единый урок даль

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЭНГЕЛЬСОВСКАЯ ОСНАВНАЯ ШКОЛА № 18»

единый урок даль

«Владимир Иванович Даль знакомый и незнакомый

(для начальных классов)

Кучерова А.

«Владимир Иванович Даль знакомый и незнакомый »

-познакомить с биографией В. Даля, историей создания Толкового словаря живого великорусского языка

-способствовать формированию умения самостоятельной работы со словарем

-воспитать уважение к народным традициям и культуре русского народа.

Слово библиотекаря:  Ребята!   Сегодняшний библиотечный урок просвещен удивительному  человеку, который  всю свою жизнь посвятил  великому русскому языку – Владимиру Ивановичу Далю. Владимир Иванович обладал талантами в разных сферах – он был моряком, хирургом, чиновником, проявил себя и как инженер, и как ученый. А ещё он всю жизнь собирал слова. В составленном им « Толковом словаре живого великорусского языка»  более 2оо тысяч слов. Этот труд до сих пор остается непревзойденным. За этот словарь Даль был удостоен Ломоносовской премии Академии наук и звания почетного академика. Сегодня мы все вместе отправимся в путь по страницам жизни и книг Владимира Ивановича  Даля.

Сейчас мы познакомимся с биографией Владимира Ивановича Даля. Владимир Иванович родился 22ноября 1801 года в Луганске. Отец его происходил из датчан, был хорошо образованным человеком, знал медицину и много языков. Еще до рождения Володи принял русское подданство, был патриотом России и этому учил детей, преподавая им уроки истории и литературы. Мать – наполовину немка, наполовину француженка, знала пять языков. Благодаря матери и бабушке детство Даля было радостным.

Даль учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Именно здесь проявился у него интерес к русскому языку, он составил первый словарь, в который входило 34 слова кадетского жаргона. В 1819 году Даль поступил на службу морским офицером, сначала на Черноморский, а затем на Балтийский флот.

В 1826 году Даль меняет профессию и поступает на медицинский факультет Дерптского университета (ныне г. Тарту. ) Именно здесь началась его дружба с выдающимся русским хирургом Н. Пироговым. Досрочно завершив образование, двадцатилетний хирург отправляется на русско-турецкую войну. Он не только оперирует солдат и офицеров, но и спасает гражданское население от эпидемии чумы.

К этому времени у Владимира Ивановича накопилось столько записей, что чемодан стал тесен, и командование выделило Далю вьючного верблюда для перевозки груза. Однажды верблюд пропал, попал в плен к неприятелю. Даль был грустен: “Я осиротел без своих записей”. Но, к счастью, через неделю казаки отбили верблюда и привели его в лагерь. С тех пор он не расставался с записями, постоянно пополняя их новыми словами.

В 1831 году В. Даль в качестве полкового лекаря участвовал в военных действиях на территории Польши. И тут он поступил как опытный инженер. Даль построил мост-переправу через реку Вислу – из пустых бочек, лодок. Сооружение было с секретом. Как только русские войска переправились, мост был разрушен, неприятель остался на другом берегу. За этот подвиг Далю вначале объявили выговор, но позже царь Николай 1 наградил его орденом, Владимирским крестом с бантом.

С 1833 года по 1859 год Даль на правительственной службе Он чиновник в Оренбурге, затем в Петербурге, затем в Нижнем Новгороде. В эти годы приходит к Далю литературная известность. Он знакомится с В. Жуковским, И. Крыловым, Н. Гоголем, В. Одоевским, А. Пушкиным. Известно, что Даль подарил Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Позже Пушкин подарил Далю свою знаменитую “Сказку о рыбаке и рыбке” с подписью: “ Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому (таков был псевдоним Даля) сказочник Александр Пушкин”. Даль находился у постели смертельно раненого Пушкина, стараясь облегчить его мучительные страдания. Перед смертью Пушкин подарил Далю свой старинный перстень – талисман с изумрудом.

Заботясь о полезном чтении народа, Даль писал повести и рассказы, очерки, сказки для детей. Он сознательно использует строй простонародной речи, тон доверительной беседы. Он хотел дать народу полезные для него знания.

И все же смыслом жизни, самым главным для Даля стало составление “Толкового словаря живого великорусского языка”. Долгие годы он мечтал поселиться в Москве, и в 1859 году его мечта сбылась. Владимир Иванович собрал за свою жизнь 200000 слов. Если их просто записать столбиком в тетрадь (без пояснений), то понадобится 450 ученических тетрадей в линейку.

Работа над словарем потребовала от составителя словаря энциклопедических знаний. Даль был любознательным и трудолюбивым человеком. Он понимал толк в земледелии и торговле, коневодстве и рыболовстве, судостроении, знал многие ремёсла. Он умел сколотить табурет, выточить на станке шахматы. Построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла, Даль знал 12 языков. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, а также украинский, белорусский и сербский, владел татарским, башкирским и казахским.

После выхода в свет словаря Даль катастрофически стал стареть, бездействие его тяготило, ему все время чего-то не доставало. 22 сентября В. Даль умер. Говорят, что перед смертью он позвал дочь и попросил: “Запиши словечко”.

Викторина « Знатоки»

  • Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск)
  • Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, знаток языка и собиратель слов/лексикограф/)
  • Каким именем подписывал В.И.Даль свои книжки? (Казак Луганский)
  • Сюжет какой сказки подсказал Даль Пушкину? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
  • Как называется главный труд всей жизни В.И.Даля? (“Толковый словарь живого великорусского языка”).
  • Что означает слово “вёдро”?(Ясная погода)

« Сказочная страна Даля»

Библиотекарь: Сегодня нас ждёт мир сказок Даля. Ребята, какие сказки  В. И, Даля вы знаете? (« Привередница», « Девочка Снегурочка», « Война грибов с ягодами», « Лиса и заяц», « Медведь-половинщик», « Лиса и медведь»,» Лиса-лапотница», « Старик- годовик»)

Викторина по сказкам

  • Что досталось медведю- половинщику от урожая, который они собрали с мужиком? ( Вершки от репы и корешки от пшеницы)
  • Кто  спас Снегурочку и привёл домой ? ( жучка)
  • Кто пел песенку:

« Спи, наша Снегурочка,

Из вешнего снегу скатана,

Вешним солнышком пригретая!

Мы тебя станем поить,

Мы тебя станем кормить,

В цветное платье рядить!

Уму-разуму учить! ( Старик

  • Какие грибы приглашал гриб-боровик на войну с ягодами? ( Волнушки, опёнки, сморчки, грузди)
  • Кого просила о помощи  Малашечка, когда искала братца в сказке « Привередница»? ( Печь, яблоню, речку, ежа).
  • Кто пытался выгнать лису из избушки зайца в сказке « Лиса и заяц»? ( Волк, бык, медведь, петух)
  • Кому удалось её выгнать? ( Петуху)

Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)

Вся дорожка обсыпана горошком. (Звезды на небе)

Что растёт без кореньев? ( Камень)

У семерых братьев по сестрице. Много ли сестриц? (Одна)

Белая кошка лезет в окошко. ( Свет)

Шёл долговяз , в сыру землю увяз. ( Дождь)

Сестра к брату идёт , а он от неё пятится. ( День и ночь)

В воде родилась, а воды боится? (Соль)

Летит – воет, а сядет землю роет. ( Жук)

По сеням и так и сяк , а в избу никак. ( Дверь)

«Игра- забава, установленная по правилам»,-пишет Даль в своём словаре.

Поиграем в игру « Полетушки». Я называю слова. Если это летающее , то вы машете руками, если не летающее, то хлопаете в ладоши.

Аист, погремушка.

А теперь поиграем в игру « Кузовок». Передаём маленькую корзинку и называем слов, оканчивающееся  на ок. Например, замок и т. Вот тебе кузовок, клади  в  него , что есть на ок. Не заешь  слово – отдашь залог.

Потом залоги разыгрываются. Чей залог вынется, что тому делать?

Даль считал  скороговорки не просто забавой. “Их заучивают, чтобы натореть в чистом и скором говоре”. В старину скороговорку  называли ещё « трещотка», « лепетун». Объявляем конкурс на лучшее произношение скороговорок.

От топота копыт пыль по полю летит. Говори, говори, да не заговаривай. Ткёт ткач ткани на платок Тане. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

« Игра пословиц»

Даль собирал не только слова, загадки, но и пословицы. Многими из них мы пользуемся по сей день , Давайте вспомним пословицы.

Доскажи пословицу.

Кто пахать не ленится/ у того и хлеб родится. Не спеши языком /торопись делом. Не пеняй на соседа/когда спишь до обеда. У ленивого, что на дворе / то и на столе. На печи лежать /так и хлеба не видать. Кто рано встает /тому бог подает Труд человека кормит /а лень портит У ленивой пряхи / и для себя нет рубахи Тише едешь/ дальше будешь.

Правда в огне не горит / в воде не тонет.

Насмешишь, людей, поспешишь. (“Поспешишь – людей насмешишь”) Не, рубить, чай, дрова, пить (“Чай пить – не дрова рубить”) Потеряешь, за, погонишься, своё, чужим. (“За чужим погонишься, своё потеряешь. ”) День, коли, до, нечего, скучен, вечера, делать (“Скучен день до вечера, коли делать нечего”)

Разберите – пословицы по темам: Темы-“Времена года”, “Наука, ученье”, “Трудолюбие-лень”, “Радость-горе”

Мороз невелик, да стоять не велит. Красна весна, да голодна. Лето со снопами, осень с пирогами. Ученье – свет, а неученье –тьма. Век живи – век учись. Слезами горю не поможешь. Будет и на нашей улице праздник. Несчастья бояться – счастья не видать. Завьём горе веревочкой. Лодырю всегда не здоровится. Кто не сеет, тот и не жнёт. Долог день до вечера, коли делать нечего. Всякое дело мастера боится. Труд человека кормит, а лень портит.

« Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля -это сокровище русской народной мудрости.

Что означают данные слова?

Вёдро (ясная погода) Длань (рука) Желя (печаль, грусть) Левретка (борзая собака) Клёвый (хороший, пригожий) Суседко (дедушка, домовой) Фаля (простак, разиня)

Кулебяка( длинный пирог из  кислого теста с кашей, капустой или с рыбой)

Околица (граница, окраина деревни , села, посёлка)

Вот и подошло к концу наше путешествие. Сколько нового вы узнали сегодня о великом сыне земли Русской. Память о таких людях не должна умереть. Даль незаменим и сегодня. Его труды не пропали даром. Даль передает сегодняшнему поколению всю свою любовь к русскому народу и его языку. Сохранить наш язык в его величии – одна из главных задач сегодняшнего времени.

Оставил  большое наследство

И этим нам многое дал

Истинно русский писатель

С короткой фамилией Даль.

Годы , века  пролетают,

Много уносит вода,

Но Даля оставленный след

С человечеством будет всегда.

Беседа «Владимир Иванович Даль. Жизнь и творчество»

Цель: познакомить обучающихся с биографией и творчеством писателя В. Даля, показать значение деятельности В. Даля для русской культуры и истории.

– формировать представление о фундаментальной личности русского лингвиста, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества,

– развивать память, речь, наблюдательность, активность, самостоятельность.

-воспитывать любовь к своей стране и гордость за выдающихся людей России.

-проявлять понимание и уважение к ценностям русского языка;

-учиться осознавать роль великих личностей в истории Отечества

– понимать культурную и историческую ценность толкового словаря В. Даля;

–  владеть монологической и диалогической формами речи;

– обсуждать разные точки зрения для выработки общей (групповой) позиции;

– осознавать гражданскую идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие.

Технические средства и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал с заданиями.

Форма проведения: устный журнал

Тип занятия: открытие нового знания

Т ема нашей беседы «Владимир Иванович Даль. Жизнь и творчество».

Владимир Иванович Даль – собиратель русских слов, русского фольклора, автор «Толкового словаря живого великорусского языка», а по-научному, лингвист, лексикограф.

Необыкновенно удивительна жизнь этого человека. Он имел несколько профессий, и в каждой из них достигал блестящих результатов своей деятельности. Будучи рождённым в семье родителей иностранцев, Владимир Даль всем сердцем был русским человеком, обозначившим цель своей литературной деятельности «знакомить русских с русским языком», потому что «в русском слове не менее жизни, чем в самом человеке».

Интересные факты из жизни В. Даля

Даль не был русским по происхождению

Владимир Даль родился в посёлке Луганский завод (теперь это Луганск) в семье лингвиста и лекаря из Дании Иоганна Кристиана Даля и немки, происходящей из рода французских гугенотов, Марии Христофоровны Фрейтаг. В будущем писатель возьмет в честь родного города псевдоним «Казак Луганский». Своей родиной он всегда будет считать не Данию, а Россию.

Даль был военным лекарем

Будущий писатель учился на медицинском факультете в Дерптском университете (Тартуский университет в Эстонии). В 1829 году армейским лекарем он принимал участие в Турецкой кампании года. В то время Даль продолжал делать начатые еще в кадетском училище записи.

Позднее Даль стал ординатором в Петербургском военно-сухопутном госпитале, где прославился как талантливый хирург.

Был амбидекстром: владел левой рукой так же хорошо, как правой. Еще и поэтому он был столь успешен как офтальмолог-хирург. Даль провел более сорока операций удаления катаракты, и все удачно. Его неизменно приглашали в случаях, когда оперировать было удобнее левой.

Позже он решил оставить медицину, однако сохранил интерес к офтальмологии и гомеопатии. Любопытно, что он является автором одной из первых в Российской империи работ, защищавших гомеопатию.

В 1832 году, в то время, когда высшие слои общества предпочитали изъясняться по-французски, писатель опубликовал свои «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый».

«Не сказки сами по себе мне важны, а русское слово, которое у нас в таком загоне, что ему нельзя показаться в люди без особого предлога и повода — сказка послужила поводом. Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому раскрывался такой вольный разгул и широкий простор в народной сказке», — писал он.

Однако министр просвещения посчитал «Русские сказки» неблагонадёжными. В них увидели «насмешки над правительством, жалобу на горестное положение солдат и прочее».

Осенью 1832 года Даля арестовали. От репрессий его спасло заступничество поэта Василия Жуковского. Обвинения сняли, но нераспроданный тираж «Русских сказок» был уничтожен. Кстати, в 2017 году уцелевший экземпляр продали почти за миллион рублей.

Даль дружил с Пушкиным

«Взяв мою книгу, Пушкин открывал её и читал сначала, с конца, где придётся, и, смеясь, приговаривал «Очень хорошо», — записал он реакцию известного писателя. Именно под влиянием этого издания Пушкин написал свою сказку «О рыбаке и рыбке».

Через год Даль сопровождал Пушкина по пугачёвским местам Оренбургского края, где служил в то время чиновником особых поручений. В благодарность поэт прислал ему в 1835 году подарочный экземпляр своей «Истории Пугачёва».

Владимиру Далю умирающий Пушкин передал свой золотой перстень-талисман с изумрудом со словами: «Даль, возьми на память». А когда Даль попытался отказаться, Пушкин настойчиво повторил: «Бери, друг, мне уж больше не писать». Даль никогда не снимал кольцо и считал его своим талисманом. В последствии по поводу пушкинского перстня Даль написал Одоевскому: «Как гляну на этот перстень, хочется приняться за что-либо порядочное».

Писатель был известным и опытным врачом и часто оказывал медицинскую помощь, а в 1837 году он оперировал А. Пушкина. Совместно с лечащим врачом Пушкина он прооперировал поэта, но помочь ему не смог, состояние было крайне тяжелым.

Узнав о дуэли, Даль приехал к умирающему, застав его в окружении знаменитых врачей. Пушкин радостно приветствовал друга и, взяв его за руку, спросил: «Скажи мне правду, скоро ли я умру?» Даль ответил профессионально: «Мы за тебя надеемся, право, надеемся, не отчаивайся и ты». Пушкин пожал ему руку и сказал облегченно: «Ну, спасибо». Заметно оживился и даже попросил морошки, а Наталья Николаевна радостно воскликнула: «Он будет жив!». Именно Даль писал протокол вскрытия тела поэта.

Мастер на все руки

Д аль был всегда очень любознательным человеком и у него отлично получались изделия из стекла, а также им во время польского восстания был изобретен понтонный мост, который был изготовлен из подручных средств и русские войска были спасены. Так при помощи своих инженерных навыков даль спас целый корпус, за что и был приставлен к награде царем Николаем 1, а именно был награжден боевым Владимирским крестом, и получил выговор от военного руководства за неисполнение прямых обязанностей.

Даль знал по меньшей мере 12 языков

Даль знал немецкий, французский, английский языки, читал и писал по латыни, владел украинским (малороссийским), белорусским, польским, казахским, татарским, башкирским языками, изучал болгарский и сербский языки. Во время службы в Оренбурге он собирал тюркские рукописи, благодаря чему считается одним из первых в России тюркологов.

Даль одним из первых исследовал жаргон офеней.

Собирая материалы для словаря, Даль одним из первых исследовал тайные языки, которые использовали бродячие торговцы-офени или ремесленники-шерстобиты. Он также записывал слова из тайного языка петербургских мошенников XIX века. Именно из этого языка к нам пришло слово «бабки» в значении «деньги».

На создание «Толкового словаря» Далю понадобилось 53 года

П ервые слова для своего «Толкового словаря. » Даль записал в 1819 году, путешествуя по России. Последние — незадолго до собственной смерти, в 1872 году. В издание вошло 200 тысяч слов, 30 тысяч пословиц, поговорок и загадок, приводимых для наиболее точного разъяснения значений слов.

За эту работу в 1863 г. Даль удостоился Ломоносовской премии Академии наук и звания почетного академика. Первое 4-томное издание вышло в период 1863-1866 гг.

«Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека – вот где надо искать принадлежность его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа – мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски». Даль

Толковый словарь Даля был совсем не таким, как выглядят современные толковые словари. Словарь не только даёт информацию о языке, но и о народном быте, поверьях, приметах и других этнографических сведениях. Так, например, в статье о слове лапоть не только охарактеризованы все типичные виды лаптей, но и указаны способы их изготовления.

Одним из первых слов, которое дало начало толковому словарю, было записано Далем в блокнот в 1819 году. И было это слово «замолаживает», которое ему сказала ямщик, когда доставлял молодого мичмана из Петербурга, где он окончил морской корпус и ехал на службу в Черноморский флот. Даль услышав это слов поинтересовался что оно означает.

Ямщик ему пояснил, что слова «замолаживает» можно перевести как пасмурнеет. Это слово было незнакомым и именно поэтому сразу записано в блокнот. После этого писать всегда носил с собой блокнот, куда записывает интересные слова, загадки, пословицы.

Даль собирал пословицы по темам. Попробуйте собрать пословицы.

– вода, лежачий, под, не, камень, течет. (Под лежачий камень вода не течет)

– день, вечера, до, скучен, нечего, делать, коли. (Скучен день до вечера, коли делать нечего)

– горячо, железо, пока, куй. (Куй железо, пока горячо)

– при, добро, матери, при, тепло, солнышке. (При солнышке тепло, при матери добро)

В словаре Даля есть и умная игра, затейливая забава – загадка. Попробуйте отгадать эти загадки:

Что есть у всех? (имя)

Скручи, свяжи, по избе скачет. (веник)

Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает. (пила)

Я стар, родилось от меня 12 сыновей; а от каждого – 30 дочерей, наполовину красных и черных. (год)

Даль заботился о том, как в легкой доступной форме рассказать народу о серьезных вещах.

Продолжите его таблицу умножения:

Придет маслена – будет и блин, одиножды один – один. Волга Дону пошире, дважды два – четыре. Хлеб жнем, а сено косим, дважды четыре – восемь. Без закваски хлеб не месят, дважды пять – десять. Дважды девять – восемнадцать, дважды десять – двадцать.

БутафорБутафорские вещиБутафорская или бутафорная Рукомесло, рукодельное мастерство, ручной труд, работа и уменье, коим добывают хлеб; самое занятие, коим человек живёт, промысел его, требующий более телесного, чем умственного труда ПристойныйПристойное жалованье, содержанье, обхожденье. Приказывать, заказывать, запрещать строго, налагать зарок. То, в чём кто-либо зарёкся, или наложить на что-либо запрет; завет, обет, обещанье МысльЖалкая мыслишка попала ему в голову. Род театрального художника, на котором лежит приготовление всей обстановки игрища, кроме живописи (декораций). Все принадлежности игрища: оружие, мебель, трость, посуда, чучело птицы либо зверя и пр. Мастерская бутафора, комната при театре, где готовится всё нужное по этой части РемеслоИ то ремесло, коли кто умеет сделать весло. У них ремесло под мостом – грабят проезжих. Всякое одиночное действие ума, разума, рассудка; представление чего-либо в уме; идея; сужденье, мненье, соображенье и заключенье, предположенье, выдумка Зарекать, заречьЗарекаю тебе ходить на эти прогулки. Зарок Приличный, сообразный, соответственный, идущий к чему-либо; что кстати, впору, в меру, что идёт, степенный, чинный, благородный и скромный

Четыре объёмистых тома, более 200 тысяч слов. «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля! Потому живого, что Даль поселяет в своём словаре не только книжные, но и житейские речения всех 60-ти губерний тогдашней России, речений, связанных с трудом, бытом, горем и праздниками тысяч русских людей. Даль прожил 71 год. Из них более 50 отдано родному языку и созданию словаря.

22 ноября, в день рождения Владимира Даля, в России отмечается уже ставший традиционным праздник русской словесности — День словаря. В этот день в школах России проходят многочисленные мероприятия, посвященные Владимиру Далю как символу отечественной лексикографии, и вопросам формирования и развития культуры пользования словарями.

Урок литературы в 6 классе, Владимир Иванович Даль. Жизнь и творчество Казака Луганского.

Подготовила учитель русского языка и литературы Луганской школы № 38, имени К. Е Ворошилова

Паляничка Ольга Викторовна

Цели урока: Почтить память великого соотечественника;

Познакомить учащихся с его жизнью и деятельностью;

определить место и значение «Толкового словаря живого велико-русского языка» в русской лексикографии; воспитывать интерес к творчеству В. Даля, развивать навыки анализа текста, работа в группах.

Задачи урока: Развивать умение самостоятельно мыслить, отстаивать свою точку зрения, убедительно доказывая с помощью аргументов и фактов. Развитие читательского интереса учащихся.

Оборудование: Презентация к уроку, учебник, рисунки учащихся, выставка книг, наглядный материал.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний учащихся.

Беседа с учащимися.

В классе звучат музыкальные произведения Шопена, Шуберта. Оформлена книжная выставка.

Золотыми буквами в страницы истории вписано имя В. Даля, чьё творчество неисчерпаемо. А что мы, потомки знаем о нём. (Слайд 1)

Владимир Даль – лингвист, учёный –

Всем делом жизни стал «Словарь»

Труд в двести тысяч слов огромный

Потомкам он оставил в дар.

В его фамилии вся ширь

Полей, степных просторов,

А в имени – весь собран мир,

Казак Луганский всем нам дорог.

Он жил, работал и творил,

Срастаясь с русскою землёю

Людей и их язык любил

Всем сердцем, всей душою.

Что вам известно о жизни и творчестве писателя? Какими профессиями он владел?

Какие его произведения вам известны?

Какой труд В. Даля можно считать трудом всей его жизни?

Что вы можете рассказать об увековечивании памяти нашего земляка?

Формулирование темы и цели урока.

III. Мотивация обучения.

10 ноября 1801, в маленьком городке на Украине, в Луганске, в семье врача, выходца из Дании, родился мальчик, которого назвали Владимиром. Его родители знали несколько языков и дали ему хорошее образование.

Его отец Иоганн Христиан Матеус Даль, прибыл в Россию по приглашению Императрицы Екатерины, на должность придворного библиотекаря. Прослужив на этой должности несколько лет, уезжает в Германию, получает профессию врача и возвращается в Россию в город Петрозаводск. Оттуда уже с женой Марией – женщиной высокообразованной, знавшей 5 иностранных языков, переехал в посёлок Луганский литейный завод. Здесь и родился Владимир Даль, где и провёл детство.

О детстве Даля мы знаем мало, он пережил родителей, братьев, сестёр. Вспоминал о детстве мало, тепло говорил о маме. Он вобрал в себе лучшие черты своих родителей.

Сейчас мы посмотрим фильм о В. И, Дале.

После просмотра фильма мы проведем викторину.

Приготовьте черновик для составления памяток «Важные даты и события».

Просмотр фильма «В. Даль. Жизнь и подвиг»

Формирование умений и навыков учащихся.

Обсуждение, первые впечатления после просмотра фильма (понравился ли фильм, что больше всего поразило, узнали ли что-то новое для себя).

Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.

Проведение викторины.

С какого года В. Даль стал собирать и записывать слова народного языка? Каким было первое слово? (Слайд 3)

Какое количество слов было в «Толковом словаре живого великорусского языка»? (Слайд 4)

Какое количество словарей вышло при жизни В. Даля? (Слайд 5)

Игра «Продолжи пословицу»

Учащиеся делятся на две команды

Учитель читает пословицу, команды продолжают пословицы.

Тише едешь -. (дальше будешь). Один – за всех,. (все – за одного). По одёжке встречают,. (по уму провожают). Не красна изба углами,. (а красна пирогами). Повторение -. (мать учения). Ученье – свет,. (а неученье – тьма).

Вставьте пропущенные слова в пословицы В. Даля

_____пенек опрокидывает_______воз2. даже самое____дерево выросло из___семени3. _____крючком____рыбу не выудишь4. на___челне по_____озеру не плавают5. в____лодку____груз не берут6. _____дело лучше____безделья

Ответ (Слайд 6)

Маленький пенёк опрокидывает большой воз. Даже самое большое дерево выросло из маленького семени. Маленьким  крючком  большую рыбу не поймаешь. На большом челне по маленькому озеру не плавают. В маленькую лодку большой груз не берут. Маленькое дело лучше большого безделья.

Конкурс «Вспомни пословицу»На столе выкладываются различные предметы:- ножницы, линейка;- два игрушечных зайца;- лист бумаги, половина которого закрашена чёрной краской;- небольшой камень, стакан воды;- хлеб;- игрушечный соловей и книга басен;- гусиное перо, -топор, щепки. Командам необходимо взять их в руки и вспомнить пословицу, с этими предметами связанную

Ответ (Слайд 7)«Семь раз отмерь – один раз отрежь». «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь». «Ученье — свет, а не ученье – тьма». «Под лежачий камень вода не течёт». «Что написано пером, не вырубишь топором». «Хлеб – всему голова». «Соловья баснями не кормят». «Лес рубят – щепки летят».

Объявление результатов, кто победил в викторине.

VII. Итоги урока.

Что нового узнали на уроке о нашем знаменитом земляке?

Что нового узнали о словаре?

Вывод: мы можем гордиться нашим знаменитым земляком, изучать его произведения, обращаться к его толковому словарю.

VIII. Рефлексия.

Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание.

Составить кроссворд по материалам урока

Спасибо за внимание! ( Слайд 8)

Список используемой литературы

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.

Даль В. Пословицы, поговорки, прибаутки русского народа: Сб. :В 2 т. -СПб. ,1997.

Вендина Т. Даль: взгляд из настоящего // Вопросы языкознания, 2001, №3.

Сценарий классного часа: «Человек необычной судьбы – Владимир Иванович Даль»

Цель: познакомить учащихся с биографией знаменитого земляка В. Даля; показать значение деятельности В. Даля для русской культуры и истории; сформировать представление о фундаментальной личности русского лингвиста; развить кругозор учащихся; воспитывать любовь к своей малой родине, гордость за выдающихся людей Луганской земли.

Оборудование: компьютерная презентация, выставка книг В. Даля.

Слово учителя. В этом году исполняется 216 лет со дня рождения великого нашего земляка, выдающегося учёного – лингвиста, создателя «Толкового словаря живого великорусского языка» – В. Даля. Имя его встретишь в учебниках литературы, в трудах по фольклористике, по истории медицины, даже по военно-инженерному делу.

Ученик читает стихотворение С. Маршака

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать,

Они дались не даром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

В словах звучат укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

Слово учителя. Вот об этом чудесном словаре, расположенном перед нами, написал С. Маршак свои стихи. Четыре объёмистых тома, более 200 тысяч слов. «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля! Потому живого, что Даль поселяет в своём словаре не только книжные, но и житейские речения всех 60-ти губерний тогдашней России, речений, связанных с трудом, бытом, горем и праздниками тысяч русских людей. Даль прожил 71 год. Из них более 50 отдано родному языку и созданию словаря. Даль родился 10 ноября 1801 года на юге России, в местечке  Лугань (ныне г. Луганск). Его отец, Иоганн Даль, – выходец из Дании, разносторонне образованный человек, лингвист, богослов, медик. Мать – Мария Фрейтаг, немка по отцу и француженка по матери, детей всему учила сама. Несмотря на такое происхождение, родители сумели создать настоящую русскую семью. В семье всегда говорили по-русски. Отец всегда напоминал детям, что они русские. В семье Далей было много книг, словарей. Царило благоговейное отношение к слову. Все это, конечно, повлияло на судьбу будущего автора знаменитого словаря.

Ученик 1. Жизнь его была неспокойной: он был и моряком, и врачом, и чиновником. Участвовал в двух войнах. Был писателем, естествоиспытателем, этнографом. Он исколесил русскую землю вдоль и поперек. Как Пушкин, «то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком». Но где бы он ни был, чем бы ни занимался, дело его жизни – собирание слов – всегда было с ним.

Ученик 2. Даль окончил Морской корпус в Петербурге. Произвели Даля в мичманы и назначили в Николаев. Но вскоре он понял, что флотская служба не для него. Однако ещё несколько лет пришлось ему служить в Николаевском, потом в Кронштадском портах. Полное отлучение от моря пришло в 1826 году: «Уволен от службы в чине лейтенанта».

Слово учителя. (Слайд №1) Жизнь нужно было строить наново. Он поступает в Дерптский университет, идет по стопам отца. Изучает медицину. А тут война с Турцией. На полях сражений до зарезу нужны лекари. И вот Владимир Даль – «ординатор подвижного госпиталя главной квартиры».

А госпиталь стонет, гомонит, бранится, борет лихорадку соленой шуткой.

Ученик 3. (Слайд № 2) А бывало, наверное, и так: в полумраке мечутся на соломенных матрасах тяжелораненые. А те, у кого дело на поправку пошло, сгрудились у огонька и толкуют о солдатском житье-бытье. Подходит доктор. Беседа не смолкает. Владимир Иванович свой, душевный человек. А душевный человек уже карандаш навострил: « Солдатская доля – веселоё горе». У Даля даже жилка на лбу забилась. Слов тут с гулькин нос, а правды на семь верст.

Слово учителя: А сейчас, ребята, давайте немного разомнёмся. Предлагаю вам продолжить пословицы.

-Кто рано встаёт, /тому бог дает

-Труд человека кормит, /а лень портит

-У ленивой пряхи / и для себя нет рубахи

-Чай пить / не дрова рубить

-За чужим погонишься / свое потеряешь

-Скучен день до вечера / коли делать нечего.

– А сейчас немного поменяем условия игры: угадайте пословицы по парным словам:

– Журавль – синица ( лучше синица в руке,чем журавль в небе)

– Свет – тьма ( Ученье свет, а неученье тьма)

– Тише – дальше ( Тише едешь, дальше будешь)

– Роток- платок ( На чужой роток не накинешь платок)

– Лес – щепки ( Лес рубят, щепки летят)

– Изба – пироги ( Не красна изба углами, а красна пирогами)

– Шило – мешок ( Шила в мешке не утаишь).

Всё это богатство в своё время попадёт в чудесный словарь, когда автор будет объяснять слово солдат.

Ученик 5. (Слайд № 3) Годы шли. Много перемен было в жизни собирателя слов. Была столица на Неве, были Далевы сказки, повести и рассказы Казака Луганского (псевдоним Даля), были Оренбург, Нижний Новгород, снова Петербург. Потом до самой смерти – Москва. В 1862 году вышли в свет собранные Далем «Пословицы русского народа», которые включили в себя более 30 тыс пословиц, поговорок , загадок. Каждую из них Даль записывал на отдельные полоски бумаги. Даль называл их ремешками. Если сложить все ремешки, получиться лента километров 7 длинной. Пословицы Даль расположил по темам. Каждая тема – отдельная тетрадь. Всего 180 тетрадей, 1809 тем. Несколько лет сборник не печатали. Находили крамолу против власти. « Пословица неподсудна, – говорил автор. – Это мудрость народа».

Ученик 6. (Слайд № 4-5) И ещё был Пушкин. Носил собиратель слов на пальце заветный перстень. «Как гляну на него, – говорит он, – так и пробежит во мне искра с ног до головы». Перстень этот отдал Далю Пушкин в свой смертный час. Дружба между ними была настоящая, хотя встречались они редко. Дружбу скрепила общая любовь обоих к родному народу и родному языку. Молодой Даль принёс поэту на суд свои сказки. Известно, что Даль подарил Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Пушкин живо интересовался изучением народного языка и это их сблизило. Пушкин спрашивал, над чем Даль работает, и тот ответил, что собирает слова, и накопилось их уже тысяч 20. Тогда Пушкин посоветовал составить их этих слов словарь. А потом, когда умирающего поэта привезли с Чёрной речки домой и когда подошли последние минуты, Пушкин протянул Далю свою холодеющую руку: «Кончена жизнь». На ладони Даля остался перстень, который Пушкин называл талисманом.

Ученик 7. (Слайд № 7) Казак Луганский – под таким именем вступил Даль в литературный мир. Полное собрание сочинений Даля включает в себя 10 томов. В них собраны повести, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки. Как писатель он был достойно оценен критикой, его имя вошло в историю русской литературы.

В 1863-1866 годах издаются тома «Толкового словаря живого великорусского языка», ставшего знаменитым на весь мир. Академия наук присвоила Далю за словарь Ломоносовскую премию и избрала его в почетные члены. Географическое общество наградило золотой Константиновской медалью. А Дерптский университет прислал диплом и немецкую премию.

Слово учителя. Словарь Даля содержит более 200 тысяч слов. Даже если их просто выписать столбиком, понадобиться 450 школьных тетрадей. Но ведь Даль еще и объяснял каждое слово, подыскивал другие, близкие ему по смыслу, приводил примеры из жизни. Первые читатели «Толкового словаря» Даля восхищались: «Какой необычный словарь – совсем не похож на справочник! Какое занимательное чтение!». Многие заметки в словаре Даля- это маленькие рассказы о жизни народа. Из этих заметок мы узнаём, какие дома строили русские люди, на каких телегах ездили, какую одежду носили, какие печи складывали и как их топили, как поле пахали, как хлеб убирали, как сады садили, как рыбу ловили, как невест сватали, как детей учили, как кашу варили. Вся жизнь русского человека того времени отразилась в словаре, будто в волшебном зеркале. Работа над словарём потребовала энциклопедических знаний. Даль знал много языков (12). Кроме русского языка, он знал немецкий, французский, английский, а также украинский, белорусский, польский, читал и писал по-латыни, изучал болгарский и сербский языки, владел татарским, башкирским и казахским. «Словарь В. Даля озаряет нас изобилием добрых слов, сказанных добрыми людьми в добром расположении духа. Надо бы пользоваться ими пошире, и почаще учиться у них добру»

Язык и время не стоят на месте, старые слова уходят из употребления, забываются, новое в жизни несет и новые слова. Скажите, ну кто из вас видел такую крестьянскую одежду, как азям, зипун, табур, сермяга? Верите ли в то, что в словаре Даля могут быть такие слова как банить, монитор, скачивать ?

Многому можно поучиться у Владимира Ивановича Даля, а главное – преданности родному народу, его любви к прекрасному русскому языку.

Нам, потомкам В. Даля, предстоит внести свой вклад в развитие языка, на котором уже сегодня публикуется треть мировой научно- технической литературы, а кириллицей закодировано уже 70 процентов всей мировой информации. Язык наш не только средство межнационального общения внутри страны, но и во всем мире (русский язык – один из рабочих в ООН).

Ученик 8. На земляк поэт-песенник М. Матусовский написал о словаре Даля:

То ловишь отзвук древнего напева, То говор поздних дней. И слово состоит подобно древу, Из веток и корней. Незыблема его первооснова На много тысяч лет. Выходит так, что у любого слова Есть запах, вкус и цвет.

Слова и фразы нижутся, как звенья, И так растёт строка. И можно различить сердцебиенье Живого языка. Сидят теперь четыре института Над словарём одним, А Даль всё так же нужен почему-то, А Даль незаменим.

Слово учителя. Умер В. Даль 22 сентября 1872 г. в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище. На родине В. Даля в городе Луганске (ЛНР) в его честь названа улица. Здесь на улице Даля, дом 12, открыт музей писателя. Восточно-украинский Национальный Университет в городе Луганске носит имя В. Даля. Мемориальной доской отмечен дом в Нижнем Новгороде, где жил В. Даль. Мемориальная доска установлена и на доме в Москве, где В. Даль прожил последние годы жизни. Сейчас этот дом почти полностью занят Издательско-торговым центром «Марка» и лишь одна комната отдана  Общественно – мемориальному музею В. Даля. До последнего дня Даль оставался верен своему увлечению. Говорят, что перед смертью он попросил дочь: «Запиши словечко».

(Слайд № 8) А теперь, ребята, я предлагаю разминку для ума. Нужно будет разгадать кроссворд, посвященный В. Далю.

Всероссийский словарный урок посвящённый дню рождения В. И Даля для учащихся малокомплектной начальной школы Цели мероприятия:

– формирование у обучающихся представления о В. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры, человеке разнообразных талантов;

– закрепление умения пользоваться толковым словарем, находить в нем необходимые сведения.

  • Образовательные: познакомиться с биографией В.И. Даля, формировать умения применять полученные знания на практике.
  • Развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность обучающихся.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, умение работать в группах, чувство сопереживания за коллектив и личной ответственности за общее дело.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят обучающиеся в ходе мероприятия:

Актуализируют знания о слове как единице речи, познакомятся с биографией В. Даля и его словарем, научатся пользоваться толковым словарем, сформируют умение получать информацию из словарной статьи и соответствующего примечания в словаре о лексическом и грамматическом значении слова, особенностях его применения.

Коммуникативные действия: работа ведется в группах, поиск информации в словарях, решение поставленной задачи, обсуждение, самооценка.

Оборудование: мультимедиа, презентация «Всероссийский словарный урок

посвящается дню рождения Владимира Даля», портрет В. Даля, выставка книг В. Даля

Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

– Послушайте стихотворение, которое написал известный поэт Михаил Матусовский. Подумайте кому оно посвящено?

То ловишь отзвук древнего напева,То говор поздних дней. И слово состоит подобно древуИз веток и корней. Незыблема его первоосноваНа много тысяч лет,Выходит так, что у любого словаЕсть запах, вкус и цвет. Слова и фразы нижутся, как звенья,И как растет строка,И можно различить сердцебиеньеЖивого языка. :Сидят теперь четыре институтаНад словарем одним. А Даль всё так же нужен почему-то, О ком будем говорить сегодня на уроке?

Правильно, будем говорить о В. Дале, о русском языке, о его величии и богатстве. Каждый человек должен знать и изучать свой родной язык.

Великий лексикограф Владимир Даль внёс большой вклад для русского народа. 22 ноября у Владимира Даля день рождения, поэтому в этот день проводится Всероссийский словарный урок.

А сейчас мы познакомимся с планом нашего урока. Биография Владимира Даля 2. Скороговорки 3. Загадки 4. Пословицы 5. Сказки 6. Групповая работа

Владимир Иванович Даль – гений русской словесности, внес неоценимый вклад в развитие русского языка. Даль родился в ноябре 1801 года на Украине. Семья его была очень образованной: отец родился в Дании, юношеские годы провел в Германии, где обучался богословию и различным языкам; мать была немкой, и, как и его отец, увлекалась языками.

В детстве Владимир получил домашнее образование. С ранних лет занимался стихосложением и изучением языков. Когда Далю исполнилось 14 лет, Владимир поступил в петербургский кадетский корпус, где проучился три года.

2-ой ученик:  Окончив учебу, Даль отправляется на службу на Черноморский флот. В речи сослуживцев, он нередко замечал неизвестные ему слова. Так, Владимиру Далю в голову пришла идея записывать слова в блокнот и разъяснять их, тем самым положил начало составления своего толкового словаря. Служба на Черноморском флоте для Владимира Ивановича быстро закончилась. Выйдя в отставку, первое время Владимир Даль давал частные уроки, занимался репетиторством.

Вскоре Владимир Иванович решает поступить в Дерптский университет, на медицинский факультет.

3-ий ученик:  В 1829 году Владимир Иванович Даль окончил обучение, и став хирургом отправился на русско-турецкую войну. Даль работал в полевом госпитале и был на хорошем счету.

После окончания русско-турецкой войны, Владимир Иванович продолжил врачебную практику – занимался проблемами эпидемии. Его смелости можно только позавидовать. Этот мужественный врач не раз бывал в селах, где зверствовала холера.

В 1832 году Даль обосновался в Санкт-Петербурге и решил сосредоточиться на литературном творчестве. Журналы публикуют его стихи и произведения, которых накопилось очень много.

4-ый ученик:   Спустя год, Владимир Даль становится государственным служащим, был назначен чиновником по особым поручениям Оренбургского губернатора. Работа заставляла его много ездить по губернским землям, и наблюдать быт простого народа. Владимир Иванович не оставляет литературной деятельности. Не только литературой ограничивалась научная и культурная деятельность Даля. Владимир Иванович был разносторонним человеком, и за годы, проведенные в Оренбурге, собрал замечательную коллекцию флоры и фауны своей губернии. За проделанную работу Владимир Даль стал почетным членом Академии наук.

5-ой ученик:   Когда русская армия отправилась в Хивинский поход, Владимир Иванович вернулся к врачебной деятельности. По возвращению из похода, он возвращается в столицу, где начинает работать в Министерстве Внутренних Дел. Владимир Иванович не оставляет литературу и продолжает писать различные рассказы, описывать крестьянский быт и нравы простого народа.

В 1849 году, он по собственному желанию отправляется в Нижний Новгород. Отсюда его направляют работать управляющим в удельную контору, в обязанности входило принимать жалобы крестьян, писать и составлять различные акты. На безвозмездной основе, здесь, Даль занимается врачебным делом, говорят, что ему приходилось даже проводить хирургические операции. Работа доставляла этому удивительному человеку удовольствие. Общение с простым народом находило отражение в его творчестве.

6-ий ученик:  Умер Владимир Даль в 1872 году, в Москве. Он был потрясающе разносторонним человеком, природа щедро одарила Даля умом, а он в свою очередь его широко использовал на благо общества. Владимир Иванович увлекался ботаникой и зоологией, интересовался Даль и гомеопатией, спиритизмом. Помимо этого он умел играть на музыкальных инструментах. Талант Владимира Ивановича Даля всегда находил отражение во всем, чем занимался этот замечательный человек.

Главной работой Владимира Ивановича Даля был толковый словарь, который известен нам всем с детства.

Скороговорки – это не просто забава, они развивают речевой аппарат. Речь становится правильной, выразительной, чёткой, понятной. Сейчас мы потренируемся в их произношении.

  • Сыворотка из-под простокваши.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Летят три пичужки через три пустых избушки.
  • Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.

Загадки помогают развивать сообразительность, мыслить нестандартно, проявлять логику, азартно искать решение. Это учит думать, осваивать разную тематику.

  • Сестра к брату в гости идёт, а он от неё пятится (День и ночь)
  • Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц)
  • Два конца, два кольца, а в середке гвоздик (Ножницы).
  • Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (Клубок).
  • Махнула птица крылом и покрыла весь свет пером. (ночь)

В пословицах запечатлена история, мудрость наших предков, их представления о том, что такое хорошо и плохо. Поэтому сейчас мы поработаем с пословицами. На слайде будет начало пословицы, а вы должны вспомнить окончание и поразмышлять над смыслом.

  • Скучен день до вечера, (коли делать нечего.)
  • Под лежачий камень (и вода не течёт.)
  • Не учи безделью, (а учи рукоделью.)
  • Труд человека кормит, (а лень портит.)
  • Без труда не вынешь, (и рыбку из пруда.)
  • Физкультминутка
  • Сказки

Сказки развивают внимание, заставляют размышлять. Прививают понятия о добре и зле. Показывают, что с трудными ситуациями можно справиться. А сейчас вспомним сказки В. Даля. Внимательно слушайте отрывок из сказки и постарайтесь угадать сказку.

  • А уж ка Малашечка избаловалась, так такой другой не то что на селе, а, чай, и в городе не было. (Привередница)
  • Глядит Лиска в ледяное окошечко да над Зайчиком посмеивается: «Вишь , ченолапотник, какую лачугу смастерил.(Лиса и заяц)
  • Перешла Лиса на житьё к Медведю и стала осматривать да обнюхивать, где что у него лежит. (Лиса и медведь)
  • Волки выскакивают из-за горы и бросаются на гусей; которых поймают, тех отводят за гору, и игра начинается снова.Всего лучше в гусей-лебедей  играть в поле, в саду. (Гуси лебеди)
  • Кошка в окошке ширинку шьет,Курочка-рябушечка избу метёт,Паук в углу основу снуёт,Утка в избе холсты точёт, . (О труде)

Инсценировка сказки «Заяц и лиса»

Ведущая: Жил был серенький Зайчик, да жила лисичка сестричка. Вот стало на улице холодать. Надумал Зайка себе избу построить. Увидела это Лиса и говорит.

Лиса: Ты, косенький, что это делаешь?

Заяц: Видишь от холода избу строю.

Лиса: Какой догадливый. Дай-ка я тоже построю но только не лубяной домик, а палаты -хрустальный дворец!

Ведущая: Обе избы поспели разом и зажили наши звери своими домами. Глядит лиска из своего окошечка да над зайцем посмеивается.

Лиса: У меня вот какая изба светлая, чистая, хрустальный дворец, а заяц то смастерил себе лачугу темную.

Ведущая: Всю зиму лисе было хорошо, а как пришла весна, тут лискин дворец и растаял. Стала лиса просится к зайчику погреться.

Лиса: Заюшка пусти погреться.

Заяц: Проходи лисонька гостем будешь.

Ведущая: Да не тут – то было лиса зайца из его же собственного домика то и выгнала.

Лиса: Уходи заяц я теперь здесь жить буду, а не уйдешь то я как выскачу как выпрыгну полетят клочки по закоулочкам!

Ведущая: Испугался заяц и ушел. Сам плачет, а навстречу ему волк. Волк: О чем зайка плачешь? Заяц: Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы хрустальный дворец. Пришла весна, у нее дворец растаял она попросилась ко мне погреться, да меня и выгнала.

Волк: Не плачь зайчик, я её выгоню.

Ведущая: Пошли они к избушке.

Волк: У-у-у: поди лиса вон!

Ведущая: А лиса кричит с печи.

Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по заулочкам! Ведущая: Поджал хвост волк и убежал в лес , а Зайка остался плакать в поле. Идёт бык. Бык: О чем, зайчик плачешь? Заяц: Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы хрустальный дворец. Пришла весна, у нее дворец растаял она попросилась ко мне погреться, да меня и выгнала. Бык: Не плачь зайчик, я её выгоню. Ведущая: Пошли они к избушке. Бык:-Эй, лиса Патрикеевна, ступай вон из чужой избы! Ведущая: А лиса кричит с печи.

Ведущая: Испугался бык и убежал. Сел зайчик под кустик и плачет. Идет мимо медведь.

Медведь:О чем, зайчик плачешь?

Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы хрустальный дворец. Пришла весна, у нее дворец растаял она попросилась ко мне погреться, да меня и выгнала.

Медведь: Не плачь, зайчик, я её выгоню.

Заяц: Нет медведь не выгонишь. Собаки гнали -не выгнали, и ты не выгонишь.

Медведь: А я выгоню.

Ведущая: Пришли к избушки. Медведь как заревет.

Медведь: Поди лиса вон!

Ведущая: А она ему с печи.

Ведущая: Испугался медведь убежал. Вот сидит зайка опять под кустом и плачет. Идет мимо петушок -золотой гребешок и косу на плече несет. Увидел зайчика и спрашивает.

Петух: Что ты зайка плачешь?

Петух: Пойдем, я её выгоню.

Заяц: Нет, не выгонишь, собаки гнали не выгнали, медведь гнал не выгнал и ты не выгонишь.

Петух: А я выгоню. Пойдем!

Ведущая: Пришли к избушке, петух запел.

Петух: Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечах, хочу лису посечи! Ступай, лиса вон!

Ведущая: Лиса испугалась, кричит.

Лиса: Одеваюсь.

Лиса: Шубу надеваю.

Ведущая: Выскочила лиса из избушки и убежала далеко в лес. А зайчик вместе с петушком стали вместе жить поживать и добра наживать. группа ( 3, 4 классы) Работа с карточками. 1)Значение слов

Каждое слово имеет своё лексическое значение. Сейчас попробуем назвать лексическое значение старинных слов.

Уста – губы

Длань – рука, ладонь

Очи – глаза

Рушник – вышитое полотенце

Чёботы – сапоги

Ябедничать – наговаривать 2) Синонимы

Синонимы – это слова различные по звучанию, но близкие по смыслу.

Из второго столбика подобрать синоним к словам первого столбика.

Смелый – храбрый

Весёлый – радостный

Худой – тощий

Трудолюбивый – работящий

Красный – багряный

Антонимы – это слова, противоположные по своему лексическому значению. Из второго столбика подобрать антоним к словам первого столбика.

Низкий – высокий

Широкий – узкий

Добрый – злой

Грустный – весёлый

Красивый – багряный

Ученики выбирают своё мнение об уроке

На уроке было очень интересно!

На уроке некоторые моменты были скучные и непонятные

На уроке было очень скучно и неинтересно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *