ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ

Учитель русского языка и литературы Форманюк Е. И.                                           МБОУ Черноборская сош

Нравственное воспитание учащихся на уроках  и литературы.

На уроках литературы учитель имеет возможность решать важнейшие задачи в нравственном воспитании. Неслучайно, цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей. Поэтому я думаю, что для учителя словесника воспитание нравственности у учащихся становится одной из главных задач, как на уроке,  так и вне урока, потому что мы живём в такое время, когда наблюдается дефицит духовности, падение нравственности, утрата милосердия, а жестокость и зло берут верх над добром и порядочностью.

Проблемы нравственности волнуют многих педагогов-методистов( Н. А. Троицкая, М. К. Качурин, Е. И. Ильин и др. ), и каждый из них приводит немало аргументов о становлении духовного мира человека на уроках литературы. Конечно, это очень обширная тема, и отразить весь нравственный процесс  уроков литературы невозможно.

Толковый словарь С. И. Ожегова понятие «нравственности» определяет так: «Правила, определяющие духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения».

Значительная роль в  воспитании и обучении принадлежит учителям, преподающим предметы гуманитарного цикла, особенно литературу. Ведь преподавание литературы в школе играет важную роль в подготовке учащихся к жизни. Мы живём в такое время, когда наблюдается дефицит духовности, падение нравственности, утрата милосердия, жестокость и зло берут верх над добром и порядочностью. Поэтому я считаю, что для учителя литературы воспитание нравственности у учащихся становится одной из главных задач, как на уроке, так и вне урока, конечно, не злоупотребляя процессом обучения. На уроках литературы я стараюсь научить ребят идейно-художественному, лингвостилистическому анализу лирических произведений, эпических текстов и понимать теорию литературы, развивать монологическую речь, и всё же при всём этом обращаю внимание их на нравственные моменты художественного произведения.

О нравственной стороне произведений написано немало критических статей различных авторов:  Е. Н. Ильина, Г. И. Беленького, Н. А. Троицкой, М. Г. Качурина,  А. Я Васильевой, А. К. Кузнецовой и многих других. И каждый выдвигает свою точку зрения по определённой проблеме.

В начале 20 века часто непорядочность, невоспитанность, предрассудки господствовали над  образованностью, трудолюбием, хорошими манерами поведения. Я считаю, что жизненные ситуации чеховских героев современны и нашему времени. Учитель литературы должен учить учащихся на уроках  видеть в человеке не внешнюю красоту, а внутреннюю, жить и трудиться не только для себя , но и для других.

Анализируя рассказ «Попрыгунья» А. П. Чехова отмечаем нравственную красоту и величие врача Дымова. Этот герой идёт на помощь людям, даже когда у него большое личное горе, и он сам имеет право на отдых и человеческое сочувствие.

Чехов не даёт прямых авторских оценок Дымова ни как врача, ни как человека, почти не говорят о нём и герои рассказа. Но на протяжении  всего повествования разбросаны краткие авторские замечания, помогающие понять и величие героя, и силу любви его к людям.

Я считаю, что на уроках литературы при изучении художественных произведений учитель должен убедить учащихся внимательнее относиться к другим, становиться требовательнее к себе.

О социально-нравственных проблемах на уроках литературы в 8 классе говорится при изучении рассказа Л. Н. Толстого «После бала», в частности, о проблемах взаимоотношения человека и общественной среды, ответственности человека за происходящее вокруг него. Хотя рассказ с начала до конца посвящён любви, которая звучит чем сильнее, тем яснее слышна враждебная ей «музыка» ненависти и бесчеловечности.  Виден протест писателя против уродливых отношений человека и общества, ведь для Толстого святы истинно человеческие отношения. Поэтому главный герой рассказа Иван Васильевич заставил себя круто повернуть личную жизнь, уйти с привычного пути, подготовленного его происхождением и воспитанием. Ужасное зрелище наказания сделало его любовь тусклой, а нежные чувства мрачными, так как в Вареньке он увидел отцовские черты. Конечно, Варенька не виновата в том, что делал её отец. И всё-таки тень преступления ложится на человека, который – пусть  невольно и безумно- мирится с этим преступлением. Таким образом, Иван Васильевич  взял на себя ответственность отвечать за поступки других, и в этом заключается его нравственное превосходство над Варенькой и полковник.

Готовясь к урокам литературы, я постоянно обращаюсь к книгам Е. Н. Ильина – «Искусство общения», «Путь к ученику», «Минувших дней итоги». В них он рассказывает о нравственном воспитании учащихся на уроках литературы. В книге «Путь к ученику» он говорит о духовной связи между книгой и учеником. Я согласна с его мнением, что «воспитательная функция на уроке литературы является  основной. Книга является помощницей в нравственном становлении личности, в обретении опыта». Е. Н. Ильин считает, что этим критерием вымеряется и творческая позиция словесника, что образовывать легче, чем воспитывать, а связать то и другое ещё труднее. Учителя – словесника Ильин мастером человеческих наук, владеющим книгой и психологией на уроке. Чтобы возбудить интерес  у ребят к художественному произведению, он советует «идти к ученикам надо не только с темой, но и с проблемой. Когда тема и проблема пересекаются, как горизонталь с вертикалью, урок обретает свою учебную и нравственную ёмкость». В доказательство он называет темы уроков по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»: «Как среди людей остаться человеком?», «Что грузить на подводы?», «Отцы и дети в романе «Война и мир».

Основываясь на свой опыт работы в школе,  я  считаю, что художественная книга немыслима без творческого приёма. Значит, не может состояться рассказ о ней  ( на уровне книги ), если «словесник  не использует своего приёма, не только объясняющего, отражающего, но ещё и зримо демонстрирующего процессы искусства. Да, конечно, опорой урока и всё же является текст художественного  произведения.

Можно размышлять о многих мнениях, заостряющих  внимание словесников, как воспитывать в учащихся нравственные качества на уроках  литературы, и каждая точка  зрения по-своему  будет  правомерна.

Анализируя  свой опыт работы, прихожу к такому мнению, что на уроках русского языка и литературы нужно использовать все воспитательные приёмы, и понять поступки, жизнь героев, увидеть хорошее и плохое в них, можно только тогда, когда будет прочитано художественное произведение. А также считаю нужным включать в урок жизненный опыт ученика. Две жизни- его и персонажа- соединить в одно и доказать, что Онегин и Наташа Ростова- это мы.

Воспитание нравственности через художественное произведение представляет собой обширную тему.

Из  опыта работы: при изучении художественных произведений с учащимися 5-11 классов на уроках рассматриваю проблему взаимоотношений родителей и детей. На сегодняшний день, я думаю, этот вопрос является немаловажным. Ведь насколько будет доброй и тесной связь детей с родителями, тем в ребячьих сердцах звонче зазвучит любовь, отзывчивость, честность, сострадание, ответственность. А учитель будет стараться не только развивать, но и закреплять нравственное начало, положение учеников в семье.

Учебной программой предусмотрено немало произведений, где показаны взаимоотношения отцов и детей, то есть старшего и младшего поколения в семье. Это произведения К. Паустовского, А. С. Пушкина «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», Л. Н. Толстого «После бала», В. Шекспира «Ромео и Джульета», А. Островского «Гроза», И. С. Тургенева «Отцы и дети»,  А. Куприна «Олеся»,  М. Горького «Фома Гордеев», М. Шолохова «Судьба человека», «Донские рассказы»(«Родинка», «Червоточина» и др.)

Изучая в 5 классе сказку «Тёплый хлеб» К. Паустовского, стараюсь убедить учащихся, что положительные качества в человеке всегда одерживают превосходство . Так и Филька(главный герой) сумел разжечь в своём сердце искорку доброты, сострадания к солдатскому коню. А помогла ему в этом бабушка, которая рассказала ему поучительную сказку.  После этой истории Филька кормит коня тёплым хлебом и беды в деревне прекращаются.

Задаю ребятам вопрос:

– Каким добрым делам и поступкам  учат ваши родители, дедушки и бабушки?

– Какие истории, рассказанные взрослыми, помогли выбрать вам правильное решение?

Обычно со всех сторон сыплются истории, примеры о том, как нужно относиться к людям, животным. И тут же ребята приходят к выводу, что родные их учат добру, любви ,состраданию, ведь в жизни без этих качеств не прожить.

Обратимся к фрагменту урока литературы в седьмом классе. Изучая произведение А. С Пушкина «Станционный смотритель», я ставлю цель: выявить у ребят чувство ответственности за близких им людей. Достичь осмысления внутреннего мира героев, их поступков помогают вопросы по тексту:

– Что было бы, если станционный смотритель был  принят в доме Минского, как гость?

– Что было бы, если Дуня уехала с согласия отца?

-Что было бы, если приехала навестить отца после появления его в Петербурге?

Такие вопросы выявят ответы, которые утвердят в сознании подростков понятия о милосердии к людям.

Выше было сказано о том, что жизненный опыт ученика нужно соединять с жизнью персонажей. Поэтому завожу разговор о том, как относятся ребята к родителям. Прошу их подумать минуту о том, всегда ли были справедливы ребята с ними. Как поступят они, когда родители будут преклонного возраста. Затем предлагаю всем ребятам

помолчать ,включаю медленную музыку и предлагаю мысленно попросить прощения у родителей за плохие свои поступки.

Тестирование, вопросы викторины позволяют учителю проверить знание текста  художественного текста. Здесь уместно использовать ИКТ. Один учащийся выполняет работу на компьютере, затем проверяется тест на экране классом:

-Как зовут коня Тараса?(Чёрт)

– Почему конь Тараса бешено отшатнулся, когда на него сел хозяин? (Вес Тараса = 20 пудов)

– Какого размера шаровары были у сыновей Тараса, когда они уезжали?(Размером с чёрное море)

– Кто из братьев был старше?(Остап)

– Сколько лет Андрию? (20 лет)

– Сколько героев в первой главе?( 4- Тарас, Остап, Андрий, мать) и др.

Незаметно задаю вопросы, которые заставляют ребят задуматься.

1. За кого больше всего переживала мать? Почему?

2. Кому из сыновей передались черты характера Тараса?

3. Кто из сыновей Тараса предал Родину, товарищей по оружию?

4. Кто погибает из сыновей Тараса, защищая Родину и друзей? Почему?

Конечно, нужно не забывать и об обучающих методах преподавания, о речевом и идейно-художественном своеобразии, о связи литературы с другими видами искусства.

И вновь  используя  ИКТ, предлагаю ученикам представить, что начинается путешествие по Третьяковской галерее.

-Какую картину напоминают нам герои повести «Тарас Бульба»? (Картину Васнецова «Три богатыря».

Раскрывая характеристику героев, вновь обращаю внимание ребят на отношения Тараса и сыновей. Тарас внутренне  переживает за детей, хочет видеть их сильными, выносливыми, смелыми. Неслучайно, Н. В. Гоголь начинает повесть кулачной «дракой» отца с сыновьями, этим самым он отражает силу воли, смекалку, твёрдость характеров Остапа и Андрия. У Тараса свой метод воспитания. Нельзя не сказать о матери Остапа и Андрия, она представляет собой вечный символ материнской любви. И снова, для ребят готовы вопросы, которыми выявляется нравственное величие каждого:

– Какими деталями, словами автор даёт почувствовать душевное состояние матери? (Выражение лица, отчаяние).

– Как автор относится к матери?(Описание пейзажа).

– С чего начинается Родина  для наших героев?( С материнской любви, с родного хутора, детства)

Таким образом, у ребят сформировалось впечатление об отношениях родителей и детей 15 – 16 веков.

Затем задаю вопрос :

– Чем отличается современное воспитание от воспитания времён Тараса Бульбы?

Если учащимся средних классов нужно помочь осмыслить поступки морали, то старшеклассников учитель направляет в правильное русло, они сами выявляют  нравственные позиции героев произведения.

К примеру, в десятом классе уместна тема «отцы и дети» в романе Л. Н Толстого  «Война и мир». Урок представляет беседу за круглым столом. Учащиеся  заранее готовят сообщения.

Кроме целей обучающей и развивающей на уроке немаловажной является воспитательная. Вот фрагмент урока. И вновь я нацеливаю ребят на то, чтобы видеть в поступках героев хорошее и плохое. Мы с ребятами говорим о взаимоотношениях в семьях: Ростовых, Болконских, Курагиных.

Если в семьях Ростовых веет добродушие, порядочность, взаимопонимание родителей и детей, то о семье Курагиных этого не скажешь. Если нравственные качества Ростовых открыто представлены читателю, то долг, честь и совесть Болконских скрыты за невидимой завесой.

Ребятам задаю вопрос: «почему Наташа Ростова и Николай с любовью и нежностью относится к отцу и матери?». Ответов, конечно, много: доказывают примерами из текста, пытаются доказать теоретически, но все сходятся на мысли, что многие зависят и от родителей, они первыми у

идут на встречу детям.

Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важным является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважение к старшим.

Нравственное исправление должно быть
делом всей нашей жизни в преодолении чувственных
пожеланий.
Выписки из “Журнала Московской Патриархии”

К проблеме нравственного воспитания
школьников на уроках литературы я обратилась
неслучайно и работаю по ней уже не первый год.

В современный период утери людьми прежних
идеалов, роста преступности, материального
приобретательства в нашем государстве вскрылся
острый дефицит гуманизма, который является
критерием нравственного здоровья общества.

Подростки в последние годы предпочитают
слушать металл, надевать одежду с изображением
черепов, полуистлевших трупов и всевозможных
представителей Ада. Дома большую часть времени
многие проводят у телевизора, по всем каналам
которого демонстрируются фильмы с убийствами,
насилием, кошмарами, где вырисовываются главные
черты зародившегося общества: власть, деньги,
наркотики, предательство, разврат. При подобном
воздействии мир ребенка тускнеет, стираются
краски, сгущаются мрачные тона. Подсознательно
он ощущает свое отторжение от мира Добра и Света
и чувствует, что многие перестают понимать его. В
его душе появляется раздражительность и
агрессивность.

И, наконец, отсутствие преподавания во многих
школах, в том числе и в нашей,
специализированного духовно-нравственного
предмета не позволяет в достаточной мере решить
проблему бездуховности молодежи, которая,
возможно, скоро превратится в трагедию.

Какой я вижу выход из создавшейся ситуации?
Хотелось бы ответить словами академика Д. С.
Лихачева, который является нравственным
эталоном нашей эпохи: “Агрессивность, которой
так много сегодня в отношениях между людьми,
можно перебороть только культурой общества,
знания, чтения. Сегодня особенно необходимо
превратить школу из учебного заведения в центр
воспитания нравственности. Ибо без нее не будут
действовать самые хорошие законы государства”.

Итак, в свете этой проблемы понятны интенсивные
поиски учеными-методистами и учителями пути
решения одной из сложнейших проблем, стоящих
перед школой, – проблемой нравственного
воспитания учащихся в процессе изучения
литературы.

Литературе принадлежит особая роль в
воспитании нравственности, так как именно здесь
закладываются основы морального облика
человека.

Нравственный аспект анализа во главу угла при
изучении литературы ставил еще Л. Н. Толстой:
“Литература народа есть полное всестороннее
сознание его, в котором одинаково должно
отражаться как народная любовь к добру и правде,
так и народное созерцание красоты в известную
эпоху развития”. Он даже запрещал оценивать
грамотность в сочинениях учеников.
Справедливость суждений такого рода
подтверждала вся история искусства, в том числе,
в особенности, русская классическая литература,
которая представляет собою, по верному замечанию
С. А. Венгерова “удивительное сочетание
художественной красоты и нравственной силы,
широты размаха и тоски по идеалу”.

Замечательно, что сегодня в школе действует
несколько программ по литературе, и учитель
может сделать выбор. Я пять лет назад, выбирая
программу, ставила во главу угла нравственный
аспект, в результате остановилась на программе
углубленного изучения литературы, созданной
авторским коллективом под руководством
кандидата филологических наук, ректора
московской школы-колледжа “Полярная звезда”
М. Б. Ладыгина. “ Программа исходит из того, что
доминирующим на уроках литературы должен стать
процесс нравственно-эстетического воспитания
учеников” (из объяснительной записки к
программе). Данную программу апробировала и
модернизировала, работая по ней с пятого по
девятый класс. Отрицательную сторону вижу в том,
что авторы-составители недостаточное внимание
уделили в программе произведениям религиозной
литературы. Она представлена всего тремя
произведениями – это “Житие Александра
Невского” в 7 классе и в 8 классе “Хождение
Богородицы по мукам” и “Сказание о Вавилонском
царстве”. На мой взгляд, показать истоки
величайшей духовности, нравственности,
гуманизма, невозможно без изучения духовной
литературы. По этим причинам я включила в
поурочное планирование главы из Библии, чтобы на
конкретных примерах наиболее глубоко и полно
раскрыть с учащимися такие нравственные понятия
как “гуманизм”, “духовность”, “бескорыстие”,
“вера”, “милосердие”, “любовь ближнему”.

Десятый класс – третий этап литературного
образования и одновременно определенный этап в
развитии школьников. Десятиклассники – это
старший подростковый возраст. Их волнует, прежде
всего, нравственный аспект литературы. Подвиг и
предательство, счастье и долг, желание и закон,
взаимоотношения людей, любовь, дружба, человек и
его поведение в различных ситуациях, в разные
исторические эпохи, в разных странах – эти и
другие проблемы нравственного характера
оказываются первостепенно важными и
акцентируются читателем-школьником при
знакомстве с литературными произведениями.
Нравственная доминанта в литературных интересах
читателя этого возраста содействует прогрессу в
развитии ученика, но приводит и к ряду теневых
сторон в отношении к художественному тексту. С
одной стороны, внимание ученика к ткани
художественного произведения становится более
разветвленным, пристальным, стремится развивать
воображение читателя, усиливающее его
сопереживание, позволяющее постигать новые,
незнакомые ситуации и характеры. С другой
стороны, читатель-школьник в этом возрасте часто
произвольно домысливает текст, субъективизирует
его, выделяя лишь те проблемы, которые важны для
него лично, и подчас забывая о мыслях,
волновавших писателя, игнорируя авторскую
позицию. Для того чтобы не происходило
переакцентировки смысла произведения в
восприятии читателя-школьника и актуализации
нравственного аспекта, я для учащихся десятого
класса поставила следующие общие
нравственно-мировоззренческие цели:

Что я использую нового на уроке и чем могу
поделиться? С этой целью хотела бы рассмотреть
технологию содержания своего урока литературы.

Тема урока еще не сам урок, а лишь
предпосылка к нему.
Какую нравственную проблему решает она – вот
главное!
Пересечение темы с проблемой, по сути, и дает
перекресток педагогический.
Евгений Ильин

Любой урок сегодня рассматривается как
совместное творчество учителя и ученика, сорок
минут непрерывного поиска, интеллектуального и
духовного напряжения, обеспеченного тщательно
продуманной “технологией” урока, в основу
которой положены востребованность учеником
предмета разговора-исследования и сотворчество
учителя и ученика.

Цель своих уроков вижу в том, чтобы через
нравственное содержание художественной
литературы в процессе обучения прийти к
совершенствованию содержания и уровня
нравственного облика личности ребенка.

Изучаемый нами в десятом классе курс
литературы содержит огромные возможности для
формирования личности ученика. Важно так
организовать и содержательно наполнить уроки,
чтобы они оказали свое благотворное влияние на
разум и душу ученика, заставили его о многом
задуматься, научили ставить вопросы и искать на
них ответы.

Свои взаимоотношения с детьми строю на основе
сотрудничества. Создаю обстановку для
естественного самовыражения учащихся, чтобы на
уроке было комфортно, уютно, чтобы каждый ученик
смог проявить инициативу и самостоятельность.
Использую такую педагогическую ситуацию на
уроке, которая позволяет каждому ученику
проявить избирательность в способах работы.
Например, при подготовке творческого отчета по
поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” некоторые из
ребят подготовили сочинения в рисунках, часть
детей нарисовала карту путешествия П. И. Чичикова,
попутно любой из учащихся мог составить
синквейны по образам помещиков поэмы (см.
Приложение1)

(синквейн – педагогический прием, который
представляет собой краткую характеристику
литературного персонажа, состоящую из четырех
строк, первые три строки – это определенные
части речи, а четвертая – высказывание самого
героя о себе или других героев о нем) и
представить их на суд одноклассникам.

На своих уроках я старюсь организовать
атмосферу заинтересованности каждого ученика в
получении знаний путем использования
иллюстраций к произведениям, видео и аудио
материалов. Все это стимулирует учащихся к
высказываниям, повышает мотивацию урока. Причем
стараюсь оценить деятельность ученика не только
по конечному результату, но и в ходе процесса
движения к этому результату. При этом поощряю
стремления тех учеников, которые находят свой
способ работы. Например, ученик 10 “Б” класса
Талтыгин Влад подготовил творческий
проект-видеоролик по биографии и произведениям
Н. В. Гоголя (Приложение 2, у автора превышен объем
публикации).

Литература, как учебный предмет, призвана
сформировать у учащихся две обратимые
способности: самостоятельно по мотивам интереса
постигать социально-нравственную и эстетическую
ценность произведения и сквозь призму
литературы понимать сложный, противоречивый мир
окружающей действительности. Именно новый тип
обучения, проблемный, имеет богатые возможности
для развития школьников. В связи с этим особое
место уделяю самостоятельной работе учащихся.

Палитра заданий для самостоятельной работы
учащихся, которую я предлагаю, разнообразна:
ответить на вопросы, провести сопоставительный
анализ героев (эпизодов, стихотворений,
отдельных глав), составить тест, написать письмо
литературному герою, создать ОСК, составить
синквейн, выполнить работу в виде теста,
перекодировать информацию (изложение различных
тем литературы в техниках графического
моделирования и т.д.).

При этом я должна представлять, какой будет
деятельность ученика на данном этапе обучения,
как будет осуществляться руководство ею с моей
стороны, то есть речь идет о необходимости
управления процессом восприятия
художественного произведения.

Одним из приемов проведения моих занятий с
активной самостоятельной деятельностью
учащихся являются графические способы
представления информации о проекте. Поэтому,
используя графические способы запоминания
информации, я наглядно и понятно представляю
структуру проблемы для себя и своих учеников, при
этом у учащихся повышается мотивация к изучению
материала, так как “включение” всех видов
памяти и заполнение материала идет на 90%. Сначала
такие опорные схемы-конспекты я составляла сама,
готовясь к уроку, а затем научила ребят не только
пользоваться ими, но и создавать самим. Так
появились ОСК по теоретическому материалу, и по
конкретным художественным произведениям,
созданные на уроке или дома: “Карта путешествий
Чичикова” (Приложение 3). В чем я вижу
преимущества использования ОСК? Ученики могут
обмениваться опорными конспектами, они
проговаривают по ним тему урока, составляют
авторские ОСК по ранее изученной теме, ОСК служат
опорами для памяти учащихся, развивают
логическое мышление, ученик при этом не станет
блуждать, нащупывая дорогу, по которой следует
пойти в своем анализе произведения, что часто
оказывается самым трудным для большинства из
ребят, и потому они отказываются читать книгу!

Активно внедряю в учебный процесс новые
способы графического представления информации:

По сути, все они являются разновидностью
графического изображения опорных конспектов
Шаталова, хотя схемы (диаграммы) Фишбоун были
придуманы профессором Кауро Ишикава. Диаграммы
Фишбоун помогают структурировать процесс
обучения, идентифицировать возможные причины,
проблемы (отсюда еще одно название – причинные
диаграммы). Они необходимы на уроке для понимания
содержания материала, рассмотрения
причинно-следственных событий более глубоко.

Аналогичное значение имеют кластеры (наиболее
предпочитаемая учащимися техника графического
моделирования), значение которых в переводе с
английского звучит как рой, гвоздь, груда,
скопление. С помощью кластеров можно в
систематизированном виде представить большие
объемы информации. В крупных овалах схемы
записываются ключевые понятия урока, темы, даты,
фамилии, факты и другая информация. Созданные
учащимися кластеры “Тема “Петербурга” в романе
“Преступление и наказание”, “Образ Наполеона в
романе Л. Н. Толстого “Война и мир” и др. дают
возможность выделить главное в художественном
тексте произведения и лучше понять изученное
(Приложение 4).

Следующей техникой графического моделирования
являются ментальные карты, которые представляют
возможным сжать информацию о предмете, объекте,
явлении по русскому языку и литературе.
Используя ментальные карты, можно в сжатой форме,
графически, дать характеристику литературному
герою, явлению, исторической ситуации, а также
использовать в качестве характеристики
учащегося и создания его портфолио. Информация,
оформленная в виде ментальных карт, легче
воспринимается человеком, чем текстовый
материал (ментальная карта “Образ Петра Первого
в одноименном романе А. Толстого”, “Образ
Кутузова в романе Л. Толстого “Война и мир”
(Приложение 5).

Таким образом, воспитывая нравственность на
уроках литературы, я воспитываю личность в целом!
Я хочу, чтобы мои уроки помогали ребятам стать
добрыми, гуманными, милосердными, чтобы не смогли
они пройти мимо чужой беды и причинить боль
ближнему. Ведь знания сами по себе мало что стоят,
если они не пропущены через сердце и если они не
зажигают стремления к высоким идеалам. Только
так можно воспитать человека нравственного. Об
этом и радею больше всего и в этом вижу свое
учительское счастье.

Приложение. ( Материалы к уроку)

Учитель-предметник может и должен стать «специалистом» по нравственному воспитанию. Это создаёт положительный эмоциональный фон для освоения учебного материала, закладывает основы общей этической культуры выпускника школы.

Ни в одной из форм человеческой деятельности нравственная сторона жизни не выступает с такой полнотой, как в художественном произведении. Именно поэтому воздействие литературы на моральное становление личности так велико и разносторонне.

Взаимосвязь нравственности и литературы естественна и органична, поскольку объединена этическими критериями и ситуациями поиска человеком высших смыслов. Сегодня задача состоит в том, чтобы определить, как усилить воспитательное воздействие художественного произведения на школьников, каковы пути формирования личности учащихся на уроках и во внеклассной работе, какие методы изучения произведения могут обеспечить уроку литературы нравственную роль в жизни подрастающего поколения.

К сожалению, встречается ещё такое преподавание литературы, при котором система чтения, живое размышление над прочитанным, оценочные суждения и нравственные выводы учащихся подменяются усвоением готовых формулировок, заимствованных из учебников и специальных текстов. Вот почему так важно организовать чтение произведения, чтобы анализ был не только обучающим, но и этически впечатляющим, формирующим высокие духовные запросы и художественный вкус, пробуждающим потребность видеть нравственные смыслы в общении с литературой.

Очевидно, решение этой проблемы станет возможно при расширении и обогащении этического опыта детей средствами литературы путём «узнавания себя» в нравственных исканиях героев и самих писателей. Тогда перед учениками откроется возможность быть «со-творцами» художественного произведения, что явится ориентиром в формировании собственных критериев нравственности.

Основная задача литературы заключается в том, чтобы не с помощью традиционного анализа произведения рассматривать жизненные ситуации и проблемы героев, а с точки зрения их этических, мировоззренческих основ.

Этой цели и служит термин «нравственно-эстетический идеал», который должен быть осознан не как один из компонентов произведения, а как его ведущий смысл. Внутреннее единство художественного произведения обусловлено нравственным отношением автора к жизни, авторским взглядом на мир. Это позволяет прежде всего рассматривать художественное произведение как единую систему восприятия мира и в связи с этим проводить его целостный анализ, что наиболее сложно и актуально воплотить в методике.

Углублённое внимание к идейно-нравственной позиции писателя отвечает насущным духовным потребностям школьников, их возрастным особенностям. Особенно в старших классах, когда ведущим видом деятельности становится не игровая (как в младших классах), даже не познавательная (как в среднем звене), а ценностно-ориентационная деятельность. Именно в этот период им и нужен духовный опыт великой русской литературы – с её бескомпромиссной постановкой этических проблем, высокими и чистыми идеалами.

В соответствии с этим, начиная с подросткового возраста, целесообразно выделить три основные этапа в изучении этической позиции писателя:

1. На первом этапе (5-7-е классы) следует обратить внимание учащихся на характер авторской оценки поведения и поступков героя и на причины того или иного отношения автора к своим персонажам. Это позволит учителю выявить некоторые существенные грани авторского идеала, подготовить почву для его последующего постижения.

«Васина дорога к правде и добру». Отрывок из урока

– Какие изменения произошли с Васей после встречи с Валеком и Марусей, превратили его в доброго человека?

– Какого человека можно назвать добрым? Дайте определение слову «доброта». ( Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. « Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова.)

– Подберите синонимы к слову «доброта». ( Душевность, сердечность.)

– Можно ли сказать про Васю, что он готов был в любую минуту прийти «детям подземелья» на помощь, отличался вниманием и чуткостью? Подтвердите своё мнение отрывками из текста.

– Как проявилась доброта Васи в истории с куклой? Прочитайте этот отрывок.

Ясные дни миновали, и Марусе опять стало хуже. На все наши ухищрения с целью занять её она смотрела равнодушно своими большими потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали её смеха. Я стал носить в подземелье свои игрушки, но и они развлекали девочку только на короткое время. Тогда я решился обратиться к своей сестре Соне.

У сони была большая кукла с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне её на время. Я так убедительно просил её об этом, так живо описал ей бедную, больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала её и обещала в течение двух-трёх дней играть другими игрушками.

– История, рассказанная В. Г. Короленко, – урок добра и любви к людям. Как автор оценил поступок Васи?

– Как вы понимаете слова Б. Щеглова: «Добро не терпит промедленья – Назавтра может опоздать»?

– Прочитайте разговор отца с Васей о пропаже куклы. Как с этим эпизодом можно соотнести высказывание Б. Паскаля: «Лучшее в добрых делах – это желание их утаить»?

– Ты взял у сестры куклу?

Эти слова упали вдруг на меня так отчётливо и резко, что я вздрогнул.

– Да, – ответил я тихо.

– А знаешь ты, что это подарок матери, которым ты должен дорожить, как святыней? Кому ты снёс её? Говори!

– Нет, – сказал я, подымая голову.

– Как нет? – вскрикнул отец, отталкивая кресло. – Ты украл её и снёс! Кому ты снёс её? Говори!

Он быстро подошёл ко мне и положил мне на плечо тяжёлую руку. Я с усилием поднял голову и взглянул вверх. Лицо отца было бледно, глаза горели гневом. Я весь съёжился.

– Н-не скажу! – ответил я тихо.

– Скажешь, скажешь!

Я чувствовал, как дрожала его рука, и всё ниже опускал голову; слёзы одна за другой капали из моих глаз на пол, но я всё повторял едва слышно:

– «Платить добром на добро» – это известная мудрость. С какой целью пан Тыбурцый пришёл в дом судьи? Можно ли сказать, что он этим поступком отплатил Васе добром за всё, что тот сделал для умирающей девочки?

– Как понимаете пословицу: «Доброе дело скрытности не любит»? Как можно её применить к данной ситуации?

– У В. Солоухина одна из книг названа «Смех за левым плечом». « Ангел-хранитель у тебя за правым плечом стоит, и его огорчать не надо. Он каждому твоему доброму делу рад, улыбается и смеётся. А бес за левым плечом в это время морщится и корчится. А когда ты плохо поступишь, бес хихикает и руки потирает. Зачем же беса радовать?» Мне бы очень хотелось, чтобы вы в своей жизни делали только добрые дела, были отзывчивыми, а ваш ангел-хранитель всегда только улыбался. Дома дети пишут сочинение: «Васина дорога к правде и добру».

2. На втором этапе (8-9-е классы) следует обратить внимание на идейно-нравственные позиции героев произведения и на отношение к ним автора. Отчётливо выявится своеобразие авторской позиции при сопоставлении идеалов и взглядов разных писателей, живших в одну эпоху, затрагивающих сходные темы.

«Печорин как «портрет поколения». Отрывок из урока

– Что такое дружба? Дайте определение понятию. ( Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов. Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов.)

– Можно ли назвать Печорина и Грушницкого друзьями, зная, что друг – это человек, близкий по духу, убеждениям, на которого можно во всём положиться?

– Проанализируйте историю дружбы-вражды этих двух героев.

– Как вы понимаете высказывание Печорина о дружбе: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать, да притом у меня есть лакеи и деньги!»

– Давайте вспомним известное произведение великого А. Пушкина «Евгений Онегин». Сравните ситуацию «Онегин – Ленский».

– Выдержал ли испытания дружбой Евгений Онегин?

– Вспомните лирическое отступление А. Пушкина о дружбе во 2 главе романа «Евгений Онегин». О чём оно?

– Чем являлась для А. Пушкина дружба? (Он считал, что дружба раскрывает богатство души или её опустошённость.)

– Сделайте вывод, как М. Лермонтов и А. Пушкин относятся к идейно-нравственной позиции своих героев, как относятся к ним. ( И Пушкин, и Лермонтов показали, как трудно движение человека к простой и понятной, казалось бы, жизненной истине, через которую он должен пройти, чтобы понять – умом и сердцем – величие и значимость дружбы.)

3. На третьем этапе (10-11 классы) полезно показать учащимся, как этический идеал писателя воплощается не только в рамках одного произведения, но и во всём его творчестве.

11 класс. Булгаков «Мастер и Маргарита». Тема урока

– 19 глава «Маргариты» начинается следующими словами: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» Сегодня на уроке мы будем говорить о настоящей, преданной и бескорыстной любви. Что для вас означает слово «любовь»? Дайте определение. ( Любовь – интимное и глубокое чувство человека, направленное на другую личность, человеческое сообщество, идею.)

– Ф. М. Тютчев говорил: «Любовь, любовь – гласит преданье – Союз души с душой родной».

– Расскажите о «союзе душ» наших героев. Как они познакомились? (гл.13.)

Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы. Чёрт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчётливо выделялись на чёрном её весеннем пальто. Она несла жёлтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!

Повинуясь этому жёлтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошёл по её следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдёт, и я никогда ее более не увижу.

И, вообразите, внезапно заговорила она:

– Нравятся ли вам мои цветы?

Я отчётливо помню, как прозвучал ее голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо, показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от жёлтой грязной стены. Я быстро перешёл на её сторону и, подходя к ней, ответил:

Она поглядела на меня удивлённо, а я вдруг, и совершенно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?

И гость продолжал:

– Да, она поглядела на меня удивлённо, а затем, поглядев, спросила так:

– Вы вообще не любите цветов?

В голосе её была, как мне показалось, враждебность. Я шёл с нею рядом, стараясь идти в ногу, и, к удивлению моему, совершенно не чувствовал себя стеснённым.

– Нет, я люблю цветы, только не такие, – сказал я.

– А какие?

– Я розы люблю.

Тут я пожалел о том, что это сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы канаву. Растерявшись немного, я всё-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понёс их в руках.

Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую, затем продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом.

– Дальше, – сказал Иван,- и не пропускайте, пожалуйста, ничего.

– Дальше? – переспросил гость,- что же, дальше вы могли бы и сами угадать. – Он вдруг вытер неожиданную слезу правым рукавом и продолжал:- Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

Так поражает молния, так поражает финский нож!»

– Как понимаете фразу: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!»? (Встретились два одиночества. Роковая предрешённость встречи, чрезмерность чувств, небывалость любовной истории, идеальность героини – воплощение мечты.)

– Была ли это любовь с первого взгляда? Верите вы в такую любовь? (Жизнь этих двух людей наполнилась смыслом. Именно Маргарита стала подгонять Мастера в работе, называть Мастером, это она сулила ему славу.)

– Г. Лейбниц сказал: «Любовь есть склонность находить удовольствие в благе другого человека». Прокомментируйте это высказывание и соотнесите его с образом Маргариты.

– Роман Мастера был дописан в августе. В октябре герой сжёг рукопись романа и был арестован по доносу Алоизия Могарыча. Маргарита в последний раз виделась с Мастером перед его арестом. Много месяцев она не знает, что с ним. Объясните слова В. Зацепина: «Не всем любовь под силу, по плечу. Ведь она включает в себя, кроме всего прочего, и умение заметить, понять, почувствовать состояние любимого, постоянную готовность и стремление разделить его печаль, горе, взять на себя тяжкую ношу. Способность любить – это способность к самопожертвованию».

– Почему Мастер отказался от своего романа и сжёг его? Можно ли сказать, что любовь Мастеру «оказалась не по плечу»? Почему не подал весточку Маргарите из «дома скорби» о том, что он жив?

– В душе померк бы день,

И тьма настала б вновь,

Когда бы из неё изгнали мы любовь.

Так считал великий Мольер. Маргарита не хотела жить без любви, не хотела, чтобы в её душе «тьма настала вновь». Что она решает сделать? Почему заключает договор с дьяволом? (Во имя спасения любви! Этим она губит свою бессмертную душу.)

– Кого из героев романа, написанного Мастером, напоминает Маргарита в своём стремлении спасти возлюбленного? (Отважного Левия Матвея, пытавшегося спасти Иешуа.)

– Маргарита восклицает «Ах, право, дьяволу я бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» И оказывается, подручный дьявола тут как тут. За сведения о Мастере она должна расплатиться присутствием на балу у сатаны. Как вынесет эту страшную ночь ради любви Маргарита?

– По словам Толстого, любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё же она у нас останется. Как вы считаете, сполна ли подарила свою любовь Маргарита Мастеру? (Она доказала, что любовь может противостоять вечно живущему злу. С любовью связаны понятия добра, прощения, понимания, ответственности. Во имя любви она совершает подвиг.)

– А теперь давайте обратимся к «Новому завету», содержащему множество мудрых мыслей. Попробуем проанализировать сущность явления «любовь». Назовите слова, которые отражают сущность любви Маргариты.

«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине.

Всё покрывает, всему верит, всегда надеется, всё переносит. Любовь никогда не уходит»

– Подберите синонимы из прочитанного отрывка к слову «любовь».

– Вспомните творчество М. Булгакова, его героев. Расскажите, умеют ли они любить?

– Внимание к нравственному содержанию литературного произведения приводит читателя к необходимости вдумчиво, пристально всматриваться в текст, наблюдать, размышлять.