Галина Алексеева
В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства к такой важной системе, как дошкольное образование.
На современном этапе подчеркивается необходимость обновления и повышения качества образования, введения програмно-методического
обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей детей. Образовательный процесс в дошкольных учреждениях направляется на раскрытие потенциальных возможностей детей, развитие самостоятельности, инициативности, коммуникативной активности. Для этого необходимо общение детей в совместной деятельности при непосредственном участии и руководстве взрослого.
Елена Викторовна Капустина
Значение метода проектов в развитии познавательных и творческих способностей детей
Мы живём в стремительно развивающемся мире
, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, осваивать, находить неординарные решения в различных ситуациях. Содержание и методы
обучения дошкольников направлены на развитие внимания
, памяти, творческого воображения
, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов
, обобщать их по определённому признаку, получать удовлетворение
от найденного решения. Когда ребёнок сам действует с объектами, он лучше познаёт окружающий мир
, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения
: проектам
, экспериментам, опытам.
Олеся Ежова
Консультация для педагогов «История возникновения технологии «Метод проектов»
История возникновения технологии метод проектов
Проектная деятельность как источник
развития сферы образования и разновидность профессионально-педагогической активности в истории
культуры формировалась достаточно длительный период. Первоначально проектирование
тесно вплеталось в ткань жизнедеятельности, не выделяясь в самостоятельный вид деятельности. Философы рассматривали проектирование
как один из механизмов культуры, способствующий превращению человека в свободно творящее существо. Проектирование
как деятельность стало интенсивно развиваться в рамках инженерно-технической деятельности
, архитектуры, строительства. На философском уровне проект
рассматривается как итог духовно-преобразовательной деятельности. На деятельностном — как результат проектирования
. Уже в работах Аристотеля
, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна представлены идеальные образы «новой породы людей»
. Идеал выступает в данном случае как род проекта-цели
, воплощающей представление о совершенстве, а проектирование
проявлялось на разных уровнях жизнедеятельности общества как стремление активно вмешиваться в несовершенство окружающего мира.
Текущая версия страницы пока не проверялась
опытными участниками и может значительно отличаться от версии
, проверенной 17 октября 2018 года; проверки требуют 17 правок
.
Ме́тод прое́ктов
— это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат
); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы
, лично значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта
отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического
и творческого мышления.
Разработанный ещё в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи
метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике
: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского
педагога
У. Килпатрика
«Метод проектов» ( 1918
), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен ещё в 1905 году
. Под руководством С. Т. Шацкого
работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской
. В 1931
году постановлением ЦК ВКП(б)
метод проектов был осуждён как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 1980-х годов.
Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря введению ФГОС общего образования (стандартов второго поколения). Проекты
могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными
. В последнем случае группа обучаемых может вести работу над проектом в Интернете, при этому будучи разделены территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, отражающий ход работы над ним. Задача учебного проекта, результаты которого представлены в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения, то есть само исследование. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат
.
Главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций
, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизировать их в необходимой ситуации.
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
- Рефлексивные умения.
- Поисковые (исследовательские) умения.
- Умения и навыки работы в сотрудничестве.
- Управленческие умения и навыки.
- Коммуникативные умения.
- Презентационные умения.
Вот как можно начать перечень методов работы для создания проекта:
- Анализ информации из дополнительной литературы (энциклопедий, интернета).
- Синтез.
И так далее.
Актуальность метода проектов для современной школы.
Для современной России, которая строит демократическое общество, нацелена на модернизацию экономики, культурное развитие, цели образования осмыслены как стратегические. Школа как базовое звено образования, выполняя важнейшую социокультурную функцию, готовит человека к активной деятельности в разных социальных сферах. Выпускник современной школы должен обладать определенными личностными качествами: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно обретать необходимые знания, умело применять их на практике; критически мыслить, уметь видеть проблемы и искать пути рационального их преодоления; быть способным генерировать новые идеи, мыслить креативно; грамотно работать с информацией (собирать факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать обобщения, сопоставлять варианты решений, устанавливать закономерности, формулировать выводы); быть коммуникабельным, контактным в раз личных социальных группах, уметь работать сообща, предотвращать конфликтные ситуации и конструктивно выходить из конфликтов; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности и культурного уровня.
В традиционной системе обучения акцент делался на усвоении готовых знаний, а процесс обучения строился в основном на эксплуатации памяти. Современные подходы к образованию – личностно-деятельностный, культуросообразный и компетентностный ориентируют на развитие самостоятельного мышления
учащихся, освоение знаний на личностном уровне, обретение культурных ценностей в процессе проживания отношений.
Задача педагога обеспечение педагогических условий, максимально способствующих естественному развитию личности школьника и стимулирующих его деятельность. Познание окружающего мира должно строиться в тесном сотрудничестве учащихся и учителей.
Особенно важно развивать такие интеллектуальные умения, как анализировать, сопоставлять, систематизировать, принимать решения, прогнозировать, соотносить результат действия с выдвигаемой целью. Однако сами эти умения невозможно использовать, если не развивать социальную компетентность, проявляющуюся в умениях работать совместно, обсуждать и коллективно принимать согласованные решения, исполнять разные социальные роли, владеть культурой общения.
Метод проектов в современном школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Освоение метода и введение его в практику не означает возврата к опыту 20-30-х гг., когда предлагалось всё познание свести лишь к выполнению комплексных проектов. Современный проект – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Метод проектов имеет личностную ориентацию, т. к. всегда предполагает наличие либо субьективно значимой, либо социально значимой проблемы: он прагматичен по своей сути: предполагает не только рассмотрение. исследование обозначенной проблемы, поиск путей её решения, но и практическую реализацию результатов в том или ином продукте деятельности. В работе над проектом ученик должен осознать, где и как он может применить полученные знания для решения значимой для него проблемы, обосновать, аргументировать пути её решения. Он должен изучить разные точки зрения, разные подходы к решению проблемы, для этого целенаправленно работать с информацией. Вместе с тем в процессе практической и теоретической деятельности, самостоятельных наблюдений, экспериментальной, лабораторной работе, в сотрудничестве другими он обретает личностно значимое знание, гуманитарное по сути. Основные образовательные задачи метода проектов имеют надпредметный уровень: развитие социальных и коммуникативных компетентностей учащихся, познавательной и творческих способностей, самостоятельности, волевых качеств.
Таким образом, актуальность метода обусловлена следующими концептуальными положениями современного образования:
– смещение акцентов от школы заучивания к школе развития;
– понимание значимости гуманитарного знания – знания востребованного, практико-ориентированного, личностно значимого;
– признание ученика субъектом обучения (субьект-субьектный подход образовании), а значит приоритетными его личность и интересы;
– построение отношений учителя и ученика на основе диалога – событийной формы познания (познания себя и мира через познание другого);
– осмысление демократизации системы обучения как равенства и ответственности сторон за его результаты.
Обучение проектной деятельности может проходить только в самом проекте. Метод проектов должен помочь учащимся освоить технологию проектирования с тем, чтобы суметь самостоятельно реализовать собственный проект (от его замысла до рефлексии). Успешная реализация учащимися индивидуальных проектов возможна при условии методически правильно организованной работы учителей.
Публикация «Значение метода проектов в развитии познавательных и творческих способностей детей» размещена в разделах
Развитие познавательного
интереса к различным областям знаний и видам деятельности, творческих способностей
является одной из составляющих успешности обучения детей в школе
.
Интерес дошкольника к окружающему миру, желание узнать и освоить всё новое – основа формирования интегративных качеств дошкольников. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий
.
С рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Пятилетних детей называют
“почемучками”. По-чему радуга разноцветная? Откуда прилетает ветер? Почему вымерли динозавры? Почему вода мокрая? Сколько ещё разных вопросов приходится слышать и искать ответы для маленьких “почемучек”. Дети часто задают вопросы и моментально хотят получить ответы на них. Познавательная активность детей высокая
, но самостоятельно они ещё не могут найти ответы на свои вопросы – им помогают педагоги. В своей работе мы используем методы
проблемного обучения
: вопросы, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, решение кроссвордов и т. д. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер.
Взаимосвязь между разделами программы не даёт такой высокой результативности в развитии познавательных и творческих способностей
, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция. По-этому внедрение в практику работы с дошкольниками метода проектов
является эффективным средством развития познавательно-творческих способностей детей
. Понятие ” проектная деятельность
” в образовательной сфере появилось не так давно. Суть работы над проектом
направлена на достижение реального результата, который можно получить при решении какой-либо проблемы. Под проектом
понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа
, имеющая социально значимый результат
. В основе проекта лежит проблема
, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Трудность заключается в том, что до-школьники не умеют самостоятельно ни читать, ни писать, но практика показывает, что интерес у них к этому виду деятельности проявляется, тематика и содержание проектов
могут быть самыми разнообразными. Применение комплексно-тематического планирования позволяет нам эффективно внедрять в практику проекты
, которые бывают индивидуальные и групповые, краткосрочные и длительные.
Использование метода проектов
в дошкольном образовании, как одного из методов
интегрированного обучения дошкольников, повышает самостоятельную активность детей
, развивает творческое мышление
, умение детей самостоятельно
, разными способами
находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Суть взаимодействия семьи и детского сада заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребёнка, раскрытии и развитии
скрытого в нём потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союз-никами в своей работе, используются разнообразные формы взаимодействия с семьёй, одна из которых – совместная реализация проектов
.
Метод проектной
деятельности является одним из перспективных методов
, способствующим решению проблем
. Основываясь на личностно- ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный
интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Суть метода проектов
в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности
, эмоционально-творческого
отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов
, имеющих не только познавательную
, но и практическую ценность.
Проекты
в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию ещё не способны
самостоятельно от начала до конца создать собственный проект
. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателя. Готовые проекты
в детском саду могут стать первой ступенькой. Но сначала воспитатель составляет свой педагогический проект
, который включает несколько этапов
:
– постановка обучающей цели проекта
и осмысление его продукта;
– планирование работы по подготовке воспитанников;
– прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов;
– практическая работа по подготовке необходимых материалов.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой техно-логии, как метод проекта
, способствует развитию свободной творческой личности
, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Дидактический смысл проектной
деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность
, самостоятельность, творчество
, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе
.
Проектная
деятельность в ДОУ должна быть приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребёнка в том или ином проекте
, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных и творческих способностей ребёнка
. В этот период происходит интеграция между общими способами мыслительной
, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается мелкая моторика рук
, активизируется и обогащается словарный запас, легко устанавливаются контакты со взрослыми и другими детьми, развивается
умение самостоятельно мыслить и делать выводы. Метод проектов
предоставляет хорошую возможность для реализации своих творческих способностей
для не уверенных в себе, застенчивых детей
. Работа в подгруппах развивает
коммуникативные и нравственные качества
: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого. Большое значение
имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлечёнными в учебный процесс участниками, что впоследствии снимает проблемы общения родителей и детей
.
- Кильпатрик В. Основы метода
. М.-Л., 1928. - Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов
. М., 1926. - Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное
пособие
/ Е. С. Полат
,
М. Ю. Бухаркина,
М. В. Моисеева,
А. Е. Петров;
под ред. Е. С. Полат
.
— центр «Академия», 1999—2005. - Соловьев И. М. Из практики метода проектов в американских школах // На путях к новой школе
. 1929. - Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное
пособие
/ Е. С. Полат
,
М. Ю. Бухаркина,
— центр «Академия», 2007. - Kilpatric W. H.
The Project Method//Teachers College Record.-1918.-19 September/- P.319-334.
Публикация «Консультация для педагогов „История возникновения технологии „Метод проектов“» размещена в разделах
Более трехсот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики Я
. А. Коменский высказал идею внесен ия в деятельность педагога
исследовательского стимула для успешности обучения. Он писал
: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения».
Эта идея впоследствии получила развитие в работах многих известных философов и педагогов
. В частности, французский философ Ж. Ж. Руссо, провозгласил тезис о том, что первые наши учителя философии — это наши ноги, руки, глаза. Он советовал в ходе общения с ребенком ставить доступные его пониманию вопросы и предоставлять ему решить их. « Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее».
Впервые о технологи
« Метод проектов
»
заговорил Джон Дьюи (1859-1952, американский педагог-демократ
, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики. Эта технология
была разработана с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Школы, организованные в соответствии с методом проектов
, предоставляли ученикам право свободного выбора занятий.
Учебная программа рассматривалась как совокупность взаимосвязанных опытов. Ученики сами выбирали виды деятельности, посредством которых приобретались новые знания. Они также определяли содержание школьной программы. Учитель лишь оказывал им помощь в исполнении запланированного.
Основная суть метода проектов
была в стимулировании интереса ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность
, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показывающих практическое применение полученных знаний.
В общем, виде их главные идеи состояли в следующем
:
1. С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим;
2. Деятельность строится не в русле учебного предмета;
3. Опора на сиюминутные увлечения детей;
4. Истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др.
С именем Джона Дьюи связана, прежде всего, реализация метода проектов
, ориентированного на целесообразную деятельность детей с учетом их интересов. В педагогической
литературе приобрела известность в 1908-10 гг. в описании «домашних проектов
»
, применявшихся в сельских клубах молодежи, а затем стал вводиться в организацию процесса обучения в опытных частных школах.
Продолжил эту тему профессор педагогики
учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Киллпатрик (1871-1965, который разработал « проектную систему обучения
»
( « метод проектов
»
). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом
выполняют собственный проект
, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями. « Проект
есть всякое действие, индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца» – писал Уильям Киллпатрик.
С 1911 года термин « проект
»
был узаконен Бюро воспитания США и стал все более укрепляться в американской педагогике
.
Одним из путей реализации идей Дьюи было обучение по методу проектов и в России
. Этот метод
использовался в школьном и вузовском обучении в 1920-е годы (например, в педагогической практике С
. Т. Шацкого, A. C. Макаренко и др.). В 1920 – 30-е годы вышло довольно много публикаций, посвященных внедрению метода проектов
: Е. Г. Кагаров « Метод проектов в трудовой школе
»
(1926, «На путях к методу проектов
»
(1930)
. В них подробно освещаются вопросы организации образовательного процесса, проблемы и пути их решения.
Е. Г. Кагаров отмечал, что в американской литературе термин « метод проектов
»
употр ебляют в различных, даже противоречивых значениях. Наиболее широкое определение такого понятия имеет следующий вид
: « Проект
есть всякое действие, совершаемое от всего сердца ( «wholeheartedly!»
) и с определенной целью». Значение проектного метода
, по его мнению, состоит в том, что благодаря ему решаются две основные задачи школьного обучения
: внушить детям любовь к знанию и дать возможность удовлетворить ее любознательностью.
В 1931 году постановлением ВКП (б)
метод проектов был осужден
, поскольку не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. До середины 1980-х годов он не практиковался в отечественной педагогике
. В зарубежной педагогике метод проектов
активно и успешно развивался. В нашу школу он возвратился во второй половине 1980-х годов, когда на волне демократизации нашего общества положение в российском образовании стало меняться. Начали возрождаться идеи приоритетности субъектности ребенка в образовательном процессе, ориентация на его личные интересы и особенности, нацеленность образования на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие воспитанников.
Повторный интерес к методу проектов возник
в 1960-1990-е годы XX века. Учителя вновь начинают прибегать к данному методу
.
В России в 60-е годы XX века основной идеей Л. В. Занкова (Советский психолог. Специалист в области дефектологии, памяти, запоминания, педагогической психологии
. Ученик Л. С. Выготского.) стало развивающее обучение. Целью обучения являлось достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Для организации обучения предлагались экскурсии, кружковая работа, работа в библиотеках. Все вело к тому, чтобы ребенок самостоятельно добывал информацию и учился применять ее правильно.
В 60-70-х годах XX века была разработана система развивающего обучения Эльконина-Давыдова. В основу системы легли результаты исследований детей младшего школьного и подросткового возрастов, которые провел Л. С. Выготский и его последователи. Особенностью системы развивающего обучения является
: изменение предметного содержания обучения.
В основу изучения дисциплин положена система научных понятий. Отказываются от репродуктивного метода обучения
, переходят к деятельностной педагогике
, в которой главным является наличие теоретического мышления. Главной задачей системы является освоение обобщенных способов действия.
С помощью этой задачи учащиеся учатся решать большое количество задач за короткий промежуток времени. Учителя и учащиеся переходят на коллективно-распределительный тип деятельности. Организация между учащимися творческой деятельности по их самостоятельному усвоению знаний. Стремление открытия в детях индивидуальных, интеллектуальных и личностных способностей.
В 70-80-х годах XX века в педагогике
появился большой отряд педагогов-новаторов
. Они выступали под девизом
: Творчество учителя – творчество ученика. Они считали, что главными признаками истинного учителя является заинтересованность предметом
, способность провести урок с максимальным участием учеников в нем, умение любить и уважать личность ученика. Педагоги-новаторы
начали развитие направления педагогика сотрудничества
, которое строилось на воспитательном подходе к обучению. Педагоги-новаторы были убеждены что
, определять ребенка необходимо по его отношению к людям, жизненным ценностям, моральным качествам, отношению к труду, а не по его знаниям. В. Ф. Шаталов смог разработать подход, в котором охватывались сразу все ученики, он заключался в создании творческой работы и увлеченной атмосферы вокруг учащихся. Шаталов говорил, что в детей необходимо вселять оптимизм, давать почувствовать ребенку успех в его деятельности и учебе. Для этого В. Ф. Шаталов предельно ясно, четко, доступно, с наглядным использованием блок-схем объяснял материал. На дом ученикам давались аналогичные задания. Результатом такого обучения являлось то, что даже самые слабые дети стремились к успеху и достижению высоких результатов. После того, как ученики в достаточной степени овладевали материалом, они самостоятельно могли находить творческие решения и самостоятельно исправлять ошибки.
В процессе работы педагоги-новаторы
стремились к преодолению нерешительности школьного классного мира и не связанности обучения с жизнью. Идеи, предложенные педагогами-новаторами
, дают пользу в процессе обучения.
Публикация «Метод проектов» размещена в разделах
Для современной практики дошкольного образования актуальной задачей является поиск эффективных педагогических технологий обогащения и развития опыта сотрудничества и дружеского взаимодействия старших дошкольников в совместной деятельности.
С этих позиций особого внимания заслуживает проектная
деятельность дошкольников в образовательном пространстве детского сада. Метод проектов
не является новым для отечественной педагогики. Долгое время он по ряду причин, в том числе идеологического характера, не был востребован. В настоящее время он начал активно использоваться в практике школьного образования (В. А. Болотов, В. В. Краевский, А. В. Хуторской)
.
Технология проектирования
ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях
: педагог-дети, ребенок- ребенок. В процессе проектирования
дошкольники участвуют в исследовании и экспериментировании (О. В. Дыбина, О. В. Киреева, О. Афанасьева, в театрализованной и изобразительной деятельности (О. В. Акулова, Н. Н. Вершинина, Д. И. Воробьева)
. Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость, гордость в случае удачного решения задачи, одобрения взрослых) побуждают детей к новому поиску знаний, к проверке уже имеющихся.
Из истории проектного метода
Проектая
деятельность привлекает внимание многих педагогов, как исследователей, так и практиков. В латыни, откуда к нам пришло слово “projectus”, оно означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”. Проектный метод
предполагает такой способ достижения цели, который включает детальную разработку проблемы, а она, в свою очередь, должна завершаться достиженим реального практического (материального)
результата, оформленного тем или иным образом. В основу метода положена идея
, составляющая суть самого понятия « проект
»
, то есть его прагматическая направленность на результат, который возможно получить при решении какой-либо практической или теоретической проблемы, который можно увидеть, осмыслить, реализовать.
Более трех сот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики Я. А. Коменский высказал идею внесения в деятельность учащихся исследовательского стимула для успешности обучения. Он писал
: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения».
Эта идея впоследствии получила развитие в работах многих известных философов и педагогов. В частности, французский философ Ж. Ж. Руссо, автор знаменитого педагогического романа «Эмиль, или о воспитании»
, провозгласил тезис о том, что первые наши учителя философии – это наши ноги, руки, глаза. Он советовал в ходе общения с ребенком ставить доступные его пониманию вопросы и предоставлять ему возможность самостоятельно решить их. « Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее». « Мы должны, наткнувшись на опыт как бы случайно, мало – помалу создавать инструмент для проверки его». Настаивая на самостоятельности воспитанника в выработке понятий и рождения идей, Руссо считал необходимым использование игрового стимула для возникновения стимула познавательного.
Метод проектов
возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем
. Он связывался с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, и развитыми его последователями и прежде всего, его учеником В. Х Килпатриком. Традиционно метод проектов
рассматривался как система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических и исследовательских заданий – проектов
. Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы, метод проектов
получил распространение в первой трети 20 века. Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского подхода, он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научное начала.
Миссию образования Дьюи видел в том, что оно должно не столько давать знания, которые понадобятся в будущем, сколько развивать способность ребенка решать «здесь и сейчас»
свои насущные проблемы.
Дж. Дьюи отмечал необходимость получения учащимися практических навыков, которые преобладали над знаниями. «Обучение посредством деланья»
– вот лозунг Дьюи, определивший его попытки приобщать детей к действительной жизни. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска.
В широкий педагогический контекст проектный метод
был введен последователем Дж. Дьюи В. Х. Килпатриком, который обозначил его как «целесообразную деятельность учащихся, проявляющуюся в известных общественных условиях, взятую как типичная черта школьного обихода». В. Х. Килпатрик выделял три основных компонента новой педагогической системы, основанной на методе проектов
:
– учебный материал, вытекающий из природы и интересов учащихся;
– целесообразная самостоятельная деятельность учащихся;
– обучение, как непрерывная перестройка жизни учеников и подъем ее на высшие ступени.
В работах А. Дистервега получил обоснование близкий к методу проектов эвристический метод обучения
. А. Дистервег подчеркивал, что «всякая метода хороша
, если возбуждает самостоятельность». В качестве характерных черт эвристического метода Дистерверг выделял
:
– возбуждение самостоятельности ученика;
-стремление со стороны ученика самостоятельно получить ответ на возникающие у него вопросы;
– исследование учеником явления;
-отыскание истины путем собственного размышления, расследования и рассмотрения;
Один из исследователей эвристического метода Г
. Амстронг (1898г.)
характеризовал его следующим образом. Эвристический метод
ставит учащегося в положение исследователя и позволяет открывать научные факты, вместо того, чтобы только слышать о них. Учащийся должен быть поставлен в положение первого исследователя. Когда дети вместе занимаются открытием для себя научных истин, у них естественно возникает потребность вместе обсуждать свое дело, обмениваться мнениями, спрашивать друг у друга совета.
Метод проектов
привлек внимание педагогов России в начале 20 века. Под руководством С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы
в практике преподавания. С. Т. Шацкий придерживался положений Дьюи в понимании школы как места, где обрабатываются, систематизируются результаты личного опыта ребенка. Школа, по его мнению, должна дать детям возможность «жить сейчас»
, содействовать явлениям роста индивидуального и группового.
Научно – психологическую основу новой концепции образования составили теории формирования личности, развиваемые в 20-годы Л. С. Выготским, и С. Л. Рубинштейном. Согласно принципу единства сознания и деятельности, сфомулированному С. Л. Рубинштейном, формирование сознания как специфически человеческой формы отражения объективной действительности происходит при освоении общественно выработанного социального опыта в формирующихся видах деятельности.
Метод проектов
нашел свое отражение в идеях отечественных педагогов 20- 30 х гг.
: Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. М. В. Крупенина справедливо полагала, что метод проектов
комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных особенностей, деятельностный подход, актуализацию субъективной позиции ребенка в педагогичеком процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.
В качестве ведущих и прогрессивных идей в проекте выделялись
: совместная проектировочная
деятельность учеников с учителем; комплексный подход к реализации проекта
, предусматривающий самостоятельное приобретение знаний и навыков непосредственно в процессе выполнения проекта
.
Эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но в дальнейшем, постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден
, и с тех пор вплоть до недавнего времени в России не предпринималось серьезных попыток широко возродить этот метод в школьной практике
.
Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов
нашли широкое распространение и приобрели большую популярность.
В настоящее время, в России постепенно возрождается метод проектов
, его применение связано, как и прежде, с идеей воспитания человека, «умеющего работать, постоянно проявляя свою инициативу, ставящего себе широкие практические задачи и умеющего их выполнить» (Е. С. Полат)
.
Вопросы применения в современных условиях метода проектов
как средства активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников получают отражение в трудах М. Ю. Бухаркиной, В. Гузеева, М. В. Моисеевой, А. П. Орешко, Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель и др.
В дошкольном образовании метод проектов фактически сделал
«первые шаги»
. Появились преимущественно методические работы
, раскрывающие отдельные аспекты использования метода проектов
в образовательном процессе ДОУ (Т. И. Бабаева, И. В. Гарифуллина, Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М.)
Итак
: остановимся на характеристике основных понятий, раскрывающих сущность метода проектов
в истории педагогики и на современном этапе.
Проект
– есть ряд опытов детей, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат к развитию и обогащению целого потока опытов. Таким свойством может обладать только деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основывается на актуальных детских интересах (У. Х. Килпатрик)
.
Метод проектов – система обучения
, при которой учащиеся приобретают и применяют знания и умения в процессе совместного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов
(Российская педагогическая энциклопедия)
.
Метод проектов
– это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной последующей презентацией этих результатов. (В. П. Щеглова)
.
Метод проектов
– представляет собой такую организацию совместной деятельности участников педагогического процесса, в которой поставленные образовательные цели достигаются субъектами путем совместных действий, использования интегрированных знаний и самостоятельного приобретения новых (Т. С. Цыбикова)
.
Метод проектов – это комплексный метод
, который дает возможность детям проявить самостоятельность в планировании, организации, осуществлении и контроле своей коллективной деятельности (Т. С. Цыбикова)
.
Метод проектов
– это способ достижения образовательной цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Е. С. Полат)
.
Метод проектов
– особая организация совместной деятельности субъектов, направленная на реализацию образовательной цели, путем объединения их усилий для решения общей задачи, использования и самостоятельного приобретения необходимых знаний и умений, завершаемая конкретным практическим результатом.
Таким образом, охарактеризовав различные позиции авторов в понимании сущности метода проектов
, приведем определение детского проекта
:
Детский совместный проект
– объединение детей на основе единой, интересной проблемы, решения которой они добиваются общими усилиями с привлечением имеющихся знаний, определяя средства и способы получения результата в условиях совместного планирования, поиска необходимой информации, сотрудничества и последующей презентации полученного продукта. Это совместная, согласованная, увлекательная деятельность дошкольников по интересам, в которой они объединяются, для решения актуальной задачи в интересующей их области действительности, которая разворачивается во времени под гибким руководством педагога и имеет конкретные значимые для детей результаты (Бабаева Т. И.)
.
Общение и совместная деятельность старших дошкольников в группе сверстников – важнейшие источники формирования их положительного эмоционального отношения друг к другу и сотрудничества. Совместная деятельность объединяет старших дошкольников общей целью, радостями, огорчениями, переживаниями за результат совместной деятельности. В ней дети приобретают ценные умения распределения обязанностей, согласования действий. Участвуя в совместной деятельности, дошкольник учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.
Основной целью проектного метода
в дошкольных учреждениях является развитие самостоятельной, творческой личности ребенка, что соответствует задачам новых федеральных требований российского образования.