«Безопасность в сети Интернет»
(в рамках проведения единого урока безопасного Интернета)
Выполнила: Нусратуллина О. Э.,
МОУ «Коррекционная школа-интернат г. Катав-Ивановска»
: изучить опасные угрозы сети Интернет и методы борьбы с ними;
познакомиться с понятием «Интернет», «Вирус», изучить приемы безопасности при работе в сети Интернет;
развитие интереса к предмету, информационной культуры; формирование приёмов логического мышления; развитие способность анализировать и обобщать, делать выводы;
воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие навыки групповой работы, сотрудничества;
соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке;
Развивать универсальные учебные действия:
: Формирование культурного пользователя Интернета. Развитие навыка постановки задачи и нахождения способа её решения. Формирование навыков критического мышления. Способствование всестороннему и гармоничному развитию каждого ребёнка.
: Освоение способов регуляции действий при работе в группе, организация и осуществление сотрудничества с учителем и учащимися. Усвоение умений принимать решения в конкретной жизненной ситуации.
: Овладение основами безопасного пользования интернет – сетями.
Дидактические основы урока
словесные, наглядные, практические.
объяснение нового материала.
Формы учебной работы учащихся:
ПК, проектор, экран, 6 компьютеров, тетради, презентация «Безопасность в сети Интернет».
В современное время средства коммуникации стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Число пользователей Интернета неуклонно растет с каждым днём, а самыми активными среди них являются молодые люди, подростки и дети. Именно поэтому учить грамотно и безопасно проводить время в сети Интернет на сегодняшний день необходимо.
Зачастую уже с юного возраста дети могут находиться в мировой сети без контроля взрослых. Между тем, перечень рисков, с которыми можно столкнуться, достаточно обширен: проникновение вирусов и вредоносных программ, мошенничество, кража личной информации, оскорбления, преследования, домогательства к детям.
Итак, наше сегодняшнее мероприятие посвящено проблеме безопасности при использовании сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз. И тему нашего занятия вы видите на экране «Безопасность в сети Интернет».
– это объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов.
На сегодняшний день практический каждый человек, так или иначе, пользуется сетью Интернет. Возможности Интернет безграничны: учеба, поиск необходимой информации, перевод денежных средств, отдых и многое другое. Однако, многие пользователи даже не задумываются о том, какая опасность поджидает нас во всемирной паутине.
Давайте подумаем и вспомним, какие угрозы вы уже встречали во время работы за компьютером, а может, о каких-то угрозах, вы слышали от своих друзей? (ответ учащихся)
А теперь давайте обратимся к статистике в сети Интернет. Рейтинг самых опасных угроз распределяется следующим образом
Как вы видите, угроз достаточно много и все они связаны между собой, например, из-за халатности сотрудников может произойти кража информации, а кража информации в свою очередь, может быть связана с финансовым мошенничеством.
Но, конечно же, лидером среди угроз являются вирусы. Давайте посмотрим, что такое вирусы, и какими они бывают.
(Слайд 4) Компью́терный ви́рус — разновидность компьютерных программ или вредоносный код, отличительной особенностью которых является способность к размножению (саморепликация).
(Слайд 5) Классификация
В настоящее время не существует единой системы классификации и именования вирусов. Принято разделять вирусы на следующие группы.
(Слайд 6) По поражаемым объектам
Это вирусы-паразиты, которые при распространении своих копий обязательно изменяют содержимое исполняемых файлов, при этом файлы, атакованные вирусом, в большинстве случаев полностью или частично теряют работоспособность)
Это компьютерные вирусы, записывающиеся в первый сектор гибкого или жесткого диска и выполняющиеся при загрузке компьютера.
Требуют наличия одного из скриптовых языков (Javascript, VBScript) для самостоятельного проникновения в неинфицированные скрипты.
Это разновидность компьютерных вирусов разработанных на макроязыках, встроенных в такие прикладные пакеты ПО, как Microsoft Office.
Вирусы, поражающие исходный код. Вирусы данного типа поражают или исходный код программы, либо её компоненты (OBJ-, LIB-, DCU- файлы) а так же VCL и ActiveX компоненты.
(Слайд 7) По поражаемым операционным системам и платформам
(Слайд 8) По технологиям, используемым вирусом
Вирус, который при заражении новых файлов и системных областей диска шифрует собственный код.
Вирус, полностью или частично скрывающий свое присутствие в системе, путем перехвата обращений к операционной системе, осуществляющих чтение, запись, чтение дополнительной информации о зараженных объектах (загрузочных секторах, элементах файловой системы, памяти и т. д.)
Программа или набор программ для скрытия следов присутствия злоумышленника или вредоносной программы в системе.
(Слайд 9) По языку, на котором написан вирус
(Слайд 10) По дополнительной вредоносной функциональности
Программы, которые устанавливает взломщик на взломанном им компьютере после получения первоначального доступа с целью повторного получения доступа к системе
Spyware — программное обеспечение, осуществляющее деятельность по сбору информации о конфигурации компьютера, деятельности пользователя и любой другой конфиденциальной информации без согласия самого пользователя.
Это компьютерная сеть, состоящая из некоторого количества хостов, с запущенными ботами — автономным программным обеспечением. Обычно используются для нелегальной или неодобряемой деятельности — рассылки спама, перебора паролей на удалённой системе, атак на отказ в обслуживании.
Каждый день появляются все новые и новые вирусы. Вам необходимо знать, что создание и распространение вредоносных программ (в том числе вирусов) преследуется в России согласно Уголовному кодексу РФ (глава 28, статья 273).
Также в нашей стране существует доктрина информационной безопасности РФ, согласно которой в России должен проводиться правовой ликбез в школах и вузах при обучении информатике и компьютерной грамотности по вопросам защиты информации в ЭВМ, борьбы с компьютерными вирусами, детскими порносайтами и обеспечению информационной безопасности в сетях ЭВМ.
По инициативе Европейской комиссии в 2004 году был учрежден праздник Международный День безопасного Интернета (Safer Internet Day). И с тех пор вышел далеко за пределы Европы. Его отмечают более 70 стран мира, в том числе и Россия. Отмечается ежегодно во второй вторник февраля.
Его цель – пропаганда более безопасного и более ответственного использования онлайн-технологий и мобильных телефонов, особенно среди детей и молодежи во всем мире.
Поэтому сегодня я расскажу вам о том, как обезопасить себя, свих друзей, свой личный или рабочий компьютер, чтобы не стать жертвой сетевых угроз.
Установка обычного антивируса – вчерашний день. Сегодня актуальны так называемые «комплексные системы защиты», включающие в себя антивирус, файрволл, антиспам-фильтр и еще пару-тройку модулей для полной защиты вашего компьютера. Новые вирусы появляются ежедневно, поэтому не забывайте регулярно обновлять базы сигнатур: лучше всего настроить программу на автоматическое обновление.
Не стоит передавать какую-либо важную информацию через электронную почту. Установите запрет открытия вложений электронной почты, поскольку многие вирусы содержатся во вложениях и начинают распространяться сразу после открытия вложения. Программы Microsoft Outlook и Windows Mail помогают блокировать потенциально опасные вложения.
Большинство червей и вредоносных скриптов ориентированы под Internet Explorer и Opera. В рейтинге популярности лидирует IE, но лишь потому, что он встроен в Windows. Браузер Opera очень популярен в России из-за ее призрачного удобства и очень большого числа настроек. Уровень безопасности имеет ряд недостатоков как у одного, так и у второго браузера, поэтому лучше ими не пользоваться вовсе.
Постоянно обновляйте операционную систему Windows. Корпорация Microsoft периодически выпускает специальные обновления безопасности, которые могут помочь защитить компьютер. Эти обновления могут предотвратить вирусные и другие атаки на компьютер, закрывая потенциально опасные точки входа.
Сейчас очень популярны сайты, предлагающие доступ к чужим SMS и распечаткам звонков, также очень часто при скачивании файлов вам предлагают ввести свой номер, или внезапно появляется блокирующее окно, которое якобы можно убрать с помощью отправки SMS.
При отправке SMS, в лучшем случае, можно лишиться 300-600 рублей на счету телефона – если нужно будет отправить сообщение на короткий номер для оплаты, в худшем – на компьютере появится ужасный вирус.
Поэтому никогда не отправляйте SMS-сообщения и не вводите свой номер телефона на сомнительных сайтах при регистрации.
Если вы скачиваете пиратские версии программ или свеженький взломщик программы, запускаете его и сознательно игнорируете предупреждение антивируса, будьте готовы к тому, что можете поселить вирус на свой компьютер. Причем, чем программа популярнее, тем выше такая вероятность.
Лицензионные программы избавят Вас от подобной угрозы!
Используйте брандмауэр Windows или другой брандмауэр оповещают о наличии подозрительной активности при попытке вируса или червя подключиться к компьютеру. Он также позволяет запретить вирусам, червям и хакерам загружать потенциально опасные программы на компьютер.
Как утверждает статистика, 80% всех паролей — это простые слова: имена, марки телефона или машины, имя кошки или собаки, а также пароли вроде 123. Такие пароли сильно облегчают работу взломщикам. В идеале пароли должны состоять минимум из семи, а лучше двенадцати символов. Время на подбор пароля из пяти символов — два-четыре часа, но чтобы взломать семисимвольный пароль, потребуется два-четыре года. Лучше использовать пароли, комбинирующие буквы разных регистров, цифры и разные значки.
При малейшей угрозе ценная информация с вашего компьютера может быть удалена, а что ещё хуже – похищена. Возьмите за правило обязательное создание резервных копий важных данных на внешнем устройстве – флеш-карте, оптическом диске, переносном жестком диске.
Для детской психики Интернет – это постоянная угроза получения психологической травмы и риск оказаться жертвой преступников.
Не стремитесь утаивать от родителей круг тем, которые вы обсуждает в сети, и новых Интернет-знакомых, это поможет вам реально оценивать информацию, которую вы видите в сети и не стать жертвой обмана.
Соблюдая эти не сложные правила, вы сможете избежать популярных сетевых угроз.
Наше занятие подошло к концу. Подумайте, что нового оно вам дало? Изменилось ли ваше отношение с сети Интернет после нашего занятия? Если да, то каким образом?
Надеемся, что используя знания, полученные на нашем занятии, вы никогда не станете жертвой Интернет-мошенников. И всегда помните, что в любой сложной или непонятной ситуации вам могут помочь взрослые-родители и педагоги.
ЕДИНЫЙ УРОК ПО БЕЗОПАСНОСТИ В СЕТИ “ИНТЕРНЕТ”
В соответствии с решениями парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшими 17 апреля 2017 года в Совете Федерации, в образовательных организациях осенью 2022 года пройдет Единый урок по безопасности в сети «Интернет».
ЕДИНЫЙ УРОК ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В год 20-летия принятия Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» накануне Международного Дня прав человека 10 декабря в общеобразовательных организациях России пройдет Единый урок прав человека.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА
Отмечается 27 января. Установлен Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 (Резолюция № 60/7). Инициаторами принятия документа выступили Израиль, Канада, Австралия, Россия, Украина, США, а их соавторами — ещё более 90 государств. Дата 27 января была выбрана потому, что в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим (территория нынешней Польши).
ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
12 апреля, в день, когда Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет, в России отмечается День космонавтики. В мире этот день по инициативе Генеральной ассамблеи ООН провозглашен Международным днем полета человека в космос.
9 МАЯ
Великая Отечественная война (22 июня 1941 года — 9 мая 1945 года) — война Союза Советских Социалистических Республик против вторгшихся на советскую территорию нацистской Германии и её европейских союзников (Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА
Учреждён решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается 21 февраля с 2000 года ежегодно с целью защиты языкового и культурного многообразия. Ю НЕСКО намерена создать систему превентивного мониторинга, призванную отслеживать состояние языков, находящихся под угрозой исчезновения, и содействовать исправлению ситуации.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ
Праздник, отмечаемый ежегодно 8 марта в ряде стран как «женский день». Исторически появился как день солидарности женщин в борьбе за равные права и эмансипацию. С марта 1975 года Международный женский день отмечается в ООН.
Единый урок парламентаризма
Единый урок приурочен к празднованию Дня российского парламентаризма 27 апреля, установленный Федеральным законом от 27 июня 2012 г. N 95-ФЗ “О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона “О днях воинской славы и памятных датах России”” и посвященный 25-летию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
В 1922 году эта дата была официально объявлена Днем Красной Армии. Позднее 23 февраля ежегодно отмечался в СССР как всенародный праздник — День Советской Армии и Военно-Морского Флота. После распада Советского Союза дата была переименована в День защитника Отечества.
ДЕНЬ ВОССОЕДИНЕНИЯ КРЫМА С РОССИЕЙ
В марте 2014 года Верховным Советом Автономной Республики Крым и Севастопольским городским советом была принята Декларация о независимости и проведён референдум о статусе Крыма. По его результатам Крым провозглашён независимым суверенным государством – Республикой Крым. В этот же день руководство республики направило предложение о принятии Республики Крым в состав России. 18 марта был подписан договор, по которому в составе Российской Федерации образуются новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Единый урок безопасности в сети интернет
Ученик 1: Здравствуйте ребята!
Ученик 2: Сегодня во всех школах нашей страны проходит единый урок безопасности в сети интернет.
Ученик 1: Наверняка вы знаете, что без интернета не может обойтись в наше время ни один человек, за исключением совсем маленьких детей.
Ученик 2: Сегодня мы посмотрим с вами небольшое видео о безопасности школьников в сети интернет. Сядьте поудобнее, слушайте внимательно.
Ученик 1: После просмотра видео будет небольшая викторина.
Ученик 2: Надеемся, что вам все было понятно, и сейчас приготовьтесь отвечать на вопросы.
вопросы викторины и ответы
1. Ученик 3-го класса Вася Паутинкин зашел на незнакомый ему сайт. Вдруг на экране компьютера появились непонятные Васе сообщения. Что Васе предпринять?
a. Закрыть сайт
b. Обратиться к родителям за помощью
c. Самому устранить неисправность
Всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.
2. Вася Паутинкин, бывая в Интернете, часто сталкивается с неприятной информацией, которая “лезет со всех сторон”, она мешает ему работать в Интернете. Как Васе избавиться от ненужной информации, чтобы пользоваться только интересными ему страничками.
a. Установить антивирусную программу
b. Установить на свой браузер фильтр
c. Установить новый браузер
Чтобы не сталкиваться с неприятной и агрессивной информацией в Интернете, установи на свой браузер фильтр, или попроси сделать это взрослых — тогда можешь смело пользоваться интересными тебе страничками в Интернете.
3. Вася Паутинкин на уроке информатики создал себе электронный ящик. Теперь он может обмениваться сообщениями со своими друзьями. Сегодня на адрес его электронной почты пришло сообщение: файл с игрой от неизвестного пользователя. Как поступить Васе?
b. Не открывать файл.
c. Отправить файл своим друзьям.
Не скачивай и не открывай неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из Интернета. Убедись, что на твоем компьютере установлен брандмауэр и антивирусное программное обеспечение. Научись их правильно использовать.
Помни о том, что эти программы должны своевременно обновляться.
a. Отправить SMS на указанный номер в Интернете.
b. Не отправлять ничего на указанный номер.
c. Не скачивать больше картинки.
5. Вася Паутинкин познакомился в Интернете с учеником 3 класса Иваном Неизвестным. Иван не учится с Васей в одной школе, и вообще Вася его ни разу не видел. Однажды Иван пригласил Васю, встретится с ним в парке. Что делать Васе?
a. Пойти на встречу.
b. Пойти на встречу вместе с мамой или папой.
c. Не ходить на встречу.
Не встречайся без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.
6. Новый друг Васи Паутинкина, с которым Вася познакомился вчера в Интернете, Иван Неизвестный попросил Васю срочно сообщить ему такую информацию: номер телефона, домашний адрес, кем работают родители Васи. Вася должен:
a. Сообщить Ивану нужные сведения.
b. Не сообщать в Интернете, а сообщить при встрече.
c. Посоветоваться с родителями.
Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям: где ты живешь, учишься, свой номер телефона. Это должны знать только твои друзья и семья!
7. Вася решил опубликовать в Интернете свою фотографию и фотографии своих одноклассников. Можно ли ему это сделать?
a. Нет, нельзя.
b. Можно, с согласия одноклассников.
c. Можно, согласие одноклассников не обязательно.
8. Васе купили компьютер. Вася теперь целый день проводит за компьютером. Через несколько дней у него стали слезиться глаза, появились боли в руках. Что делать Васе?
a. Продолжать проводить время за компьютером.
b. Соблюдать правила работы на компьютере.
c. Больше никогда не работать на компьютере.
Соблюдать правила работы на компьютере:
9. У Васи Паутинкина много друзей в Интернете, он каждый день добавляет новых друзей в свой контакт-лист. Вдруг Васе стали приходить сообщения с неприятным, грубым содержанием. Что Вася должен сделать?
a. Оскорбить обидчика.
b. Не отвечать обидчику тем же, а продолжить с ним общение.
c. Сообщить взрослым об этом.
10. У Васи Паутинкина возникли вопросы при работе в онлайн – среде. Родители Васи уехали в командировку, бабушка Васи не может ему помочь. К кому Вася может обратиться?
a. Ему следует подождать приезда родителей.
b. Он может обратиться на линию помощи “Дети Онлайн”.
c. Он может спросить у одноклассников.
11. Иван Неизвестный попросил Васю Паутинкина порекомендовать ему детские поисковые системы. Вася поторопился и в письме допустил ошибки: указал лишние системы. Какие из них являются детскими поисковыми системами?
a. www.yandex.ru, www.rambler.ru
b. www.kids.quintura.ru, www.agakids.ru
c. www.google.ru, Апорт
www.kids.quintura.ru, www.agakids.ru поисковые системы, в которых будет занимательно и интересно детям.
12. Иван Неизвестный посоветовал Васе Паутинкину для просмотра веб-страниц детский браузер. Как вы думаете какой?
c. Google Chrome.
13. Вася Паутинкин на уроке информатики научился заходить в Интернет. С помощью чего он может попасть в Интернет?
Браузер – средство просмотра веб-страниц.
14. Вася Паутинкин на уроке информатики услышал новое слово “нетикет”. Что оно обозначает?
a. Правила этикета.
b. Правила работы на компьютере.
c. Правила сетевого этикета.
Нетикет (Netiquette) – (англ. Net – сеть, Etiquette – этикет)– нравственные правила поведения в компьютерных сетях.
Используй при общении смайлики!
:-/ недовольный или озадаченный
:-О удивлённый (рот открыт)
15. Иван Неизвестный пожаловался Васе Паутинкину, что на адрес его электронной почты стали часто приходить письма, многие из которых называются “спам”. Что это за письма?
a. Обычные письма, их можно открывать и читать.
b. Письма, в которых находится важная информация.
c. Письма, которые нельзя открывать и читать.
Ученик 1: Молодцы ребята! Мы справились со всеми вопросами викторины!
Ученик 2: А были ли вопросы, ответ на которые вы не знали, и эта информация для вас была новой?
Ученик 1: Поднимите руки кто сегодня узнал, что то новое для себя?
Ученик 2: Сегодня мы с вами также попробуем сочинить стихи про безопасность в сети интернет. У вас на партах лежат листочки, возьмите их. Работайте в паре со своим соседом и постарайтесь сочинить стих.
Ученик 1: Например, ученики нашей школы уже сочиняли такие стихи и вот что получилось:
Ученик 2: на это задание у вас 5-7 минут. Начинайте сочинять!
Ученик 1: Время вышло, кто нибудь хочет поделиться своими произведениями? (Заслушиваем несколько стихов).
Ученик 2: Остальные стихи мы просим вас передать на первую парту и отдать нам. Мы отберем лучшие и создадим сборник, а также поместим в наш буклет по безопасности в сети интернет.
Ученик 1: На этом наш урок подошел к концу.
Ученик 2: Все ребята, которые присутствовали на уроке, получают наклейку «Безопасный интернет». Её вы можете наклеить на дневник, тем самым вспоминая правила безопасного интернета.
Есть такая сеть на свете Ею рыбу не поймать. В неё входят даже дети, Чтоб общаться, иль играть. Информацию черпают, И чего здесь только нет! Как же сеть ту называют? Ну, конечно ж, (Интернет)
Методические разработки, презентации и конспекты
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнемактаминская основная общеобразовательная школа» Альметьевского муниципального РТ
Разработка урока по информатике «Безопасность в сети Интернет»
В настоящее время, в связи с переходом на новые стандарты образования, и теми требованиями, которые выдвигает общество образованию в целом, и организации образовательного процесса в частности, невозможно представить работу современного учителя без применения компьютерных технологий.
Всемирная сеть Интернет, а также использование различных текстовых программ и графических редакторов дают учителю почти неограниченные возможности к творчеству, самореализации и наиболее эффективной организации учебного процесса.
В информационном обществе сознание обучающимися значимости проблемы безопасности детей в Интернете и ее решения для будущего общества и образования необходимо формировать в урочной деятельности школьных курсов, включая курс “Информатика и ИКТ” с использованием всех педагогических технологий. Акцент в курсе необходимо делать на актуальности данной темы и постоянный самоконтроль учащихся в их дальнейшей самостоятельной деятельности
Оснащение и методическое обеспечение урока:
1. Организационный момент. Постановка задачи.
2. Значение Интернет.
: Ребята, в Интернете можно найти информацию для реферата или курсовой, послушать любимую мелодию, купить понравившуюся книгу или обсудить горячую тему на многочисленных форумах. Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями.
Но сеть Интернет скрывает и угрозы.
3. Наиболее часто встречающиеся угрозы при работе в Интернет:
: Давайте разобьёмся на группы и каждая группа подумает и назовет опасности, которые нас поджидают в Интернете
(дети подумав, называют угрозы. Вся информация открывается в презентации)
Угроза заражения вредоносным программным обеспечением (ПО). Для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется почта, компакт-диски, дискеты и прочие сменные носители, или скачанные из сети Интернет файлы. Эти методы довольно часто используется хакерами для распространения троянских вирусов;
Доступ к нежелательному содержимому. Это насилие, наркотики, страницы подталкивающие к самоубийствам, отказу от приема пищи, убийствам, страницы с националистической идеологией. Независимо от желания пользователя, на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие подобную информацию;
Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. Выдавая себя за сверстника, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи;
Поиск развлечений (например, игр) в Интернете. Иногда при поиске нового игрового сайта можно попасть на карточный сервер и проиграть большую сумму денег.
: А сейчас мы посетим сайт, который помогает вас защитить от ненужной информации http://icensor.ru/
4. Составление правил поведения в сети Интернет
: Очередное задание для каждой команды. Мы знаем, что для плодотворной работы в Интернете, защиты от ненужной информации, нам необходимо соблюдать правила пользования Интернет-ресурсами. Сейчас вам в группах необходимо обсудить и сформулировать не более 5 самых важных правил безопасности поведения детей и подростков в сети Интернет. Одно правило может ссылаться сразу на несколько сайтов. ( Работа проводится с использованием компьютеров, подключенных к сети Интернет)
Когда ребята готовы, на доске составляется сводная таблица правил поведения в сети Интернет.
: Вы, ребята, хорошо поработали и за это я хочу показать и рассказать вам сказку:
5. Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет
Взмахнул он своим мечом праведным и взломал код игрища страшного! Выскользнула из сетей разомкнувшихся Смайл-царевна, осенила себя паролем честным и бросилась в объятия своего суженого. Обнял он свою невесту горемычную и протянул котомочку волшебную со словами поучительными: “Вот тебе оберег от козней виртуальных, свято соблюдай наказы безопасные!”
Чтобы не забыть тропинку назад и вернуться вовремя, бери с собой Клубок волшебный (заводи себе будильник, садясь за компьютер)!
Если хочешь дружить с другими царствами-государствами, изучай полезные социальные сервисы Web 2.0: они помогут тебе построить “Мой королевский мир”, свой царский блог, форум для глашатаев важных – друзей званных!
Не забывай обновлять антивирусную программу – иначе вирус Серый Волк съест весь твой компьютер!
Не скачивай нелицензионные программные продукты – иначе пираты потопят твой корабль в бурных волнах Интернет!
Залилась совестливыми слезами дева красная, дала своему наречённому слово честное, что не будет пропадать в забавах виртуальных, а станет трудиться на благо народа города своего СоцОБРАЗа, сама начнёт обучаться и помогать будет люду заблудшему и погрязшему в трясине сетевой. И зажили они дружно и счастливо с мечтою расширить границы образовательные.
6. Практическая часть.
7. Подведение итогов урока.
Единого Всероссийского урока
«Безопасность в сети Интернет «Дети в Интернете»
Целевая аудитория: студенты
обеспечение информационной безопасности обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
ответственному использованию online-технологий;
самостоятельно находить нужную информацию, пользуясь web-ресурсами;
воспитание дисциплинированности при работе в сети.
-формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования Интернета;
-повышение осведомленности студентов о позитивном контенте сети Интернет, полезных возможностях глобальной сети для образования, развития, общения;
– повышение уровня осведомленности студентов о проблемах безопасности при использовании детьми сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз.
Преподаватель и ученики приветствуют друг друга. Объявление темы классного часа.
Преподаватель: Мы с Вами живем в эпоху современных информационных технологий. Каждый из нас постоянно использует компьютеры и мобильные телефоны. Ну и конечно никто из Вас не обходится без использования глобальной сети Интернет. Без этого достижения человеческого ума мы уже не представляем себе жизни.
Скажите мне, пожалуйста, а какими услугами сети Интернет Вы пользуетесь?
Ответы учащихся: поисковые системы для поиска различной информации, электронная почта, интернет- магазины, он- лайн платежи, социальные сети.
Преподаватель: Развитие глобальной сети изменило наш привычный образ жизни,
Расширило границы наших знаний и опыта. Теперь появилась возможность
доступа практически к любой информации, хранящейся на миллионах
компьютерах во всем мире. Но с другой стороны, миллионы компьютеров
получи доступ к вашему компьютеру. А как Вы думаете, всегда ли использование Интернета несет нам пользу?
Ответы учащихся: услуги Интернета очень полезная вещь, но иногда случаются и неприятности.
Преподаватель: А какие проблемы могут возникнуть у нас при работе в глобальной сети?
Ответы учащихся: компьютер и Интернет, так затягивают нас, что мы забываем про все на свете. А это приводит к не выученным урокам, не выполненным поручениям. Длительное сидение за компьютером вредит здоровью, болят глаза, искривляется позвоночник, мы мало дышим воздухом и мало двигаемся.
При работе в Интернете есть большая опасность заразить компьютер вирусами.
При покупке через Интернет–магазин, или при выполнении он–лайн платежей можно стать жертвами Интернет-мошенников.
Преподаватель: все названное Вами очень верно. Для того, чтобы избежать этих проблем необходимо соблюдать правила работы за компьютером и в сети. Работа за компьютером не должна превышать допустимых норм, в перерывах необходимо менять образ деятельности, т.е. пойти погулять, помочь родителям по дому, поиграть в подвижные игры. Для обеспечения безопасности компьютера от вирусов, необходимо устанавливать специальное программное обеспечение, не заходить на незнакомые и подозрительные сайты. Для совершения оплаты за товары и услуги через Интернет, лучше иметь отдельную банковскую карту.
Среди используемых услуг Интернета Вы все назвали посещение различных социальных сетей, и эта услуга является наиболее востребованной. Что бы подробнее познакомится с бедами, которые могут таиться за социальными сетями и неэтичным использованием сети Интернет, я предлагаю Вам посмотреть фильм Рубена Казаряна «Дети в Интернете».
Преподаватель предлагает учащимся пожать руку рядом сидящим, нужно за 1 минуту пожать как можно больше рук.
Преподаватель: мы только, что посмотрели фильм, а теперь давайте поговорим о нем.
Что случилось с главным героем фильма и почему? А с Вами или Вашими знакомыми случалось ли что-нибудь похожее? Как Вы поступили в этой ситуации?
Студенты отвечая на вопросы преподавателя, делятся впечатлением о фильме, обмениваются мнением о ситуации. Рассказывают примеры из личной жизни. Дают оценку главному герою, комментируют личные факты друг друга.
Преподаватель: мы с Вами на физ.минутке пожимали друг другу руки не просто так.
– кому сколько человек удалось поприветствовать? У кого-то возник
психологический дискомфорт? Если – да, то чем он был вызван?
Общаясь в интернете, мы очень часто добавляем незнакомых людей. В свои социальные сети и общаемся с ними. Мы не знаем про них ничего, только их Ники. Как много информации про человека мы можем узнать От Ника или рукопожатия? Однако очень важно знать, что есть рядом люди, готовые выслушать, оказать поддержку, помочь в трудную минуту.
Интернет – это новая среда взаимодействия людей. В ней новое звучание приобретают многие правила и закономерности, известные людям с давних времен. Попробую сформулировать некоторые простые рекомендации, используя хорошо известные образы.
Современный интернет – это не только обширная, но и настраиваемая среда обитания! В нем хорошо тому, кто может обустроить в нем Собственное пространство и научиться управлять им. Записывайте свои впечатления в блог, создавайте галереи своих фотографий и видео. Включайте в друзья людей, которым вы доверяете. Тогда вместо бессмысленного блуждания по сети ваше интернет-общение будет приносить пользу.
И помните, интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – сеть тоже может быть опасна!
Подводя итог урока, преподаватель оценивает активность работы учащихся.
Всероссийский урок безопасного Интернета
Всероссийский урок безопасного Интернета проводится Лигой безопасного Интернета с 2014 года в партнерстве с Министерством внутренних дел и Министерством просвещения Российской Федерации.
Всероссийский урок безопасного Интернета предназначен для учащихся общеобразовательных учреждений страны. Его проведение обусловлено необходимостью повышения уровня медиаграмотности и информационной безопасности детей.
Урок стал уже традиционным. Лига безопасного Интернета проводит его с 2014 года. Партнерами выступают МВД РФ и Министерство просвещения РФ. В 2023 году организатором также стало МЧС РФ.
Приняло участие свыше 30 тысяч школ по всей стране.
Онлайн-зрителями стали больше 120 тысяч человек.
Во время проведения Всероссийского онлайн урока безопасного Интернета было объявлено о ежегодном проведении «Всероссийского конкурса сочинений», который проводит Лига безопасного Интернета совместно Национальным центром помощи детям.
В этом видео
В 2023 году у Всероссийского урока безопасного Интернета три ключевые темы: мошенничество в сети, фейки и последствия виртуальной жизни на реальную.
Спикеры научат распознавать интернет-угрозы, расскажут о действиях при кибермошенничестве, дадут практические советы, как распознать деструктивный контент в сети и отличить лживую новость от настоящей, поговорят об анонимности в Интернете и последствиях виртуальной жизни на реальную жизнь человека.
Какие опасности подстерегают в Интернете и как избежать этих опасностей.
Опрос У Вас на домашнем компьютере установлен Интернет? Что Вам больше всего нравится в Интернете? Как Ваши родители воспринимают Ваши занятия в Интернете?
Вопрос 1 Какие опасности подстерегают нас в Интернете?
Преступники в Интернете Преступники преимущественно устанавливают контакты с детьми в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах.
Вредоносные программы К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему компьютеру и хранящимся на нем данным.
Интернет-мошенничество и хищение данных с кредитной карты. Среди Интернет -мошенничеств широкое распространение получила применяемая хакерами техника «phishing»,состоящая в том, что в фальшивое электронное письмо включается ссылка, ведущая на популярный узел, но в действительности она приводит пользователя на мошеннический узел, который выглядит точно так же, как официальный.
В отличие от игровых сайтов, сайты с азартными играми могут допускать, что люди выигрывают или проигрывают игровые деньги. Сайты с играми на деньги обычно содержат игры, связанные с выигрышем или проигрышем настоящих денег. Азартные игры.
Онлайновое пиратство. Онлайновое пиратство – это незаконное копирование и распространение (как для деловых, так и для личных целей) материалов, защищенных авторским правом – например, музыки, фильмов, игр или программ – без разрешения правообладателя.
Интернет – дневники. Увлечение веб-журналами (или, иначе говоря, блогами) распространяется со скоростью пожара, особенно среди подростков, которые порой ведут интернет-дневники без ведома взрослых.
Интернет-хулиганство В Интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим пользователям Интернета. По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и грубя окружающим.
Недостоверная информация Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете.
Материалы нежелательного содержания
Вопрос 2. « Как этих опасностей избежать?»
Преступники в Интернете Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете.
Вредоносные программы. Никогда не открывайте никаких вложений, поступивших с электронным письмом, за исключением тех случаев, когда вы ожидаете получение вложения и точно знаете содержимое такого файла. Скачивайте файлы из надежных источников и обязательно читайте предупреждения об опасности, лицензионные соглашения и положения о конфиденциальности. Регулярно устанавливайте на компьютере последние обновления безопасности и антивирусные средства.
Интернет-мошенничество и хищение данных с кредитной карты Посещая веб-сайты, нужно самостоятельно набирать в обозревателе адрес веб-сайта или пользоваться ссылкой из «Избранного»; никогда не нужно щелкать на ссылку, содержащуюся в подозрительном электронном письме. Контролируйте списание средств с ваших кредитных или лицевых счетов.
Азартные игры Помните, что нельзя играть на деньги. Играйте в не менее увлекательные игры, те, которые не предполагают использование наличных или безналичных проигрышей/выигрышей
Онлайновое пиратство Помните! Пиратство, по сути, обычное воровство, и вы, скорее всего, вряд ли захотите стать вором. Знайте, что подлинные (лицензионные) продукты всегда выгоднее и надежнее пиратской продукции.
Интернет – дневники Никогда не публикуйте в них какую-либо личную информацию, в том числе фамилию, контактную информацию, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения. Никогда не помещайте в журнале провокационные фотографии, свои или чьи-либо еще, и всегда проверяйте, не раскрывают ли изображения или даже задний план фотографий какую-либо личную информацию.
Интернет-хулиганство Игнорируйте интернет- хулиганов. Если вы не будете реагировать на их воздействия, большинству из них это, в конце концов, надоест и они уйдут.
Недостоверная информация Всегда проверяйте собранную в Сети информацию по другим источникам. Для проверки материалов обратитесь к другим сайтам или СМИ – газетам, журналам и книгам.
Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна! Помни!
Методические материалы
Предлагаем Вашему вниманию предварительные материалы для проведения уроков безопасного интернета в школах. Материалы подготовлены на основе опыта реальных уроков и учитывают рекомендации педагогов.
Методические рекомендации по проведению уроков безопасного Интернета в школах
Материалы для учащихся начальных классов к «Уроку безопасного Интернета»
Материалы для учащихся средних классов к «Уроку безопасного Интернета»
Материалы к уроку безопасного Интернета
Памятки для родителей:
Вербовка и отбор детей
Общение с незнакомцами онлайн
Цифровая зависимость детей
Обмен фотографиями
Мошенничество в Интернете
Травля в Интернете
10 советов родителям
Персональные данные
Родительский контроль
Цена для личности
Базовые советы
Киберугрозы
Манипуляции
Вечная публичность
Онлайн-игры
Опасные публикации
Поисковые системы
Реальные последствия
Селфхарм
Семейное соглашение
Стримы
Видеохостинги
Опасные сообщества
Памятки для детей:
Киберпреступники не спят! Будь внимательным и осторожным
Что такое фишинг и как не стать добычей мошенника
Правила общения с незнакомцами в Интернете
Рассказываем о цифровом следе
Что такое персональные данные
Фейки
Реальная жизнь или жизнь в сети
Азартные игры
Быть анонимным в сети невозможно