“Образовательные
системы должны быть ориентированы на
развитие интеллектуального потенциала,
не только за счет овладения содержанием,
но и посредством обработки, усвоения и
применения имеющейся информации, а
также, что особенно важно, способности
отыскивать путь к новым знаниям”
Учитель
и современные цифровые образовательные
ресурсы
На
сегодняшний день Россия является
аутсайдером по использованию информационных
и коммуникационных технологий в ключевых
сферах жизни общества. В международных
индексах готовности к электронному
развитию наша страна занимает одно из
последних мест среди индустриальных
стран по такому показателю, как обучение
с использованием ИКТ. Даже имеющиеся в
школах ресурсы используются крайне
неэффективно.
Школа,
как и любая сложная система, состоит из
многих подсистем. Среди них выделяется
основная – сам процесс обучения,
являющийся главной и определяющей
частью всей системы.
Компьютеризация
процесса обучения- это процесс оснащения
образовательных учреждений средствами
современной вычислительной техники.
Компьютеризация – это технический, а
не педагогический процесс.
Информатизация
процесса обучения – это процесс,
направленный на оптимальное использование
информационного обеспечения процесса
обучения с помощью компьютера. Компьютер
дает возможность по- новому построить
информационное обеспечение и повысить
качество образования. Главная задача
– извлечь из этого оборудования
максимальную пользу.
Одна
из задач проекта ИСО – обеспечить школы
необходимыми ей цифровыми ресурсами
создать условия для их активного
использования в учебной деятельности.
Для
обеспечения качества создаваемых
учебных материалов большое внимание
уделяется их апробации непосредственно
в условиях учебного процесса.
Какие
изменения вносит ЦОР в учебный процесс.
Использование
ЦОР, как активной формы работы на уроках
Что
даёт применение электронных пособий
для учителя и учащихся?
Для
учителя, конечно же, дополнительную
нагрузку. Но это с одной стороны. С другой
стороны, это вносит разнообразие в урок.
Он становится насыщеннее формами и
интереснее. Для учащихся – это интерес
к предмету, возможность отработать
пробелы, исправить отметки. Для слабых
и замкнутых ребят работа на компьютере
иногда полезнее работы с сильным
одноклассником: он спокойнее, никто его
не торопит, не насмехается. Со временем
такие дети становятся увереннее в себе
и преодолевают барьер в общении.
Сложная,
но возможная, как я считаю форма применения
ЦОРов – использование их в интерактивных,
инновационных методах обучения: создание
учебных мини-проектов, рациональный
поиск информации в Интернет, использование
материалов ЦОРов для подтверждения
выдвинутых учебных гипотез. Рассмотрим
применение ЦОР на различных этапах
урока:
ЦОР
для актуализации знаний
ЦОР
на этапе объяснения нового материала.
В
основе деятельности лежит личностное
включение учащегося в процесс, когда
компоненты деятельности им самим
направляются и контролируются. Стимул
к обучению реализуется через внесение
элемента новизны, который отвлекает
детей от трудностей, увлекая и пленяя
их своей необычностью, использованием
своеобразных средств. Такими элементами
новизны являются, например:
ЦОР
для контроля и оценки знаний, умений и
навыков.
ЦОР
для подготовки домашнего задания
Дидактические возможности использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся общеобразовательных организаций
Дидактические возможности использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся общеобразовательных организаций основывается на системе традиционных дидактических принципов обучения, расширяя их возможности за счет организации образовательного процесса в цифровой форме.
Дидактические возможности использования цифровых технологий разнообразны и зависят от методов, средств и форм, используемых педагогическим работником.
Организация обучения на основе использования цифровых технологий позволяет гибко учитывать личностные особенности и цели обучающегося и выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию за счет информационной среды, требующей от обучающегося непосредственного участия в формировании своего уровня подготовленности, а также позволяющей организовать самостоятельную работу обучающегося в индивидуальном режиме, в том числе для неограниченного права многократного доступа к учебному материалу для самоподготовки и самоконтроля.
Дидактические принципы использования цифровых технологий:
Индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
Возможность поэтапного продвижения обучающегося к поставленной цели по различной степени сложности обучения;
Углубление межпредметных связей;
Осуществление контроля с обратной связью и с диагностикой ошибок;
Осуществление самоконтроля и самокоррекции;
Повышение наглядности представления учебной информации;
Моделирование и имитация изучаемых объектов или исследуемых процессов или явлений,
Развитие цифровой грамотности;
Развитие различных вида мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления).
Использование цифровых технологий предусматривает обеспечение реализации следующих компонентов:
Деятельностный компонент представляет собой совокупность различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития обучающихся, важнейшие из которых включают: исследовательскую деятельность, проектную деятельность и творческую деятельность. Деятельностный компонент предполагает разработку индивидуальных учебных планов, сочетание технологий обучения, использование гибкой системы оценивания, включающей самооценку обучающихся, планирование, реализацию и мониторинг включения обучающихся в разные виды учебной деятельности, повышающие их образовательную потребность.
Коммуникативный компонент представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме. Наиболее важные элементы коммуникативного компонента: гибкое сочетание обучения в процессе совместной деятельности и самостоятельного обучения; партнерство педагогического работника и обучающегося; свободная коммуникация всех участников образовательного процесса.
Пространственно-предметный компонент включает средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды. Наиболее важные из них в части организации обучения с использованием цифровых технологий средства: информационная образовательная среда; средства индивидуального и коллективного письменного, аудио и визуального онлайн-взаимодействия; средства коллективной работы над материалами; виртуальная медиатека, подкасты как средства доставки контента обучающимся и как средства творческого самовыражения обучающихся.
Основные дидактические возможности использования цифровых технологий включают:
Выявление исходного уровня знаний, умений и навыков обучающихся, их индивидуальных особенностей (скорость и тип мышления, уровень развития памяти, другие особенности развития обучающегося);
Предъявление учебного материала и адаптацию его для конкретного обучающегося по уровню его подготовленности, психолого-педагогическим особенностям личности, личностному восприятию обучающимся информации;
Обеспечение корректного персонализированного диалога;
Управление познавательной деятельностью обучающихся: обеспечение интерактивного режима работы, возможности выбора собственной траектории обучения, необходимость неоднократного предъявления и повторения материала, возврат обучающегося в необходимую точку работы и учет показателей утомляемости и работоспособности;
Разнообразные виды контроля для реализации корректирующих воздействий по результатам обучения.
При организации занятий, как в традиционной форме, так и в цифровой форме, педагогический работник выполняет ряд общих дидактических требований:
Проведение анализа целей учебного занятия, его содержания и логики изучения учебного материала;
Формулирование всех определений изучаемой предметной области, выделение главных положений, которые должны быть усвоены обучающимися (факты, гипотезы, законы, закономерности);
Разработка необходимого дидактического материала;
Выбор необходимых средств обучения в соответствии с целями занятия;
Разработка методики применения выбранных средств обучения.
Для успешного и целенаправленного использования в учебном процессе цифровых технологий педагогические работники также должны учитывать следующие особенности психологических аспектов восприятия информации в электронной форме:
Сложность понимания увеличивается с ростом основного состава слов, насчитывающих более 3 слогов;
Объем кратковременной памяти равен 72 единицам (несвязных цифр, несвязных слогов или слов);
Объем кратковременной памяти позволяет удерживать в оперативной памяти информацию более чем по 59 объектам;
Продуктивность осмысленного запоминания в 20 раз выше механического;
Контекстное окружение основной информации напрямую влияет на скорость и точность её распознавания и восприятия;
Обучение на основе слов и изображений эффективнее, чем на основе только слов.
Также можно отметить следующие педагогические аспекты передачи информации в электронной форме:
Обеспечение сжатости и краткость изложения основного текста;
Обеспечение максимальной информативности учебного занятия с учетом возраста обучающихся;
Обеспечение использования ясных, четких, лаконичных, однозначно трактуемых инструкций по выполнению заданий;
Обеспечение использования слов и сокращений, знакомых и понятных обучающемуся;
Обеспечение реализации принципа структурности, в частности обеспечение отсутствия нагроможденности, структурирование информации и объединение отдельных семантически связанных информационных объектов в целостно воспринимаемые группы;
Обеспечение применения кратких и емких заголовков, а также маркированных и нумерованных списков;
Обеспечение сочетания использования моделей, позволяющих обучающимся занять позицию персонажей, находящихся внутри ситуации, а также схем и диаграмм, позволяющих обучающимся занять позицию внешних наблюдателей, находящихся снаружи ситуации;
Обеспечение предъявления информации в визуальной форме, в том числе в виде образов, метафорически передающих суть изучаемых явлений и понятий.
«Опыт использования цифровых образовательных платформ для достижения планируемых результатов (Учи.ру, ЯКласс) в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда».
Калинина Ляна Ахсаровна
«Опыт использования цифровых образовательных платформ для достижения планируемых результатов (Учи.ру, ЯКласс) в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда».
-Уважаемые учителя. Перед вами три фужера – серебряный, хрустальный и стеклянный. Я налью в них сок. Вам нужно мысленно выбрать фужер, чтобы выпить этот сок.
-Поднимите руки те,кто выбрал серебряный фужер, а теперь – хрустальный,а теперь стеклянный фужер.
-Все выбрали разные фужеры,а сок-то в них один и тот же. ( Все выбрали серебряный фужер).
– Потому что мы любим и ценим себя, мы должны иметь всё лучшее.
-Нам важно выпить сок, а из какого фужера мы его выпьем не имеет никакого значения.
– То есть, представим себе, что эти фужеры- это школы. Серебряный фужер – это престижные школы. Хрустальный фужер – это общеобразовательные школы. И стеклянный фужер- коррекционные школы, в которой, к сожалению, учатся дети с отклонениями, в которой я так же работаю по совместительству.
– А сок – это знания, которые должны получить дети.
-Вы, наверное, со мной согласитесь, что, если бы у всех родителей была возможность и средства, они бы своих детей отдали в лучшие частные, платные школы. Если бы и у нас была такая возможность,мы бы все с вами тоже работали в высокооплачиваемых школах. Но так как нет такой возможности, в таких школах учатся немногие ученики, основная масса детей учатся в обычных школах и лишь небольшая часть детей в коррекционных школах.
-Но мы с вами – учителя! И наше призвание – учить, любить и воспитывать детей ! И нам не важно в какой школе мы работаем: в дорогой,обычной или коррекционной. У нас всех одна цель- Дать детям необходимые и качественные знания по всем предметам,которые мы преподаем! А в каком объёме дети все запомнят,это уже личные качества и способности каждого ребенка в отдельности.
– А вот какими путями и методами мы с вами доведём до детей цели и задачи учебного процесса -это мастерство и умения каждого учителя лично.
– Жизнь идет, и все в ней стремительно меняется. А вместе с этим меняется и молодое поколение, наши дети.
Школа — это отражение того, что происходит в обществе, в мире в целом. Когда происходят эти изменения, важно, чтобы школа менялась вместе с ними.
Возникновение новых технологий, электронных систем обучения — все это,
безусловно, влияет на детей и учителей. Поэтому назрела необходимость таких технологий, которые приводят учеников к высоким результатам.
-А сможем ли мы с вами в настоящее время, время новых технологий, появления интернет-ресурсов, учить детей только по учебникам?
То есть, проще говоря, работать как раньше?
– Конечно же, нет. Надо идти в ногу со временем.
Сегодня у современного учителя есть огромный выбор цифровых образовательных ресурсов.
Эти ресурсы очень помогают мне, как учителю, в работе, а также повышают интерес к предмету у учеников.
– Я хочу поделиться своим опытом работы с такими образовательными платформами как «Учи.ру» и «ЯКласс.
Моё знакомство с ресурсом «ЯКласс» началось в 2019 году, когда мои ученики были в 4-ом классе. Эта образовательная платформа показалась мне простой, легкой и доступной .
Я открыла свой профиль, изучила все возможности сервиса. С первых же уроков в сентябре рассказала о «ЯКласс» своим ученикам и зарегистрировала их.
Считаю очень удобным, что по каждой теме «ЯКласс» содержит теоретический блок, тренировочные, домашние, проверочные работы. Есть множество открытых заданий, на которых ученик может потренироваться, отработать умения, проверить усвоение материала.
Мне очень нравится, что задания на «ЯКласс» генерируются – каждый раз новые. Это снимает проблему списывания, так как у нескольких учеников, выполняющих одну и ту же работу, будут разные варианты.
Следует также отметить, что многие задания на «ЯКласс» составлены в формате ОГЭ, ВПР, что позволяет ученикам лучше подготовиться к этим формам контроля. Благодаря большой работе с заданиями по ВПР на платформе , мои дети хорошо справились со всероссийскими проверочными работами.
«ЯКласс» – это настоящий домашний репетитор для каждого школьника.
Ребятам нравится работать на «ЯКлассе», потому что у них есть возможность
заниматься в удобное для них время, в своем ритме.
Про платформу «Учи.ру» я впервые услышала в 2017 году, сразу проявила интерес,зарегистрировалась,изучила платформу и зарегистрировала своих учеников, когда они были во втором классе. Сейчас они уже в 6-ом классе. Сейчас у меня 2-ой класс и мои ученики занимаются уже второй год. Дети принимают активное участие в увлекательных олимпиадах, играх, марафонах, работают с карточками.
Сервис имеет яркий дизайн с забавными персонажами «Завриками». Симпатичные иллюстрации и аннимация увлекают ребят интересными заданиями, а цветовая гамма не напрягает глаза и не вызывает усталость.
После выполнения каждого задания получают оценку в виде слов
«Молодец», «Хорошо», «Супер», «Отлично» , «Великолепно» и т.д. Мне, как учителю, нравится работать с этим сайтом. На нем очень хорошо дан теоретический материал. Практическая часть тоже составлена
хорошо. От простых заданий к более сложным. Если ученик сделал ошибку при решении, то ему даётся еще попытка ее исправить, но перед этим объясняется, в чем эта ошибка.
Учи.ру раскрывает потенциал каждого ученика, позволяет обеспечить индивидуальный подход. Платформа анализирует действия ребенка: учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика и на основе этих данных автоматически подбирает персональные задания и их последовательность, создавая индивидуальную образовательную траекторию. Учитель видит, какие задания вызвали трудности, сколько времени было потрачено на каждое задание, какие темы отработаны. Прогресс школьников отображается в личном кабинете.
Многие из Вас работают с этим сайтом, и знают, что каждый ученик может выполнить бесплатно только 20 заданий. Но в будние дни до 16 часов можно включать урок и у детей появляется ещё 60 минут для выполнения карточных заданий.
Олимпиадные задания необычные, они помогают взглянуть на предмет шире и с разных сторон, тренируют внимание, логику, пространственное воображение. Достаточно обладать знаниями на уровне школьной программы, чтобы справляться с олимпиадными заданиями. Участники олимпиады награждаются дипломами и грамотами, а их учителя и школа благодарственными письмами.
Сначала новая олимпиада появляется в режиме пробного тура. Пробный тур длится две недели. Сначала дети дома пробуют выполнить пробные задания как угодно долго, не спешить, исправлять свои ответы, а потом в классе на интерактивной доске мы разбираем все задания. Затем проходит основной тур, во время которого на решение всех заданий даётся 60 минут.
На сайте есть архив олимпиадных заданий прошлых лет. Там хранится много интересных задач для учеников с 1 по 9 класс. Олимпиады и подготовка к ним бесплатны для всех участников.
«Задания от учителя» формирую из общей базы карточек. Задания можно формировать для всего класса или индивидуально для каждого ученика. При формировании задания указываю срок, отведенный на выполнение карточек. После завершения задания вижу какие задания были выполнены без ошибок, а для каких потребовалось две и более попыток.
Проверочные работы формирую из Банка готовых заданий. В основе ресурса лежит технология генерации огромного числа вариантов для каждого задания – тем самым решается проблема списывания. На сегодняшний день в базе очень много заданий и они постоянно пополняются. После выполнения работы формируется отчёт о выполнении по всему классу и отдельному ученику.
За 4 года работы на платформе Учи.ру, хочется отметить, что она непрерывно совершенствуется, появляются новые сервисы, совершенствуются инструменты.
Онлайн-сервисы и платформы Якласс и Учи.ру все больше входят в жизнь школьников и являются эффективным инструментом для получения знаний младшими школьниками при изучении начального курса учебных предметов.
-А сейчас,уважаемые учителя, я хочу вас зарегистрировать на Учи.ру в качестве моих учеников. Мы с вами наглядно поработаем с некоторыми видами заданий по математике,русскому языку, окружающему миру. Так же выполним пробный тур будущей олимпиады.
(Работа с учителями).
Всем большое спасибо
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ
Н. Н. Муминходжаева
магистрант 1 курса образовательной программы 7М01310 – Педагогика и
методика начального обучения,
А. Т. Искакова
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Южно-Казахстанский университет им. М.Ауэзова. г.Шымкент, Республика
Аннотация: В статье рассматриваются дидактические возможности электронных образовательных ресурсов как средств активизации познавательной деятельности младших школьников. Электронные образовательные ресурсы, используемые в учебном процессе в начальной школе, является эффективным дидактическим инструментом для индивидуализации и персонификации обучения, повышения активности детей в усвоении учебного материала. Электронные образовательные ресурсы расширяют круг полезной учебной информации, являются средством формирования навыков работы младших школьников в учебной информацией.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, младшие школьники, начальная школа, онлайн обучение, учебный процесс, учебный контент.
KICHIK YOSHDAGI O’QUVCHILARNI O’QITISHDA ELEKTRON RESURSLARDAN FOYDALANISHNING DIDAKTIK AHAMIAYATI
Аннотация: Маколада кичик мактаб ёшидаги укувчиларнинг билиш фаолиятини фаоллаштириш воситаси сифатида электрон таълимий ресурсларнинг дидактик имкониятлари караб чикилган. Бошлангич синфлардаги укув жараёнида фойдаланиладиган электрон таълимий ресурслар укитишни индивидуаллаштириш ва персонификациялашнинг, болалар томонидан укув материалини узлаштириш фаоллигини оширишнинг самарали дидактикавий воситаси. Электрон таълимий ресурслар фойдали
укув информацияси доирасини кенгайтиради, кичик ёшдаги укувчиларнинг таълимий ахборотлар билан ишлаш куникмаларини ривожлантиришнинг воситаси.
Калит сузлар: электрон таълимий ресурслар, кичик мактаб ёшидаги укувчилар, бошлангич мактаб, онлайн таълим, укув жараёни, укув контенти.
DIDACTICAL POSSIBILITIES OF USING ELECTRONIC RESOURCES
IN TEACHING YOUNGER PUPILS
Abstract: The article considers the didactic possibilities of electronic educational resources as a means of intensifying the cognitive activity of primary school students. Electronic educational resources used in the educational process in primary school are an effective didactic tool for individualization and personification of learning, increasing the activity of children in the assimilation of educational material. Electronic educational resources expand the range of useful educational information, are a means of forming the skills of younger students in educational information.
Keywords: electronic educational resources, primary school students, primary school, online learning, educational process, educational content.
Электронные образовательные ресурсы открывают новые дидактические возможности для дальнейшего совершенствования образовательного
процесса в начальной школе. В период пандемии выяснилось, что возможности электронных ресурсов как более высокого качественного подъема начального образования используются совсем недостаточно, порой эпизодически, причиной которого является его слабое научно-педагогическое и научно-методическое обеспечение. Педагогическая проблема, заключающаяся в вопросе «Как эффективно использовать возможности электронных ресурсов в начальной школе?», по сути остается мало разработанной с точки зрения новых возможностей цифровых ресурсов образования. Необходимо поиск и разработка научных основ использования электронных ресурсов, в первую очередь на уроках в начальной школе, а на их основе разработать технологии, обеспечивающие интеграцию электронных средств в реальный процесс обучения младших школьников. Проектирование технологии использования электронных ресурсов при обучении младших школьников требует изучения их дидактических возможностей, определения ключевых направления применения электронной базы образовательно-информационных ресурсов при решении учебно-воспитательных задач современного урока в начальной школе.
В этом контексте нами проанализированы труды по проблеме использования электронных ресурсов в учебном процессе.
«Одним из элементов электронно-образовательной среды образовательной организации является электронно-образовательный ресурс. « Электронный образовательный ресурс (ЭОР) – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Э ОР, как единичные учебные материалы в электронной форме, в настоящее время трудно отнести к нововведениям, так как преподаватели уже много лет во всех образовательных учреждениях работают с текстами в электронной форме, аудио- и видеофайлами, компьютерными презентациями. Эти ресурсы –
По мнению авторов «Указанные дидактические функции могут быть реализованы посредством дидактических возможностей электронных образовательных ресурсов». К таким возможностям авторы относят: реализацию незамедлительной обратной связи (интерактивность обучения); визуализацию учебной информации; возможность обработки информации с помощью средств современных информационных технологий; возможность организации виртуальных лабораторий; возможность моделирования сложных, дорогих или опасных реальных экспериментов; возможность применения компьютерного моделирования; возможность представления учебного контента с различной степенью детализации и с различным уровнем когнитивной сложности в зависимости от текущего уровня умственного развития учащегося; возможность выбора индивидуального темпа работы; возможность выбора способа воспроизведения информации в зависимости от типа доминирующей перцептивной модальности
В начальной школе использование дидактических возможностей ЭОР имеет свою специфику, обусловленными возрастными психофизиологическими и познавательными возможностями младших школьников. У младших школьников еще недостаточно развиты общеучебные умения, навыки работы с информацией, тем более с представленный в электронно-цифровой форме. Это, безусловно, затрудняет притягивание ЭОР для решения различных дидактических задач на уроке. Между тем, период пандемии, переход на онлайн-обучение существенно влияло на развитие умений использования электронно -образовательных ресурсов младших школьников и их родителей, выполняющих роль семейных учителей. Наши наблюдения показывают, что младшие школьники намного лучшее стали работать с учебной информацией из электронных ресурсов. Развивались навыки самостоятельной работы, что позволило применять индивидуальные задания с учетом познавательных возможностей и уровней подготовки детей. Существенно повысилось самостоятельное составляющее в организации учебной деятельности младших школьников по дистанционной форме организации обучения. Передовые учителя старались придать и такой форме обучения интерактивную особенность.
Таким образом, использование ЭОР в начальном образовании еще в начальной стадии. Поскольку опыт использования дидактических возможностей электронных образовательных ресурсов в период пандемии носил больше всего эмпирический характер. Необходим научный анализ и осмысление использования дидактических возможностей ЭОР в процессе обучения в начальных классах. Оно основывается в следующих соображениях:
1) Информатизация начального образования имеет свою специфику, в котором обязательно должно учитываться возрастные особенности организации учебного процесса;
2) В начальных классах можно реализовать лишь некоторые дидактические возможности электронных образовательных ресурсов (интерактивность обучения, визуализация учебной информации, использования учебных контентов);
3) Нужно обратить внимание на развитие элементарных информационных компетенций у младших школьников;
4) Использование электронно-образовательных ресурсов должно отвечать требованиям здоровьесберегающего обучения, органически сочетать с применением традиционных источников учебной информации (учебники, учебные пособия, дидактические раздаточные материалы на бумажных носителях и др.).
1. Куценко С. М., Косулин В. В. Электронные образовательные ресурсы как инструмент обучения// Вестник Казанского государственного энергетического университета, 2017.-№ 1.
2. Исупова Н. И., Суворова Т. Н. Использование электронных образовательных ресурсов для реализации активных и интерактивных форм и методов обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 26. – С. 136-140. – URL: http://e-koncept.ru/2014/64328.htm.
3. Шевко Н. Р., Турутина Е. Э. Электронные образовательные ресурсы как инструмент формирования образовательного пространства// Ученые записки КВАГМ им. Э.Баумана, 2014.-№2.
4. Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе педагогического вуза и школы//Тезисы докладов 3-региональной научно-практической конф. В 2-ч. Ч.1.- Воронеж: ВГПУ6 20087-104 с.
Иностранные языки, информационные технологии
апрель-май 2017
Куделко Алеся Сергеевна,
учитель немецкого языка ГУО «Средняя школа №4 г. Слуцка»
Средства обучения используются в целях поднятия интереса к предмету, улучшения наглядности и концентрации внимания ученика на наиболее важном
или сложном учебном материале.
К традиционным средствам обучения относятся учебники и учебные пособия, макеты, таблицы, модели, учебно-технические средства, лабораторное
оборудование и многое другое. Эти средства подразделялись на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля. Использование в учебном процессе всех
этих средств позволяло в той или иной степени влиять на мотивацию, успешность обучения и умственное развитие обучаемых, однако ни одно из этих средств не обладало теми уникальными дидактическими
возможностями, которыми обладают средства информационных и коммуникационных технологий (далее-ИКТ).
Информационные технологии в наше время могут рассматриваться в качестве систематизирующей, связующей, практической составляющей учебного
процесса в школе. Создание баз данных библиотек, документов и творческих работ учащихся позволят систематизировать учебный процесс, организовать творческую, исследовательскую работу учащихся.
Электронные средства поиска, систематизации и обработки информации обладают рядом преимуществ по времени, стоимости и трудоемкости процесса работы. Умение использовать информационные технологии
становится неотъемлемой частью любого научного труда, и в этом состоит связующая роль предмета информационных технологий, открываются возможности для практических применений творческих и
проектных ученических работ, размещения их в сети Интернет.
К основным дидактическим возможностям ИКТ отнесём следующие:
1. Реализация интерактивного диалога — обеспечивается незамедлительной обратной связью между пользователем и средствами ИКТ. Интерактивность в переводе с
английского означает взаимодействие, воздействие, влияние друг на друга. Интерактивность диалога предоставляет ученику возможность активного взаимодействия с системой, каждый его запрос вызывает
ответное действие системы, и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя.
2. Визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе — предполагает наглядное статическое представление на экране компьютера изучаемого объекта и(или)
его составных частей, любого процесса или его модели с возможностью продвижения в глубь экрана, более детального рассмотрения изучаемого объекта, стенда или агрегата. В некоторых программах
представлены процессы, протекающие в микро- и макромирах, а также процессы, которые невозможно изучить с помощью учебных лабораторных стендов. Возможна и графическая интерпретация изучаемой
закономерности.
3. Моделирование реальных или виртуальных процессов и явлений, имитация работы лабораторных стендов, агрегатов и машин, интерпретация информации об изучаемых или
исследуемых объектах в виде таблиц, графиков (например, моделирование процессов и явлений, протекающих при высоких или низких температурах, в космическом пространстве; создание предметной
виртуальной среды для тренинга при подготовке к будущей профессиональной деятельности).
4. Хранение больших объемов информации в цифровом формате с возможностью легкого доступа к ней, тиражирования, передачи ее на любые расстояния; автоматизация сбора,
накопления, хранения, обработки информации и информационно-поисковой деятельности.
5. Автоматизация процессов вычислительной деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента (в том числе в масштабе реального времени) — реализуется
с помощью специальных лабораторных стендов на базе микропроцессорной техники, программно-аппаратных комплексов, снабженных датчиками, сопрягаемыми с ПЭВМ, что позволяет выводить на экран
компьютера полученные в ходе эксперимента данные и производить их статистическую обработку, строить графики, таблицы, диаграммы.
6. Автоматизация управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения, продвижения в обучении, тренировки, тестирования; автоматизация
информационной деятельности информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса в локальных и глобальных компьютерных сетях в целях улучшения управления образовательным
процессом в учебном заведении.
Современные средства информационных технологий позволяют школьникам и учителям самим создавать ресурсы, используемые в учебном процессе:
обучающие презентации, тесты, учебные пособия, программы для компьютерного класса. Все эти средства могут создаваться учащимися под контролем учителя для последующего использования, что позволяет
реализовать практические навыки, сформированные на уроках.
Средства информационных технологий дают возможность находить новые формы и приемы в методе проектного обучения для создания междисциплинарных проектов. Это
позволяет сформировать опыт научно-исследовательской деятельности учащихся. Особенность таких проектов заключается в задаче представления информации, подборе средств и методов в соответствии с
темой проекта. Ученик должен не только собрать информацию по теме проекта, но и структурировать ее для размещения в ресурсе, продумать оформление в соответствии с требованиями к мультимедийному
проекту. Часто, размещая информацию для Интернет, ученик сам видит и исправляет ее недостатки, таким образом проходя все этапы исследовательской деятельности.
Роль ресурсов Интернет в образовании, безусловно, огромна. Учитель перестает быть единственной инстанцией несения истины, а дистанционное
образование с использованием компьютерных технологий уже становится вполне конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Все более популярными становятся дистанционные сетевые курсы и
конкурсы. Это позволяет не замыкаться школьному коллективу на уровень школы или района, а выходить далеко за его рамки. Практика показывает, что с помощью Сети Интернет школьники часто и охотно
занимаются самообразованием, общаются со своими сверстниками, находят общие интересы. Среди сетевых образовательных проектов можно выделить конкурсные, обучающие и смешанные. К последним,
например, можно отнести проект дистанционных обучающих олимпиад по различным предметам: информатике, математике, географии и других. Задачами таких олимпиад является повышение интереса учащихся к
предмету, формирование навыков сетевого общения, обмен опытом между педагогами. Участие в сетевых проектах требует от учителя компетентности в своем предмете, ведь руководя работой учеников,
решая поставленные задачи и имея достойных соперников, учитель получает оценку вместе с детьми. Участие в хорошо организованных проектах может повысить уровень знаний и интереса к предмету,
сформировать адекватную оценку у ученика.
Очень интересной может быть работа по созданию совместного проекта с учащимися из другого города. Такая работа формирует навыки сетевого взаимодействия, позволяет
почувствовать учащемуся возможности телекоммуникационной проектной деятельности, познакомиться и поработать со сверстниками из других городов.
Информационные технологии могут выступать и как средство развития познавательных процессов, творческих способностей учащихся.
Поскольку творчество есть деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью, то представление
разработанной учащимся темы посредством информационных технологий всегда носит характер творческой деятельности. Это проявляется в поиске новых дизайнерских и технических решений. Современные
средства информационных технологий позволяют ученику самому воплотить свои фантазии в «электронном виде» и проверить конкурентоспособность своего изделия, популярность своих идей. Для того чтобы
создать по-настоящему интересный и оригинальный ресурс, ученик должен прежде всего пропустить через себя всю информацию, почувствовать особенности психологии ее потребителя, определить новизну и
осознать практическую значимость ресурса. Все это относится к формированию ключевых компетенций ученика, его умению ориентироваться в практической жизни.
Средствами информационных технологий могут быть собраны информационные базы данных о разработках учащихся, что будет стимулировать детей к
новым творческим наработкам. Для этой цели может служить как информационная база данных, доступная школьникам, так и школьный Web – ресурс, позволяющий обмениваться опытом как между учащимися из
одной школы, так и между учащимися из других школ. Виртуальный клуб творческих разработок позволяет объединить талантливых учеников.
Однако огромный соблазн для учителя представляет чрезмерное использование мультимедийный обучающих программ и презентаций на уроках. С помощью
таких средств можно «занять» большое количество времени, возлагая ответственность за его проведение на создателей этих программ. Однако конспектирование информации с экрана вредно для глаз, а
«просто прочтение» не запоминается учащимися. Нужно помнить, что живое общение ученика с учителем и одноклассниками не может заменить ни одна программа, а наиболее экологичным для глаз носителем
информации был и остается учебник или методическое пособие.
Итак, достоинства использования в образовательном процессе современных информационных технологий очевидны. Они способствуют
совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективно организовать процесс обучения; повышают интерес учащихся к предмету; активизируют познавательную деятельность учащихся.
Несомненны преимущества мультимедийных технологий как средств обучения в возможности сочетания логического и образного способов освоения информации, активизации образовательного процесса за счёт
усиления наглядности. Методическая сила мультимедиа состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на
него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.
1. Информационные технологии в образовании / авт.-сост. О.А. Минич. – Минск, 2008.
2. Галузо, И. В. Мультимедийные технологии в учебном процессе. – Витебск, 2010.
3. Кочегарова, Л. В. Мультимедийные средства в образовательном процессе: терминология и классификация // Эйдос:
Интернет-журнал.
4. Сорокопуд, Ю. В. Педагогика высшей школы: учебно-методич. пособ. – Ростов – на – Дону, 2011.
5. Иванова, Ю. А. Дидактические условия использования педагогических задач при изучении общеобразовательных и специальных
предметов в педвузе. – Волгоград, 2007.