Единый урок наш крым

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Долинненская СОШ» Бахчисарайского района Республики Крым

Единый урок на тему : «Крым и Россия – общая судьба. Государственные символы России и Крыма»

3- А класс 18 марта 2016 года

Подготовила и провела учитель начальных классов Минайло Валентина Ивановна

ЕДИНЫЙ УРОК ” РОССИЯ И КРЫМ – ОБЩАЯ СУДЬБА. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ И КРЫМА”

Цель: Исследовать особенности символики Крыма, проследить ее сходства с российской символикой. Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России и Крыма, Конституции – основному закону страны.

Расширить представления учащихся о родной стране, государственной символике.

Воспитывать чувство гордости и патриотизма.

Орг. момент.

Звучит гимн России

– Ребята, сегодня  наш классный час начался с гимна РФ. Как вы думаете, почему?

(Гимн- это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях)

Государственный гимн является официальным символом любого государства.

-Как должны вести  себя люди при прослушивании гимна? Почему?

– Какие чувства должен испытывать человек, слушая или исполняя гимн Родины?

-Какие ещё символы государства вы знаете? (флаг, герб)

Государственный флаг, как и герб, является символом государства. Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников.

У России флаг трёхцветный. Какие это цвета и что они обозначают мы с вами сейчас узнаем.

Флаг России – триколор

Флаг России – триколор,

Три полоски ловит взор.

И у каждой новый цвет,

А у цвета свой секрет.

Снизу красный – самый яркий,

Цвет побед в сраженьях жарких,

Русской кровью что добыты

И народом не забыты.

В середине флага – синий,

Синеву родимых рек

Любит русский человек.

Сверху, словно облака,

Цвет снегов и молока.

Чистый белый – мира цвет,

Говорит он – войнам нет!

Белый цвет – берёзка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Отцом российского флага историки считают императора России Петра I. Он сам нарисовал образец знамени для торговых судов ещё в 1705 году.

-А помните ли вы последовательность расположения цветов Российского флага?

Задание. Раскрасьте флаг России в своих рабочих листах.

Гимн – торжественная песня или просто мелодия – символ государства. Он исполняется в особых, торжественных случаях: в дни торжественных праздников, собраний, когда проходят парады, в случаях победы наших спортсменов на соревнованиях. При исполнении гимна встают, слушают молча или подпевают. С января 2001 года Государственным гимном стал текст С. Михалкова на музыку А. Александрова.

-Где можно увидеть герб? (флаги, монеты, печати)

Герб – отличительный знак (эмблема) государства, города,  рода. Герб России – золотой  двуглавый орел на фоне красного  щита. В лапах у орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл,  символ власти. Он украшен  драгоценными камнями. Держава –это золотой шар с крестом на  верху

-Посмотрите на герб РФ. Что он представляет собой?

У России величавый

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Что символизирует всадник, поражающий копьем змея? (победу добра над злом)

Что символизирует двуглавый орел? (Россия – одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках – Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад при едином теле – едином направлении; символизируют в новых условиях суверенитет, как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; )

Что символизирует скипетр и держава? (единая власть и сильное государство)   Нет края на свете красивей,Нет Родины в мире светлей!Россия, Россия, Россия, –Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?Терпел пораженья любой!Россия, Россия, Россия, –Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,Тебя бережём мы и чтим,А если нарушат границу,Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:«А чем дорога вам страна?»– Да тем, что для всех нас Россия,Как мама родная, – одна!

В самолёте нам лететь,

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

-Символы нашего государства    закреплены основным законом нашей страны –конституцией РФ. В этом году  ей исполняется 22 года. Конституция РФ     была принята 12 декабря 1993 года.

Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

В истории Российской Федерации было пять конституций, включая ныне действующую. Первая была принята ещё в 1918 году, а последняя – 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования (референдума)

Много, много лет назад,Как нам люди говорят,Был придуман Он -Конституции Закон,И с тех пор за годом годЕго чествует народ,За мораль и за порядок,И не страшен нам упадок,Кто законы соблюдает,Тот, конечно, уважаетКонституцию,страну,Родину свою одну!

Ребята, наша страна – великая и мы должны гордиться ею. Быть достойными гражданами своей страны, т. каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины.

Луга и поля —

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей —

Отчизны моей.

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:

Горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое,

Голубые небеса.

Каждый городСердцу дорог,  Дорог каждый сельский дом. Все в боях когда-то взято И упрочено трудом!

Ребята, скажите, а как называется страна, в которой мы живём?

Как называется столица России?

Знаете ли вы, кто управляет нашей страной?

А как называется наша малая Родина?

Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Какая наша Родина!

Цветёт над тихой речкой яблоня.

Сады, задумавшись, стоят.

Какая Родина нарядная,

Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,

В ней рыба вся из серебра,

Какая Родина богатая,

Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,

Простор полей ласкает глаз.

Какая Родина счастливая,

И это счастье всё для нас!

Его называют зелёный остров,

Прекрасный остров, чудесный Крым.

Он с легкокрылой, стремительной чайкой

Летящей над пенной волною сравним.

Здесь всё как в легенде: скалы, пещеры,

Лозы виноградной змеиный виток,

Реки, озёра, степные просторы,

Весенний яйлы златотканый платок.

Крым – Родина наша, помните это,

Души не жалейте ради неё!

Пусть над зелёным островом нашим

Мирное, доброе солнце встаёт!

– Как называется столица Крыма?

А знаете ли вы, что флаг Крыма – тоже триколор!

Флаг Республики Крым представляет собой полотнище, состоящее из трех горизонтально расположенных цветных полос: верхней – синего цвета, составляющей одну шестую ширины Флага; средней – белого цвета, составляющей четыре шестых ширины Флага; нижней – красного цвета, составляющей одну шестую ширины Флага

Флаг Крыма поднимается

Под гимн в родной стране.

Три цвета развиваются

На древке в вышине.

Синей тонкой ленточкой

Как моря полоса,

Как юбочка у девочки

Как мамины глаза.

Под нею нежным облаком

Чистейший белый цвет.

Весну напоминает мне,

Подснежников букет.

А ниже – будто солнышко,

На флаге полоса

К небесной синеве,

И солнце улыбается

Над ним тебе и мне.

Герб Автономной Республики Крым представляет собой в червленом варяжском щите обращенного вправо серебряного грифона, держащего в правой лапе раскрытую серебряную раковину с голубой (лазоревой) жемчужиной. Грифон (крылатый лев с орлиной головой) – мифологическое существо – символ античных городов Херсонеса, Пантикапея и других, в более поздние времена – городов Севастополя и Керчи. С античных времён грифону приписывали охранные свойства. На гербе Крыма он изображён как символ хранителя и защитника республики. Голубая жемчужина символизирует Крым как уникальный уголок планеты, единство всех его народов, религий и культур. Учитель

18 марта 2014 г. Президент Российской Федерации В. Путин подписал межгосударственный Договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, в соответствии с которым в составе России образуются два новых субъекта – Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Договор вступил в силу с даты его ратификации 21 марта. Это событие имеет важное значение в новейшей российской истории.

Здравствуй, Родина моя!

Утром солнышко встает,

Нас на улицу зовёт.

Выхожу из дома я:

– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветру я,

Отвечаю солнцу я:

– Здравствуй, Родина моя!Главные слова

В детском садике узнали Мы прекрасные слова.

Их впервые прочитали:

Мама, Родина, Москва.

Пролетят весна и лето.

Станет солнечной листва.

Озарятся новым светом

Солнце ласково нам светит.

Льется с неба синева.

Пусть всегда живут на свете

Мама, Родина, Москва!

-Что вы узнали о символах России и Крыма?

– Как называется наша Родина?- Какие символы страны вам известны?

– О каких символах страны идёт речь:

Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов. (Флаг)

Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документах. (Герб)

Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. (Гимн)

Работа в парах :

Кого историки считают основателем российского флага?

Какие цвета у флага России?

Что обозначает каждый цвет на флаге?

Как надо относиться к символам своей страны?

Кроссворд «Символика России»

Золотой шар с крестом наверху. (Держава)

Птица, изображённая на российском гербе. (Орёл)

Имя воина, изображённого на гербе России и города Москвы. (Георгий)

Как иначе называется флаг? (Знамя)

Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России? (Синий)

Как называют воина, который сражается на коне? (Всадник)

Сколько голов у орла на гербе России? (две)

Столица нашей Родины. (Москва)

Торжественная песня – символ государства. (Гимн)

Какого цвета щит на гербе России? (Красного)

Заключительная часть.

-Ребята, вы хорошо справились с заданиями. Помните, что каждый гражданин должен знать символы своей страны и помнить историю их появления.

МОУ «Лобановская школа» 18. 2015. Классный час в 5-А и 5-Б классах.

Авторы материала: классные руководители 5-х классов

Макогон Т. и Бушманова А.

Единый урок по теме:

«Россия и Крым – общая судьба»

Цель: реформирование теоретических представлений о процессах самоидентификации подростков со своей страной и культурой, сохранение культурного наследия в поликультурном социуме; формирование целостного представления об общности исторической судьбы народов, населяющих Крым, а также народов России, готовность на его основе адекватно оценивать текущие политические события

Оборудование: аудиозаписи гимнов России и Крыма, хоровод дружбы , оформление классной доски изображением достопримечательных мест Крыма, презентация «Россия и Крым – общая судьба», карточки с заданиями для игры.

Вступление: Звучат гимны России и Крыма

Вступительное слово учителя:

Н: По результатам референдума Верховный Совет Республики Крым принял 17 марта Декларацию независимости, а затем обратился к Правительству Российской Федерации с просьбой включения в состав России.

: 18 марта 2014г. Президент Российской Федерации В. Путин подписал межгосударственный Договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, в соответствии с которым в составе России образуются два новых субъекта – Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Н: 20 марта Договор был ратифицирован Государственной Думой, 21 марта – Советом Федерации. Таким образом, договор вступил в силу с даты его ратификации 21 марта. Это событие имеет важное значение в новейшей российской истории.

: «Чтобы понять, почему был сделан именно такой выбор, достаточно знать историю Крыма, знать, что значила и значит Россия для Крыма и Крым для России», – сказал президент В. Путин.

Давайте заглянем в историю и увидим этот исторический путь:

( презентация о Крыме)

Н: Теперь вы знаете, каким долгим и тернистым путь возвращения Крыма на историческую Родину.

: Сейчас мы предлагаем разделиться на команды и проверить ваши знания о Крыме, России, и, конечно же, их общей судьбе.

Н: 1 конкурс: Исторический аукцион «История Крыма в датах»

Аукцион – это особый способ продажи товаров с публичных торгов, на которых право приобрести продаваемый товар или имущество достается тому, кто предложит за него наивысшую цену.

Стартовая цена (баллы) означает, что ученик может вступить в торги, назвав соответствующее количество «единиц» исторической информации о данном «товаре». «Товар» покупает тот, кто даст большую «цену», т. назовёт как можно больше сведений о нем.

1783 г. – присоединение Крыма к России.

1853-1856 гг. – Крымская война.

12 сентября 1941 – 9 июля 1942 гг. – оборона Севастополя и битва за Крым.

1954 г. – передача Крымской области из состава РСФСР в состав УССР.

18 марта 2014 г. – подписание межгосударственного Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым.

(Песня о Крыме Исп. Усеинова Мавиле)

: 2 конкурс БЛИЦ-ТУРНИР

1) Васильевской 2) Арабатской

3) Севастопольской 4) Керченской

1) Нестору Летописцу   2) Геродоту

3) Эврипиду     4) Гомеру

В 1475 году этот город-порт в Крыму был захвачен турками и назван ими «гнездом рыб». Как это словосочетание звучит по-турецки?

1) Балаклава 2) Евпатория

3) Керчь 4) Гурзуф

Русский хирург, принимавший активное участие в обороне Севастополя в годы Крымской войны.

1) Склифосовский 2) Пирогов

3) Бехтерев 4) Сеченов

Вместе с Англией, Францией и Турцией в антирусской коалиции в годы Крымской войны участвовала:

1) Австрия 2) Пруссия

3) Сардиния 4) Испания

(номер худ. самодеятельности)

Н: Конкурс 3: «Верите ли Вы, что

Верите ли Вы, что советские пионеры по традиции повязывали вокруг ветвей деревьев, росших вокруг одного из крымских зданий, свои галстуки?

Ответ: Да. После посещения музея Александра Грина школьники оставляли на старой груше алые пионерские галстуки, которые, развеваясь на ветру, напоминали алые паруса.

: Конкурс 4: Экпресс-опрос:

В рассказе Юза Алешковского «Кыш и я в Крыму» рассказывается о том, как юный герой встретил двух мальчиков – Севу и Симу. Сева и Сима – это уменьшительные от имен собственных, которые в качестве имен личных звучат для нас довольно экзотично (хотя сами по себе эти слова никак нельзя назвать экзотичными). Назовите полные имена Севы и Симы.

Ответ: Севастополь и Симферополь

Ее жилище – известная достопримечательность Крыма. Часть ее тела можно увидеть на еще более известной достопримечательности Москвы. Кто она?

Ответ: Ласточка (речь идет о «Ласточкином гнезде» и стенах Кремля).

Находящаяся в Крыму скала арочной формы покрыта желтыми лишайниками. Напишите название этой скалы из двух слов, которое совпадает с русским названием более известного объекта.

Ответ: Золотые ворота.

Сиятельный князь Потёмкин, говорят, сделал в Крыму то же, что в своё время сделал где-то в Передней Азии патриарх Ной. Что именно?

Ответ: Потёмкин стал культивировать в Крыму виноград.

Много в Крыму горных вершин: Аю-Даг, Копет-Даг. Но гора Карадаг считается единственной в своем роде в Крыму. Почему?

Ответ: Карадаг — единственный потухший вулкан в Крыму.

Зимой 1919 года действовало правительство Крыма, министром юстиции в котором был Владимир Набоков, а возглавлял правительство Соломон Самуилович. Назовите фамилию Соломона Самуиловича.

Ответ: Крым.

Молодцы! Хорошо знаете Крым! Сегодня побеждает дружба. Давайте все вместе встанем в хоровод дружбы.

Мы надеемся, что каждый из вас будет любить свою Родину, уважать и ценить традиции крымчан и жить счастливо в МИРЕ И СОГЛАСИИ!

Подписи к слайдам презентации :

Единый урок по теме: «Россия и Крым – общая судьба»

СЛАЙД 2 Крым –

это глубоко выдающийся в Чёрное море полуостров, восточная часть которого — Керченский полуостров — отделяет Азовское море от Черноморского бассейна. Крымский полуостров связан с материком на севере через узкий Перекопский перешеек (7 км), а ещё более узкий Керченский пролив (4. 5 км) отделяет Крым от Таманского полуострова на востоке. Общая площадь Крымского полуострова — 27 000 км², длина береговой линии — около 2500 км. Крым обладает уникальным местоположением, разнообразным рельефом (горы высотой до 1545 м на юге и равнинная степь на севере) и разнообразным климатом (сухой умеренно-континентальный на севере и субтропический на южном берегу). Всё это, а также богатое историческое и культурное наследие делают Крым выдающейся курортно-туристической зоной, а его стратегическое положение в Черноморском регионе придает Крыму огромное экономическое и военно-политическое значение.

988 год. Крещение Руси. В Херсонесе Таврическом происходит крещение Святого Князя Владимира, с чего начинается Крещение Руси

Из Корсуни везли мощи святых, множество икон и церковной утвари. Прибыв на Русь, Владимир прежде всего крестил двенадцать своих сыновей.

Место Крещения святого князя Владимира

1772 год.

В результате Русско-турецкой войны (1768—1774) по условиям Кучук-Кайнарджийского договора Крымское ханство получает независимость от Османской империи, на побережье Крыма располагаются гарнизоны русских войск.

Судьба Крыма была решена во время русско-турецкой войны 1768—1774 гг. Русская армия под началом Василия Долгорукова вторглась на полуостров. Войска хана Селима III были разбиты, Бахчисарай разрушен, полуостров опустошён. Хан Селим III сбежал в Стамбул. Крымская знать сложила оружие и согласилась с воцарением Сахиба II Гирея. Крым был объявлен независимым от Османской империи. В 1772 году было подписано соглашение с Российской империей о союзе, Бахчисарай получил обещание русской военной и финансовой помощи. По русско-турецкому Кучук-Кайнарджийскому миру 1774 года Крымское ханство и кубанские татары получили независимость от Турции, сохранив связи только по религиозным вопросам.

1783 год.

Вхождение Крыма в состав России.

8 апреля 1783 года Крым становится Таврической губернией в составе Российской империи (одновременно в состав России входят Тамань и вся Кубань).

Основание крепости -Севастополь

23 мая 1783 года запланировано основание Симферополя (строительство началось в 1784 году). 3 (14) июня 1783 года основан Севастополь.

1853—1856 годы.

Крымская (Восточная) война Турции и англо-французской коалиции против России. Хотя практически на всех фронтах — у Кронштадта и Соловецких островов, на Камчатке и на Кавказе — союзники не добиваются успехов и терпят поражение, в Крыму благодаря превосходству в количестве кораблей англичанам и французам удается оккупировать южную часть полуострова, за исключением Севастополя.

1917—1920 годы.

В России идёт Гражданская война. В Крыму «белые» и «красные» правительства несколько раз сменяют друг друга. 7 ноября — 17 ноября 1920 Рабоче-Крестьянская Красная Армия в ходе Перекопско-Чонгарской операции берёт контроль над Крымом, белые войска генерала Врангеля морем покидают полуостров.

СЛАЙД 131921 год. Образована Автономная Крымская Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР

1921. Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика (крымскотат. Qrьm Avtonomjalь Sovet Sotsialist Respublikasь, Кърым Автономиялы Совет Социалист Республикасы — в орфографии 1920-х — 30-х, совр. крымскотат. Qırım Muhtar Sotsialist Şuralar Cumhuriyeti) — государственное образование на территории Крыма образованное из части бывшей Таврической губернии Российской империи, занимавшей площадь Крымского полуострова. Существовала в 1921—1945 гг. в составе РСФСР (России), и в 1991—1992 гг. в составе УССР (Украины). (В 1945 году автономия была преобразована в Крымскую область, а в 1954 году передана в состав Украины

1941—1942 годы. Вторая оборона Крыма и Севастополя.

12 сентября 1941 — 9 июля 1942 происходила битва за Крым и вторая героическая оборона Севастополя. В итоге территория Крыма была оккупирована нацистской Германией

и Румынией, но стойкое сопротивление севастопольцев отвлекло значительные

германские силы от действий на Сталинградском направлении, что в итоге способствовало победе под Сталинградом и в целом в Великой Отечественной войне.

  • Вo вpeмя Великой Отечественной вoйны нeмeцко-румынские вoйcкa oceнью 1941 г. вторглись в Кpым.
  • Вecнoй 1944 г. coвeтcкиe вoйcкa oчиcтили Кpым oт oккупaнтoв.
  • В тoм жe гoду c пoлуocтpoвa были необоснованно выceлeны кpымcкиe тaтapы, болгары и греки, кoтopыx oбвинили в coтpудничecтвe c oккупaнтaми.
  • В 1954-1991 годах Крымская область входила в состав УССР.
  • 20 января 1991 г. в Крыму состоялся референдум по вопросу воссоздания Крымской АССР как отдельного субъекта СССР.
  • После распада СССР Крым и Севастополь оказались в другом государстве.

2014 год. «Третья оборона Севастополя и Крыма».

16 марта 2014 года

18 марта 2014 год

18 марта подписали в Кремле Договор о принятии республики в состав РФ. Это событие, которое эксперты уже назвали историческим, предваряло обращение президента Путина к законодателям, руководителям регионов и представителям гражданского общества в связи с принятием Республики Крым в Российскую Федерацию и образованием в ее составе двух новых субъектов.

Россия и Крым -общая судьба

Единый Всекубанский классный час: «Мы вместе»

(О присоединении Крыма к России)

Цель: сформировать целостное представление об общности исторической судьбы народов, населяющих Крым, и народов России и готовность на его основе адекватно оценивать текущие политические события.

– дать учащимся представление об исторических событиях, связанных с Крымом и его взаимоотношением с Россией

– содействовать выработке у школьников ценностных ориентаций, основанных на приоритете прав и свобод личности, права наций на самоопределение, свободного волеизъявления народа.

– воспитание гражданственности, патриотизма и толерантности школьников.

Ход мероприятия.

18 марта 2014 г. Президент Российской Федерации В. Путин подписал межгосударственный Договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, в соответствии с которым в составе России образуются два новых субъекта – Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Договор вступил в силу с даты его ратификации 21 марта. Это событие имело важное значение в новейшей российской истории.

С чего же всё начиналось.

Исторический экскурс.

Именно о Крыме написал великий русский поэт А. Пушкин следующие строки:

Всё живо там, всё там очей отрада,

Сады татар, селенья, города;

Отражена волнами скал громада,

В морской дали теряются суда,

Янтарь висит на лозах винограда;

В лугах шумят бродящие стада.

Киевский князь Владимир – креститель Руси, принял христианство из рук Византийской церкви именно в крымском Херсонесе, который отныне у русских будет именоваться Корсунь. Таким образом, отсюда, с Крыма, пошло распространение православия по русской земле.

Начиная с XIII века и до середины XV, полуостров фактически находится под влиянием Золотой Орды. Золотоордынцы именуют его Крым.

Уже в конце XVII – начале XVIII вв. Россия начала наступление на земли крымских ханов. Это произошло после присоединения в 1654 г. Украины к России. Основным внешним фактором, побуждавшим нашу страну продвигаться на юг, была необходимость ликвидации грабительских набегов со стороны отдельных крымско-ногайских феодалов и всего Крымского ханства на соседние страны (Россию и зависимые от нее Левобережную Украину и Кабарду). В результате, Россия начинает затяжную борьбу с Турцией и Крымом за контроль над Северным Причерноморьем. Эта борьба растянулась более чем на 100 лет (Крымские походы князя Голицына, Азовские походы Петра I, войны 1710-1711 и 1735-1739 гг. Результатом очередной русско-турецкой войны 1768-1774 годов стал Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 года, по которому турки отказались от притязаний на Крым. Через несколько лет, 7 апреля 1783 года императрица Екатерина II подписала Манифест о присоединении Крыма к России.

Таким образом, столетняя «южная битва» увенчалась триумфальной победой России, которая обеспечила себе выход к Черному морю и закрепила за собой тем самым статус великой державы

Вопросы на закрепление 1. В чем основные причины постоянных набегов крымских татар на Русь и Украину? 2. Какая битва помогла Московскому царству несколько ослабить натиск Крымского ханства на север?3. В каком году Россия присоединила Крымское ханство?

После распада СССР Крым и Севастополь оказались в другом государстве.

С этого времени в Крыму усиленными темпами шла искусственная украинизация, ущемляющая права как русского большинства, так и других народов полуострова.

В конце 2013 – начале 2014 г. на Украине разразился глубокий политико-экономический кризис, приведший к вооруженному мятежу и силовому отстранению действующего Президента Украины от власти. Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. 16 марта 2014 г. состоялся референдум о статусе Крыма. За воссоединение с Россией на референдуме в Крыму проголосовали 96,77% жителей. 18 марта 2014 года в Георгиевском дворце Кремля был подписан договор о вступлении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах новых субъектов. 21 марта 2014 года был ратифицирован Федеральный Конституционный Закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Таким образом, Крымский полуостров и город Севастополь, обильно политые русской кровью и овеянные ратной и трудовой славой, вновь оказались со своей Родиной – Россией!

Вопросы на закрепление 1. Как изменилась структура экономики Крыма за предвоенный период? 2. Почему севастопольскую оборону от гитлеровских войск называют Второй обороной Севастополя? 3. В каком году было принято решение о передаче Крыма в состав Украины?4. Какое событие побудило крымчан провести референдум о выходе из состава Украины?

Рассказ учитель сопровождает презентацией.

Единый урок наш крым

Единый классный час. Воссоединение Крыма с Россией. «В единстве

Воспитание достойных граждан, патриотов своей Родины, любви к своему

Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к истории предков,

формирование знаний о своем Отечестве, складывание эмоционально окрашенного

внутреннего образа; воспитание готовности к восприятию тех или иных явлений

национальной жизни и межэтнических отношений.

образовательная задача – освоение нового, ранее не изучаемого материала о новых

субъектах Российской Федерации, с использованием интерактивных форм

воспитательная задача – воспитание у учащихся гордости и уважения к истории

своей страны, государства в целом, ее достижениям и достоянию, воспитание

толерантности и дружеских отношений между братскими народами;

развивающие задачи – заинтересовать учащихся предлагаемым материалом, дать

им возможность самим самостоятельно продолжить изучение данной темы,

развитие у детей миролюбия, принятия и понимания людей других

национальностей, мышления и речи учащихся.

Оборудование: компьютерная презентация, музыкальные произведения, клипы.

Эпиграф к классному часу:

Союз, порядок с тишиною

Идут господствовать страною,

Где царствовала вечно ночь:

Где слабый свет луны считался

Единым светом искони.

Восстани Крым! твой сон прервался.

Тебе наступят, ясны дни.

УЧИТЕЛЬ: У каждого из нас есть неотъемлемое право любить свой родной край и

утверждать, что нет земли красивее, благодатнее, неповторимей. Только глупец будет

Единый урок наш крым

спорить, мудрый же человек согласится, хотя и добавит при этом: «Конечно, ты прав,

дорогой друг, но моя родина тоже прекрасна

Сегодняшний наш разговор пойдёт о событиях, которые произошли два года назад в

Наш урок, посвящен воссоединению Крыма с Россией. Вы не раз слышали эти слова,

но понимали ли, что они означают?

Воссоединение Крыма с Россией, которое произошло в марте 2014 года, — событие

исторического масштаба. И оно имеет несколько важнейших аспектов.

Это восстановление исторической справедливости.

Это увеличение территории и населения страны.

Это сохранение геополитически важной базы русского флота.

Это помощь соотечественникам, находящимся в сложном положении, в соответствии с

правилом нашей цивилизации «Русские своих не бросают!».

Слайд 2. Видео «Красоты Крыма».

На фоне клипа учитель читает стихотворение:

Его называют «Зеленый остров»

Он с легкокрылой стремительной чайкой,

Летящей над пенной волною, сравним.

Здесь все как в легенде:

Лозы виноградной змеиный виток.

Реки, озера, степные просторы,

Весенней яйлы златотканный платок.

Здесь сказка застыла каменной глыбой.

Здесь в танце и музыке память племен.

Здесь счастье и радость, слезы и горе —

Развеянных ветром, забытых имен.

Здесь помнят былое и степи, и горы:

Свист сабель и стрел, ураганы атак.

Грудью встречал непогоду, невзгоды,

Старый, седой великан Чатырдаг.

УЧИТЕЛЬ: Послушайте притчу:

Единый урок наш крым

Старик – отец, умирая. Призвал сыновей. Попросил каждого из них сломать

веник. Никому не удалось переломить туго связанный пучок веток. Тогда старик

попросил детей развязать веник и переломить его ветки по одной. Это сыновья

выполнили легко. И тогда отец произнес: «Только вместе вы сильны, только в единстве

ваша сила. Поодиночке каждого из вас легко сломать».

– О чем эта притча?

– Какое отношение она имеет к нашему уроку?

– Обратимся к истории.

В 1954 г. в Советском Союзе готовились отметить 300-летие воссоединения

Украины и России. Именно в связи с этим событием связано решение тогдашнего

руководства страны во главе с Никитой Сергеевичем Хрущевым передать Крымскую

область и Севастополь из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Что и было сделано с

нарушением действующего тогда конституционного законодательства РСФСР. Как писал

в начале 90-х гг. ХХ века российский писатель А. Солженицын по поводу этого акта:

«Целая область была вне всяких законов «подарена» капризом подгулявшего султана!».

Перемены всегда происходят незаметно. Мир меняется быстрее, чем мы можем себе

11 марта 2014 г в Украине разразился политический кризис. Массовые беспорядки и

кровавые столкновения сил правопорядка с митингующими оппозиционерами в Киеве.

стремясь преодолеть кризис в рамках действующего законодательства, Верховный Совет

16 марта 2014 г состоялся референдум о статусе Крыма. За воссоединение с Россией

Референдум — это всенародный опрос при решении важных вопросов в жизни

17 марта 2014 г. провозглашена Республика Крым, и в этот же день Севастопольский

городской совет попросил российские власти включить город в состав Российской

Федерации, как город федерального значения.

18 марта 2014 года в Георгиевском дворце Кремля был подписан договор о

вступлении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на

Единый урок наш крым

21 марта 2014 года ратифицирован Федеральный Конституционный Закон «О

принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе

Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального

Народ Крыма был счастлив принятым решением.

Учитель: События, произошедшие на Украине, не оставили равнодушными

россиян. Раскол Украины внутренними политическими силами страны и его последствия

остро отозвались в сердцах всех россиян, для которых понятие «братский народ»

наполнен особым смыслом.

Звучит песня В. Цыгановой «Это Крым».

– Значение Крыма для России трудно переоценить. Но для того, чтобы понять это, нужно

знать историю отношений Крыма и России.

Вспомним немного истории о названии и местоположении полуострова. Для этого

вернемся на два тысячелетия назад.

Давным-давно, а точнее – 250 миллионов лет назад, жил-был океан Тетис

отличался необычайно свирепым нравом, постоянно враждовал с Материком, напуская на

него смерчи, ураганы, гигантские волны.

И вот однажды не выдержал материк, разгневался и решил показать, что как ни

велик Океан, а лежит он на твердой основе. Взбунтовались в недрах земли тектонические

силы, забурлила магма, вздыбилось дно океана, и появился на его поверхности Крымский

полуостров. С трех сторон сдавил его Океан, хотел было проглотить. Нахмурился

Материк, и легла на его челе неизгладимая складка, которая так и осталась в виде

Альпийских, Карпатских, Крымских и Кавказских гор.

Длительной и упорной была эта борьба. То погружался Крым на дно, то вновь

выходил из пучины на поверхность. Только миллион лет назад приобрел он устойчивый

Но не осталось у него ни алмазов, ни золотых самородков. Лишь бедные железом

руды, мергель, известняк, минеральные соли да тонкие пласты газа и нефти – вот его

богатства. Но за стойкость и мужество наградой ему стала абсолютная гармония воды,

воздуха, солнца, гор. Узкая приморская кромка, словно тремя крепостными стенами,

Единый урок наш крым

оказалась защищена тремя грядами гор. Стали они надежно оберегать нежное побережье

от арктических ветров, степных суховеев, дождей и морозов.

Весть о сказочном полуострове в мгновение ока облетела весь свет. С тех пор

тысячи лет Крым удивлял и удивляет людей своей красотой. Художники увековечили

великолепные крымские пейзажи на своих полотнах. Поэты посвятили Крыму лучшие

свои произведения. Крым всегда был и остается источником вдохновения для творческих

людей. Первое впечатление о Крыме всегда остается самым сильным.

Учитель: Великий чилийский поэт Пабло Неруда назвал Крым орденом на груди

планеты Земля. Не только его, но и многих других творческих людей очаровала красота

этого края, который боги создали для себя, но затем подарили людям.

Крым – удивительное место, которое вызывало восхищение у всех, кто здесь

побывал. Не оставил он равнодушным и многих писателей, поэтов и художников,

побывавших здесь. Восхитительная природа Крыма, его бурная история,

многонациональная культура вдохновляли многие поколения творческих людей.

Полуостров Крым расположен на юге Восточной Европы, занимает выгодное экономико-

географическое и стратегическое положение. На севере полуостров соединен с материком

узким (7—23 км) Перекопским перешейком. С запада и юга полуостров омывают Черное

море, с востока — Керченский пролив, а с северо-востока — воды Азовского моря и его

залива Сиваша.

Современное название полуострова, по наиболее распространенной версии, происходит от

тюркского слова “кырым” — вал, стена, ров. До XIII века полуостров носил название

Таврика (по имени проживавших здесь древних племен тавров), с XIII века — Крымский

улус. С XV века полуостров стали называть Таврией, а после его вхождения в состав

России в 1783 г. – Тавридой. С VIII-IX вв. стали складываться экономические и

культурные связи Крыма с русскими княжествами. Арабы называли Черное море Русским

В конце Х века в древнем Херсонесе принял крещение русский князь Владимир. В XIII

веке на территорию полуострова вторглись ордынские войска, и был образован Крымский

улус, а позднее, с 1443 г. – самостоятельное Крымское ханство. В 1475 г. на Крымский

полуостров вторглись войска султанской Турции. Крымское ханство стало вассалом

На протяжении многих лет Россия вела войны с Османской империей. Большую роль в

1774 гг. , был заключен мирный договор, по которому Крымское ханство получало

независимость. В состав России вошли Керчь с крепостью Ени-Кале, крепости Азов и

Кинбурн, русские торговые суда могли свободно плавать по Черному морю. В 1783 году

Крым вошел в состав России, что было ратифицировано Ясским мирным договором (1791

) между Россией и Османской империей.

8 апреля 1783 года был издан манифест Екатерины II о вхождении Крыма в состав России,

в котором говорилось: Манифест Великой императрицы Екатерины II О присоединении

крымского полуострова, Острова Тамани и всея кубанской стороны к России «Возвращая

жителям тех мест силою сего нашего Императорского Манифеста таковую бытия их

перемену, обещаем свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего,

содержать их наравне с природными началами подданными, охранять и защищать их

лица, имущество, храмы и природную веру, коей свободно отправление со всеми

законными обрядами пребудет неприкосновенно; и дозволить напоследок каждому из них

С этого времени возрастает приток населения на полуостров Крым, растут города,

развивается торговля, сельское хозяйство. На берегу превосходной природной гавани в

1783 г. закладывается город Севастополь как база Черноморского флоте. 21 февраля 1784

года Екатерина II издает именной указ князю Г. Потемкину строить «Крепость

большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должны быть Адмиралтейство, верфь для

первого ранга кораблей, порт и военное селение».

Суворов по достоинству оценил качества бухты: «. подобной гавани не только у

здешнего полуострова, но и на всем Черном море не найдется, где бы флот лучше

сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли».

Экономика Крыма стала быстро развиваться. У небольшого городка Ак-Мечеть строится

Симферополь, ставший центром Таврической области. В 1854-1855 гг. в Крыму

разыгрались главные события Восточной войны (1853-1856), более известной под

названием Крымской. В сентябре 1854 г. соединенные армии Англии, Франции и Турции

высадились севернее Севастополя и осадили город. 349 дней продолжалась оборона

города под командованием вице-адмиралов В. Корнилова и П. Нахимова, контр-

адмирала В. Истомина. Война разрушила город до основания, но и прославила его на

весь мир.

Отрывок из письма Л. Толстого – участника обороны Севастополя. «Дух в

войсках выше всякого описания. Во времена древней Греции не было столько геройства.

Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята», говорил: «Нужно умирать, ребята,

умрете?» и войска отвечали: «Умрем, ваше превосходительство, ура!» И это был не

эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уже 22 тысячи

В ночь на 28 августа 1855 г. русская армия оставила Севастополь. В том же году

впервые в истории России было принято решение учредить медаль «За защиту

5 октября 1904 г. впервые в истории России была учреждена медаль «В память 50-

летия обороны Севастополя», которой награждали всех оставшихся в живых участников

событий, а также членов комитета по восстановлению памятников Севастопольской

обороны, историки, писатели.

Несмотря на шедшую русско-японскую войну, в России было отмечено 50-летие

обороны Севастополя. Во всех учебных заведениях России были учреждены

севастопольские стипендии, в 1905 г. в Севастополе открыта панорама Ф. Рубо «Оборона

Севастополя 1854- 1855 гг

В эпоху «Великих реформ» XIX века население Крыма удвоилось. Большое влияние

на развитие экономики края оказало строительство железных дорог до Севастополя,

Феодосии и Керчи. Крым на протяжении XIX-XX веков стал местом паломничества

писателей, поэтов, художников, композиторов. Памятные места связаны с именами А.

Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова, И. Айвазовского, А. Куинджи, И. Левитана,

Бунина, М. Волошина, А. Грина, С. Прокофьева и мн.

После Гражданской войны Крым вошел в состав Советского Союза (1922 г. ) с

образованием Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе

РСФСР. С 1945 г. – Крымская область РСФСР. С конца 1921 г. по июнь 1941 г

трудящиеся Крыма преобразили свой край. Был построен Керченский металлургический

завод им. Войкова. Значительно увеличилась добыча керченской железной руды,

природных стройматериалов и соли; развивалась промышленность.

Единый урок наш крым

В годы Великой Отечественной войны вошла в историю героическая 250- дневная

оборона Севастополя и бессмертный подвиг подземного гарнизона в керченских

каменоломнях. После провала попытки овладеть Севастополем с ходу немецко-

фашистское командование осуществило три наступления на город. В дни обороны жители

города проявили ратный и трудовой героизм. Рабочие Морского завода под обстрелом

врага ремонтировали корабли, создавали боевую технику днем и ночью, оборудовали два

бронепоезда, построили и оснастили плавучую батарею N 3, получившую название “Не

тронь меня”, которая надежно прикрывала город от налетов фашистской авиации с моря.

Немцы называли ее “Квадрат смерти”.

В дни обороны жители города проявили ратный и трудовой героизм. Рабочие

Морского завода под обстрелом врага ремонтировали корабли, создавали боевую технику

днем и ночью, оборудовали два бронепоезда, построили и оснастили плавучую батарею N

3, получившую название “Не тронь меня”, которая надежно прикрывала город от налетов

фашистской авиации с моря. Немцы называли ее “Квадрат смерти”.

Сковывая большое количество немецко-румынских войск, защитники города

спутали и расстроили планы немецкого командования. Железная стойкость

севастопольцев явилась одной из важнейших причин, сорвавших пресловутое “весеннее

наступление” немцев. Гитлеровцы проиграли во времени, в темпах, понесли огромные

За 8 месяцев обороны враг потерял у стен Севастополя до 300 тыс. солдат убитыми и

ранеными. Газета “Правда” писала: “Подвиг севастопольцев, их беззаветное мужество,

самоотверженность, ярость в борьбе с врагом будут жить в веках, их увенчает

бессмертная слава”.

За оборону Севастополя 126 воинов были удостоены высокого звания Героя

Советского Союза, тысячи награждены орденами и медалями.

После войны в Крыму началось восстановление разрушенного народного хозяйства.

Для скорейшего преодоления разрухи в городах и селах организовались отряды

добровольцев. На Крымский полуостров стали переселяться новые жители из Украины,

Курской, Московской, Пензенской, Ростовской, Рязанской областей Российской

Федерации и других районов страны. В короткий срок были восстановлены

промышленность и сельское хозяйство, возрождены города и села, реконструированы и

построены новые санатории.

29 октября 1948 года Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 761/2 «О

выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный

центр» определил статус города Севастополя в составе категории городов

республиканского подчинения РСФСР.

В 1954 году Крымская область была передана в состав УССР согласно Указу

Президиума Верховного Совета СССР без указания статуса Севастополя, являвшегося на

тот момент городом республиканского подчинения РСФСР. В указе говорилось, что Крым

является естественным продолжением южных степей Украины, и «из географических и

экономических соображений передача Крымской области в состав братской Украинской

республики целесообразна и отвечает общим интересам Советского государства». Таким

образом, были нарушены Конституция РСФСР и законодательная процедура.

– Почему мы вспоминаем об этом?

– Потому, что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом, чтобы не

повторять ошибок вновь. Это наш долг перед будущими поколениями.

В 1991 году после развала СССР 20 января в Крыму состоялся референдум по вопросу

воссоздания Крымской АССР как отдельного субъекта СССР, в котором приняли участие

1,4 млн. граждан (81,37% избирателей). За воссоздание автономной республики

проголосовало 93,26%. Но решения народа не услышали и Крым остался в составе

-Как вы думаете, что воссоединение с Крымом дает России?

– Россия получает возможность стратегического контроля над всем Черноморским

регионом. Возрастают возможности России по контролю над морским и воздушным

пространством в районе Чёрного моря, в том числе с размещением на полуострове

радиолокационных станций предупреждения о ракетном нападении.

– Россия получила полный неограниченный контроль над базой Черноморского флота в

Севастополе, а также получает все морские порты и военные базы в Крыму.

– В Россию вернулись порядка 3/4 исключительной экономической зоны Украины в

Черном и Азовском морях, включая месторождения нефти и газа. Россия вернула крупные

химкомбинаты на севере Крым, построенные в СССР и которые занимают значительную

часть мирового рынка компонентов для удобрений и реагентов для нефтепереработки.

– Вернулись судостроительные и судоремонтные предприятия Крыма.

Единый урок наш крым

– Центр дальней космической связи в Евпатории (Национальный центр управления и

испытаний космических средств) – построенный в советское время радиотехнический

центр и сейчас является критически важным для развития отечественных программ

исследования дальнего космоса, так как оснащён весьма дорогостоящим оборудованием и

имеет мало аналогов в России – телескопы близкого размера есть только в Медвежьих

Озёрах в Московской области и под Уссурийском, а для эффективной связи с

космическими аппаратами из-за вращения Земли таких центров должно быть много.

– 3 000 гектаров виноградников и крупнейшие винзаводы, в том числе знаменитый

Массандровский винзавод с его крупнейшей в мире коллекцией вин. В Крыму действуют

следующие винзаводы – Инкерманский завод марочных вин, Коктебель, Массандра,

Новый Свет. Все они являются брендами на постсоветском пространстве, а некоторые и за

его пределами.

– Вернулся весь курортно-туристический комплекс Крыма, в том числе 2500 км побережья

с многочисленными пляжами и морскими курортами. Для холодной северной страны,

которой является Россия, возвращение огромного морского курортного района имеет

огромное значение. Вхождение Крыма в состав России приведёт к тому, что значительная

часть денег, которые россияне тратят на отдых, не будет уходить за границу, а останется в

экономике страны. Вместе с Крымом экономика России увеличится и уже точно превысит

по размеру экономику Германии, став первой экономикой в Европе.

Подведение итогов.

– Крымчане гордятся просторами и красотой своей Родины. Есть на крымской земле горы,

леса и степи, моря, реки и озёра. Богата земля нефтью, природным газом, углём и другими

полезными ископаемыми. Но самое большое богатство страны – это её народ.

На территории Крыма проживает более 20 национальностей. Это русские, украинцы,

крымские татары и многие другие.

-Чем отличаются нации друг от друга?

Каждая нация имеет свои национальные традиции и обычаи, которые живут в веках

и передаются от поколения к поколению. В традициях отражается быт, взаимоотношения,

кухня, культура, другими словами – особенности и разнообразие данного народа.

– На примере всех событий мы с вами убедились, что в единении, в единстве народа

– сила России. В трудные и судьбоносные моменты истории именно единство всех

Единый урок наш крым

народов России, независимо от религиозной принадлежности, помогло отстоять свободу и

независимость нашего Отечества.

– Как вы понимаете высказывание: «В единстве – наша сила!» Приведите

исторические примеры, подтверждающие это высказывание.

Когда приходит беда, бороться с ней в одиночку невозможно, необходимо единство,

сплочённость народов, что и показал русский народ.

Клип. Любэ «Родина-мать – Мы вместе!»

Стихотворение «Зерна братства»

Нынче время не простое,

Трудно многим жить, конечно.

Но давайте все ж настроим

Мы себя на лад сердечный.

Как, смотрите, солнце светит?

Лето к нам явилось снова.

Почему бы не приветить

Нам друг друга делом, словом?

Над слабым сжалься.

Поддержи сосед соседа,

Что давно от боли сжался.

Пусть, как лед весной, растает

Отчужденность между всеми,

Ведь добро – добро рождает

В каждом сердце, словно семя.

Урожай на поле нашем

Коль его с любовью вспашем

И посеем зерна братства!

– Надеюсь, что наш разговор был не напрасным. Подумайте о сказанном сегодня. Человек

должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с миром

и собой.

Клип «Крым –рай на земле»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *