Единый урок функциональная грамотность школьников

Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников. Все чаще высказываются мысли о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность. Разберемся, в чем ее ценность и какие инструменты применять педагогам

Сборник методических материалов разработан в рамках заседания школьного методического объединения учителей начальных классов МАОУ «Гимназия №1» МО «город Бугуруслан», где одним из вопросов рассматривался вопрос, касающийся актуальной на сегодня в сфере образования темы «Формирование функциональной грамотности младших школьников». Коллектив учителей начальных классов из восьми человек представили  задания по модулям, которые направлены на формирование функциональной грамотности младших школьников.

Материалы сборника будут интересны учителям, преподавателям и студентам педагогического колледжа, слушателям, обучающимся по программам дополнительного профессионального образования, а также могут быть использованы в практической деятельности педагогов  образовательных учреждений.

Что такое ФГОС и почему о них пишем

Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.

Без ФГОС система образования была бы хаотичной, ведь стандарты пришлось бы закреплять в разных законодательных актах, иногда в каждом регионе в отдельности.

Обновленные требования ФГОС для школы вступят в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться по новым стандартам.

Мы изучили новые стандарты ФГОС, сравнили их со старыми и делимся основными вещами, которые стоит знать.

Новые ФГОС общего образования 2021 года

Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.

ФГОС НОО и ООО третьего поколения

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.

Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.

Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение языков программирования Python, C++, Паскаль, Java и С#.

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»

К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.

Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили специальную методичку. Подход коснется всех уровней школы.

Содержание настоящей программы повышения квалификации предусматривает рассмотрение следующих аспектов деятельности учителей общеобразовательных организаций в части оценки функциональной грамотности обучающихся: функциональная грамотность школьников – совокупность предметных и интегративных компонентов. Функциональная грамотность простыми словами – это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не изменится – таковы наши современные реалии. На нас сегодня ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были только газеты, журналы и ТВ, то сегодня сложно представить себе молодого человека, который не пользовался бы глобальной всемирной сетью. В сети можно покупать товары, работать, получать образование, посещать вебинары и видеоконференции, даже обращаться в государственные органы и за врачебной помощью. Функционально грамотная личность – это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным.

Вы научитесь воспитывать в детях:- самостоятельность- ответственность- инициативность- способность принимать нестандартные решения в различных жизненных ситуациях- готовность к получению новых знаний в течение всей жизни- умение выбрать свой профессиональный путь- умение легко адаптироваться в любом социуме- умение находить компромиссы, поскольку жить среди людей – значит постоянно искать новые решения- отличное владение устной и письменной речью для успешного взаимодействия с окружающими- отличное владение информационными технологиями

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Еланская средняя общеобразовательная школа    

Информационная открытость школыРасписание уроковБазовая площадка

Функциональная грамотноть школьников
ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИБанк заданий для обучающихся 5 – 9 классовЧто такое «функциональная грамотность» и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима? Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни? Что такое «функциональная грамотность»Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая,естественнонаучная,глобальные компетенции,финансовая грамотность,креативное мышление. Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала. О востребованности функциональной грамотностиЕще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания. Дата последнего обновления страницы 17. 2022Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»

Размер шрифта

Шрифт

Межсимвольный интервал

Межстрочный интервал

Цветовая схема

Изображения

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 279 имени Героя Советского Союза контр-адмирала Лунина Николая Александровича»

_________ И. Матвиишина

Приказ по основной деятельности

«_____» _______________ 2022 г.

курса внеурочной деятельности

Срок реализации: 4 года

учитель начальных классов

Протокол № ____

от «____» ______________ 2022 г.

Пояснительная записка.

Программа курса внеурочной деятельности для 1 – 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная граммотность» для 1-4 классов (авторы-составители М. Буряк, С. Шейкина).

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):

1 класс – 33 часа

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа

4 класс – 34 часа

В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии – по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.

Формы организации занятий:

Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.

Единый урок функциональная грамотность школьников

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни. Составляющие функциональной грамотности:

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Креативное мышление. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

– критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
– осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
– вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

– Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06. 2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;

– Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»;

– Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 17. 2021 № 849-ОД «Об утверждении плана-графика «дорожной карты» по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Смоленской области в 2021-2022 учебном году»;

– Приказ Отдела образования и молодежной политики Администрации муниципального образования «Хиславичский район» Смоленской области от 21. 2021 № 107-ОД «Об утверждении плана-графика «дорожной карты» по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Хиславичского района Смоленской области в 2021-2022 учебном году»;

– Приложение к приказу Отдела образования и молодежной политики Администрации муниципального образования «Хиславичский район» Смоленской области от 21. 2021 № 107-ОД;- Приказ от 24. 2021 № 114 «Об утверждении плана-графика «дорожной карты» по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов»;- Приложение к приказу по МБОУ «Хиславичская СШ» от 24 сентября 2021 года № 114;

– Приказ Отдела образования и молодежной политики администрации муниципального образования «Хиславичский район» Смоленской области от 29. 2021 № 112-ОД «О проведении муниципального педагогического марафона»

Памятка “Как повысить функциональную грамотность учеников”

Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы (Методическое пособие для педагогов)

Вебинар «Марафон по функциональной грамотности с Яндекс. Учебником

7 практических советов по формированию читательской грамотности у младших школьников

Знания и жизнь: зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?

Как развивать функциональную грамотность школьников: разбираем на примерах

Формирование функциональной грамотности с помощью цифровых инструментов: как это делать?

Исследование PISA, вопросы познания и цифровые ресурсы: что мы знаем о функциональной грамотности

Конференция «Формирование функциональной грамотности у российских школьников: реализация на практике»

Конференция «Формирование функциональной грамотности с использованием цифровых инструментов»

Конференция «Формирование метапредметных умений у российских школьников на базе цифровых образовательных сервисов»

Цикл видео с экспертами по основным типам функциональной грамотности

Методические материалы (из опыта работы)

Использование Банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности на уроках биологии >>

Формирование и оценка функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы >>

Приёмы технологии критического мышления как средство развития читательской грамотности на уроках в начальной школе >>

Использование Банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности на уроках математики (сборник задач) >>

Использование Банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности при проведении внеклассной работы по математике >>

Преимущества функциональной грамотности

На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.

Некоторым педагогам кажется, что обучить функциональной грамотности сложно. Однако если следовать всем педагогическим наработкам, детям становится интереснее учиться, а учителю — работать.

Анализ метапредметных результатов обучения показывает, что акцент на функциональной грамотности делает ребят вовлеченными в познавательный процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях. Это закономерно повышает успеваемость класса.

Из чего состоит функциональная грамотность

Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.

Пример. Обучающийся прочитал описание природных явлений, но не может ответить на вопросы и обсудить ситуацию. Это говорит о том, что у него отработаны только базовые навыки чтения. Читательская функциональная грамотность делает ученика способным рассуждать, делать выводы, моделировать описанные ситуации в реальной жизни, например, самостоятельно определять температуру воздуха, стороны света, силу ветра, прогнозировать уровень природной опасности.

Читательская грамотность

Федеральный государственный образовательный стандарт включает задачу по формированию функциональной грамотности младших школьников и школьников среднего звена. Например, читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения.

На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике.

Примеры. Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе?

Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.

Математическая грамотность

Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью.

Пример. Задача об эффективности электромобиля. Дано: количество топлива, которое требуется при эксплуатации автомобиля с ДВС, количество энергии для подзарядки электромобиля, тариф на электроэнергию и стоимость одного литра бензина. В результате решения класс увидит, за сколько лет разница в затратах на содержание автомобиля с ДВС и электрокара достигнет стоимости последнего, то есть он полностью окупится.

Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения.

Естественно-научная грамотность

Здесь помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.

Пример. Анализ карты сейсмической активности поможет ответить на вопрос, в каком регионе будет комфортнее и безопаснее проживать. Можно предложить старшеклассникам рассчитать оптимальную этажность зданий, которые допустимо возводить в определенных сейсмических и геологических условиях.

Ученик с естественно-научной грамотностью способен формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами.

Глобальные компетенции

Еще один компонент функциональной грамотности — глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач.

Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Ученикам предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области демографии, экономики, экологии и других мировых проблем.

Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, эмпатию, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре. Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей.

Креативное мышление

Сюда относим все, что связано с творчеством в глобальном значении: способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение. Итогом становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их сильные и слабые стороны.

Развивать креативное мышление помогает совместная работа над стенгазетой, составление расписания уроков и домашних дел, создание картины на актуальную тему или изображения фантастического животного.

Креативное мышление связано не только с творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета. Творческий потенциал неразрывно сопутствует ежедневным задачам, решать которые при определенных условиях можно быстрее и проще.

Финансовая грамотность

Грамотность в области финансовых инструментов подразумевает, что школьники знакомятся с базовыми понятиями и учатся принимать решения для улучшения собственного благополучия.

Для того чтобы освоить этот вид грамотности, педагоги моделируют для учеников ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.

Компьютерная грамотность

Компонент, связанный с компьютерной грамотностью и безопасностью школьников, выходит в последние годы на одно из первых мест. Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в начальной школе.

Компьютерная грамотность заключается в умениях:

  • работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности.
  • пользоваться электронными сервисами: почтой, облачными хранилищами, базовыми программами;
  • знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в соцсетях.

А что с шахматами?

Никаких шахмат. Инициатива ввести обязательный предмет «Игра в шахматы» скоро отметит совершеннолетие, но никак не дойдет до реализации. Вот и новый ФГОС не содержит ни слова о них. Однако школы вольны вводить предмет по собственной инициативе.

Какие бывают ФГОС общего образования

Для российских школ актуальны следующие документы:

  • ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
  • ФГОС основного общего образования (5–9-й классы);
  • ФГОС среднего общего образования (10–11-й классы);
  • Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В новой редакции изменения коснулись только первых двух. О них и поговорим подробнее.

Что такое функциональная грамотность

Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.

Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:

  • успешно решает разные бытовые проблемы;
  • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
  • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
  • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.

Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет.

Способы развития функциональной грамотности школьников

Функциональная грамотность в школе

Заданий разного вида по развитию функциональной грамотности начального и продвинутого уровня в школе все больше. Они должны быть равномерно распределены в учебном процессе на протяжении всего года.

Их основные особенности:

  • привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
  • соответствие возрасту обучающихся;
  • системность и взаимосвязь знаний и факторов.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе

Для развития функциональной грамотности у младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их практическому опыту. Близкая детям тема вызывает интерес и вдохновляет искать новые знания. Вместо землекопов и токарей для составления задач лучше выбирать героев любимых мультфильмов и компьютерных игр.

Пример. Задача, которая поможет рассчитать количество пластика для изготовления модели золотого ключика на 3D-принтере. Если перед этой задачей будет проведен увлекательный мастер-класс, дети не смогут оторваться от решения и обязательно предложат свои варианты.

Большую роль в формировании функциональной грамотности в начальной школе играет дополнительное образование. Занятия в кружках развивают творческие способности, креативное мышление, компьютерную и читательскую грамотность. Правильная синхронизация работы педагогов и метапредметные связи помогут быстро развить нужные компетенции.

Формирование функциональной грамотности в основной школе

В средних и старших классах предлагают постепенное увеличение объема знаний и сложности анализа информации. С детьми можно поговорить о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты также оценивают по более строгим критериям.

Задания дают на стыке разных наук и межпредметных занятиях, где одновременно изучают историю и литературу, географию и экономику и делают выводы на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность по естественно-научным и социологическим направлениям.

Для развития критического мышления в основной школе анализируют информацию и учатся определять фейки и вирусный контент. Усложняются задания и по финансовой грамотности. Ребятам можно предложить построить свою финансовую пирамиду и рассчитать сроки ее существования.

Формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.

Единство обучения и воспитания

Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.

Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.

«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.

Летом 2021 года СМИ активно освещали включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры, и родители не знали что ждать. Сейчас понятно, что патриотизм понимается как:

  • интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
  • ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.

Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов

Теперь второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможности школы.

Старые установки вынуждали преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее количество уроков.

Согласно новым ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. Относится это и к тем, кто пошел в пятый класс в 2021–2022 учебные годы.

Предварительный просмотр

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД  БУГУРУСЛАН»

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

2021-2022 учебный год

Три поколения ФГОС для школ

Кратко разберемся, как эволюционировали стандарты современного российского образования.

Первое поколение ФГОС

Введены в 2004 году. Документ назывался «Государственные образовательные стандарты». Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось, когда «усвоены знания».

Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.

Второе поколение ФГОС

ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).

Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Для наглядности сравним основные отличия первого и второго стандартов ФГОС.

Третье поколение ФГОС

Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновляют старые стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными, а другие конкретизируются. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

–  осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

–  умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

– способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование финансовых терминов;

– представление о семейных расходах и доходах;

– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

– представление о различных видах семейных доходов;

– представление о различных видах семейных расходов;

– представление о способах экономии семейного бюджета.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

– поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

Содержание программы 1 класс (33 ч)

№ п/пРаздел Кол-во часовСодержаниеФормы внеурочной деятельности1Читательская грамотность11111111В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. Сутеев. Живые грибы. Цыферов. Петушок и солнышко. Пляцковский. Урок дружбы. Грузинская сказка. Лев и заяц. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Пермяк. Четыре брата. Библиотечные уроки;Деловые беседы;Участие в научно-исследовательских дискуссиях;Практические упражненияИтого82. Математическая грамотность11111111Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про старика, старуху, волка и лисичку. Про медведя, лису и мишкин мед. Библиотечные уроки;Деловые беседы;Участие в научно-исследовательских дискуссиях;Практические упражненияИтого83. Финансовая грамотность11111111За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи-цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик и медведь прибыль делили. Как мужик золото менял. Библиотечные уроки;Деловые беседы;Участие в научно-исследовательских дискуссиях;Практические упражненияИтого84. Естественно-научная грамотность111111111Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. Иванова соль. Сутеев. Яблоко. Библиотечные уроки;Деловые беседы;Участие в научно-исследовательских дискуссиях;Практические упражненияИтого9Итого33

Календарно-тематическое планирование (1 класс)

№ п/пТема занятияВсего часовВ том числеДата проведенияТеория Практика Планир. Факт. Бианки. Лис и мышонок. 10,50,5Русская народная сказка. Мороз и заяц. 10,50,5В. Сутеев. Живые грибы. 10,50,5Г. Цыферов. Петушок и солнышко. 10,50,5М. Пляцковский. Урок дружбы. 10,50,5Грузинская сказка. Лев и заяц. 10,50,5Русская народная сказка. Как лиса училась летать. 10,50,5Е. Пермяк. Четыре брата. 10,50,5Про курочку рябу, золотые и простые яйца. 10,50,5Про козу, козлят и капусту. 10,50,5Про петушка и жерновцы. 10,50,5Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. 10,50,5Про наливные яблочки. 10,50,5Про Машу и трех медведей. 10,50,5Про старика, старуху, волка и лисичку. 10,50,5Про медведя, лису и мишкин мед. 10,50,5За покупками. 10,50,5Находчивый колобок. 10,50,5День рождения мухи-цокотухи. 10,50,5Буратино и карманные деньги. 10,50,5Кот Василий продает молоко. 10,50,5Лесной банк. 10,50,5Как мужик и медведь прибыль делили. 10,50,5Как мужик золото менял. 10,50,5Как Иванушка хотел попить водицы. 10,50,5Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. 10,50,5Про репку и другие корнеплоды. 10,50,5Плывет, плывет кораблик. 10,50,5Про Снегурочку и превращения воды. 10,50,5Как делили апельсин. 10,50,5Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. 10,50,5Иванова соль. 10,50,5В. Сутеев. Яблоко. 10,50,5Итого:3316,516,5

Содержание программы 2 класс (34 ч)

№ п/пРаздел Кол-во часовСодержаниеФормы внеурочной деятельности1Читательская грамотность111111110,5Михаил Пришвин. Беличья память. Соколов-Микитов. В берлоге. Лев Толстой. Зайцы. Николай Сладков. Веселая игра. Обыкновенные кроты. Эдуард Шим. Тяжкий труд. Полевой хомяк. Про бобров. Позвоночные животные. Библиотечные уроки;Деловые беседы;Участие в научно-исследовательских дискуссиях;Практические упражненияИтого8,52. Математическая грамотность111111110,5Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители. Встреча друзей. Библиотечные уроки;Деловые беседы;Участие в научно-исследовательских дискуссиях;Практические упражненияИтого8,53. Финансовая грамотность111111110,5Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. Банковская карта. Безопасность денег на банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. Такие разные деньги. Встреча друзей. Библиотечные уроки;Деловые беседы;Участие в научно-исследовательских дискуссиях;Практические упражненияИтого8,54. Естественно-научная грамотность111111110,5Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы. Материал для плотин. Позвоночные животные. Библиотечные уроки;Деловые беседы;Участие в научно-исследовательских дискуссиях;Практические упражненияИтого8,5Итого34

Календарно-тематическое планирование (2 класс)

№ п/пТема занятияВсего часовВ том числеДата проведенияТеория Практика Планир. Факт. Михаил Пришвин. Беличья память. 10,50,5Про беличьи запасы. 10,50,5Беличьи деньги. 10,50,5Про белочку и погоду. 10,50,5И. Соколов-Микитов. В берлоге. 10,50,5Медвежье потомство. 10,50,5Поврежденные и фальшивые деньги. 10,50,5Лесные сладкоежки. 10,50,5Лев Толстой. Зайцы. 10,50,5Про зайчат и зайчиху. 10,50,5Банковская карта. 10,50,5Про зайчишку и овощи. 10,50,5Николай Сладков. Веселая игра. 10,50,5Лисьи забавы. 10,50,5Безопасность денег на банковской карте. 10,50,5Лисьи норы. 10,50,5Обыкновенные кроты. 10,50,5Про крота. 10,50,5Про кредиты. 10,50,5Корень часть растения. 10,50,5Эдуард Шим. Тяжкий труд. 10,50,5Про ежа. 10,50,5Про вклады. 10,50,5Занимательные особенности яблока. 10,50,5Полевой хомяк. 10,50,5Про полевого хомяка. 10,50,5Ловушки для денег. 10,50,5Про хомяка и его запасы. 10,50,5Про бобров. 10,50,5Бобры строители. 10,50,5Такие разные деньги. 10,50,5Материал для плотин. 10,50,5Позвоночные животные. 10,50,5Встреча друзей. 10,50,5Итого:341717

Содержание программы 3 класс (34 ч)

№ п/пРаздел Кол-во часовСодержаниеФормы внеурочной деятельности1Читательская грамотность11111111Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. Магнит. Библиотечные уроки;Деловые беседы;Участие в научно-исследовательских дискуссиях;Практические упражненияИтого82. Естественно-научная грамотность11111111Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит. Библиотечные уроки;Деловые беседы;Участие в научно-исследовательских дискуссиях;Практические упражненияИтого83. Финансовая грамотность11111111Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. Как сэкономить семейные деньги? Библиотечные уроки;Деловые беседы;Участие в научно-исследовательских дискуссиях;Практические упражненияИтого84. Математическая грамотность11111111Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги. Библиотечные уроки;Деловые беседы;Участие в научно-исследовательских дискуссиях;Практические упражненияИтого85Проверочные работы2Проверь себяИтого34

Календарно-тематическое планирование (3 класс)

№ п/пТема занятияВсего часовВ том числеДата проведенияТеория Практика Планир. Факт. Про дождевого червяка. 10,50,5Кальций. 10,50,5Сколько весит облако? 10,50,5Хлеб, всему голова. 10,50,5Про мел. 10,50,5Про мыло. 10,50,5История свечи. 10,50,5Магнит. 10,50,5Дождевые черви. 10,50,5Полезный кальций. 10,50,5Про облака. 10,50,5Про хлеб и дрожжи. 10,50,5Интересное вещество мел. 10,50,5Чем интересно мыло и как оно «работает»? 10,50,5Про свечи. 10,50,5Волшебный Магнит. 10,50,5Проверь себя. 10,50,5Что такое «бюджет»? 10,50,5Семейный бюджет. 10,50,5Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. 10,50,5Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. 10,50,5Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. 10,50,5На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. 10,50,5На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. 10,50,5Как сэкономить семейные деньги? 10,50,5Расходы и доходы бюджета. 10,50,5Планируем семейный бюджет. 10,50,5Подсчитываем семейный доход. 10,50,5Пенсии и пособия. 10,50,5Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. 10,50,5Подсчитываем расходы. 10,50,5Расходы на обязательные платежи. 10,50,5Подсчитываем сэкономленные деньги. 10,50,5Проверь себя. 10,50,5Итого:341717

Содержание программы 4 класс (34 ч)

№ п/пРаздел Кол-во часовСодержаниеФормы внеурочной деятельности1Читательская грамотность1111211Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в РоссииБиблиотечные уроки;Деловые беседы;Участие в научно-исследовательских дискуссиях;Практические упражненияИтого82. Естественно-научная грамотность11111111Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы. Библиотечные уроки;Деловые беседы;Участие в научно-исследовательских дискуссиях;Практические упражненияИтого83. Финансовая грамотность211211Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы. Благотворительность. Страхование. Библиотечные уроки;Деловые беседы;Участие в научно-исследовательских дискуссиях;Практические упражненияИтого84. Математическая грамотность121121В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Отправляемся в путешествие. Библиотечные уроки;Деловые беседы;Участие в научно-исследовательских дискуссиях;Практические упражненияИтого8Творческие работы11По выбору. Составляем словарик по финансовой грамотности. Итого2Итого34

Календарно-тематическое планирование (4 класс)

№ п/пТема занятияВсего часовВ том числеДата проведенияТеория Практика Планир. Факт. Старинная женская одежда. 10,50,5Старинные женские головные уборы. 10,50,5Старинная мужская одежда и головные уборы. 10,50,5Жилище крестьянской семьи на Руси. 10,50,5Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. 211История посуды на Руси. 10,50,5Какие деньги были раньше в России10,50,5Томат. 10,50,5Болгарский перец. 10,50,5Картофель. 10,50,5Баклажан. Семейство Паслёновые. 10,50,5Лук. 10,50,5Капуста. 10,50,5Горох. 10,50,5Грибы. 10,50,5Творческая работа. 10,50,5Потребительская корзина. 211Прожиточный минимум. 10,50,5Инфляция. 10,50,5Распродажи, скидки, бонусы. 211Благотворительность. 10,50,5Страхование. 10,50,5В бассейне. 10,50,5Делаем ремонт. 211Праздничный торт. 10,50,5Обустраиваем участок. 10,50,5Поход в кино. 211Отправляемся в путешествие. 10,50,5Составляем словарик по финансовой грамотности. 10,50,5Итого:341717

Краткие выводы

  • Проект нового ФГОС вступит в силу 1 сентября 2022 года.
  • Обновленные стандарты коснутся детей, которые пойдут в первые и пятые классы в сентябре 2022 года.
  • Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни.
  • Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector