Единый урок культуры. 16.09.2016г
Тема мероприятия: Что такое культура?
Форма проведения: беседа о культурных традициях родного края, республики
– Культура-это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории. Давайте мы разделим элементы культуры народов на 3 части:
1. Материальная культура:
– основной тип
– одежда (национальный костюм), украшения;
– национальные кушанья;
– транспортные средства;
– орудия труда;
– труд с учетом его специфики (Слайды)
2. Духовная культура:
– народные обычаи, обряды, праздники;
– язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);
– искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература).(Слайды)
3. Нормативная культура:
– общечеловеческие нравственные качества;
правила общения между людьми внутри этноса и вне его.
– Со словом «культура» связаны такие выражения, как «культурный человек», «культурно вести себя».
Каждый человек является частью общества. Если в нашей стране будет больше культурных людей, какой станет наша Родина?
• уважение старших
МОБУ «СОШ №4»
Подготовила и провела
Цель Единого урока – формирование правовой культуры молодых граждан нашей страны.
Задачи Единого урока:
1. Дать обучающимся базовые представления о правах и свободах человека и гражданина
и способствовать воспитанию уважительного отношения к правам и свободам
2. Формирование правовой культуры молодых граждан нашей страны на основе изучения
Декларации прав человека, Конституции Российской Федерации и других документов
международного и российского характера в сфере прав человека;
3. Обеспечить ознакомление обучающихся с существующей системой защиты прав
человека, с институтом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации;
4. Формирование у детей понимания ценности и уважения человеческой жизни не только
своей, но и другого человека, а также необходимость регулирования отношений между
5. Способствовать развитию правовой компетентности учащихся в части защиты
основных прав и свобод личности;
6. Воспитывать гражданскую ответственность и внутреннюю убежденность в
необходимости соблюдения норм права для обеспечения стабильного развития
общества, которое гарантировано законом права и свободы;
7. Формирование демократических правовых ценностей к институтам и правопорядку
(Мероприятие начинается с просмотра видео выступление Татьяны Николаевны Москальковой)
Учитель : что такое право?
(ребята дают свои ответы)
ЭТО система общеобязательных, формально определенных норм, санкционированных и охраняемых государством для регулирования общественной жизни
: Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году.
До этого концепция прав прошла долгий путь развития, которая нашла свое отражение в английской Великой хартии вольностей (1215), английской Билле о правах (1689) и американской Билле о правах (1791).
Ответом на Вторую мировую войну и главным образом для содействия выявлению путей предотвращения катастроф в будущем стала формирование Организация Объединенных Наций, в устав которой были закреплены прав человека.
Важным этапом стало принятие 10 декабря 1948 года в Париже Генеральной Ассамблеей Всеобщей декларации прав человека, которая прошла обсуждение в ходе более 1400 раундов и голосования практически по каждому слову.(слайд 3)
Декларация прав человека ООН нашла свое отражение в текстах национальных конституций почти 90 государств в мире.
Резюме Всеобщей декларации прав человека (учащиеся самостоятельно называют права,при затруднении учитель помогает.)(слайд 4)
1. Каждый человек свободен и ко всем нам должно быть одинаковое отношение;
2. Все люди равны, несмотря на различия, например, в цвете кожи, пола, религии, языка;
3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность;
4. Никто не имеет права обращаться с вами как с рабом, также как и вы не можете сделать кого-либо своим рабом;
5. Никто не имеет права причинять вам боль или подвергать вас пыткам;
6. Каждый человек имеет право на равенство перед законом;
7. Закон одинаков для всех, он должен применяться одинаково в отношении всех;
8. Каждый человек имеет право на защиту закона в случае нарушения его прав;
9. Никто не имеет права несправедливо заключить вас в тюрьму или изгнать вас из вашей страны;
10. Каждый человек имеет право на гласный и справедливый суд;
11. Каждый человек должен считаться невиновным, пока его виновность не будет установлена;
12. Каждый имеет право просить о помощи, если кто-то пытается причинить вам вред, но никто не может входить в ваш дом, вскрывать ваши письма, вмешиваться в ваши дела или в дела вашей семьи без уважительной причины;
13. Каждый человек имеет право переезжать с места на место согласно своему желанию;
14. Каждый человек имеет право выехать в другую страну и искать защиты, если он стал жертвой преследования или ему угрожает преследование;
15. Каждый человек имеет право быть гражданином своей страны. Никто не имеет права препятствовать получению вами другого гражданства, если вы этого хотите;
16. Каждый человек имеет право на вступление в брак и создание семьи;
17. Каждый человек имеет право владеть имуществом и личными вещами;
18. Каждый человек имеет право на исповедание своей религии и отправление всех религиозных обрядов, а также право, при желании, менять свою религию;
19. Каждый человек имеет право на высказывание своего мнения, на получение и передачу информации;
20. Каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях;
21. Каждый человек имеет право на участие в выборах и на участие в управлении своей страной;
22. Каждый человек имеет право на социальную защиту, а также на развитие своих способностей;
23. Каждый человек имеет право на труд, в благоприятных условиях, за справедливое вознаграждение, а также право вступать в профессиональные союзы;
24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг;
25. Каждый человек имеет право на адекватный жизненный уровень и право на медицинский уход в случае заболевания;
26. Каждый человек имеет право ходить в школу;
27. Каждый человек имеет право участвовать в культурной жизни общества;
28. Каждый человек обязан уважать «социальный» порядок, необходимый для осуществления всех этих прав;
29. Каждый человек обязан уважать права других, уважать общество и общественное имущество;
30. Никто не имеет права отнять ни одно из прав, определенных настоящей Декларацией.
Категории прав и свобод человека и гражданина
-Личные права являются правами каждого. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.
-Политические права и свободы связаны непосредственно с государством. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.
-К социально-экономическим правам относятся: Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную незапрещенную законом экономическую деятельность); Право на частную собственность
-Культурные права обеспечивают развитие личности.
а сейчас попробуем узнать насколько хорошо вы разбираетесь в категориях прав.
(Ребятам предлагаются карточки с различными правами, их нужно распределить в 4 категории)
: После I Мировой войны в 1919 г. Лигой Наций был создан Комитет детского благополучия. В центре внимания Комитета были проблемы детской беспризорности, рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
В 1946 году ООН учредила Детский фонд ЮНИСЕФ, цель которого — международная помощь детям, а в 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка. 10 социальных и правовых принципов гласят: человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет.
По инициативе Польши Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке специальной Конвенции о правах ребенка, которая была принята 20 ноября 1989 года. Конвенция разрабатывалась 10 лет (слайд 6)
Резюме прав, определенных Конвенцией о правах ребенка: (слайд 7)(учащиеся называют известные им права)
1. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход;
2. Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды;
3. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни;
4. Дети имеют право на медицинский уход;
5. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение;
6. Дети имеют право на отдых;
7. Дети имеют право на бесплатное образование;
8. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению;
9. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат;
10. Дети имеют право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры;
11. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов
а как дела обстоят в нашей стране, какие документы содержат права и обязанности?
Декларация прав и свобод человека и гражданина – 1991г.,Конституция Российской Федерации – 1993 г. (слайд 8)
: в этом году отмечается 20летие принятия закона об уполномоченном по правам человека в России. За что отвечает Уполномоченный?
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации способствует:
1. восстановлению нарушенных прав;
2. совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
3. развитию международного сотрудничества в области прав человека;
4. правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
а кто на сегодняшний день является Уполномоченным по правам
Какие же основные принципы прав человека?
: Основные принципы прав человека:
1. Права человека универсальны, т.е. они равно применимы к людям во всем мире, причем без ограничений по времени;
2. Для каждого человека права человека являются «неотъемлемыми», их невозможно купить или приобрести;
3. Права человека одинаково принадлежат всем людям независимо от расы, пола, вероисповедания, политических или иных взглядов и происхождения;
4. Права человека нельзя отобрать — никто не имеет права лишить их другого человека ни по какой причине; (слайд 10)
Учитель: мы с вами разобрали основные факты истории, принципы прав. И сейчас проведем викторину на знания прав.
Учащиеся делятся на группы по 4 чел. Каждой группе раздаются 4 карточки с вопросами. Вопросы задаются по очереди. Отвечают команда, которая первая подняла сигнальную карточку. В итоге подсчитываются правильнын ответы. Побеждает команда ,набравшая большее количество правильных ответов.
спасибо за активность! Но помните,что твои права = правам другого
Нужно уважать права другого человека! Наши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека!
1. Право на жизнь;
2. Право на свободу и личную неприкосновенность;
3. Право на достоинство личности;
4. Право на неприкосновенность частной жизни;
5. Право на неприкосновенность жилища;
6. Право на национальную и культурную самоидентификацию;
7. Свобода совести и свобода мысли;
8. Свобода передвижения и выбора местожительства;
9. Свобода выбора национальности и языка общения;
10. Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную);
11. Право на пользование своим языком;
1. Право на свободные средства массовой информации и отсутствие цензуры
2. Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления);
3. Право на объединение (свобода союзов);
4. Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия);
5. Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе;
6. Право на гражданство;
7. Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным);
8. Право на участие в отправлении правосудия;
1. Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную незапрещенную законом экономическую деятельность);
2. Право на частную собственность;
3. Трудовые права (право на труд и свободу труда);
4. Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства;
5. Право на социальное обеспечение;
6. Право на жилище;
7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
8. Право на справедливое взимание налогов;
9. Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д.;
1. Право на образование;
2. Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания);
3. Право на участие в культурной жизни;
4. Академические свободы;
5. Право на благоприятную окружающую среду;
Республиканский культурно – образовательный проект «Культурный дневник школьника»
Сегодня во всех школах РТ прошли Единые уроки культуры. Мероприятия были проведены для учащихся 1-4 классов в рамках Республиканского культурно – образовательного проекта «Культурный дневник школьника».
Целью проекта является содействие формированию фундаментальных культурных ценностей и духовному обогащению подрастающего поколения.
Кзыл-Ярская сельская библиотека
Библиотека семейного чтения
Городская библиотека №1
Исергаповская сельская библиотека
Александровская сельская библиотека
Поповская сельская библиотека
Новозареченская сельская библиотека
Алексеевская сельская библиотека
Фоминовская сельская библиотека
Потапово-Тумбарлинская сельская библиотека
Шалтинская сельская библиотека
Тат-Кандызская сельская библиотека
Урустамакская сельская библиотека
В рамках культурно-образовательного проекта, 14 сентября Центральная детская библиотека провела урок культуры на тему «Моя Республика – мой Татарстан!», для учащихся 2 «б» класса МБОУ СОШ№6. Вместе с героями любимых книг Карлсоном, Мальвиной и Сеембикэ ребята совершили культурное путешествие по наиболее интересным и увлекательным местам нашей республики, по музеям, театрам и библиотекам, расположенным на территории РТ и Бавлинского района. Затем библиотекари представили ребятам новый «Культурный дневник школьника», познакомили с республиканским конкурсом и разъяснили правила ведения КДШ. Ведущие раздали ребятам культурные дневники школьника и пожелали увлекательного путешествия по культурным местам Татарстана.
14 Сентября Кзыл-Ярская сельская библиотека встретила своих юных читателей – учеников 1 класса. в рамках единого урока культуры для ребят была проведена познавательная беседа – презентация “Татарстан наш общий дом” библиотекарь Зиянгирова З. объяснила порядок заполнения “Культурного дневника школьника”. с помощью электронной презентации ученики путешествовали по культурным учреждениям Казани, рассказала о его выдающихся деятелях культуры. Провели краеведческую викторину.
«Путешествие по столице Татарстана»
14 сентября в городской библиотеке №1, для учащихся 1 класса МБУО СОШ №1 провели урок культуры в рамках республиканского культурно-образовательного проекта «Культурный дневник школьника».
Сотрудники библиотеки рассказали о великом наследии города Казани, о его архитектуре и памятниках культуры, объяснили учащимся о правилах заполнения дневника, дали подробную информацию по его использованию.
14 нче сентябрь көнне, Исергәп авыл китапханәсе, мәктәп белән берлектә, мәдәният дәресе кысаларында “Мин яратам сине, Татарстан!” дип исемләнгән мәгълумати чара уздырды. Китапханәче башлангыч сыйныф укучыларын милләтебезнең гореф- гадәтләре, көнкүреше, истәлекле урыннарын чагылдырган китаплар белән таныштырды, “Укучының мәдәни көндәлеге” белән эшләү кагыйдәләрен искә төшерде, туган ягыбыз тарихына багышланган сораулар бирде. Чара ахырында мәктәп китапханәчесе Нәгыймова Г. Н. укучыларга көндәлекләр тапшырды.
14 сентября 2018 года в Александровской СОШ прошел Единый урок «Жемчужины Республики Татарстан» для начальных классов.
Библиотекари Пахомова С. В. и Галиева Л. М познакомили ребят с книжной выставкой, где были представлены книжные издания о музеях, художниках, живописи, скульпторах, писателях, композиторах. Юным читателям провели виртуальную экскурсию по достопримечательностям городов Казани, Елабуги, Бугульмы, города Бавлы и Бавлинскому району. В завершении, Единого урока, стало вручение «Культурного дневника школьника». Ребята были ознакомлены с правилами заполнения дневника и его хранением. Всем первоклассникам пожелали активной культурной жизни!
14 сентября Поповская сельская библиотека совместно со школьным библиотекарем для учащихся 1- 4 классов провели урок культуры «Татарстан – России украшение». Библиотекарь Гарифуллина Л. В. подробно рассказала о правилах ведения дневника, условиях конкурса, и пригласила ребят вместе с родителями чаще посещать библиотеку и активнее читать книги. В ходе мероприятия ребята смогли закрепить свои знания по истории и культуре родного края, узнали много нового о городах Татарстана, познакомились с литературным богатством Татарстана, с теми, кем гордится наша республика – это великие писатели и поэты Габдулла Тукай, Абдулла Алиш, Роберт Минуллин и другие. Вспомнили национальные праздники народов, проживающих на территории Татарстана. В заключение мероприятия всем участникам были вручены «Культурные дневники школьника».
14 сентября в рамках проекта «Культурный дневник школьника», библиотекарь Новозареченской сельской библиотеки Иванченко А. А. провела Единый урок культуры «Очаг культуры негасимый» для учащихся 1-4 классов Новозареченской ООШ . Для ребят была подготовлена познавательная программа : кроссворд и викторина о культуре, интеллектуальная разминка, выставка книг татарской культуры.
14 сентября Алексеевская сельская библиотека совместно со школьной библиотекой провели «Единый урок культуры». « Культурный дневник школьника» раздали детям в торжественной обстановке, разъяснили правила пользования дневниками, провели виртуальную экскурсию «По родным просторам Татарстана».
14 сентября Фоминовская сельская библиотека совместно со школой провели Единый урок культуры «Татарстан –наш общий дом». На мероприятии детям рассказали о правилах заполнения Культурного дневника школьника, рассказали о культурных местах и достопримечательностях Татарстана.
14 сентября, в рамках проекта «Культурный дневник школьника», Потапово-Тумбарлинская сельская библиотека совместно со школьным библиотекарем провели урок культуры для учащихся 1-4 классов сельской школы.
14 сентября Шалтинская сельская библиотека совместно со Шалтинской СОШ провели Единый Урок Культуры «Культура Республики Татарстан». Для учащихся 1 класса был подготовлен познавательный час о культуре Республики Татарстан.
Мәдәни дәрес “Туган ягым –Татарстан”
17 сентябрь көнне Татар Кандызы авыл китапханәсе, мәктәп белән берлектә, мәдәният дәресе кысаларында “Туган ягым – Татарстан” дип исемләнгән мәдәни дәрес үткәрде. Дәреснең максаты башлангыч сыйныф укучыларына милләтебезнең гореф- гадәтләре, көнкүреше, истәлекле урыннарын чагылдырган китаплар белән таныштыру иде .
20 сентября, рамках проекта «Культурный дневник школьника», Покровско-Урустамакская сельская библиотека совместно со школьным библиотекарем провели урок культуры для учащихся
1-4 классов сельской школы. На мероприятии детям рассказали о правилах заполнения Культурного дневника школьника.
Единый Урок культуры “Приглашаем в мир культуры!
16 сентября в Бавлинском районе вновь стартовал культурно-образовательный проект «Культурный дневник школьника» для школьников 1-4 классов.
В этот день на базе МБОУ СОШ №2 сотрудники Центральной детской библиотеки провели Единый Урок культуры «Приглашаем в мир культуры!». Для учащихся была подготовлена познавательная программа: музыкальные номера, стихи о культуре и доброте, игры и викторины. Во время виртуального путешествия ребята познакомились с достопримечательности Казани: прошлись по Кремлю и его окрестностям, посетили театры и музеи города. Побывали в кинотеатре на сеансе мультфильма студии «Татармультфильм». Краеведческое путешествие сопровождалось красочной познавательной презентацией «Путешествие по культурному наследию Татарстана». С информацией по культурно-образовательному проекту «Культурный дневник школьника», с номинациями, критериями оценки и основными требованиями конкурса школьников и учителей познакомила заместитель директора по работе с детьми МБУ «Централизованная библиотечная система» Л. Г. Субаева. В этот день все учащиеся начальных классов получили свой «Культурный дневник школьника» и пообещали посещать библиотеки, музеи и театры вместе с родителями.
Также Единый Урок культуры прошел во всех библиотеках муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система» Бавлинского муниципального района. Библиотекари провели мероприятия в форме бесед, информационно-познавательных часов, театрализованных представлений.