Северо-Кавказский региональный учебный центр начал новый учебный год в системе профсоюзного образования проведением Единого профсоюзного урока для студентов образовательных организаций
Единый профсоюзный урок прошел в форме встречи-дискуссии с представителями Краснодарского краевого профобъединения и Молодежного совета и был посвящен теме «Социальная значимость и роль профсоюзов в современных условиях». Студенты первых курсов, профактив высших и средних профессиональных учебных заведений ознакомились с историей развития профсоюзного движения страны и Кубани, узнали о функциях, целях и задачах профсоюзов по защите социально-экономических прав и интересов трудящихся и молодежи.
Онлайн формат урока позволил задавать вопросы и получить ответы о возможностях участия в молодежном профсоюзном движении и роли студенческого профкома в решении многих социальных вопросов, об основных правах, льготах, гарантиях для молодых людей.
Проведение Единого профсоюзного урока стало традицией и в этом году в нем приняли участие студенты и учащиеся свыше 18 учебных заведений края.
«Такие уроки помогают молодежи получить базовые представления об основополагающих ценностях и принципах социально-трудовых отношений, формируют гражданскую позицию молодых людей. Учащиеся знакомятся с законодательной базой, развивают правовые компетенции, совершенствуют навыки защиты своих прав с помощью такой важной и самой массовой общественной организации в стране и крае, как профсоюзы. Цель профсоюзных уроков не только мотивация профсоюзного членства, но, прежде всего,подготовка молодого поколения к будущей самостоятельной трудовой деятельности, это старт к активной общественной работе в годы учебы, которая дает возможность каждому развивать лидерские качества и организаторские способности», – прокомментировала депутат Государственной Думы («Единая Россия»), лидер кубанских профсоюзов Светлана Бессараб.
Сегодня в рядах профсоюзов Кубани свыше 195 тысяч человек молодежи. Каждый третий член профсоюза – молодой человек.
Молодежь вступает в профсоюз и в числе профсоюзных активистов составляет 28 %. Молодые профлидеры возглавляет 1299 первичную профорганизацию, 275 цеховых комитетов, 3975 профгрупп.
В Барнаульской городской организации Профсоюза работников образования стало традицией в сентябре – октябре проводить масштабное мероприятие – акцию «Профсоюз – это мы!». В этом году из-за угрозы перевода обучения на дистанционный режим были опасения, что все сорвется. Организаторы переживали напрасно. В школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования детей прошли мероприятия, направленные на популяризацию профсоюзного движения.
Уроки солидарности для школьников
Несколько лет назад в школах Барнаула впервые состоялись единые профсоюзные уроки. Теперь подобные занятия ежегодно проводятся в рамках акции «Профсоюз – это мы!». Активное участие в их подготовке принимают молодые учителя – члены Молодежного совета городской организации профсоюза.
Профсоюзный урок в школе №1
Тема занятий меняется каждый год. На профсоюзных уроках с позиций государства, работодателя и работника обсуждаются критерии достойного труда, рассматривается роль профсоюзов в защите социально-трудовых прав молодежи.
Занятия проходят в виде бесед и лекций, круглых столов, семинаров, конференций, деловых игр. С каждым годом совершенствуется формат уроков: они становятся более интерактивными, проводятся с использованием новейших технических средств.
Во многих школах проведению уроков предшествует самостоятельная работа учеников. Они готовят доклады, рефераты, компьютерные презентации, проводят анкетирование и опросы. Как считают сами школьники и педагоги, профсоюзные уроки дают базовые знания и навыки в сфере трудового права, без которых в современном обществе невозможна успешная трудовая деятельность.
Как стать профсоюзным героем
В средней школе №134 Барнаула профсоюзные уроки организуются не первый год. В прошлом году они были посвящены теме «Профсоюзная безопасность». Что обсуждали сегодня?
На вопрос отвечает Анастасия Никитина, член молодежного совета Барнаульской городской организации Профсоюза работников образования:
– Мне было интересно узнать, имеют ли представление шестиклассники о профсоюзном движении и его героях. Провести урок на заданную тему помогла брошюра «Профсоюзные герои», подготовленная издательством газеты «Солидарность»: ученики размышляли о развитии и применении лидерских качеств на примере судеб героев книги, задумались о самореализации в социуме, о достижении значимых позиций в коллективе.
На уроке говорили об истории профсоюзного движения на конкретных примерах – ребята рассказывали о профсоюзном прошлом и настоящем своих родителей. Заключительным этапом урока стало создание общего портрета профсоюзного лидера.
О первом опыте проведения профсоюзных уроков рассказывает молодой учитель истории, председатель первичной профорганизации алтайской краевой общеобразовательной школы №1 Эдуард Гришков:
– Для учащихся средних классов мы провели уроки «Профсоюзная АБВГДЕйка». Увидели, что для большинства информация о профсоюзном движении прозвучала впервые. Для нас важно было заинтересовать детей, для чего мы подготовили презентацию, иллюстрирующую излагаемый материал, продумали содержание задач, к решению которых привлекли учеников, смоделировали ситуации, которые требовали умения быстро принимать решения, а также способствовали выявлению лидеров.
Во время мозгового штурма школьники пытались найти выход из ситуации, когда рабочие одного из предприятий начали забастовку в защиту своих требований, составили список предложений по улучшению условий труда. А еще дети имели возможность на уроке сформировать свое мнение по той или иной проблеме, аргументированно отстоять свою позицию, эта учебная деятельность была их первой моделью солидарных профсоюзных действий!
Спасибо за неравнодушие!
В дошкольных учреждениях Барнаула проходят дни профсоюза и открываются галереи почета.
В детском саду №256 впервые состоялся «День профсоюзного лидера». Председатель профорганизации Елена Величко и члены профкома подготовили для коллег настоящий праздник! Здесь и награды для ветеранов и молодежи, и творческие поздравления от воспитанников.
Мероприятие получилось одновременно добрым и торжественным, ведь профком поощрял за общественную работу, а это очень значимо. Делать добро и приносить пользу коллегам, бескорыстно помогать людям – сегодня это актуально. Наставники помогают молодежи успешно включиться в профессию, а молодые члены профсоюза в свою очередь заряжают ветеранов педагогического труда оптимизмом и жизнерадостностью.
И это не единственный пример успешной пропаганды профсоюзного движения. Татьяна Кондрашина, председатель первичной профсоюзной организации детского сада №125, открыла Доску почета профактивистов, вместе с членами профкома собрала материалы для музея «История профсоюзной организации». Так держать! Насколько активными будем мы, настолько значимым и успешным будет наш профессиональный союз!
Дарья МУЗЫЧЕНКО, член Молодежного совета Барнаульской городской организации профсоюза
Подарки для ветеранов
В краевом Дворце творчества детей и молодежи прошла благотворительная акция «День мудрости, добра и уважения».
Профсоюзных активистов с подарками и поздравлениями встречали у себя дома ветераны педагогического труда. В этом году коллектив дворца отмечает 85‑летний юбилей. В его истории есть замечательные страницы трудовой биографии многих людей, их плодотворной работы, творческого поиска.
В День мудрости профактивисты отправились в гости к педагогам-ветеранам
Хотелось при подготовке праздника упомянуть о каждом, подарить приятные воспоминания ветеранам и стажистам нашего коллектива, выразить признательность и благодарность всем, кто посвятил свою жизнь воспитанию и образованию подрастающего поколения, кто хранит в памяти непреходящие ценности – традиции и наследие нашего общего дома – Дворца творчества детей и молодежи.
Организаторы акции поздравили ветеранов, вручили им подарки и прямо на пороге их дома устроили праздничную фотосессию.
А еще благодаря съемочной группе дворца у педагогов-ветеранов появилась возможность поздравить своих коллег и членов профсоюзной организации с профессиональным праздником и таким образом принять участие в онлайн-концерте. Встреча получилась искренней и теплой!
Ангелина ХАРИНА, председатель первичной профсоюзной организации Дворца творчества детей и молодежи,
Алтайский край
Профсоюзные уроки стартовали!
Пресс-служба Профсоюза. 28.12.2021
Постановлением президиума областной организации Профсоюза от 03 декабря 2021 года №11 принято решение – в целях информирования учащихся общеобразовательных учреждений области о роли и основных направлениях деятельности Общероссийского Профсоюза образования, формирования у них представления об общественных организациях, их правах и роли в развитии страны, региона, муниципалитета, а также развития у молодежи стремления к активной жизненной позиции, принято решение:
– ввести в практику деятельности первичных профсоюзных организаций преподавателей и сотрудников общеобразовательных учреждений области ежегодное проведение внеклассных мероприятий – «Профсоюзных уроков»;
– проводить данные мероприятия рекомендуется один раз в год, в первом квартале года;
– использовать для их подготовки информации с сайтов областной, территориальных, первичных профорганизаций, красочный альбом с исторической справкой об областной организации Профсоюза, материалы газет «Мой профсоюз» и «Вестник профсоюза», разработки занятий профсоюзных кружков, информационные бюллетени, посещение Музея истории профсоюзов Орловской области.
Наш социальный партнер – Департамент образования области поддержал эту инициативу и оказывает широкое содействие в реализации данного проекта.
Фото и видеоматериалы о профсоюзных уроках будут размещаться на площадках областной организации Профсоюза в социальных сетях ВКонтакте и Фейсбуке, на интернет страницах территориальных и первичных профсоюзных организаций.
Некоторые районные организации Профсоюза начали эту работу уже в декабре 2021 года. Желаем профсоюзному активу творческих подходов, интересного опыта, успехов в развитии данной инициативы. Пусть она станет хорошей, крепкой традицией.
7 октября 2008 года объявлено Международной конфедерацией профсоюзов Всемирным днем действий профсоюзов за достойный труд. В этот день во всех странах Европы, в США и других государствах пройдут акции в защиту достойного труда: демонстрации и пикеты, встреча с представителями властей и работодателями, профсоюзные собрания и сбор подписей. В Москве в рамках Дня единых действий будет профсоюзный урок «Что такое достойный труд, или за что борются профсоюзы». Профсоюзные уроки уже имеют свою историю в Москве. Они проводятся в старших классах школ, колледжах и других образовательных учреждениях четвертый год, их цель – формирование правового самосознания старшеклассников, воспитание демократических начал в жизни школьных коллективов, подготовка молодежи к трудовой жизни и формирование независимой, самоценной личности. Московские школы, отраслевой профсоюз, учителя стали инициаторами и организаторами этого дела при поддержке Правительства Москвы, Московской федерации профсоюзов, Департамента образования. О чем же учителю нужно будет поговорить с учениками на профсоюзном уроке?
Марина ИВАНОВА, кандидат экономических наук, заслуженный учитель РФ, первый заместитель председателя МГО профсоюза:
– Трудовые отношения включают в себя такие основные права работника, как занятость, безопасность, оплата труда, представленность интересов и мнения работника в социальном диалоге с работодателем.
Труд, равное право на труд – реальная возможность обеспечить развитие человека в любой стране, любом уголке мира, а также снизить разрыв между богатыми и бедными регионами мира и группами населения. В экономически развитых странах доля оплаты труда в валовом внутреннем продукте составляет 55-60%.
Достойный труд – достойная жизнь
В основе согласованных интересов государства, работодателя и работника лежат международные и/или государственные социальные стандарты, в том числе в сфере труда (на уровне Российской Федерации – Конституция РФ и Трудовой и Гражданский кодексы, другие законодательные и нормативные акты). В области международного права социально-трудовые стандарты устанавливаются конвенциями МОТ, межгосударственными документами в Европейском союзе, СНГ, другими межгосударственными соглашениями. Анализ всех этих актов показывает: понятие «достойный труд» неотделимо от таких параметров, как достойная (обеспечивающая безбедную жизнь) оплата труда, справедливые и безопасные условия труда, социальные гарантии, право на профессиональное обучение и профориентацию, право на социальное, медицинское и пенсионное страхование и обеспечение. Среди выделенных качественных характеристик достойного труда особое значение отводится надежности дохода работающего человека и представительство интересов трудящихся. Без надежного дохода люди лишаются свободы выбора и перестают быть социально ответственными, без коллективного и индивидуального представительства уязвимые слои остаются бесправными. Эти параметры приобретают особый смысл именно в XXI веке.
Генеральными установками при этом выступают:
принцип достойной оплаты труда (заявленная позиция МОТ), применение которого позволяет обеспечивать широкий круг потребностей работнику и его семье с позиции качественного воспроизводства рабочей силы и организации достойной жизни;
принцип комплексного подхода при определении цены труда с помощью договорных (рыночных) и государственных (нормативных и налогово-бюджетных) методов регулирования оплаты труда, позволяющих формировать мотивацию к высокоэффективному труду;
принцип социальной сплоченности как базовое условие повышения ответственности государства, работодателей и работников за реализацию прав человека в социально-трудовой сфере, обеспечение благосостояния всем членам общества.
В качестве индикаторов достойного труда МОТ рекомендует использовать:
долю занятых и уровень безработицы;
долю расходов заработной платы в общем объеме ВВП;
объем государственных расходов на социальное обеспечение и социальное страхование.
В концепции достойного труда, разработанной МОТ, реализуются положения, позволяющие обеспечивать социальные права работника:
процесс труда должен проходить в безопасной и здоровой производственной среде;
условия труда должны быть совместимы с благосостоянием и человеческим достоинством трудящихся;
труд должен открывать реальные возможности для саморазвития личности и служения обществу.
С экономических позиций важнейшими индикаторами достойного труда и социальной направленности государственной экономической политики могут служить:
высокие расходы общества на заработную плату – 40-60% ВВП;
развитая система социальной защиты, расходы на которую составляют не менее 20-25% ВВП;
высокая доля социальных расходов в госбюджете на здравоохранение (7-9% ВВП) и образование (4-6% ВВП);
развитые системы профессиональной подготовки, переподготовки и трудоустройства, низкий уровень безработицы.
Уровень и качество жизни определяются как доходами (зарплата, пособия) – достатком человека, так и доступностью для него социальных благ (образование, здравоохранение, социальные услуги), а также его социальным статусом в рамках стратификации общества. В России приняты и действуют понятия минимального размера оплаты труда, минимального прожиточного минимума, (минимальной) потребительской корзины. Эти понятия обеспечивают удовлетворение минимальных жизненных потребностей человека, но не качества его жизни.
Суммарный индекс качества жизни ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала) синтезирует образовательный уровень, продолжительность жизни населения, объем внутреннего валового продукта на душу населения, другие показатели. В 1990 году Россия занимала по этому показателю высокое 26-е место в мире среди 177 стран, по которым рассчитывается ИРЧП. С начала 90-х годов шло снижение рейтинга нашей страны (в 1997 году – 71-е место). Начиная с 2000 года падение показателя приостановилось, наметилась тенденция к повышению ИРЧП (2000 год – 62-е место). Однако в России продолжают оставаться такие проблемы, как:
низкий уровень заработной платы (на конец 2006 года она достигала только 85-90% от предреформенной величины 1990 года), пенсий;
недостаточный удельный вес расходов на заработную плату и социальное страхование (около 30% от объема ВВП);
демографические проблемы (снижение показателя средней продолжительности жизни населения по сравнению с дореформенным периодом, сокращение населения, в том числе в трудоспособном возрасте);
обострение проблем неравенства не только в отношении доходов, но и качества жизни населения (дифференциация доходов, опережающее развитие платных социальных услуг, низкий уровень прожиточного минимума);
по минимальному размеру оплаты труда (до 100 долларов США) Россия входит в группу стран третьего мира.
Занятость, профессиональные предпочтения и рынок труда в Москве: выпускники вузов и школ на рынке труда.
Москва – наиболее развитый, широкий и привлекательный рынок труда в современной России. Здесь производится около 20% ВВП, обеспечивается 21% оборота рыночной торговли, оказывается 25% общего для России объема платных услуг населению. В Москве расположено более 1200 крупных и средних промышленных предприятий, более 16000 предприятий малого бизнеса. На рынке труда Москвы наблюдаются, в частности, такие тенденции, как:
– дефицит рабочих и инженерных кадров;
– старение кадров в промышленном и обслуживающем секторах. Основные причины слабого притока молодых специалистов прежде всего: низкая оплата труда, отсутствие социальных льгот (жилищные проблемы), проблемы карьерного роста, повышения квалификации;
– диспропорция в спросе на специалистов в зависимости от образовательного уровня (излишек специалистов с высшим профессиональном образованием): московским промышленным предприятиям требуется ежегодно 15-17 тысяч специалистов с вузовским образованием, а московские вузы выпускают 48-49 тысяч молодых специалистов;
– трудоустройство молодых специалистов не по специальности и не сразу после окончания вуза.
Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ можно рассматривать как процесс их интеграции в квалификационную и профессиональную структуру рынка труда. Продолжение образования в вузе имеет явный приоритет среди школьников. Этому варианту профессионального развития отдают предпочтение 62% школьников и 64% школьниц, обучающихся в 9-11-х классах. К окончанию средней школы процент желающих получить высшее образование возрастает до 70%. Главный мотив продолжения обучения (в вузе, ссузе, техническом колледже) – желание получить интересную работу и возможность реализовать свои способности. Также важны и условия, обеспечивающие достойные условия труда и престижность будущей деятельности, то есть для выпускников московских школ образование составляет ценность как инструмент, позволяющий обеспечить себе достойное качество жизни, завоевать определенный социально-экономический статус. При этом следует отметить, что главной причиной трудоустройства сразу после окончания школы почти для половины выпускников становится необходимость заработка как средства существования, что позволяет отнести их к группам малообеспеченного населения или даже к нуждающимся.
Еще один интересный момент в определении старшеклассниками своего трудового пути – игнорирование тенденций развития рынка труда. Анализ ответов учащихся позволяет спрогнозировать, что в ближайшей перспективе городское хозяйство Москвы с большой долей вероятности будет испытывать потребность в медиках, строителях, педагогах, социальных работниках – доля старшеклассников, желающих получить специальность в этих областях, в структуре ответов мала.
Значительная часть школьников после окончания 9-11-х классов собирается искать работу. Это может создать серьезные проблемы для городских служб занятости, сегодня, несмотря на значительное увеличение количества вакансий, трудоустройство подростков по-прежнему затруднено: работодатели предъявляют высокие требования к квалификации, навыкам и умениям претендентов на рабочие места. Кроме того, есть законодательные ограничения по возрасту и полу. Сегодня в Москве безработная молодежь в возрасте 16-19 лет составляет около 19% от всех зарегистрированных безработных. При этом доля подростков до 18 лет в общей численности безработной молодежи составляет порядка 12%.
При этом молодежи, подросткам важно знать и уметь пользоваться своими трудовыми правами и социальными гарантиями как при трудоустройстве, так и после приема на работу (см. таблицу).
На большинстве предприятий и организаций Москвы, в число которых входит свыше 6000 крупных и средних предприятий и несколько тысяч малых, имеются серьезные кадровые проблемы. Проблемы касаются в первую очередь специалистов с профессиональным образованием, нехватка которых существенно сказывается на темпах социально-экономического, научно-технического и культурного развития города.
Потребности в специалистах с профессиональным и в первую очередь с высшим образованием будут только возрастать в связи с переходом к информационному обществу и развитием наукоемких производств, связанных с нанотехнологиями, информационными и телекоммуникационными системами, комплексами, обеспечивающими обороноспособность страны.
На основе анализа выявлены основные причины дефицита кадров:
– низкая заработная плата;
– несоответствие уровня профессиональной подготовки требованиям работодателей;
– недостаточные связи московских вузов с предприятиями промышленного комплекса Москвы;
– отсутствие социальных гарантий для молодых специалистов, в первую очередь жилья;
– несоответствие структуры подготовки специалистов с высшим образованием структуре потребностей в них.
Для полного и качественного обеспечения кадрами предприятий и организаций экономики Москвы необходимо выполнение следующих условий:
– определение прогнозного количества требуемых специалистов в профессионально-квалификационной структуре на период их подготовки учебными заведениями;
– определение учебных заведений, обеспечивающих гарантированную подготовку специалистов высокого уровня;
– осуществление контроля за качеством подготовки специалистов со стороны ведущих предприятий и организаций с предоставлением ими условий для прохождения практик и стажировок учащимся и студентам;
– формирование городской программы по подготовке специалистов, необходимых для социально-экономического, научно-технического и культурного развития города.
Должна быть разработана и утверждена стратегия определения перспективной потребности в кадрах с профессиональным образованием с учетом прогнозов развития предприятий и отраслей, использования в производстве нового оборудования, внедрения прогрессивных технологий, а также прогноза выбытия кадров и других факторов, сформулированы рекомендации по усилению государственного участия в регулировании процесса подготовки и трудоустройства молодых специалистов, определены основные функции и задачи главных участников процесса подготовки кадров и обеспечения ими предприятий и организаций столицы – государства в лице Правительства Москвы, вузов, предприятий и организаций, студентов и выпускников; обоснована разработка городской программы подготовки кадров с профессиональным образованием для удовлетворения потребностей в кадрах предприятий, организаций и учреждений Москвы вне зависимости от форм их собственности.
Примерный план урока
Тема урока: «Достойный труд в XXI веке».
Цель урока: дать представление о социально-экономической и этической природе понятия «достойный труд» и его связи с качеством жизни.
– определить качественные характеристики труда, достойного труда с применением норм международного и российского трудового права;
– рассмотреть тенденции молодежного рынка труда в Москве в непосредственной связи с интересами и профессиональными предпочтениями учащихся;
– выявить участие профсоюзов в представительстве интересов трудящихся и их требования в области обеспечения достойного труда;
– сформировать у учащихся понимание социально-экономической природы трудовых отношений, готовность выстраивать траекторию профессионального роста с учетом тенденций социально-экономического развития города Москвы.
1.1. Вступительное слово учителя. ( Предлагается в ходе подготовки к уроку использовать информационно-аналитические материалы и документы, представленные в первой части методических материалов и в приложениях.)
Сегодня мы обсуждаем тему «Что такое достойный труд в XXI веке, или За что борются профсоюзы».
Давайте вспомним, что мы уже знаем о профсоюзах.
Вопросы на активизацию ранее пройденного материала (для классов, где впервые проводится профсоюзный урок, введение или формулирование понятий и терминов).
Что такое профсоюз?
Сколько лет существуют профсоюзы?
Чьи и какие интересы они представляют?
Как вы считаете, являются ли профсоюзы обязательным и действенным элементом современного мира/гражданского общества?
За что борются профсоюзы?
Полезная подсказка для учителя
Профсоюзы начали создаваться в период промышленной революции, сначала в Европе (середина XIX века), затем в России (конец XIX – начало XX века) как объединение рабочих, представляющее их трудовые и социально-экономические интересы (оплата труда, режим рабочего времени и отдыха, долгосрочный и полный трудовой контракт, безопасные условия работы). Профсоюзы стали посредником между работодателем и работником в определении и отстаивании трудовых норм и стоимости рабочей силы.
В современных условиях профсоюзы – важный элемент производственных отношений, проводник развития трудового права с позиции интересов работников наемного труда, а также один из признанных элементов гражданского общества.
В России около 15 млн (более 30%) работающих объединены профсоюзами. В Москве около 2 млн человек – члены профсоюзов. Профсоюз работников образования и науки, в который входят преподаватели и студенты вузов, учителя, воспитатели детских дошкольных учреждений и другие работники образования, – самый мощный в России (около 5,5 млн человек) и Москве (около 500 тыс. человек).
Как и прежде, лишь с учетом новых социально-экономических реалий, профсоюзы борются за:
экономику, обеспечивающую достойную жизнь всем на базе достойного труда;
достойную заработную плату и эффективную занятость;
развитие системы социального страхования, социального и пенсионного обеспечения, социальных услуг;
безопасное рабочее место;
соблюдение трудовых прав работников, уважение их интересов;
развитие социального партнерства как действенного инструмента формирования условий эффективного труда.
2. Обсуждение темы урока
Активизация знаний, полученных на уроке, с использованием материалов, изученных самостоятельно при подготовке к уроку.
Из множества определений понятия «труд» предложим три. Труд:
1) это процесс целесообразной деятельности человека, совокупность всех физических и умственных способностей людей, которые они используют в производстве материальных и духовных ценностей;
2) средство поддержания жизни и удовлетворения основных потребностей человека;
3) любая интеллектуальная или физическая деятельность человека, направленная на получение благ или оказание услуг. Труд иначе называют человеческими ресурсами.
Вопрос учащимся: В чем согласно предложенным определениям видятся цель и предмет трудовой деятельности?
Труд – понятие многогранное, существующее с момента возникновения человека как вида и отличающее его от других живых существ. Труд существовал во все времена и при различных общественных формациях, меняя свое предназначение, цели и мотивацию для трудящегося человека.
Вопрос: Что такое труд для вас и ваших сверстников в современной России? Выберите для себя и прокомментируйте то определение, которое кажется вам наиболее подходящим:
Труд – это:
– средство для поддержания жизненных потребностей человека;
– средство для развития творческого потенциала человека;
– способ достижения жизненных благ, карьеры, социального статуса;
– участие в развитии общества;
– потребность и способ самореализации;
– право, предоставленное мне обществом (могу им воспользоваться, если есть необходимость);
– обязанность, возлагаемая на меня государством, семьей.
Вопрос: Как вы можете охарактеризовать со своих позиций труд?
Учитель подводит итог и комментирует высказывания учащихся, обращая внимание на ключевые слова в определении понятия «труд»: средство, способ, потребность, право, обязанность, человеческие ресурсы.
2.2. Что же такое достойный труд?
Попробуем взглянуть на эту проблему с разных позиций – с позиции общества/государства, с позиции работодателя и с позиции работника.
Определим критерии достойного труда:
для общества/государства: реализация конституционного права на труд, высокая производительность труда, количество и качество производимого продукта (ВВП и ВНП), нормативно-правовая база трудовых отношений, социальная ответственность государства (создание условий и развитие социальных гарантий, распределение бюджета, минимальный уровень оплаты труда, пенсионное и социальное обеспечение);
для работодателя: уровень развития производства и его рентабельность, качество продукции, безопасные условия труда, режим рабочего времени, социальная ответственность работодателя (уровень оплаты труда и социальных гарантий), повышение квалификации работников;
для работника: уровень оплаты труда и установленных социальных гарантий, качество (производительность) труда, безопасные условия и режим рабочего времени и отдыха, полная занятость и бессрочный контракт, рентабельность производства, участие в его развитии, отсутствие дискриминации по возрасту, полу, национальному или другому признаку, представленность интересов, производственная демократия, повышение квалификации.
Вопросы учителя: В чем мы наблюдаем пересечение интересов? Являются ли они тождественными для сторон?
В качестве примера можно сравнить, в чем проявляется интерес государства, работодателя и работника в установлении уровня оплаты труда.
Государство заинтересовано: 1) в определении минимального размера оплаты труда (с 01.01.09 – 4330 руб. в РФ, сейчас 2100 руб.); 2) в определении тарифно-квалификационных групп и систем оплаты труда для учета качества труда; 3) в установлении порядка индексации заработной платы в зависимости от инфляции; 4) в формировании законодательных рамок трудовых отношений.
Зона ответственности работодателя в области оплаты труда заключается: 1) в соблюдении законодательных норм; 2) в сохранении (увеличении) и перераспределении прибыли; 3) в установлении такого размера заработка, который обеспечит предприятию конкурентоспособность и предотвратит текучесть квалифицированных кадров.
Для работника уровень заработной платы – это уровень его прямого дохода, который влияет на качество жизни, и главный мотивационный фактор, удерживающий его на предприятии, стимулирующий повышать квалификацию и наращивать производительность труда. Интересы трудящихся состоят в том, чтобы дифференциация доходов между трудом и капиталом если не сокращалась, то хотя бы не увеличивалась в течение продолжительного времени.
2.3. Обсуждение понятия качества жизни и минимальных социальных стандартов, введенных в РФ: прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда (МРОТ), потребительская корзина.
1. Прожиточный минимум для трудоспособного гражданина в России составляет в настоящее время примерно 4900 руб. в месяц, в пересчете на день – около 130 руб. Какие продукты вы сможете купить на эти деньги (на один день) и смогут ли они обеспечить вам качественное питание?
2. 31 марта 2006 года был принят Федеральный закон №44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». По этому закону на трудоспособное население приходится 133,7 кг хлебных изделий в год, 107 кг картофеля, 97 кг овощей, 200 яиц, 13,8 кг различных видов масла, 16 кг рыбопродуктов, 37,2 кг мясопродуктов. Рассчитайте набор и количество продуктов, приходящихся на трудоспособного человека в день, и сравните его с вашим дневным продуктовым набором.
3. Прожиточный минимум и состав потребительской корзины можно рассматривать в качестве минимального социального стандарта, установленного в России. Могут ли эти стандарты обеспечить качество жизни человека? Какой должна быть, на ваш взгляд, достойная зарплата?
4. С 1 сентября 2008 года региональный минимальный размер оплаты труда составляет 7500 руб. (в России – 2100 руб.). Это означает, что ни один работающий человек в Москве (во всяком случае в бюджетных организациях, финансируемых городом) не может получать меньше. В случае если ставка заработной платы работника ниже установленного минимума, ему производится доплата до 7500 руб., но только если он работает на одну ставку. Тетя Маша работает уборщицей на 1,5 ставки в соседней школе. Ставка ее зарплаты составляет 5020 руб. в месяц. Сколько получает тетя Маша в месяц?(7530 руб.) А теперь поставьте себя на место:
а) тети Маши. Как ей поступить, если она будет знать московские законы?
б) руководителя школы. Что он должен сделать, чтобы тетя Маша получила наиболее выгодную и справедливую форму оплаты труда?
в) председателя профкома. Что он должен посоветовать тете Маше?
2.4. Московский рынок труда: его отличительные черты.
Обсуждение целесообразно провести с привлечением материалов о качественном состоянии трудовых ресурсов города, особо остановившись на положении молодежи.
В ходе беседы можно обсудить и личные планы учащихся, чем они обусловлены и как сочетаются с понятием социальной ответственности.
1. Что для вас определяющее в профессиональной ориентации – общественная целесообразность профессии, желание сделать карьеру, желание самореализоваться или стремление достигнуть определенного социального статуса?
2. Почему, несмотря на отсутствие спроса на рынке труда и сложность с трудоустройством, профессии экономиста и юриста популярны у выпускников школ, а востребованные городом, страной профессии учителя и медсестры не вызывают интереса?
Подведение итогов урока.
Обсуждение дополнительных вопросов.
Вопросы для обсуждения и проверки усвоения материала
1. Мы рассматривали труд как экономическую категорию. Что в этом смысле представляет собой достойный труд? В чем состоит полезность труда?
2. Кроме источника дохода, труд может выступать источником вдохновения, самореализации, удовлетворения. Лишенный этого человек, по мнению американского экономиста Дж. Гэлбрейта, чувствует себя выброшенным из общества, впадает в депрессию, уныние. Когда труд приносит удовлетворение? Как с этим связаны результаты труда?
3. Что такое качество жизни и как это понятие связано с достойным трудом?
4. Почему профсоюзы выступают за увеличение МРОТ, величины прожиточного минимума и индексацию зарплаты?
5. Женщины в среднем получают меньшую зарплату, чем мужчины. Чем это можно объяснить? Справедливо ли это?
6. Как соотносятся понятия «достойный труд» и «добросовестный труд»?
7. В чем заключается ответственность государства, бизнеса и работника в сфере трудовых отношений?
8. Общеизвестно, что еще в начале XXI века самой быстрорастущей и бесчеловечной формой принудительного труда – торговлей людьми – было затронуто до 4 млн человек (United States Department of State, 2002). Может ли труд по принуждению быть высокопроизводительным и достойным или же это свойства свободного труда?
9. Можно ли считать достойным труд:
– если он хорошо оплачивается, но небезопасен;
– если человек трудится в условиях свободы, но при этом рискует здоровьем;
– если условия трудового контракта хорошие, но при этом работа подрывает здоровье и благополучие человека?
10. Какими измерителями можно измерить качество достойного труда?
Необходимо законодательное установление такого порядка, при котором выпускники, подготовленные по городской программе, после окончания вуза выходили бы на работу на предприятия и в организации, подавшие на них заявки.
Окончание на стр. 15
В столичных школах успешно прошли традиционные профсоюзные уроки. В школе №1688 шестиклассники вместе с учителем истории и обществознания Сергеем Чукедовым говорили на тему «Российские профсоюзы. История и современность».
Ребята узнали, что такое профессиональный союз, как на протяжении истории проходило становление профсоюзного движения в России, о месте и роли профсоюза в современном российском социуме. В свою очередь ребята выступили с докладами «Что такое профсоюзы», «Роль профсоюзов в современном обществе», а потом разыграли ролевую игру «Сценка на фабрике». С помощью декораций и костюмов (в школе есть музей «Русский быт: прошлое и настоящее») была воссоздана атмосфера в цехе на московской ткацкой фабрике 130 лет назад, учащиеся показали слайды, рассказали о тяжелых условиях труда, о порядках и правилах, царивших на фабрике, о низкой заработной плате и отсутствии социальных гарантий работающих. Итоги урока подвели председатель профсоюзного комитета школы А. Мецгер и заместитель заведующего отделом социального развития МФП И. Минаева. В десятом классе школы №1248 с углубленным изучением французского языка профсоюзный урок «Труд – право или обязанность?» и «Трудовые права несовершеннолетних» провела молодой учитель истории Виктория Шишкина, в школе №811 – молодой учитель истории Елена Фролкина. Ребята и той и другой школы ознакомились с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка», комментировали статьи законодательных актов, касающихся труда несовершеннолетних, и отвечали на вопросы преподавателей. В 11-м классе школы №347 профсоюзный урок на тему «Достойный труд в XXI веке, или За что борются профсоюзы» успешно провела учитель обществознания Инда Шавырина. Узнав об истории зарождения профсоюза и развития профсоюзного движения, ученики разыграли мини-спектакль на тему формирования «Потребительской корзины». В десятом классе школы №433 на профсоюзном уроке «Труд – право или обязанность?» учитель английского языка Елена Медникова рассказала об истории развития профсоюзного движения в разных странах и в России, затем ребята разбились на команды и после показа видеосюжета о трудовых отношениях успешно справились с тестами по трудовым отношениям. О «Достойном труде в XXI веке» говорили и одиннадцатиклассники школы №838, с помощью учителя истории и председателя школьного профкома Марины Кочетковой они получили представление о социально-экономической и этической природе понятия «достойный труд» и его связи с качеством жизни. На профсоюзный урок в 10-м классе школы №1250 учитель Тамара Лунина пригласила представителей компании ООО «VITEK», которые рассказали ребятам о своей работе и о том, как правильно устраиваться на работу, заполнять резюме. Интересно прошел профсоюзный урок по теме «Достойный труд в XXI веке» с учителем Центра образования №1840 Татьяной Коломиец. Учитель поставила перед собой и учащимися 11-го класса достаточно сложные задачи: раскрыть сущность труда как ценности, как общественной потребности и собственной трудовой активности человека. Такой масштаб охвата проблемы: от философского представления постиндустриального общества до вполне личностных оснований и мотивов выбора и включения молодого человека в трудовые отношения, конечно, результат профессионализма учителя, которая сумела раскрыть ребятам насущную проблему, с которой столкнулись и профсоюзы, и государство. Ребята смогли сделать вывод, что представление о достойном труде, достойной заработной плате, качестве жизни в информационном обществе должны быть реализованы через саморазвитие человека и отстаивание своих прав в солидарных действиях профсоюзов, в процессе развития социального партнерства. На профсоюзном уроке в 10-м классе школы №1108 учитель истории и обществознания Татьяна Джурдже предложила своим ученикам решить задачи по правам несовершеннолетних на «законность-незаконность», а затем рассмотреть примерные образцы трудового договора, найти в нем несоответствия трудовому законодательству и полномочия профсоюзов по защите трудовых прав работников в случае возникновения спора. На профуроке в школе №1227 учитель истории и обществознания Светлана Суменкова устроила дискуссию с использованием ИКТ, что помогло ребятам получить первые знания и навыки в сфере трудового права, в школе №1623 учитель истории Ирина Гуськова на основе аналитических данных по востребованности различных профессий на рынке труда и уровню заработной платы в различных отраслях экономики помогла учащимся сделать вывод, что престижность профессии напрямую зависит от условий труда, в том числе его оплаты. В гимназии №1539 вместе с учителем истории Надеждой Матвеевой ребята подготовили вариант школьной газеты со статьями по обсуждаемой теме. В рамках конкурса на лучшую методическую разработку прошел профсоюзный урок в 9-м классе лицея №1451 с учителем истории и обществознания Светланой Пироговой. Ребятам рассказали о Московской федерации профсоюзов, а также продемонстрировали возможности интернет-проекта «Правовая информация и консультация трудящихся через Интернет». В школе №1080 на профсоюзном уроке учитель Елена Булычева в 11-м классе в рамках предмета «Обществознание» предложила своим ученикам поговорить о студенческих профсоюзах. Ученики подготовили материалы по МГУ имени М. В. Ломоносова, РУДН, МОПИ имени Н. К. Крупской, касающиеся общих вопросов и различий организации работы студенческих профсоюзов в этих вузах. Совместно с учителем они рассмотрели вопрос о мотивации профсоюзного членства. Большинство учеников подчеркивали, что, будучи членами профсоюза, можно быстрее адаптироваться в студенческом коллективе, активно включиться в общественную жизнь, иметь возможность не только получать поддержку, но и оказывать помощь другим людям.
Октябрь традиционно считается одним из самых активных месяцев для Профсоюза.
Традиционно в октябре и ноябре в образовательных организациях города Москвы проводятся профсоюзные уроки для старшеклассников и студентов. В них принимают участие председатели профсоюзных организаций, профактив и молодые педагоги члены профсоюза.
Открытые профсоюзные уроки стали ежегодно проводиться в рамках акции «Всемирный день действий за достойный труд».
Профсоюзные уроки проходят в виде бесед и лекций, деловых игр и семинаров. На профсоюзных уроках с позиций работодателя и работника обсуждаются критерии достойного труда, рассматривается роль профсоюзов в защите социально-трудовых прав молодежи. С каждым годом совершенствуется формат проведения уроков: они проводятся с использованием новейших технических средств и становятся более интерактивными.
Темы профсоюзных уроков:
1. История профсоюзного движения.
2. Роль Профсоюзов за соблюдением трудового законодательства работодателями учреждений и организаций, охраны труда и техники безопасности.
3. Профессионалы будущего: ключевые компетенции, необходимые для успешной трудовой деятельности.
4. Профсоюз- важный институт гражданского общества.
5. Труд: право или обязанность (трудовые права несовершеннолетних).
6. Профсоюз- большие возможности.
7. Трудоустройство, занятость, охрана здоровья- приоритеты молодёжной политики
8. Роль Профсоюзов в современном обществе.
9. Профсоюз- гарант стабильности
10. Другие темы
Ссылка на регистрацию проведения профсоюзного урока https://docs.google.com/spreadsheets/d/1urVZ70cI_2itzV06RzxlPJqL7duUKlVBZsMczIYmAUM/edit?usp=sharing
Регистрация до 22 сентября 2023 года
Контактный телефон 8 (495) 681-64-23
На площадке профсоюзного образовательного учреждения – Северо-Кавказского регионального учебного центра состоялся Единый краевой профсоюзный урок для первокурсников и студентов кубанских вузов и колледжей
Проведение Единого профсоюзного урока вначале сентября и знакомство первокурсников с деятельностью российских и краевых профсоюзов стало уже традицией и интерес молодежи к нему возрастает. В этом году в нем приняли участие свыше 23 учебных заведений края.
Урок прошел в форме деловой онлайн-встречи с заместителем председателя Союза «Краснодарское краевое объединение организаций профсоюзов» Валерием Острожным и был посвящен теме «Социальная значимость и роль профсоюзов в современных условиях». Учащиеся познакомились с историей профсоюзного движения, узнали о правах и функциях профсоюзов, их роли в представительстве интересов студенческой и рабочей молодежи, стратегии социального партнерства, о преимуществах, которые дает членство в профсоюзах.
Дистанционный формат урока позволил задавать вопросы, получать ответы и разъяснения об основных действующих гарантиях и льготах для молодежи, мерах социальной поддержки, оказываемой государством и региональными органами власти, о возможностях участия в молодежном профсоюзном движении, о работе студенческого профкома.
«Наша цель – добиться того, чтобы молодежь увидела в профсоюзах организацию, которая может отстоять их права, решить многие жизненно важные вопросы, касающиеся жилищных проблем, отдыха, оздоровления, оказания правовой и юридической помощи, трудоустройства. Профсоюзные уроки помогают сформировать не только позитивный имидж профсоюзов, но и заложить основы знаний основ законодательства в сфере трудовых отношений, а значит подготовиться к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Это ещё и возможность привлечь молодых людей к активной общественной работе, которая развивает лидерский потенциал, вырабатывает навыки управленческой деятельности, дает возможность реальных действий по решению актуальных молодежных проблем», – отметила председатель Краснодарского краевого профобъединения, депутат Государственной Думы РФ Светлана Бессараб.
Сегодня в рядах профсоюзов Кубани почти 189 тысяч человек молодежи, в том числе свыше 87 тысяч учащихся и студентов. Каждый третий член профсоюза – молодой человек.
Молодежь вступает в профсоюз и растет число молодых профсоюзных активистов. Молодые профлидеры возглавляет 1124 первичных профорганизаций,310 цеховых комитетов, 4006 профгрупп