Единые уроки. Уроки Памяти
Материалы для проведения единого урока 1 сентября 2023 года, посвященного Году мира и созидания, для учреждений общего среднего образования
Материалы для организации и проведения в учреждениях общего среднего образования единого урока «Судьба моей семьи в истории моей страны: семейные ценности», посвященного Дню семьи
Материалы для организации и проведения в учреждениях общего среднего образования единого урока «Нам этот мир завещано беречь», посвященного Дню Победы
Материалы для организации и проведения в учреждениях общего среднего образования единого урока, посвященного Дню единения народов Беларуси и России
Материалы для организации и проведения в учреждениях общего среднего образования единого урока «О чем звонят колокола Хатыни?», посвященного 80-й годовщине трагедии в Хатыни
Материалы для организации и проведения в учреждениях общего среднего образования урока на тему «День народного единства»
учитель немецкого языкаГУО «Большешиловичская базовая школа Слонимского района»,
Цель: укрепление в сознании учащихся идей мира и созидательного труда как главных условий развития белорусского государства, создание условий для активного участия в процессе созидания и улучшения своей страны.
– познакомить учащихся с понятиями «диалог», «мир», «созидание», объяснить их основные принципы и преимущества;– формировать духовно-нравственные качества учащихся;– обсудить важность сотрудничества и мирного разрешения конфликтов для достижения гармонии и благополучия.
Оборудование: фигурки и трафареты голубей, карточки с заданиями (русский алфавит), раздаточный материал, видео о Беларуси.
Эпиграф: «Независимость страны – забота каждого из нас. Если мы хотим жить на своей земле, своим умом и трудом, по своим законам и единственными хозяевами на земле Беларуси, жить в мире, покое и благополучии, то все и каждый должны понять: заботы страны, сбережение ее независимости – это наше общее дело» (А. Г. Лукашенко).
1 Поздравительное слово учителя
Дорогие ребята! Примите самые искренние поздравления с Днём знаний, началом нового учебного года! День знаний – это праздник для тех, кто учится, и тех, кто учит. Сегодня мы начинаем новый учебный год, полный новых знаний, открытий, интересных уроков и ярких впечатлений!
2 Актуализация знаний учащихся
Учитель зачитывает стихотворение Г. Буравкина “Беларусі” (под просмотр видео о Беларуси)
У любві да цябе я не раз буду клясціся.каб ты помніла клятву маю. Проста, дзе ні пабуду –у Смаргоні ці ў Клясціцах, –Я ўсё болей цябе пазнаю.
Пазнаю цябе юнаю і старажытнаю,У сузор’ях агнёў і ў паводках бяроз.кожным нервам сваім,Перажыў я твой мужны і велічны лёс!
Колькі вызнаў і вынес ты,краю мой мілы!I сягоння ўспамін твае грудзі пячэ,Дзе старыя акопы,як пустыя магілы,Што сябры закапаць не паспелі яшчэ.
I ў любві да цябе я не раз буду клясціся.каб ты помніла клятву маю. Проста, дзе ні пабуду –у Смаргоні ці ў Клясціцах, –Я ўсё болей сябе пазнаю.
3 Определение темы урока
Учитель: Дорогие пятиклассники! Как вы думаете, почему я начала наш урок с этого стихотворения? (Ответы учащихся) Правильно. Мы будем говорить о нашей Родине, о Беларуси. Сегодня начался первый урок для 1 миллиона 85 тысяч школьников в Беларуси (учитель крепит на доску карточку «БЕЛАРУСЬ»).
Каждый из вас – это тоже частичка Республики Беларусь (учитель крепит карточку «И Я»).
14, 10, 18, 1 10 19, 16, 9, 10, 5, 1, 15, 10, 33.(МИРА И СОЗИДАНИЯ)
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
Итак, читаем название нашего первого урока (хором) «Беларусь и Я – диалог мира и созидания». Все ли слова вам понятны в этом высказывании? Давайте вместе обсудим. Что такое МИР? (Ответы учащихся).
Мир – это наша планета, это место, где мы живем. Он очень большой и разнообразный. Мир – это состояние покоя, комфорта, отсутствия конфликтов. Мир без войны – это моя мама, мой папа, сестра и брат. Моя школа, мой класс, моя учительница, школьные друзья. Мир без войны – это солнышко, голубое небо, зеленые поля и красивые леса.
Ребята, вы такие молодцы! Как вы правильно размышляете. А вы задумывались когда-нибудь, как хорошо жить в мирной стране, где всё спокойно, где люди спокойно ходят на работу, могут видеть своих близких и просто наслаждаться жизнью? Давайте послушаем с вами притчу.
Однажды миролюбивые жители Земли попросили чрезвычайно могущественного волшебника прекратить все войны и кровопролития на планете. Мудрец думал, что это проще простого, но на самом деле всё было гораздо сложнее. Как бы он ни пытался, люди всё равно продолжали воевать и уничтожать всё прекрасное на земле. Миротворцы впали в унынье, не зная, что предпринять. И тут к волшебнику обратился один умный ребёнок и сказал такие слова: «Я знаю, как тебе поступить. Пусть люди почувствуют, как другие воспринимают их поступки. Если один причинит боль другому, пусть и он почувствует точно такую же боль, а если доставит кому-то радость, то пусть и сам почувствует радость». Волшебник воплотил эту идею в жизнь. С тех пор все жили дружно и помогали друг другу.
Мы с вами живём в Беларуси – светлой, чистой, любимой, синеокой, трудолюбивой, хлебосольной Беларуси.
Чистое небо, солнце нам светит,Память о предках храним мы в себе. В мире и дружбе счастливые дети –Как хорошо жить на нашей земле.
Жить в мире очень важно. Ведь только в мире люди могут находить радость, любовь и счастье. Мирная жизнь способствует созиданию и прогрессу. Благодаря взаимопониманию и уважению можно добиться мира и процветания. Поэтому и мы с вами учимся созидать, а не разрушать своё и окружающее пространство.
Вспомните, как начинается гимн нашей страны?
Как вы думаете, тема нашего урока подтверждается словами нашего гимна? (Ответы учащихся)
А что же такое СОЗИДАНИЕ? (Ответы учащихся). В общем-то, каждый из вас по-своему прав. Созидание – это действие создания чего-либо нового, хорошего, нужного и важного для всех; это процесс создания чего-либо интересного и полезного, улучшения уже существующего. В контексте нашей страны, это может означать, что мы можем создавать новые школы, сады, больницы и другие объекты, которые будут улучшать жизнь людей.
Мир и созидание связаны между собой. Когда мы создаём что-то новое, мы улучшаем мир вокруг нас. Например, когда мы создаём новые продукты, мы помогаем людям получать больше пользы от еды.
«Диалог мира и созидания» – это понятие, которое означает общение и сотрудничество между людьми в целях создания и улучшения мира вокруг нас. Это важный принцип, который помогает людям разрешать конфликты и находить пути сотрудничества для достижения общих целей, проявляя уважение к мнениям и идеям других людей, а также стараться найти компромиссные решения, которые будут удовлетворительны для всех.
Ребята, а как вы думаете такому диалогу можно научиться? (Ответы учащихся).
Совершенно верно, каждый день мы учимся строить дружбу, уважать разные культуры и традиции, а также решать проблемы мирными путями. Это помогает нам создавать лучшую и спокойную среду для жизни, где каждый может чувствовать себя в безопасности и счастливым. Таким образом, «диалог мира и созидания» – это способ общения и сотрудничества, который помогает нам строить мир и преодолевать различия.
А сейчас пришло время немного подвигаться и провести мирную и созидательную физкультминутку.
Раз, два, три, четыре, пять.(Сжимают и разжимают пальцы: ладонь – кулак). Будем мир мы защищать!(Жмут руки друг другу). Будем чаще улыбаться,(Повороты в стороны, улыбаются друг другу). А не ссориться и драться! (Обнимаются друг с другом).
(Всё повторяется дважды, только на втором круге меняются партнёры).
5 Включение изученного в систему знаний
Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним, какие качества помогут нам построить диалог мира и созидания. Какие качества человека нужны для крепких отношений, для дружбы, для создания чего-то нового? Отметьте галочкой правильные ответы.
Открытость, упрямство, враждебность, добросердечность, уважение, вспыльчивость, злость, доброта, вежливость, бескомпромиссность, жестокость, дипломатичность, доброжелательность, понимание, терпение.
Вы почти все выбрали одни и те же качества. Аргументируйте! (Идёт диалог с учащимися). А почему никто не выбрал «жестокость, враждебность, злость? Правильно, эти качества приводят к вражде и разрушению.
Наша страна в полной мере прочувствовала вражду и разрушение за годы Великой Отечественной войны. Мы не хотим повторения! Мы хотим мирно жить и созидать.
Ребята, а что является символом мира, эмблемой? (Ответы учащихся). Правильно, голубь. Голубь является символом мира, символом борьбы против войны, насилия, тревог и слёз.
Выражение получило популярность после окончания Второй мировой войны. Эмблема была нарисована Пабло Пикассо, на ней изображён белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь.
Выражение «голубь мира» восходит к библейскому рассказу о голубе, принёсшем Ною в ковчег ветвь маслины и тем самым сообщившем об окончании потопа и примирении стихии. После того, как Иисус Христос принял крещение, на него с небес спустился Святой Дух в виде голубя.
Принято выпускать весной голубей в первый полёт 7 апреля. В этот день православными отмечается праздник Благовещение, считается, что голубь принес миру благую весть о скором рождении Спасителя.
В Китае голубь является символом долголетия, верности, порядка, почтения к старшим, весны и сладострастия. В Древней Греции и Древнем Риме голубь символизировал любовь и обновление жизни. В японской культуре голубка с мечом означает окончание всех войн и междоусобиц. Голубь не ассоциируется со злом, напротив, он извечный символ добра, любви и мира во всем мире.
Посмотрите, как сегодня украшен наш класс! Над вашими головами «летают» голуби. Таким образом я хотела вам пожелать, чтобы над вашими головами всегда было только мирное небо.
А ещё я вам дарю вот таких красивых голубей, чтобы вы написали на них самые заветные пожелания для нашей родной Беларуси и приклеили их на доску вокруг изображения нашей любимой Родины.
6 Подведение итогов. Рефлексия
Учитель: Наш урок заканчивается. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда оставались патриотами своей страны, старательно учились и работали на благо своей страны. Помните, что будущее можно построить только в мирном государстве. Наша с вами задача – помнить и сохранять достижения наших предков, приумножать их, а также достигать новых вершин в развитии белорусского государства и общества. Только мирным трудом и созиданием мы сохраним сильную и независимую Республику Беларусь!
Рефлексия «Закончи предложения»
На столах, ребята, у вас находятся фигурки голубей. Возьмите их, напишите на них самые важные для нас всех слова. А теперь давайте представим, что наши голуби взлетают в небо, символизируя МИР и СОЗИДАНИЕ.
Поделиться ссылкой
16:20Единый урок, Методичка
Беларусь и Я – диалог мира и созидания. Первый урок в 5-м классе
10:39Единый урок, Методичка
Пусть сегодняшний наш урок станет диалогом нашей Родины с каждым из нас. Жить в мире очень важно. Ведь только в мире люди могут находить радость, любовь и счастье. Мирная жизнь способствует созиданию и прогрессу. Благодаря взаимопониманию и уважению можно добиться мира и процветания. Поэтому и мы с вами учимся созидать, а не разрушать своё и окружающее пространство. Созидание – это действие создания чего-либо нового, хорошего, нужного и важного для всех; это процесс создания чего-либо интересного и полезного, улучшения уже существующего.
Беларусь и Я – диалог мира и созидания. Материалы к первому уроку 2023/2024 учебного года
9:15Единый урок, ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, История и обществоведение. Материалы к урокам, Методичка
Первый урок в новом учебном году будет посвящен теме «Беларусь и Я – диалог мира и созидания».
Мир, суверенитет и независимость для белорусского народа являются одной из высших ценностей. Именно белорусский народ, на протяжении многих веков мечтавший о своём суверенном государстве, прошедший и выдержавший огромное количество испытаний и войн, как никто другой понимает и чтит мирное небо, уверенное будущее и независимость своего государства.
«Независимость страны – забота каждого из нас. Если мы хотим жить на своей земле, своим умом и трудом, по своим законам и единственными хозяевами на земле Беларуси, жить в мире, покое и благополучии, то все и каждый должны понять: заботы страны, сбережение ее независимости – это наше общее дело».
А. Г. Лукашенко
Мир, суверенитет и независимость для белорусского народа являются высшими ценностями. Именно белорусский народ, на протяжении многих веков мечтавший о своем суверенном государстве, прошедший и выдержавший огромное количество испытаний и войн, как никто другой понимает и чтит мирное небо, уверенное будущее и независимость своего государства.
1 сентября, для студентов Белорусского национального технического университета новый учебный год начался с единого урока «Беларусь и Я – диалог мира и созидания», посвященного Году мира и созидания. Единый урок для обучающихся провели деканы, преподаватели и кураторы факультетов.
Для справки: в целях консолидации белорусского народа, укрепления в обществе идей мира и созидательного труда как главных условий развития белорусского государства Президентом Республики Беларусь 2023 год объявлен Годом мира и созидания. Соответствующий Указ № 1 от 1 января 2023 года подписал Глава государства Александр Лукашенко.
Ключевой идеей первого урока стали слова, прозвучавшие в рамках выступления Президента Республики Беларусь при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 31 марта 2023 года.
В ходе единого урока внимание студентов обратили на следующие вопросы:
В системе атрибутов государственная символика занимает одно из важнейших мест, является воплощением национальной идеи белорусского государства. Уважительное отношение к государственным символам Республики Беларусь – основа патриотизма и гражданственности.
Не осталась без внимания и предстоящая важная дата в истории нашего независимого государства – 17 сентября – День народного единства. Каждый из нас – частичка Родины. Беларусь славится гражданами своей страны. Будьте достойными своей Отчизны, любите, защищайте, храните ее!
учитель истории и обществоведенияГУО «Вербовичская базовая школа»
ГУО «Средняя школа № 38 г. Гомеля»
В канун наступающего 2023 года Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко объявил этот год Годом мира и созидания. Наш первый урок в новом учебном году будет посвящен теме «Беларусь и Я – диалог мира и созидания».
События последних лет показали, что только созидательный труд, работа на благо своей Родины и патриотизм способны преодолеть современные вызовы, стоящие перед нашей страной, перед нашей мирной, а самое главное независимой Республикой Беларусь.
Начать наш урок я бы хотел со слов Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко «Наш исторический выбор – независимая, сильная и процветающая Беларусь». Именно от нас с вами зависит, в какой стране мы с вами будем жить, каких вершин и успехов добьёмся и какой передадим нашу страну нашим потомкам, детям, внукам и правнукам.
Одной из важнейших черт белорусского народа является миролюбие и добрососедство. Однако с давних времен белорусам не единожды приходилось отстаивать право на жизнь и существование, защищаться от внешней агрессии. Во времена Великого Княжества Литовского жители белорусских земель защищались от нападений крестоносцев и татаро-монголов, которые разоряли земли и уничтожали города, уводили в плен мирных жителей. Грюнвальдская битва навсегда вошла в историю как пример мужества и героизма, позволивший остановить агрессию против мирной белорусской земли.
В годы Отечественной войны 1812 г. население белорусских земель также было вынуждено с оружием в руках защищать себя, своих детей и стариков. Именно тогда, в те далекие годы, белорусский народ показал армии французских захватчиков, что даже оккупация белорусских земель не может сломать дух и стремление к свободе простых людей. Люди массово уходили в партизаны, сражались за свою землю в составе регулярной армии и ковали победу.
Но наиболее ярко стремление к миру и созиданию проявилось в годы Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 г. немецко-фашистские захватчики обрушились на мирные города и села СССР. Территория Беларуси, белорусские города и деревни, женщины, дети и старики стали одними из первых жертв кровавого и человеконенавистнического гитлеровского фашистского режима. Фашисты, вступая на белорусские земли, планировали фактически полностью уничтожить славян, в т.ч. белорусов, наших с вами бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек.
Но белорусы не сдались на милость врагу, а с оружием в руках поднялись на борьбу с оккупантами во имя будущего Беларуси и белорусского народа. Навсегда в историю вошёл подвиг защитников Брестской крепости, где плечом к плечу сражались представители различных национальностей, в т.ч. и белорусы.
Оборонительные бои на территории Беларуси и подвиг простых граждан позволили сорвать планы врага по быстрой и скоротечной войне. Но даже в период оккупации белорусский народ не сдался, а массово поднялся на подпольную и партизанскую борьбу. Навсегда вошли в историю имена белорусских партизан: Константина Сергеевича Заслонова, Василия Захаровича Коржа, Кирилла Трофимовича Мазурова, Петра Мироновича Машерова, Веры Захаровны Хоружей и многих других. Партизанское и подпольное движение в тылу врага сыграло значительную роль в достижении победы советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Ребята, как вы думаете, почему белорусский народ не сдался и продолжил борьбу с немецко-фашистскими захватчиками? (Ответы учащихся)
На фронтах Великой Отечественной войны сражалось более 1,3 миллиона белорусов. 446 из них были удостоены звания Героя Советского Союза. Белорусский народ чтит память о тех годах и помнит героизм наших предков. В Беларуси возведено большое количество мемориальных комплексов, памятников. Действует большое количество музеев.
Ребята, какие памятники, посвященные Великой Отечественной войне, есть в нашей местности? (Ответы учащихся)
В 1990-е гг. белорусский народ получил долгожданное независимое и суверенное государство. Начался период независимого государства, когда белорусский народ мог сам распорядиться своей судьбой, совершить исторический выбор дальнейшего пути развития страны. В 1994 г. была принята Конституция Республики Беларусь, ставшая основой государственного строительства нашей с вами Родины
Ребята, какие принципы государственного устройства заложены в нашей с вами Конституции?
– Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.
Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок
– Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
– Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ.
– Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе идеологии белорусского государства, а также многообразия политических институтов и мнений.
Современная Республика Беларусь – это мирное, суверенное и независимое государство, а труд народа направлен на созидание и дальнейшее развитие нашей страны. Мы по праву можем гордиться достижениями наших соотечественников.
Беларусь играет важную роль в системе современных международных отношений. Она состоит в ООН, и по инициативе белорусов было проведено добровольное разоружение стран от ядерного оружия. Среди межгосударственных объединений, в которые входит наша страна, значимая роль принадлежит СНГ и Союзу Республики Беларусь и Российской Федерации.
Ребята, в каких еще международных организациях состоит Республика Беларусь?
– Евразийский экономический союз– Организация договора о коллективной безопасности
Практически все крупные предприятия, построенные еще в БССР, продолжают работать в суверенной Беларуси. Белорусские предприятия не только обеспечивают внутренний рынок всем необходимым, но и активно поставляют продукцию во многие страны мира.
Ребята, какие белорусские предприятия вы знаете? Какую продукцию они выпускают? (Ответы учащихся)
В Республике Беларусь гражданам предоставлены значительные социальные льготы, права и гарантии. Бесплатное начальное, среднее и высшее образование. Бесплатная и доступная медицина. Пенсии, социальные льготы различным категориям населения. Предоставление жилья и широкая поддержка многодетным семьям. Всё это гарантирует достойный и высокий уровень жизни населению республики.
За последние годы в городах Беларуси обновлены парки автобусов и троллейбусов, значительные средства вложены в благоустройство городов и деревень. Было построено большое количество социальных объектов: стадионов, ледовых дворцов, спортивных комплексов, школ и детских садов.
Государство много инвестировало в обновление трубопроводного транспорта и энергосистемы, реконструкцию жилфонда. Обновление инфраструктуры и ремонт жилфонда повышает качество жизни и служит профилактикой аварий и техногенных катастроф.
Ребята, какие объекты социальной инфраструктуры вы знаете в вашем регионе? (Ответы учащихся)
Республика Беларусь гордится достижениями известных уроженцев Беларуси. Среди известных белорусов-спортсменов в мировую историю вошли Дарья Домрачева, Екатерина Карстен, Антон Кушнир, Максим Мирный, Юлия Нестеренко и многие другие. Белорусы также вошли в историю как покорители космоса, первооткрыватели, ученые, артисты и музыканты.
Ребята, каких известных уроженцев белорусских земель вы знаете? Чем они вошли в историю? (Ответы учащихся)
У белорусского народа сложились особые черты и ценности, ставшие результатом многолетней истории белорусской земли. Белорусский народ отличает трудолюбие и работоспособность, ответственное отношение к делу. Именно поэтому крайности спешки и суеты, лени и изнеженности оказались чуждыми для наших людей. Население страны живет неторопливым ритмом, предпочитая хозяйственность и основательность бешеному темпу современной цивилизации.
Столкнувшись с вызовами последних лет, белорусский народ понял, как легко потерять мир и безопасность. В результате именно эти ценности стали приоритетными для населения. Также обращает на себя внимание высокая значимость свободы и прав человека для жителей Беларуси.
Одной из важных традиционных ценностей белорусского народа является доброжелательность. Она представляет собой свойственное отдельной личности или целой социальной общности желание добра другому человеку, другому народу, проявление участия, расположения, поддержки другим людям.
Среди традиционных ценностей, высоко ценимых белорусским народом, очень важное место занимает справедливость. Это понятие по своему содержанию многообразно и многогранно. Самое главное в нем заключается в понимании должного, содержащем в себе нравственное и правовое требование соответствия между социальным положением личности, группы или социального слоя и их практической ролью в обществе, между их правами и обязанностями, между трудом и его вознаграждением, между преступлением и наказанием.
Ценность сильного и эффективного государства. Сложный характер современных социально-экономических и политических проблем, стоящих перед республикой, порождает объективную тенденцию к усилению системы государственной власти. Сильное и эффективное белорусское государство обеспечивает стабильность политической жизни общества, создает условия для успешного разрешения стоящих перед обществом проблем.
Важное ценностное значение в восприятии и развитии духовных традиций народа имеет осознание принадлежности белорусов к христианской цивилизации, точнее говоря, к ее восточноевропейской ветви. Духовные ценности белорусов, несомненно, формировались в контексте восточнославянского менталитета. Традиционно испытывая трудности существования между Востоком и Западом, белорусы осуществляли поиск собственного пути развития.
Каждый из нас – гражданин своей страны. И только от нас с вами, от наших действий и поступков, нашей любви к родной земле, зависит не только наше будущее, но и будущее всех последующих поколений. Только мирное и созидательное развитие позволит нам чувствовать себя в безопасности и комфорте, строить сильную экономику, социальную сферу, медицину и образование.
Дети, как вы думаете, что каждый из вас может сделать сегодня и сейчас для того, чтобы мы жили в мирной стране и уверено смотрели в будущее? (Ответы учащихся)
Наш с вами урок мира и созидания я бы хотел закончить словами Президента Республики Беларусь: «Мы должны ясно понимать: независимость страны – забота каждого из нас. Если мы хотим жить на своей земле, своим умом и трудом, по своим законам и традициям, если мы хотим быть единственными хозяевами на земле Беларуси, жить в мире, покое и благополучии, то все и каждый должны понять: заботы страны, сбережение ее независимости – это наше общее дело».
Помните, что будущее можно построить только в мирном, независимом и суверенном государстве. Наша с вами задача – работать на благо нашей малой родины и всей страны, помнить и сохранять достижения наших предков, приумножать их, а также достигать новых вершин в развитии белорусского государства и общества. Только мирным трудом и созиданием мы сохраним сильную и независимую Республику Беларусь.