единый культурный урок

Единый урок культуры

щий 1: Добрый день, дорогие наши читатели и уважаемые гости! Сердечно приветствуем всех собравшихся в этом зале, тех, кого объединяет любовь к книге и чтению. С 1 по 31 октября по всей стране проходитеждународный месячник школьных библиотек. Это праздник читающих, думающих, творческих людей, которым мы хотим открыть словами поэта – песенника Юрия Энтина:

Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают, что значит поэт, Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет. Что будто никто никогда в этом мире, И слыхом не слыхивал о Мойдодыре, Что нету Незнайки, вруна-недотёпы, Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы. Наверно нельзя и представить такого? Так здравствуй же, умное, доброе слово! Пусть книги, друзьями заходят в дома! Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

Исәнмесез кадерле кунаклар, хөрмәтле укытучылар, укучылар! Хәерле көн! Бүген без сезне әдәбият кичәсенә кунакка чакырабыз.

Ашыкмыймын укып чыгарга

Юлыкканда яхшы китапка.

Туктатам да иң шәп җирендә,

Куеп торам аны бер якка.

Уйлап йөрим, сөенеп йөрим мин,

Очрашулар әле алда, дип.

Теләгәндә күрешә аламын –

Якын дустым минем янда, дип.

Укуымны дәвам итәмен,

Беткәч кенә түзәр әмәлем.

Тормыш бит ул саран шатлыкка,

Дәвамлырак булсын бәйрәмем.

Концертный номер: Песня Шайдуллина Алина 3А

Ведущий 1: посвящаем писательским юбилеям. Сегодня наша встреча посвящена, удивительной женщине, известной детской писательнице, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок, – женщине – посвятившей, всю свою жизнь детям, их воспитанию и проблемам – Агнии Львовне Барто и детскому писателю и прозаику Джаудату Дарзаману

Бүген кичәбезне юбиляр язучыларыбыз: шушы көннәрдә туган көнен билгеләп үтүчебалалар язучысы, шагыйрь һәм прозаик Җәүдәт Дәрзаманга һәм рус балалар язучысы Агния Бартоның тууына 110 елын билгеләп үтүгә багышларбыз.

Ведущий 1: Прошло уже много лет, а стихи Агнии Барто знают и помнят все: дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки. И это не удивительно. Ведь маленьким детям читают эти стихи родители. Вырастают дети, сами становятся мамами и папами и читают эти стихи своим детям.

Вступление учеников. Стихи А. Барто

Концертный номер Танец 1Б

мәктәп елларыннан ук шигырьлриҗат итә. Хәтта мәктәптә укыган чакта язылган “Һинд кызы” исемле шигыре дәреслектә урын алган. Бу инде язучының мәктәп елларында ук каләме чарланган, иҗаты шактый ук зур югарылыкка ирешкән булуы хакында сөйли.

Вступление учеников. Стихи Ж. Дарзамана

Концертный номе«Кояшлы ил», 3А

Ведущий:А сейчасвнимание на экран.Мы посмотрим видеоролик посвященный республиканскому проекту «Культурный дневник»

Видеоролик «Самый культурный сюжет»

Выступление заместителя директора о «Культурном дневнике школьника»

Торжественное вручение «Культурного дневника»

Концертный номер танец 2А, девочки

ь: Здравствуйте, дорогие наши  книголюбы, книгочеи и уважаемые  зрители! Я рада приветствовать вас в этом зале!  Сегодня накануне  международного дня школьных библиотек мы хотим пригласить на сцену лучших читателей нашей школы.

«Читатель,  книга» – Вот  прекрасные  слова. Их  просто  слышать, и  приятно  говорить, Их  не  обтреплет  в  суете  молва, И  их  не  спутать  и  не  позабыть!

Я тщательно проанализировала читательские формуляры – результаты читательской деятельности, и выявила самых активных  читателей.

Шариязданова Алсу (4кл.), Муллахметов Фаннур (4кл.), Зинкина Анна (4кл.), Зиннатуллина Диляра (3кл.), Мубаракова Азалия (3кл.), Игонина Агдалия (3), Минимуллина Эльвина(3). Эти ученики были самыми активными в 2014-2015 учебным году. Также хочу пригласить на сцену читателей, которые уже в этом учебном году прочитали больше 10 книг. Это Шайдуллина Алина, Закирова Эльвина, Мавлиева Вероника, Сибгаева Рамиля.

Ведущий 1: Наш праздник подошел к концу. Кто не выиграл в этом году, не расстраивайтесь! Приходите в школьную библиотеку, читайте, участвуйте в конкурсах, и в следующем году вы обязательно станете самыми-самыми! До новых встреч!

Ведущий 2: Подошел к концу наш праздник небольшой,

Увлекательного чтения вам желаем всей душой.

Вам, девчонки, вам, мальчишки,

С книгой ладить и дружить!

Пусть любовь к хорошей книжке

С вами вместе будет жить!

И туган тел

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 101 города Донецка»

“Русская культура – зеркало души русского человека”

Тема: “Русская культура – зеркало души русского человека”

Цель урока: развитие и воспитание компетентного гражданина Донецкой Народной Республики, укоренённого в духовных и культурных традициях народа Донецкой Народной Республики; знакомство обучающихся с символами русской культуры, центрами народного творчества. Привлечение внимания учащихся к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире.

– продолжить знакомство обучающихся с традиционной культурой русского народа;

– рассмотреть материал, связанный с историческими событиями, жизнью и бытом русского народа, старинными обрядами, обычаями, праздниками;

– формировать духовно-нравственные качества (доброта, милосердие, сострадание и т. д.);

– познакомить с народными промыслами;

– развивать интерес к учебным предметам, творческие способности обучающихся;

– развивать познавательные способности у школьников через активную деятельность при проведении квеста.

Тип урока: живая газета

  • Оргмомент. Приветствие. Позитивный настрой на урок
  • Первая страница «Живой микрофон»

Учитель: это понятие имеет около 500 определений. Ознакомьтесь с некоторыми из них и подумайте, что это может означать.

– Что же такое культура, на ваш взгляд?

III. Просмотр и обсуждение тематического хроникально-документального фильма «История русской культуры»

Прошу вас предложить понятия , относящиеся , по вашему мнению, к духовным видам культуры и к материальным и объяснить вашу точку зрения.

Духовные: любовь, психическое здоровье, семья, стабильное положение в обществе, дружба. Эти цели служит своеобразными маяками, к которым стремится большинство граждан любой страны. Они являются внутренними показателями мыслей личности.

Материальные: сюда можно отнести всё, что можно приобрести за деньги. Вот тут тоже есть самые главные цели — дома, машины, виллы, мебель, меха, украшения, гаджеты, замки, дворцы, вертолёты и прочее.  Как некоторые любят говорить: атрибуты «красивой жизни».

Важно понимать, что чётких границ между материальной и духовной культурой не существует. К примеру, дом точно является объектом материальной культуры. А что насчёт стихотворений Пушкина? Можно предположить, что это духовная ценность. И покупая томик стихов, мы платим лишь за бумагу и работу типографии, а духовную составляющую получаем бесплатно. То же относится к картинам великих художников и прочим предметам искусства, духовная ценность которых попросту неотделима от их материального воплощения.

Культура – важнейший признак любого общества.

? – Какие символы вы знаете? (официальные и неофициальные)

? – Какие официальные символы в каждом государстве? (герб, гимн, флаг, Президент, денежная единица, Конституция)

? – Какие неофициальные символы вы знаете? (то, по чем узнают человека этой национальности: язык и пословицы, манеры одеваться, старинные вещи, сказки, обычаи и традиции, фольклор и ремесла, украшение бытовых предметов, узоры вышивки). Издревле Россию олицетворяет белая береза, нежная ромашка, медведь и рябина. Такие символы используют в обрядах и упоминают в песнях и легендах.

V. Страница «Русские народные промыслы» (просмотр презентации)

Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево, однако есть и новые народные промыслы. Чаще всего они начинались с крестьянского бытового искусства. Художественная роспись в России Деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали на Руси испокон веков. Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друга.

VI. КВЕСТ — ИГРА «Особенности русского быта»

Учитель: поговорим о жизни русского народа, вспомним обычаи, обряды, историю и культуру нашей страны. Помогут нам в этом сказки, пословицы, поговорки, загадки, с которыми вы знакомились в книгах, видели в кино и мультфильмах.

Участникам нужно ответить на вопросы о быте, истории и культуре русского народа. Из сказок, пословиц, песен вы узнали об особенностях русского быта. Итак, приготовились. Вопросы:

1.  Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)

2.  Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины.)

3.  Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)

4.  Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)

5.  Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.)

6.  Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)

7.  Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки.)

8.  Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)

9.  Какое национальное дерево России? (Берёза.)

10.  Назовите первую столицу русского государства? (Киев.)

11.  Назовите имя первого русского книгопечатника? (Иван Фёдоров.)

12. Известны ли вам центры народных промыслов, существующих и поныне?

13. На него девушки, женщины в старину вешали ведра когда ходили по воду.(коромысло)

14. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб.)

15. Назовите авторов славянской азбуки.( Кирилл и Мефодий)

Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка.)

Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке.)

а) крашение яиц;

б) посиделки с блинами;

в) прыганье через костры.

19. Вербная неделя является..

а) первым праздником весны;

б) проводами зимы;

в) встречей лета.

20. В чём на Руси женщины хранили свои украшения?

б) в скрыне;

в) в сундучке.

21. Когда на Руси празднуются Святки?

22. Имеет власть только над лесами, живёт в лесных чащах. Любит кричать в лесу и пугать народ. Путает следы и мешает вернуться домой. Как на Руси его называют?

23. Назовите сказку, в которой нелицензированный напиток приводит к перерождению личности? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

24. В какой сказке говорится о круговой поруке: ты-мне, а я-тебе? («Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко»)

25. В какой сказке женитьба по расчёту превратилась в женитьбу по любви? («Царевна-лягушка».)

26.Назовите сказку, в которой описывается несанкционированный захват личной собственности? («Заюшкина избушка»)

27. В какой сказке семья фермера успешно закончила уборку урожая? («Репка»)

28. В какой сказке преступник похитил детей с целью получения пропитания? («Волк и семеро козлят»)

VII. Коллективная творческая работа

(коллаж «Символы русской культуры)

(работа в парах)

Учащимся предлагается за 2-3 минуты выполнить зарисовки символов русской культуры. Из готовых работ создать коллаж.

VIII. Страница «Живой микрофон»

Ответ на вопрос: «Что я могу сделать для развития русской культуры в Республике?».

Учитель. Каждый человек обязан знать свою историю, язык и культуру, а также изучать чужие, чтобы понять, что все мы, хоть и различны, но в людях всех национальностей есть главное – понимание красоты, добра, любви к другим людям в своем  труде. Каждый из вас должен стать полезным окружающим благодаря развитию своих способностей. Творите добро, делайте красивые поступки и красивые вещи, обретете мир в душе и уважение людей.

Спасибо за внимание.

Цель урока: познакомить учащихся с источниками, создающими нравственные установки, вкладом отдельных личностей в культуру, формировать у учащихся умение извлекать существенную информацию из источников, систематизировать её, обобщать, представлять в графическом виде; развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сопоставление, классификация), творческое воображение; воспитывать желание внести вклад в развитие культуры своей Родины.
Задачи урока: через работу с материалами учебника рассмотреть вопросы о жизни человека вне культуры, о процессе усваивания человеком культуры и внесением своего вклада в культуру; выявить, что законы нравственности – это часть культуры общества; уяснить источники формирования нравственных законов общества, пробуждать желание учащихся защищать природу, помочь осознать личную сопричастность в деле охраны природы.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МЕЛЕУЗОВСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №3

Разработка урока по ОДНКНР в 5 классе

Понятие культура. Виды культуры

Составила: учитель высшей квалификационной категории

Вагапова Регина Ильдаровна

5 класс. Тема «Понятие о культуре. Материальная и духовная культура»

Цель урока:__познакомить учащихся с источниками, создающими нравственные установки, вкладом отдельных личностей в культуру, формировать у учащихся умение извлекать существенную информацию из источников, систематизировать её, обобщать, представлять в графическом виде; развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сопоставление, классификация), творческое воображение; воспитывать желание внести вклад в развитие культуры своей Родины.

Задачи урока: через работу с материалами учебника рассмотреть вопросы о жизни человека вне культуры, о процессе усваивания человеком культуры и внесением своего вклада в культуру; выявить, что законы нравственности – это часть культуры общества;  уяснить источники формирования нравственных законов общества, пробуждать желание учащихся защищать природу, помочь осознать личную сопричастность в деле охраны природы.

1. Что значит «духовный мир»?

Предлагает прочитать поговорку: «Не хлебом единым жив человек»

–Как вы понимаете эти слова?

– Слово «хлеб» здесь употребляется в переносном смысле, под ним

подразумевается материальные блага. Духовно богатый человек добр и

красив, знает и любит искусство, природу, культуру своего народа, уважает  язык и обычаи других народов.

Задание на карточках в парах

Зелёным цветом обозначьте то, что вы считаете духовными ценностями, а красным – материальные.

– Все мы знаем, что означает материально богатый человек, а что означает – духовно богатый человек?

Духовность человека в немалой степени зависит от его образованности, нравственных качеств. Она проявляется в высоких чувствах доброты, любви, веры, справедливости, в чувстве собственного достоинства и в уважении к достоинству других. Духовное богатство человека не даётся ему при рождении. Каждый из нас способен сам творить и создавать свой духовный мир.

2. Твоя образованность

Огромную роль в жизни человека и общества играет образование. Кроме передачи накопленного опыта, знаний, образование способствует развитию личности. С его помощью человек приобщается к культуре.

– Кого мы можем назвать образованным человеком?

На данном этапе жизни основное образование вы получаете в школе. Выберете школьные предметы (не менее 3-х), которые вам наиболее всего нравятся, и объясните, каким образом они обогащают ваш духовный мир?

3. Книга и чтение – важная часть культуры человека

Создание письменности значительно ускорило развитие человеческой культуры. Появление печатных книг, открытие библиотек способствовало тому, что число грамотных людей увеличивалось, а это, в свою очередь, определяло развитие науки, техники, искусства. Книга давала возможность использовать опыт прошлого, познавать законы природы и общества.

Предлагает ученикам проанализировать поговорки, которые лежат у них на парте

Соедини две части и объясни смысл пословиц и поговорок.

Хлеб питает тело, а книга питает разум.

Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.

Предлагает подумать над проблемой:

В последнее время число читателей библиотек снизилось. Школьники больше увлекаются «сидением» в Интернете и компьютерными играми. Выскажи своё мнение: может ли Интернет заменить книги и чтение?

Большую роль в получении знаний играет твой личный интерес. Без него процесс обучения становится принудительным трудом.

Интерес всегда пробуждает активность. Когда человеку интересно, учёба и работа становятся для него источником радости. Он творит, создаёт, узнаёт что-то новое.

Интересы человека могут быть очень разнообразны. Иногда они становятся «второй профессией» человека, в которой он достигает больших высот. У каждого из нас есть увлечения. Интересы и увлечения — это неотъемлемая часть нашего духовного мира.

– Представь, что у тебя есть два часа свободного времени. Как ты им распорядишься? Сколько времени потратишь:

На просмотр телевизора ________

Игру на компьютере________

Разговор по телефону _________

Прогулку и игры с друзьями _________

Проанализируй полученный результат: сколько времени ты отдаешь чтению книг? Не тратишь ли его на пустое времяпрепровождение? Правильно ли организуешь свой досуг? Что нужно тебе изменить в организации своего свободного времени, чтобы стать более образованным человеком?

Твоя культура поведения

Культура поведения тесно связана с нравственностью, с общим развитием человека, его интересами, увлечениями, знаниями — со всем, что составляет внутренний мир человека. Многие правила поведения характеризуют отношение человека к другим людям и самому себе. Это правила учтивости, вежливости, внимательности, точности — то, что принято называть этикетом.

Современный этикет определяет поведение людей в быту, в общественных местах, на улице, в гостях и на различного рода важных мероприятиях (вечерах, приёмах).

Работа с наглядностью. Проанализируй иллюстрации на слайде и назови правила этикета, которые на них нарушают.

6. Дается понятие о культуре

-Культура – это все то, что создано человеком.

Далее учитель перечисляет слова, относящиеся или не относящиеся к понятию культура. А дети должны записать только те, которые относятся к культуре (Машины, дома, озеро, посуда, песни, небо, книги, игры, дерево, солнце) .

– Вспомните, ребята, каждый день мы с вами встречаемся с мусором. Где мы его можем увидеть? (у подъезда, в коридоре школы, вдоль дороги, в лесу, везде)

– А мусорка, свалка отходов будут являться культурой? (да – нет)

Возникает спор, которым руководит учитель, он просит детей доказать свою точку зрения.

– Культура – это все то, что создано, сделано человеком. А кто как не человек сделал свалку или мусорку? Конечно человек, все люди. Поэтому свалка – это и есть культура.

Далее рассматривается материальная и духовная культура, где также включается свалка. Детям предстоит самостоятельно разделить то, что относится к материальной и духовной культуре.

Материальная Духовная

Театр Медицина Легенды

Учитель снова ставит проблему

– Скажите, а к какой культуре относится свалка? (материальная)

– Может быть это все-таки не культура? А это мы уточним прочитав пункт «Многозначность термина культура» в экране

Дети читают о культуре труда, о культуре поведения, о культурном человеке и приходят к выводу о том, что бескультурный человек, не обладающий культурой труда и культурой поведения, создает такую культуру как свалки, помойки и мусорки.

– Ребята, а культурный человек может создавать свалки? (нет)

Что это говорит о его культуре труда? Культуре поведения?

В заключении урока дается домашнее задание: необходимо написать в тетради то, что нужно делать, чтобы не создавались свалки, мусорки, помойки.

Также вас может заинтересовать

единый культурный урок

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Все,
приезжающие в Москву, стараются в первую очередь увидеть Кремль и
сфотографироваться на Красной площади. Это место хранит память о многих
событиях русской истории. Знаете ли вы, что на территории Кремля находится
старейшее из сохранившихся зданий Москвы – Успенский собор. А до конца 15 века
никакой площади возле Кремля не было. К нему вплотную примыкал посад. После
пожара, уничтожившего посад, было принято решение не застраивать эту
территорию. Так появилась Красная площадь.

В
ходе урока вы узнаете об особенностях русской культуры, развитии общественной
мысли, литературе, зодчестве и живописи 15-ого – начала 16 века.

В
15 веке изменилось мироощущение русских людей. Всё чаще жители Российского
государства общались с иностранцами, знакомились с их культурой. Люди получили
возможность сравнивать свой уклад жизни с другими.

После
превращения Москвы в политический центр изменился образ князей. Они стали
настоящими лидерами государства, которые боролись с Ордой.

В
связи с падением Византийской империи и попытками проникновения католицизма в
русские земли началось укрепление православной веры. Многие государственные деятели
видели Русь последним оплотом православия.

В
процессе формирования единого государства сгладились различия в культуре
отдельных земель. Будущая единая русская культура впитала все лучшие достижения
как народов России, так и соседних стран.

Основной
темой произведений стало укрепление мощи Русского государства. Большой интерес
деятели культуры проявляли к человеку и его внутреннему миру.

После
освобождения от владычества Орды расширились контакты с европейскими
государствами. Например, частыми гостями в России были итальянские зодчие,
которые оставили глубокий след в культуре нашего государства.

Укрепление
великокняжеской власти нашло своё обоснование в «Сказании о князьях
Владимирских». В его основу легли две легенды. Согласно одной, московские государи
происходят от римского императора Августа. По другой легенде император Византии
Константин Мономах передал Владимиру Всеволодовичу царские регалии – предметы,
которые символизируют монархическую власть. Из этого следовало, что Владимир
Мономах и его преемники имели полное право на царский титул. Этим была
обоснована самодержавная власть.

единый культурный урок

Была
разработана теория «Москва – Третий Рим». Её автором стал псковский монах Филофей.
Он доказывал, что после падения первого Рима, затем второго, которым был
Константинополь, Москве суждено стать новой столицей мира, центром истинного
христианства. В этой теории высказывалось враждебное отношение к иностранному
влиянию и проповедовалась национальная исключительность русских людей.

В
15 веке возрождалось летописание. В Москве была составлена Троицкая летопись,
которая подчёркивала идею единства Руси.

Московские
летописцы обрабатывали материалы всех местных летописей. В 1418 году они начали
составлять летопись, которая должна была обосновать необходимость союза князей
и городского населения.

Все
московские летописи начинались с «Повести временных лет». Этим
демонстрировалось, что Москва – преемница Киева и Владимира.

Широкий
отклик среди культурных деятелей нашла Куликовская битва. В литературе сложился
Куликовский цикл, который описывал примеры мужества, верности православной вере
и служения Отечеству.

единый культурный урок

Известна
поэма «Задонщина», автором которой считается Софоний. Поэма – это большое
стихотворное произведение на героическую, историческую или лирическую тему.

Главные
герои «Задонщины» – Дмитрий Донской и его брат Владимир Храбрый. В поэме
подчёркивается особая роль Москвы в Куликовской победе. А князь Дмитрий Донской
предстаёт настоящим русским героем.

Ещё
одно произведение из Куликовского цикла – «Сказание о Мамаевом побоище».
Неизвестный автор восхваляет князя Дмитрия Донского, восхищается мужеством
русских воинов. «Сказание о Мамаевом побоище» содержит фольклорные мотивы и
подробности произошедшего события.

Особым
литературным жанром стало похвальное слово князю. В нем, как правило,
перечислялись заслуги правителя. Кроме того, много внимания уделялось личности
героя, его политике и домашней жизни. Неизвестный автор вскоре после смерти
Дмитрия Донского написал «Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича».

В
14–15 веках появились рассказы о путешествиях. Они получили название «хождения».
Составляли их паломники или те, кто выполнял политические поручения,
отправляясь в далёкие страны.

Известны
«Хождение» Стефана Новгородца в Царьград и «Хождение» митрополита Пимена в
Царьград.

Наиболее
знаменитым стало «Хождение за три моря», написанное купцом Афанасием Никитиным,
совершившим путешествие в Индию. Это было первое русское произведение,
описывающее нерелигиозное путешествие. Афанасий Никитин много внимания уделил
политической структуре Индии, её торговле, обычаям и традициям. В «Хождении»
часто встречаются персидские, арабские и тюркские слова.

единый культурный урок

Москва
была столицей Российского государства, поэтому ей было необходимо придать
соответствующий облик. Для этого Иван III
приглашал лучших итальянских архитекторов.

Аристотель
Фиораванти возродил на Руси кирпичное строительство. Из этого материала были
сложены башни и стены Московского кремля, построены Архангельский и Успенский
соборы.

Успенский
собор был самой величественной постройкой Кремля. Образцом для него послужил
Владимирский Успенский собор. В 1479 году Фиорованти закончил работу над
храмом. Его отличительной особенностью стали круглые колонны, вместо привычных
на Руси массивных квадратных столбов.

единый культурный урок

В
1508 году был освящён Архангельский собор в Кремле, построенный под
руководством итальянца Алевиза Нового. При обработке стен использовались мотивы
архитектуры Возрождения – пилястры, раковины и карнизы.

единый культурный урок

Велось
и каменное строительство. Архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари
была построена Грановитая палата Кремля. Название ей дали гранёные белые камни,
которыми палата была выложена снаружи.

В
Новгороде также велось крупное строительство. Характерной особенностью местных
храмов стала их наружная отделка. Стены делились на три части, которые
назывались «прясла». Из кирпича выкладывались фигурные орнаменты – кресты,
круги или треугольники. Над окнами делались полукруглые арки.

Наиболее
известные храмы этого периода – церковь Спаса Преображения на Ильине улице и
церковь Петра и Павла в Кожевниках.

единый культурный урок

В
Пскове архитектура была схожа с новгородской. Отличием стал особый тип звонницы.
Она делалась в виде каменной стены с арками для колоколов. Звонницы
устанавливались на сводах храма или возле него.

В
начале 15 века в Москве сложилась собственная школа живописи. Наиболее
выдающимся её представителем был Андрей Рублёв.

Наиболее
известным произведением Рублёва стала икона «Троица», написанная в память о Сергии
Радонежском. Она даже была размещена возле могилы старца в Троицком соборе. На
иконе изображены три ангела, сидящие за столом. Фигуры образуют замкнутый круг,
который отражает представление о единстве трёх ипостасей Святой Троицы.

Андрей
Рублёв автор «Звенигородского чина», трёх икон, изображающих Иисуса Христа,
архангела Михаила и апостола Павла. Отличительной особенностью иконы Спасителя
стал отход от культового образа Христа, автор его сделал более близким к
простому человеку. Взгляд Иисуса направлен прямо на зрителя, он словно пытается
проникнуть в душу.

единый культурный урок

Рублёв
вместе с Даниилом Чёрным и другими мастерами занимался росписью Успенского
собора во Владимире. Сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» – «Шествие
праведных в рай» и «Лоно Авраамово».

В
творчестве Рублёва заметен процесс разделения русской и византийской живописи.
Художник отказался от аскетизма и суровости, характерных для живописи Византии.
Рублёву удавалось создать образ живого человека, передать его внутренние
переживания.

Ещё
одним крупным представителем московской живописи был Дионисий. Самая ранняя из
его работ – роспись собора в Пафнутьевом Боровском монастыре. Вскоре после её
завершения Дионисий был приглашён Иваном Третьим в Москву для написания икон
Успенского собора в Кремле.

К
сожалению не все работы мастера сохранились до наших дней. В Третьяковской
галерее находится икона «Одигитрия смоленская». В Русском музее – «Сошествие в
ад». В Спасо-Прилуцком монастыре сохранилась икона Дмитрия Прилуцкого с житием.

Святые,
написанные Дионисием, словно парят в воздухе. Цветовая гамма его работ
наполнена светлыми и нежными тонами.

единый культурный урок

Основной
темой произведений начала 15 века стало укрепление мощи Русского государства.

Задачей
московских летописцев было обоснование того, что Москва преемница Киева и
Владимира.

В
литературе был создан цикл работ, посвящённых Куликовской битве.

Архитектура
Москвы должна была отражать величие столицы Российского государства.

Крупнейшими
живописцами 15 века были Андрей Рублёв и Дионисий.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГБОУ ГИМНАЗИЯ №1544

КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЕННЫЙ ГОДУ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: ИЗОТОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

МОСКВА, 2014 г.

ТЕМА КЛАССНОГО ЧАСА «ГОД КУЛЬТУРЫ В РОССИИ»

Привлечение внимания учащихся к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире.

Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация.

– Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с началом нового учебного года. Желаю вам крепкого здоровья, сил и терпения , выносливости, творческих успехов.

– Сегодня у нас с вами первый урок в новом учебном году. И начать наш классный час я хочу с одного очень интересного высказывания, которое станет эпиграфом к нашему уроку.

2. Выход на тему урока.

Понятие «культура» по словарю Ожегова (подсказка). Слайд №2.

«Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей»

Ответ детей : культура.

«Культура» от латинского cultura- воспитание, образование, развитие. Слайд №3.

– Различают материальную и духовную культуру.

– Материальная культура создается в процессе материального производства, продуктами ее являются здания, оборудование, станки.

– К духовной культуре относятся искусство, наука, философия, литература.

С духовной культурой мы встречаемся, когда слушаем музыку Чайковского, Бетховена, читаем произведения Пушкина, созерцаем картины Репина, Сурикова, наслаждаемся игрой лучших актеров мира.

Театр, кино, литература –Вот где Российская культура!Скульптура, живопись, балет –Культуры лучше нашей – нет!

-Попробуйте составить словосочетание со словом «культура». ( культурный человек)

3. Проблемный вопрос урока.

– А кто такой культурный человек? (гипотезы учащихся записываются и вывешиваются на доску). Слайд №4.

– Посмотрите, сколько мнений и все они разные. Что мы с вами должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Где найдем доказательства и верные утверждения того, кто такой культурный человек? (ответы детей)

4. Физминутка. Слайд №5.

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

5. Работа в группах.

6. Защита работ у доски. Рабочие листы вывешиваются на доску.

– Как много нового вы узнали. Попробуйте сейчас сказать, кто такой культурный человек? (дети обобщают это понятие, используя полученные знания о культуре человека)

7. Возвращение к проблемному вопросу урока и гипотезам детей.

– Давайте вернемся к началу урока. Озвучьте еще раз вопрос урока.

-А теперь посмотрите на гипотезы ребят, которые они дали в самом начале урока. Попробуйте определить, кто из ребят был ближе к истине, кто дал наиболее точную формулировку? (Учитель уделяет особое внимание детям, которые дали полноценный и грамотный ответ на вопрос)

– Ребята, скажите, что мы должны с вами делать для того, чтобы нас считали культурными людьми?

– Часто ли вы повышаете свою культуру? Каким образом?

– Ребята, 2014 год был объявлен президентом РФ годом культуры. Слайд №6, №7.

8. Итог урока.

Учитель предлагает детям отгадать кроссворд(или составить синквейн). Слайд №8.

Вопросы к кроссворду.

2.Петь, рисовать, лепить искусно

3 . Здесь балерины, балероны

Благодарили нас поклоном.

На сцене танцевали чудно,

И в зале было многолюдно.

Спектакля лучше в мире нет,

Для детей – опора

Нельзя народу нашему

5.Кто очень дружен будет с ней,

Будет вчетверо умней (литература)

6. Нам экскурсовод сказал,

Как пройти в такой-то зал.

Мумию мы посмотрели,

В чем ходили, разглядели.

Даже мамонт здесь стоит,

Глаз закрыл, как будто спит.

Если ты не ротозей,

7. Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет. (народные промыслы)

8. Ой, звенит она, звенит,

И грустит, и веселит.

С переливами несется,

В душе чувством отзовется (музыка)

9. Домашнее задание.

Каждый учащийся получает лист, на котором необходимо отметить, что делает его культурным человеком.

Задание для группы №1

Литература – это один из основных видов искусства – искусство слова. Литература создаёт свою форму из слов, из языка. Книги оказывают благотворное влияние на формирование личности, расширяют кругозор, повышают уровень речевой культуры. Литература оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу человека, формирует представление о прекрасном, учит наслаждаться художественным творчеством. Язык человека становится со временем всё более развитым и обширным, а следовательно, культурнее. Культурная речь всегда помогала найти взаимопонимание между людьми. Общаясь культурно, человек преподносит свою индивидуальную натуру с лучшей стороны. Общаясь с людьми, человек находит друзей, товарищей, разрешает проблемные ситуации.

  • Мы собрали картинку. На ней изображена_______________________________________
  • Мы узнали, что литература – это _________________________________________________
  • Литература оказывает _________________________________________________________
  • Мы сделали вывод (запишите вывод на рабочий лист).

Задание для группы №2

• Соберите картинку и приклейте на рабочий лист.

• Прочитайте текст.

Музыка – искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина. Музыка – феноменальное явление. В человеке пробуждается душа, меняется состояние настроения. Музыка благотворно влияет на культурное развитие человека, повышает его эмоциональное состояние. Многие люди, чтобы отдохнуть и получить бурю эмоций посещают оперу, мюзиклы, слушают классическую музыку. «Как гимнастика выпрямляет тело человека, так музыка выпрямляет душу человека» В.А. Сухомлинский.

• Сделайте вывод.

• Приклей картинку.

• Мы собрали картинку. На ней изображена_______________________________________

• Мы узнали, что музыка – это _________________________________________________

• В человеке пробуждается______________________________________________________________

• Музыка оказывает _________________________________________________________

• Мы сделали вывод (запишите вывод на рабочий лист).

Задание для группы №3

• Мы узнали, что архитектура – это _________________________________________________

• Произведения архитектуры это ______________________________________________________________

• Через архитектуру мы узнаём _________________________________________________________

Задание для группы №4

  • Мы собрали картинку. На ней изображен _______________________________________________________________
  • Мы узнали, что театр – это _________________________________________________
  • Посещение театра позволяет ________________________________________________________________ _________________________________________________________
  • Мы сделали вывод (запишите вывод на рабочий лист).

единый культурный урок

единый культурный урок

единый культурный урок

единый культурный урок

единый культурный урок

единый культурный урок

Картинки для рабочего листа

единый культурный урок

Единый культурный день (В рамках проекта «Культурный дневник школьника Саратовской области») «Архитектурное наследие. г.Аткарск»

единый культурный урок

Как хороша земля!

А море как прекрасно!

Над морем и землѐй

Сверкает солнце ясно

Да здравствует земля,

Привет морским просторам,

Лесам, полям и долам!

Да здравствуют пернатые

И рыбы полосатые!

Среди земель и вод

Да здравствует народ!

единый культурный урок

Мы говорим вам «Здравствуйте!»,

а значит – желаем здоровья.

и тем самым передаѐм друг другу

Это слово имеет могучую, великую силу: оно связывает нас друг с другом, укрепляет наши контакты, приближает к радости человеческого общения.

единый культурный урок

Мы нашу планету должны уберечь

От зла, от обид, от сомнительных встреч.

Пусть будет Земля наша самой счастливой,

И люди живут только в счастье и в мире.

  • Николай Константинович предложил создать организацию, которая защитит Культуру – это Лига Культуры.
  • У организации этой есть свой символ – Знамя Мира. Оно – символ вечности и единения.

Существует несколько вариантов объяснения этого символа. Это прошлое, настоящее и будущее планеты, объединѐнное кольцом вечности. А ещѐ – это религия, знание и искусство в кольце культуры.

единый культурный урок

Что есть Культура?

Основа жизни, синтез Красоты.

Противовес агрессии и стресса,

Зерно Прекрасного на Ниве Доброты.

Культура – поклоненье Свету,

Сияющему в звѐздной высоте,

Борьба за эволюцию Планеты,

Стремленье жить в Любви и Чистоте!

единый культурный урок

единый культурный урок

По мнению Н.К. Рериха,  только культура, возвышая и совершенствуя человека, борется с бездуховностью и деградацией, помогает обществу двигаться к лучшему будущему.

Убожество души мы сеем сами.

Убожество цветет повсюду здесь:

И в жалких текстах всей телерекламы,

И в многих кинофильмах оно есть.

Смогло оно до книг уже добраться:

культура речи в них равна нулю.

Герои книг все чаще матерятся,

И книги роль почти утратили свою.

Американские чужие песни

Наивную дурманят молодежь.

И молодежный сленг, что всем известен,

На речь родную вовсе не похож.

Рисунки под названием граффити

Для русских душ совсем не хороши.

И все это- хотите ль, не хотите ль-

Приводит нас к убожеству души.

единый культурный урок

к КУЛЬТУРЕ мы с уверенностью относим и театр, и поэзию, и музыку, и танец, и кино, и художественное творчество, и архитектуру.

единый культурный урок

Архитектурное наследие. Аткарск

единый культурный урок

Административное Здание уездной земской управы, построенное в кон.XIX- нач. ХХ вв. Оно зарегистрировано – под №201 в Реестре памятников архитектуры, истории и культуры и является объектом культурного и исторического наследия. Сегодня в этом здании расположен Центр детского творчества – муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей. Прежде (1956-1992 годы) здесь был Дом пионеров, а еще раньше школа №4. В школе в 1936 году в отличие от других были не двух, а трехсменные занятия, причем в третью смену занималась школа взрослых (7 классов) и школа подростков (4 класса). Архитектура этого здания очень похожа на архитектуру соседнего здания, где прежде была городская дума, потом городской совет, а теперь администрация Аткарского района

единый культурный урок

Здание построено в начале века, но никаких признаков старости не заметно. Из резных каменных узоров, сделанных старыми аткарскими мастерами, не вывалился не один кирпич, сделанный, кстати, на аткарском кирпичном заводе. Бывший глава города Павлюков Ф.И., будучи состоятельным человеком, не жалел и своих средств на то, чтобы придать Аткарску респектабельный вид. Говорили, что кирпичный завод был его, и он сумел организовать на нем выпуск отличного кирпича, набрал великолепных мастеров каменной кладки, за хорошие деньги привез из Москвы талантливого архитектора. Так и получилось красивейшее здание городского совета – с идеально тонкими и ровными швами известкового белого раствора, создающие помимо восхитительной панорамы красоту светоощущения с плавными чередованиями красного и затемняющих цветов, облагораживаемые светотенями выступающих сказочных форм.

На углу улиц Советской и Ленинской расположена  Средняя школа №3 . Это Здание было построено в 1898 году. С 1903 года действовало как учебное заведение, статус которого изменялся: 1903 год – мужское реальное училище, 1918 год – средняя общеобразовательная школа. В годы Великой Отечественной войны в здании школы располагался госпиталь. Первым директором школы был Купчик. За восемьдесят последующих лет директоров у школы было не так уж и много: Сергей Яковлевич Дубовицкий, Ева Львовна Яхкинт, Антонина Павловна Крестьянинова, Николай Сергеевич Фомин, Николай Васильевич Сорокин, Лидия Григорьевна Евдошенко, Наталья Алексеевна Володина. В 60-е годы впервые в области на базе завода “Эридан” при школе №3 был построен цех, где мальчики обучались слесарному и токарному делу и получали свидетельства с разрядом токаря. Профильное образование в этом учебном заведении хорошо было налажено. Девушки на базе швейного цеха горпромкомбината получали удостоверения швеи-мотористки. На высоком уровне в данной школе было развито не только профильное образование, но и военно – патриотическое воспитание. В эти же годы в школе был образован Музей боевой Славы, который существует и в настоящее время. Также в школе есть мемориальная доска, на которой размещены фотографии директора школы С.Я Дубовицкого, завучей и учащихся школы, ушедших на фронт и не вернувшихся с поля боя в годы Великой Отечественной войны.

Недалеко от перекрестка улиц Революционной и Советской расположена  Средняя школа № 8.  Здание школы построено в 1887 году. Изначально в нём помещалось городское четырехклассное училище. Оно было открыто в 1891 году и имело два ремесленных отделения: кузнечно-слесарное и столярно-токарное. В 1907 году в училище работали инспектор, священник, учитель пения и два мастера-учителя. Изучали закон божий, русский, церковно-славянский языки, арифметику, геометрию, алгебру, географию, историю, природоведение, физику, рисование, черчение. В школе обучалось 192 ученика. Окончив Казанский учительский институт, в 1899 году, в Аткарск учителем городского училища приехал Василий Матвеевич Серов. Он был марксистом. Серов создал марксистский кружок, занятия проходили подпольно: изучали марксистско-ленинскую литературу. Серов пробыл в Аткарске очень недолго. Илья Евдокимович Подоплелов – старейший учитель школы, отдавший ей 48 лет, с 1908 по 1956 годы. В период Октябрьской революции в здании школы временно помещались типография, размещались войска. После гражданской войны в ней вновь открылась начальная школа. В начале 30-х годов она стала средней школой №2. В 1937 году школа делает первый выпуск. Все 26 учащихся 10 класса получили аттестаты об окончании средней школы. С 1937 года стала именоваться школой №8. Школа славилась работой кружков: драматического, технического, текущей политик. По окружности двора была построена малая детская железная дорога.

Недалеко от перекрестка улиц Советской и Ленинской, совсем рядом от школы №3 расположена  средняя школа №9.  Здание было построено в 1903 году, это одно из красивейших зданий города. В нём по инициативе городского главы Ф.Н.Павлюкова с 1 июля 1904 года основана Аткарская женская гимназия. Однако она находилась в этом общественном здании до постройки нового специально здания для женской гимназии на Торговой площади (1909г.). Содержалась женская гимназия государственным казначейством, городским обществом и специальными средствами. Педагогический состав женской гимназии: начальница гимназии Александра Тимофеевна Леонтьева; законоучитель священник Г. Н. Соколов, 2 учителя, 6 учительниц, 3 преподавателя, приглашенных из Аткарского реального училища, 3 классных надзирательницы. В 1906-1907 учебном году в Аткарской женской гимназии было 6 классов и 2 параллельных. К 1 января 1907 года в гимназии числилась 291 ученица, из них дочерей жителей г. Аткарска 185, дочерей жителей Аткарского уезда 80, иногородних 26. Обучение было платным. С 1907 года по 1915 год в здании 9 школы находится начальное мужское училище. Оно размещалось в пристройке основного здания. После постройки здания для женской гимназии на Торговой площади (нынешнее педагогическое училище) в 9 школе находится только начальное мужское училище.

В период русско-германской войны (1915-1917) в здании помещалась учебная команда полка. Когда началась гражданская война, появились раненые, то в здании школы разместили эвакуационный госпиталь (1920-1921), а потом до 1932 года была больница. С 1932 в здании разместили семилетнюю школу. Директором школы была Столбовская Зоя Владимировна. В 1934 году школе было присвоено звание образцовой школы №1. Директором школы был назначен Варварин Василий Андреевич. В 1937 году школа была передана в ведение Рязано-Уральской железной дороги и переименована в неполную школу РУЖД, с 1938 года школа стала средней. С 1941 по 1945 годы в здании школы был размещен госпиталь, а учащиеся занимались в здании школы №8. В 1953 году начальник Приволжской Железной Дороги издал приказ:  “Об установлении нумерации учебных заведений Приволжской ЖД: установит следующую нумерацию по школам: №9, станция Аткарск “. С 1958 по 1975 год директором был Балабнов Михаил Иванович. В 1964 году построена пристройка к зданию школы. С 1975 по 1992 гг. школу возглавляла отличник просвещения Орлова Лидия Александровна. С 1992 года школу возглавляет Заслуженный Учитель РФ, отличник просвещения, почетный железнодорожник Жилкина Фаина Сергеевна.

единый культурный урок

Здание дворянского собрания на Дворянской улице.  ​ В годы революции здесь располагался уком РСДРП(б), затем детский сад и до 2010 года приют для детей “Доброта”. Слева видно белое кирпичное здание в котором до 1969 года располагался горисполком.

единый культурный урок

Здание педагогического училища   Построено в 1905-1907 году для женской Алексеевской гимназии. В педучилище с 1935 по 1938 год учился известный писатель Герой социалистического труда Михаил Алексеев. Площадь перед гимназией называлась в разные времена: Торговая, Садовая, Сенного базара, Советская.

единый культурный урок

Одно из самых старых зданий Аткарска –  лабаз купца Божедомова   Здание представляет собой яркий пример архитектуры позднего русского классицизма и эклектики. Построено ещё до пожара 1870 года.

Справа от лабаза расположен жилой дом самого купца Божедомова (ныне здание военкомата).

единый культурный урок

Дом городского головы Ф.Н. Павлюкова .  Внутреннее убранство дома хорошо сохранилось: лепнина потолков, печные изразцы и паркет. Построен, ориентировочно, в начале XX века как квартира городского головы.

единый культурный урок

Сегодня, когда мировое сообщество переживает всё новые глобальные экономические и экологические кризисы, природные катаклизмы и военные конфликты, забота о Культуре особенно актуальна. Только её подъём и сохранение могут объединить людей независимо от их национальности, возраста, пола, общественного и финансового положения, прекратить военные конфликты и сделать нравственной политику и экономику. Только принятие государствами Культуры национальной идеей есть залог Мира на Земле .

единый культурный урок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *