Методические рекомендации
по проведению уроков безопасного интернета в школах.
(Разработано Лигой безопасного интернета.)
v 0.14.12
Введение 1
Материалы для подготовки и проведения уроков 2
Цели и задачи уроков 2
Общие особенности организации уроков безопасного интернета 4
Учет возрастных и психологических особенностей 5
Приложения 6
Перейти к содержимому
Экспертный совет по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества запускает информационную базу дополнительных профессиональных программ для дополнительного образования и переподготовки педагогических работников.
Блок образовательных программ находится на сайте «Единый урок». Цель данного портала – организация масштабного обучения педагогов по различным актуальным направлениям в сфере образования.
С 1 сентября 2022 года в российских школах стартует масштабный проект – цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Проект направлен на развитие ценностного отношения школьников к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Департаментом государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России разработаны методические рекомендации по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном».
Методические рекомендации по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»
Общие особенности организации уроков безопасного интернета
При проведении уроков интернет-безопасности учитываются следующие особенности:
- необходимость комплексного подхода к изучению проблематики и выработке необходимых навыков;
- взрывообразное развитие технологий и фактическое отставание методик освоения этих технологий и продуктов, основанных на этих технологиях;
- раннее знакомство детей с интернетом и высокотехнологичными продуктами;
- миф об «отставании взрослых» в области компьютеров и интернета;
- стремление детей «проверить» взрослых «каверзными» вопросами и оценить предлагаемый материал на основании личного опыта.
При этом на восприятие детьми информации значительное влияние оказывает опыт использования интернета и новейших технологий. В частности у детей школьного возраста отмечаются:
- стремление к сокращению количества источников получения информации – «точек входа»[1]
- «клиповое» восприятие информации, приоритетность видео и простой графики (интернет-ролики, демотиваторы[2]
- феномен «лайков», «репостов», и «комментов»[3], когда для интернет-пользователя возможность выражения отношения становится важнее самого материала и сокращается стремление к самостоятельной работе и созданию собственного материала;
- около 3% родителей запрещают детям использование компьютера и интернета или ограничивают доступ до определенного возраста;
- эффект «лидера» в детском коллективе, когда на опыт, мнение, знания одного ребенка ориентируются остальные.
Эти особенности проявляются во всей деятельности детей и восприятии ими информации, но находят наиболее яркое выражение при обсуждении проблем, связанных с использованием интернета.
Введение
Современную жизнь трудно представить себе без сети «Интернет». Современные компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все больше места в жизни каждого человека.
По данным Фонда Общественное мнение на весну 2014 года проникновение интернета среди взрослого населения России составил 60.6% или 709, 7 млн человек. И дети не остаются в стороне от этого процесса. По разным исследованиям дети начинают пользоваться интернетом в возрасте 6-8 лет.
Дополнительными факторами вовлечения детей в интернет стали снижение цены на электронные устройства и тарифы доступа в интернет, развитие широкополосного и мобильного интернета. Тенденции к развитию облачных технологий и общения в социальных сетях стирают границу между локальным и сетевым использованием вычислительной техники, многие даже не задумываются о том, что используют интернет, настолько этот технологический феномен стал частью повседневной жизни.
Вместе с тем интернет-технологии активно используют преступники и правонарушители. Получили так же распространение различные маркетинговые и мошеннические схемы. Такая ситуация сформировала понятие об интернет-угрозах и необходимость их распознавать и им противостоять.
Инициаторами первых уроков выступили МВД и операторы связи, которые первыми столкнулись с мошенничеством в сети. Далее к ним присоединились общественные организации и волонтеры. Как правило, подготовленные ими материалы представляют собой либо краткую памятку, либо обзорный материал, сфокусированный на проблемах, актуальных на момент подготовки материала.
Умение использовать интернет (в том числе для поиска информации) стало необходимым и было включено в Федеральный государственный стандарт общего, а позже и начального образования.
Однако высокая нагрузка на школьников обусловила то, что проблемы безопасного использования интернета на практике изучаются факультативно, в рамках классных часов и дополнительных занятий, как правило, в начале учебного года и перед каникулами. Как правило, на это отводится 1 академический час.
В таких условиях возникает необходимость представить преподавателям инструмент, который отвечает следующим требованиям:
- Системный обзор угроз разных видов, принципов их выявления и противодействия.
- База знаний в удобном для использования виде.
- Примерные, базовые материалы для построения занятия.
- Модульное представление материала с возможностью строить как обзорные уроки, так и рассматривать отдельные проблемы более подробно.
- Возможность представления материалов для детей разного возраста.
- Возможность обновления материала с учетом развития интернета и других технологий.
- Возможность разбить материал на простые части «вопрос-ответ» для использования в рамках интегрированного обучения на уроках по разным предметам.
- Инструмент тестирования и оценки знаний и навыков детей в области безопасного использования компьютера.
- Канал получения информации о новых угрозах и их формах, для включения в уроки актуальных примеров.
Цели и задачи уроков
Цели уроков:
- Систематизация знаний в области использования интернета.
- Формирование навыков безопасного использования интернета.
- Распознавание и реагирование на интернет-угрозы.
Задачи уроков:
- Систематизирование знаний детей в области интернет-безопасности по направлениям:
- раскрытие персональных данных;
- мошенничества, в т.ч. мобильные, заражение компьютера и мобильных устройств;
- общение в сети;
- общая компьютерная грамотность.
- Связь навыков повседневного использования интернета и электронных устройств с правилами безопасности. Формирование у детей навыков безопасного использования интернета на основании имеющегося у них опыта.
- Повышение уровня осведомленности детей о наиболее актуальных интернет-угрозах ( с учетом возраста аудитории, региона, других факторов).
- Формирование навыков и осознанных подходов к противодействию интернет-угрозам.
- Показ важности взаимодействия детей с учителями и родителями, особенно в критических и неприятных ситуациях
Материалы к урокам сформированы по модульному принципу. Каждая тема отражена на одном или нескольких слайдах. Таким образом, преподавателю представляется возможность как провести обзорный урок, так и разделить его на отдельные блоки, которые можно использовать в рамках интегрированного обучения при изучении других предметов или на классных часах (факультативных занятиях).
Методические основы проведения урока.
При подготовке материалов урока использованы дидактические принципы:
- активной включенности;
- доступности;
- мотивации;
- рефлексивности;
- системности;
- открытости содержания.
Принцип активной включенности предполагает учет субъектной позиции ребенка в процесс изучения материала, обращение к личному опыту и развитие этого опыта на основе получения новых знаний или структурирования имеющихся.
Принцип доступности предполагает учет возрастных характеристик участников урока, их социального статуса и жизненного опыта, уровня знаний, полученных в процессе обучения.
Принцип мотивации предусматривает подачу информации в форме, которая простимулирует ребенка к использованию полученных знаний в повседневной жизни, подтолкнет к поиску новой информации.
Принцип рефлексивности дает ребенку возможность соотнести собственный опыт и полученные знания, корректировать модели собственного поведения с учетом мирового опыта и отдельных отрицательных примеров.
Принцип системности отражается в структурированности информации, рассматриваемой в рамках урока, подаче новых знаний как дополняющих и уточняющих картину единого целого, в том числе в области интернет-безопасности и информационных технологий. При этом информация представляется в форме простых правил и лаконичных формулировок, опирающихся на личный опыт и особенности восприятия детей.
Принцип открытости предполагает свободное использование преподавателем подготовленных материалов, возможность их полного или частичного использования, дополнения более актуальными материалами.
При подготовке к уроку преподаватель самостоятельно формирует материал для урока, при этом учитываются:
- общий уровень развития детей;
- предполагаемая дальнейшая активность, планы по изучению данной темы и ее интеграции в процесс обучения;
- особенности помещения и обстановки, наличие технических средств обучения, в т.ч. подключение к интернету;
- уровень собственной подготовки.
Материалы к уроку фактически предлагают содержательный ресурс, на основе которого преподаватель создает и проводит собственное занятие, дополняя его собственным опытом, методологическим инструментарием, дополняет и расширяет содержание урока и его результативность.
Знакомство с порталом “Единый урок.рф”
Методист
Зинатулина О.В.,
Слайд 1
В 2011 году при Совете Законодателей Федерального Собрания Российской Федерации начала свою работу Комиссия по развитию информационного общества. После реформирования органа Комиссия была воссоздана постановлением Совета Федерации от 19 декабря 2012 г. №400-СФ как Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества и в настоящий момент продолжает функционировать под этим названием.
Комиссия работает как площадка, на которой представители региональных органов власти, органов местного самоуправления, бизнеса и некоммерческих организаций (НКО) могут открыто обсуждать с федеральными ведомствами актуальные вопросы взаимодействия в рамках информатизации предоставления государственных услуг, развития электронного правительства, информатизации образования, нормативно-правового регулирования сферы информационных технологий, формулировать проблемы и получать гарантированную и адекватную обратную связь.
Слайд 2
Председателем Временной комиссии с 2014 года была назначена член Совета Федерации от Саратовской области и заместитель председателя комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Людмила Николаевна Бокова.
19 декабря 2016 года при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества был создан Экспертный совет по информатизации системы образования и воспитания.
Слайд 3
Основной целью Экспертного совета является формирование сетевого механизма коммуникации между педагогической общественностью с Советом Федерации в сфере развития информационных технологий в образовании, детстве и воспитании.
Экспертный совет стал первым в России сетевым экспертным сообществом при федеральных органах власти и обладает различными функциями, среди которых проведение общественных обсуждений, разработка рекомендаций, проведение мониторингов и опросов, проведение мероприятий и другие функции, указанные в Положении о Экспертном совете.
Участниками Экспертного совета могут стать педагоги и сотрудники администраций образовательных учреждений начального, общего, полного среднего и среднего профессионального образования всех субъектов Федерации. Для членов образовательного сообщества это возможность для собственного развития и возможность повлиять на принимаемые решения на федеральном уровне.
Слайд 4
За участие в Экспертном совете и отдельных мероприятиях Экспертного совета выдаются именные дипломы.
Слайд 5
Работа Экспертного совета проходит дистанционно и для участия специалистам системы образования в Экспертном совете достаточно пройти регистрацию на портале «Единыйурок.рф» http://www.единыйурок.рф/.
Первым мероприятием Экспертного совета стало общественное обсуждение анкеты мониторинга безопасности образовательной среды и образовательных учреждений Российской Федерации, проводимого в рамках Указа Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы».
В плане Экспертного совета обозначены различные мероприятия для обучающихся их родителей и педагогов:
- Общественные обсуждения курса начального, общего и полного среднего образования межпредметной области «Основы кибербезопасности»
- Общественные обсуждения методических рекомендаций по обеспечению безопасности и развития детей в информационном пространстве в рамках образовательных учреждений
- Общественные обсуждения проекта региональных программ обеспечения информационной безопасности детей
- Общественные обсуждения анкеты мониторинга и проведение мониторинга по информатизации системы образования.
- Обсуждение концепции образовательных мероприятий, ежегодно рекомецдованных образовательным учреждениям к проведению.
- Мониторинг деятельности психологов образовательных учреждений и специалистов дополнительного образования образовательных учреждений России.
Получить подробную информацию о деятельности Экспертного совета, обратиться за консультацией и помощью можно на сайте Экспертного совета — http://www.единыйурок.рф/ или по телефону: +7 9992802030, эл. почта: org@teenrelations.ru-контактное лицо: Абрамов Сергей Алексеевич — секретарь Экспертного совета.
Слайд 6
Одной из сетевых площадок Эспертного совета стал портал Единыйурок.рф – это онлайн-площадка для проведения Единых уроков, тематических занятий и образовательных мероприятий, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, для развития и педагогической работы.
Слайд 7
Вы можете подписаться на канал Единого урока в приложении Telegram и подписаться на группу в “Вконтакте”, где можно задать свои вопросы и получить консультацию.
На сайте Вы можете получить материалы для проведения Единых уроков, тематических занятий и образовательных мероприятий, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.
В рамках реализации плана мероприятий в соответствии с Концепцией безопасности детей на 2018-2020 годы утвержденного приказом № 88 Минкомсвязи России от 27 февраля 2018 года на площадке Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества проводится ряд мероприятий:
- Мониторинг информатизации системы образования;
- Мониторинг психологической работы общеобразовательных организаций;
- III Всероссийская конференция по формированию детского информационного пространства “Сетевичок”;
- Всероссийская контрольная работа по информационной безопасности;
- V Международный квест по цифровой грамотности “Сетевичок”;
- IV Конкурс за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи “Премия Сетевичок”;
- Всероссийский конкурс социальной рекламы на тему информационной безопасности детей.
Слайд 8
Целью мониторинга информатизации системы образования является оценка уровня оснащения средствами ИКТ и степени его применения в образовательном процессе, включая вопросы использования технологий, программ, техники и устройств.
Слайд 9
Целью мониторинг психологической работы общеобразовательных организаций является изучение состояния организационного, программно-методического, кадрового обеспечения воспитательной деятельности, получение информации о развитии в образовательных организациях различных форм государственно-общественного управления, а также анализ результативности воспитательной деятельности в образовательной организации.
Слайд 10
На данной площадке проходит и Всероссийское тестирование. https://единыйурок.рф/index.php/meropriyat/vserossijskoe-testirovanie2018
Для участия в тестировании необходимо зарегистрироваться и авторизоваться. Ознакомится с правилами тестирования. Тесты по должностям в образовательных организациях включают вопросы по сферам раздела «Необходимые знания» соответствующих профессиональных стандартов педагогических работников. Тест признается пройденным при наборе 55% баллов. По итогам тестирования будут объявляются 1000 лучших результатов в каждом тесте на уровне федерации. Тематические тесты, позволяющие проверить уровень знаний педагогического работника по различным аспектам организации педагогической работы и деятельности образовательной организации.
Слайд 11
В рамках III Всероссийской конференции по формированию детского информационного пространства “Сетевичок” проводятся Единые уроки безопасности в сети Интернет. На сайте предложены методические разработки уроков для учителей. Целью Единого урока безопасности является предотвращение возможных негативных последствий использования Интернета. Н а уроках обучающиеся знакомятся с возможными угрозами сети Интернет, приобретают навыки выявления мошеннических манипуляций над пользователем, учатся вырабатывать тактику безопасного поведения в сети Интернет.
Слайд 12
Всероссийская контрольная работа по информационной безопасности.
На сайте размещены печатные варианты контрольной работы, позволяющие организовать работу очно без использования интернета
Слайд 13
V Международный квест по цифровой грамотности “Сетевичок”. Цель конкурса – привить школьникам умение успешно и безопасно учиться с помощью Интернета. Квест является ключевым мероприятием Единого урока по безопасности в сети “Интернет”.
Слайд 14
IV Конкурс за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи “Премия Сетевичок”. Образовательные организации и педагогические работники могут выдвинуть на Премию Сетевичок свои сайты, а обучающиеся и педагогические работники могут принять участие в голосовании за лучшие ресурсы, получив в конце бесплатно электронный документ об участии в жюри конкурса и экспертизе сайта.
Всероссийский конкурс социальной рекламы на тему информационной безопасности детей. Конкурс направлен на формирование социальной рекламы, направленной на повышение безопасности детей в сети “Интернет”.
Слайд 15
Единый урок “Права человека”. Цель -формирование правовой культуры молодых граждан нашей страны.
Слайд 16
Единый урок по цифровой экономике.
Слайд 17
Конкурс “Онфим”
Слайд 18
Программа «Квест по молодежному предпринимательству «Businessteen» (далее – программа) реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и способствует обогащению учащимися запаса знаний в сфере предпринимательской деятельности , формированию и развитию их предпринимательского потенциала. Отличительными особенностями программы является обеспечение максимальной практикоориентированности в процессе формирования предпринимательских компетенций: практическое обучение навыкам и знаниям.
Слайд 19
Страна молодых. В новом учебном году 2018-2019 году планируется в рамках Рейтинга запустить дистанционную платформу обучения для детей и провести Олимпиаду Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества по предметам школьной программы.
Слайд 20
Сайт Единого урока для детей: www.Единыйурок.онлайн.
Слайд 21
Летняя школа для педагогов.
Летняя школа организована для оказания научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников по вопросам реализации образовательной программы и проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательной деятельности в соответствии с разделом «IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы» ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО.
Единый урок по безопасности в сети Интернет
Единый урок по безопасности в сети Интернет вышел в четвертьфинал конкурса ООН на соискание Премии Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО).
Единый урок представляет собой цикл мероприятий, направленных на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности детей, а также обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к безопасности и развитию детей в информационном пространстве.
Именно формирование информационной и цифровой грамотности населения является одним из важнейших факторов не только в сохранении информационного суверенитета нашей страны и формирования всех сфер информационного общества, но и обеспечения развития цифровой экономики.
В ходе различных мероприятий Единого урока участники узнают, как защитить свои персональные данные, совершать безопасные покупки в интернет-магазинах, научатся анализировать правдивость и достоверность информации в сети Интернет и многое другое.
Единый урок безопасности в сети Интернет проводится по инициативе председателя Совета Федерации Валентины Ивановы Матвиенко.
Мероприятие проходит в российских школах ежегодно с 2014 года. В 2017 году в Едином уроке приняли участие обучающиеся из более чем 33 000 школ, более двух миллионов родителей и около полумиллиона учителей.
Успешность Единого урока как формата массового обучения и повышения цифровой грамотности детей позволило выдвинуть Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества данную инициативу на конкурс соискания Премии Всемирной встречи на высшем уровне по вопросах информационного общества (ВВУИО).
Конкурс на соискание наград ВВУИО – это глобальная международная платформа для выявления и демонстрации успешного передового опыта в использовании информационно-коммуникационных технологий для достижения устойчивого развития, принятых ООН для всех стран мира на 2016-2030 годы.
Награда конкурса – это знак уникального глобального признания мировым сообществом передового опыта государств, компаний и организаций.
Организаторами конкурса являются Международный союз электросвязи, Программа развития ООН, ЮНЕСКО, Конференция ООН по торговле и развитию и другие организации ООН.
Выдвижение Единого урока на конкурс было поддержано Министерством связи и массовых коммуникаций России и 64 администрациями субъектов Российской Федерации.
Информацию о порядке голосования возможно получить на сайте Единого урока — www.единыйурок.дети.
Консультации по вопросам организации голосования и связанных с этими вопросами можно получить ежедневно на сайте www.едниыйypoк.pф в разделе «Поддержка».
Назад в раздел
Учет возрастных и психологических особенностей
Освоение материалов данного урока требует от детей внимания, воображения и критического осмысления материала. В этой связи на первый план выходит форма занятия, которая позволяет максимально мотивировать детей к усвоению материала.
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется проведение урока в форме игры. При наличии возможности рекомендуется продумать:
- экран достаточного размера;
- доступ детей к клавиатуре и мыши (клики при переходе внутри и между слайдами);
- оптимальна посадка полукругом;
- достаточное количество посадочных мест;
- возможность физической активности (встать-сесть, взяться за руки, передавать предметы).
Для упрощения вовлечения детей в процесс игры в материал урока введены сказочные персонажи. Материал может быть разбит на несколько уроков (по модулям-темам). Объем информации сокращен в соответствии с возрастными особенностями восприятия.
Для развития и закрепления материала можно использовать дополнительно – конкурс рисунков, тематический рассказ и т.д.
Уроки для средней и старшей школы предпочтительней организовывать в форме дискуссии. Каждый модуль урока предполагает обращение к опыту детей. Для визуализации используются актуальные скриншоты (снимки экрана) и изображения из сети интернет (личные изображения и данные деперсонифицированы и изменены), знакомые большинству активных пользователей интернета. Для поддержания активности достаточно вопроса «Кто встречал такое изображение?», «Кто с этим сталкивался?».
Дополнительная информация отображена на слайдах тезисно. Например, при рассмотрении понятия «спам», этимология термина на слайде не представлена. Используется понятие «безопасный пароль», но создание безопасного пароля на слайде не отражено. Такие возможности активизации аудитории заложены в каждый модуль.
Дополнительные материалы и актуализированные слайды размещаются на сайте Лиги безопасного интернета в разделе «Энциклопедия безопасности».
Материалы для старшей школы представлены максимально тезисно, с учетом возрастного восприятия.
Приложения
Приложения к данным методическим указаниям представлены в виде отдельный файлов на сайте Лиги безопасного интернета (http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/parents-and-teachers-detail.php?ID=3652). Материалы дорабатываются и обновляются.
[1] В современном интернете основные «точки входа» – поисковая система и социальные сети. Дополнительные «точки входа» видеохостинг, игровой портал, почтовый сервис, служба сообщений.
[2] Демотива́тор (демотивационный постер) — изображение, состоящее из картинки в чёрной рамке и комментирующей её надписи-слогана, составленное по определённому формату.
[3] Лайк (от англ. «Like» — «нравится», «одобряю») – это условное выражение одобрения материалу, пользователю, фотографии, выражающиеся нажатием одной кнопки. Для многих пользователей социальных сетей лайк стал смыслом создания контента.Репост — перемещение комментария или материала в другой проект с использованием специальных технических средств.Коммент (англ. comment — комментарий) — комментарий к посту (материалу)в блоге или любом другом сайте.
Материалы для подготовки и проведения уроков
Данные методические рекомендации описывают инструменты, представляемые Лигой безопасного интернета, и содержат некоторые рекомендации по использованию этих инструментов.
Данные методические рекомендации составлены на основании опыта по проведению уроков безопасного интернета для школьников разного возраста и методических занятий с преподавателями в Москве, Московской и Тульской областях, Санкт-Петербурге, Республике Саха Якутия.
Дополнением к данным методическим рекомендациям являются:
- Базовый материал для проведения урока (варианты для возрастных групп: начальная школа, средняя школа, старшие классы). Материал представлен в форме электронной презентации, которая может использоваться как самостоятельный материал с использованием ТСО, так и как основа для подготовки наглядных пособий для урока.
- Примерный конспект урока (варианты для разных возрастных групп).
- Каталог ссылок на библиотеку материалов, посвященных вопросам безопасности в интернете.
- Программу тестирования знаний в области безопасности в интернете.
- Дополнительные материалы для подготовки к занятиям взрослых.