: Права человека.
: раскрыть понятия «права человека», «права ребенка»; познакомить учащихся с
Декларацией а правах ребенка; развивать чувство человеческого достоинства;
воспитание толерантности, взаимопонимания и равенства.
: компьютер; «Ваши права». Книга для учащихся начальных классов. Шабельников Е. С., Каширцева Е. Г. – М.: Вита-Пресс, 2007; памятки для учащихся «Права, которые у меня есть».
– Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга приветливой улыбкой.
Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть немного, но стала радостнее и интереснее. Думаю, урок наш пройдет интересно, слажено, с пользой для всех.
Сообщение темы урока.
На экране – изображение Незнайки и кроссворд.
– Давайте поможем Незнайке стать настоящим учеником – напомним, какими важными пятью качествами должен обладать школьник.
Качество человека, любящего говорить правду
Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности
Антоним существительному неряшливость (
Качество учтивого человека, соблюдающего правила приличия (
Качество человека с высоко развитым чувством долга (
– Какое слово выделилось? (
– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке?
10 декабря – День прав человека.
– Итак, сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях.
3. Работа с толковым словарем.
– Что такое права человека?
– Давайте прочитаем, как раскрывает значение этого слова толковый словарь Ожегова.
4. Вводная беседа учителя.
– Ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоёвывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.
– В США, в городе Нью –Йорке(показываю на глобусе), высится 39-этажное здание, в нем помещается штаб – квартира Организации Объединенных Наций (ООН). Эта Международная организация основана в 1945 году союзными державами – победительницами (СССР, США, Великобритания и Китай) после окончания Второй мировой войны. Главной целью ООН является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная ассамблея ООН – собрание делегатов всех государств – членов организации, сейчас их более 180.
– Вспомните, какие права человека вам известны?
1.право пользоваться благами научного прогресса.
2. право на защиту от посягательств на честь и репутацию.
3. право на свободу передвижения.
4. право на жизнь и личную неприкосновенность.
5. справедливый суд.
6. право на образование.
7. свобода мысли, слова.
8. неприкосновенность имущества.
9. обоюдное согласие на вступление в брак.
5. Игра «Права литературных героев».
(по статьям «Всеобщей декларации прав человека»).
В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность?
«Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.
Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?
Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Лиса и заяц».
Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства?
Лягушка – путешественница.
В какой сказке нарушено право человека владеть своим имуществом?
«Золотой ключик, или приключения Буратино».
В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?
«Мороз Иванович», «Золушка», «Сказка о попе и его работнике Балде».
Беседа о Декларации прав ребенка, о Конвенции о правах ребенка.
– Международные документы о правах человека можно разделить на 2 группы: декларации и конвенции.
(высказывание) – это рекомендации, не имеет обязательной силы.
(договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились.
В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, провозгласив, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В этом документе были сформулированы 10 принципов, касающихся защиты и благополучия детей.
В 1989 году ассамблея единодушно проголосовала за принятие о правах ребенка.
7. Сценка «Чужой телефон».
Выходят две девочки с портфелями – Ира и Оля.
: Ты не пойдешь на физкультуру?
Нет, я освобождена. ( Ира уходит, Оля начинает рисовать.)
: Ой, мне нужен ластик, а у меня его нет. А возьму –ка я ластик у Иры, ведь ей он сейчас все равно не нужен! ( Оля начинает искать ластик в портфеле, находит сотовый телефон, рассматривает его. В это время входит Ира).
: Почему ты открыла мой портфель и играешь моим телефоном?
: А что такого, я же ничего не украла, только взяла посмотреть. Разве нельзя?
– На первый взгляд, казалось бы, обычное дело – всего лишь взять чужой телефон. А как вы думаете, ребята?
– Это право называется правом собственности, т.е. каждый человек, в том числе и ребенок, имеет право владеть вещами, и никто не имеет право по какой-либо причине посягать на принадлежащее тебе имущество. Это закреплено в Конвенции.
8. Знакомство с основными статьями Конвенции о правах ребенка.
Игра «Знатоки прав человека».
Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?
(Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст. 1)
Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?
(Ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту).
Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?
(Ст.16, право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, незаконное посягательство на честь и репутацию).
Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.
(Ст. 11, незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы;
Ст. 16, право на личную жизнь, семейную жизнь).
10. Заполнение таблицы.
Кроме перечисленных прав, государства – участники конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, унижающим человеческое достоинство видам обращения и наказания (ст. 37).
– Давайте определим, какого человека мы называем злым, жестоким, а какого – добрым.
11. Игра «Ладошки»
Дети обводят свою руку. На пальчиках пишут свои хорошие качества, а на ладошке то качество, от которого они хотели бы избавиться, за которое бывает стыдно.
12. Итог урока
– Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вас заставило задуматься?
Раздаю памятки для учащихся «Права, которые у меня есть».
Памятка для учащихся.
У меня есть:
Право на имя, отчество и фамилию;
Право знать своих родителей, совместно с ними проживать;
Право на заботу и воспитание;
Право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами;
Право на защиту и воспитании;
Право выражать свое мнение;
Право на уважение человеческого достоинства;
Право на защиту своих прав и законных интересов;
Право на личное имущество, на получения содержания от родителей.
Савина Светлана Юрьевна
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы №21 имени Героя Советского Союза Е. А. Никонова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК В КОНТЕКСТЕ ФГОС
Главной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий (УУД), выработка компетентностых умений. Система образования должна стать более гибкой, интенсивнее использовать контакты между различными учебными дисциплинами, давать возможность приобретения ключевых компетенций. Введение интеграции предметов в систему образования предоставляет возможность решения педагогических задач, поставленных в настоящее время перед школой и обществом в целом.
Интеграция в обучении создаёт ряд условий для проявления творческой активности обучающихся, является одним из критериев компетентности современного образования.
Интегрированный урок – частная модель урока, объединяющая в себе
обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. интегрированного урока – это выработка у учащихся умений, навыков и компетенций в рамках учебной программы. Он направлен на решение целого ряда , а именно: повышение познавательной активности обучения, приобретение представлений о целостности картины мира, применение знаний и умений на практике. Такие уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку (в большей степени, чем обычные уроки). Не только углубляют представление о предмете, но и способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Особенно актуальным потенциал данного подхода становится в период обучения в младших классах. Педагог начальной школы один обучает детей сразу по нескольким дисциплинам, учитывает возрастные и личные особенностей младших школьников, владеет системой знаний и умений разных предметных областей. Поэтому ему не сложно организовать учебный процесс с целью интеграции знаний при изучении различных предметов, объектов, явлений.
Проектирование и проведение интегрированных уроков предполагает учет следующих
-детальное проектирование и анализ содержания урока;
– привлечение обучающихся к процессу подготовки урока;
-применение методов проблемного обучения, благодаря чему происходит активизация мыслительной деятельности обучающихся на всех этапах урока;
-применение технологий самообразования обучающихся (этот компонент выделяется УУД);
-учёт возрастных психологических особенностей обучающихся.
, используемые при создании интегрированных уроков, могут быть различными:
– ИКТ-технологии и др.
При создании интегрированного урока часто применяются несколько технологий одновременно.
Подготовку интегрированного урока можно разбить на несколько этапов:
1. Анализ и сопоставление программного материала, календарно-тематических планов учебных дисциплин для того, чтобы выделить темы, которые близки по содержанию или по цели использования.
2. Постановка целей. В качестве ключевых целей таких уроков могут выступать типизация и единство знаний, обнаружение причинно-следственных связей, обучение приемам и способам переноса знаний из одной науки в другую, формирование умственных умений.
3. Подбор материала. Следует разделить его на основной и вспомогательный. Основной материал становится системообразующим компонентом урока: отдельные определения, законы, методы, умения или способы деятельности.
4. Разработка сценария урока.
эффективной реализации интегрированного урока:
-активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение;
-вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность;
-развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение;
-формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы;
-формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий.
Таким образом, правильно выстроенный, структурированный интегрированный урок даст возможность повысить интерес к изучаемым учебным предметам, к будущей самообразовательной работе учащихся. Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них. Работа над интегрированным уроком способствует профессиональному развитию педагога, работа на самом уроке ведет к сплоченности детского коллектива.
РАЗРАБОТКИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ
математика и изобразительное искусство
: Табличное сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление. Пальчиковый метод раскрашивания.
: создать условия для закрепления знаний о геометрических фигурах, вычислительных навыков, творческого воображения учащихся через повторение, закрепление материала, умения наблюдать, классифицировать, рассуждать и обобщать.
: совершенствовать вычислительные навыки; повторить последовательность и образование чисел первого десятка; закрепить умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц; закрепить знания учащихся о геометрических фигурах; развивать познавательную активность, внимание; продолжать учить рисовать на заданной форме; развитие изобразительных способностей, творческого воображения; укрепление межпредметных связей.
: на доске изображение страны Математики с закрытыми элементами и динамической фигурой царицы Математики. В начале урока изображение закрыто боковыми створками доски.
Для учителя математики: числа от 1 до 10;задания для учащихся, маршрутный лист;
Для учителя ИЗО: шаблоны чисел от 1до 10, клей, звездочки по числу учащихся;
Для учащихся: ручки, цветные карандаши, фломастеры, маршрутные листы, конверты «Копилка достижений»
. Орг.момент. Приветствие.
Долгожданный дан звонок
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для нас!
Пожелаем всем удачи
За работу, в добрый час!
На уроке не болтай,
Как заморский попугай
. Постановка целей и определение темы урока .
– Сегодня у нас необычный урок.
Учитель1:Посмотрите на доску, что вы видите?
Учитель2: А кто пришёл к нам в гости? Как вы думаете, кто это?
Учитель1:Догадались? На кого она похожа? А может она быть царицей? Какой же страной она может править?
Учитель2: Вы можете предположить, какая будет тема урока?
Учитель1: Какие задачи поставим:
– Мы приглашаем вас совершить путешествие в страну Математики. Назовите жителей этой страны. ( Цифры, числа, математические знаки)
– Правит этой страной, действительно, царица Математика. Вот она! Посмотрите на неё ещё раз. ( Открывается доска и ученики видят изображение доски с куклой. Лицо куклы закрыто руками, словно она плачет)
– Посмотрите, она плачет. Недавно по стране Математики пронесся ураган. Он устроил беспорядок и унес всех жителей страны.
– Ребята, сможем мы с вами помочь царице Математике навести порядок и вернуть жителей страны?!
– Я думаю, что мы с вами обязательно справимся, все ученики нашего класса смелые, дружные, сообразительные и находчивые математики.
: – Тогда отправляемся в путешествие по речке Знаний.
. Математические задания.
1. Разминка. Геометрические фигуры.
Учитель 1: – На чем совершают путешествие по рекам? (На корабле, лодке
-Работать будем в группах (дети разбиваются на группы)
– Придумать названия командам
-Вспомним правила работы в группе
– Посмотрите на кораблик, на котором мы отправляемся в путешествие . Придумаем ему название. Что в нем необычного? ( Он состоит из геометрических фигур)
– Как называется фигура, которая изображает парус? (
– Что вы знаете о треугольнике? (рассказывает первая команда)
– Как называется фигура, которая изображает флаг? (
– Что вы о нем знаете? (рассказывает 2 команда)
– Как называется геометрическая фигура, которая изображает лодку? (
– Как еще называется эта фигура? ( ) ( рассказывает 3 команда)
Упражнения с числами.
Учитель 1:- Отправляясь в плаванье, мы должны сосчитать всех членов нашей команды. ( У учащихся карточки с числами, они выходят по порядку, называют число на своей карточке)
Учитель 1:- Возьмите карточки с числами и расположите их по порядку.
Учитель 1:- Итак, наш корабль отплыл от берега, но тут на пути нам встретился Остров Чисел. Сделаем остановку и выполним задание.(изучим маршрут, по которому будем путешествовать)
– Определите лишнее число: 5, 8, 2,0, 3, 6, 10.
– Почему число 10 лишнее? (
– Увеличьте число 10 на 2. Сколько стало?
– Какое это число? (
– Какие ещё вы знаете двузначные числа?
– Определи лишнее число: 11, 14, 13, 15, 18, 16,7.
– Почему 7 лишнее число ? (Оно однозначное)
-Уменьшите 11 на2 ? (Сколько стало?)
-Какок это число? (Однозначное)
-Какие вы знаете однозначные числа?
-Что вы записали?( Неравенства и равенства)
-Что мы называем равенством?
-Что такое неравенство?—
2. Решение примеров.
Учитель 1:- Молодцы! Отправляемся дальше. Мы подплываем к Горе Примеров. Давайте попытаемся взобраться на вершину Горы. А для этого решим примеры:
– Что заметили при решении примеров? ( Одинаковый ответ – 10)
– Вот мы и покорили вершину горы.
3. Состав числа 10.
Учитель 1:- Дальше на нашем пути – Замок. Чтобы увидеть его, мы заселим жильцов в домики (у детей на столах домики- состав чисел 10.9,8.
5. Решение задач.
Учитель 1:- Продолжаем наше путешествие. Перед нами Город Задач. Чтобы навести в нем порядок, надо выполнить задания. ( Изображение города закрыто листочками с заданиями, с выполнением каждого задания открывается часть города сверху вниз.)
Задача № 1.
На удочку Андрей поймал 10 окуней, а карасей на 3 меньше. Сколько карасей поймал Андрей?
– Что в задаче известно? ( Андрей поймал 10 окуней, а карасей на 3 меньше
– Что надо узнать? ( Сколько поймал карасей?)
– Можем мы это узнать? Как? ( 10 – 3 = 7 )
– Мы узнали, что Андрей поймал 10 окуней и 7 карасей. Можем мы узнать, сколько всего рыб поймал Андрей? Как? (10 + 7 = 17 )
Задача № 2
В одном аквариуме 8 рыбок, а во втором на 2 рыбки больше. Сколько рыбок во втором аквариуме?
Задача № 3.
Саша с Колей 9 рыбок наловили. Котик подобрался к рыбкам и съел 3 рыбки. Сколько рыбок осталось у мальчиков?
Задачи в стихах.
– А сейчас решаем задачи в стихах.
Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведёрке
И четыре пескаря.
Но смотрите – у ведёрка
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесёт?
Поймали в море рыбаки
5 рыбок – это были иваси,
3 рыбки сельди и 2 лучистых карася.
Попоробуй им помочь:
Посчитать улов точь-в-точь.
Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 3-х окуней,
Рыбак Евсей – четырех карасей,
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?
1. Установка на выполнение задания.
Учитель 2.: – Мы навели порядок в стране Математики, а царица все еще плачет. Чего же еще нет в ее стране? ( ). У меня в руках две цифры. ( Один образец – белый, второй – разрисованный) Какая из этих цифр может жить в стране Математики. ( У нее есть глаза, нос, рот, она разрисована, у нее есть наряд, она будто ожила). А что можно сделать с другой цифрой ( с белой), чтобы она тоже могла жить в этой стране? Что можно нарисовать на такой цифре? ( Глаза, нос, рот, нарядпридумать характер : добрый, веселый, серьезный) У меня есть цифры для каждого из вас, вы подойдете ко мне и возьмете их и будете рисовать волшебные цифры. А когда ваши цифры будут готовы, вы сами выберете, где будет жить ваша цифра. Согласны?
2. Выполнение работы. Ученики подходят к учителю, получают шаблоны и приступают к работе. Во время выполнения задания учитель делает целевой обход класса:
1. Контроль за организацией рабочего места учеников.
2. Индивидуальная помощь ученикам при затруднениях.
Когда ребенок закончит свою работу, предложить самому выбрать место для цифры на полотне и приклеить.
. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель 2: – Давайте подумаем, смогли мы помочь царице Математике? ( Да, но она
-Что же нам делать?
-Может мы не все задания выполнили? Забыли что – нибудь?
-Может вы сможете ещё чем-нибудь порадовать царицу? (Да, мы споём для неё песенку)
-Вот теперь мы смогли помочь царице Математике? ( Да, она улыбается).
У каждого из вас лежит звездочка. Если у вас на уроке все получалось, нарисуйте на звездочке улыбку. Если что-то вам не удалось, то нарисуйте серьезное лицо, а если вам не понравился урок, то нарисуйте грустное лицо. ( На доске образцы выполнения
Ученики выполняют задание.
Учитель 1: – У кого на звёздочках нарисованы улыбки, выйдете, пожалуйста, к доске. ( Выходят ученики к доске) Теперь посмотрим, у кого что-то не получилось на уроке и на кружке нарисовано серьёзное лицо. А теперь выйдут те, у кого кружок плачет. ( Если такие есть, то подбодрить тем, что в следующий раз у них все получится
Стук в дверь. Входит почтальон и приносит телеграмму от царицы Математики.
«Дорогие ребята, огромное вам спасибо за ваш труд. Вы навели порядок в моём городе. Вернули всех жителей моего царства. И этим вы мне очень помогли. Теперь я спокойно буду продолжать царствовать в своих владениях. И я искренне надеюсь и верю вам, что в любую минуту вы не оставите меня и моё царство в беде и всегда придёте на помощь. Примите от меня в знак моей благодарности подарок – праздничный торт и памятные медали. Ещё раз большое спасибо всем ученикам 1 «А» класса Григорьевской СОШ ! Удачи вам и успехов в учёбе!»
русский язык и окружающий мир
Правописание безударных гласных в корне слова. Лес зимой.
продолжить обучение написанию гласных в корне слова. Развивать умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.
формировать умения находить проверочное слово путем изменения формы слова, учить находить признаки животных леса, продолжить формирование элементов экологической культуры.
картинки или фотографии с изображением животных леса, Репродукции картин «Утро в сосновом лесу», «Лес», «Лес зимой », «Следы на снегу»; блок – схема алгоритма «Обозначение гласного в корне слова», карточки с написанными гласными буквами, карточки – тесты «Минутка», схема звука – буквенного анализа слов, цветок настроения. Иллюстрация кормушки и птицы (снегири, синицы, воробьи.)
Проверить готовность к уроку. Каждый ребенок на цветок настроения прикрепляет фишку, таким образом, сигнализируя о настроение в начале урока.
2. Актуализация знаний.
– Послушайте стихотворение « Две буквы ». ( Л. Дружининой).
Буква А и буква О
– Нас, ни в чем не виноватых,
Часто путают ребята.
Букве А стоять здесь стыдно,
Ей и больно и обидно.
Вдруг у Лямина Петра
Выползут из – под пера
Больше всех Петруша Лямин
Издевается над нами.
Изуродует он слово –
Пишет через А – карова.
То какая – то «трова»,
То какие – то «драва».
– Скачем мы без всяких правил
Как Петруша нас заставил
Будто мы ему враги,
Хоть из азбуки беги!
– О какой орфограмме нам хотят напомнить буква? Что вам известно о правописании безударных гласных в корне слова?
3. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы будем распознавать безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне, правильно их писать, а помогать нам будут животные леса.
4. Минутка чистописания.
На доске запись: У пеньков опять пять опят. ( Чтение хором.)
У пень ков опять пять опят (Вращение кистями рук.)
Скороговорку вы сказали по порядку, (Растираем руки.)
Теперь всех приглашаем на зарядку. ( Сжимаем руки в кулачки и разжимаем.)
Мелкие шажки – раз, два, три. ( Пальчиками выполняем шаги.)
Легкие прыжки – раз, два, три. ( Пальчики выполняют прыжки.)
Вот и вся зарядка – раз, два, три. ( Растираем руки.)
Мягкая посадка – раз, два, три. ( Пальчики опускаются плавно на стол.)
(Дети говорят хором.)
– Тетрадь правильно кладу,
За посадкой я слежу
С чистотою я дружу
На отлично напишу.
Запишите число, классная работа.
О о А а
Не шуми в лесу. И ты увидишь тишину.
– Как вы понимаете это высказывание? Какую тишину можно увидеть в лесу?
5. Словарная работа.
Давайте войдем в лес и понаблюдаем за его обитателями.
– Я прочитаю загадки, а вы должны найти признаки – отгадки.
Если вы назовете правильный ответ, то я покажу картинку с изображением этого животного. Затем отгадку запишите в тетрадь.
Кто в лесу глухом живет, неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед, а зимой сосет он лапу?
– По каким признакам вы догадались, что это медведь? (Неуклюжий, косолапый, сосет лапу и живет в лесу.) На доске вывешивается картина с изображением медведя.
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет.
– Какие характерные особенности помогли вам отгадать загадку? (Пушистый хвост, мех золотистый, живет в лесу и любит лакомиться курами). Вывешивается изображение лисицы.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги, а от голода – кора.
– Назовите признаки этого животного. ( Быстрые ноги, ест кору, а глаза у него косые.) Вывешивается изображение зайца.
– Как, одним словом можно назвать и лисицу и зайца и медведя? (Животные.)
– От какого слова оно образовано? (От слова «живой».)
– Значит медведь, лисица, заяц – живая природа. К какой группе животных мы можем их отнести? (Это – звери.)
– Что вы можете сказать о словах – ответах? (Это словарные слова. Написание безударной гласной в корне проверить нельзя, значит нужно запомнить.)
– Запишите в тетрадь словарные слова и подчеркните буквы, которые нужно запомнить.
Вывешивается репродукция картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». ( Короткая беседа об изображенных объектах живой природы: деревьях, медведях, которая может послужить подсказкой к следующему заданию.)
– Составьте предложения с 2-3 словарными словами так, чтобы получился короткий рассказ, и запишите его в тетрадь. Заслушивается 2-3 рассказа.
6. Сопоставление ударных и безударных гласных в корне слова.
Вывешивается картина «Лес зимой».
– Какое сейчас время года? (Зима.)
– Назовите признаки зимы в неживой природе. ( Осадки в виде снега, низкие температуры ночью и днем, солнце светит, но не греет, низкое, хмурое небо, лед на реке.)
– Посмотрите на репродукцию картины. Как можно ее назвать? («Лес зимой».)
– По каким признакам вы дали такое название? (Деревья укрыты снегом и под ними сугробы.)
– Известный детский писатель Виталий Бианки называл снег – книгой зимы. Как вы думаете почему?
Вывешивается картина «Следы на снегу».
– Что изображено на ней? (Следы животных на снегу, напоминающие буквы в книге.)
– Одинаковы ли все следы? (Нет, они отличаются формой отпечатанных пальцев.)
– Правильно, если знать какому зверю они принадлежат, то можно сказать, кого мы встретим в лесу.
– Как изменилась жизнь животных леса с наступлением зимы? (Короткое обсуждение.)
– Как люди помогают лесным зверям перезимовать? (Подкармливают, где это возможно.)
– Обратите внимание на текст, написанный на доске, прочитайте его.
Снег называют книгой з.мы. Вот оставил сл.ды заяц. Тут ш.гала л.сиха. По п.ляне прошла л.сица.
– Как вы заметили, в словах пропущены буквы. Давайте порассуждаем, какие буквы надо вставить. Для этого сравним ударные и безударные слоги.
– Сколько слогов в слове ЗИМА? (Два слога, 1 – ый – безударный, а 2 – ой – ударный.)
– Если в слове ЗИМА ударная гласная А, то, как называется пропущенная гласная? (Безударная.)
– Можно ли, не раздумывая, вставить пропущенные гласные? (Нет, так как слышится Е – И.)
– Можно ли такое задание назвать задачей, которую надо решить? (Да.)
– Поможет нашему решению алгоритм, который мы сравним с лесенкой. Шагая по ней, вы сможете решить поставленную перед вами задачу.
7. Новый материал (Работа по алгоритму.)
– Рассуждать будем так: в слове ЗИМА надо проверить первую гласную букву.
ШАГ 1. Безударный – это гласный или нет?
(Да.) Идем по стрелки вниз.
ШАГ 2. Проверяемый? Можно ли изменить слово, чтобы проверить написание буквы?
(Да.) Идем по стрелке вниз.
ШАГ 3. Надо подобрать однокоренное слово, в котором безударная гласная станет ударной. Это слово – ЗИМЫ(множественное число.) Следуя дальнейшей рекомендации, пишем букву И в слове ЗИМА.
Аналогичные рассуждения проводятся со словами: сл.ды, ш.гала, л.сиха, п.ляне, л.сица. ( Устно.)
– Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, поставьте знак ударения в них.
Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали
8. Звукобуквенный анализ слова «зима»
(Работа ведется по схеме для звука – буквенного анализа слов).
9. Закрепление изученного материала.
Игра «Определи безударную гласную».
Показываются карточки со словом. А дети показывают карточку с гласной буквой, которую надо писать. Устно подбирают проверочное слово.
Но/аРА ТРо/аПА Ле/иСНОЙ
ЗВе/иРЯТА Ли/еСЯТА Ло/аСЯТА
Во/аЛЧАТА За/оЙЧАТА Ка/оРМУШКА
– Какое слово по смыслу лишнее? (Кормушка, так как она нужна для птиц, а остальные слова по смыслу связаны с животным миром.)
– Ребята кто из вас изготовил осенью кормушки для птиц и зачем? (Подкармливая птиц, мы сохраняем им жизнь в холодные зимние дни, а с приходом весны птицы защищают наши сады, леса, огороды от вредных насекомых.)
– Чтобы на нашу кормушку прилетело, как можно больше птиц решите карточку – тест, где в словах нужно вставить пропущенные буквы.
За каждую решенную правильно карточку на кормушку прилетит птица:
• 1 – ряд – синицы
• 2 – ряд – снегири
• 3 – ряд – воробьи
Чей ряд не разу не ошибется.
10. Самостоятельная работа
Привожу примеры 4 вариантов карточек – тестов.
Вывешиваются правильные ответы. Проводится взаимопроверка. Выставляют друг другу оценку. Кто получил пятерку, прикрепляют птичку на кормушку. Считаем, сколько сразу прилетело птиц на кормушку. Теперь крепят те, кто написал на четыре. Ваши птички прилетели позже. Считаем сколько птиц, и каких. Не огорчайтесь те, у кого птички не прилетели сегодня на кормушку. Вам необходимо повторить правило.
11. Итог урока.
• Какое правило необходимо повторить ребятам?
• Как проверить написание безударной гласной?
• Отметьте фишками, какое настроение у вас в конце урока.
• Что подняло у вас настроение?
• Что вас огорчило?
русский язык и технология
: Имя прилагательное как часть речи. Вырезание снежинки.
: создание условий для повышения уровня знаний учащихся по предметам за счет использования сведений из разных образовательных областей.
: обобщать знания об имени прилагательном как части речи; упражнять в определении рода, числа, падежа имени прилагательного; повторить синтаксический разбор предложений; обобщать знания учащихся по технологии бумагопластики; закреплять приемы сгибания и вырезания бумаги.
Бумага (квадраты 10х10, 15х15, 20х20), голубые листы, ножницы, клей, фотографии учащихся;
Медиапроектор, экран, компьютер;
Презентация к уроку, музыка из балета Чайковского П. И. « Щелкунчик» (Вальс снежинок)
Толковые словари (В. И Даль и С. И. Ожегов);
Учебник русского языка;
Выставка работ учащихся;
Раздаточный материал (текст домашнего задания).
Игра «Шестой лишний»
Н Д С Р Г В, Т П В Ж Н С, А Ы Е Э И У, К Ф С Ж П Ш, Д И З Р Л В, р в Н т ч х, М З О К О Р, И Ю Я А Е Ё
Посмотрите на снежинку на экране.
II. Актуализация знаний, целеполагание:
1. Работа по обогащению словарного запаса
Что вы о ней можете сказать? Какая она?
Слова какой части речи помогли нам описать снежинку. Сформулируйте тему урока русского языка.
Перечислите предметы, которые мы обычно не используем на уроках русского языка (ножницы, клей, листы белой бумаги). На каком уроке мы используем эти предметы. Как вы думаете, для чего мы приготовили их сегодня?
III. Работа по теме урока: Что же такое имя прилагательное?
1. Работа с текстом
А теперь внимательно прочитайте текст с экрана.
Небо и воздух были полны снежинок. Звёздочки кружились и падали.
Таня стала разглядывать снежинки. У одной лучики, у другой стрелки. Какая красота!
-Что заметили? Как же быть? Что нужно сделать, чтобы текст стал красивее?
В этом вам помогут слова для справок:
Маленькие, пушистые, тонкие, морозные, удивительные, острые, холодные, голубые.
В каком числе стоят все прилагательные? Можно ли их вставить в текст, не изменяя формы?
Давайте прочитаем, что у нас получилось
Пришла холодная зима.
Голубое небо и морозный воздух были полны пушистых снежинок. Маленькие звёздочки кружились и падали.
Таня стала разглядывать удивительные снежинки. У одной тонкие лучики, у другой острые стрелки. Какая красота!
Очень хорошо сказали о зиме и снежинках известные поэты. Мы на внеклассном чтении учили стихи о зиме. Давайте вспомним некоторые из них.
2. Чтение стихов о снежинке
Дети читают стихи, выученные к уроку внеклассного чтения.
Но не только поэты посвящали свои стихи сказочным снежинкам, немало и прозаических произведений о красоте русской зимы. Вот, например, Татьяна Сергеевна Гулуева сказала о снежинках так:
«Тихо падают из облаков на землю красивые снежинки. Планируя, как маленькие парашютики, кружатся они при самом лёгком ветре в волшебном танце. Можно подставить шерстяную варежку и поймать снежинку. Только надо прикрыть нос и рот рукой, чтобы от тёплого дыхания снежная звёздочка не растаяла».
Вам нужно выписать в тетрадь словосочетания прилагательных с существительными, к которым они относятся, выделить окончания прилагательных. ( Первое предложение самостоятельно, второе у доски, третье и четвертое с комментированием)
4. Интересные факты из окружающего мира
Сведения, приготовленные детьми (Детям по группам было дано задание найти одно интересное сведение о снеге). Выступают представители каждой группы.
Уилсон Бентли – американский фермер первым в мире стал фотографировать снежинки, в 1931 году издал альбом своих фотографий, в котором были снимки 2450 ледяных кристаллов
Вес обычной снежинки 0,004 грамма, диаметр 5 мм
Самая большая снежинка, которую увидели 28 января 1887 года в США в штате Монтана, имела диаметр 38 см
Самые крупные снежинки в России выпали 30 апреля 1944 года в Москве. Пойманные на ладонь, они закрывали её почти всю целиком и напоминали красивые страусиные перья.
А сейчас снова посмотрим на экран. Вы видите два столбика. Что общего у слов в первом столбике? А во втором?
В сугробе пушистые
по дороге зимнего
от холода большом
Вам нужно составить словосочетания.
6. Определение рода, числа, падежа имени прилагательного
А сейчас определите число, род и падеж прилагательных. Как это сделать?
7. Составление и разбор предложения
Составьте предложение с одним из словосочетаний. Запись и синтаксический разбор предложения (один ученик у доски).
8. Работа с учебником стр.156, упр. 16
Теперь откройте учебники на стр. 156 и найдите упр. 16. Прочитайте цель. Какие это предложения? Распространите предложения при помощи прилагательных, однокоренных с существительными холод, зима, север. Работать будем по рядам. Первый ряд – первое предложение, второй – второе, третий ряд – третье. ( Три человека у доски самостоятельно).
Повторение правила об имени прилагательном как части речи
Давайте повторим все, что мы знаем об имени прилагательном
Дети встают. На слайде записаны столбики слов, нужно найти лишнее и хлопать в ладоши, когда учитель называет это слово.
9. Списывание стихотворения с заданием
На слайде записано стихотворение. Вам нужно списать его, найти и подчеркнуть прилагательные, выделить окончания.
Дом её на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
10. Работа со словарем.
Мы сегодня много говорили о снежинках. А что же это такое? Ребята нашли определение снежинки в словаре. Дети зачитывают определение снежинки из разных словарей. О каком состоянии воды мы должны знать, говоря о снеге.
11. Повторение знаний о трех состояниях воды.
А теперь давайте вернемся к стихотворению.
Почему же снежинку назвали шестигранной? Что это значит?
В классе у нас есть эксперт, который узнал об этом.
Подготовленный ребенок рассказывает, почему у снежинки 6 лучиков.
По законам физики, при определённой температуре и влажности отдельные молекулы капель воды, находящихся в облаках в газообразном состоянии, могут сгущаться и, минуя жидкое состояние, формировать твёрдую воду – то есть лёд. Молекулы воды соединяются в виде кристалла – фигуры с шестигранной симметрией. Снежинки строятся по одной и той же модели, тогда почему же они все разные? Снежинка движется вверх и вниз в атмосфере, она, то подтаивает, то снова замерзает. Поэтому снежинки меняют свою точную форму. Но, мы должны помнить, что, несмотря на различия между снежинками, у них у всех шестигранная основа.
А сейчас посмотрите, как простой лист бумаги может превратиться в удивительную снежинку. ( Учитель сворачивает лист и вырезает снежинку)
Посмотрите, пожалуйста, правильной ли формы получилась снежинка? (6 лучей)
2. Повторение основных свойств бумаги
Какие свойства бумаги я использовала?
3. Изготовление снежинкипо инструкции
-Хотели бы и вы научиться вырезать такие снежинки?
-Возьмите квадрат любого размера (у детей на столе 3 квадрата 20х20, 15х15, 10х10), согните его по диагонали. Затем еще раз согните пополам, как на образце.
Теперь нужно согнуть по образцу, по пунктирным линиям. Вот что должно получиться.
Сейчас аккуратно ножницами отрежьте лишнюю часть
Кому нужно нарисуйте лучик снежинки карандашом. Вырежьте по карандашной линии.
Разверните вашу снежинку.
(Пока дети рисуют и вырезают снежинки, звучит музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик» «Вальс снежинок»)
-О снежинках писали не только поэты и писатели, композиторы тоже посвящали им свои произведения. Вот, например, музыка известного русского композитора П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик». Она так и называется «Вальс снежинок».
4. Создание коллажа
-У вас получились разные шестигранные снежинки. Все они индивидуальны, нет среди них абсолютно одинаковых. Каждая снежинка в отдельности маленькая и хрупкая, ей трудно одной. А вместе снежное одеяло спасает растения от замерзания.
С неба звёзды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Тонких, как стекло;
А земле тепло!
Вот так и мы с вами. Отдельно каждый из нас – личность, но нам плохо одним, без друзей. Поэтому я предлагаю создать наш дружный снежный ком. На свою снежинку приклейте подготовленные фотографии. Кому же сегодня на уроке было интересно, кто узнал, что-то новое, научился чему-то и хотел бы быть рядом с друзьями, тот может поместить свою снежинку на лист бумаги.
VI. Подведение итогов урока.
-Что вам сегодня запомнилось на уроке?
Вы молодцы! Очень хорошо работали, и поэтому мы многое сегодня повторили, узнали разные интересные факты и научились делать снежинки правильной формы. Большое спасибо за урок!
VII. Домашнее задание.
В конце урока я прошу вас прочитать еще один текст.
В солнечные дни Снежинка радовала своей красотой птиц и зверей. Она загоралась разноцветными огнями. Всем было весело.
Снежинку оберегал отец. Он заботился, чтобы ветер не сдул её. Но однажды топнул мороз своей ледяной ногой. Тысячи снежинок полетели вниз. Отпустил мороз и свою дочь.
Пушистая Снежинка облюбовала себе ветку лохматой ели. Она вместе со своими подружками опустилась на неё.
Точно такой же текст есть у каждого из вас. Это будет домашнее задание.
1. Вырезать из бумаги Снежинку – главную героиню сказки.
2. Придумать продолжение этой истории и записать в тетрадь.
1. Ильенко Л. П. « Опыт интегрированного обучения в начальных классах» /Начальная школа, 1989, №9, с. 8.
2. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. « Анализ современного урока» Практическое пособие ТУ «Учитель», 2002.
3. Мытницкая С. Н. « Мне помогают элементы интегрирования»», «Начальная школа», 2002, №1, стр. 75.
4. Кошмина, И. В. « Межпредметные связи в начальной школе», И. В. Кошмина. М. Владос, 2001г. — 142 с.
5. Кулагин, П. Г. « Межпредметные связи в процессе обучения», П. Г. Кулагин. — М. Просвещение, 1981. — 95 с.
6. Уман А. И. « Дидактические основы конструирования учителем сценария урока», А. И. Уман «Педагогические системы», сборник, ВГПУ. — Волгоград «Перемена», 1993.
7. Подласый И. П. « Педагогика начальной школы»,— М. Владос, 2000г. — 400 с.
8. Кадашникова Н. Ю. « Интегрированные уроки в 1-4 классах», выпуск 2, ТУ «Учитель», 2008г. Серия «Нестандартные уроки в начальной школе».
9. Рудченко Л. И. « Литературное чтение. 1-4 классы», ТУ «Учитель», 2008г. Серия «Нестандартные уроки в начальной школе».
10. Руднянская Е. И. « Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах», ТУ «Учитель», 2006г. Серия «Интегрированные урок.
Татарская культура 1. Культура и быт 2. Национальные блюда 3. Национальная одежда 4. Праздники и обряды 5. Религия 6. Ремёсла 7. Образование 8. Татарская музыка
Культура и быт Наиболее древняя письменность — тюркская руника. С X века по 1927 год существовала письменность на основе арабской графики, с 1928 по 1936 годы использовалась латинская графика (яналиф), с 1936 года вплоть до настоящего времени используется письменность на кириллической графической основе, хотя уже существуют планы перевода татарской письменности на латиницу. Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Языки (диалекты) сибирских татар обнаруживают определенную близость к языку татар Поволжья и Приуралья. Литературный язык татар сформировался на основе среднего (казанско-татарского) диалекта.
Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта. Жилища татар
Национальные блюда Кузикмяки – это горячие лепешки из пресного теста, сложенные вдвое, с любой начинкой: будь то картофель с луком, пшеничная каша с маслом, тыквенное пюре, мак и еще множество вариантов ! Чак-чак — восточная сласть, представляющая собой изделия из теста с мёдом Татарский плов- особой популярность у татар пользуется плов Эчпомчак -в начинку кладут баранину
Национальная одежда Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой — стёганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин — тюбетейка, а поверх неё — полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин — вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь — кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.
Праздники и обряды Как и у многих других народов обряды и праздники татарского народа во многом зависели от сельскохозяйственного цикла. Даже названия времён года обозначались понятием связанным с той или иной работой: сабан өсте — весна, начало яровых; печән өсте — лето, время сенокоса.
Сабантуй Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан – плуг и туй – праздник). Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ, в апреле, сейчас сабантуй устраивают в июне – по окончании сева.
Жыен жыен Его время — после окончания весенних полевых работ и началом сенокоса. В этот праздник жители одних деревень становились гостями других. Отправлявшиеся в гости шили наряды, пекли пироги, везли с собой тушки вяленых гусей. Приезжали на украшенных подводах, въезжали в деревню с музыкой и песнями, дети открывали гостям украшенные полевые ворота. Для каждых вновь прибывших гостей хозяева заново накрывали стол. Под вечер организовывали общий ужин. Во все дни гостевания хозяева топили бани: кунакны хормэше мунча — баня высшая почесть для гостя. Так принято считать у татар. Праздник виен укреплял родственные и дружеские отношения, сплачивал аул и прилегающую округу: люди чувствовали себя в дни этого праздника одной семьёй
Боз карау По старой-престарой традиции татарские села располагались на берегах рек. Поэтому первый бэйрэм — «весеннее торжество» для татар связано с ледоходом. Называется этот праздник боз карау, боз багу — «смотреть лёд», боз озатма — проводы льда, зин киту — ледоход. Смотреть ледоход на берег реки выходили все жители — от стариков до детей. Молодёжь шла наряженной, с гармонистами. На плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому. В синих весенних сумерках далеко были видны эти плывущие факелы, а вслед им неслись песни.
Свадебные обряды Свадебные обряды Свадебные обряды татар настолько разнообразны, что рассказать обо всех невозможно. Всякому бракосочетанию предшествовал сговор, в котором со стороны жениха участвовал яучы (сват) и кто-либо из старших родственников. Если родители невесты давали согласие на брак, в ходе сговора решались вопросы о размерах калыма, о приданом невесты, о времени проведения свадьбы, количестве приглашенных гостей. После заключения “брачного договора” невесту называли ярашылган кыз – сосватанная девушка. В течение 3-5 недель стороны готовились к свадьбе. Жених собирал калым, покупал подарки невесте, ее родителям и родственникам, подушки, перины и прочий скарб. Невеста завершала подготовку приданого, собирать которое начинала с 12-14 лет. Его составляли самотканые платья, нижнее белье, а также подарочная одежда для жениха: вышитые рубахи, штаны, шерстяные носки и т.п. Родственники обеих сторон были заняты организацией предстоящей свадьбы.
Религия и верования Существовала вера в различных духов-хозяев: воды – суанасы, леса – шурале, земли – жир анасы, домового ой иясе, хлевного – абзар иясе, представления об оборотнях – убыр. Производились моления в рощах, которые назывались кереметь, считалось, что в них обитает злой дух с таким же названием. Существовали представления и о других злых духах – джинах и пери. За ритуальной помощью обращались к йемчи – так называли знахарей и знахарок. Верующие татары, за исключением небольшой группы кряшен (в том числе нагайбаков), которые были обращены в XVI—XVIII веках в православие, мусульмане-сунниты.
Ремёсла ремёсла В основе ичижного промысла как массового производства изделий татарской узорной обуви из кожи — сапог (читек, ичиги) и туфель (башмак, чувэк) лежат традиции художественной обработки кожи в технике мозаики — каюлы кун, редко — тиснения. Обувь создается из узорных разноцветных кусочков кожи (сафьян, юфть), сшитых встык, с применением уникальной техники ручного шва, тачающего и одновременно украшающего изделие. Массовое распространение у татар получило ювелирное ремесло. Это было связано с высоким уровнем его развития, начиная еще с эпохи Средневековья, сохранением традиций как в технологии производства, так и в оформлении украшений. Ювелиры работали с золотом (алтын), серебром (комеш), медью (бакыр) и их сплавами.
Образование У татар есть школьное образование на татарском языке. Ведётся по общероссийской программе и учебникам, переведённым на татарский язык. Исключения: учебники и уроки русского языка и литературы, английского языка и других европейских языков, ОВС, команды на уроках физкультуры могут быть на русском языке. Также есть татароязычное образование в некоторых факультетах казанских вузов, и в детских садах. Светская школа с десятилетним периодом обучения начала существовать у татар с введением обязательного среднего образования для всех граждан СССР. До этого роль образовательных учреждений выполняли медресе.
Татарская музыка Национальная музыка татар – народа Евразии с многовековой историей и самобытной культурой – является неотъемлемой частью мировой цивилизации. Эмоциональное содержание и музыкальная стилистика ее в наиболее концентрированном виде проявляются в лирической протяжной песне, представленной здесь в интерпретации признанных мастеров народного музыкального исполнительства. Но традиционная песня – не только памятник народной песни; она и сегодня звучит в радио- и телепередачах, концертных программах. Знакомство с татарской музыкой позволит Вам лучше понять духовную культуру народа с богатой исторической судьбой.