Единый урок мужества в школе

Методические материалы для проведения Всероссийского открытого «Урока Мужества»

17 октября 2022 года в российских школах проводится Всероссийский открытый «Урок Мужества», в рамках которого пройдет акция «Письмо солдату».

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями и партнерами

Подготовила: социальный педагог Колдашова Ю. И.

: формирование представлений о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.:1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;2) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины. I. Организационный момент

II. Определение темы урока(на доске написано стихотворение)Мужество – это не мода,Скорая, быстротечная,Мужество – суть мужчины,Прочная, долгая, вечная. Если зернышко смелостиС почвой подружится. Вызреет в пору спелостиЗернышко колосом мужества.:- Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?(ответ учащихся):- Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным?(ответ учащихся):- Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Назовите пожалуйста события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.:- во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и Чечне.:- давайте вспомним об этих войнах.- Великая Отечественная война началась в 22 июня 1941 года и закончилась победой нашего народа 9 мая 1945 года. Дорогой  ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На Фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу. Принято считать, что на фронте мужественно воевали только мужчины. Это далеко не так! В годы ВОВ на фронте мужественно сражались множество русских девушек и женщин.

– Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал»

– о всех сразу рассказать не возможно, но память о них жива. Что испытывала мать, потерявшая сына? Горе, горе, горе и утрату! Нельзя забыть его глаза, улыбку, слезы, его радостный смех и маханье рукой.

– И верность, и мужество,И скорбь у пожарищаВы пали за Родину,Вы с нами, товарищи. Мы будем такими жеВ любом испытанииКлянёмся!Клянёмся минутой молчания.

«Урок Мужества», посвящённый победе русского народа в Великой  Способствовать формированию патриотических чувств, через историческое прошлое (1941 – 1945г.г.) нашей страны.

учащихся с историческими событиями Великой Отечественной войны;

любознательность, патриотические чувства;

уважение к прошлому и настоящему своей страны.

: Памяти павших во время Великой Отечественной войны, а также ныне живущим ветеранам, испытавшим ужас войны, посвящается наш урок, который называется:

• В день Победы,Солдатскому братству верны,Собираются в кругВетераны войны.

• Без чинов и без званий –Иваны, Петры -Побратимы суровойВоенной поры.

• Мчится время полным ходом,Но у нас в стране роднойНе ушли в забвенье годы,Что отмечены войной.

• На уроке в первом классеТихо шепчут малыши:

• «Год Победы помнишь, Вася?Сорок пятый! Запиши!»

• «Сорок первый – сорок пятый!»Учит наша детвора.

: 22 июня 1941 года памятно всему нашему народу – это один из самых трагических дней в истории страны.

• Плечом к плечу встали на защиту Родины вместе с её армией советские люди: народное ополчение, мужественные партизаны, бесстрашные подпольщики.

: Уходили на священную войну наши деды и прадеды, уходили мальчишки и девчонки сороковых годов, уходили наши сверстники.

Пламя ударило в небо -Ты помнишь, Родина? –Тихо сказала:«Вставайте на помощь» -Родина!Кровью закат окрашенМолча идём без словМимо полей и пашен,Мимо родных лесов. Путь наш тяжёл и длинен -В горе, в слезах, в огне. Немец, заняв КалининРвётся уже к Москве.

• 30 сентября 1941года Гитлер отдал приказ о наступлении на Москву. « Тайфун» – так назвали фашисты план своего наступления. Тайфун – это сильный ветер, стремительный ураган. Ураганом стремились ворваться фашисты в Москву, обойти город с севера и юга, зажать нашу армию в огромные «клещи». Слова Гитлера были таковы: «Город должен быть окружён так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель – будь то мужчина, женщина или ребёнок – не мог его покинуть. Всякую попытку выхода подавлять силой.

: 2 октября 1941года 80 фашистских дивизий перешли в наступление. Наши войска вступили в тяжёлые оборонительные бои.

• И та была в огне жива,В войне права, Россия. И силу вдруг нашла МоскваОтветить страшной силе. Москва!Люблю тебя всем сердцем свято. Тебя иду я защищатьПо долгу сына и солдата.

: Свыше 400 тыс. жителей Москвы участвовали в строительствеоборонительных сооружений на подступах к столице и в самом городе.

• Силами населения Москвы и Подмосковья в невероятно тяжёлых условиях, зачастую под обстрелом противника было выкопано 676 км противотанковых рвов, 1650 окопов для стрелковых отделений, созданы 27641 огневая точка и 3814 дотов и дзотов, установлено 32260 противотанковых «ежей», 1321км проволочных заграждений. Из 670 предприятий местной промышленности 654 выпускали боеприпасы, оружие и воинское снаряжение.

• Дни и ночи шли наши войска из глубины страны для защиты Москвы. Люди от усталости и бессонницы валились с ног, но, понимая, что опасность грозит столице, делали всё, чтобы её отстоять.

• 16 октября 1941года через линию фронта просочился отряд вражеской мотопехоты. Навстречу мотопехоты врага устремился отряд танков БТ – 7. Они промчались по улице Горького, выехали на Ленинградское шоссе и у Химкинского моста столкнулись с противником. В 15км от Кремля все захватчики были уничтожены.

: Первое наступление врага на Москву было остановлено. И в эти грозные для столицы дни, на глазах у врага на Красной площади 7 ноября 1941года прошёл парад наших войск.

• Была Москва пургой заметена,У мавзолея ели коченели,И шла по Красной площади ВОЙНА –Усталая, в простреленной шинели. То батальоны шли с передовой,Шли на парад окопные солдаты.

: С 15ноября гитлеровцы начали второе наступление на Москву. Угроза городу нарастала с каждым днём, но наши войска дрались с небывалым героизмом.

• «Велика Россия, а отступать некуда – позади МОСКВА!» – эти слова были сказаны героем-панфиловцем Василием Клочковым. Тяжело раненый, с гранатой в руках, он бросился под танк и взорвал его вместе с собой. Героев-панфиловцев было 28 человек. Ценой своей жизни они остановили вражеские танки под Москвой. И таких мужественных героев были сотни тысяч.

• В результате хорошо подготовленного и своевременно начатого (5 – 6декабря) контрнаступления советских войск под Москвой были достигнуты военно-политические результаты.

: Потерпев поражение под Москвой, Гитлер приказал своим генералам прорваться к Волге и захватить СТАЛИНГРАД. Летом 17 июля 1942года началась СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.

Победа в городе на Волге пришла 2февраля 1943года.200 дней (17 июля 1942г. – 2 февраля 1943г.) длилась Сталинградская битва.

• От рожденья земля не видалаНи осады, ни битвы такой,Содрогалась земля,И краснели поля,Всё пылало над Волгой-рекой.

• В зное заводы, дома, вокзал,Пыль на крутом берегу. Голос Отчизны ему сказал:Город не сдай врагу. Верный присяге русский солдат,Он защищал СТАЛИНГРАД.

• Время придёт – рассеется дым,Смолкнет военный гром. Шапку, снимая при встрече с ним,Скажет народ о нём:Это железный русский солдат,Он защищал СТАЛИНГРАД.

В 1943 году развиваются военные события в районе Курска. 1943год – это время КУРСКОЙ БИТВЫ.

После Курска самым мощным было наступление советских войск на юго-западе страны, и к апрелю 1944года немецкие захватчики были разгромлены на всей территории Украины, а советские войска вышли к Государственной границе. В феврале 1945года советские войска подошли к Берлину. Но битва за Берлин началась лишь 16 апреля, после разгрома всех крупных сил противника. 30 апреля 1945года над зданием правительства Германии – рейхстагом взметнулось наше Красное знамя. Но фашисты продолжали сопротивление. И только 9 мая 1945года все гитлеровские войска сложили оружие.

• Свыше 11000 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза! За героизм и мужество званием «Город – герой» отмечены города: Москва, Ленинград, Киев, Волгоград (Сталинград), Минск, Керчь, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Брест, Смоленск, Мурманск. Брестской крепости присвоено звание «Крепость – герой».

: Давайте вспомним о людях, которые воевали в той войне, были ранены, получили награды, погибли, трудились в тылу, гнали врага до его логова.

• Четыре долгих года шла Великая Отечественная война. 1418 дней и ночей продолжалась ожесточённая битва с Германским фашизмом.

• Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла жизни почти 27млн. человек, а сколько судеб она искалечила! Но Советский Союз не просто выстоял в такой жестокой войне – он разгромил фашизм, потому что война была ВСЕНАРОДНОЙ!

• Возвращались солдаты с войныПо железным дорогам страны,День и ночь поезда их везли. Гимнастёрки их были в пылиИ от пота ещё солоныВ эти дни бесконечной весны. И прошли по Москве, словно сны,-Были жарки они и хмельны,Были парки цветами полны. В зоопарке трубили слоны –Возвращались солдаты с войны!

• Солнце светит, день пригожий. Стала вся земля моложе. Даже бабушки и дедыОт улыбок расцвели. С Первомаем!С Днём Победы!С весенним праздником Земли!!!Ведущий: Ещё Александр Невский, защищая нашу землю, сказал: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» Нам надо жить, трудиться, учиться, растить своих детей, радоваться солнцу, нам не нужны чужие земли, нам не нужна война!!!

• Мы знаем, что ныне лежит на весахИ что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах,И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мёртвыми лечь,Не горько остаться без крова,-И мы сохраним тебя, русская речь,Великое русское слово,Свободным и чистым тебя пронесём –И внукам дадим, и от плена спасёмНАВЕКИ!

В мае есть праздник, который нам очень дорог. Это – 9 мая День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов; Победы, которая спасла весь мир от угрозы порабощения фашизмом. Ни один праздник не вызывает такого трепета в душе, как День Победы.

В настоящее время, когда многое в истории нашей Родины пересматривается и переоценивается, очень много значит для молодого поколения, его нравственного здоровья воспитание в нем чувства гордости и уважения к своим дедам и прадедам, вынесшим на себе весь ужас войны. Воспитание в нем чувства патриотизма и любви к своей Родине, к родному краю, к, ветеранам войны.

С этой целью я каждый год в День Победы провожу уроки мужества, на которых мы с учениками знакомимся с ветеранами войны, читаем, слушаем о подвиге советского народа. Учимся быть патриотами своей Отчизны.

Главную цель этого урока я определяю так:

показывать героизм и мужество посланцев Башкирии в Великой Отечественной войне на примере земляков из нашего села, района, республики; воспитывать мужество, патриотизм, любовь и гордость за свою Родину; интерес к истории родного края, интерес к людям и событиям тех давних лет; обогащать и совершенствовать речь.

Ребята, через несколько месяцев  вся наша страна, весь мир будут отмечать великий праздник. Как называется этот праздник?

Когда началась Великая Отечественная война?

Когда она закончилась?

Великую победу одержал советский народ в войне 1941-1945 гг. Нелегко досталась нам эта победа. Война нанесла тяжелые раны советским людям. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они убивали женщин, стариков, детей. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе: кто потерял сына, кто отца или мать, кто сестру или брата, кто друга. Более 20 миллионов советских людей погибли в этой войне. Победа досталась нам очень дорогой ценой. Об этом должны знать и помнить все и вы, юные граждане нашей страны.

Сегодня у нас необычный урок – он будет называться уроком мужества. И мы будем учиться мужеству, узнаем о героических подвигах нашего народа.       Закончился мирный трудовой день 1941 года – 21 июня. Советские люди спокойно отдыхали после рабочего дня. А на границе зорко охраняли наш покой пограничники. Ночь была тиха, только слышны были трели и щебетания ночных птиц .

И вдруг мирный отдых, тишину границы нарушил грохот орудий, минометов, стрельба пулеметов, гул летящих бомбардировщиков . 22 июня в 4 часа утра фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну.: Как один поднялись советские люди на защиту своей Родины и свободы.

Под боевыми знаменами, овеянными славой советских войск, мужественно и стойко сражались с ненавистным врагом и башкирские воины. Сотни тысяч своих сыновей и дочерей послала на защиту Отчизны Башкирия. Башкирский народ создал кавалерийскую дивизию. Народ сам одел, обул своих бойцов. Фабрики и артели готовили тачанки и седла, шили сапоги и шапки, в деревнях катали валенки, выделяли лучших коней.

23 марта 1942 года, в годовщину образования Башкирской АССР. 112-я Башкирская кавалерийская дивизия получила Красное знамя и через несколько дней двинулась на фронт. Первые бои на Брянском фронте. Первые ордена, первые потери. Дивизия участвовала в великой битве за Волгу.

Башкирские конники отличились при взятии Чернигова и покрыли себя неувядаемой славой при форсировании Днепра. Войну кавалерийская дивизия на берегах Эльбы.

Вот строки из письма, отправленного в Москву в адрес народного комиссара обороны:

“Здесь, в Уфе. Я трижды просился на фронт. И трижды мне было отказано в этом. А мне 17 лет. Я уже взрослый, я больше принесу пользы на фронте, чем здесь. Убедительно прошу Вас поддержать мою просьбу – направить на фронт добровольцем “.

В конце этих строк стояла подпись: Александр Матросов. Прошло немногим больше года и вся страна. Весь мир узнали о его беспримерном подвиге.

23 февраля 1943 года в бою за деревню Чернушки неподалеку от города Великие Луки гвардии рядовой Матросов грудью закрыл амбразуру фашистского дзота. Ценой собственной жизни он обеспечил успех операции. Пример Александра Матросов сделался мерилом воинской доблести. В годы Великой Отечественной войны многие повторили его подвиг. В их числе воспитанник комсомола Башкирии Миннигали Хабибуллович Губайдуллин.

Два славных сына республики – русский и башкир, шагнувшие своими подвигами в бессмертие, скрепили совместно пролитой кровью дружбу народов нашей страны.

Воспитанник башкирского комсомола летчик-штурмовик Муса Гареев совершил за годы войны 250 боевых вылетов на фашистские позиции. Сотни уничтоженных, подбитых танков , артиллерийских орудий, минометов – таким был счет мести жестокому врагу отважного советского сокола. За свои героические подвиги М. Гареев был дважды удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

В годы Великой Отечественной войны наши земляки командовали полками, дивизиями, корпусами. Один из них – майор Тагир Таипович Кусимов, он вступил в 1941 году в командование полком Башкирской кавалерийской дивизии.

От бескрайной равнины сибирской До полесских лесов и болот Сокрушая железо и камень, От врага беспощадно разил.

Над Берлином победное знамя – Знамя правды своей водрузил. Он прошел через пламя и воду,Он с пути не свернул своего. Слава, слава народу-герою,Слава Армии Красной его!

Умирая за Родину, наши бойцы завещали нам беречь и защищать любимую Родину, как зеницу ока. И мы, ребята, будем свято выполнять это завещание. Давайте же почтим память погибших советских людей минутой молчания.

За годы войны 11 тыс. советских людей стали Героями Советского Союза, среди них 277 – из Башкирии.

Вот уже 69 мы живем под мирным небом, и все меньше остается в живых тех, кто сражался за нашу Родину.

Я родилась, когда все было в прошлом. Победе нашей уже много лет,Но как мне близко то, что уже в прошлом. Дай Бог вам, ветераны долгих лет!

Спасибо вам, что мы войны не знали,Что мы не слышим шум тех страшных лет,Что вы нам жизнь своею жизнью дали!Дай бог вам, ветераны, долгих лет!

Пусть каждый помнит подвиг вашей жизни,Пусть люди помнят ваши имена. Пусть прекратятся войны, что есть в миреВ тот день, когда черемуха цвела.

Да, это праздник вашей седины,Вы пережили много бед. Поклон вам низкий, до земли,

Описание урока Мужества «Мы – помним, мы – гордимся!»

Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных ориентиров собственной жизни. Поэтому перед педагогами все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания, которое необходимо воспитывать уже с младшего школьного возраста. Одной из главнейших тем патриотического воспитания в школе является тема: «Великая Отечественная война».

Данный урок формирует у учащихся чувства уважения к традициям страны, своей малой родины, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков; бережное отношение к героическому прошлому и настоящему наших земляков.

Сценарий Урока Мужества «Мы – помним, мы – гордимся!» подготовлен на краеведческом материале с использованием материалов проекта «Герои страны»; Портала «Память Народа» (электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной Войне  1941-1945 г. г»), Проекта «Дорога Памяти», сайта «Карта Памяти».

Для достижения результативности мероприятия использованы различные аудиовизуальные средства: кроссенс, доска Padlet , слайд – фильм «Бессмертный полк», ролики Акции «По зову сердца», стихотворение, информационный стенд, подготовленный к проведению классного часа.

Урок подготовлен  для проведения мероприятия в школе накануне 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Участники: учащиеся уровня начального общего образования, их родители, педагоги, родственники участников Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны.

В ходе подготовки к уроку Мужества подготовлены фотоальбомы «Страницы старого альбома», «Бессмертный полк», в которых размещены портреты и найденная информация  об участниках Великой Отечественной войны, прадедах учеников 4В класса МАОУ «СОШ № 2». Данный материал был использован при проведении классного часа.

В классном кабинете был оформлен уголок «Мы – помним, мы – гордимся!», в котором размещены фото участников Великой Отечественной Войны, прадедов учеников 4В класса.

Ход классного часа

-Ребята, сегодняшний классный час затрагивает очень важную тему для людей разных поколений. Эта тема актуальна и для нас с вами. Попробуйте определить тему нашего классного часа, разгадав кроссенс.

-Наш урок, урок мужества, посвящается нашим землякам, нашим дедам и прадедам, выстоявшим и погибшим в Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война (1941-1945г. ) продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб.

– С победного 1945 года прошло 75 лет, но человеческая память вновь и вновь обращает нас к страшным событиям Великой Отечественной войны, ставшим историей.

Память. Без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Память – это то, что связывает нас со своими корнями. Помнить своих предков, знать их судьбы очень важно, потому что прошлое неотделимо от настоящего и будущего.

– Грозное дыхание этой войны коснулось практически каждой советской семьи. Семейные архивы хранят реликвии той поры: военные награды, треугольники писем, похоронки, фронтовые фотографии, именные часы и другие вещи, в которых как бы сконцентрировалась память народа.

-Сегодня накануне Великого праздника 75-летия Дня Победы  мы поговорим   о подвиге  наших земляков, прадедов в годы Великой Отечественной  войны  1941-1945  годов.

– Познакомимся с историей нашего края, Заводоуковской земли.

-Не обошла война стороной и маленький посёлок Заводоуковск, насчитывавший всего шесть тысяч жителей. Свыше 12 тысяч жителей Заводоуковска и его района были призваны на фронт, чтобы сражаться за освобождение Родины. С  войны не вернулись 5071 человек:

-2 895 жителей Заводоуковского района погибли на войне,

-1 906 пропали без вести,

-256 умерли от ран и болезней,

-14 погибли в плену.

За геройские подвиги в боях с немецко-фашистскими захватчиками 4 человека были удостоены звания Героя Советского Союза: житель села Дроново – Мартын Пантелеевич Тепляков (15 января 1944 года), житель села Боровинка – Николай Митрофанович Щукин (23 августа 1944 года), житель села Новая Заимка – Виктор Михайлович Важенин (24 марта 1945 года), житель села Колесников –  Пётр Еремеевич Фёдоров (апрель 1945 года).

Все они были удостоены высокого звания в молодом возрасте. Ко дню присвоения звания героя Н. Щукину было 22 года, В. Важенину – 39 лет, П. Фёдорову – 31 год, М. Тепляков погиб в бою в возрасте 26 лет.

Практически во всех масштабных операциях, крупных сражениях отличились наши земляки.

Но не только армия ковала Великую Победу. Оставшиеся жители города работали в  тылу на благо фронта. Заводоуковск  дал приют  многим тысячам эвакуированных. В  годы войны в Заводоуковском  районе были размешены более двух тысяч детей блокадного Ленинграда.

В  1941 году в Заводоуковск  было эвакуировано ОКБ Воронежского авиационного завода, работавшее здесь над  проектом  первого советского реактивного истребителя БИ-1. Возглавлял завод авиаконструктор  Александр  Москалев. На созданном  в  кратчайшие сроки авиазаводе был наложен  выпуск  планеров  и многие другие виды военной авиатехники. Наиболее значимым  достижение КБ Москалева в  заводоуковской эвакуации стала постройка истребителя БИ-1.

Одним  из крупнейших  предприятий во время войны являлся Заводоуковский мехлеспункт. 11  июня 1941 года шофёр  предприятия Фатеев  выступил  с предложением отдать на фронт обороны Родины свой однодневный заработок. В результате было перечислено на нужды армии  1 070 рублей.

Осенью 1941 года в Заводоуковск была эвакуирована 1-я Московская специальная школа военно-воздушных сил (ВВС). За период войны школа выпустила более 550 специалистов, большинство из которых приняло участие в войне. Здесь обучались будущие космонавты Владимир Михайлович Комаров и Лев Степанович Дёмин, Игорь Чкалов, сын знаменитого лётчика Валерия Чкалова.

В годы войны Заводоуковский край стал одной из многих территорий страны, куда поступали раненые с фронтов. Первые раненые в эвако­госпиталь № 3519 прибыли уже  в июле 1941 года. Госпиталь те­рапевтического профиля был развернут на базе Заводоуковского санатория и рассчитан на 250 коек. Здесь по сентябрь 1944 года лечили фронтовиков с тяжелой формой туберкулеза. После лечения бойцы снова возвращались на фрон.

Заводоуковцы внесли значительный вклад  в  приближение победы. В  посёлке работали артели по производству необходимых фронту изделий, в  школах  проходили обучение эвакуированные подростки.

В  Заводоуковск  была эвакуирована юная поэтесса Юлия Друнина. Из Заводоуковска Юлия отправилась добровольцем на фронт, добравшись пешком в Ялуторовский райвоенкомат. Послушайте строки из ее стихотворения.

-Вот какую героическую историю имеет наш славный город Заводоуковск.

-К великой дате – 75-летия Великой Победы наш класс трудился над проектом «Бессмертный полк». В ходе работы мы использовали материалы проектов «Герои страны»; портала «Память Народа» (электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной Войне  1941-1945 г. г»), проекта «Дорога Памяти», сайта «Карта Памяти». Были использованы материалы, хранящиеся в домашних архивах. Итогом нашей исследовательской работы стало создание фотоальбомов «Страницы старого альбома», «Бессмертный полк», в которых размещены портреты и найденная информация  об участниках Великой Отечественной войны, наших прадедах. Был создан видеоролик «Бессмертный полк». К данному классному часу был оформлен классный уголок «Мы- помним, мы – гордимся!» В конце классного часа мы обратимся к этому уголку.

-Несколько учеников нашего класса приняли участие в Акции «По зову сердца», в рамках которой рассказали о своих прадедах.

-Давайте послушаем их рассказы.

Белых Таисия рассказывает о своем прадеде, Белых Александре Васильевиче)

Козлов Андрей рассказывает о своем прадеде Дорошенко Петре Ивановиче

Кадочникова Мария рассказывает о своем прадеде Коркине Никоне Парфеновиче

Цыбулина Вероника рассказывает о своем прадеде Тормосине Иване Софоновиче

Логачева Дарья рассказывает о своем прадеде Дубровине Якове Афанасьевиче

-Вот какими героями были наши деды и прадеды! Благодаря им наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года. Выстояло благодаря героям, совершавшим подвиги во имя страны и русского народа.

-Пусть память о годах, опаленных войной, хранится в каждом городе: в памятниках, мемориальных досках, названиях улиц; в каждой семье: в рассказах родных и близких, в хранящихся в доме письмах с фронта, военных фотографиях. У этих кадров одно имя – память. От нас зависит, сохраним мы в памяти наших героев или уйдут они в небытие. Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Забыть все горести и невзгоды, всех, кто вынес эти страшные лишения ради нас.

-Ребята! По завершению классного часа я предлагаю каждому из вас дополнить одну из фраз:

-Теперь возьмите язычки пламени красного цвета и дополните одну из фраз:

– Разместим «язычки пламени» на вечном огне.

-Каждый год 9 мая гремит Победный салют  во всех городах нашей Родины. Каждый год 9 мая в память о погибших на той жестокой войне проходит Минута молчания. В эту минуту люди молча стоят, склонив головы, вспоминают погибших и мысленно благодарят их за мирное небо.

– Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на Земле, за нашу жизнь.

-Каждый год 9 мая все люди нашей страны возлагают цветы к памятникам воинам Великой Отечественной войны.

-Я предлагаю разместить изготовленные цветы в нашем уголке, как частичку своей памяти о наших дедах и прадедах, ценою жизни принесших победу в Великой Отечественной войне.

(на уроке технологии заранее были сделаны гвоздики).

Закончить урок я хочу стихотворением поэта Виктора Турова, в котором он обращается с пожеланием к погибшим  и живым.

Погибшим и живым

Погибшим –Быть бессменно на посту,Им жить в названьях улиц и в былинах. Их подвигов святую красотуОтобразят художники в картинах. Живым –Героев чтить, не забывать,Их имена хранить в бессмертных списках,Об их отваге всем напоминатьИ класть цветы к подножьям обелисков!

мероприятия, посвящённого Дню Победы

« Этих дней не смолкнет слава!»

путешествие по городам – героям

( данное мероприятие предназначено для учащихся 10 класса)

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с героическими страницами истории России; способствовать формированию положительной нравственной оценке подвига во имя Родины, воспитанию чувств патриотизма; пробуждать интерес у детей к общественным явлениям; воспитывать уважение к людям старшего поколения.

1) показать мужество русского народа, его стойкость и веру в победу;

2) заинтересовать учащихся историческими фактами, выходящими за рамки школьной программы.

Память. Она основа будущего. Память – это благодарность старшим поколениям за боль и страдания, которые перешли в счастье жизни сегодняшней.

Война – это горький пот и кровь, это после каждого боя уменьшающиеся списки у полкового писаря, это последний сухарь во взводе, разделённый на пятерых, оставшихся в живых. Война – это письма, которых ждут и бояться получать, это погибшие молодые жизни, это несбывшиеся надежды, ненаписанные книги. В войну наше поколение научилось и любить, и верить, ненавидеть и отрицать, смеяться и плакать. Научились ценить то, что в силу привычки теряет цену в мирное дни. Вот почему, когда по случайным ассоциациям память возвращает нас к дням войны, мы начинаем больше ценить тишину, спокойный блеск солнца, прозрачность воздуха. Нашему поколению выпало счастье жить рядом с солдатами Победы, слушать их рассказы. Можно удивиться: эти люди прошли через такие испытания, а их память сохранила столько доброго и светлого. Какую же силу духа надо было иметь, чтобы, пройдя через такую войну, не изменить добру.

20 000 000 жизней потерял наш народ в той страшной битве. Но не всех героем мы можем назвать поимённо. В этом не слабость нашей памяти, а сила народа, воспитавшего тысячи отважных сыновей, чьи имена остались неизвестны. В их честь в Москве воздвигнут памятник Неизвестному солдату. Огонь, который горит у могилы называется ВЕЧНЫМ, ибо этот срок отмерила подвигу наша память.

Герои Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы, Волгограда, Севастополя, Тулы, Керчи, Бреста, Минска, Новороссийска, Мурманска и Смоленска- вы навсегда в памяти народной. Эти города названы городами –героями. Почему?

Этим городам присвоено такое звание за беспримерные подвиги горожан и солдат, пришедших на защиту города. Города сражались как люди, не уступая ни метра врагу. Давайте сегодня мы пройдём по страницам этих городов.

Чтец 1. Мне кажется: когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве по улицам идут,

Как все живые, только не поют.

Не потому, что с нами не хотят,

А потому, что мертвые молчат.

Мы их не слышим, мы не видим их,

Но мертвые всегда  среди живых.

Идут и смотрят, будто ждут ответ:

Ты этой жизни стоишь или нет?

Ведущий 2. Сталинград – крупный промышленный и культурный центр, железнодорожный узел, который связывает юг с центром страны. Летом и осенью 1942 года здесь разворачивались события, которые получили название «Великая битва на Волге». 13 сентября начался штурм города. Бои были ожесточенные, борьба шла за каждую улицу, за каждый дом. Пламя поднималось на 800 метров. Горела земля. Горела Волга. Ни на минуту не прекращались бомбежки и артобстрелы. Казалось, что все живое должно погибнуть в этом огне. Но город боролся. Вся страна знает про Дом Павлова в Сталинграде. Немцы его штурмовали несколько раз, но горстка защитников во главе с сержантом Яковом Павловым не сдала свой рубеж. « За Волгой земли для нас нет», – под этим девизом защитники города вели бои за свой город. В исключительно тяжелых условиях им удалось выстоять. А вскоре советским войскам удалось замкнуть кольцо окружения вокруг вражеских войск. В окружении оказались 22 дивизии. Более 330 тыс. немецких солдат, офицеров и генералов попали в плен. Победа под Сталинградом имела огромное значение для нашего народа. С нее начался коренной перелом в ходе войны. Бессмертный подвиг города-героя Сталинграда мы вспоминаем, посетив мемориальный комплекс – Мамаев курган.

Чтец 2. Кусок земли, он весь пропитан кровью.

Почернел от дыма плотный мерзлый снег.

Даже и привыкший  к многословью,

Здесь к молчанью  привыкает человек.

Мы на лезвиях штыков наш гнев несли,

Не жалея жизни, чтобы взять обратно

Развороченный кусок родной земли.

Ведущий 3. Севастополь – город русских моряков, крупнейшая база военно-морского флота. В первый же день войны немцы бомбили Севастополь. А осенью враг решил овладеть городом. Но встретил ожесточенное сопротивление. 250 дней продолжалась героическая оборона Севастополя.

Героическая защита Севастополя продолжалась восемь месяцев. Она вошла в историю как пример несгибаемой стойкости людей и беззаветной преданности Родине. Когда фашисты взяли город, севастопольцы продолжали героическую борьбу в тылу врага. Во время освобождения Севастополя особенно жестокие бои шли на Сапун-горе. Ровно за год до Дня Победы Севастополь – город русской боевой славы – был освобожден.

Чтец 3. Остановись, прохожий, не спеши:

Здесь Севастополь –  город бастионов.

Его железным воздухом дыши,

Чтоб навсегда остаться непреклонным.

Все вынести и , опрокинув смерть –

Пусть весь в крови и весть ты изрубцован,

Умей не на себя – вперед смотреть,

Остановись, похожий! Тишину,

Молчание холмов прочти, как эпос,

И ты увидишь всю свою страну, всю

Родину, как бастион, как крепость.

Ведущий 4. Нас встречает город Одесса. Это крупный черноморский порт. В первые же дни войны Одесса пережила вражескую осаду. Огромная армия врага стояла у стен города и не могла его взять. Черноморский флот с моря прикрывал Одессу. Город стоял насмерть. Ни на минуту не прекращалась работа заводов и фабрик. Одесситы мужественно переносили тяготы осады: бомбежки, обстрелы, голод. Наши войска все-таки вынуждены были оставить город, но длительная оборона Одессы имела очень большое значение. Она сковала большие силы противника, нанесла ему большие потери. Враг потерял под Одессой почти 160 тысяч солдат и офицеров. Подвиг защитников города-героя Одессы бессмертен.

Чтец 4. В Одессе – День освобожденья.

Честь всем Героям отдают.

И будет  праздничный салют.

Но их, увы, всё меньше с нами,

Идут не плотными рядами,

Теперь им дорог  каждый час,

Нам  – всё дороже их рассказ.

Одесса  в этот день весенний

Справляет вновь Освобожденье.

Одной  из важных тех  побед –

Важней которой в жизни нет!

Ведущий 5. Начало нашего путешествия – город Брест.

Этот город первым принял на себя удар врага и сразу же оказался в тылу, так как фашисты рвались к Москве. Но в Брестской крепости оставался гарнизон наших солдат. Они приняли решение не сдаваться. Около месяца им удавалось держаться и вести бой. « Умрем, но из крепости не уйдем» – такую клятву дали себе защитники Брестской крепости. Отрезанные от внешнего мира, от воды, с мизерными остатками продовольствия, защитники крепости сражались до конца. И хотя организованное сопротивление было подавлено к исходу 26 июня 1941года, отдельные очаги сопротивления продолжались вплоть до начала августа. Об их подвиге сложены легенды. За массовый героизм и мужество его защитников Бресту была присвоена высшая степень отличия – звание «Город-герой».

Чтец5. Каждый год у развален Бреста

Старый дед с сигаретой сидит,

И не может найти себе место

Груз былого на сердце лежит.

Вспоминает тот день жарким летом,

Птицы смерти летели к стране.

И немецкий сапог с рассветом

Нагло встал на русской земле.

Это было начало сражений,

Это было начало войны,

Отступали, несли пораженья,

Немец гнал нас в глубь нашей страны

И один «островок» на границе,

Тот который не взяли враги,

Он на карте словно крупица,

Крепость Брест долго взять не могли

Ведущий 6. Киев – столица Украины. Древний город на Днепре, «мать городов русских», привлекал гитлеровцев по многим причинам. Они думали, что, овладев Киевом, они отрежут от Советского Союза всю Украину и поставят ее богатства на службу Германии. В первый же день войны на город обрушились бомбы врага. И буквально через месяц фашисты уже были под Киевом. У них был двойной перевес в силе, и они собирались захватить город с ходу. Но враг встретил ожесточенное сопротивление. Почти три месяца шли бои за Киев. И солдаты, и жители города показывали чудеса храбрости и героизма. Когда наши войска отступили, фашисты вошли в Киев. Но киевское подполье, партизаны ни на минуту не прекращали борьбу. Во время освобождения Киева наши войска провели грандиозную наступательную операцию. В этой операции участвовали партизаны и подпольщики Украины. Это была поистине легендарная операция. А Киев получил звание «Города героя».

Чтец 6. Украина родимая – волны полей,

Города лучезарные, белые хаты!

Украина! Горячею грудью своей

Ты встречаешь сегодня врага – супостата.

Не один ты видала разбойный погром,

Помнишь топот и грохот, и хохот батыев,-

Но из пепла, сияя лазурным  венком,

Вырастал твой певучий, могучий твой Киев.

Ведущий 7. Москва – столица СССР, сердце нашей Родины. Гитлер планировал быстро захватить Москву и поставить наш народ на колени. Война началась в июне 1941, а уже через 3 месяца фашисты были под Москвой. У врага было численное превосходство в танках, самолетах, артиллерии и пехоте. Развернулось одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны – битва за Москву.

Противник был остановлен. А уже в ноябре 1941 года в Москве, как всегда, состоялся военный парад. Это было доказательство силы народа, его уверенности в победе. А еще через месяц враг был отброшен от столицы. Эта победа имела очень большое значение. Она развеяла миф о непобедимости германской армии. Подвиг города-героя Москвы навсегда вошел в историю нашей Родины как символ стойкости и беспримерного героизма.

Чтец 7. Штыки от стужи побелели,

Снега мерцали синевой.

Мы, в первый раз надев шинели,

Сурово бились под Москвой.

Безусые, почти что дети,

Мы знали в яростный тот год,

Что вместо нас никто на свете

За этот город не умрет.

Ведущий 8. Минск – столица республики Беларусь. Немцы захватили Минск в первые же дни войны. Три года продолжалась оккупация. За это время немцы уничтожили более 400 тысяч человек, а сам город превратили в руины. Но Минск не сдался, не покорился врагу, а героически боролся против немецких оккупантов. В городе действовало мощное подполье. Подпольщики устраивали диверсии, печатали листовки, в которых говорили правду о фронтовых событиях. Ни один день враги не чувствовали себя спокойно. Подпольщики были связаны с партизанами. Они устраивали совместные операции, помогали частям Красной Армии освобождать Минск. За заслуги в борьбе с нацизмом Минск получил звание «Город-герой».

Чтец 8. Как снежный бури ход,

Как грозный ливень,

Пошли войска вперёд. “ На Минск”!

Освобождают Первого июля

Город Борисов, расчищая путь.

В Борисове погиб геройски

Танкисты Рак, Петряев и Данилов

Ворвались в город первыми в тот раз.

Вселяя панику, давили

Машины и штабы.

Вели огонь, пока снаряды были,

Пока их не подбили, не сдались.

Ведущий 9. Керчь – крупный порт на берегу Керченского пролива, город металлургов, моряков и рыбаков. С самого начала войны Керчь подвергалась ударам фашистов, несколько раз город переходил из рук в руки. Фашистам удалось захватить его. В городе были древние каменоломни. В них укрылись несколько тысяч наших солдат и местных жителей. Здесь, в каменоломнях, они создали мощное подполье, которое вело жестокую борьбу с фашистами. Фашисты опутывали каменоломни колючей проволокой, взрывали и заваливали входы, запускали в штольни газ и дым, устраивали обвалы. Несмотря на острую нехватку воды, продовольствия, медикаментов, боеприпасов, осажденные совершали дерзкие вылазки, наносили врагу удары, уничтожали его посты и танки. Когда наши войска освобождали Керчь, они высадили десант в районе поселка Эльтиген. « Огненная земля» – так называли место, где высадился десант. 36 дней и ночей здесь бушевал огненный смерч – десантники вели бой с фашистами, проявляя изумительную отвагу, стойкость и героизм. Керчь по праву носит имя «Города-героя».

Чтец 9. Вначале, случалось, пели,

Шалили, во тьме мелькая,

Вы, звездочки подземелий,

Вы, красные дьяволята,

Вы, боль и надежда старших.

И верили дети свято,

Что скоро вернутся наши.

— В каком же ты классе?

— В пятом. Мне скоро уже двенадцать!

При этих малъцах солдату

Отчаянью можно ль сдаться?

Ведущий 10. Новороссийск – крупный порт на Черном море. Отсюда гитлеровцам открывалась дорога на Кавказ. Фашисты делали все, чтобы завладеть этим городом. Но их остановили наши моряки, солдаты, партизаны-подпольщики. Они не дали врагу даже высадиться. Героическая страница обороны Новороссийска – «Малая земля». Так назывался клочок суши, который в течение 225 дней удерживали наши солдаты. По этому клочку земли вели ураганный огонь десятки артиллерийских и минометных батарей. Но наши солдаты не отступили. Они защитили тыл, который снабжал фронт всем необходимым. Новороссийску по праву было присвоено звание «Город-герой».

Чтец 10. Флот  не  морской,  не  океанский,

Но  он  отныне  не  оплот –

Флот  и  «рабочий»,  и  «крестьянский»,

И  не  поймёшь,  а  что  за  флот?

Всё  так  отныне  по  бумагам –

Спеши  примерить  новизну

И  оглядеть  под  красным  флагом

С  утра  зелёную  волну!

Но  что  тут  нового  по  сути?

Дадут  ли  всходы  семена?

Наш  флот  стоит  на  перепутье,

Как  перед  выбором  страна

Ведущий 11. Тула – крупный город, важная стратегическая точка на подступах к Москве. В суровую осень 1941 г. фашисты   планировали быстро захватить Москву. Но на пути фашистов встала Тула. Ее защитники сделали свой город неприступной крепостью. И планы гитлеровцев были сорваны – им не удалось овладеть Москвой до начала зимы. Защитники города успешно отбивали яростные атаки фашистов. Угроза столице нашего государства с юга была ликвидирована. Защитники города проявили мужество, доблесть, стойкость и героизм. Поэтому Туле было присвоено звание «Город-герой».

Чтец 11. Рота головы пригнула.

Снег чернеет от огня.

Теркин крутит: – Тула, Тула!

Тула, слышишь ты меня?

Подмигнув бойцам украдкой:

Мол, у нас да не пойдет, –

Дунул в трубку для порядку,

Командиру все в привычку, –

Голос в горсточку, как спичку

Трубку книзу, лег бочком,

Чтоб поземкой не задуло.

Все в порядке.

– Тула, Тула,

Не расскажешь, не опишешь,

Что за жизнь, когда в бою

За чужим огнем расслышишь

Ведущий 12. Мурманск – крупный промышленный и солдат и морских пехотинцев. Например, запомнился, наверное, гитлеровцам такой случай, когда семерка истребителей под командованием Сафронова заставила большую группу вражеских бомбардировщиков повернуть зад и сбросить бомбы на свои позиции. Тысячи моряков-добровольцев ушли в морскую пехоту, сотни кораблей несли свою постоянную службу: защищали Мурманск от авиации, отбивали атаки вражеских самолетов, подводных лодок и миноносцев. Несколько месяцев немцы вели бои в Заполярье и почти ничего не добились -им так и не удалось выйти к железной дороге. Подвиг города-героя Мурманска навсегда войдет в историю нашей Родины как символ стойкости и беспримерного героизма.

Чтец 12. Мурманск смотритНа узкий залив,А в нем кораблиИ вблизи и вдали. Полны берега Деловой суеты,Тут длинные докиЛежат как киты,Тут сейнеры с рыбойИ кранов отряд,И даже подводныеЛодки стоят.

Ведущий 13. Смоленск – древний русский город. Фашисты надеялись захватить его, чтобы открыть путь на Москву. Два месяца здесь шло жестокое сражение. Наша армия была еще слаба и не смогла разгромить врага, но нанесла ему существенный удар. 250 тысяч солдат и офицеров потеряли гитлеровцы под Смоленском. Наши войска отступили, но Смоленское сражение имело очень важное значение. Было задержано наступление на Москву, наша армия выиграла время, чтобы укрепить подступы к столице. Здесь впервые немцы узнали, что такое легендарные «катюши». После Смоленска гитлеровцы поняли, что чем дальше они будут продвигаться в глубь страны, тем труднее им будет.

Больше двух лет Смоленщина была оккупирована фашистами. Враги устроили настоящий террор против местных жителей, но сломить их волю так и не смогли. Тысячи жителей стали партизанами и подпольщиками. Их предки гнали с родной земли Наполеона, а они изгнали еще более страшного врага – фашизм. За это Смоленску и было присвоено звание «Город-герой».

Чтец 13. Немного городов в РоссииТаких, как этот «город-ключ». На страже он всегда и в силе. Единством духа он могуч.

Одним из первых бравым строемВстречает он врагов в бою. Звезду заслуженно ГерояОн получил за то свою.

В него поляки заходили. С войсками был Наполеон,Которого потом разбилиКутузов и Багратион.

Пытался Гитлер задержатьсяИ основать свой вражий стан,Но и ему пришлось убратьсяОт арт-катюш и партизан.

В Успенском храме там святыняХранится долгие года. Река, которой Днепр имяВеками моет берега.

Его эмблему украшаютЦарь-пушка с птицей Гамаюн. Смоленск с годами не ветшает,Он, как и прежде, смел и юн.

Ребята, Праздник Победы в этом году будет отмечаться 72 раз. Этот праздник очень дорог нашему народу. Не только в городах-героях, но и на всей территории нашей страны шла великая битва против фашизма, битва за жизнь, за свободу нашей Родины. Участников сражений почти не осталось в живых. Но живы еще люди, у которых война отобрала детство. Сейчас это пожилые люди, ветераны. Они живут с нами рядом и нуждаются в нашем внимании и уважении. Не забудьте поздравить их с Днем Победы, вручить цветы, открытки, георгиевские ленточки. Эти люди достойно и честно прожили свою жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *