться до ближайшего медпункта.

У: Правильно. Мы уже изучали гигиену организма
на предыдущих уроках. Именно это позволит нам
сегодня быть медицинскими работниками.

III. Стук в дверь. Заходят два помощника. Один –
имитирован ожог, он говорит о том, что нечаянно
обжегся, кожа покраснела и “горит”.

Второй – имитирована рана на пальце, он говорит
о том, что порезал палец, течет кровь.

У: Ребята, есть желающие, которые смогут помочь
пострадавшим людям? А все необходимое для этого у
нас имеется.

(На столе: дезинфицирующие средства, бинты,
вата, холодный компресс, холодная вода в миске).

Участники одновременно оказывают помощь
пострадавшим. После этого они разъясняют, что и
как надо помочь пострадавшему.

У: Спасибо вам ребята, за оказанную помощь. А
теперь вопрос всему классу: какие виды
кровотечений вы знаете?

Д: Венозные, артериальные, капиллярные.

(Рассказ учеников по опорной схеме №2 “Виды
кровотечения”)

Остановка кровотечения

Первая помощь при капиллярном или венозном
кровотечении (наложение давящей повязки):

а) наложить на кровоточащую рану стерильную или
чистую ткань;

б) поверх положить плотный валик из бинта или
ваты;

в) туго прибинтовать.

Первая помощь при артериальном кровотечении
(наложение жгута):

а) конечность приподнять вверх;

б) на место наложения жгута наложить какую-либо
ткань;

в) жгут затянуть до остановки кровотечения

(1-й тур жгута наиболее тугой, 2-й тур накладывать
с меньшим натяжением, остальные – с минимальным,
туры жгута должны ложиться рядом друг с другом,
не ущемляя кожи);
г) под жгут положить записку с указанием времени
наложения жгута.

Первая помощь при артериальном кровотечении
(наложение жгута -закрутки):

а) использовать подручные материал (ремень,
платок, косынка, полотенце и т

б) на место наложения жгута – закрутки наложить
какую-либо ткань;

в) сделать из подручного материала петлю,
диаметром в 1,5 – 2 раза превышающую окружность
конечности;

г) петлю надевают узлом вверх, под узел
вставляют палочку длиной 20 – 25 см;

д) свободную часть петли с помощью палочки
закручивать до остановки кровотечения, затем
палочку зафиксировать к конечности.

У: Ребята, а как помочь человеку, у которого
загорелась одежда?

Д: На него немедленно нужно накинуть одеяло,
брезент, плащ или другую плотную ткань и крепко
прижать к телу. Если одежда продолжает тлеть,
залить ее водой и только после этого очень
осторожно снять, стараясь не повредить кожу, не
обрывая прилипшие к телу кусочки ткани.

Звенит телефон.

У: – Алло, что случилось?

– Упал с дерева? Хорошо я посоветуюсь с ребятами.

– Ребята, как вы думаете, что могло произойти?

Д: У мальчика перелом или вывих.

У: Какие виды переломов бывают?

Д: Бывают открытые и закрытые переломы.

У: А чем отличаются?

Д: При закрытом переломе кость повреждена, но
наружу кость не выходит. При открытом переломе
поврежденная кость через раны выходит наружу. Открытый перелом опаснее еще тем, что через рану
может в организм проникнуть инфекция.

У: Что нужно сделать, чтобы помочь
пострадавшему человеку?

Д: При переломах в первую очередь нужно придать
пострадавшей кости неподвижность. Для этого чаще
всего приходиться накладывать
импровизированную шину. (палку, доску, кусок
фанеры и т. ) Шина должна быть такой длины, чтобы
она смогла захватить по крайней мере два сустава
– выше и ниже перелома, а при переломах плеча или
бедра – три сустава. Подшины часто вместо ваты и
марли приходится прокладывать белье.

Если перелом открытый, то кожу вокруг раны
нужно продезинфицировать.

(Обобщение по опорной схеме №3
“Переломы”)

Переломы

Первая помощь при переломе ключицы:

а) руку согнуть в локтевом суставе;

б) прибинтовать руку к туловищу или наложить
повязку Дезо.

Первая помощь при переломе плечевой кости:

а) согнуть руку в локтевом суставе;

б) смоделировать форму шины по здоровой руке;

в) наложить шину от плечевого сустава до
пальцев кисти, захватывая суставы- плечевой,
локтевой и лучезапястный;

г) шину прибинтовать к руке поверх одежды (при
отсутствии шины для иммобилизации использовать
картон, дощечки и т

д) руку повесить на косынку или бинт.

Первая помощь при переломе костей предплечья:

в) наложить шину от средней трети плеча до
кончиков пальцев;

г) шину прибинтовать к руке поверх одежды ( при
отсутствии шины для мобилизации использовать
картон, дощечки и т

Первая помощь при переломе костей кисти и
пальцев:

а) наложить шину по ладонной поверхности
предплечья от кончиков пальцев до локтевого
сгиба;

б) шину прибинтовать к руке поверх одежды;

в) руку повесить на косынку или бинт.

Первая помощь при переломе бедренной кости:

а) одну (длинную) шину или доску накладывают по
наружной поверхности ноги и туловища от стопы до
подмышечной впадины;

б) другую (короткую) шину или доску накладывают
по внутренней поверхности ноги от стопы до паха;

в) шины прибинтовать к ноге поверх одежды.

Первая помощь при переломе костей голени:

а) одна шина накладывается по наружной стороне
ноги от верхней или средней трети бедра до стопы;

б) другая шина накладывается по внутренней
стороне ноги от верхней или средней трети бедра
до стопы;

в) обе шины прибинтовать к ноге поверх одежды.

Первая помощь при открытом переломе
(например, костей голени):

а) наложить стерильную (чистую) повязку на рану;

б) одна шина накладывается по наружной стороне
ноги от верхней или средней трети бедра до стопы;

в) обе шины прибинтовать к ноге.

Дается задание: человек потерял сознание и не
дышит. Ваши действия, перечисляйте по пунктам.

1) Необходимо искусственное дыхание и массаж
сердца.

2) Положить пострадавшего на спину, лучше – на
что-нибудь (щит, доску).

3) Ноги приподнять, голову запрокинуть

4) Через чистый платок вдувать изо рта в рот
воздух.

(Обобщение по опорной схеме №4 “Шок. Обморок”)

Шок. Обморок.

Первая помощь при шоке:

а) прекратить воздействие травмирующих
факторов;

б) восстановление нарушенного дыхания и
сердечной деятельности (первичное
реанимационное пособие);

в) временная остановка кровотечения (наложение
двоящий повязки или жгута);

г) борьба с болью (иммобилизация при переломах);

д) наложение асептической (чистой) повязки;

е) придать пострадавшему удобное
(функциональное) положение;

з) обеспечить приток свежего воздуха,
расстегнуть тесную одежду;

ж) вызвать “03”.

Первая помощь при обмороке:

а) уложить пострадавшего на спину;

б) приподнять ноги, положить под них валик из
одежды;

в) расстегнуть тесную одежду;

г) обеспечить приток свежего воздуха;

д) дать понюхать нашатырный спирт.

III. Что и для чего?

У: – А теперь я вам представляю медицинскую
сумку. Назовите предметы, находящиеся в ней, и их
назначение.

У: Что это и для чего? (показываю).

Д: – Жгут. Применяется при сильных кровотечениях
и переломах.

– Бинты – при открытых кровотечениях и
переломах.

– Йод – при кровотечениях.

– Резиновая труба – для искусственного дыхания.

– Аммиак – при потере сознания (обморок,
солнечный удар).

– Медицинская перевязочная косынка.

У: В каких случаях применяются эти предметы?

Д: При первой медицинской помощи.

Обобщение урока.

– Итак, ребята, давайте, перечислим необходимые
действия при переломе, кровотечении, солнечного
удара?

Если вы сможете использовать полученные вами
знания, и окажете первую медицинскую помочь
пострадавшему вовремя вы спасете кому-то жизнь.

Спасибо за урок. До свидания!

единый урок оказание доврачебной помощи

Родители не могут быть всегда рядом с ребенком и защищать его от любых опасностей, но в наших силах научить детей помогать себе в опасной ситуации. Какими бы маленькими и беззащитными они нам ни казались, самое время научить их некоторым правилам первой помощи.

Не важно, сколько лет вашему ребенку: научите его, что делать в критических ситуациях, чтобы он мог спасти свою жизнь.

Научите их главным телефонам спасения

Важно научить детей номерам телефонов экстренных служб, но еще важнее обучить, в каких ситуациях следует по ним звонить и какую информацию сообщать. Вбейте телефон МЧС в список быстрого набора на домашнем телефоне (и промаркируйте ее ярким цветом, например, с помощью лака для ногтей), а также проведите с детьми несколько тренировок. Пусть они «звонят» в различные службы спасения и рассказывают, что случилось. Мы рекомендуем проводить тренировки раз в полгода, чтобы навык стал автоматическим: к сожалению, многие дети и взрослые в критической ситуации не могут вовремя получить помощь, так как теряются и иногда даже забывают собственный адрес.

Научите, как останавливать кровь

Большинство кровотечений можно остановить, если просто как следует нажать или перетянуть в области пульса. Научите детей, что если у него или у кого-то рядом сильно идет кровь, стоит перетянуть с помощью футболки или шарфа участок тела ниже раны, а также обязательно прикрепить к повязке бумажку с указанием времени, когда была наложена повязка. И, конечно же, немедленно обратиться за помощью.

Научите, как делать искусственное дыхание

Если вашему ребенку 10 лет и более, его сил уже должно хватить, чтобы провести эффективные действие по восстановлению дыхания. Если вы сами не умеете делать искусственное дыхание, возможно, самое время научиться?

Научите, что делать при ожоге

Самое главное, что должны дети об ожогах: первое, что нужно сделать — это сунуть пострадавший участок под холодную воду, желательно проточную. И ни в коем случае не мазать место ожога маслом, кремом или аналогичными средствами, которые могут повысить температуру кожи. Холодная вода или лед — и к взрослым за помощью!

Научите, что делать при травмах глаза

Первое правило: что бы ни происходило с глазами, ни в коем случае нельзя их тереть. Лучше всего зажмуриться как можно крепче: скопившиеся слезы помогут «вымыть» любой посторонний предмет, который попал в глаз. Если это не поможет, то нужно держать пострадавший глаз закрытым — и бежать за помощью.

Научите, что делать при укусе пчелы

Аккуратно провести пальцем по месту укуса: пчелы обычно оставляют жало, наполненное ядом. Его нужно срочно удалить и немедленно обратиться за помощью. Если у малыша есть аллергия на укусы насекомых, научите его, что нужно обязательно принять лекарство, обратиться за помощью к взрослым и обязательно сказать им про аллергию.

Научите, что делать при солнечном ударе

В случае если человек долго находился на солнце в жаркий день и у него заметно участилось дыхание, повысилась температура, а кожа стала очень сухой и горячей, это значит, что случился солнечный удар. Объяснить ребенку, что ему нужно помочь перейти в место, куда не попадают прямые лучи солнца, дать выпить воды и положить на лоб смоченную холодной водой ткань.

Научите, что делать при укусе животного

Во время игр с беспризорными животными на улице, один неверный жест — и недружелюбным шипением ребенок может не отделаться. Объясните вашему чаду, что если его укусила собака или кошка, необходимо промыть рану перекисью водорода, смазать края йодом и обязательно обратиться за помощью к родителям или сразу в больницу.

Научите, что делать при травме

Во время активных игр дома и на свежем воздухе, может случиться вывих, растяжение или даже перелом. Необходимо обездвижить конечность и, если есть возможность, приложить холод, а после обязательно позвонить родителям.

Научите, что делать при ссадине

Даже во время прогулки ребенок может получить ссадину. В этой ситуации необходимо смочить салфетку водой и промокательными движениями промыть рану. Обработать ссадину перекисью водорода, края раны смазать зеленкой. Заклеить бактерицидным пластырем.

Научите, что делать при носовом кровотечении

У ребенка при различных обстоятельствах может пойти кровь из носа. При виде крови испуг одолевает взрослых, что уж говорить о ребенке. Важно объяснить малышу, что надо приподнять голову, чтобы остановить кровотечение. Затем наложить на переносицу салфетку, смоченную в холодной воде. Удалить застывшую кровь ватным жгутиком, смоченным в перекиси водорода.

Научите, что делать при обморожении

Зимой тоже хочется гулять, играть в снежки и лепить снеговика. Заигравшись, дети не замечают, как получают обморожение. Осознание приходит, когда уже перестают «слушаться» пальцы рук. Поэтому необходимо знать первые действия при такой ситуации. Надо согреть обмороженный участок тела, но только в теплой, а не горячей воде. Смочить промокательным движением любым спиртосодержащим раствором. Наложить повязку и выпить горячего чая.

Научите, что делать, если в пальце заноза

Для взрослых заноза в пальце — это обычный пустяк. Но ребенок может не справиться и загнать занозу еще глубже или занести в ранку инфекцию. В этом случае главное — аккуратность. Расскажите, что нужно обработать пинцет перекисью водорода и аккуратно извлечь занозу (вытаскивать занозу нужно именно под тем углом, под которым она вошла в рану).

Эти простые правила, приведенные выше, предназначены именно для того, чтобы максимально просто объяснить вашему малышу действия в критичные моменты. Когда-нибудь они могут спасти жизнь и здоровье человеку. Обучите своего ребенка этим доступным вещам, чтобы он умел вести себя грамотно в чрезвычайных ситуациях. Но помните, если в экстренном случае вы не уверены в правильности и безопасности своих действий, то лучше этого не делать.

НОМЕРА ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ ДЛЯ МОБИЛЬНЫХ И СТАЦИОНАРНЫХ ТЕЛЕФОНОВ

112 – ЕДИНЫЙ НОМЕР СЛУЖБ СПАСЕНИЯ

101 – ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

102 – ПОЛИЦИЯ

103 – СКОРАЯ ПОМОЩЬ

104 – СЛУЖБА ГАЗА

121, 123 – «РЕБЕНОК В ОПАСНОСТИ»

Оказание первой медицинской помощи

Большинство людей, оказавшись на месте теракта, впадают в панику и не знают, что им делать до приезда медиков. А между тем дорога буквально каждая минута, главное – понимать, как правильно оказать первую помощь.

Остановить кровотечение, не промывать рану, не извлекать инородные тела и глубоко дышать — вот основные действия, которые могут помочь пострадавшим при теракте.

Длительность факта изоляции человека специалисты считают ключевым моментом для состояния пострадавших. Оптимально она не должна превышать 30 минут. Если дольше — у тяжелых пострадавших могут развиться опасные для жизни осложнения или просто наступит смерть.

Известно, что в связи с несвоевременным оказанием медицинской помощи при катастрофах, инцидентах, любых происшествиях, где есть пострадавшие, в течение первого часа погибает до 30% пострадавших, через три часа — до 70%, а через шесть часов — до 90% (из тех, кто при своевре­менном оказании первой медицинской помощи имел бы возможность выжить).

Эти цифры показывают: первая помощь при терактах нужна чем скорее, тем лучше, до приезда медиков.

На месте катастрофы или теракта вам надо справиться с тремя проблемами, которые убивают людей быстрее всего:
– внешняя угроза;
– сильное кровотечение;
– проблемы с дыханием.

Их надо ликвидировать в той же приоритетности. Вам надо сфокусироваться лишь на этих трёх вещах и количество выживших будет максимально.

Первая помощь — это комплекс срочных мер, направленных на спасение жизни человека. Несчастный случай, резкий приступ заболевания, отравление — в этих и других чрезвычайных ситуациях необходима грамотная первая помощь.

Согласно закону, первая помощь не является медицинской — она оказывается до прибытия медиков или доставки пострадавшего в больницу. Первую помощь может оказать любой человек, находящийся в критический момент рядом с пострадавшим. Для некоторых категорий граждан оказание первой помощи — служебная обязанность. Речь идёт о полицейских, сотрудниках ГИБДД и МЧС, военнослужащих, пожарных.

Умение оказать первую помощь — элементарный, но очень важный навык. В экстренной ситуации он может спасти чью-то жизнь. Представляем вашему вниманию 10 базовых навыков оказания первой помощи.

Алгоритм оказания первой помощи

Чтобы не растеряться и грамотно оказать первую помощь, важно соблюдать следующую последовательность действий:

  • Убедиться, что при оказании первой помощи вам ничего не угрожает и вы не подвергаете себя опасности.
  • Обеспечить безопасность пострадавшему и окружающим (например, извлечь пострадавшего из горящего автомобиля).
  • Проверить наличие у пострадавшего признаков жизни (пульс, дыхание, реакция зрачков на свет) и сознания. Для проверки дыхания необходимо запрокинуть голову пострадавшего, наклониться к его рту и носу и попытаться услышать или почувствовать дыхание. Для обнаружения пульса необходимо приложить подушечки пальцев к сонной артерии пострадавшего. Для оценки сознания необходимо (по возможности) взять пострадавшего за плечи, аккуратно встряхнуть и задать какой-либо вопрос.
  • Вызвать специалистов: 112 — с мобильного телефона, с городского — 03 (скорая) или 01 (спасатели).
  • Оказать неотложную первую помощь. В зависимости от ситуации это может быть:
    восстановление проходимости дыхательных путей;сердечно-лёгочная реанимация;остановка кровотечения и другие мероприятия.
  • восстановление проходимости дыхательных путей;
  • сердечно-лёгочная реанимация;
  • остановка кровотечения и другие мероприятия.
  • Обеспечить пострадавшему физический и психологический комфорт, дождаться прибытия специалистов.

Признаки жизни: пульс

Признаки жизни: дыхание

Признаки жизни: реакция значков на свет

Искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ) — это введение воздуха (либо кислорода) в дыхательные пути человека с целью восстановления естественной вентиляции лёгких. Относится к элементарным реанимационным мероприятиям.

Типичные ситуации, требующие ИВЛ:

  • автомобильная авария;
  • происшествие на воде;
  • удар током и другие.

Существуют различные способы ИВЛ. Наиболее эффективным при оказании первой помощи неспециалистом считается искусственное дыхание рот в рот и рот в нос.

Если при осмотре пострадавшего естественное дыхание не обнаружено, необходимо немедленно провести искусственную вентиляцию легких.

Техника искусственного дыхания рот в рот:

  • Обеспечьте проходимость верхних дыхательных путей. Поверните голову пострадавшего набок и пальцем удалите из полости рта слизь, кровь, инородные предметы. Проверьте носовые ходы пострадавшего, при необходимости очистите их.
  • Запрокиньте голову пострадавшего, удерживая шею одной рукой.

Не меняйте положение головы пострадавшего при травме позвоночника!

Первые 5–10 выдохов должны быть быстрыми (за 20–30 секунд), затем — 12–15 выдохов в минуту.

Очистите верхние дыхательные пути

Запрокиньте голову пострадавшего назад

Сделайте искусственное дыхание

Непрямой массаж сердца

Если вместе с дыханием отсутствует пульс, необходимо сделать непрямой массаж сердца.

Непрямой (закрытый) массаж сердца, или компрессия грудной клетки, — это сжатие мышц сердца между грудиной и позвоночником в целях поддержания кровообращения человека при остановке сердца. Относится к элементарным реанимационным мероприятиям.

Внимание! Нельзя проводить закрытый массаж сердца при наличии пульса.

Техника непрямого массажа сердца

  • Уложите пострадавшего на плоскую твёрдую поверхность. На кровати и других мягких поверхностях проводить компрессию грудной клетки нельзя.
  • Определите расположение у пострадавшего мечевидного отростка. Мечевидный отросток — это самая короткая и узкая часть грудины, её окончание.
  • Отмерьте 2–4 см вверх от мечевидного отростка — это точка компрессии.
  • Положите основание ладони на точку компрессии. При этом большой палец должен указывать либо на подбородок, либо на живот пострадавшего, в зависимости от местоположения лица, осуществляющего реанимацию. Поверх одной руки положите вторую ладонь, пальцы сложите в замок. Надавливания проводятся строго основанием ладони — ваши пальцы не должны соприкасаться с грудиной пострадавшего.
  • Осуществляйте ритмичные толчки грудной клетки сильно, плавно, строго вертикально, тяжестью верхней половины вашего тела. Частота — 100–110 надавливаний в минуту. При этом грудная клетка должна прогибаться на 3–4 см.

Грудным детям непрямой массаж сердца производится указательным и средним пальцем одной руки. Подросткам — ладонью одной руки.

Если одновременно с закрытым массажем сердца проводится ИВЛ, каждые два вдоха должны чередоваться с 30 надавливаниями на грудную клетку.

Найдите мечевидный отросток

Установите ладонь на точку компрессии

Осуществляйте ритмичные толчки грудной клетки

Непрямой массаж сердца младенцу

Непрямой массаж сердца подростку

Непрямой массаж сердца взрослому

Если во время проведения реанимационных мероприятий у пострадавшего восстановилось дыхание или появился пульс, прекратите оказание первой помощи и уложите человека на бок, положив ладонь под голову. Следите за его состоянием до прибытия медиков.

При попадании пищи или инородных тел в трахею, она закупоривается (полностью или частично) — человек задыхается.

Признаки закупоривания дыхательных путей:

  • Отсутствие полноценного дыхания. Если дыхательное горло закупорено не полностью, человек кашляет; если полностью — держится за горло.
  • Неспособность говорить.
  • Посинение кожи лица, набухание сосудов шеи.

Очистку дыхательных путей чаще всего проводят по методу Геймлиха.

  • Встаньте позади пострадавшего.
  • Обхватите его руками, сцепив их в замок, чуть выше пупка, под рёберной дугой.
  • Сильно надавите на живот пострадавшего, резко сгибая руки в локтях.

Не сдавливайте грудь пострадавшего, за исключением беременных женщин, которым надавливания осуществляются в нижнем отделе грудной клетки.

Если пострадавший потерял сознание и упал, положите его на спину, сядьте ему на бёдра и обеими руками надавите на рёберные дуги.

Для удаления инородных тел из дыхательных путей ребёнка необходимо повернуть его на живот и похлопать 2–3 раза между лопатками. Будьте очень осторожны. Даже если малыш быстро откашлялся, обратитесь к врачу для медицинского осмотра.

Обхватите пострадавшего сзади под реберной дугой

Сильно надавите на живот пострадавшего

Если человек без сознания, сядьте ему на бедра и обеими руками надавите на реберные дуги

Остановка кровотечения — это меры, направленные на остановку потери крови. При оказании первой помощи речь идёт об остановке наружного кровотечения. В зависимости от типа сосуда выделяют капиллярное, венозное и артериальное кровотечения.

Остановка капиллярного кровотечения осуществляется путём наложения асептической повязки, а также, если ранены руки или ноги, поднятием конечностей выше уровня туловища.

При венозном кровотечении накладывается давящая повязка. Для этого выполняется тампонада раны: на рану накладывается марля, поверх неё укладывается несколько слоёв ваты (если нет ваты — чистое полотенце), туго бинтуется. Сдавленные такой повязкой вены быстро тромбируются, и кровотечение прекращается. Если давящая повязка промокает, сильно надавите на неё ладонью.

Чтобы остановить артериальное кровотечение, артерию необходимо пережать.

Точки прижатия артерий

Техника пережатия артерии: сильно прижмите артерию пальцами или кулаком к подлежащим костным образованиям.

Артерии легкодоступны для пальпации, поэтому данный способ весьма эффективен. Однако он требует от лица, оказывающего первую помощь, физической силы.

Если кровотечение не остановилось после наложения тугой повязки и прижатия артерии, примените жгут. Помните, что это крайняя мера, когда другие способы не помогают.

Техника наложения кровоостанавливающего жгута

  • Наложите жгут на одежду или мягкую подкладку чуть выше раны.
  • Затяните жгут и проверьте пульсацию сосудов: кровотечение должно прекратиться, а кожа ниже жгута — побледнеть.
  • Наложите повязку на рану.
  • Запишите точное время, когда наложен жгут.

Жгут на конечности можно накладывать максимум на 1 час. По его истечении жгут необходимо ослабить на 10–15 минут. При необходимости можно затянуть вновь, но не более чем на 20 минут.

Накладывайте жгут через одежду или мягкую подкладку выше раны
или как можно ближе к ней, выше колена или локтя

Проведите жгут под конечностью и растяните,
затяните первый виток жгута и убедитесь, что кровотечение прекратилось

Последующие витки жгута накладывайте с меньшим усилием по восходящей спирали,
захватывая предыдущий виток примерно наполовину. Забинтуйте рану. Вложите под жгут записку с указанием даты и времени наложения

Перелом — нарушение целостности кости. Перелом сопровождается сильной болью, иногда — обмороком или шоком, кровотечением. Различают открытые и закрытые переломы. Первый сопровождается ранением мягких тканей, в ране иногда заметны обломки кости.

Техника оказания первой помощи при переломе

  • Оцените тяжесть состояния пострадавшего, определите локализацию перелома.
  • При наличии кровотечения остановите его.
  • Определите, возможно ли перемещение пострадавшего до прибытия специалистов.

Не переносите пострадавшего и не меняйте его положения при травмах позвоночника!

  • Обеспечьте неподвижность кости в области перелома — проведите иммобилизацию. Для этого необходимо обездвижить суставы, расположенные выше и ниже перелома.
  • Наложите шину. В качестве шины можно использовать плоские палки, доски, линейки, прутья и прочее. Шину необходимо плотно, но не туго зафиксировать бинтами или пластырем.

При закрытом переломе иммобилизация производится поверх одежды. При открытом переломе нельзя прикладывать шину к местам, где кость выступает наружу.

Наложите шину на предплечье

Наложите шину на голень

Наложение шины при переломе бедра

Ожог — это повреждение тканей организма под действием высоких температур или химических веществ. Ожоги различаются по степеням, а также по типам повреждения. По последнему основанию выделяют ожоги:

  • термические (пламя, горячая жидкость, пар, раскалённые предметы);
  • химические (щёлочи, кислоты);
  • электрические;
  • лучевые (световое и ионизирующее излучение);
  • комбинированные.

Градация ожогов по глубине поражения

При ожогах первым делом необходимо устранить действие поражающего фактора (огня, электрического тока, кипятка и так далее).

Затем, при термических ожогах, поражённый участок следует освободить от одежды (аккуратно, не отдирая, а обрезая вокруг раны прилипшую ткань) и в целях дезинфекции и обезболивания оросить его водоспиртовым раствором (1/1) или водкой.

Не используйте масляные мази и жирные кремы — жиры и масла не уменьшают боль, не дезинфицируют ожог и не способствуют заживлению.

После оросите рану холодной водой, наложите стерильную повязку и приложите холод. Кроме того, дайте пострадавшему тёплой подсоленной воды.

Для ускорения заживления лёгких ожогов используйте спреи с декспантенолом. Если ожог занимает площадь больше одной ладони, обязательно обратитесь к врачу.

Обморок — это внезапная потеря сознания, обусловленная временным нарушением мозгового кровотока. Иными словами, это сигнал мозга о том, что ему не хватает кислорода.

Важно отличать обычный и эпилептический обморок. Первому, как правило, предшествуют тошнота и головокружение.

Предобморочное состояние характеризуется тем, что человек закатывает глаза, покрывается холодным потом, у него слабеет пульс, холодеют конечности.

Типичные ситуации наступления обморока:

  • испуг,
  • волнение,
  • духота и другие.

Если человек упал в обморок, придайте ему удобное горизонтальное положение и обеспечьте приток свежего воздуха (расстегните одежду, ослабьте ремень, откройте окна и двери). Брызните на лицо пострадавшего холодной водой, похлопайте его по щекам. При наличии под рукой аптечки дайте понюхать ватный тампон, смоченный нашатырным спиртом.

Если сознание не возвращается 3–5 минут, немедленно вызывайте скорую.

Когда пострадавший придёт в себя, дайте ему крепкого чая или кофе.

Утопление и солнечный удар

Утопление — это проникновение воды в лёгкие и дыхательные пути, которое может привести к смерти.

Первая помощь при утоплении

Тонущий человек хватается за всё, что попадётся под руку. Будьте осторожны: подплывайте к нему сзади, держите за волосы или подмышки, держа лицо над поверхностью воды.

  • Положите пострадавшего животом на колено, чтобы голова была внизу.
  • Очистите ротовую полость от инородных тел (слизь, рвотные массы, водоросли).
  • Проверьте наличие признаков жизни.
  • При отсутствии пульса и дыхания немедленно приступайте к ИВЛ и непрямому массажу сердца.
  • После восстановления дыхания и сердечной деятельности положите пострадавшего набок, укройте его и обеспечивайте комфорт до прибытия медиков.

Извлеките пострадавшего из воды

Проведите реанимационные мероприятия

Уложите пострадавшего на бок, дождитесь специалистов

В летний период опасность представляют также солнечные удары. Солнечный удар — это расстройство работы головного мозга, вызванное длительным пребыванием на солнце.

  • головная боль,
  • слабость,
  • шум в ушах,
  • тошнота,
  • рвота.

Если пострадавший по-прежнему остаётся на солнце, у него поднимается температура, появляется одышка, иногда он даже теряет сознание.

Поэтому при оказании первой помощи прежде всего необходимо перенести пострадавшего в прохладное проветриваемое место. Затем освободите его от одежды, ослабьте ремень, разуйте. Положите ему на голову и шею холодное мокрое полотенце. Дайте понюхать нашатырный спирт. При необходимости сделайте искусственное дыхание.

При солнечном ударе пострадавшего необходимо обильно поить прохладной, слегка подсоленной водой (пить часто, но маленькими глотками).

Перенесите пострадавшего в тень

Сделайте охлаждающие компрессы

Переохлаждение и обморожение

Переохлаждение (гипотермия) — это понижение температуры тела человека ниже нормы, необходимой для поддержания нормального обмена веществ.

Первая помощь при гипотермии

  • Заведите (занесите) пострадавшего в тёплое помещение или укутайте тёплой одеждой.
  • Не растирайте пострадавшего, дайте телу постепенно согреться самостоятельно.
  • Дайте пострадавшему тёплое питьё и еду.

Не используйте алкоголь!

Занесите пострадавшего в тепло

Дайте пострадавшему горячее питье

Переохлаждение нередко сопровождается обморожением, то есть повреждением и омертвением тканей организма под воздействием низких температур. Особенно часто встречается обморожение пальцев рук и ног, носа и ушей — частей тела с пониженным кровоснабжением.

Причины обморожения — высокая влажность, мороз, ветер, неподвижное положение. Усугубляет состояние пострадавшего, как правило, алкогольное опьянение.

  • чувство холода;
  • покалывание в обмораживаемой части тела;
  • затем — онемение и потеря чувствительности.

Первая помощь при обморожении

  • Поместите пострадавшего в тепло.
  • Снимите с него промёрзшую или мокрую одежду.
  • Не растирайте пострадавшего снегом или тканью — так вы только травмируете кожу.
  • Укутайте обмороженный участок тела.
  • Дайте пострадавшему горячее сладкое питьё или горячую пищу.

Поместите пострадавшего в тепло

Снимите с него примерзшую одежду

Укутайте обмороженный участок тела

Отравление — это расстройство жизнедеятельности организма, возникшее из-за попадания в него яда или токсина. В зависимости от вида токсина различают отравления:

  • угарным газом,
  • ядохимикатами,
  • алкоголем,
  • лекарствами,
  • пищей и другие.

От характера отравления зависят меры оказания первой помощи. Наиболее распространены пищевые отравления, сопровождаемые тошнотой, рвотой, поносом и болями в желудке. Пострадавшему в этом случае рекомендуется принимать по 3–5 граммов активированного угля через каждые 15 минут в течение часа, пить много воды, воздержаться от приёма пищи и обязательно обратиться к врачу.

Кроме того, распространены случайное или намеренное отравление лекарственными препаратами, а также алкогольные интоксикации.

В этих случаях первая помощь состоит из следующих шагов:

Промывание желудка возможно только в том случае, если пострадавший в сознании.

  • Растворите в стакане воды 10–20 таблеток активированного угля, дайте выпить это пострадавшему.
  • Дождитесь приезда специалистов.

Первая психологическая помощь

На месте катастрофы:

По возможности сохраняя спокойствие, необходимо покинуть место источника травмы, помогая в этом также и другим пострадавшим

Важно: неспециалистам не следует пытаться оказывать первую помощь другим на месте катастрофы. Убедиться в том, что опасности больше нет, они технически не могут — а в случае, когда она есть, задержка приведет к тому, что спасать придется ещё и всех, кто задержался для оказания помощи. Тут знаете, как? — как в самолёте предупреждают: в случае разгерметизации кабины вначале наденьте кислородную маску на себя, и только потом — на ребенка. Если ближе к катастрофам земным — то вначале удалите из места катастрофы себя вместе со всеми, кого можете прихватить без потери скорости удаления.

Выйдя из зоны непосредственной опасности, нужно оказать первую помощь прежде всего себе, потом близким

Важно: первое, что требуется — оценить обстановку. При наличии физических повреждений прежде всего необходимо оказать доврачебную помощь. В случае серьезных повреждений — вызвать скорую, наложить повязки, и т. В общем, обеспечить всю ту помощь, которая требуется помимо психологической, для того, чтобы пострадавшие вернулись в безопасный мир — домой, на работу и т.

Если близкий вам человек находится в ступоре (остановившийся взгляд, неподвижность и т. ) — не отпускайте его одного. Обнимите и поезжайте домой вместе с ним, рассказывая о своих планах словами: «Сейчас сядем в такси, поедем домой, я всё время буду с тобой» и т.

Если в ступоре находится незнакомец — вы можете ему помочь, просто подойдя поближе, взяв за руку, начав разговаривать: «Кто вы? Могу ли я чем-то вам помочь?» Можно похлопывать человека по плечу, прикрыть чем-то теплым, если началась дрожь, побуждать разговаривать. Слёз бояться не следует: выражение эмоционального аффекта — это гораздо лучше, чем ступор.

Дома, после случившегося:

Острый эмоциональный шок, в норме — от 3 до 5 часов с момента происшествия

Это время невероятного психического напряжения. Мобилизуются все психические резервы личности, и человеку необходимо что-то делать, по возможности — целесообразное: выбираться из места катастрофы, обследоваться у врача, сообщать на работу о случившемся, успокаивать родственников, и т.

В это время следует позаботиться о следующем этапе, обеспечить себе будущую возможность отдыха, от реагирования и восстановления сил. Пытаться насильно «загонять» человека отдыхать на этом этапе не нужно: какой уж тут отдых, когда тело дрожит, как провод под напряжением, сердце выпрыгивает из груди и голова кружится от волнения. Поднявшуюся энергию лучше сливать в деятельность, психологическая помощь будет в том, чтобы подсказать ему направление этой деятельности.

Психофизиологическая демобилизация, от 1 до 3 суток с момента происшествия

Это время тоски и растерянности. Накатывает ощущение собственного бессилия и паника, возникает вопрос «За что мне это? Почему именно я?», возможна тошнота и рвота, снижение аппетита, тяжесть в голове и забывание элементарных вещей. Хочется забиться в норку и там сидеть, не высовываясь.

Наилучшей помощью на этом этапе будет — обеспечить человеку покой. Взять на себя все бытовые задачи, организовать ему возможность отдыха, быть рядом, но не требовать от него какого-либо взаимодействия. По-прежнему желателен тактильный контакт — держать за руку, чаще и дольше обнимать, можно без всяких слов. Если пострадавший — ребенок, то необходимо быть готовым к некоторому регрессу: те умения, которые у него уже были достаточно усвоены, могут куда-то пропасть, чаще и больше ребенок будет проситься на ручки, и желательно обеспечить ему эту возможность.

Стадия разрешения, от 3 до 12 суток с момента происшествия

Обычно на этой стадии человеку кажется, что он вернулся в норму: он возвращается к работе, активной деятельности и т. Однако в этот период ещё сохраняется сниженный эмоциональный фон, повышенная утомляемость, ограничение контактов с окружающими, снижение эмоцинальной окраски речи и замедленость движений. Часто появляются кошмарные сновидения, в которых пострадавший заново переживает весь ужас происшедшего. К концу этого периода появляется желание выговориться, направленное обычно на тех близких, которые не были свидетелями катастрофы.

На этой стадии с пострадавшим нужно разговаривать о том, что произошло, как произошло, и какие чувства он испытал, когда это происходило. Можно выслушать историю несколько раз, желательно обнимать, гладить по голове и выражать своё сочувствие другими тактильными способами, побуждать к эмоциональным реакциям, а не успокаивать. Злиться, плакать и рыдать в этой ситуации — нормально: подобное отреагирование является естественным биологическим механизмом совладания с психотравмирующей ситуацией. Не нужно говорить: «Не плачь, успокойся!» — лучше что-нибудь типа «Да, я представляю, как тебе было тяжело, и твои слёзы вполне оправданны».

Стадия восстановления, начинается приблизительно с 12-го дня после происшествия

Человек действительно возвращается в норму по объективным наблюдениям. Возвращается эмоциональная окраска речи и мимических реакций, сновидения перестают быть кошмарными, возвращается способность радоваться и шутить, активизируется межличностное общение, состояние тела стабилизируется: прекращаются непривычные головные боли, возвращается полноценный аппетит, отсутствует тошнота, уменьшается усталость и другие астенические проявления.

К сожалению, если восстановление по каким-то причинам произошло не полностью, то именно в этот момент начинают проявляться психосоматические расстройства, связанные с желудочно-кишечным трактом, сердцем и т. , и невротические реации — фобии, навязчивые действия, депрессия и т. Поэтому в течение месяца после катастрофы необходимо особенно внимательно следить за самочувствием, и, если в течение месяца состояние пострадавшего не пришло в норму — обращаться к специалистам.

Тема урока: Оказание первой помощи
пострадавшим.

Вид урока: Урок-лекция с постановкой
обучающей проблемы.

Тип урока: Комбинированный с элементами
деловой игры.

Использованные методы: Монологический с
элементами диалога, с применением микрогрупп.

Образовательная: Обобщить и
систематизировать знания и умения студентов,
обеспечить усвоение студентами основных правил
оказания первой помощи пострадавшим.

Развивающая: Развитие аналитического
мышления и самостоятельной деятельности
студентов.

Воспитательная: Воспитать интерес к
изучаемому предмету и ответственность у
студентов за качественное выполнение
самостоятельной работы на уроке.

Межпредметные связи: ОБЖ, ПБДД.

Обеспечение урока: Плакаты, средства для
оказания первой помощи.

Литература: 1. Белов “Безопасность
жизнедеятельности”, 2000. Айзман “Основы
безопасности жизнедеятельности и первой
медицинской помощи”, 2004.

Оказание первой помощи пострадавшим.

Богатство любого государства – это не
только природные ресурсы или
материально-культурные ценности, но в первую
очередь люди, его населяющие.

Ухудшение экологических и психологических
условий негативно сказалось на здоровье
населения России. Степень здоровья напрямую
зависит от отношения к нему на государственном и
личном уровне, т. это является критерием
безопасности народа, территории и страны в целом. Не только ухудшается состояние здоровья
населения, но и увеличиваются случаи
травмирования. Единой классификации причин
травматизма пока не создано, но можно назвать
причинами низкого уровня здоровья и высокого
уровня травматизма:

  • нездоровый образ жизни (вредные привычки;
    недостаточная двигательная активность; низкая
    мотивация на сохранение здоровья и т. п.)
  • стрессы (в различных регионах России от 60 до 90%
    населения находится в состоянии сильного
    психоэмоционального стресса)
  • ухудшение экологической обстановки во многих
    регионах России
  • несоблюдение санитарно-гигиенических норм
  • материально-технические причины (падение людей
    и предметов; прорыв воды; отравление газами;
    действие электричества и механизмов и т. п.)
  • организационно-технические причины
    (недостаточная обученность людей; не правильная
    организация работ; неудовлетворительное
    состояние производственной дисциплины;
    неисправность инструментов и т. п.)

Первая помощь – это комплекс
мероприятий, направленных на восстановление или
сохранение жизни пострадавшего, осуществляемых
не медицинскими работниками (взаимопомощь) или
самим пострадавшим (самопомощь).

Основным условием успеха при оказании первой
помощи является срочность ее оказания, знание и
умение оказывающего первую помощь.

Прежде чем приступить к оказанию первой
медицинской помощи, необходимо устранить
воздействие на организм повреждающих факторов и
оценить состояние пострадавшего. Далее
необходимо определить характер и тяжесть
полученной травмы, выполнить мероприятия по
спасению пострадавшего. В дальнейшем до прибытия
медицинского работника необходимо поддерживать
основные жизненные функции организма
пострадавшего. При необходимости принять меры
для транспортировки пострадавшего в ближайшее
лечебное учреждение.

Студенты;

Ушибы, растяжения, вывихи.

Признаки ушибов, растяжений, вывихов: боль,
отек, кровоподтек, нарушение функции
поврежденного органа.

Первая медицинская помощь:

  • наложить давящую повязку;
  • приложить холод;
  • приподнятое положение конечности;
  • при сильных болях – иммобилизация
    (обездвиживание);
  • введение ненаркотического анальгетика.

Переломы (закрытые и открытые).

Признаки делятся на достоверные и
относительные. Достоверные признаки перелома: ненормальная
подвижность в области подозреваемого перелома,
хруст в костях в момент получения травмы,
крепитация (характерное похрустывание при
ощупывании), неестественное положение
конечности, наличие в ране обломков кости при
открытом переломе. Относительные признаки
перелома: деформация конечности,
болезненность в области перелома при ощупывании,
нарушение функции поврежденной конечности.

  • обезболивание – внутримышечное введение
    анальгетиков
  • транспортная иммобилизация
  • остановка кровотечения и наложение стерильной
    повязки при открытом переломе
  • согревание пострадавшего зимой и
    предупреждение перегрева летом.

Признаки ран: боль, кровотечение, нарушение
функции поврежденной части тела.

  • остановка кровотечения;
  • наложение стерильной повязки;
  • при тяжелых ранениях ввести анальгетик;
  • при обширных ранах целесообразна
    имммобилизация;
  • согревание пострадавшего зимой и
    предупреждение перегрева летом.

Обморок выражается во внезапно наступившей
дурноте, потемнении в глазах, шуме в ушах,
головокружении, резкой слабости и потере
сознания. Дыхание становится замедленным,
поверхностным, но иногда и глубоким; наблюдается
учащение пульса; выступает холодный пот.

  • придать больному горизонтальное положение с
    низко опущенной головой и приподнятыми ногами;
  • освободить шею и грудь от стесняющей одежды;
  • обеспечит приток свежего воздуха в помещение;
  • опрыскать лицо и грудь холодной водой,
    растереть тело, дать вдохнуть нашатырный спирт;
  • уложить больного в постель, согреть, дать
    крепкий чай или кофе.

Тепловой и солнечный удары.

Симптомы: вначале пострадавший ощущает
усталость, головную боль, слабость, вялость,
сонливость, головокружение. Появляются боли в
ногах, шум в ушах, потемнение в глазах, тошнота,
иногда кратковременная потеря сознания, рвота. Позднее возникает одышка, учащается пульс,
усиливается сердцебиение. Если не оказать
помощь, то бледнеет лицо, появляется синюшный
оттенок, наблюдаются судороги мышц, бред,
галлюцинации, температура тела повышается до 41°
и выше, перестает определяться пульс и больной
может погибнуть в результате паралича дыхания.

  • перенести пострадавшего в прохладное место, в
    тень;
  • уложить, несколько приподняв ноги с помощью
    валика из одежды, подложенного под колени;
  • снять одежду и обеспечить охлаждение
    пострадавшего;
  • наладить движение воздуха и ускоренное
    испарение влаги;
  • если человек в сознании, ему нужно дать крепкий
    холодный чай или слегка подсоленную холодную
    воду;
  • если человек потерял сознание, то поднести к
    носу ватку, смоченную нашатырным спиртом;
  • если у пострадавшего отсутствует сознание,
    дыхание и не прощупывается пульс, то начать
    сердечно-легочную реанимацию.

Симптомы: при обморожении 1 степени –
побледнение кожи с потерей чувствительности,
после согревания появляются покраснение и
синюшность кожи с небольшой ее припухлостью; при
обморожении 2 степени – после отогревания на
коже появляются пузыри с кровянистым
содержанием; при обморожении 3 степени
-развивается омертвление всех слоев кожи; при
обморожении 4 степени – омертвление мягких
тканей и костей, всей конечности.

  • быстро отогреть обмороженную часть тела,
    желательно в теплом помещении;
  • поглаживание обмороженной части тела в
    направлении к сердцу;
  • при возникновении пузырей массаж делать не
    рекомендуется;
  • пострадавшему дают горячий чай или кофе,
    алкогольные напитки;
  • согревшийся обмороженный участок обтирают
    спиртом;
  • накладывают повязку со значительным
    количеством ваты;

Термические ожоги.

Различают четыре степени ожогов: 1 степень –
выраженное покраснение и припухлость кожи; 2
степень – образование пузырей; 3 степень –
омертвление слоев кожи; 4 степень – омертвление
тканей, расположенных под кожей.

Первая медицинская помощь. При ожогах 1
степени обожженную поверхность следует в
течение 10-15 мин охлаждать проточной водой, затем
обсушить и можно припудрить содой, тальком или
крахмалом. При ожогах 2 степени, если пузыри не
лопнувшие, на обожженную поверхность
накладывают сухую стерильную повязку, а если
пузыри повреждены, поверхность оставляют
открытой. 3 и 4 степени ожога предполагают
хирургическое вмешательство.

Химические ожоги.

Эти ожоги, как правило, глубокие, отличаются
замедленным течением, постепенным отторжением
омертвевших тканей, длительным заживлением. Ожоговый шок развивается редко и обычно
нетяжелый (1-2 степень).

Первая медицинская помощь. Ожоговую
поверхность обильно промывают проточной водой,
при этом смывные воды не должны попадать на
здоровые участки кожи. Затем на участки,
обожженные кислотой, накладывают повязки в виде
примочек со слабым раствором щелочи (2%-ный
раствор столовой соды), а на участки, обожженные
щелочью, – со слабым раствором кислоты (1%-ной
уксусной, 3%-ной борной).

Ожог вследствие поражения электрическим
током.

Путь тока от точки входа до точки выхода из тела
называется “петлей тока”. Нижняя петля – от
ноги к ноге, верхняя (более опасная) – от руки к
руке. Полная петля, при которой ток проходит не
только через конечности, но и через сердце,
-наиболее опасная петля, которая может вызвать
нарушение сердечной деятельности.

Первая медицинская помощь. Прежде всего
нужно освободить пострадавшего от действия
электрического тока. Затем если пострадавший в
сознании, но до этого был в обмороке или долго
находился под током, ему необходимо обеспечить
полный покой до прибытия врача или срочно
доставить в лечебное учреждение. При отсутствии
сознания, но сохранения дыхания надо положить
пострадавшего на подстилку, расстегнуть пояс и
одежду. Обеспечить приток свежего воздуха,
обрызгать водой, растирать и согревать тело,
давать нюхать нашатырный спирт. Если
пострадавший плохо дышит, но сердце работает
нормально, необходимо делать искусственное
дыхание. При отсутствии дыхания, сердцебиения и
пульса необходимо одновременно с искусственным
дыханием делать массаж сердца.

Закрепление теоретических знаний
практическими.

Студенты разбиваются по микрогруппам – 6
микрогрупп по 4 человека в каждой. Каждой
микрогруппе раздаются карточки с заданием. Студенты должны рассказать и показать как
оказать первую помощь пострадавшему при той или
иной травме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector