Современный образовательный стандарт фокусирует внимание на личных и деловых качествах педагога. Рассказываем, какими компетенциями должен владеть педагог и как их правильно формировать.
Коробкина Нина Марковна
МОУ «СОШ№1 города Валуйки» Белгородской области
Предъявление педагогических требований.
Педагогические требования в нашем понимании – это предъявление школьнику культурной нормы отношения к человеку, труду, науке, прекрасному, к обществу. Нацеленная на развитие и формирование ценностных отношений к ним, как интегральным объектам, это и является процессом воспитания.
Ученику начальных классов недостаточно сказать какое-либо знание или норму поведения и сообщить, что ему делать в одном случае правильно, а в другом – неправильно. Любое знание, которое передается от одного любого человека к другому, не по собственному желанию, потому что данное знание находит свое место соответственно как данность и неизбежность. И человек, который воспринимает подобную норму, нельзя сказать что он свободен в выборе, исходя из этого у человека могут возникать внутренние протесты. « Ребенок должен делать то, что хочет, но хотеть он должен то, что хочет педагог».
первых правил технологии по поводу предъявления педагогического требования имеет смысл: что до логического конца, должно быть доведено данное правило. При неоднократном повторении подобных ситуаций, когда просьба забывается, у детей формируется устойчивое отношение к требованию как необязательному для выполнения.
Четкой инструктивной программой действий должно подкрепляться требование – это гласит . Гарантией успеха является в основном подробная и продуманная инструкция.
Из опыта моей работы: «Это применяется в каждой школе, классе. Определяется круг обязанностей, детям даются поручения: дежурный обязан содержать доску в чистоте, цветовод полить цветы, но контроль лежит на классном руководителе. Но я уверена, что если учитель пройдет 2-3 раза мимо грязной доски, неотмеченного календаря, не политых цветов не сделав замечание, то дети будут считать эти обязанности формальными и в конце концов учителю после очередной взбучке или ожидая проверки придется это делать самому, не нанося тем самым непоправимый вред воспитательному процессу. Дети поймут, что слушать такого учителя необязательно и поручения можно не выполнять, потому что они все равно не контролируются. И в то же время необходимо отмечать все успехи детей в выполнении поручений и их обязанностей. Желаю вам как в награду услышать: «Можно я еще подежурю».
– основано на том, что на данный момент развития ребенка – требование должно быть доступным.
Единые педагогические требования учителей и родителей к школьникам
К внешнему виду
Следить за чистотой, опрятностью своей одежды и обуви, быть аккуратно причесанным.
В торжественных случаях (праздники, сборы, пионерские линейки и т. д.) приходить в школу в праздничной форме.
На уроки физкультуры и занятия в спортивных секциях приходить в спортивной форме.
На уроках труда, субботниках, трудовых десантах быть в рабочей форме.
К поведению в школе
Приходить в школу своевременно, без опозданий.
При входе в школу вытереть обувь, мальчикам — снять головной убор.
Не приносить в школу предметы, игрушки, отвлекающие от занятий.
В школе после уроков остаются учащиеся, занятые общественной работой, работой в кружках, спортивных секциях и т. д.
Соблюдать гигиенические нормы и правила поведения, бережно относиться к школьному имуществу, поддерживать чистоту и порядок в классных комнатах, учебных кабинетах, коридорах.
К поведению на уроке
Своевременно готовить к занятиям необходимые учебные принадлежности, занимать со звонком свое место.
В процессе урока внимательно слушать объяснение учителя и ответы одноклассников.
На уроках напряженно работать, проявлять упорство, настойчивость, трудолюбие.
Бережно относиться к учебникам, книгам, тетрадям, дневникам, учебным принадлежностям. Отвечать за чистоту и порядок на своем рабочем месте в классе, кабинете, мастерской.
К поведению на переменах
Завтракать и обедать в установленное режимом время.
К директору, его заместителям, в учительскую входить только с разрешения старших.
Во время отдыха находиться недалеко от классного помещения, чтобы со звонком занять свое рабочее место.
К поведению в общественных местах
Соблюдать чистоту, вести себя скромно и прилично.
На улице соблюдать правила движения.
В транспорте уступать места старшим, не толкаться, разговаривать вполголоса.
Внимательно относиться к окружающим, проявлять сдержанность и уважение.
Бережно относиться к зеленым насаждениям.
К поведению на массовых мероприятиях, праздниках
Во время проведения мероприятия соблюдать высокую культуру поведения, проявлять сдержанность, уступчивость в обращении с окружающими.
В случае необходимости уступать место взрослым, мальчикам предлагать места девочкам.
На общественных мероприятиях нельзя есть конфеты, семечки и пр.
После окончания мероприятия первыми выходят гости, взрослые, девочки, последними — мальчики.
К поведению дома
Аккуратно, самостоятельно выполнять домашние задания.
Соблюдать установленный в семье режим дня.
Принимать активное участие в ведении домашнего хозяйства.
Поддерживать чистоту в доме, содержать в порядке свои вещи, постель, рабочее место, соблюдать гигиенические нормы.
Заботиться о своем физическом развитии: заниматься утренней гимнастикой, спортом; закаляться.
Внимательно, чутко относиться к родителям, старшим членам семьи, заботиться о младших. Уходя из дома, предупреждать: куда, зачем; сообщать время возвращения.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат № 1
(МБОУ Купинская школа-интернат№ 1)
«Требования к современному уроку
в условиях введения ФГОС третьего поколения»
это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования. Введение ФГОС НОО и ООО в 2021 году Приказ Министерства просвещения №287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», 31 мая 2021г.
С 1 сентября 2022 года во всех школах РФ ввели ФГОС третьего поколения.
ФГОС третьего поколения предполагает:
1. Уменьшение объема академических часов
2. Исключение из состава обязательных учебных предметов второго иностранного языка.
3. Вариативность возможности изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы.
4. Более конкретные и единые требования к результатам обучения обеспечат системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
ФГОС во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. Рассмотрим, какие типы уроков по ФГОС предложены в методике, в чем их предназначение и какие виды и формы предлагают нам новые требования
Основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2021
1) Впервые вводится ФГОС НО и ООО (5-9 классы) одновременно.
2) Четко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
3) Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков.
4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
5) Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков .
6) Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников.
7) Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определенный год обучения.
8) Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами.
9) Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены.
10) Расширяются возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания.
11) Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации.
12) Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут.
13) Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной.
14) Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности.
15) Определено базовое содержание программы воспитания
Требования к современному уроку по ФГОС
Основные типы уроков в школе по ФГОС
Новые образовательные стандарты предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Структура урока обретения новых знаний
Тип №2. Урок рефлексии
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Как педагогу общаться с детьми.
Этот вопрос встает перед каждым учителем независимо от того в первый, десятый или сотый раз он входит в класс. Растут и изменяются дети, один день отличается от другого, изменяется сам учитель. Между тем общение преподавателя со школьниками занимает ведущее место в их взаимоотношениях. Через канал общения транслируется ученикам человеческая культура, осуществляется ими освоение основ наук, характер общения влияет на выработку и формирование ценностного отношения детей ко всему спектру окружающей действительности.
Стиль общения педагога с учениками существенным образом определяет восприятие последними личности учителя, возникновение симпатии или антипатии к нему, желание совместно трудиться и т.д. педагогическая профессия специфична по своей природе, и, естественно, особыми должны быть отношения между участниками педагогического процесса. Своеобразие педагогического труда в первую очередь обуславливается тем, что мы имеем дело с детьми, только вступающими в наш взрослый мир. Поэтому подходить к ним нужно, как замечал А. С. Макаренко, с особо тонкой инструментовкой, чтобы не ранить душу ребенка обидным словом, взглядом или жестом, а суметь поддержать его, помочь ему освоить этот новый и большой мир.
Ребенок, осваивая окружающий мир, приобщается к культурному наследию прошлого и настоящего. Динамика этого процесса развивается во времени и сопровождается постоянным усложнением этических, социальных и личностных связей субъекта с окружающей действительностью.
Педагогическое требование – это предъявление школьнику культурной нормы отношения к человеку, труду, науке, прекрасному, обществу.
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
На основании данных документов в школе разработаны следующие локальные акты:
В этих документах сформулированы педагогические требования ко всем участникам образовательного процесса педагогам – ученикам – родителям.
Все их можно разделить на группы:
Особое внимание хотелось бы обратить на выделенные пункты
Дисциплина в образовательном учреждении
“Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов.
Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается”.
Закон РФ “Об образовании*’, ст.15, п.6)
Формами психического насилия являются:
“Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или), психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника) является основанием для увольнения педагогического работника по инициативе администрации”.
(Закон РФ “Об образовании”, ст.56)
Как предъявлять педагогическое требование
Ребенку не достаточно сообщить какое-либо знание или норму поведения и сказать, что делать так правильно, а иначе неправильно. Всякое знание, передаваемое от одного человека к другому, насильственно, поскольку оно существует как данность и неизбежность. Человек, воспринимающий подобную норму, не свободен в выборе, и поэтому у него могут возникать ( и возникают) внутренние протесты. Отличие отношения состоит в том, что оно всегда субъективно свободно: человек (и взрослый, и ребенок), лично переживая ситуации, основываясь на собственных впечатлениях, сам принимает решения отношенческого характера.
Основы отношенческих реакций необходимо сформировать к пяти-двенадцати годам. Поэтому вклад родителей и педагогов в этот процесс трудно переоценить, так как, общаясь с ребенком, они закладывают фундамент его будущих, усложняющихся множественными факторами отношений.
Для их развития мы предъявляем разнообразные требования к детям, поднимая при этом на новый социальный уровень. Замети, что предъявление требования сочетается с уважение; если родители и учителя нетребовательные, то это характеризует их беспечность по отношению к воспитанникам. Уважение к ребенку проявляется в постоянном усложнении требований, предъявлении все более высоких норм поведения и культуры. Этот процесс также сопряжен с ответственностью воспитателей за судьбы воспитанников.
Требования можно разделить на статические и динамические.
представляют собой высокоразвитую норму отношения или поведения человека в обществе (отношение к людям, труду, Родине). Эти требования выполняют роль маяков, к которым мы стремимся на протяжении всей своей жизни.
– выступают как этапные, постепенно усложняющиеся, направленные на достижение статической нормы. (отношение к человеку, конкретизируется через ситуации взаимодействия с мамой, отцом и т.д.
Технология предъявления педагогического требования.
Реализации перечисленных технологических правил способствует соблюдение педагогом (или родителями) ряда условий:
Перечисленные технологические правила и условия позволяют формировать у детей позитивное отношение к требованию.
Какими личностными качествами должен владеть педагог
Знания в современном мире расширяются и приобретают новые форматы, поэтому педагог должен уделять время самообразованию. Проводить уроки по старым конспектам теперь невозможно: меняются технологии и стратегии преподавания, появляются современные инструменты и сервисы, каждое новое поколение детей отличается от предыдущего.
Повышение квалификации не должно быть формальностью. Потребность в саморазвитии — это внутренняя потребность педагога, если он не развивается, он не сможет вдохновить на развитие никого другого. Более подробно о том, зачем учителю учиться, читайте в статье.
Умение выстраивать коммуникации
Навык взаимодействия и построения эффективных коммуникаций пригодится и при общении с родителями детей. Это значимое качество для профессиональной деятельности учителя. В работе часто приходится выяснять, почему у ребенка возникли проблемы в обучении или социальной адаптации, уточнять мнение родителей, их возможности в плане взаимной поддержки и координировать план действий.
Основные правила взаимодействия с родителями и детьми:
В общении с родителями учитель должен не только уметь обсуждать проблемы ребенка, выяснять причины происходящего, но и принимать решения о дальнейших действиях. Здесь пригодятся знания педагогики, социологии, психологии социального конфликта.
Творчество в работе педагога проявляется на разных уровнях: это разработка собственной стратегии преподавания и взаимодействия с учениками. Использование оригинальных методик и построение интересного плана урока — тоже творчество.
Все дети разные, поэтому к каждому требуется особый подход. Если учитель умеет выстроить образовательный процесс таким образом, что каждому ребенку будет интересно, — это творчество.
Для педагога это важнейший личностный навык. Нередко детям приходится повторять одно и то же много раз. Более того, все образовательные программы построены на освоении, повторении и закреплении материала. Сохранить спокойствие и выработать повышенное терпение помогают специальные психологические практики. Терпение в процессе воспитания приносит свои плоды, достаточно только подождать.
Это качество, которое учитель должен не только активно проявлять сам, но и привить своим ученикам.
Настоящий учитель умеет видеть и чувствовать ребенка, его желания и потребности. Оставаться равнодушным опасно, это может не только затормозить образовательный процесс, но и привести к прямым конфликтам в классе. Учитель должен быть готов помочь ученику как в учебе, так и в решении личных проблем, дать совет, выделить время для разговора, привлечь при необходимости других специалистов.
Важно отличать потребности от капризов, выяснять причину поведения ребенка и работать с ним дальше с ее учетом. При этом надо оставаться другом, а не превращаться в строгого судью.
Педагог постоянно работает с людьми, поэтому без любви к работе сложно будет демонстрировать достойный пример своим ученикам. Стать хорошим учителем, постоянно обучаться новому и развиваться можно, только если любишь свою профессию.
Дети чутко воспринимают настроения взрослых, подкупить их невозможно. Любовь к детям и своему предмету не требование, а необходимость для учителя.
Какими профессиональными навыками должен владеть педагог
Комфортная среда создает атмосферу сотрудничества, помогает выстраивать дружественное общение с учениками и способствует организации эффективного образовательного процесса. Если учитель все сделал правильно, ученик готов свободно высказывать собственное мнение. Среди множества точек зрения, возражений и дискуссий рождается истина, ребенок учится ее находить, а учитель уважительно слушает и не допускает пренебрежения.
Однако важно соблюсти баланс: при обсуждении учебных тем и в любом неформальном общении с ребенком педагог должен уметь устанавливать дистанцию, не допускать фамильярности, оставаясь при этом для учеников другом, которому можно доверить все, что думаешь.
Вовлечение класса в учебный процесс
Качество учебной деятельности оценивают по уровню вовлеченности детей в учебный процесс. Чтобы ребенку было интересно учиться, педагог должен четко ставить перед собой цель урока. Для знакомства с новым материалом используют одни инструменты и методы, для закрепления или работы над ошибками — другие. Это могут быть:
Хороший учитель знает их и применяет по назначению.
Заинтересовать детей поможет и техническое оснащение кабинета. На уроке учитель может использовать не только стандартные доску, стенды и наглядные пособия. Все больше школ получают современное оснащение — интерактивные доски, проекторы, компьютеры, — что позволяет использовать цифровые форматы и дает доступ к онлайн-ресурсам. Повысить уровень вовлеченности помогает способность учителя заинтересовать детей за счет использования новых методов, технологий, индивидуальных разработок, нестандартных подходов к привычным вещам. Например, интерактивная платформа поможет в игровой форме закрепить полученное знание. А включение в учебную деятельность игрового момента добавит соревновательный аспект.
Стратегическое планирование и подбор учебных материалов
Учитель должен уметь подбирать учебный материал так, чтобы каждый из детей разобрался в теме урока. В классе могут быть дети с разными способностями, это необходимо учитывать при составлении плана урока.
Один из навыков грамотного преподавателя — умение заинтересовать всех детей в классе без исключения. Учитель должен понимать, как сделать так, чтобы не было скучно успевающим ученикам и не отстранились от обсуждения темы те дети, кому новые знания даются не так легко. Поможет стратегия перехода от простого к сложному, когда постепенно в обсуждение включаются все ребята. При закреплении темы эффективна работа в парах или группах.
Интерактивных инструментов в образовательном процессе становится все больше, они дают широкие возможности для привлечения внимания детей. Речь не только о стандартной компьютерной грамотности. Учитель должен понимать, какие цифровые инструменты окружают детей, по каким технологиям им удобнее и привычнее работать, тогда коммуникация между учителем и учениками будет эффективнее, а обучение быстрее принесет запланированный результат.
Кроме того, задача учителя — объяснить детям, как оперировать большими данными, структурировать и выделять из полученной информации главное, соблюдать правила безопасности в информационном потоке.
Применение формирующей оценки
Такая оценка формирует умение анализировать свою деятельность, развивает способность к рефлексии, отражает все образовательные достижения ученика.
Оценка педагога должна измерять, что ученики освоили, а что еще необходимо закрепить. Например, после контрольной учитель понял, что часть материала усвоена хорошо, а часть требует дополнительной работы. В такой ситуации педагог планирует дальнейшие занятия так, чтобы плохо усвоенный материал снова повторяли на уроках, несмотря на то, что класс перешел к новой теме.
Компетентность педагога проявляется и в самооценке — это способность поставить оценку и себе за то, что удалось реализовать на уроках, а над чем следует поработать.
Оценка настроений ребят в классе
Педагог должен чувствовать настроение детей и общую атмосферу в классе. Это непосредственно влияет на продуктивность обучения. Бывает, что даже успевающий ребенок под воздействием внешних факторов не в состоянии воспринимать учебный материал. Здесь учитель выступает как личностный воспитатель или социальный педагог, приходит на помощь ребенку при необходимости, поддерживает, а не указывает и требует.
Оценить, прочувствовать настрой детей можно при личном общении. Но это совершенно не значит, что за детьми нужно устанавливать контроль и нарушать личные границы. При необходимости учитель может обратиться за советом к школьному психологу.
Поддержание имиджа и профессиональной этики
В современной российской школе существуют требования к внешнему виду учителя. Они запрещают носить слишком откровенную, неопрятную одежду, вещи из прозрачных материалов, укороченные модели. Как правило, одежда педагога — это деловой костюм или платье, строгая блузка, юбка или брюки.
Речь преподавателя должна соответствовать литературным нормам. Так педагог показывает пример конструктивного общения и взаимодействия в обществе. Стоит избегать оценочной лексики, резких высказываний, бранных слов.
Иногда при правильной оценке ситуации учитель может использовать сленговые слова или номинации из лексики детей, чтобы наладить с ними близкий контакт. Это ни в коем случае не должны быть ругательные или экстремистские понятия. Если педагог не знает значения слова, которое употребил ребенок, помогает смекалка, чувство юмора, умение сменить тему разговора.
Тип №4. Урок развивающего контроля
: научить детей способам самоконтроля и , формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Структура урока развивающего контроля
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
Таким образом, современный урок направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий, на достижение личностных результатов, развивает у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути решения возникших проблем, контролировать и оценивать свои достижения. Педагог, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого обучающегося – это все и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!
Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Структура урока систематизации знаний
Единые требования к педагогу
Выполнение обязанностей, определенных Законом РФ «Об образовании»,
Уставом школы, должностными инструкциями:
1. Добросовестно исполнять должностные обязанности, возложенные трудовым договором.
2. Соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся.
3. Незамедлительно сообщать директору школы о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровья людей, сохранности имущества школы.
4. Бережно относиться к имуществу школы и других работников.
5. Применять необходимые меры к обеспечению сохранности оборудования и имущества школы, воспитывать бережное отношение к ним со стороны учащихся, заботиться о лучшем оснащении своего рабочего места.
6. Выполнять Устав школы, локальные правовые акты школы, правила внутреннего трудового распорядка, другие требования, регламентирующие деятельность школы.
7. Уважать права, честь и достоинство всех участников образовательного процесса.
8. Осуществлять обучение и воспитание учающихся с учётом специфики преподаваемого предмета, проводить уроки, групповые, индивидуальные консультации и другие учебные занятия в закреплённых за ним по распределению учебной нагрузки классах, обеспечивать во время занятий порядок и дисциплину.
9. Реализовывать применяемые в школе образовательные программы в соответствии с учебным планом, собственным поурочным планом и расписанием занятий, использовать при этом разнообразные приёмы, методы и средства обучения.
10. Обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.
11. Вести в установленном порядке классную документацию,осуществлять текущий контроль посещаемости и успеваемости обучающихся, выставлять оценки в классный журнал, своевременно представлять администрации школы отчетные данные.
12. Создавать творческие условия для получения глубоких и прочных знаний, умений и навыков учащихся, обеспечивать сотрудничество с учащимися в процессе обучения и во внеурочной работе.
13. Повышать свою квалификацию не реже одного раза в 5 лет.
14. Участвовать в работе педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы.
15. Воспитывать учащихся на основе общечеловеческих ценностей, демократии и гуманизма.
16. Поддерживать постоянную связь с родителями (законными представителями) учащихся.
17. Предоставлять возможность администрации школы посещать уроки, групповые и индивидуальные консультации, индивидуальные занятия, внеклассные мероприятия для осуществления внутришкольного контроля в соответствии с планом работы школы.
18. Дежурить по школе в соответствии с графиком дежурств, в перерывах между занятиями, а также за 30 минут до начала и в течение 20 мин. по окончании уроков.
19. Проходить периодические бесплатные медосмотры.
20. Соблюдать этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению учителя.
22. Вносить предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса, доводить до сведения администрации школы обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся.
23. Учитель служит для обучающихся образцом тактичного поведения, умения общаться, уважения к собеседнику, поведения в споре, справедливого, ровного и равного отношения ко всем обучающимся.
24. Дисциплина в Школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся.
25. Учитель не отождествляет личность обучающегося с личностью и поведением его родителей, так как ребенок не выбирает своих родителей.
26. Учитель не отождествляет личность ученика со знанием (или незнанием) преподаваемого предмета.
27. Учитель обещает что-либо только тогда, когда уверен, что может это выполнить.
28. Учитель является для обучающихся примером пунктуальности и точности, а его внешний вид – образцом для подражания.
29. Учитель помнит, что по поведению отдельного учителя обучающиеся, родители (законные представители) и общество судят о Школе в целом.
Требования к учителю на уроке:
1. Рабочий день учителей должен начинаться не позднее, чем за 10 минут до начала занятий, за 5 минут до начала урока учитель обязан открыть свой кабинет.
В течение учебного времени учителя приступают к очередным урокам со звонком, опоздание учителя на урок считается нарушением трудовой дисциплины.
2. Учитель обязан соблюдать единые педагогические правила для педагогов, работающих в одном классе:
· урок начинается и заканчивается по звонку
· каждая минута урока используется для организации активной познавательной деятельности учащихся
· воспитательная функция урока органически связана с образовательной, развивающей.
· воспитание на уроке осуществляется через содержание, организацию, методику урока, влияние личности учителя
· учитель в самом начале урока (орг. момент) требует полной готовности учеников к уроку, наличия учебных принадлежностей, внимания.
· требования к оформлению и ведению тетрадей, дневников основывается на едином орфографическом режиме, вырабатываемом на педагогическом совете и методических объединениях учителей – предметников.
· учителя физической культуры отслеживают явку учащихся, освобожденных от занятий физкультурой после болезни.
· во время перемены учитель находится с детьми и отвечает за их жизнь и здоровье.
3. Обращение к учащемуся должно быть уважительным;
· Учитель вырабатывает спокойный, сдержанный тон. Регулирование поведения учащихся достигается взглядом, изменением тембра голоса, молчанием и другими педагогическими способами;
· Категорически запрещается крик, оскорбление ученика. Их альтернатива – спокойное требование, спокойный тон, выдержка. Учитель не имеет право удалять учащихся с уроков, не может не допускать опоздавших до занятий. В случае отсутствия на уроке учащегося учитель принимает незамедлительные меры по выяснению причин и сообщению родителям (законным представителям).
· Учитель обязан соответствовать требованиям, предъявляемым к соответствующим квалификационным характеристикам.
4. В период организации образовательного процесса (в период уроков) запрещается:
– снижать оценку за отсутствие учебника или учебного пособия, за нарушение обучающимся дисциплины на уроке;
– выставлять ученику оценку «2» за отсутствие учебника или тетради или за нарушение обучающимся дисциплины на уроке;
– изменять по своему усмотрению расписание уроков (занятий) и график работы;
– отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перерывов (перемен) между ними;
– отвлекать педагогических и руководящих работников школы в учебное время от непосредственной работы, вызывать или снимать их с работы для выполнения общественных обязанностей и проведения разного рода мероприятий, не связанных с производственной деятельностью;
– созывать в рабочее время собрания, заседания и всякого рода совещания по общественным делам.
Педагогическому работнику запрещается:
– передавать персональные данные об обучающемся и его родителях (законных представителей) третьей стороне без письменного согласия родителей (законных представителей);
– разглашать сведения личной жизни обучающегося и его семьи;
– унижать в любой форме на классных родительских собраниях родителей (законных представителей), дети которых отстают в учебе;
– использовать выражения, осуждающие поведение родителей (законных представителей), дети которых отстают в учебе;
– выносить на обсуждение родителей (законных представителей) конфиденциальную информацию с заседаний педагогического совета, совещаний и т.п.;
– обсуждать с родителями (законными представителями) выступления своих коллег по Школе;
– манипулировать детьми, использовать их для достижения собственных целей;
– повышать голос, кричать на ученика, родителя (законного представителя), коллегу;
– терять терпение и самообладание в любых ситуациях;
– нарушать требования образовательной программы Школы, должностную инструкцию, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор;
– допускать в общении с коллегами, родителями (законными представителями) и обучающимися ненормативную лексику;
– курить в помещении Школы;
– поручать обучающимся сбор денежных средств;
– сравнивать материальное положение семей обучающихся;
– сравнивать результаты успеваемости детей в классе;
– допускать оскорбления обучающимися друг друга в своем присутствии;
– допускать выражения, оскорбляющие человеческое достоинство обучающегося независимо от возраста;
– допускать в любой форме оскорбления, относящиеся к национальной или религиозной принадлежности обучающегося;
– применять по отношению к обучающимся меры физического, психического или психологического насилия над личностью;
– допускать в любой форме оскорбления, выпады или намеки, касающиеся физических недостатков обучающегося;
Поиск по сайту:
Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ
Как формировать и развивать необходимые навыки
Личностные качества развиваются задолго до прихода в профессию, однако все поддается коррекции в процессе работы. А профессиональные навыки учитель получает и расширяет постоянно:
Если учитель понимает важность своей профессиональной компетентности и стремится к самообразованию, он успешно использует все предложенные ему возможности. Образованный и постоянно развивающийся педагог способен подобрать оптимальные инструменты для передачи знаний, чувствовать настроение класса и управлять им, повышая эффективность обучения.