Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций рсчс конспект урока

Обеспечение личной безопасности и
сохранение своего здоровья – пожалуй, одна из
важнейших сторон практических интересов
человечества с древних времён до наших дней. Человек всегда существовал в окружении
различных опасностей.

“Основы безопасности
жизнедеятельности” (ОБЖ) – это один из тех
предметов, которые непосредственно готовят
детей к жизни, учат не теряться в экстремальных
ситуациях, быстро принимать правильные решения,
дорожить своей жизнью и жизнью людей, живущих
рядом. Этот предмет имеет глубокое
воспитательное значение; велика его роль как
пропедевтики правильного поведения учащихся. В
современных условиях, когда реальностью стали
различного рода чрезвычайные ситуации,
катастрофы и теракты, возрастает роль и
ответственность системы образования за
подготовку учеников по вопросам, относящимся к
области безопасности жизнедеятельности. Одной
из приоритетных задач является формирование
“культуры безопасности” жизнедеятельности,
подготовка в области гражданской обороны, защиты
от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности.

Человек, владеющий общей культурой в
области безопасности жизнедеятельности, хорошо
знает основные законы и другие нормативно –
правовые акты, действующие в нашей стране, и
осознано выполняет их требования в повседневной
жизни.

Цель и задачи урока: ознакомить учащихся с
основными понятиями РСЧС, с историей создания и
её предназначением, рассмотреть задачи РСЧС по
обеспечению защиты населения от опасностей,
возникающих при ЧС природного и техногенного
характера. По окончании изучения темы учащиеся
должны закрепить полученные знания на уроке.

Оборудование урока: карточки с заданием,
презентация материала урока (компьютер, экран),
учебники.

Учащимся предлагается выполнить карточку
задание, соотнести определение с понятием.

История создания РСЧС.

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ
по обеспечению безопасности.

Задачи и организационные структуры Единой
государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В бывшем Советском Союзе и России до начала
90-х гг. устранение последствий крупных аварий и
катастроф, как правило, поручалось силам
гражданской обороны. Однако система ГО была
ориентирована на чрезвычайные ситуации и защиту
населения в военное время, в частности от оружия
массового поражения. С учетом этого
Правительство РФ своим постановлением от 27
декабря 1990 года образует Российский корпус
спасателей. Его целями объявляются
прогнозирование, предотвращение и ликвидация
последствий аварий, катастроф, стихийных
бедствий, эпидемий и других ЧС, координация
деятельности министерств, ведомств и других
органов управления в экстремальных условиях.

В 1992 году функции по защите населения и
территорий России были поделены между
Российской системой предупреждения и действий в
ЧС (РСЧС) и гражданской обороной (ГО). ГО решает
задачи в военное время, а РСЧС в мирное. Через два
с половиной года эта система, проверенная
практикой, была преобразована в Единую
государственную систему предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Знакомство с нормативно-правовыми актами РФ
по обеспечению безопасности (Слайд 1).

После принятия в 1994 году федерального закона
“О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера” главная роль в ликвидации подобных
явлений была возложена на МЧС, откуда и пошло
название Единой системы РСЧС.

Задачи РСЧС (Слайд 2).

Система объединяет органы управления, силы и
средства Федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций, в полномочия
которых входит решения вопросов защиты
населения и территорий от ЧС.

Структура РСЧС (Слайд 3).

Система структурно состоит из территориальных
(создаются в субъектах РФ), функциональных
(создаются федеральными органами власти) и
ведомственных подсистем и имеют пять уровней:

  • федеральный;
  • региональный;
  • территориальный;
  • местный;
  • объектовый.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие
органы – органы управления, силы и средства РСЧС,
системы связи и оповещения и резервы финансовых
и материальных ресурсов.

В зависимости от обстановки, масштаба
прогнозируемой или возникшей ЧС решением
соответствующих органов исполнительной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления в
пределах конкретных территорий устанавливаются
режимы функционирования РСЧС (Слайд 4).

Закрепление материала.

  • С какой целью создана РСЧС? Какие причины
    обусловили создание этой системы?
  • Дата основания РСЧС в нашей стране?
  • Расскажите об основных задачах РСЧС?

Спасибо за урок.

ОБЖ

На территории Российской Федерации возможно возникновение различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций всегда занимали ведущее место в политике любого государства.

В нашей стране в апреле 1992г. для реализации государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с целью объединения усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ. органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства РФ была создана Российская система предупреждения и действий чрезвычайных ситуациях, которая в 1995 г. была преобразована в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

30 декабря 2003 г. Постановлением Правительства РФ № 794 было утверждено новое «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (изменения внесены 27 мая 2005 г.

Это должен знать каждый

Основными задачами и решениями РСЧС являются:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий. учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, созданных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном. муниципальном и объектовом уровнях.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административному территориальному делению этих территорий.

На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационными органами единой системы являются:

  • на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
  • на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления:
  • на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций рсчс конспект урока

Тренировка спасателей по спасению утопающего человека. Москва, спасательная станция «Мещерская», июнь 2002 г.

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

  • на федеральном уровне – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
  • на межрегиональном уровне – территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – региональные центры);
  • на региональном уровне – территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее – главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации);
  • на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Органами повседневного управления Единой системы являются:

  • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций рсчс конспект урока

Диспетчерская центра управления по делам ГО и ЧС

Силы и средства РСЧС

К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской Федерации.

Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее – силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями.

Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской

Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Общеобразовательные учреждения являются объектом функциональной подсистемы РСЧС, создаваемой Министерством образования и науки РФ, для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Вопросы

  • Когда и с какой целью была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)?
  • Какие основные задачи решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера?
  • С какой целью созданы функциональные и территориальные подсистемы РСЧС?
  • Какими силами и средствами располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера?
  • Какое ведомство отвечает за организацию защиты учащихся и персонала общеобразовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций?

Задание

Узнайте у преподавателя, какие задачи призвана решать школа (в которой вы обучаетесь) по защите вашей жизни и вашего здоровья в чрезвычайных ситуациях.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций рсчс конспект урока

Урок 10Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Вопросы. Задания. Практикум

Презентации к уроку

Конспект

Цель урока. Познакомить учащихся с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ее основными задачами. Дать общее представление о структуре РСЧС, ее силах и средствах.

Изучаемые вопросы
1. РСЧС, ее предназначение и задачи. Структура РСЧС. Силы и средства РСЧС.

Изложение учебного материала

Проинформировать учащихся о том, что в нашей стране в апреле 1992 г. для реализации государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Постановлением Правительства РФ была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, которая в 1995 г. была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). 30 декабря 2003 г. Постановлением Правительства РФ № 794 было утверждено новое «Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Далее следует познакомить учащихся с основными задачами РСЧС.

Познакомить учащихся со структурой РСЧС, состоящей из функциональных и территориальных подсистем. Действует она на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. Сообщить учащимся о том, что на каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления. В заключение урока подчеркнуть, что ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами той территориальной либо функциональной подсистемы, на территориях или объектах которой они возникли. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что территориальная или ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям не может самостоятельно справиться с ее локализацией и ликвидацией, она обращается за помощью к вышестоящей комиссии. Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с международными договорами. Отметить, что общеобразовательные учреждения являются объектами функциональной подсистемы РСЧС, создаваемой Министерством образования и науки РФ для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Контрольные вопросы
1. Когда и с какой целью была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)?
2. Какие основные задачи по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера решает РСЧС?
3. С какой целью созданы функциональные и территориальные подсистемы РСЧС?
4. Какими силами и средствами располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера?
5. Какое ведомство отвечает за организацию защиты учащихся и персонала общеобразовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций?

Домашнее задание
Изучите §4. 1 учебника.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций рсчс конспект урока

Следующая страница Презентации к уроку

Урок 15. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Цель урока. Познакомить учащихся с Единой государст­венной
системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите
населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного
характера и ее основными задачами. Дать общее представление о структуре РСЧС,
ее силах и средствах.

РСЧС, ее
предназначение и задачи.

Силы и средства
РСЧС.

Проинформировать
учащихся о том, что в нашей стране в апреле 1992 г. для реализации
государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера. Постановлением Правительства РФ
была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных
ситуациях, которая в 1995 г. была преобразована в Единую государственную
систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

30 декабря 2003 г. Постановлением
Правительства РФ № 794 было утверждено новое «Положение о Единой государ­ственной
системе предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций».

Далее следует познакомить учащихся с
основными задача­ми РСЧС.

Познакомить
учащихся со структурой РСЧС, состоящей из функциональных и территориальных
подсистем. Действует она на федеральном, региональном, территориальном, местном
и объектовом уровнях.

Сообщить учащимся о том, что на каждом
уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы
управления, органы повседневного управления.

В заключение урока подчеркнуть, что
ликвидация чрезвы­чайных ситуаций осуществляется силами и средствами той тер­риториальной
либо функциональной подсистемы, на террито­риях или объектах которой они
возникли. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что территориальная или
ве­домственная комиссия по чрезвычайным ситуациям не может самостоятельно
справиться с ее локализацией и ликвидацией, она обращается за помощью к
вышестоящей комиссии.

Ликвидация трансграничной чрезвычайной
ситуации осу­ществляется по решению Правительства РФ в соответствии с
международными договорами. Отметить, что общеобразова­тельные учреждения
являются объектами функциональной подсистемы РСЧС, создаваемой Министерством
образо­вания и науки РФ для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и
персонала в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Когда и с какой
целью была создана Единая государст­венная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС)?

Какие основные
задачи по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера решает РСЧС?

С какой целью
созданы функциональные и территори­альные подсистемы РСЧС?

Какими силами и
средствами располагает РСЧС для за­щиты населения страны от чрезвычайных
ситуаций природно­го и техногенного характера?

Какое ведомство
отвечает за организацию защиты уча­щихся и персонала общеобразовательных
учреждений от чрез­вычайных ситуаций?

Цели урока. Познакомить учащихся с историей и задачами РСЧС, режимами функционирования РСЧС, структурой РСЧС.

Изучение нового материала

Учебные вопросы.

Цели и задачи РСЧС.

Режимы функционирования РСЧС.

Силы и средства ликвидации ЧС.

Основное содержание урока

Вводное слово учителя

Новый век только начался, а крупные техногенные катастрофы уже неоднократно потрясают мир. Гибнут тысячи людей, нанесён колоссальный ущерб экономике разных стран. И кроме того, техногенные аварии и катастрофы крайне негативно влияют на окружающую среду, резко повышая уровень загрязнения и уничтожая целый ряд различных форм жизни.

На современном этапе подобные явления стали более частыми, масштабными и опасными. Их последствия стали рассматривать как чрезвычайные ситуации. Как правило, ЧС происходят внезапно, совершенно опустошают территорию, уничтожают жилище, имущество, коммуникации, источники питания. Действительно ли мы так беззащитны? Что же развитая техника не может эти ЧС предотвратить, а если не предотвратить, то хотя бы их предсказать и предупредить о них? Ведь это позволило бы значительно ограничить число жертв и размеры ущерба. Ребята, знаете ли вы какие-нибудь организации, структуры общественные, государственные которые помогают решить эти жизненно важные проблемы? (Ответы детей).

Защита населения и национального достояния от последствий чрезвычайных ситуаций являлась и является важной государственной функцией. Ребята, как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на урок? (Ответы детей).

Проблемы защиты жизни и здоровья человека от всех грозных чрезвычайных ситуаций превратилось ныне в одну из актуальнейших задач, стоящих перед человечеством. Для ее решения создана и развивается Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. За время своего функционирования она доказала не­обходимость своего существования, так как проделана большая работа по предупреждению и ликвидации ЧС.

В самом названии — Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях — есть слово «предупреждение».

— Как вы считаете, что важнее — предупредить аварию или катастрофу или оперативно ликвидировать ее последствия? (Ответы детей).

Несомненно, предупреждение — это важнейшая задача.

Как организована РСЧС, каковы ее задачи, какими силами и средствами она располагает — вот те вопросы, которые мы с вами сегодня разберем. (слайд 1)

Правительство РФ своим постановлением от 27 декабря 1990 г. образует Российский корпус спасателей. (слайд 2). Его целями объявляются прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях. Это стало первым и главным шагом при построении в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В апреле 1992 г. Правительством РФ было принято и утверждено Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС. (слайд 3)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) предназначена для предупреждения ЧС, а в случае их возникновения для обеспечения безопасности и защиты населения, окружающей природной среды и уменьшения материальных потерь, локализации и ликвидации ЧС. (слайд 4)

Ее деятельность организуется в соответствии с Конституцией и федеральными законами РФ, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами ее субъектов и Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (ст. 4) основными задачами системы РСЧС являются: (слайды 5-17)

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, решающих вопросы защиты населения и территорий от ЧС.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. (слайд 18)

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов. (слайд 19)

Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. (слайд 20)

На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. (слайды 21-22)

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС: (слайд 23)

  • режим повседневной деятельности – при нормальной обстановке, (слайд 24)
  • режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;(слайд 25)
  • режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации ЧС.(слайд 26)

Каждому режиму соответствуют основные мероприятия, проводимые органами управления. Трем группам я предлагаю провести следующую работу – из предложенных мероприятий (они в этих пакетах) выберите те, которые относятся к конкретному режиму.

  • 1 гр. режим повседневной деятельности,
  • 2 гр. режим повышенной готовности,
  • 3 гр. режим чрезвычайной ситуации (работа в группах).

Приглашаю одного представителя от группы обосновать свой выбор.

Работа с учебником: открыли учебник на стр. 61 и проверили, правильно ли мы распределили основные мероприятия соответствующие каждому режиму. (Обсуждение). Важнейшей составной частью РСЧС являются ее силы и средства. (слайд 27-29)

Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках Единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.

Силы и средства РСЧС подразделяются на:

  • Силы и средства наблюдения и контроля;
  • Силы и средства ликвидации ЧС.

Силы и средства, предназначенные для ликвидации ЧС, используются эшелонировано.

Основные задачи сил и средств ПЕРВОГО ЭШЕЛОНА

  • локализация чрезвычайной ситуации;
  • тушение пожаров;
  • организация радиационного и химического контроля;
  • проведение поисково-спасательных работ;
  • оказание медицинской помощи пострадавшим.

Срок прибытия в район бедствия: не более 30 мин.

  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • радиационная и химическая разведка;
  • локализация радиоактивных загрязнений, химических и биологических заражений;
  • жизнеобеспечение пострадавшего населения;
  • оказание специализированной медицинской помощи.

Срок прибытия в район бедствия: не более трех часов.

  • радиационный и химический контроль;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача воды, электроэнергии, тепла, восстановление транспортных коммуникаций, обеспечение питанием и т.п.).

Срок прибытия в район бедствия: от трех часов до нескольких суток.

Как правило, ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами того объекта, звена территориальной и функциональной подсистем РСЧС, на территории или объектах которых они возникли.

Если масштабы возникшей ЧС таковы, что соответствующая комиссия по ЧС, ее силы и средства не могут самостоятельно справиться с локализацией и ликвидацией ЧС, то она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по ЧС.

Перечень сил и средств РСЧС определён постановлением Правительства РФ. Этим же Постановлением утверждён перечень сил и средств постоянной готовности федерального уровня РСЧС. Особое место в их ряду занимают силы и средства МЧС России:

– Сводные мобильные отряды соединений и воинских частей войск ГО РФ.

– Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас)

– Поисково-спасательная служба (ПСС) МЧС России.

– Центр по проведению спасательных операций особого риска «ЛИДЕР».

– Авиация МЧС России.

Давайте посмотрим, как работают спасатели центра особого риска «ЛИДЕР» в конкретных ситуациях и узнаем побольше о его деятельности.

(Видеосюжет фильм 2)

Я думаю, что все вы обратили внимание на слаженную, четкую, организованную работу спасателей. Возможно кто-то из вас сделает свой профессиональный выбор в этом направлении.

В настоящее время РСЧС успешно решает задачи по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Развивается система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, наблюдения и лабораторного контроля, ее космический сегмент. Задействована спутниковая группировка России и наших зарубежных партнеров, повсеместно внедряется ГЛОНАСС.

Внедрены пилотные проекты мониторинга состояния защищенности, практически всех критически важных объектов, объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Модернизирована Федеральная система сейсмонаблюдений на Дальнем Востоке.

Создана Система предупреждения о цунами на Сахалине и Камчатке, которая показала свою практическую значимость.

Выполняется комплекс мероприятий по предупреждению и смягчению рисков чрезвычайных ситуаций циклического характера в паводкоопасный, пожароопасный периоды. В результате удается минимизировать ущерб.

В настоящий период развернута полномасштабная работа по защите населения и территорий зимой, созданию ледовых переправ, прикрытию мобильными группировками федеральных автотрасс, защите рыбаков и другие вопросы.

В результате деятельности этой государственной структуры предотвращены тысячи чрезвычайных ситуаций, спасены сотни тысяч людей, сохранены сотни миллиардов рублей.

Итак, сегодня на уроке вы познакомились с историей и задачами РСЧС, режимами функционирования РСЧС, структурой РСЧС, ее силами и средствами
Без чёткого выполнения своих обязанностей гражданами трудно говорить об устойчивом функционировании всей системы РСЧС. Что же зависит конкретно от нас с вам? (Ответы детей).

Как вы считаете, что должен делать каждый гражданин, помогая РСЧС для предотвращения чрезвычайных ситуаций? (Ответы детей).

В ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» говорится: (слайд 31)

Каждый россиянин обязан

  • Активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС России;
  • Соблюдать законы и другие нормативно – правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС.
  • Выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к экстремальным ситуациям;
  • Изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приёмы оказания ПМП пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические умения для действий в любых складывающихся условиях;
  • Знать сигналы оповещения и порядок действий по ним;
  • Чётко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;
  • При первой возможности оказывать содействие в проведении АС и ДНР.

Подведение итогов урока (рефлексия)

Итак, наш урок подходит к концу, я надеюсь, что он был насыщенным и результативным. Ваше мнение я хочу узнать с помощью следующих предложений, которые попрошу вас продолжить. (слайд 32)

Мне понравились ваши ответы, я довольна вашей работой в группах.

Домашнее задание

В нашей стране в апреле 1998 г. для реализации государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с целью объединения усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ. органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства РФ была создана Российская система предупреждения и действий чрезвычайных ситуациях, которая в 1995 г. была преобразована в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

30 декабря 2003 г. Постановлением Правительства РФ N9 794 было утверждено новое «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (изменения внесены 27 мая 2005 г.

• разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
• осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий. учреждений и организаций независимо от их организационно – правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
• обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, созданных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
• подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
• прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
• создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
• ликвидация чрезвычайных ситуаций;
• осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
• реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
• международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

• на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
• на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
• на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления:
• на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций рсчс конспект урока

Тушение лесного пожара с воздуха

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций рсчс конспект урока

• на федеральном уровне – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
• на межрегиональном уровне – территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – региональные центры);
• на региональном уровне – территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее – главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации);
• на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
• на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

• центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
• центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
• центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
• единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций рсчс конспект урока

Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Запомните!

Какие основные задачи решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера?

ПОНЯТИЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.

Процессы, происходящие в ходе развития общества, неизбежно порождают кризисные процессы типа: угроза – кризис – чрезвычайная ситуация, что требует принятия мер, направленных на недопущение негативных последствий подобного развития.

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии или любого другого бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Понятие «чрезвычайной ситуации» тесно связано с понятием «кризиса». Пожар, авария или катастрофа, их возможные угрозы всегда являются источниками возникновения кризиса (тяжёлого переходного состояния) в общественной жизни. В зависимости от развития ЧС этот кризис либо усугубляется, либо проходит с минимальными для общества последствиями.

Авария – это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории (акватории) угрозу жизни и здоровью людей.

Катастрофа– это внезапное событие, повлекшее за собой человеческие жертвы.

Стихийные бедствия – это опасные природные явления или процессы различного происхождения, которые вызывают катастрофические ситуации.

Для профилактики возникновения и ликвидации последствии ЧС, реализации жизненно важных интересов общества в области защиты населения и территорий от воздействия опасных факторов ЧС, в том числе военного характера, в Российской Федерации создана Государственная система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, обеспечения в мирное время защиты населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов, организаций (в том числе частных), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Деятельности РСЧС основывается на Постановлении Правительства РФ № 794 от 30 12. 2003 г. «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), далее именуемой единой системой.

Основные задачи РСЧС

  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области и защиты населения и территорий от ЧС;
  • подготовка населения к действиям при ЧС;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
  • ликвидация ЧС;
  • осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector