Единый урок мужества 2022

Описание урока Мужества «Мы – помним, мы – гордимся!»

Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных ориентиров собственной жизни. Поэтому перед педагогами все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания, которое необходимо воспитывать уже с младшего школьного возраста. Одной из главнейших тем патриотического воспитания в школе является тема: «Великая Отечественная война».

Данный урок формирует у учащихся чувства уважения к традициям страны, своей малой родины, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков; бережное отношение к героическому прошлому и настоящему наших земляков.

Сценарий Урока Мужества «Мы – помним, мы – гордимся!» подготовлен на краеведческом материале с использованием материалов проекта «Герои страны»; Портала «Память Народа» (электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной Войне  1941-1945 г. г»), Проекта «Дорога Памяти», сайта «Карта Памяти».

Для достижения результативности мероприятия использованы различные аудиовизуальные средства: кроссенс, доска Padlet , слайд – фильм «Бессмертный полк», ролики Акции «По зову сердца», стихотворение, информационный стенд, подготовленный к проведению классного часа.

Урок подготовлен  для проведения мероприятия в школе накануне 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Участники: учащиеся уровня начального общего образования, их родители, педагоги, родственники участников Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны.

В ходе подготовки к уроку Мужества подготовлены фотоальбомы «Страницы старого альбома», «Бессмертный полк», в которых размещены портреты и найденная информация  об участниках Великой Отечественной войны, прадедах учеников 4В класса МАОУ «СОШ № 2». Данный материал был использован при проведении классного часа.

В классном кабинете был оформлен уголок «Мы – помним, мы – гордимся!», в котором размещены фото участников Великой Отечественной Войны, прадедов учеников 4В класса.

Ход классного часа

-Ребята, сегодняшний классный час затрагивает очень важную тему для людей разных поколений. Эта тема актуальна и для нас с вами. Попробуйте определить тему нашего классного часа, разгадав кроссенс.

-Наш урок, урок мужества, посвящается нашим землякам, нашим дедам и прадедам, выстоявшим и погибшим в Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война (1941-1945г. ) продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб.

– С победного 1945 года прошло 75 лет, но человеческая память вновь и вновь обращает нас к страшным событиям Великой Отечественной войны, ставшим историей.

Память. Без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Память – это то, что связывает нас со своими корнями. Помнить своих предков, знать их судьбы очень важно, потому что прошлое неотделимо от настоящего и будущего.

– Грозное дыхание этой войны коснулось практически каждой советской семьи. Семейные архивы хранят реликвии той поры: военные награды, треугольники писем, похоронки, фронтовые фотографии, именные часы и другие вещи, в которых как бы сконцентрировалась память народа.

-Сегодня накануне Великого праздника 75-летия Дня Победы  мы поговорим   о подвиге  наших земляков, прадедов в годы Великой Отечественной  войны  1941-1945  годов.

– Познакомимся с историей нашего края, Заводоуковской земли.

-Не обошла война стороной и маленький посёлок Заводоуковск, насчитывавший всего шесть тысяч жителей. Свыше 12 тысяч жителей Заводоуковска и его района были призваны на фронт, чтобы сражаться за освобождение Родины. С  войны не вернулись 5071 человек:

-2 895 жителей Заводоуковского района погибли на войне,

-1 906 пропали без вести,

-256 умерли от ран и болезней,

-14 погибли в плену.

За геройские подвиги в боях с немецко-фашистскими захватчиками 4 человека были удостоены звания Героя Советского Союза: житель села Дроново – Мартын Пантелеевич Тепляков (15 января 1944 года), житель села Боровинка – Николай Митрофанович Щукин (23 августа 1944 года), житель села Новая Заимка – Виктор Михайлович Важенин (24 марта 1945 года), житель села Колесников –  Пётр Еремеевич Фёдоров (апрель 1945 года).

Все они были удостоены высокого звания в молодом возрасте. Ко дню присвоения звания героя Н. Щукину было 22 года, В. Важенину – 39 лет, П. Фёдорову – 31 год, М. Тепляков погиб в бою в возрасте 26 лет.

Практически во всех масштабных операциях, крупных сражениях отличились наши земляки.

Но не только армия ковала Великую Победу. Оставшиеся жители города работали в  тылу на благо фронта. Заводоуковск  дал приют  многим тысячам эвакуированных. В  годы войны в Заводоуковском  районе были размешены более двух тысяч детей блокадного Ленинграда.

В  1941 году в Заводоуковск  было эвакуировано ОКБ Воронежского авиационного завода, работавшее здесь над  проектом  первого советского реактивного истребителя БИ-1. Возглавлял завод авиаконструктор  Александр  Москалев. На созданном  в  кратчайшие сроки авиазаводе был наложен  выпуск  планеров  и многие другие виды военной авиатехники. Наиболее значимым  достижение КБ Москалева в  заводоуковской эвакуации стала постройка истребителя БИ-1.

Одним  из крупнейших  предприятий во время войны являлся Заводоуковский мехлеспункт. 11  июня 1941 года шофёр  предприятия Фатеев  выступил  с предложением отдать на фронт обороны Родины свой однодневный заработок. В результате было перечислено на нужды армии  1 070 рублей.

Осенью 1941 года в Заводоуковск была эвакуирована 1-я Московская специальная школа военно-воздушных сил (ВВС). За период войны школа выпустила более 550 специалистов, большинство из которых приняло участие в войне. Здесь обучались будущие космонавты Владимир Михайлович Комаров и Лев Степанович Дёмин, Игорь Чкалов, сын знаменитого лётчика Валерия Чкалова.

В годы войны Заводоуковский край стал одной из многих территорий страны, куда поступали раненые с фронтов. Первые раненые в эвако­госпиталь № 3519 прибыли уже  в июле 1941 года. Госпиталь те­рапевтического профиля был развернут на базе Заводоуковского санатория и рассчитан на 250 коек. Здесь по сентябрь 1944 года лечили фронтовиков с тяжелой формой туберкулеза. После лечения бойцы снова возвращались на фрон.

Заводоуковцы внесли значительный вклад  в  приближение победы. В  посёлке работали артели по производству необходимых фронту изделий, в  школах  проходили обучение эвакуированные подростки.

В  Заводоуковск  была эвакуирована юная поэтесса Юлия Друнина. Из Заводоуковска Юлия отправилась добровольцем на фронт, добравшись пешком в Ялуторовский райвоенкомат. Послушайте строки из ее стихотворения.

-Вот какую героическую историю имеет наш славный город Заводоуковск.

-К великой дате – 75-летия Великой Победы наш класс трудился над проектом «Бессмертный полк». В ходе работы мы использовали материалы проектов «Герои страны»; портала «Память Народа» (электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной Войне  1941-1945 г. г»), проекта «Дорога Памяти», сайта «Карта Памяти». Были использованы материалы, хранящиеся в домашних архивах. Итогом нашей исследовательской работы стало создание фотоальбомов «Страницы старого альбома», «Бессмертный полк», в которых размещены портреты и найденная информация  об участниках Великой Отечественной войны, наших прадедах. Был создан видеоролик «Бессмертный полк». К данному классному часу был оформлен классный уголок «Мы- помним, мы – гордимся!» В конце классного часа мы обратимся к этому уголку.

-Несколько учеников нашего класса приняли участие в Акции «По зову сердца», в рамках которой рассказали о своих прадедах.

-Давайте послушаем их рассказы.

Белых Таисия рассказывает о своем прадеде, Белых Александре Васильевиче)

Козлов Андрей рассказывает о своем прадеде Дорошенко Петре Ивановиче

Кадочникова Мария рассказывает о своем прадеде Коркине Никоне Парфеновиче

Цыбулина Вероника рассказывает о своем прадеде Тормосине Иване Софоновиче

Логачева Дарья рассказывает о своем прадеде Дубровине Якове Афанасьевиче

-Вот какими героями были наши деды и прадеды! Благодаря им наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года. Выстояло благодаря героям, совершавшим подвиги во имя страны и русского народа.

-Пусть память о годах, опаленных войной, хранится в каждом городе: в памятниках, мемориальных досках, названиях улиц; в каждой семье: в рассказах родных и близких, в хранящихся в доме письмах с фронта, военных фотографиях. У этих кадров одно имя – память. От нас зависит, сохраним мы в памяти наших героев или уйдут они в небытие. Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Забыть все горести и невзгоды, всех, кто вынес эти страшные лишения ради нас.

-Ребята! По завершению классного часа я предлагаю каждому из вас дополнить одну из фраз:

-Теперь возьмите язычки пламени красного цвета и дополните одну из фраз:

– Разместим «язычки пламени» на вечном огне.

-Каждый год 9 мая гремит Победный салют  во всех городах нашей Родины. Каждый год 9 мая в память о погибших на той жестокой войне проходит Минута молчания. В эту минуту люди молча стоят, склонив головы, вспоминают погибших и мысленно благодарят их за мирное небо.

– Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на Земле, за нашу жизнь.

-Каждый год 9 мая все люди нашей страны возлагают цветы к памятникам воинам Великой Отечественной войны.

-Я предлагаю разместить изготовленные цветы в нашем уголке, как частичку своей памяти о наших дедах и прадедах, ценою жизни принесших победу в Великой Отечественной войне.

(на уроке технологии заранее были сделаны гвоздики).

Закончить урок я хочу стихотворением поэта Виктора Турова, в котором он обращается с пожеланием к погибшим  и живым.

Погибшим и живым

Погибшим –Быть бессменно на посту,Им жить в названьях улиц и в былинах. Их подвигов святую красотуОтобразят художники в картинах. Живым –Героев чтить, не забывать,Их имена хранить в бессмертных списках,Об их отваге всем напоминатьИ класть цветы к подножьям обелисков!

мероприятия, посвящённого Дню Победы

« Этих дней не смолкнет слава!»

путешествие по городам – героям

( данное мероприятие предназначено для учащихся 10 класса)

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с героическими страницами истории России; способствовать формированию положительной нравственной оценке подвига во имя Родины, воспитанию чувств патриотизма; пробуждать интерес у детей к общественным явлениям; воспитывать уважение к людям старшего поколения.

1) показать мужество русского народа, его стойкость и веру в победу;

2) заинтересовать учащихся историческими фактами, выходящими за рамки школьной программы.

Память. Она основа будущего. Память – это благодарность старшим поколениям за боль и страдания, которые перешли в счастье жизни сегодняшней.

Война – это горький пот и кровь, это после каждого боя уменьшающиеся списки у полкового писаря, это последний сухарь во взводе, разделённый на пятерых, оставшихся в живых. Война – это письма, которых ждут и бояться получать, это погибшие молодые жизни, это несбывшиеся надежды, ненаписанные книги. В войну наше поколение научилось и любить, и верить, ненавидеть и отрицать, смеяться и плакать. Научились ценить то, что в силу привычки теряет цену в мирное дни. Вот почему, когда по случайным ассоциациям память возвращает нас к дням войны, мы начинаем больше ценить тишину, спокойный блеск солнца, прозрачность воздуха. Нашему поколению выпало счастье жить рядом с солдатами Победы, слушать их рассказы. Можно удивиться: эти люди прошли через такие испытания, а их память сохранила столько доброго и светлого. Какую же силу духа надо было иметь, чтобы, пройдя через такую войну, не изменить добру.

20 000 000 жизней потерял наш народ в той страшной битве. Но не всех героем мы можем назвать поимённо. В этом не слабость нашей памяти, а сила народа, воспитавшего тысячи отважных сыновей, чьи имена остались неизвестны. В их честь в Москве воздвигнут памятник Неизвестному солдату. Огонь, который горит у могилы называется ВЕЧНЫМ, ибо этот срок отмерила подвигу наша память.

Герои Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы, Волгограда, Севастополя, Тулы, Керчи, Бреста, Минска, Новороссийска, Мурманска и Смоленска- вы навсегда в памяти народной. Эти города названы городами –героями. Почему?

Этим городам присвоено такое звание за беспримерные подвиги горожан и солдат, пришедших на защиту города. Города сражались как люди, не уступая ни метра врагу. Давайте сегодня мы пройдём по страницам этих городов.

Чтец 1. Мне кажется: когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве по улицам идут,

Как все живые, только не поют.

Не потому, что с нами не хотят,

А потому, что мертвые молчат.

Мы их не слышим, мы не видим их,

Но мертвые всегда  среди живых.

Идут и смотрят, будто ждут ответ:

Ты этой жизни стоишь или нет?.

Ведущий 2. Сталинград – крупный промышленный и культурный центр, железнодорожный узел, который связывает юг с центром страны. Летом и осенью 1942 года здесь разворачивались события, которые получили название «Великая битва на Волге». 13 сентября начался штурм города. Бои были ожесточенные, борьба шла за каждую улицу, за каждый дом. Пламя поднималось на 800 метров. Горела земля. Горела Волга. Ни на минуту не прекращались бомбежки и артобстрелы. Казалось, что все живое должно погибнуть в этом огне. Но город боролся. Вся страна знает про Дом Павлова в Сталинграде. Немцы его штурмовали несколько раз, но горстка защитников во главе с сержантом Яковом Павловым не сдала свой рубеж. «За Волгой земли для нас нет», – под этим девизом защитники города вели бои за свой город. В исключительно тяжелых условиях им удалось выстоять. А вскоре советским войскам удалось замкнуть кольцо окружения вокруг вражеских войск. В окружении оказались 22 дивизии. Более 330 тыс. немецких солдат, офицеров и генералов попали в плен. Победа под Сталинградом имела огромное значение для нашего народа. С нее начался коренной перелом в ходе войны. Бессмертный подвиг города-героя Сталинграда мы вспоминаем, посетив мемориальный комплекс – Мамаев курган.

Чтец 2. Кусок земли, он весь пропитан кровью.

Почернел от дыма плотный мерзлый снег.

Даже и привыкший  к многословью,

Здесь к молчанью  привыкает человек.

Мы на лезвиях штыков наш гнев несли,

Не жалея жизни, чтобы взять обратно

Развороченный кусок родной земли.

Ведущий 3. Севастополь – город русских моряков, крупнейшая база военно-морского флота. В первый же день войны немцы бомбили Севастополь. А осенью враг решил овладеть городом. Но встретил ожесточенное сопротивление. 250 дней продолжалась героическая оборона Севастополя.

Героическая защита Севастополя продолжалась восемь месяцев. Она вошла в историю как пример несгибаемой стойкости людей и беззаветной преданности Родине. Когда фашисты взяли город, севастопольцы продолжали героическую борьбу в тылу врага. Во время освобождения Севастополя особенно жестокие бои шли на Сапун-горе. Ровно за год до Дня Победы Севастополь – город русской боевой славы – был освобожден.

Чтец 3. Остановись, прохожий, не спеши:

Здесь Севастополь –  город бастионов.

Его железным воздухом дыши,

Чтоб навсегда остаться непреклонным.

Все вынести и , опрокинув смерть –

Пусть весь в крови и весть ты изрубцован,

Умей не на себя – вперед смотреть,

Остановись, похожий! Тишину,

Молчание холмов прочти, как эпос,

И ты увидишь всю свою страну, всю

Родину, как бастион, как крепость.

Ведущий 4. Нас встречает город Одесса. Это крупный черноморский порт. В первые же дни войны Одесса пережила вражескую осаду. Огромная армия врага стояла у стен города и не могла его взять. Черноморский флот с моря прикрывал Одессу. Город стоял насмерть. Ни на минуту не прекращалась работа заводов и фабрик. Одесситы мужественно переносили тяготы осады: бомбежки, обстрелы, голод. Наши войска все-таки вынуждены были оставить город, но длительная оборона Одессы имела очень большое значение. Она сковала большие силы противника, нанесла ему большие потери. Враг потерял под Одессой почти 160 тысяч солдат и офицеров. Подвиг защитников города-героя Одессы бессмертен.

Чтец 4. В Одессе – День освобожденья.

Честь всем Героям отдают.

И будет  праздничный салют.

Но их, увы, всё меньше с нами,

Идут не плотными рядами,

Теперь им дорог  каждый час,

Нам  – всё дороже их рассказ.

Одесса  в этот день весенний

Справляет вновь Освобожденье.

Одной  из важных тех  побед –

Важней которой в жизни нет!

Ведущий 5. Начало нашего путешествия – город Брест.

Этот город первым принял на себя удар врага и сразу же оказался в тылу, так как фашисты рвались к Москве. Но в Брестской крепости оставался гарнизон наших солдат. Они приняли решение не сдаваться. Около месяца им удавалось держаться и вести бой. «Умрем, но из крепости не уйдем» – такую клятву дали себе защитники Брестской крепости. Отрезанные от внешнего мира, от воды, с мизерными остатками продовольствия, защитники крепости сражались до конца. И хотя организованное сопротивление было подавлено к исходу 26 июня 1941года, отдельные очаги сопротивления продолжались вплоть до начала августа. Об их подвиге сложены легенды. За массовый героизм и мужество его защитников Бресту была присвоена высшая степень отличия – звание «Город-герой».

Чтец5. Каждый год у развален Бреста

Старый дед с сигаретой сидит,

И не может найти себе место

Груз былого на сердце лежит.

Вспоминает тот день жарким летом,

Птицы смерти летели к стране.

И немецкий сапог с рассветом

Нагло встал на русской земле.

Это было начало сражений,

Это было начало войны,

Отступали, несли пораженья,

Немец гнал нас в глубь нашей страны

И один «островок» на границе,

Тот который не взяли враги,

Он на карте словно крупица,

Крепость Брест долго взять не могли

Ведущий 6. Киев – столица Украины. Древний город на Днепре, «мать городов русских», привлекал гитлеровцев по многим причинам. Они думали, что, овладев Киевом, они отрежут от Советского Союза всю Украину и поставят ее богатства на службу Германии. В первый же день войны на город обрушились бомбы врага. И буквально через месяц фашисты уже были под Киевом. У них был двойной перевес в силе, и они собирались захватить город с ходу. Но враг встретил ожесточенное сопротивление. Почти три месяца шли бои за Киев. И солдаты, и жители города показывали чудеса храбрости и героизма. Когда наши войска отступили, фашисты вошли в Киев. Но киевское подполье, партизаны ни на минуту не прекращали борьбу. Во время освобождения Киева наши войска провели грандиозную наступательную операцию. В этой операции участвовали партизаны и подпольщики Украины. Это была поистине легендарная операция. А Киев получил звание «Города героя».

Чтец 6. Украина родимая – волны полей,

Города лучезарные, белые хаты!

Украина! Горячею грудью своей

Ты встречаешь сегодня врага – супостата.

Не один ты видала разбойный погром,

Помнишь топот и грохот, и хохот батыев,-

Но из пепла, сияя лазурным  венком,

Вырастал твой певучий, могучий твой Киев.

Ведущий 7. Москва – столица СССР, сердце нашей Родины. Гитлер планировал быстро захватить Москву и поставить наш народ на колени. Война началась в июне 1941, а уже через 3 месяца фашисты были под Москвой. У врага было численное превосходство в танках, самолетах, артиллерии и пехоте. Развернулось одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны – битва за Москву.

Противник был остановлен. А уже в ноябре 1941 года в Москве, как всегда, состоялся военный парад. Это было доказательство силы народа, его уверенности в победе. А еще через месяц враг был отброшен от столицы. Эта победа имела очень большое значение. Она развеяла миф о непобедимости германской армии. Подвиг города-героя Москвы навсегда вошел в историю нашей Родины как символ стойкости и беспримерного героизма.

Чтец 7. Штыки от стужи побелели,

Снега мерцали синевой.

Мы, в первый раз надев шинели,

Сурово бились под Москвой.

Безусые, почти что дети,

Мы знали в яростный тот год,

Что вместо нас никто на свете

За этот город не умрет.

Ведущий 8. Минск – столица республики Беларусь. Немцы захватили Минск в первые же дни войны. Три года продолжалась оккупация. За это время немцы уничтожили более 400 тысяч человек, а сам город превратили в руины. Но Минск не сдался, не покорился врагу, а героически боролся против немецких оккупантов. В городе действовало мощное подполье. Подпольщики устраивали диверсии, печатали листовки, в которых говорили правду о фронтовых событиях. Ни один день враги не чувствовали себя спокойно. Подпольщики были связаны с партизанами. Они устраивали совместные операции, помогали частям Красной Армии освобождать Минск. За заслуги в борьбе с нацизмом Минск получил звание «Город-герой».

Чтец 8. Как снежный бури ход,

Как грозный ливень,

Пошли войска вперёд. “На Минск”!

Освобождают Первого июля

Город Борисов, расчищая путь.

В Борисове погиб геройски

Отважный экипаж.

Танкисты Рак, Петряев и Данилов

Ворвались в город первыми в тот раз.

Вселяя панику, давили

Машины и штабы.

Вели огонь, пока снаряды были,

Пока их не подбили, не сдались.

Ведущий 9. Керчь – крупный порт на берегу Керченского пролива, город металлургов, моряков и рыбаков. С самого начала войны Керчь подвергалась ударам фашистов, несколько раз город переходил из рук в руки. Фашистам удалось захватить его. В городе были древние каменоломни. В них укрылись несколько тысяч наших солдат и местных жителей. Здесь, в каменоломнях, они создали мощное подполье, которое вело жестокую борьбу с фашистами. Фашисты опутывали каменоломни колючей проволокой, взрывали и заваливали входы, запускали в штольни газ и дым, устраивали обвалы. Несмотря на острую нехватку воды, продовольствия, медикаментов, боеприпасов, осажденные совершали дерзкие вылазки, наносили врагу удары, уничтожали его посты и танки. Когда наши войска освобождали Керчь, они высадили десант в районе поселка Эльтиген. «Огненная земля» – так называли место, где высадился десант. 36 дней и ночей здесь бушевал огненный смерч – десантники вели бой с фашистами, проявляя изумительную отвагу, стойкость и героизм. Керчь по праву носит имя «Города-героя».

Чтец 9. Вначале, случалось, пели,

Шалили, во тьме мелькая,

Вы, звездочки подземелий,

Вы, красные дьяволята,

Вы, боль и надежда старших.

И верили дети свято,

Что скоро вернутся наши.

— В каком же ты классе?

— В пятом. Мне скоро уже двенадцать!

При этих малъцах солдату

Отчаянью можно ль сдаться?

Ведущий 10. Новороссийск – крупный порт на Черном море. Отсюда гитлеровцам открывалась дорога на Кавказ. Фашисты делали все, чтобы завладеть этим городом. Но их остановили наши моряки, солдаты, партизаны-подпольщики. Они не дали врагу даже высадиться. Героическая страница обороны Новороссийска – «Малая земля». Так назывался клочок суши, который в течение 225 дней удерживали наши солдаты. По этому клочку земли вели ураганный огонь десятки артиллерийских и минометных батарей. Но наши солдаты не отступили. Они защитили тыл, который снабжал фронт всем необходимым. Новороссийску по праву было присвоено звание «Город-герой».

Чтец 10. Флот  не  морской,  не  океанский,

Но  он  отныне  не  оплот –

Флот  и  «рабочий»,  и  «крестьянский»,

И  не  поймёшь,  а  что  за  флот?

Всё  так  отныне  по  бумагам –

Спеши  примерить  новизну

И  оглядеть  под  красным  флагом

С  утра  зелёную  волну!

Но  что  тут  нового  по  сути?

Дадут  ли  всходы  семена?

Наш  флот  стоит  на  перепутье,

Как  перед  выбором  страна

Ведущий 11. Тула – крупный город, важная стратегическая точка на подступах к Москве. В суровую осень 1941 г. фашисты   планировали быстро захватить Москву. Но на пути фашистов встала Тула. Ее защитники сделали свой город неприступной крепостью. И планы гитлеровцев были сорваны – им не удалось овладеть Москвой до начала зимы. Защитники города успешно отбивали яростные атаки фашистов. Угроза столице нашего государства с юга была ликвидирована. Защитники города проявили мужество, доблесть, стойкость и героизм. Поэтому Туле было присвоено звание «Город-герой».

Чтец 11. Рота головы пригнула.

Снег чернеет от огня.

Теркин крутит: – Тула, Тула!

Тула, слышишь ты меня?

Подмигнув бойцам украдкой:

Мол, у нас да не пойдет, –

Дунул в трубку для порядку,

Командиру подает.

Командиру все в привычку, –

Голос в горсточку, как спичку

Трубку книзу, лег бочком,

Чтоб поземкой не задуло.

Все в порядке.

– Тула, Тула,

Помогите огоньком.

Не расскажешь, не опишешь,

Что за жизнь, когда в бою

За чужим огнем расслышишь

Артиллерию свою.

Ведущий 12. Мурманск – крупный промышленный и солдат и морских пехотинцев. Например, запомнился, наверное, гитлеровцам такой случай, когда семерка истребителей под командованием Сафронова заставила большую группу вражеских бомбардировщиков повернуть зад и сбросить бомбы на свои позиции. Тысячи моряков-добровольцев ушли в морскую пехоту, сотни кораблей несли свою постоянную службу: защищали Мурманск от авиации, отбивали атаки вражеских самолетов, подводных лодок и миноносцев. Несколько месяцев немцы вели бои в Заполярье и почти ничего не добились -им так и не удалось выйти к железной дороге. Подвиг города-героя Мурманска навсегда войдет в историю нашей Родины как символ стойкости и беспримерного героизма.

Чтец 12. Мурманск смотритНа узкий залив,А в нем кораблиИ вблизи и вдали. Полны берега Деловой суеты,Тут длинные докиЛежат как киты,Тут сейнеры с рыбойИ кранов отряд,И даже подводныеЛодки стоят.

Ведущий 13. Смоленск – древний русский город. Фашисты надеялись захватить его, чтобы открыть путь на Москву. Два месяца здесь шло жестокое сражение. Наша армия была еще слаба и не смогла разгромить врага, но нанесла ему существенный удар. 250 тысяч солдат и офицеров потеряли гитлеровцы под Смоленском. Наши войска отступили, но Смоленское сражение имело очень важное значение. Было задержано наступление на Москву, наша армия выиграла время, чтобы укрепить подступы к столице. Здесь впервые немцы узнали, что такое легендарные «катюши». После Смоленска гитлеровцы поняли, что чем дальше они будут продвигаться в глубь страны, тем труднее им будет.

Больше двух лет Смоленщина была оккупирована фашистами. Враги устроили настоящий террор против местных жителей, но сломить их волю так и не смогли. Тысячи жителей стали партизанами и подпольщиками. Их предки гнали с родной земли Наполеона, а они изгнали еще более страшного врага – фашизм. За это Смоленску и было присвоено звание «Город-герой».

Чтец 13. Немного городов в РоссииТаких, как этот «город-ключ». На страже он всегда и в силе. Единством духа он могуч.

Одним из первых бравым строемВстречает он врагов в бою. Звезду заслуженно ГерояОн получил за то свою.

В него поляки заходили. С войсками был Наполеон,Которого потом разбилиКутузов и Багратион.

Пытался Гитлер задержатьсяИ основать свой вражий стан,Но и ему пришлось убратьсяОт арт-катюш и партизан.

В Успенском храме там святыняХранится долгие года. Река, которой Днепр имяВеками моет берега.

Его эмблему украшаютЦарь-пушка с птицей Гамаюн. Смоленск с годами не ветшает,Он, как и прежде, смел и юн.

Классный руководитель.

Ребята, Праздник Победы в этом году будет отмечаться 72 раз. Этот праздник очень дорог нашему народу. Не только в городах-героях, но и на всей территории нашей страны шла великая битва против фашизма, битва за жизнь, за свободу нашей Родины. Участников сражений почти не осталось в живых. Но живы еще люди, у которых война отобрала детство. Сейчас это пожилые люди, ветераны. Они живут с нами рядом и нуждаются в нашем внимании и уважении. Не забудьте поздравить их с Днем Победы, вручить цветы, открытки, георгиевские ленточки. Эти люди достойно и честно прожили свою жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector