единый петровский урок

Место работы: МБОУ СОШ ГО ЗАТО Сибирский

Всероссийский Петровский урок

«Дедушка русского флота»

познакомить обучающихся с личностью Петра I, с его вкладом в развитие военно-морского дела, образования и других областей деятельности человека.

– формирование интереса к деятельности и личности Петра I, его реформам, внешней и внутренней политике государства;

– расширение представлений о роли и значении личности в истории;

– формирование чувства уважения к прошлому своей Родины; чувства патриотизма;

– повышение естественнонаучной грамотности обучающихся;

– формирование активной гражданской позиции;

– развитие логического мышления, интеллекта и внимания учащихся.

Форма проведения урока:

Необходимое оборудование и материалы: проектор, компьютер, презентация;

Приложение 1. Цветной образец ботика Петра I.

– Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Громко прозвенел звонок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

История любимого государства – это люди, события, факты. Русская земля всегда была богата героями и своими святыми. Они как звезды загорались на небосводе нашего Отечества, показывая примеры беззаветного служения своему Отечеству. Тот, кто любит свою Родину, не может не вспомнить с благодарностью  благовением о благочестивых и святых людях родной Земли, напитываясь из описания их жизненных подвигов духовной мудростью, стремясь подражать им в нашей жизни. Такому человеку мы посвятим наше занятие.

Он смело сеял просвещенье,

Не призирал страны родной:

Он знал её предназначенье.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Пушкин А.С. «Стансы», 1826г.

– (Слайд 2) Год 1683. В палатах Московского Кремля принимают чужестранных послов. С верительными грамотами подходят они к широкому царскому трону.  На троне – два мальчика, Иван и Петр I, дети царя Алексея Михайловича.

Шестнадцатилетний Иван нездоров и слаб, он устал от долгого приема, от золотого царского платья. Зато десятилетний Петр Iполон интереса к происходящему – только трудно ему сидеть неподвижно и важно, как подобает государю.

Десятилетний Петр I- будущий царь Петр Великий!

Петр рос бойким, шустрым, любознательным.

Читал библию. Матушка Наталья Кирилловна говаривала: «Петенька, давай поучим молитву, научимся смирно вести себя, эти забавы военные только до греха доведут».

А Петр, бывало, держит кораблик и говорит: «Вот вырасту большим, буду плавать на кораблях.»

(Просмотр видеоролика «Дедушка русского флота»).

– (Слайд 4) Посмотрите на карту России: как богата наша страна реками, морями. И флот ей нужен был, чтобы торговать с другими странами. Именно поэтому задумал царь Петр построить свои корабли, свой флот. Отправился  он за границу учиться корабельному делу.

Петр Первый работал и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом. Он освоил много ремесленных профессий. Работать было очень трудно, потому что орудия труда были не такими как сейчас. Машин не было вообще, и работать приходилось вручную. Домой он вернулся с багажом знаний и вместе с иностранными мастерами разных профессий строить новое государство. Начать Петр I решил с флота.

Петр избрал Воронеж колыбелью российского флота. Город стоял на берегу р. Воронеж, недалеко от Дона. В окрестностях росли дубы и сосны, служившие материалом для строительства судов. Неподалеку залегла железная руда, из которой можно было выплавить пушки и другое оружие. Именно здесь создал первый русский флот, который потом стал самым сильным в Европе.

– Давайте и мы попробуем построить корабль, делая зарядку.

(по ходу чтения стихотворения обучающиеся изображают те действия, о которых говориться в стихотворении)

А сейчас все дружно встаем

И строительство начнём.

Пилами мы пилим,

Топором мы рубим,

На корабль мы поднялись

И довольны все остались.

– (Слайд 5) Царь Петр создал первый русский флот, который стал одним из сильнейших флотов, в его состав входили линейные корабли, фрегаты, галеры, шнявы.

– Отгадайте, что развевалось на мачте каждого построенного Петром корабля?

У него названий много: Триколор, трёхцветный стяг-

С ветром гонит прочь тревоги

– Посмотрите на флаг, который развивался на русских кораблях: какого он был цвета?

– Знаете ли вы, почему царь выбрал для флага красный, белый и синий цвет?

(белый цвет означает мир и чистоту, синий – цвет неба, моря, символ свободы, красный – цвет – силы, отваги. Трёхцветный флаг- символ свободы и независимости всех народов, населяющих Россию.)

Наш сине- бело- красный флаг был сначала военным флагом, и только потом стал государственным, и ввёл этот флаг царь Петр I.

– Давайте и мы с вами поработаем и построим любимый ботик Петра Великого, «дедушку русского флота». Но прежде, чем сделать ботик Петра I, давайте отгадаем, кто будет командовать этим судном?

– (Слайд 7) Загадки

Он на мостике стоит

И в бинокль морской глядит,

Не страшит девятый вал –

Крепко держит он штурвал.

Он на судне – царь и пан.

– Отгадайте, что обязательно должно быть у ботика?

Плаваю на корабле,

Иногда лежу на дне,

На цепи корабль держу,

Судно в море сторожу,

Чтобы ветер не угнал,

На волнах лишь покачал. (якорь)

Я от ветра надуваюсь

Но ничуть не обижаюсь,

Пусть меня он надувает,

Судну скорость прибавляет. (парус)

Чьи на море корабли?

Из какой они страны?

Чтобы это знать могли

Эти разные квадраты

Прицепляют на канаты

И на мачтах поднимают.

Семь ветров их раздувают. (флаги)

– (Слайд 8)  Перед вами, ребята, рисунок , на котором изображен ботик Петра. Я предлагаю вам дорисовать любимый ботик Петра и раскрасить так, как он выглядит на рисунке перед вами.  Приступаем к работе.

– Из какого материала был построен ботик? Каким цветом можно раскрасить корпус, мачту? (из дерева, коричневым)

–  Вы знаете, что в верхней части бота были нанесены 64 треугольника белого, синего и красного цвета. Раскрасим их так, как на картинке.

– Теперь можно раскрасить паруса. Как вы думаете, какой цвет лучше выбрать для них?

– Каждый корабль обязательно имеет флаг, нам нужно раскрасить флаги, которые будут развеваться на нашем ботике. Какие цвета вы выберете для флага и почему?

– На ботике царь плавал по Яузе, давайте и мы раскрасим волны.(Дети раскрашивают волны синим цветом)

-Теперь наш ботик готов отправиться в плавание.

– И завершим наш Петровский урок рассказом о великих деяниях Петра I.

(Выразительное чтение стихотворений наизусть, заранее подготовленными чтецами).

Великий Петр, – царь – реформатор,

Строитель, плотник, мореход.

С его на троне воцаренья

Россия славный путь ведет.

Создал он флот Отчизны нашей,

Открыл морские он пути,

И, прорубив окно в Европу

Немало сделал для страны.

И что нам шведы, Карл, Полтава –

Сумел стихию обуздать

И на Неве, им присмиренной,

Прекрасный Петербург создать!

Служил он преданно державе

Отдав все силы для того,

Чтоб, восхищаясь предков славе,

Мы вечно помнили его.

– Спасибо за урок!

Классный час «Пётр Великий – царь и человек»

Сформировать у учащихся образ Петра Ι, как царя – реформатора, разносторонне развитого человека.

1. Образовательная – познакомить с жизнью Петра Великого, способствовать формированию представления о времени правления Петра Ι, его реформах.

2. Развивающая – познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, развитие умений работать с источниками информации, умение ориентироваться в тексте, развитие речи, мышления, воображения.

3. Воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, умение общаться друг с другом, слушать и понимать речь других, доказывать свою точку зрения.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:  фронтальная, работа в группах.

Россия – священная наша держава,

Россия – могучая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

– Что чувствуете вы, когда звучит гимн Российской Федерации?

гордость за свою страну, вспоминаю историю нашей страны, мурашки по коже)

– Когда слышишь слова гимна России, сердце переполняет чувство гордости, чувство любви к своей стране, к своему народу. У меня даже мурашки по коже ,когда звучит гимн России. Чувствуешь себя частичкой этой великой и могучей державы, имя которой Россия.

– Сегодня мы продолжаем свой путь по страницам истории нашей страны. Прежде чем двигаться вперед, вспомним пройденное.

— Итак, разминка. Начнем ее с игры «Найди и угадай».

—Прочитайте имена исторических деятелей и события. Соотнесите их друг с другом. (У детей листочки)

Иван Грозный смутное время

Лжедмитрий(1,2) золотые времена

Алексей Романов восстановление гос.-ва после смуты

– Проверим (С.3)

– Расскажите, вкратце что вы о них знаете? Что они сделали для государства?

начнем с Ивана Грозного.

Иван Грозный расширил государственные границы: взял Астрахань, Казань)

Что можете об этом рассказать? (Само слово говорит за себя.) Что значит смутное время?

Теперь послушаем наших учеников.

После смерти Федора – сына Ивана Грозного закончился род Рюрековичей. Каждый хотел занять место царя.Лжедмитрий1, а потом и 2 представлялись родственниками Ивана Грозного. Очень тяжёлые были времена в России. Не было постоянного царя, голод. Жить было невыносимо, изменники впустили в Москву иноземцев и главой гос-ва провозгласили польского королевича.)

На защиту Родины поднялся весь народ, наконец-то отогнали поляков. Итак, стране нужен был постоянный царь.Решили избрать царя всей землёю. Им оказался Михаил Романов. Наступила династия Романовых, которая правила 300 лет. Михаил был двоюродным племянником Федора-сына Ивана Грозного. Тяжелое было время. В стране была разруха после смуты. Очень много сделал Михаил для государства. Голод отступил. Россия обогатилась.)

После смерти Михаила встает на престол его сын Алексей. Тихошный, как называли его в народе. Очень был хороший, добрый. Золотые времена (эпоха) называли тогда люди это время.)

-Сегодня продолжим говорить о династии Романовых, о каком царе будем говорить сегодня, попробуйте догадаться сами.

-Прочитайте строчки А. С. Пушкина.

На троне вечный был работник. (С.4.)

– О ком же будем говорить сегодня? (.О Петре -1, Великом)

– Правильно, молодцы! (С.5.)

– Как вы догадались? Какие слова вам помогли? (Ответы детей . Мореплаватель, вечный работник)

-Это был единственный царь, который всё делал сам. Никогда не сидел без дела. Ему было всё интересно.

-Итак, сформулируйте тему нашего урока.

-Совершенно верно. Петр Великий. Поставим задачи урока. Что бы вы хотели узнать о Петре Первом?

Предполагаемые ответы детей.)

Хотелось бы узнать о детстве Петра.

б)- Почему Петр Первый получил прозвание “Великий”?

в)- Каким правителем был Петр Первый?

г)- Что нового внёс Петр Первый в жизнь страны? В жизнь русского народа?

(на доске эти вопросы)

попытаемся ответить на

А) Детство Петра.

-Начнем с детства Петра. Перед вами листочки.

-Работать будете по группам. 2 группы. У каждой группы своё задание. Прочитайте сведения на листочках

(1 группа знакомится с предсказанием)

– Появление на свет Петра было связано с таинственным предсказанием.   предсказали царю Алексею, что у него родится сын Петр и что именно он из детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников. И вот в ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на темном небе яркозасияла большая звезда. В этот момент вторая жена Алексея Михайловича – Наталья Кирилловна, родила ему сына. Наутро люди говорили, что царский сын будет великим человеком, ибо Бог приветствует его появление на свет новой звездой. Маленького царевича назвали Петром. В честь святого Петра. (В этот день был праздник святого Петра.)

Удары колоколов кремлевских соборов нарушили утреннюю тишину столицы. Веселый перезвон продолжался весь день. Так по традиции отмечалось прибавление семейства в царском роду.

(2 группа знакомится с жизнью маленького Петра)

Жизнь маленького Петра.

По обычаю до 7 лет Петр воспитывался среди женщин. Одни его кормили, другие – одевали, третьи с ним гуляли. Мамки и няньки не могли уследить за Петрушей: только отвернуться, как малыша дома нет – убегал играть с дворовыми мальчишками. (Если бы он родился в наше время, то его назвали бы гиперактивным ребенком)

К 5 годам в детской маленького царевича не было других игрушек, кроме военных. Из дворовых мальчишек сделал он “потешное войско”, которое вскоре станет настоящим. На реке Яузе построил “потешный флот”. Скоро Петр станет строить настоящие корабли. У его хором была устроена площадка, на которой стояли потешный шатер и изба, окруженные рогатками. Здесь из потешных пушек царевич стрелял пареной репой. Очень увлекало Петра военное дело. Детские забавы со временем переросли в серьезное увлечение.

Когда царевичу исполнилось 7 лет, по русской традиции дальше его воспитанием занимались мужчины. В «потешном войске» солдат учили осаде и штурму крепостей. Иностранные офицеры обучали Петра и его солдат артиллерийской науке. Со временем потеха превратилась во всестороннюю воинскую подготовку с освоением оружия и приемов боя, «потешные полки» – в грозную силу и верную опору юного царя. С них и началась новая регулярная армия. Из-за смерти отца Петр в годы обучения не получил тех знаний, которые обычно имели царевичи. Его образование было скромным. (С.6,7)

-Итак, проверим. Начнем с 1 группы, о каком предсказании вы прочитали?

-2 группа что интересного и необычного вы узнали из жизни маленького Петра.

Б) Годы царствования Петра.

Пётр был 14 ребенком у царя Алексея.13 детей было от первого брака. Первая жена умирает, Алексей сильно переживает. Его не узнают приближенные. Но Алексей встречает 19 –летнюю Наталью-влюбляется в нее. Она вернула его к жизни. А от второго брака Пётр был первым. И всю жизнь он был Первым!!!!!

Когда умирает Алексей. Петру было 4 года. На тот момент от 14 детей у Алексея осталось только 4; 3 от первого брака и один –Петр от второго. остальные умерли. В то время много детей умирали от различных болезней. На место Алексея встал старший сын-Федор. Очень умный, образованный, об этом постарался его отец. У него были прекрасные энциклопедические знания. знал несколько языков. У него было всё кроме здоровья. Очень любил лошадей. Однажды он упал и по нему проехала повозка. Страшная трагедия. У него была цинга. Несмотря на болезнь он взял себя в руки и стал править страной. У него было очень много идей, реформ, которые он хотел воплотить в жизнь, но болезнь не все их дала осуществить. Он влюбляется – женится, его это вдохновляет, он воспрял. Но жена при родах умирает, ребенок тоже. И его здоровье подрывается и он умирает. На троне он был 6 лет.

(С.8) После смерти Фёдора остается 16 летний брат Иван, но он болен и физически и духовно, был умственно-отсталым и совершеннолетняя сестра Софья,10-летний Пётр. Кому править? Женщинам в то время править было нельзя. Петр подавал большие надежды, но был несовершеннолетним. И всё же его провозглашают царем. Это не понравилось Софье. Она добилась, чтобы и Ивана провозгласили царем. Так и порешили. Были провозглашены два царя, но правила всеми делами Софья до совершеннолетия Петра.

Итак, когда Петру исполнилось 17 лет. Он хочет править Россией, но Софья не хотела отдавать власть.

Подговорила она стрельцов – царево войско – и пока Петр был в Голландии и осваивал западные науки, устроили бунт.Рассвирепел Петр. Примчался в Россию и казнил заговорщиков.

А Софью заточил в монастырь, где она и провела остаток дней. Все поняли: в России появился новый царь, настоящий царь!

Итак, Пётр у власти. Много сделали его отец, дед, брат после смуты для страны. Но Пётр видел её по – другому.

(С.9) Россия в то время переживала трудный момент в своей истории: она очень сильно отстала в своём развитии от стран Европы. В России почти не было инженеров и учёных, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было.

С юных лет Пётр проявлял интерес к наукам и заграничному образу жизни. Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. Там он увидел то , какой он хочет видеть свою страну. По возвращении из Европы , в , Пётр развернул

российского государства и общественного уклада. Поднял Россию на дыбы!. Когда он поехал в Европу он неловко себя чувствовал среди иностранцев. Он чувствовал, что ему не хватает образования. Помним, что в детстве оно у него было скромное. Отец его умер, а Софье не очень-то хотелось его обучать.

(С.10). Молодой царь хорошо понимал, что для решения реформ России нужны были образованные люди. «Я в учении нуждаюсь и в учителях», – вырезал Пётр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.

Он приглашал учителей из Европы, отправлял наших в Европу учиться.

(с.11,12.)Во время путешествия в Европу молодой Пётр трудился плотником на верфях Голландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела. Царь – простой мастеровой – это было в диковинку, и толпы зевак сходились, чтобы посмотреть на него.

В) Реформы (преобразования)

-Итак, следующий вопрос. Что же нового внес в жизнь страны Пётр-1?Какие реформы(преобразования) были в стране благодаря Петру? Скажите, а может быть вам знакомы какие-то преобразования Петра?

отмечать новый год первого января, отсчет лет вести от Рождества Христова. Наряжать ёлку на новый год; Морской флот, мощная регулярная армия, стриг бороды, одежда как в Европе)

(С.14)-Их было много. Они каснулись всех сфер. До сих пор в России не было такого правителя, который так много сделал для своей страны. Всю свою жизнь царь неустанно заботился о своём Отечестве.

-Военная реформа-мощная армия и флот

-Экономические преобразования-расширение торговли

-Церковная реформа – подчинение церкви государству

-Реформа в области государственного управления (С.15) (Реформа центрального и местного управления)

-Реформы в области культуры и быта(С.17,18)

– Санкт – Петербург (С.19,20)

16 мая 1703 года Пётр заложил на берегах Невы крепость, которую назвал Санкт-Петербургом, что означает «Святого Петра крепость». Царь назвал город не в свою честь. Город носит имя ангела-хранителя царя – святого апостола Петра. Город строили тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а ещё пленные шведы. Места здесь были болотистые, сырые. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Царь Пётр работал вместе со всеми. Для него важно было только благо и польза народа.

Г) Почему назвали Великим?

-Одним из главных достижений Петра стало значительное расширение территорий России в после победы в Великой Северной войне (которая длилась 21 год).Победа в этой войне дала России выход к Балтийскому морю, открыла путь в Европу (Прорубил окно в Европу).В 1721 году Сенат за эту победу и выдающиеся заслуги присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена  – так называли большие и сильные государства.- (С.21.)

-Поработаем в группах.1 группа на листочках напишет какой человек был Пётр? 2- Какой царь? Какие преобразования сделал в России?

-Какие бы вы хотели взять качества от Петра?

– И хочется мне закончить наше занятие следующими словами:

Жизнь моя, любовь моя, я Россия,

Я твоей судьбой горжусь.

Славлю путь твой благородный,

Твой неповторимый путь.

Вечно будь, страна моя, свободной.

И счастливой вечно будь!

– Спасибо за совместную работу! На этом занятие закончено.

Петровский урок. «ЖизньПетра»

создать условия для появления у школьников представления о событиях, способствующих формированию личности царя Петра, для понимания причин и объяснения характера проводимых им реформ Знакомство с биографией Петра 1.Знакомство с историей возникновения в России многих растений.-Воспитывать нравственную культуру.-Обогащать опыт ребенка, насыщать этот опыт новыми знаниями и сведениями об окружающем;-Работать над созданием сплоченного коллектива единомышленников, творческого объединения детей;

Петровский урок в 3 кл.

1.Формирование навыков использования дополнительной литературы, отбора и систематизации материала. Расширить знания учащихся об образе Петра I.

2.Развитие учебной мотивации.

3.Воспитание любви к Родине.

Оборудование урока: проектор, презентация к уроку.  1. Вступительное слово воспитателя

Послушайте строчки А. С. Пушкина.

– Ком идет речь?

-Наш урок посвящается крупному политическому деятелю России – Петру Великому!

-Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

-Что бы Вы уже смогли сказать по этой теме, что Вы уже знаете?

2.Детство Петра. Начало царствования Петра

Жил да был на свете царь,Земли русской государь.Жил, поживал с женой любимой,В крещении – Екатериной.Был характером крутой,До работы заводной.Сам дрова колол, рубилИ лентяев не любил.Был в любом деле примером.Овладел кузнечным делом.В дальних странах видел флот,Сам построил первый БОТ.Времени не тратя даром,Он издал Указ боярам:«Я, Пётр Первый, царь Руси,Много стран исколесил.Чудеса там повидал,Много нового познал.

В 10 лет Петр стал царем вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Петр – слишком юным, поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол.

1.А знаете ли вы, как  елка связана с именем Петра Первого ?

До Петра 1 страна  жила по византийскому календарю. Новый год тогда начинался с 1 сентября и шёл в то время 7208 год. Пётр решил, что время в новом столетии россияне, как во всем мире, будут считать с 1 января и год будет 1700. Он повелел все дома украсить ветвями елок, стрелять из ружей в честь фейерверка на Красной площади. Эту традицию мы продолжаем и сейчас. И очень рады этому замечательному празднику, подаренному нам Петром Первым. Благодаря ему,  мы украшаем елку в своих домах и по сей день.(слайд)

2.А знаете ли вы, что Петр I изменил стиль одежды со старинной длиннополой на короткую,  европейскую.

Женщины сооружали на своей голове сложные прически, посыпали волосы пудрой, украшали искусственными локонами, цветами, кружевами. Мужчинам строго приписывалось брить бороды, носить парики.(слайд)

3.А знаете ли вы, что Петр Первый впервые ввел в России ассамблеи. На ассамблеи приглашались офицеры, чиновники, богатые купцы, ученые. Впервые в истории России на эти светские вечера приглашались девушки и женщины, которые раньше не  имели права находиться в обществе мужчин. На ассамблеях предлагалось легкое угощение, приглашенные играли в шашки и шахматы, слушали музыку, танцевали.(слайд)

4.При Петре I появилась традиция пить кофе, который подавался гостям. Стало традицией пить чай и кофе, ведя светские беседы.(слайд)

5.При Петре Первом появились настоящие школы. Согласно указам Петра, дворяне обязаны были учиться. Многих людей царь посылал учиться за границу, а по возвращении лично принимал экзамен. В России открылись Артиллерийская, Инженерная, Медицинская и Навигацкая школы. Основана Академия наук. (слайд)

6. Петр Первый повелел открыть первый музей – Кунсткамеру, где должно собираться всё: кости мамонта, чучела животных, древние грамоты, старинные книги и документы. Одним из первых экспонатов стало чучело крокодила, присланного Петром из-за границы.(слайд)

7.Петр побывал в Голландии, Англии, Саксонии, Австрии и Венеции, учился корабельному делу. Петр I был одним из лучших кораблестроителей Европы и лучшим в России. Он мог своими руками с начала и до конца построить корабль или яхту. Петр отлично владел 14 ремесленными специальностями: мог быть плотником, токарем и др. В России был создан военно-морской флот. Россия превратилась в великую морскую державу.(слайд)

8.С именем Петра связано основание города Санкт Петербурга. 1713 году Санкт-Петербург стал столицей Российского государства.(слайд)

Среди болот, дорог и вьюг,Как исполин из сказки,Явился миру Петербург,Волной любви обласкан!

Его скульптуры и дворцы,Фонтаны, скверы, парки,Его ограды и мосты,Кораблик на Фонтанке,Его кресты, его гранит –Веков узор так прочен! –Все восхищает и пленитВ сиянье белой ночи.

Он царя Петра творенье,Город славы, город-сад.Кораблей заморских флаги,Вдоль Невы дворцов парад.

9.В Санкт-Петербурге стоит  Медный всадник– самый известный памятник Петру I.

Петр Первый твердо восседает верхом на вздыбленном скакуне, который  олицетворяет собой своенравный и непокорный  народ, под копытами скакуна раздавлена огромная змея, ставшая символом победы Петра Первого над врагами .Фигура самого императора  показывает его силу, настойчивость, стремление двигаться вперед и вести за собой огромную  державу.(слайд)

Мы привыкли использовать в пищу многие растения и продукты и мало кто задумался о том, как они появились в нашей стране, благодаря кому мы имеем возможность их выращивать и употреблять в повседневной жизни.Сегодня мы расскажем о том, что Россия приобрела благодаря Петру Великому.Современникам Петра было сложно его понять : царь- плотник, царь – кузнец ,царь – солдат , стремившийся вникнуть во все мелочи совершаемого им дела . Образ “помазанника Божия “- царя-батюшки, царивший в сознании людей , постоянно вступал в конфликт с реальной фигурой нового царя.

И расцвели тюльпаны -В наш дом пришла весна!Их лепестки трепещут,Как крылья мотыльков.А вдруг они все вместеВзлетят до облаков?И полетят, как стаяДо дальнего до краяВот отчего так частоВ сад выбегаю я -Мне с ними расставатьсяНе хочется друзья!Название растений, видимо, происходит от персидского слова toliban (тюрбан), данное тюльпану за сходство его цветков с головным убором восточных народов. Позже тюльпаны попали в Турцию, где стали излюбленными цветами и где их не только выращивали, но и занимались улучшением.Луковицы тюльпанов появились в России только в 1702 году, Пётр I, посетив Голландию, был очарован растущими в дворцовых садах, цветами. И в результате учредил «садовую контору» специально для выписки заморских цветов. Петр стал уделять особое внимание украшению дворцовых садов цветами. Луковицы стоили дорого, поэтому вплоть до 19 века тюльпаны выращивались только в садах состоятельных людей.

Жарким пламенем горит ,Оранжевый , как солнце ,Сильным запахом манитСок под толстой кожицей .Снимем цедру осторожно -Здесь понадобится ножик .Дольки нежные добудем ,Наслаждаться вкусом будем .- Это что за господин ?- Яркий спелый апельсин !Апельсины довольно поздно появились в Европе, примерно в начале XV в. На своей родине, в Китае, их разводили задолго до начала нашей эры. Васко да Гама, возвратившись со своими спутниками в Европу, восторженно рассказывал о том, как в одной из гаваней восточного побережья Африки их угощали чудо-плодами — апельсинами. По другой версии, европейцы познакомились с апельсиновым деревом и его плодами благодаря крестоносцам, которые вывезли их из Палестины одновременно с лимонами. Кстати, само слово «апельсин» заимствовано у немцев и в переводе означает китайское яблоко («апфель» — яблоко, «сине» —Китай).В начале XVIII в. слава об апельсинах дошла и до России. В 1714 г. князь А. Д. Меньшиков построил дворец с большими оранжереями, в которых стали выращивать эти плоды, и дал ему название в честь апельсина — Ораниенбаум (от немецкого — апельсиновое дерево). А спустя некоторое время Екатерина II приказала именовать этот дворец вместе со слободой городом Ораниенбаум и посвятила ему герб: оранжевое апельсиновое дерево на серебряном фоне. В народе говорят:Знает толк, как свинья в апельсинах (о том, кто совершенно не разбирается, ничего не смыслит в чем-нибудь).Апельсины не сравнивают с яблоками.Нужно апельсины сравнивать с апельсинами, а яблоки с яблоками.Полно тебе гнилым носом апельсины нюхать.Скушаешь и яблочко, коль апельсина нет.Не надо смешивать яблоки с апельсинами.

Он у нас такой один,Милый вкусный мандарин!На апельсин порой похож,В расцветке также с ним он схож.У нас в России не растет,Лишь из-за границы кто-то привезет.На Новый год всегда мы покупаем,И вкус его мы обожаем.Родина мандарина – Юго-Восточная Азия. Так, в одной из китайских рукописей, датируемой 1178 годом, описывается 27 лучших сортов апельсинов и мандаринов. Кстати, это растение назвали так именно в Китае, потому что плоды его были доступны лишь самым богатым и родовитым жителям страны – мандаринам. Мандарин (португ. mandarim, от санскр. мантрин – советник), данное португальцами название чиновников (кит.- гуань) феодального Китая, перешедшее из португальского в русский и западно-европейские языки.Традиция китайцев дарить хозяевам два мандарина, приходя в гости во время празднования Нового Года, а уходя из гостей получать от хозяев два других мандарина, зародилась примерно в 1000 году до нашей эры. Такая традиция возникла по простой причине, на китайском языке произносимое «пара мандарин» созвучно со словом «золото». Традиция дарить при встрече мандарины нашла свой отклик и в современном мире, поскольку помимо всего прочего китайцы верят в магию чисел способную привлечь счастье как к дарящему, так и к одаряемому человеку.Что касается России, великая империя узнала о мандаринах благодаря Петру Великому, который был восхищен привычкой европейцев встречать новый год с шумными фейерверками и подарками.

Ах, чашка кофе поутру!Ну, разве кто-нибудь не знает,Как люба сонному нутруОна, горячая, бывает?Не всем пришелся по вкусу ароматный черный напиток, придающий силы, лишающий сна, возбуждающий эмоции и чувства. Наверное, так происходит со всеми великими открытиями в мире.Так произошло и с кофе, хоть и недолго, но в истории кофе была черная полоса неприятия и ненависти. В благословенной Мекке правил Хайр-бек, он был наместником султана и правоверным из правоверных почитателем Корана. А так как священная книга запрещала мусульманским верующим любые напитки, вызывающие возбуждение, то и кофе попало в черный список наравне с алкоголем. Хайр-бек решил подойти к вопросу радикально, как истинный владыка. Издал строжайший закон, запрещающий пить кофе, все запасы кофейных зерен были преданы огню и сожжены, кофейни закрыты, а тех, кто пил кофе, преследовали, как преступников.А вот уже экстравагантный император Российский Петр I, в приказном порядке заставлял на своих знаменитых ассамблеях придворных пить кофе. Входящим в небезызвестную Кунсткамеру, при входе предлагалась чашечка кофе. Петр, пребывая в Голландии, так привык пить кофе, что решил всю свою дворцовую челядь заставить разделять пристрастия своего императора. Вот и правильно, если бы не он, то не скоро Россия получила в свое меню этот прекрасный напиток.

-Какие реформы ввел Петр Первый?

Какие овощи стали сажать и употреблять в пищу при Петре Первом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector