ДОБРО И ЗЛО ДЛЯ ДЕТЕЙ

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Добро и зло».

для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область  «Социально-коммуникативное развитие».

формирование моральных представлений о добре и зле.

простые умозаключения и выводы.

наклейки – «сердечки», карта «Доброй страны», черный мешок, картинки с изображениями детей, совершающих хорошие и плохие поступки, мультимедийная установка, презентация – изображения сказочных персонажей, три атласных ленты 10см х 200см

Ребята, как вы понимаете, что такое доброта? (Объяснение детей, как они понимают это слово).

– Правильно! Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта – самое главное качество человеческой души!

– Какого человека можно назвать добрым?

– Правильно! Добрый человек – это тот, кто любит людей и в трудную минуту спешит им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

– Что мы еще забыли с вами назвать из качеств доброго человека?

Верно! Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым, внимательным к окружающим,  уважительным в общении с товарищами и взрослыми. Он не грубит, не ругается, не кричит. Всегда ласковый, приветливый, с улыбкой.

Конкурс добрые слова

Доброе, ласковое слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, утешить, согреть душу. Кто называет доброе слово, получает наклейку «сердечко». У того, кто назовет больше теплых, добрых, нежных слов, будет больше наклеек. Выигрывает тот, у кого больше наклеек.

-Как много тёплых, ласковых,  добрых слов в нашей речи!  Добрые слова – это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

– Если существуют добро и зло, значит люди могут творить не только добрые, но и злые дела. Хорошие, добрые  поступки несут людям добро, например: помочь маме убрать посуду, полить цветы, донести тяжелые сумки, отогнать от беззащитного котенка злую собаку – это хорошо.

Дурные поступки. Давайте поговорим о них. Как вы понимаете слово «равнодушный»? Верно! Это человек, которого неприятности, горести других людей не волнуют. Если вы видите, что человеку стало плохо, он жалуется на боли в сердце, то нужно попросить кого-нибудь из взрослых вызвать «скорую помощь».  Если вы безразлично прошли мимо – это плохой поступок.

– Ребята, послушайте, какую я сегодня приготовила для вас «О Добре и Зле»

В одном сказочном лесу жили-были Добро и Зло. Они всегда ходили друг за другом. Добро имело белый цвет, а Зло-черный.

Добро жило  в маленьком хорошеньком домике. Добро всегда всем помогало. Каждое утро Добро очень любило приводить свой дом в порядок: оно поливало цветы в своем саду, ухаживало за ними, от этого они хорошо росли, улыбались всем окружающим и цвели прекрасными цветами. Добро любило птиц, живущих в лесу, заботилось о них: кормило их зимой, строило для них домики весной. А птицы отвечали ему тем же, они пели Добру свои звонкие и красивые песни, от их песен у всех вокруг было радостное настроение. Добро заботилось не только о цветах и птицах, оно еще очень любило животных и дружило с ними. Добро дружило с солнышком, которое дарило каждый день ему яркий, солнечный желтый цвет.

А недалеко от прекрасного домика Добра, в холодной каменной избушке жило Зло. Зло всегда мешало всем. Оно не любило яркий солнечный свет и редко выходило на улицу. Зло не дружило с животными, ему не нравилось пение птиц. Растения и цветы не росли возле его дома, Зло их не любило. Жилище Зла окружали засохшие коричневые кусты.

Однажды в этом сказочном лесу произошла история. Маленький бельчонок отстал от мамы и заблудился. Грустный он долго плутал по лесу, пока вдалеке не увидел каменную избушку. Подойдя к ней, он постучал в темное окно, и попросил о помощи. Зло сердитым голосом отказало бельчонку в помощи и прогнало его вон.

Загрустив еще больше, малыш пошел дальше. Тут навстречу ему выбежало Добро, бельчонок рассказал о своей беде. Добро ответило: «Я знаю, где твоя мама, я сейчас тебя провожу к ней». И с этих пор лесные жители, попав в беду, знают к кому обращаться за помощью.

Вопросы: О каких героях говорилось в этой сказке? Какие поступки Добро совершало в этой сказке? Как поступало Зло в этой сказке?

Игра  «Добрая страна»

Мы видим, что не только слова должны быть добрыми, но и дела. Я вам приготовила карту «Доброй страны». В этой стране живут только добрые люди. Они совершают только добрые поступки. Вы внимательно рассмотрите картинки и подумайте, правильно ли поступают дети? Если правильно, то картинку мы  прикрепляем к карте. А если нет – то картинку выбрасываем в мешок, и рассказываем, как бы поступили вы в этой ситуации?

Игра «Сказочный герой – добрый или злой?»

– Все вы любите сказки. В сказке встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. На экране вы увидите сказочного героя. Если герой добрый – вы радостно хлопаете в ладощи, если злой – закрываете лицо ладошками.

На экране Иван-Царевич, Баба-Яга, Золушка, Мальвина, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Волк, Змей-Горыныч, Конек-горбунок, Золотая рыбка, Старуха Шапокляк Доктор Айболит.

Игра-физминутка «Какой путь выберешь?

Дети встают в колонну по одному. Перед нити три «дорожки», направленные в разные стороны. Каждому читается задание. Необходимо выбрать «путь»-дорожку, и пройти по ней до конца.

Прямо пойдешь – встретишь старушку, которой нужно помочь дойти до скамейки

Налево пойдешь – встретишь старика, которому нужно подсказать, где находится аптека

Направо пойдешь – найдешь игрушку, о которой давно мечтал.

Ребята, я предлагаю вам с помощью мимики (добрые поступки вызывают улыбку, злые – огорчение) изобразить добрый поступок или злой.

Игра «Превращение слов»

Каждому отрицательному качеству характера, которые совсем не украшают человека, можно подобрать другое, противоположное качество, из которого складывается доброта. Например, черствый – отзывчивый. Давайте с вами превратим плохие качества в хорошие.

Злой – Добрый

Жадный – щедрый

Грубый – вежливый

Лживый – правдивый

Невоспитанный – вежливый

Ленивый – трудолюбивый

Сердитый – дружелюбный

Упражнение «Незаконченные предложения».

Ребята, сейчас я буду читать вам незаконченные предложения, а вы должны для них придумать добрый и злой конец.

– Чтобы вырасти хорошим, добрым человеком, нужно каждый день совершать пусть маленькие, но добрые дела. С кем бы вы хотели дружить с добрым или со злым человеком?

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в группе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (помочь накрыть стол, вытереть пыль на полках, полить цветы, убирать игрушки, помогать младшим (поиграть с ними, поделиться игрушкой), починить книгу, помогать близким, друзьям, уступать место в автобусе пожилым и больным людям, накормить бездомного животного, не рвать цветы и т.д.

Поступайте с людьми так, как вы хотели бы, чтобы они поступили с вами. Если вы хотите, чтобы вам улыбались, – улыбайтесь сами, проявляйте внимание к людям, будьте добры и отзывчивы.

Итак, ребята, о каких двух понятиях мы сегодня с вами говорили? Что каждому из вас ближе Добро или Зло? Почему? Какие поступки вам нравится совершать больше? Почему? Почему добрым быть лучше?

1. Шорыгина Т. А. Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели. – М.: ТЦ Сфера, 2014

2. Савченко В. И. Беседы с детьми о добре, дружбе и трудолюбии. – М.: ТЦ Сфера, 2018

3. Уроки доброты: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Изд-во «Ранок», 2007

Классный час на тему « Добро и зло». 3 класс.

·          познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека;

·          формировать умения различать их;

·          показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;

·          поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора;

плакаты с пословицами и высказываниями : “Человек живет век, а доброе дело – два”; “Спешите делать добро”, анкета, толковые словари Ожегова,

Ребята, поприветствуйте улыбкой гостей А теперь улыбнитесь друг другу. У нас сегодня не  школьный, но все равно  очень важный в жизни урок. Я вам прочитаю с басню, а вы мне сами скажите, о чем пойдет речь на нашем  уроке.

Определим тему разговора.

Сказка Л. Н. Толстого «Белка и волк»:

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

О чем эта сказка? (о добре и зле

Да, Тема нашего разговора – ДОБРО и ЗЛО

Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы

– что такое добро?  Что такое зло?

Ребята, как вы думаете, что такое доброта? (дети говорят то, что они думают о доброте) : Да! Многие из вас, верно понимают и чувствуют, что такое доброта. А более точно написано в «Словаре русского языка» (Ожегова): «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям»

все то, что помогает человеку и  обществу жить, развиваться , процветать.

все то, что мешает человеку и обществу развиваться, процветать.

Беседа о добрых и злых поступках из жизни детей

А какие добрые поступки  совершали вы  в жизни или видели что их кто –то совершал. А злые? У слов добро и зло очень много синонимов. У меня в конверте находятся слова. Их надо распределить в 2 столбика к словам: добро и зло

Милосердие                                        предательство

Готовность прийти на помощь               обман

Беседа «Значение добрых  слов»

– Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит само  слово “добро”

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! В ДОБРЫЙ ЧАС!В ДОБРЫЙ ПУТЬ!

– А знаете ли вы историю слова “добро”? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Слышали вы и такие выражения, как  “Дать добро” и “Получить добро”. А понятен ли вам смысл этих слов?

ДАТЬ ДОБРО – дать согласие, разрешение  на что-либо, одобрение.

ПОЛУЧИТЬ ДОБРО – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

– Много теплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый ты или нет?! – А знаете ли вы историю слова “добро”? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок.? Вот у меня беда: рассыпались пословицы и поговорки , содержащие слово-добро.

Соедини  начало и конец пословицы и объясни ,что они значат.

Чтение стихов о добре и зле

Но не только  люди сочиняли пословицы ,но и стихи. Ребята, вы знаете стихи о добре и зле.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость,

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Знакомство с Библией. А теперь, ребята, давайте обратимся к книге, которую называют Книгой книг, Вечной книгой. Как вы думаете, это какая книга?У. Библия – самая мудрая книга В ней сокрыто много тайн, но они открываютсятолько добрым людям. У. Например, одна из великих мудростей книги: «Относись к людям так, какхочешь, чтобы они относились к тебе»- Как вы понимаете эти слова? (Ответы)У. Нам нравится, когда хорошо к нам относятся другие, значит и другим это

А теперь попробуем раскрыть другую тайну: «Возлюби ближнего как самого себя»

7. Игра “Сказочные герои

А сейчас немного поиграем. Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечать, добрый он или злой. Если злой, вы закрываете лицо ладошками, а если добрый – радостно хлопаете.

(Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка,  Карабас-Барабас, Красная шапочка, гуси-лебеди, Водяной, баба Яга, Золушка, Мальвина, Морозко.)

Добрый ли ты человек?

– Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?» 1) У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям? 2) Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так? 3) Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное? 4) Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение? 5) Любите ли вы злые шутки?

6) Вы злопамятны? 7) Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует? 8) Умеете ли на практике применять свои способности? 9) Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать? 10) Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента? 11) Вы охотно выполняете просьбы? 12) Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Результаты анкеты А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12. Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт. От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались. Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения

УЧИТЕЛЬ: Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают  взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования добра и зла. Научиться быть по настоящему добрым трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основы человеческого счастья. Хорошо, что сейчас возрождаются эти понятия. Давайте подумаем, что может каждый из вас сделать доброго своим близким, или тем , кто нуждается в нашей помощи. Начнем наш путь к доброте прямо сейчас.

8. Упражнение «Пять добрых слов».

Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознания, возможность сделать приятное другому человеку.

Время: 15 минут.

Материалы: листы бумаги, ручки или фломастеры.

Участники предварительно делятся на группы по 5-6 человек.

Участники рассаживаются в круг. Каждый должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать своё имя. Потом вы передаёте свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из пальчиков, на полученном рисунке, вы должны будете написать какое-нибудь положительное слово-качество, подходящее обладателю листка (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых» и т. д.) и так пока лист не вернётся к владельцу.

Ведущий собирает листки и уже все вместе угадывают, о ком написаны комплименты, которые зачитывает ведущий с каждого листа. Лист вручается владельцу и остаётся у него.

В класс вбегают два мальчика.

Сережа, я поздравляю тебя с Днем Рождения! Желаю успехов в учебе, и пусть твои мечты исполнятся. Я хочу подарить вот эту машинку.

Мальчик протягивает игрушку.

Ха, вот это подарок! У меня уже есть такая машина, зачем мне вторая?

Мальчики замерли. В это время выходят мама и дочка, беседуя между собой.

: Мама, у нас во дворе есть мальчишка, который меня все время называет Валькой.

А ты его как называешь?

А я его всегда зову: «Эй, ты!»

Да ладно, мама, я сама все и без тебя знаю. Герои замирают.

Я как-то в дом принёс щенкаБездомного бродягу,Чтоб подкормить его слегка,Голодного беднягу.

Ну что ж — сказала мама. Пусть поживёт немножко. В глазах его такая грусть,Найдётся супа ложка.

Я во дворе нашёл потомКотёнка чуть живого. Его принёс я тоже в дом,Сказала мама строго.

Ну что ж — сказала мамаПусть поживёт немножко. В глазах его такая грусть,Найдётся каши ложка.

Я под гнездом нашёл птенцаНад ним вороны вились. Я спрятал в шапку сорванца,Мы с ним домой явились.

Ну что ж — сказала мамаПусть поживёт немножко. В глазах его такая грусть,Найдётся хлеба крошка.

Однажды я принёс ежа, ужа и черепахуИ заяц в нашу дверь вбежал,Наверное, со страху.

Ну что ж — сказала мамаПусть живут. В квартире так чудесно,А если потесниться тут,И нам найдётся место.

— Что можете сказать о мальчике? маме?

— Как бы вы поступили на месте наших героев?

Добро и зло творить всегдаВо власти всех людейНо зло творится без трудаДобро творить трудней.

Человек от рождения стремиться к прекрасному — добру, красоте.

А чего больше в жизни: добра или зла?

плохой, то — топаете.

Игра Волшебная палочка

Форма проведения: классный
час-размышление.

Цель: Формирование нравственных
ценностей у учащихся, представлений о добре и
зле, сущности милосердия; побуждение к
нравственному самосовершенствованию, к активным
поступкам во имя добра.

1. Психологическая разминка

Социальный педагог: Девушки и юноши!
Уважаемые гости, здравствуйте. Я рада видеть вас
на нашем классном часе. Друзья мои, вы готовы к
работе? Если да, то посмотрите, пожалуйста, все на
меня. У меня к вам просьба. Я попрошу вас сесть в
круг, расслабиться и взяться за руки. Спасибо.
Теперь закройте глаза и послушайте увертюру. Вы
чувствуете, как эта музыка льётся прямо в наши
сердца, наполняет их уверенностью и
спокойствием. Мысленно скажите каждый себе: «Мне
хорошо! Мне хорошо! Мне хорошо!». ( Откройте теперь,
пожалуйста, глазки и подарите друг другу улыбки.
Что вы почувствовали? А почему, как вы думаете? Ответы
детей.

Приложение 1. Слайд 1

Социальный педагог: Вы правы, музыка,
ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение
дружеского плеча, – всё это повлияло на ваше
настроение. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и
заметила, что в классе стало светлее. Это,
наверное, потому, что собрались здесь добрые,
сердечные люди. Ведь доброта – это солнце,
которое согревает душу человека. Давайте
прочитаем слова М. Пришвина: «Всё хорошее в
природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от
человека». Я думаю, вы теперь можете сказать, о
чём у нас сегодня пойдёт речь. Ответы детей.

Социальный педагог: Я приглашаю вас к
разговору о добре и зле. Тема нашего
классного часа: “Добро или зло – твой
нравственный выбор”.

Приложение 1. Слайд 2.

Вопросы для обсуждения:

2. Работа с понятиями

Одна пара работает по словарю Даля.

Приложение 1. Слайд 3

Социальный педагог: Посмотрите на
экран, пожалуйста. В словаре Даля даны следующие
определения этим понятиям (данные определения
сравниваются с ответами детей).

Приложение 1. Слайд 4

– Вот что об этом рассказывает старинная
китайская притча.

Юноша: О, мудрейший, возьми меня к себе
в ученики, я хочу познать истину.

Социальный педагог: Как вы думаете,
должен был юноша научиться лицемерить, ловчить,
убивать? Ответы детей.

Социальный педагог: Конечно, мысль
мудреца была такой: кто не узнал и не пережил зла,
тот не может быть по-настоящему, деятельно добр.
Как вы думаете, добро и зло связаны между собой? Ответы
детей.

Приложение 1. Слайд 5.

Социальный педагог: Посмотрим с вами
отрывок фильма«Мы из будущего». Что вы можете
сказать? Совершил Сергей хороший поступок или
нет? Как вы думаете? Ответы детей.

Социальный педагог: Значит, друзья
мои, добро и зло тесно взаимосвязаны друг с
другом. Добро в первую очередь связано с умением
радоваться и сострадать, сочувствовать,
сопереживать, откликаться на чувства других и
держать свою душу открытой. Добро – это всё то,
что морально ценно, что способствует
благополучию человека, общества в целом.
Доброта – морально-ценностная характеристика
человека, включающая такие свойства, благодаря
которым он способен творить добро. К таким
свойствам относятся отзывчивость, внимание к
людям, щедрость, готовность поступиться своими
интересами ради других, способность к
самоограничению, бескорыстие и т.д. Особый вид
доброты — милосердие. Это милость сердца,
жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям.
Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно
свойственно людям, способным прийти на помощь.
Способность сострадать, сопереживать — это
признак духовной зрелости личности. И слёзы
сочувствия к другому человеку — святые слёзы.
Они означают наличие у человека души и сердца.
Ребята, а кто из вас может сказать, что он по
настоящему добрый человек? Ответы
детей.

4. Изучение основной проблемы

У вас на столах лежат вопросы к обсуждению:

Социальный педагог: Представьте себе,
что ваш обидчик оказался в критической ситуации,
например, провалился в прорубь. Кроме вас никого
нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы
поступите? А почему? Ответы детей.

Социальный педагог: Зло противоречит
добру. Какого человека называют злым? Ответы
детей.

Приложение 1. Слайды
6-13

Социальный педагог: Зло и добро живут
в нашем мире.

К сожалению, зло очень распространено и
многолико, оно коварно. Зло часто маскируется,
иногда его трудно распознать. Преступник
совершает преступление, оправдывая себя
обстоятельствами, предатель объясняет свой
поступок вынужденной необходимостью, тираны и
диктаторы клялись, что пекутся о благе людей,
принося страдания и беды народам. Но это сильные
мира сего. А как мы с вами, обычные люди, можем
помочь миру стать добрее? Ответы
детей.

Социальный педагог: Судить человека
надо по его делам. Порой зародыш жестокости
бывает таким микроскопичным, что его подчас
очень трудно разглядеть. “– Ну, побей, побей
бабушку, – говорит с умилением старая женщина
трехлетнему крепышу. – Ух, какой ты у нас сильный
– пресильный, смотри как бабушке больно!” И
такими невинными забавами внушается ребенку
мысль, что причинять боль другому забавно и что в
этом твоя сила. Как вы думаете, а что потом будет с
этим мальчиком? Ответы детей.

Социальный педагог: Может ли быть
счастливым человек, приносящий страдания другим?
Ответы детей.

– Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным
людям? Может, мы зря ходим к пожилым людям с
концертами? Может быть, зря приходим 9 мая на
митинг?

Социальный педагог: Делайте людям
добро, разделяйте с ними и радость и беду, любите,
уважайте друг друга, будьте готовы помочь.
Я предлагаю вам послушать рассказы,
приготовленные вашими одноклассниками.

5. Рассказ первый

Социальный педагог: Спасибо. Высота
была взята. Этот подвиг совершался много раз в
годы войны.

– Как объяснить героизм воинов? Ответы детей.

«Подвиг в мирное время»

Социальный педагог: Спасибо. У меня к
вам вопросы:

– Что заставило Сергея, рискуя жизнью,
отключить трансформатор?
– Прав ли Наполеон, говоря: «Духовная сила
человека относится к физической как три к
одному»? Ответы детей.

Вас обидели, не поняли, вы получили «2» (тем
более несправедливую), заболели, случилось
несчастье, вас предал друг. И тогда у вас
появляется злость,злорадство. Хочется отомстить,
так же обидеть, замкнуться. Появляется чувство
незащищённости — страх как чувство одиночества,
отсутствия любви, ненужности. Вы становитесь
слабыми, ранимыми, обстоятельства складываются
против вас. Как принять правильное решение в
такой обстановке?

6. Упражнения «Выпустите пар», «Рычите»

Эти два упражнения делают во время тренировок
воины-десантники, которым действовать надо
разумно и смело. И вы не стесняйтесь тренировать
свою выдержку.

Возьмите чистый лист бумаги, задумайтесь,
задайте и ответьте себе на вопрос: «Почему этот
человек нанёс мне обиду?»

1) Потому что он плохо относится ко мне?
2) Потому что он думает только о себе и не
замечает, когда обижает других?
3) Может, он желал мне добра и не знает, что,
поступая так, делает мне только хуже?
4) А может, то, что он сказал, хоть и обидно, но на
самом деле правильно и мне действительно нужно
избавиться от этого недостатка?
5) А может, ему просто очень плохо и я должен
помочь, забыв про обиду? Ведь я же сильнее (умнее,
старше, моложе, здоровее, выдержаннее).

Приложение 1. Слайд 13

Давайте сейчас, в оставшиеся несколько минут до
конца классного часа, увеличим хоть немного
добра в мире, сделаем цветы или один цветок с
добрыми пожеланиями друг другу. Работать можете
по группам, парам или индивидуально, как хотите.
Для своей работы можете использовать мысли
мудрых людей и народные пословицы, лежащие у вас
на столе.

«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла
не верши, чтобы тебя не убило зло».

Уничтожай зло в мире,
А прежде всего люби.
Спеши делать добрые дела.
И мощный труд царят на благо нам,
Как может зло и мрак явиться там,
Где блещут эти чудные светила.

Он мудрецом не слыл,
Он храбрецом не слыл,
Но поклонись ему:
Он человеком был

Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам
так дёшево и не ценится так дорого, как
вежливость и доброта».
Жан-Жак Руссо: «Истинная доброта
заключается в благожелательном отношении к
людям».
Вильям Шекспир: «Чтобы оценить доброту в
человеке, надо иметь некоторую долю этого
качества и в самом себе».
Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей,
тем больше он замечает добра в людях».
Лев Толстой: «Доброта – вот качество,
которое я желаю приобрести больше всех других».
Михаил Пришвин: «Лучшее, что храню в себе,
это живое чувство к добрым людям».
Максим Горький: «Как хорошо отнестись к
человеку человечески, сердечно».
Человек, который делает добро другим, чувствует
себя счастливым.

«Час в добре пробудешь – все горе забудешь»,
«Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо
помнится, а добро – век не забудется», «Бедного
обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто
добра не делает никому»
«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом
и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём».
«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не
верши, чтобы тебя не погубилозло».

Зачитывание учащимися пожеланий написанных на
лепестках и прикрепление лепестков к доске,
серединку ромашки заполнял социальный педагог,
который, прочитав свои пожелания, соединил
лепестки цветка.

Социальный педагог: На этой доброй
ноте мы заканчиваем наш классный час. Какие
впечатления остались у вас после сегодняшней
беседы? Что понравилось? Что огорчило? В вас
что-нибудь изменилось после сегодняшнего
классного часа?
Закончить нашу беседу хочется песней. Возьмёмся
за руки, друзья и споём «Давайте говорить друг
другу комплименты».
– Спасибо вам, друзья, за работу. До свиданья.

1. Богданова О. С., Калинина О. Д., Рубцова М. Б.
Этические беседы с подростками. – М., 1987г.
2. Божович Л. И., Конникова Т. Е. Нравственное
формирование личности школьника в коллективе. –
М., 1987г.
3. Волченко Л. Б. Добро и зло как этические
категории. М., 1975
4. Даль В. И. Толковый словарь живого
великорусского языка.
5. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра:
Основы этики; Характер русского народа. – М., 1991
6. Макаренко А. С. Воля, мужество,
целеустремленность. – М., 1987г.
7. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация
воспитательного процесса в школе. – М., 2001 г.
8. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические
сочинения. – М., 1980г.
9. Школьный философский словарь/ Т. В. Горбунова,
Н. С. Гордиенко, В. А. Карпунин и др. М. 1995
www.dorogadomoj.com
www.fun-funny.ru
www.pravbeseda.ru
www.wisdoms.ru
www.aphorism.ru

Цель: формирование у обучающихся мотива
совершать добрые поступки.

1. Орг момент.

– Здравствуйте, ребята!

Как приятно, что при встрече

Мы знакомым и родным:

– С добрым утром!

– Добрый вечер!

– Доброй ночи! – говорим. ( А. Яшин)

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
Доброе утро! – Солнцу и птицам.
Доброе утро! – Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро продлится до вечера.
(В. Кривошеев)

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много-много лет!
(А. Кондратьев)

– А сейчас сядут те, у кого улыбка на лице!

2. Актуализация имеющихся знаний:

– Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

– Что такое добро и зло? (Основные понятия
морали)

– Что такое добро? (Ответы детей)

– это помощь друг другу, поддержка в трудную
минуту, забота о ближнем, взаимовыручка;

– это забота о здоровье, желание помочь своим
близким и себе;

– это материнская любовь, любовь детей, любовь к
ближним.

– Что такое зло? (Ответы детей)

– это войны и предательство, зависть и
жадность, это нетерпимость по отношению к людям
другой национальности, другого цвета кожи;

– это наркомания, курение, алкоголизм;

– это когда сильный обижает слабого, когда
младшие не уважают старших, и взрослые не
заботятся о детях.

На столе учителя лежат перевёрнутые “лицом
вниз” листочки со словами, обозначающими
качества людей.

Задание: Каждое качество человека
определить в один из столбиков: “Добро” или
“Зло” (Учащиеся по одному выходят к доске, берут
один из листочков и прикрепляют в
соответствующий столбик на доске, объясняя свой
выбор)

– Какого человека можно назвать добрым? (Ответы
детей)

Закрепление по слайду:

– делает добро другим,

– сочувствует в трудную минуту,

– откликается на просьбы,

– несёт радость окружающим,

– защищает слабых,

– помогает немощным,

3. Новый материал

– Какое значение ещё имеет слово “добро”?

(Добро – это нажитое богатство)

– Чем же богат добрый человек? Какое основное
качество его характеризует?

Доброта – это то, что может услышать глухой и
увидеть слепой. ( Марк Твен)

Доброта – отзывчивость, сочувствие,
дружеское расположение к людям; всё
положительное, хорошее, полезное. ( Лев Толстой)

– Сегодня на уроке мы будет открывать секреты
доброты.

– Давайте вспомним, с чего мы начали наш
сегодняшний урок?

Сделайте вывод: С чего же начинается доброта?

Ты почаще улыбайся,
Веселись и песни пой.
Будет всем тогда приятно
Познакомиться с тобой.

Хочешь, чтоб тебя любили?
Делай людям ты добро.
Очень скоро убедишься –
Поступаешь ты умно!

Притча о добре и зле.

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал
им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую
черную точку.

Он спросил их: “Что вы видите?”

Все хором ответили, что черную точку.

Ответ был не верным. Мудрец сказал: “А разве вы
не видите этот белый лист бумаги — он так
огромен, больше, чем эта черная точка!”

Вот так и в жизни — мы видим в людях первым
делом что-то плохое, хотя хорошего намного
больше. И лишь единицы видят сразу “белый лист
бумаги”

– Чему учит эта притча? Сформулируйте секрет
доброты!

В окружающих людях прежде всего надо замечать
положительные качества.

– А как вы думаете, легко ли быть добрым? (Ответы
детей)

Чтение притчи “Добрый император” по цепочке (Текст
притчи с заданием на отдельных листочках – по
одному на каждую парту)

1) Прочитайте притчу.

2) Подумайте: всегда ли доброе дело бывает во
благо окружающих?

3) Сделайте вывод: О каком секрете доброты идёт
речь в этой притче?

Жил когда-то император, который очень любил
птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из
рогаток, и объявил:

– Кто принесет во дворец живую птицу, тот
получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять
голубей. Они наставили в лесу множество силков и
вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из
соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей
и спросил: “Зачем столько птиц?”

– У меня доброе сердце, и я спасаю их от
мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят
их мне живыми.

– Кто же кормит птенцов?- поинтересовался
мудрец.

– Каких птенцов?- спросил император.

– У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца,
остались в лесу беспомощные птенцы. Кто кормит
их?

– Об этом я не подумал, – признался император.

Тогда мудрец сказал:

– У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им
не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда
сейчас в наших лесах наполнены мертвыми
птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в 5 раз
больше!

Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул
огорченный император.

На это мудрец заметил:

И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо,
но и добро без ума – не лучше!

– Какую мудрость содержит эта притча?

(Добро надо делать с умом. Ум без добра –
плохо, но и добро без ума – не лучше)

– А чему ещё учит эта история?

(Общение с животными делает человека добрее).

– Назовите жанр литературы, в котором
герои-животные могут мыслить и чувствовать, как
человек, а ещё этот жанр характеризуется
постоянной борьбой между силами Добра и Зла?
(Сказка)

Слайды 15 и 16

Задание: при появлении доброго героя сказки
– хлопайте в ладоши? При появлении злого героя –
топайте ногами.

“Притча о двух волках” (Читает учитель)

Слайды 17, 18, 19

– Какова мораль этой притчи?

(В себе необходимо развивать добрые чувства и
стараться избавиться от недостатков и дурных
привычек.

Помнить русскую пословицу “С кем поведёшься –
от того наберёшься!”)

4. Осознание и осмысление учебного
материала (Самостоятельная работа в парах.
Примечание: задания даются по рядам) (На каждой
парте – раздаточный материал)

1) Прочитайте рассказ Валентины Осеевой “Три
товарища”

2) Объясните, чему учит это произведение?

3) Сформулируйте секрет доброты, который
открывает нам автор.

В. Осеева Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все
ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок
белого хлеба. — До обеда далеко ещё!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку
класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил.
Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с
маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!

1) Прочитайте 2 отрывка из газетных статей.

2) Подумайте, что их объединяет?

3) Сделайте вывод: О каком секрете доброты идёт
речь?

Каждому хочется прожить долгую, здоровую жизнь,
но, к сожалению, не каждому это под силу. В
районном центре есть человек, который в октябре
этого года отпразднует свой 99 день рождения. Это
Минахмет Зигангиров.

Каждый его день, что раньше, что сейчас, насыщен
событиями и делами.

В больнице он не частый посетитель. В силу
уколов и таблеток верит мало.

3 ряд: Используя противоположные по значению
слова и выражения, составь добрые советы:

Проверка работы в парах (Учащиеся каждого
ряда читают предложенный текст и дают ответы на
полученные вопросы и задания. Учитель дополняет
либо исправляет сказанное детьми)

Слайды 21, 22, 23

По работе 1 ряда:

По работе 2 ряда:

По работе 3 ряда:

5. Закрепление нового материала

Слайды 24 и 25

– Поделись своей добротой!

– Посади дерево доброты!

Задание: На маленьких листах бумаги в виде
листочка дерева напишите своё доброе пожелание
всем окружающим и прикрепите на наше
символическое “Дерево доброты”, изображённое
на доске.

(После выполнения задания, каждый ученик
озвучивает написанное пожелание на листочке и
прикрепляет его к доске)

6. Итог урока

Слайды 26, 27, 28

В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(Сергей Островой)

Добрым словом, добрым поступком часто удаётся
совершить то, чего невозможно добиться никакими
другими средствами. ( Б. С. Форбс)

Нежными словами и добротой можно на волоске
вести слона. (персидский поэт Саади)

Подумайте и сформулируйте ответы на вопросы:

– О чём вас заставил задуматься наш
сегодняшний урок?

– Есть ли те знания, которые бы вы хотели
использовать в своей дальнейшей жизни?

1. Отрывок из статьи “Секрет долголетия –
доброта”, автор С. А. Татаринова (“Вестник
ЗОЖ” № 2 – 2005г.)

2. Отрывок из статьи “Секрет – в доброте к
людям”, автор Н. Чумарова (Газета “Сельская
правда” от 30.06.2012).

3. “ Притчи и мудрые высказывания о смысле жизни
человека” (Сайт http://www.smisl-zhizni.ru/)

4. “ Основы религиозных культур и светской
этики. Модуль “Основы светской этики”.
Методическое пособие”, авторы-составители
Демидова Н. В., Бердинских М. В., Карцева Н. Н,
Стародумова Э. В., Чирухина Л. С. ( МОАУ
дополнительного профессионального образования
“Центр повышения квалификации работников
образования”, Киров 2012)

5. Основы духовно-нравственной культуры народов
России. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. Для
общеобразоват. учрежд. – М., Просвещение, 2013.

6. Основы религиозных культур и светской этики.
Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для
общеобразовательных учреждений под редакцией
В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. – М., Просвещение,
2011

Ирина Белоусова Беседа «Добро и зло» (старшая подгруппа)

Беседа “Добро и зло”

Цель: закрепить у детей понятие добра и зла. Формировать этические нормы поведения в обществе и общение друг с другом, самовоспитание личности ребёнка.

Ход беседы

Подумайте сами, ребята,

случается так почему –

котенка один обижает,

другой лечит лапку ему.

Один воробья из рогатки

старается сбить наповал,

другой, чтобы вЫходить пташку,

с земли воробья подобрал.

Один ранит палкой лягушку,

в костер ее тащит живьем,

а кто-то из лужи-ловушки

Публикация «Беседа „Добро и зло“ (старшая подгруппа)» размещена в разделах

мальков перенес в водоем.

Подобных примеров немало,

подобных поступков не счесть.

Закон доброты правит жизнью,

у всех доброта в сердце есть!

Ребята а что такое доброта? (Ответы детей).

Воспитатель: Доброта – это хорошие искренние и бескорыстные поступки. Добрый человек всегда поможет другим и не оставит в беде, при этом он сделает это просто так и не будет ждать ничего взамен. Такой человек вызывает уважение, люди также относятся к нему по-доброму в ответ.

Воспитатель: А что такое зло, по-вашему? (Ответы детей).

Воспитатель: если человек злой и плохо относится к окружающим, к природе, то он может вызвать лишь сочувствие. Как правило, это несчастливый нервный и одинокий человек. Но ведь таким быть очень плохо, не правда ли? Вспомните, встречали ли вы добро и зло, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло. ( Ответы детей).

Воспитатель: Человек давно понял для себя: добро – это хорошо, зло – это плохо. Значит, доброго в жизни должно быть намного больше. А для этого все люди должны стремиться делать только благородные поступки. А как научиться видеть, отличать хорошее от плохого? (Ответы детей).

Воспитатель: В сказках всегда добро побеждает зло. Об этом народ сложил немало пословиц и поговорок, которые передавались и передаются из поколения в поколение.

Ребята, послушайте пословицы и поговорки:

Доброе слово доходит до сердца.

Добрый человек лучше каменного моста.

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

От добра добра не ищут.

Воспитатель: как вы думаете, где живёт доброта? ( Ответы детей: в сердце человека).

Воспитатель: не надо бояться совершать добрые дела. Пусть наши сердца день за днем чувствуют необходимость в этом, наполняются добротой. Сердце, полное доброты, не может оставаться равнодушным к чужой беде, и потому обязательно придет на помощь.

Воспитатель: часто можно услышать: «У него огромное щедрое сердце». Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).

Воспитатель: Щедрый человек готов бескорыстно оказать помощь другим. Рядом с нами живут люди, которым нужна помощь, забота. Очень важно вовремя прийти на помощь к таким людям.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, отчего зависит доброта? Может быть, она зависит от роста человека? Если Саша самый большой, то он – самый добрый? А Таня самая маленькая, значит – не самая добрая? (Обсуждения детей).

Воспитатель: правильно, доброта не зависит от роста. Она зависит от самого человека, насколько его сердце горит желанием быть добрым.

Воспитатель: Послушайте внимательно и скажите, могла ли быть такая ситуация на самом деле:

«Двое детей бегут по дороге. Вдруг видят, лежат на дороге две красивые коробочки. В одной лежат деньги, а в другой записка: «Я доброта». Какую коробочку они выбрали? (Ответы детей).

Воспитатель: А можно ли найти доброту, как клад? (Ответы детей).

Воспитатель: А какую коробку взяли бы вы с собой? (Ответы детей).

Воспитатель: Доброе сердце – настоящий клад. Но добро не лежит на дороге, его не подберёшь.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру: «Комплементы».

Ребята сядьте в круг и возьмитесь за руки. Каждый из вас должен повернуться к соседу справа и сказать доброе слово. Тот, кому говорят добрые слова должен сказать: «Спасибо, мне очень приятно».

Доброта имеет такую особенность: чем больше её отдаёшь, тем больше её становится.

Воспитатель: ребята, давайте вспомним сказку В. А. Сухомлинского «Как Белочка Дятла спасла»

– Как белочка дятла спасла? Что она сделала для этого? ( Ответы детей: белочка вынесла из своего дупла сухую, не обледеневшую шишку и отдала голодному дятлу).

– А из-за чего дятел остался голодным? ( Ответы детей: ударил мороз, деревья покрылись льдом, обледенели шишки на елках, и дятлу нечего есть стало).

– В чем здесь заключается доброта? ( Ответы детей: Белочка радуется тому, что помогла дятлу, угостила шишкой. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется доброму делу).

Воспитатель: а могла ли Белочка поступить иначе? Что тогда могло бы произойти с Дятлом? (Ответы детей).

Воспитатель: помните, ребята, о том, что доброту можно выразить поступками, добрым словом. А сейчас поиграем:

Игра «Доскажи словечко»

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит. (добрый день)

Мальчик, вежливый и развитый

Когда нас бранят за шалости,

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

Воспитатель: какие слова помогают выразить доброту? (Ответы детей).

Воспитатель: значит, доброта может проявляться ласковыми, теплыми, вежливыми словами.

Воспитатель: Ребята, свою доброту можно выразить и жестами: обнять, приласкать, прижать к своему сердцу. Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно, радостно. Есть такая пословица: «Где добро, там и тепло». Хорошо бы научиться нам всем от души дарить добро, не ожидая взамен какой – либо выгоды для себя, т. е. бескорыстно.

Воспитатель: как вы понимаете смысл слова «бескорыстно»? (Ответы детей).

Воспитатель: если вы научитесь этому, вы – богатый человек.

В народе говорят:

Добрые слова – корни,

Добрые мысли – цветы,

Добрые дела – плоды,

Добрые сердца – сады.

Ухаживайте, ребята, за своим садом. Пусть ваши сердца будут наполнены добротой – добрыми словами и добрыми делами!

Воспитатель: доброта живет там, где совершаются хорошие поступки. Будьте вежливыми, добрыми, внимательными к другим, оказывайте уважение к старшим и никогда не бойтесь предлагать свою помощь людям, попавшим в беду, слабым и больным.

Воспитатель: о чём мы с вами сегодня говорили?

Где, по-вашему, живет доброта?

Легко ли быть добрым человеком?

Какие пословицы и поговорки о доброте вы запомнили?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *