Единый урок дня народного единства

Тема: «Слава Родины нашей отважным сынам»

Цель: Познакомить  учащихся с историей Дня народного единства

  • Пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в РФ
  • Показать современную идею Дня народного единства
  • Воспитывать уважение к русским национальным героям
  • Развивать у учащихся патриотические чувства, чувства единения многонациональной страны

Пусть ведают потомки православных

Земли родной народную судьбу,

Своих мужей великих поминают

За их геройство, славу, доброту.

2 эпиграф.

Единство – возвестил оракул наших дней, –

Быть может спаяно железом лишь и кровью!

Но мы попробуем спаять его любовью.

А там увидим, что прочней. (Тютчев Ф

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда.

4 ноября – стал, по предложению Госдумы новым российским праздником – Днем народного единства. (Слайд 2). Однако если разобраться, то праздник не такой уж и новый. Это день почитания чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, а также день освобождения Москвы и России войсками Минина и Пожарского от польской интервенции.

В этот день Россия прославляет доблестное русское ополчение, спасшее Отчизну и веру православную в тяжкую годину Смутного времени.

Этот праздник был установлен при Михаиле Федоровиче Романове и на протяжении нескольких веков в Российской империи отмечался как день освобождения. Отменен он был после революции 1917 г. Поэтому в определенной степени речь идет не об установлении нового праздника, а о возрождении традиции, прерванной в 1917 году. Никогда Россия не была так близка к гибели, как в эпоху Смутного времени. Полный распад государства, борьба сословий между собой, захват власти иностранными интервентами, угроза полного уничтожения, угроза территориальной целостности и независимости страны.

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

Учитель. Итак, обо всем по порядку.

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась.

И стрелами звеневшие бои

Лишь прерывали труд ее всегдашний.

Недаром конь могучего Ильи

Оседлан был хозяином на пашне.

В руках, веселых только от труда,

По добродушью иногда не сразу

Возмездие вздымалось. Это да.

Но жажды крови не было ни разу. (Слайд 3)

(Звучит песня «Россия» Слова: С. Бехтеев в исп. : Жанны Бичевской)

15 лет в истории России (с 1598 по 1613 г. ), названных потом Смутным временем, вместили в себя так много событий, что в истории любого другого государства их с лихвой хватило бы на добрую сотню лет. Судите сами: (Слайд 4)

Учащийся. Смутное время – это междинастический период, когда в борьбе за власть сменилось 6 правителей, вспыхнула Гражданская война народных масс за «доброго царя», возникла польско-шведская интервенция, против которой выступили народные ополчения, изгнавшие захватчиков. Смутой называли тяжелейшие бедствия, постигшие страну в первые два десятилетия 17 века. (Слайд 5)

Учащийся. В 1584 г. умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева в 1581 г. , младшему сыну Дмитрию было всего два года. На престол вступил средний сын Грозного – Федор Иванович (1584-1598). Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Федорович Годунов. Со смертью бездетного Федора Ивановича в 1598 г. прекратилась старая династия Рюриковичей. Земский собор избирает новым царем Бориса Годунова. (Слайд 6)

Учитель. Царствование Бориса Годунова было успешным до 1601 г. В 1601–1603 гг. Россию поразил неурожай. По свидетельству современников, в этом году в небе была замечена необычайной яркости комета, в небе стояли три солнца. В течение лета 10 недель не прекращались дожди, а в августе 1601 ударили морозы. Холода стояли такие, что по Чёрному морю в Константинополь ездили на санях. Последовал голод, усиленный отсутствием запасов в разоренной стране.

Всё население оценило этот природный катаклизм, как наказание Божье за “незаконного” царя. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных.

Годунов оказался неудачливым царем, а значит – и незаконным.

Учитель. Еще в 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе погиб, якобы напоровшись на нож в припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. Народная молва приписала Борису Годунову организацию этого убийства с целью захвата власти. (Слайд 8)

В обстановке всеобщего недовольства Борисом Годуновым широкое распространение получили слухи, что жив царевич Дмитрий. В 1602 г. в Литве объявился человек, выдававший себя за него. Розыск показал, что это сбежавший в Польшу галицкий дворянин, бывший монах Григорий Отрепьев. Он тайно перешел в католическую веру, пообещал ввести в России католицизм, королю Сигизмунду III отдать Черниговские земли, а воеводе Мнишеку – Псков, Новгород, другие земли. (Слайд 9)

В 1604 г. Лжедмитрий с помощью польских магнатов, навербовав две тысячи наемников и используя недовольство казаков, предпринял поход на Москву. Со стороны Речи Посполитой это была скрытая интервенция против России. 20 июня 1605 г. 13 апреля 1605 года скоропостижно умер Борис Годунов (по слухам, был отравлен). Царем был провозглашен его 16-летний сын Федор. Он стал вторым царем Смутного времени. По требованию самозванца Федор был убит дворянами.

Лжедмитрий был провозглашен царем. (Слайд 10)

«К несчастью, самозванец,Откуда ни возьмись,Такой задал нам танец,Что умер царь Борис. И, на Бориса местоВзобравшись, сей нахалОт радости с невестойНогами заболтал. Хоть был он парень бравыйИ даже не дурак, Но под его державойСтал бунтовать поляк. А то нам не по сердцу;И вот однажды в ночьМы задали им перцуИ всех прогнали прочь». (Слайд 11)

Учитель. В мае 1606 г. Возник заговор против Лжедмитрия, при попытке скрыться от заговорщиков он был убит. На Земском соборе царем избран боярский царь Василий Шуйский. В народе опять возникли слухи, что Дмитрий спасся и скрывается в Польше. Авторитет Шуйского падает, в результате заговора во главе с Захаром Ляпуновым был свергнут с престола. (Слайд 12)

Летом 1607 года поляки направили в Россию очередного самозванца – Лжедмитрия II, происхождение которого неизвестно. Тушинский лагерь стал центром альтернативного государства с отдельными правительством, церковной иерархией, органами административного государственного управления — приказами. К новому «царю»пришли большие польско-литовские войска, а Шуйский обратился за военной помощью к шведскому королю Карлу IX. Польша, находясь в состоянии войны со Швецией, начинает открытую интервенцию против России. (Слайд 13)

После свержения Шуйского власть переходит к семи московским боярам (семибоярщина). В 1610 – Василий Шуйский насильно пострижен в монахи. Бояре пригласили на царство польского королевича Владислава и в сентябре тайно впустили польские отряды в Москву.

На борьбу с захватчиками поднимается русский народ. (Слайд 14)

Независимость и территориальная целостность страны оказались под угрозой.

Учащийся. На севере шведы начали интервенцию, в Москве – поляки. Первое ополчение против интервентов возглавил Ляпунов, но был убит. Ополчение распалось. К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки – Смоленск. Польский король объявил, что Россия войдет в Речь Посполитую, а он сам станет русским царем. (Слайд 15)

Учащийся. 1 октября 1611 года на базарной площади Нижнего Новгорода по призыву старосты Минина собрались тысячи нижегородцев и жителей окрестных сел. Он зовёт их в новое ополчение: «Встанем же единомысленно всем миром и навалимся громадой на врагов!» Увлечённые его речью, люди жертвуют на общее дело деньги, кольца, серьги, дорогие меха, оружие и одежду. Здесь же, на площади, избрали воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского. Помощником его стал «выборный от всей земли человек» – Кузьма Минин. Минин и Пожарский обратились с грамотами ко всем городам русским. Они призывали объединиться в борьбе за освобождение родной земли от чужеземцев. (Слайды 16-18)

Кто на Руси за правду ополчится?

Кто чист пред богом? Только чистый может

Святое дело честно совершить.

Народ страдает, кровь отмщенья просит,

На небо вопиет. А кто подымет,

Кто поведет народ? Он без вождя,

Как стадо робкое, рассеян розно.

(Двое учащихся представляют руководителей ополчения – К. Минина и Д. Пожарского)

Учитель. Ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля 1612 года. По дороге в него вливались новые отряды. В Ярославле задержались почти на четыре месяца, чтобы накопить силы. Отсюда Минин и Пожарский продолжали звать русских на борьбу, отсюда ходили освобождать от захватчиков русские города и села. В Ярославле сформировали «Совет всей земли» и ввели налог «5-я деньга». (Слайд 20)

22 октября, на день обретения иконы Казанской Богоматери, сопровождавшей ополчение, войска штурмом взяли Китай-город, а 26 октября (4 ноября) интервенты открыли ворота Кремля и сдались.

Народное ополчение торжественно, под звон колоколов, вступило в кремль. Впереди на конях ехали вдохновители и организаторы ополчения Минин и Пожарский, за ними шли отряды бойцов с развевающимися знамёнами. Ликующие толпы приветствовали победителей. Наш народ спас свою родину, спас веру и государственность. (Слайд 21-22)

Икона Казанской Богоматери сопровождала ополчение в походе к столице, сотворив «многая чудеса». (Слайд 23)

(Выступление учащегося «Икона Казанской Божьей матери – заступница Земли русской»)

Учитель. После освобождения Кремля, кн. Пожарский установил икону в церкви Введения Богородицы, а летом 1613 года сообщил о чудотворениях иконы царю Михаилу и его матери. В торжественные дни венчания на царство нового русского государя Михаила Федоровича Романова (22 февраля 1613 г. ) оба великих мужа — Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин — были вознаграждены за свой подвиг во славу Отчизны: первый был пожалован в боярство, второй — в думные дворяне (отчество — Минин — теперь стало фамилией).

В 1613 году на Земском соборе был избран новый царь. Им стал Михаил Федорович Романов. В 1613 г. Земский собор избрал нового царя – Михаила Федоровича Романова. Формально Романовы имели право на престол как родственники прежней династии: дед Михаила, Н. Захарьин-Юрьев, был братом первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны. Фактически же их избрание всех устроило. (Слайды 24 25)

В память столь чудесного заступничества царь повелел дважды в год (8 июля и 22 октября) праздновать и устраивать крестный ход с иконой Казанской Богоматери. В 1632 году на средства Дмитрия Пожарского для иконы был построен отдельный каменный собор на Красной площади.

Казанский собор был построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1620-х годах и назван Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского. (Слайд 26)

(Выступление учащегося «История Казанского собора»)

Учитель. Так два праздника на Руси слились в один. А сегодня в России празднование этих событий восстановлено.

День 4 ноября – День народного единства, День Славы русского оружия и День возрождения Российской государственности (Слайд 27)

В 1818году на Красной площади был установлен памятник Минину и Пожарскому. Автор – Мартос Иван Петрович (1750-1835), скульптор, профессор Санкт-Петербургской Академии художеств. (Слайд 28)

(Выступление учащегося «История памятника»)

Первоначально памятник планировалось установить в 1812 году, к 200-летию героических событий, однако этому помешало новое нашествие, на этот раз армии Наполеона. Наконец, в 1818 году на деньги, собранные по народной подписке в Нижнем Новгороде, на родине Минина, памятник работы скульптора И. Мартоса был установлен перед главным входом в Верхние торговые ряды. Памятник мещанину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому создан по проекту художника И. Мартоса и отлит из бронзы литейным мастером Академии Художеств В. Екимовым, открыт 20 февраля 1818. (Слайд 29-30)

Учитель. Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.

Ополчение Минина и Пожарского – яркий пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил народ. Это испытание помогло России осознать свое национальное единство и оценить те силы, которыми она располагала, чтобы защитить его.

Подобное неоднократно будет повторяться в русской истории. Простые русские люди, понявшие, что стране угрожает смертельный враг, самоотверженно встают на её защиту.

Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов, заведшего врагов в глухой лес, в болото. По преданию, таким образом, он спас жившего тогда в Костроме выбранного на царство Михаила Фёдоровича Романова. (Слайд 31)

Звучит финал оперы «Иван Сусанин» со знаменитым хором «Славься!» и звоном колоколов)

Россия, ты – великая держава,Твои просторы бесконечно велики. На все века себя ты увенчала славой. И нет другого у тебя пути.

В дате 4 ноября важна жертвенность русского многонационального и многоконфессионального народа, различных слоёв его. Объединение вне зависимости от национальности, вероисповедания.

Современная идея Дня народного единства состоит в том, чтобы объединить людей ради развития своей страны. Россия сильна не только экономическими успехами и авторитетом в мире, но, прежде всего, благодаря народному единству и, конечно, благодаря огромному интеллектуальному и творческому потенциалу людей — талантливых, квалифицированных и искренне желающих принести пользу своему народу. (Слайд 32)

Кто занял место царя Ивана Грозного? (его сын Федор)

Почему в опере «Борис Годунов» царю Борису всюду видятся кровавые мальчики? (предполагают, что по приказу Бориса был убит царевич Дмитрий, наследник царя Федора)

Кем на самом деле был монах Филарет? (племянник жены Ивана Грозного, Федор Романов, кандидат на престол после прекращения династии Рюриквичей)

Какую фамилию носила жена Ивана Грозного? (Романова)

В каком веке происходили события, которые называют «смутное время»? (конец 16 – начало 17 века)

Кем был Кузьма Минин? (земский староста)

Какую роль в ополчении играл князь Пожарский (он командовал народным ополчением)

Какие враги были у России в «смутное время»? (поляки и шведы)

Какие города удалось захватить врагам?

Где происходила битва 24 августа? (в Москве)

Кого решено было поставить на царство, чтобы прекратить беспорядки в стране? (Михаила Федоровича Романова, сына Федора Романова, которому в то время исполнилось 16 лет)

Какому событию посвящена опера М. Глинки «Жизнь за царя»?

( Михаил не знал, что его избрали царем. Он проживал с матушкой под Костромой. Его пришлось разыскивать специальному посольству. Одновременно его искали и поляки, чтобы убить. Недалеко от села Домнино поляки встретили крестьянина Ивана Сусанина и потребовали показать им дорогу. Сусанин согласился, но завел их в болото. Поляки поняли хитрость крестьянина и жестоко расправились с ним. Этому подвигу посвящена опера Глинки, а также стихи К. Рылеева)

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрытая стеной меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий припомнить надо

Все, что у нас осталось вдалеке, Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь родину – такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,Речонку со скрипучим перевозом,

Песочный берез с низким ивняком. Вот, где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть. Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Казанский собор был построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1620-х годах и назван Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского. После пожара 1635 года вместо деревянного собора мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии – царским мастером Абросимом Максимовым) был построен каменный на средства государя Михаила Федоровича и освящен патриархом Иосифом 15 октября 1636 года.

Со времени постройки храм стал одной из важнейших Московских церквей, его настоятель занимал одно из первых мест в Московском духовенстве. В 1650 году перед собором были построены новая паперть и колокольня, а в конце 17 века устроено парадное крыльцо. После окончания строительства собора была сделана гладкая деревянная мостовая от него до Лобного места, получившая сначала название Красный мост, а возле храма – Красная площадь.

В 1925-1930 годах под руководством архитектора Петра Барановского на средства обновленческого прихода была проведена серьезная реконструкция и реставрация храма, в ходе которой ему был возвращен первоначальный облик, сняты чертежи и замеры.

Вскоре Казанский собор закрыли. Там были столовая, склад, а летом 1936 года его сломали. Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала. Позднее здесь было открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроена общественная уборная.

Казанский собор в Москве восстановлен в 1990-1993 годах по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Автором проекта стал архитектор Олег Журин, один из учеников Петра Барановского. Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) были предоставлены правительством Москвы.

4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а ровно через три года освятил заново возведенный храм. Главный престол собора освящен в честь иконы Божией Матери «Казанская».

Единый урок дня народного единства

«КО ДНЮ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА РОССИИ»

Единый урок дня народного единства

Всероссийский урок, посвященный Дню народного единства, преследует следующие цели:

-воспитание чувства гражданской ответственности, патриотизма, гордости и сопричастности к истории страны;

-воспитание чувства долга перед Родиной и уважения к государственным праздникам России;

– ознакомление учащихся с историей праздника “День народного единства”.

– ознакомить учащихся с историческими корнями праздника, посвященного дню народного единства;

– Способствовать нравственному и патриотическому воспитанию на примерах героев Народного ополчения 1611 – 1612года;

-Воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России, желание стать наследниками славных традиций российской истории.

Оборудование: презентация «День народного единства», компьютер, проектор, колонки, экран.

Учитель: Ребята, прежде чем объявить вам тему нашего сегодняшнего урока, хочу чтобы вы прослушали небольшой доклад, который подготовили нам учащиеся нашего класса.

Учащийся: В декабре 2004 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон « О днях воинской славы (победных днях) России », в котором 4 ноября объявлялся Днём народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года. Праздник был учреждён в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в 17 веке. В это тяжёлое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту Родины и изгнать польских захватчиков из Москвы. Его призыв был подхвачен многими; возникло движение за освобождение столицы от поляков. В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашён новгородский князь Дмитрий Пожарский. Под знамёна Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско. Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой. По указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший государственным праздником Московской Руси. В церковный календарь этот день вошёл как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Учитель: Страна наша огромна, богата и красива. С детства мы её называем с любовью и теплотой Родиной, а ещё нашу страну мы величественно называем Отечеством.

Отечество своё я не продам!  И на поклон к соседям не пойду. За все ошибки я отвечу сам,  От Бога милосердие приму.

Она как мать – бесценно дорога!  Делилась всем, пока не возмужал. И в сердце моём будет лишь она,  Куда бы я случайно не попал.

Товар и деньги властвуют теперь. Совком прозвали Родину мою,  Не знавшую позора и потерь  За славную историю свою!

Мы потеряли больше, чем нашли,  Поддавшись на уловки капитала. Надежды перестроиться ушли  И начинать придётся всё с начала.

Я убеждён, что славный мой народ  Переживёт пришедшее ненастье. И натерпевшись горя, вновь вернёт  Воистину утраченное счастье!

Слайд 1 Слайд2

Единый урок дня народного единства

Единый урок дня народного единства

Учащийся: Штурмовали Китай—город, и поляков всех прогнали, В день народного единства те заслуги прославляли. Единение народа, всех сословий и достатка, Защищать страну готовы, без боязни – цепко, хватко.

Россиян мы поздравляем, счастье пусть царит повсюду, А когда придется туго — за страну бороться буду. Помним опыт наших предков, доблесть, храбрость и отвагу, Если будем мы едины — будет для России благо!

Слайд3 Слайд 4

Единый урок дня народного единства

Единый урок дня народного единства

Учитель: Родина и Единство. В этом празднике заложен глубокий смысл. Из истории мы знаем, что Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена, вражды, в эти периоды страна слабела, на нее набрасывались соседи, стремясь завоевать земли, и поработить наш народ. Историки назвали эти времена смутными, а еще — кровавыми. Но Россия снова и снова восставала из пепла. И эти события делали её лишь сильнее на зависть врагам.

Ученик: Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.

Учитель: День народного единства – совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции. На Красной площади поставлен и памятник, на котором написано «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия».

Единый урок дня народного единства

Историю страны, народа невозможно уместить на скудных страничках учебников или пространных рассуждениях монографий. Она заявляет о себе в названиях улиц населённых пунктов, фасадами старинных зданий – памятников архитектуры, монументами и скульптурами в честь тех или иных знаменательных дат и великих личностей.

Памятник Минину и Пожарскому одна из таких композиции, ставшей визитной карточкой Москвы. Идея воплотить в скульптуре память об освобождении России от польского нашествия принадлежит членам «Вольного Общества любителей словесности, науки и художеств». В 1803 году они организовали для памятника сбор пожертвований. Вначале скульптуру думали установить в Нижнем Новгороде – на родине ополчения. Император Александр идею одобрил и издал указ всячески содействовать разработке проектов. Среди конкурсантов, выставлявших свои варианты монумента, несомненным победителем оказался архитектор Иван Петрович Мартос. Учитывая огромную идейно-патриотическую важность проекта, Высочайшим повелением было решено установить композицию в Москве, а в Нижнем – обелиск из мрамора. После победы в войне 1812 года значимость проекта возросла ещё больше. При открытии памятника был проведён торжественный парад войск. С тех пор и украшает он Москву – первый в Росси монумент в честь народа-освободителя!

4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели — уменьшенная (на 5 см) копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля

Почему День народного единства так важен для России?

Идея единения всегда была центральной для русского народа – во всех смыслах: в религиозном, политическом или национальном. Достаточно вспомнить «Слово о полку Игореве», автор которого прямо призывает русичей объединиться, забыв все обиды и разногласия. Только вместе мы можем быть сильным и великим народом – вся наша история показывает это, поэтому взаимное уважение и сохранение традиций жизненно необходимы для стабильности и целостности государства, для согласия и понимания в обществе, для нашего счастья и благополучия.

И неважно, какую веру мы исповедуем, на каком языке говорим и каких политических взглядов придерживаемся: мы все – россияне, и у нас одна судьба и одно будущее. Любовь к своему Отечеству спасала наш народ во все времена, помогала одолеть любых врагов и справиться с любыми трудностями – давайте же будем помнить об этом!

Мы желаем всем народам России здоровья, успехов, взаимопонимания, любви, добра и счастья – ведь все эти вечные ценности зависят только от нас.

С 2005 г 4 ноября в России государственный выходной.

Слайд 6 Слайд 7

Единый урок дня народного единства

Единый урок дня народного единства

Закрепление пройденного материала

А сейчас патриотическая викторина

– Назовите дату празднования Дня народного единства. (4 ноября)

– О каком единстве идёт речь в названии праздника? (Не только и не столько о национальном и территориальном, сколько о единстве народного духа)

– Какое историческое событие стало основой для этого праздника? (Освобождение русского народа от Речи Посполитой. Датой праздника выбран день освобождения Кремля, хотя некоторые историки сомневаются в точности этой даты)

– Почему, на ваш взгляд, именно это событие является символом народного единства? (Русский народ продемонстрировал неслыханное единство воли и духа. Некоторые историки считают это событие первой гражданской войной)

– Назовите главных героев этого освобождения? (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский)

– В каком году Россия начала праздновать этот день? (В 2005 году)

– Что такое смута? (Социальный, духовный, экономический, политический кризис, поставивший страну на грань гибели на рубеже 16-17 веков. Время безвластия и самозванства)

– Чем закончилась смутное время? (Началом царствования Михаила Романова)

Учитель: Молодцы ребята, а теперь хотелось бы подвести итог сегодняшнего урока:

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А российским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины

И запомните ребята (хором):

Единый урок дня народного единства

Приложение ВИДЕОРОЛИК ДЛЯ ШКОЛЫ НА ТЕМУ ДНЯ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

Литература для подготовки к уроку:

Mosmetod. ru – Методические рекомендации по проведению Всероссийского урока, посвящённому Дню народного единства.

4 ноября отмечается российский национальный праздник – День народного единства. Какова же история этого праздника?

Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной октябрьской революции 1917 года.

Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства, была предложена Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике.

22 октября по старому стилю (или 1 ноября по новому стилю) в 1612 году бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитной отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. 26 октября (5 ноября по новому стилю) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц, еще на следующий день гарнизон сдался. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царем Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по старому стилю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение столетий до 1917 года.

Согласно Православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)», приходящееся на 22 октября по юлианскому календарю. Из-за увеличения за прошедшие века разницы между григорианским и юлианским этот день сместился на 4 ноября.

29 сентября 2004 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», – заявил Патриарх Алексий.

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению многих наблюдателей, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года).

4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства».

4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, взяв штурмом Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедования и положения в обществе».

Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества», после того как Россия освободилась от польских захватчиков, закончились «времена смуты». Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервались.

Таким образом, «День народного единства» совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Кто же такие Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?

Минин Кузьма Захарьевич, по прозванью Сухорук – один из «освободителей отечества» от поляков в 1612 году. Его биография до его выступления в 1611 году неизвестна. Посадский человек Нижнего Новгорода, среднего достатка, торговавший мясом, особенным ничем не выделялся из рядов «братьи своей», посадских людей. В эпоху смуты при царе Василии Шуйском, когда Нижнему угрожали восставшие инородцы и тушинцы, Минин, по некоторым указаниям, принимал участие, как и другие посадские, в походах против врагов, в отряде воеводы Алябьева. С осени 1611 года скромный мясник становился первым человеком в родном городе. В эту критическую для России пору, когда после гибели Ляпунова ополчение его распадалось, и власть над страной захватили казачьи воеводы – Заруцкий и Трубецкой, когда Новгород был уже занят шведами, Смоленск взят Сигизмундом, а в Псковской области действовал новый «царь Дмитрий», когда в связи с этим уныние, малодушие и отчаяние захватили многих, и местные и личные интересы стали брать верх над общегосударственными, – Минин глубоко скорбел о бедствиях отечества и думал о средствах помочь ему. По его словам, святой Сергий трижды являлся ему во сне, побуждая выступить с призывом, и даже наказал за непослушание. Избрание свое в земские старосты Нижнего около нового года (1 сентября) Минин понял как указание перста Божьего. В земской избе и «идее же аще обретащеся» он стал призывать посадских людей порадеть об отечестве и личным примером побуждал к пожертвованиям для найма ратных людей. К начинанию скоро пошедшего за Мининым посада примкнули и власти, и весь город; был составлен приговор о принудительном сборе со всех хозяев города и уезда «пятой деньги», то есть пятой части имущества, приглашены в ополчение бездомные скитальцы-смольняне, и выбран в воеводы князь Дмитрий Пожарский. По его предложению, Минину было поручено заведование казной ополчения. С званием «выборного человека», простой нижегородец стал рядом с князем Пожарским, а после под Москвой и в Москве, и с князем Трубецким, во главе ополчения и образовавшегося в нем правительства. Принимая участие во всех правительственных делах, Минин, главным образов, ведал казну и обеспечение ратных людей необходимыми запасами и припасами и денежным жалованьем, с чем и справился успешно, несмотря на трудности сборов в разоренной смутой стране. Под Москвой, в битве с Ходкевичем, Минин показал и военную доблесть, решив бой смелым ударом выбранного им самим отряда. Царь Михаил пожаловал Минина 12 июля 1613 года думным дворянством и землей в Нижегородском уезде. В 1614 году ему был поручен сбор первой пятины с гостей и торговых людей в столице; в мае 1615 году он был в боярской коллегии «ведавшей Москву» во время богомолья государева; в декабре того же года послан с князем Ромодановским в казанские места «для сыску» по поводу бывшего здесь восстания инородцев. Вскоре после этого – до мая 1616 года – Минин умер. Погребен в Нижнем, в нижнем этаже Спаско-Преображенского собора, где в его память устроен придел во имя Косьмы и Дамиана, освященный в 1852 году.

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578 – 1641) – знаменитый деятель Смутного времени. При Борисе Годунове был стряпчим с платьем, при Лжедмитрии – стольником. В 1608 году был послан для защиты Коломны. В 1609 году, действуя против разбойничьих шаек в окресностях Москвы, разбил их атамана Салькова на реке Пехорке. В 1610 году назначен был воеводой в Зарайск. В 1611 году участвовал в нападениях на поляков, овладевших Москвой, был ранен на Лубянке и отправился на лечение в свою нижегородскую Пурецкую волость. Сюда, по указанию Минина, явились к нему послы с предложением принять начальство над нижегородским ополчением, поднявшимися для спасения Москвы. Со своей стороны Пожарский потребовал, чтобы при ополчении выборным от посадских человеком был Минин. Став во главе ополчения, Пожарский, в лице своем вмещал всю верхнюю власть над русскою землею и писался «у ратных и земских дел по избранию всех чинов людей московского государства». Но в том великом деле, которое совершил под его начальством русский народ, личность самого Пожарского проявлялась весьма мало. Он не пользовался особым авторитетом и сам про себя говорил:»Был бы у нас такой столп, как князь Василий Васильевич Голицын, – все бы его держались, а я к такому великому делу не придался мимо его; меня ныне к этому делу приневолили бояре и вся земля». Остановившись с ополчением в Ярославле, Пожарский целое лето медлил двинуться на Москву, несмотря не неоднократные увещевания троицких властей, указывающих на возможность и опасность появления короля Сигизмунда. Выступив из Ярославля, Пожарский шел чрезвычайно медленно, сворачивал с дороги, ездил в Суздаль кланяться гробам своих отцов и прибыл к Москве одновременно с Ходкевичем, успевшим между тем собрать провиант для польского гарнизона, засевшего в Москве. Этот провиант был отбит у Ходкевича казаками, под начальством князя Трубецкого, что решило участь польского гарнизона. Через два месяца голод принудил его сдаться. Со взятием Москвы оканчивается первостепенная роль Пожарского, в грамотах пишется первым имя князя Д. Трубецкого, а имя Пожарского стоит вторым, в товарищах. Во царствование Михаила Федоровича Пожарский занимал лишь второстепенные должности, не считаясь даже из первых и особо заслуженных среди знати. В 1614 году Пожарский действовал против Лисовского, но вскоре оставил службу по болезни. В 1885 году на его могиле, открытой в 1852 году графом Уваровым в Спасско-Евфимиевском монастыре в Суздале, сооружен памятник на средства, собранные по народной подписке.

Минину и Пожарскому поставлен памятник в Москве на Красной площади – скульптурная группа из бронзы, созданная Иваном Мартосом. Расположена перед Собором Василия Блаженного. Первый памятник в Москве. Посвящен Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, одним из руководителей народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году

День народного единства является одним из самых молодых государственных праздников в России. Отмечается 4 ноября в честь важного события в истории – освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году. Мы собрали для Вас сценарии мероприятий, классные часы и презентации, посвященные Дню народного единства.

Единый урок дня народного единства

Единый урок дня народного единства

Единый урок дня народного единства

Классный час “День народного единства”

В данном материале предлагаю конспект классного часа и презентацию к нему ко Дню народного единства. Презентация содержит небольшую викторину, которая будет интересна учащимся.

Единый урок дня народного единства

Единый урок дня народного единства

Единый урок дня народного единства

Единый урок дня народного единства

Единый урок дня народного единства

Единый урок дня народного единства

Единый урок дня народного единства

Единый урок дня народного единства

Презентация “День народного единства”

Данная презентация разъясняет обучающимся начальных классов о значении и смысле нового праздника в России. Этот праздник связан с историей нашего народа.

Единый урок дня народного единства

Единый урок дня народного единства

Единый урок дня народного единства

Единый урок дня народного единства

Сценарий радиопередачи ко Дню народного единства

Сценарий написан общедоступным стихотворным языком, доносит до учащихся основные факты из истории Смутного времени и об истории возникновения праздника Дня народного единства. Сценарий рассчитан на 5 минут.

Будем рады, если Вы поделитесь ссылкой на эти разработки с друзьями!

Единый урок дня народного единства

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Единый урок дня народного единства

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах. Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами. При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Единый урок дня народного единства

Презентация и конспект к классному часу “День народного единства”

Цель: развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства; воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам государства; формировать ответственность за судьбу Родины.

Единый урок дня народного единства

Целевая аудитория: для классного руководителя

Уважаемые коллеги! Автор ждёт Ваши отзывы! Оставьте своё мнение о разработке!

Всего комментариев: 13

Порядок вывода комментариев:

Единый урок дня народного единства

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Единый урок дня народного единства

В помощь учителю

4 ноября — день Казанской иконы Божией Матери — с 2005 года отмечается как День народного единства. 16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника — Дня народного единства.

Единый урок дня народного единства

О портале

Единыйурок. рф – онлайн-площадка для проведения мероприятий и реализации проектов в сфере образования.

Информация о средстве массовой информации “Единыйурок. рф”

Возрастная маркировка О+

Соцсети

Ознакомиться с часто задаваемыми вопросами по использованию сайта или получить консультацию по техническим вопросам можете в разделе “Поддержка”.

Сведения об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на сайте представлена по ссылке.

Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные, в том числе cookies. Подробнее.

Российский государственный праздник. Отмечается 4 ноября с 2005 года.

4 ноября 1612 года (22 октября по юлианскому календарю) бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери. Интервенты отступили на территорию Кремля. Его осада продолжалась несколько дней.

В конечном итоге, командование Речи Посполитой подписало капитуляцию. Спустя несколько месяцев новым царём был избран Михаил Романов, с которого на российском престоле берёт начало правящая династия Романовых. Его сын – царь Алексей Михайлович в 1649 году распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери 22 октября (4 ноября по новому стилю). «Празднование Казанской иконе Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)» прочно закрепилось в православном календаре.

В 1918 году Россия перешла на летоисчисление по григорианскому календарю, а дата 4 ноября (22 октября по старому стилю) – выбрана в качестве дня государственного праздника.

План разработанный педагогом дополнительного образования Мирзаевой Джумой Малламагомедовной.

Второй всероссийский конкурс “Онфим”

Осенью 2016 года в России для школьников и студентов проходит второй конкурс гражданской грамотности “Онфим”, который направлен на гражданско-правовое воспитание молодого поколения российских граждан. Конкурс проводится в рамках проекта «Страна молодых» и реализуется Межрегиональной общественной организацией «Поддержка молодежных инициатив» и коммуникационным агентством «Teenrelations» на грант Президента Российской Федерации некоммерческим организациям, а также был поддержан многими государственными органами на федеральном и региональном уровне. Конкурс включает следующие виды заданий: онлайн викторины, кроссворды, конкурсы эссе и рисунков по гражданственности, праву, финансовой грамотности и парламентаризму. Мероприятия носит имя самого древнего известного отечественной науке мальчика Онфима, родившемуся в 1220-ые годы в Великом Новгороде. Положительный образ Онфима в сочетании с его 800-летней историей, его гражданско- патриотическими интересами и историческими событиями, проходившим в данный период истории, может быть использован в качестве ориентира и показательного примера патриотического воспитания для современной молодежи. Пользователи, набравшие максимальное количество баллов, будут объявлены победителями конкурса 20 августа 2016 года на трех уровнях: район, субъект и Федерация. Сайт конкурса: www. онфим

Конкурс рисунков “Я гражданин”

В рамках конкурса “Онфим” пройдет конкурс рисунков “Я гражданин” для младшей школы.

Видеообращение Боковой Л

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *