ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРНЕТ УРОК

Деятельность
– эта форма активности присуща только человеку. Она осуществляется осознанно,
то есть, действуя, человек не просто преследует некие цели, он сам их
определяет и сам выбирает наиболее рациональные и эффективные, с его точки зрения,
способы достижения этих целей.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРНЕТ УРОК

Цели деятельности
связаны не только с удовлетворением биологических, но и социальных и духовных
потребностей человека. Действуя, человек преобразует окружающий мир и самого
себя, творит. Ну, и наконец, деятельность носит общественный характер.
Чтобы она была успешной, люди вступают в разнообразные общественные отношения,
взаимодействуют.

Учитывая всё это, вы легко сделаете
вывод о том, что человеческая деятельность очень многообразна, что существует
много её видов.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРНЕТ УРОК

Поскольку деятельность имеет достаточно
сложную структуру, то и критериев для классификации можно выделить несколько.

Например, субъект деятельности.
Вспомним, что так называют того, кто совершает действие. Или тех. То есть
деятельность может быть индивидуальной и групповой, коллективной.
Взаимодействуя, люди добиваются поразительных успехов. Тот прогресс, плодами
которого мы с вами пользуемся, – результат коллективной деятельности.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРНЕТ УРОК

Её можно организовать по-разному.
Принято выделять 3 основных типа групповой деятельности:
совместно-индивидуальный, совместно-последовательный и совместно-взаимодействующий.

Чтобы было понятнее, чем они
различаются, приведём пример. Допустим, группе товарищей, ну, или неких лиц,
необходимо перенести кучу каких-то предметов из одного места в другой. Как это
можно сделать?

Каждый может подходить к куче, брать
столько предметов, сколько может унести, и перетаскивать на новую площадку. Вот
это и есть совместно-индивидуальная групповая деятельность: делаем общее
дело, но каждый как бы сам по себе.

Ну и, наконец, совместно-взаимодействующая.
Загрузим предметы на какую-нибудь тележку, платформу на катках и затолкаем всю
кучу сразу на предназначенное для неё место. Если сил, конечно, хватит.

Какой из способов лучше? Это зависит от
обстоятельств. Подумайте, в каких случаях каждый из них целесообразнее
применять.

Строго, говоря, индивидуальную деятельность
нельзя полностью противопоставлять коллективной.

Возьмём, к примеру, Робинзона Крузо. Он
действовал, безусловно, индивидуально.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРНЕТ УРОК

Может быть, и хотел бы с коллективом
поработать – коллектива не было. До появления Пятницы. Но что бы он делал на
своём необитаемом острове, если бы к тому времени не подпитался культурой
своего общества? Не знал бы, например, что из обнаруженных им в кармане своей
одежды семян можно вырастить гораздо больший по объёму урожай. И потом, он
пользовался некоторыми готовыми орудиями труда, которые Даниэль Дефо, автор
романа о Робинзоне Крузо, любезно «подкинул» своему герою с потерпевшего
крушения корабля. То есть Робинзон всё равно вступал в отношения с другими
людьми, только как бы удалённо во времени и пространстве.

По объектам и результатам деятельность
можно разделить на материальную и духовную. В первом случае речь идёт о
создании материальных благ, а во втором – культурных ценностей.

К материальной,
или практической, мы отнесём, прежде всего, производственную деятельность. Она
направлена на преобразование природы. Её результатом является создание неких
вещей, которые удовлетворяют многочисленные потребности людей.

Практической
является и социально-преобразовательная деятельность. Из названия ясно, что её
объектом являются общественные отношения. Ну, а итогом – принимаемые законы,
удачные или неудачные реформы, государственные перевороты и революции.

Теперь о деятельности духовной.
Она направлена на изменение сознания, как индивидуального, так и общественного.
Это может быть познавательная деятельность – получение знаний о мире.
Субъективно новых, то есть ранее неизвестных какому-то отдельному человеку. Все
мы чему-то учимся практически всю жизнь. Или объективно новых (для человечества
в целом), когда речь идёт о научном познании. Своеобразной формой познания мира
являются также искусство и религия.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРНЕТ УРОК

Определение основных жизненных норм и
принципов, оценка явлений окружающего мира, действий других людей, собственных
мыслей и поступков, формирование мировоззрения – это ценностно-ориентировочная
деятельность. Выделяют также прогностическую – выстраивание
моделей будущего: планирование, предвидение возможных последствий.

Не нужно только забывать, что любое
разделение условно. Материальная и духовная деятельность тесно связаны
друг с другом. Когда мы производим какой-то товар, используем технические
знания и информацию о состоянии рынка, планируем свои действия. Ну, а скажем, в
процессе обучения пользуемся какими-то вполне материальными вещами. Да вот хотя
бы компьютером и мультимедийным проектором.

В соответствии со сферами общественной
жизни выделим экономическую, политическую, социальную и, опять же, духовную
деятельность. Она может быть законной и незаконной, моральной и
аморальной. Это зависит от степени соответствия принятым в обществе нормам
поведения людей. Также говорят о прогрессивной и регрессивной деятельности.
Вспомним, что прогресс – это развитие от простого к сложному, от низшего
к высшему. Ну, а регресс – движение вспять, возвращение к более примитивным
формам организации.

Критерием классификации может быть также
характер деятельности. В этом смысле она может быть репродуктивной и
творческой. Репродуктивная деятельность – это создание чего-то по
уже имеющимся образцам. Творчество порождает нечто новое, оригинальное,
своеобразное, уникальное.

Говоря о творчестве, мы объединяем два
понятия: творческая личность и творческий процесс. Они должны быть
неразрывно связаны, иначе ничего не выйдет. Для того чтобы творить, надо
обладать воображением и фантазией, то есть способностью представить себе нечто,
не существующее пока в реальности, создать некий образ, мыслительный или
чувственный, который ни у кого не возникал. Ну, или возникал, но так в мыслях
или чувствах остался, не был во что-то воплощён. Воображать и фантазировать
может практически каждый из нас. Любой человек – потенциально творческая
личность. Творческий процесс – воплощение образа в
действительность – проходит через 4 этапа: подготовку, созревание, озарение
и проверку.

То есть озарение – не просто
мгновенная вспышка, непонятно откуда берущаяся. Чтобы она произошла, нужно
много работать, прокручивать зародившуюся идею, рассматривать с разных сторон.
Говорят, Дмитрию Ивановичу Менделееву периодическая таблица химических
элементов приснилась в готовом виде. И сам Дмитрий Иванович это подтверждал. Но
сколько времени он посвятил изучению свойств этих самых элементов до своего
вошедшего в историю сна!


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРНЕТ УРОК

Годы упорного труда – и прекрасное
мгновение озарения – вот оно: лёгкое, изящное решение проблемы!

Как происходит это «короткое замыкание»
в мозгу, никто толком рассказать пока не может. Но основные приёмы творческого
процесса известны, их можно изучить и использовать в своей деятельности. Если у
вас есть желание творить и готовность трудиться, не сдаваться после первых
неудач – дерзайте!

Основные конкретные формы деятельности –
труд, учение, игру – вы подробно характеризовали на уроках обществознания в
более младших классах. Вспомним некоторые основные моменты.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРНЕТ УРОК

А вот целью игры производство каких-то
жизненных благ не является. Процесс деятельности в данном случае важнее
результата. Люди играют для развлечения, отдыха, творят ради творчества,
общаются ради общения. Чаще всего при этом создаётся некая условная ситуация,
используются замещающие предметы. Представим, что я сыщик, а вы воры, что вот
эта веточка – пистолет, и когда я скажу «пиф-паф», как бы звучит выстрел.

В игре действуют определённые правила,
которые добровольно принимают все участники. При всей её «несерьёзности» игра
является важным способом социализации личности.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРНЕТ УРОК

Играючи мы усваиваем многие нормы
человеческого общежития, традиции, обычаи, примериваемся к тем или иным
социальным ролям.

Учение – деятельность
по усвоению накопленных обществом знаний и умений. Её цель – развитие мышления
и сознания личности. Учиться можно организованно: в специальных учреждениях по
специальному учебному плану. Можно заниматься самообразованием в той сфере,
которая вам наиболее интересна. Получение новых знаний и умений – побочной
продукт практически любой деятельности. Так что можно сказать, люди учатся всю
жизнь.

Ещё одной формой деятельности считают общение.
Правда, как и в случае с трудом, нет единой точки зрения: некоторые
исследователи говорят, что общение – не особый вид деятельности, а
неотъемлемая часть любой деятельности. Без общения невозможна ни игра, ни
учение, ни труд. Но над этим вопросом вы, как следует, подумайте самостоятельно.
Сейчас же мы внесём ясность в другую проблему: общение и коммуникация – это
термины-синонимы? Ведь и тот, и другой предполагают обмен информацией.
Общительного человека часто называют коммуникабельным.

На самом деле, различие в их понимании
есть, и существенное. Коммуникация – это не деятельность в полном смысле
слова, это чисто информационный процесс: передача сообщения от отправителя к
получателю. Разумеется, нечто общее, связующее между ними есть. Чтобы понять
друг друга, участники коммуникации должны быть, как принято говорить, «в теме»,
то есть понимать смысл передаваемой информации в контексте уже имеющейся. Им
должны быть понятны используемые символы (допустим, язык), между ними должен
быть установлен контакт.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРНЕТ УРОК

Кстати, учитывая всё это, как вы оцените
целесообразность попыток сообщить нечто о нас внеземным цивилизациям?

Цель общения, как и любой другой
деятельности, – взаимодействие. Обмен информацией ради выработки общей
позиции или нового знания. Организация совместной деятельности людей. Развитие
межличностных отношений, получение поддержки со стороны окружающих, оценки
своих мыслей и поступков. Познание и других и самого себя, в сравнении с
другими. То есть коммуникация – более узкое понятие, она является лишь
одной из сторон общения.

В различных ситуациях вы можете услышать
о деятельности человека и о деятельности других живых и неживых
организмов. Например, о деятельности муравьёв или вулканической деятельности.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРНЕТ УРОК

Но с обществоведческой точки зрения два
последних словосочетания не совсем корректны. Деятельность присуща
только человеку. Она не сводится к неким изменениям, активности и даже
целесообразному поведению. Деятельность – это нечто большее.

Вулкан извергается. Тектонические плиты
сдвигаются, и происходит землетрясение.

Вода испаряется, попадает в атмосферу и
вновь возвращается на землю в виде дождя или снега. Листья растений поглощают
углекислый газ и выделяют кислород. Сами растения растут, именно поэтому их так
и назвали. Они проходят через определённый жизненный цикл.

У всех этих изменений есть какая-то
причина и какой-то результат. А чего нет? Правильно, цели. Вулкан, вода,
растения не являются субъектами, активными деятелями. Всё, что с ними
происходит, происходит в соответствии с объективными законами природы.
Наверное, не помешает лишний раз напомнить, что объективные законы – те,
которые действуют сами по себе, независимо от чьих-то усилий или желаний.

С животными всё сложнее. Их поведение
целесообразно. Лев гонится за антилопой не только потому, что объективные
законы природы предписывают хищникам питаться мясом.

Ну, то есть главным образом именно
поэтому. Лев – хищник, он не может стать вегетарианцем! Но антилопа, или любое
другое мясо, не попадает льву в желудок само по себе, просто из-за того, что
есть такой закон. Ему надо её выследить, так чтобы жертва не смогла обнаружить
своего преследователя слишком рано. Из моральных соображений: антилопу жалко. То
есть, льву приходится в каком-то смысле планировать свои действия. И учить
этому львят. Не за школьной партой, конечно, исключительно на личном примере.

У муравьёв, к тому же, действия носят коллективный
характер. Лев может поймать добычу индивидуально, а вот муравью в одиночку
муравейник построить – без шансов. В их семьях (а они могут быть огромными,
насчитывать миллионы особей) существует чёткое распределение ролей,
своеобразное разделение труда. Муравьиная царица – самка – воспроизводит
потомство и доращивает его до рабочего состояния. Ну, а рабочий муравей может
быть нянькой, строителем, уборщиком, солдатом.

Всё как у людей! Или не совсем?

Во-первых, мы с вами действуем
осознанно. Человек не просто преследует некие цели, он сам их определяет. И
далеко не всегда под воздействием биологической стороны своей натуры. Большая
часть наших действий связана с удовлетворением социальных или духовных
потребностей. Наше выживание никак, например, не зависит от того, знаем ли мы
что Земля – не плоский диск, и что она – всего лишь одна из бесконечного
множества планет во Вселенной.

Но сколько усилий было предпринято для
того, чтобы это узнать. Кое-кто даже пожертвовал собственной жизнью ради
утверждения этой идеи.

Человек определяет также и средства,
способы достижения целей. Он сам решает, какие из них приемлемы, а какие нет,
какие наиболее эффективны в той или иной ситуации. Муравейник всегда имеет
заданную структуру. Мы строим свои дома по-разному, в зависимости от того, для
каких целей они будут предназначены, какими ресурсами мы располагаем, на каком
уровне технического прогресса находимся.

Нам тоже нужно кушать, по природе мы –
всеядны. Но значительное количество людей отказываются от некоторых видов пищи.
Из моральных, религиозных или даже эстетических соображений.

Мы можем пожалеть антилопу (ну, или
любое другое живое существо) и стать вегетарианцами. А лев не может. Цели его
действий определяются его биологической программой.

Во-вторых, люди не просто используют в
своих целях то, что есть в природе, не просто приспосабливаются к её условиям. Они
способны преобразовать природу, создать искусственную среду обитания. И с этой
целью изготавливают орудия труда, которые постоянно совершенствуются и
усложняются.

В-третьих, человеческая деятельность
носит созидательный, творческий характер. Люди создают то,
чего не существует в природе и никогда бы не появилось, не будь их на планете. Стоп,
скажете вы, если бы не муравьи, в природе не было бы муравейников. Птичьи гнёзда,
медвежьи берлоги, паутина – тоже результат активных действий.

Но даже если оставить в стороне уже
разобранный нами вопрос о том, что все эти вещи всегда воспроизводятся в практически
неизменном виде (для неких конкретных природных условий), они создаются
исключительно из тех материалов, которые имеются под рукой (или, точнее, под
лапой) их создателей. Из чего мы сейчас можем построить дом или сплести сеть?
То-то же! Ну, и уж в любом случае, животные не оснащают свои дома отопительными
системами, комфортной мебелью, не украшают их картинами и цветами.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРНЕТ УРОК

И не выдумают разновидности плетёной
сети для создания одежды, да не просто какой-нибудь, а чтобы модная была, чтобы
«костюмчик сидел».

В-четвёртых, человеческая деятельность
имеет общественный характер. Речь идёт не просто о некоем естественном
разделении труда, а о том, что люди в процессе своей деятельности вступают в
разнообразные, весьма сложные отношения: экономические, социальные,
политические, духовные.

И, в-пятых, наша деятельность зачастую
направлена на нас самих, преобразование нашего сознания, общества, в котором мы
живём.

Итак, деятельность – это
специфически человеческая (то есть присущая исключительно человеку) форма
активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным
изменением, преобразованием, как внешнего мира, так и самого человека.

Что собой представляет структура
деятельности? Говоря о структуре чего-либо, мы имеем в виду элементы, из
которых это что-либо состоит.

Выделим в первую очередь, субъект и
объект деятельности. Субъект – активная составляющая, тот, кто
действует, ставит цели, выбирает средства их достижения. Поскольку деятельность
– специфически человеческая форма активности, то её субъектом практически
всегда является человек или группа людей. Объект – то, на что направлено
действие. Это может быть некий предмет, событие или явление. Объектом
деятельности может быть и сам человек, если он что-то хочет изменить в себе,
или другие люди. Например, в учебной деятельности учитель может выступать в качестве
субъекта, а ученики – в качестве объекта.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРНЕТ УРОК

Конечно, гораздо лучше, продуктивнее,
если они все будут активными субъектами, чьи совместные усилия направлены на
овладение объектом – знаниями по какой-либо теме, скажем, «Деятельность
человека».

Деятельность
состоит из отдельных действий. Например, ваша учебная деятельность много чего в
себя включает: вы слушаете учителя, читаете учебную литературу, ищете
дополнительную информацию по какому-то вопросу в Интернете или других источниках,
выполняете практические работы, решаете контрольные, вместе с группой товарищей
осуществляете какой-то проект и так далее.

Начало любой деятельности связано с
наличием мотива. Этот термин происходит от латинского слова “movere”
– приводить в движение, толкать. То есть это некие условия – внутренние или
внешние, – которые подталкивают человека к действиям. В качестве мотивов
могут выступать многообразные потребности человека, его интересы, убеждения,
чувства. Макс Вебер, немецкий социолог, философ, экономист, предложил
следующую классификацию действий людей в зависимости от их мотивации.

Целерациональные действия,
то есть действия, направленные на достижение осознаваемой человеком, чётко
сформулированной цели.

Субъект
деятельности при этом старается выбрать самые рациональные, эффективные средства
её достижения, представляет трудности и препятствия, которые могут встретиться,
продумывает возможные варианты их преодоления. Представьте себе генерала, который
планирует грядущее сражение.  Или себя самих, готовящихся к поступлению в профессиональное
учебное заведение на выбранную специальность.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРНЕТ УРОК

Ценностно-рациональные
действия основаны на внутренних убеждениях человека, его представлениях
о должном положении вещей. Капитан корабля последним покидает тонущее судно. Вы
уступаете место в общественном транспорте женщине с маленьким ребёнком. Кто-то
едет за сотни километров, чтобы побывать на выставке картин любимого художника.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРНЕТ УРОК

Действия этих двух типов составляют
основу деятельности, их цель осознанна, часто они носят творческий характер.

Макс Вебер
выделил также аффективные и традиционные действия. Первые совершаются
под воздействием эмоций, зачастую необдуманно. Например, обида или гнев (или и
то, и другое одновременно) захлёстывают человека и он не в состоянии принимать
взвешенные решения.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРНЕТ УРОК

Примером традиционных действий
может быть участие в каких-то ритуалах. К этому типу можно отнести и привычные
действия. Настолько привычные, что человек перестаёт задумываться об их смысле,
выполняет автоматически. Достаточно часто подобные действия являются неотъемлемой
частью рациональной деятельности. Когда вы идёте на занятия, вы вполне
осознаёте, что именно и с какой целью вы делаете, но привычный путь до школы
совершаете практически на автомате: «ноги сами идут». Точно также, читая
учебную литературу, не задумываетесь над тем, как буквы складываются в слова.
Вы научились этому в первом классе или ещё до поступления в школу. Теперь вы
думаете лишь о смысле прочитанного.

Наличие мотива ещё не означает,
что некое действие будет совершено. Он должен быть подкреплён намерением
действовать. На этом этапе формулируется цель деятельности, её предвосхищаемый
результат. Человек отвечает сам себе на вопрос: «Что я хочу получить в итоге?»
Если чёткого ответа у него нет, то и успеха ожидать сложно. Осознав цель деятельности,
зачастую необходимо разбить её на ряд задач – промежуточных результатов. Их
последовательное решение приведёт к желаемому итогу.

Когда цель определена и средства
выбраны, происходит сам процесс деятельности, совершаются действия. Если они
последовательны и достаточно настойчивы, мы получаем результат, удовлетворяющий
нас полностью или частично. Но на этом не стоит останавливаться. Важнейшим элементом
деятельности является рефлексия – анализ своих действий, оценка
полученных результатов. На этом этапе мы выясняем, почему наши действия были
успешными или неудачными, делаем выводы о том, что нуждается в изменении,
коррекции. Если вы думаете, что рефлексия – вещь не самая необходимая, то можете
ещё долго «наступать на одни и те же грабли», совершать одни и те же ошибки.

Деятельность
– это
специфически человеческая (то есть присущая исключительно человеку) форма
активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным
изменением, преобразованием, как внешнего мира, так и самого человека.

Принято
выделять следующие виды деятельности:

· Материальная деятельность
– это создание материальных ценностей и вещей, которые необходимы для
удовлетворения человеческих потребностей. Она включает в себя
материально-производственную деятельность, связанную с преобразованием природы,
и социально-преобразующую деятельность, связанную с преобразованием общества.

· Духовная деятельность связана с
изменением сознания людей, созданием научных, художественных, нравственных
ценностей и идей. Она включает в себя познавательную, ценностно-ориентировочную
и прогностическую деятельность.

· Познавательная деятельность
отражает действительность в научной и художественной форме, а также в мифах,
сказаниях, религиозных учениях.

· Ценностно-ориентировочная деятельность
– это формирование мировоззрения человека и отношения его к окружающему миру.

· Прогностическая деятельность
представляет собой предвидение и осознанное планирование изменений существующей
действительности.

Не
нужно только забывать, что любое разделение условно. Например, материальная и духовная деятельность тесно связаны друг с другом. Когда мы
производим какой-то товар, используем технические знания и информацию о
состоянии рынка, планируем свои действия. Ну, а скажем, в процессе обучения
пользуемся какими-то вполне материальными вещами. Да вот хотя бы компьютером и
мультимедийным проектором.

Человек,
человеческое общество не могут существовать без деятельности. Именно она
формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои
потребности.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРНЕТ УРОК

Можно
выделить следующие характерные черты деятельности человека:

· Сознательный характер: человек
сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает
наиболее целесообразные способы их достижения.

· Продуктивный характер: деятельность
всегда направлена на получение конкретного результата (продукта).

· Преобразующий характер: человек изменяет
окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда,
которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек
сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой
образ жизни).

· Общественный характер: человек в
процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с
другими людьми.

Что
собой представляет структура деятельности?


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРНЕТ УРОК

Выделим
в первую очередь субъект и объект деятельности. Субъект – активная
составляющая, тот, кто действует, ставит цели, выбирает средства их достижения.
Поскольку деятельность – специфически человеческая форма активности, то её
субъектом практически всегда является человек или группа людей.

Объект
– то, на что направлено действие. Это может быть некий предмет, событие или
явление. Объектом деятельности может быть и сам человек, если он что-то хочет
изменить в себе, или другие люди. Например, в учебной деятельности учитель
может выступать в качестве субъекта, а ученики – в качестве объекта.

Начало
любой деятельности связано с наличием мотива. Этот термин происходит от
латинского слова «movere» – приводить в движение,
толкать.

То
есть это некие условия – внутренние или внешние, – которые подталкивают человека
к действиям. В качестве мотивов могут выступать многообразные потребности
человека, его интересы, убеждения, чувства.

Но
наличие мотива ещё не означает, что некое действие будет совершено. Он
должен быть подкреплён намерением действовать. На этом этапе формулируется цель
деятельности, её предвосхищаемый результат.

Человек
отвечает сам себе на вопрос: «Что я хочу получить в итоге?» Если чёткого ответа
у него нет, то и успеха ожидать сложно. Осознав цель деятельности, зачастую
необходимо разбить её на ряд задач – промежуточных результатов. Их
последовательное решение приведёт к желаемому итогу.

Чтобы
цель была достигнута, нужно выбрать соответствующие ей средства – то
есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.

Когда
цель определена и средства выбраны, происходит сам процесс
деятельности, совершаются действия. Если они последовательны и достаточно
настойчивы, мы получаем результат, удовлетворяющий нас полностью или частично.

Но
на этом не стоит останавливаться, поскольку важнейшим элементом деятельности
является рефлексия – анализ своих действий, оценка полученных
результатов. На этом этапе мы выясняем, почему наши действия были успешными или
неудачными, делаем выводы о том, что нуждается в изменении, коррекции. Если вы
думаете, что рефлексия –
вещь не самая необходимая, то можете ещё долго «наступать на одни и те же
грабли», совершать одни и те же ошибки.

Таким образом, структура
деятельности такова: объект
– субъект – мотив – цель – средства – процесс – результат – рефлексия.

Как
вы уже поняли, вся деятельность человека –
это череда постоянных отдельных действий.

Например,
ваша учебная деятельность много чего в себя включает: вы слушаете учителя,
читаете параграфы в учебниках, ищете дополнительную информацию по какому-то
вопросу в Интернете или в библиотеке, выполняете практические работы, решаете
контрольные и тесты, вместе с одноклассниками или друзьями осуществляете
какой-то проект и так далее.

Немецкий
социолог, философ и экономист Макс Вебер предложил следующую классификацию
действий людей в зависимости от их мотивации.

Целерациональные действия, то есть действия, направленные на
достижение осознаваемой человеком, чётко сформулированной цели.

Субъект деятельности при этом старается
выбрать самые рациональные, эффективные средства её достижения, представляет
трудности и препятствия, которые могут встретиться, продумывает возможные
варианты их преодоления. Представьте себе генерала, который планирует грядущее
сражение. Или себя самих, готовящихся к поступлению в университет на
выбранную специальность.

Ценностно-рациональные
действия основаны на внутренних убеждениях человека, его
представлениях о должном положении вещей. Капитан корабля последним покидает
тонущее судно. Вы уступаете место в общественном транспорте пожилым людям.
Кто-то едет за сотни километров, чтобы увидеть уникальный природный ландшафт и
так далее.

Действия
этих двух типов составляют основу деятельности, их цель осознанна, часто они
носят творческий характер.

Макс
Вебер выделил также аффективные и традиционные действия. Первые
совершаются под воздействием эмоций, зачастую необдуманно. Например, обида или
гнев (или и то, и другое одновременно) захлёстывают человека, и он не в
состоянии принимать взвешенные решения.

Примером
традиционных действий может быть участие в каких-то ритуалах. К этому
типу можно отнести и привычные действия. Настолько привычные, что человек
перестаёт задумываться об их смысле, выполняет автоматически. Достаточно часто
подобные действия являются неотъемлемой частью рациональной деятельности. Когда
вы идёте в школу, вы вполне осознаёте, что именно и с какой целью вы делаете,
но привычный путь до учебного заведения совершаете практически на автомате:
«ноги сами вас несут». Точно так же, читая книги, вы не задумываетесь над тем,
как буквы складываются в слова. Вы научились этому в первом классе или ещё до
поступления в школу. Теперь вы думаете лишь о смысле прочитанного.

Обычно
принято выделять четыре основных формы деятельности – игру, учение, труд,
общение и творчество.

Игра – это особый вид
деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь
материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых. Игра, как и
искусство, предлагает некое решение в условной сфере, которое может быть
использовано в дальнейшем в качестве своеобразной модели ситуации. Игра даёт
возможность моделировать конкретные жизненные ситуации.

Например,
многие родители делают для своих детей довольно простую игрушку.

На
деревянный щит крепятся разные защёлки, звонки, шнурки, молнии, кнопки,
выключатели, ручки, розетки, тумблеры и так далее. Во время такой игры ребёнок
не только рассматривает все эти детали, но и пытается открыть, нажать,
щёлкнуть, завязать. Ребёнок и развлекается, и узнаёт много нового и полезного:
учится открывать защёлки, поворачивать ручки, включать свет, вставлять вилку в
розетку и так далее.

Иногда,
как может оказаться, такие вот невинные игры могут изменить и ход истории.
Например, казалось бы, невинные детские игры в войну и солдатиков с потешными
полками будущего российской императора Петра Первого заложили не только основы
профессиональной русской армии, но и привели к полному реформированию страны в
целом.

Также
мы можем говорить и о том, что в любой игре действуют определённые правила,
которые добровольно принимают все участники. При всей её «несерьёзности» игра
является важным способом социализации личности. Играя, мы
усваиваем многие нормы человеческого общежития, традиции, обычаи, примериваемся
к тем или иным социальным ролям.

Учение – вид
деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений,
навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством
психологического развития человека. Учение может быть организованным (в
специальных учреждениях по специальному учебному плану) и неорганизованным
(самообразование).

Можно
заниматься самообразованием в той сфере, которая вам наиболее интересна.
Наверняка многие из вас не ограничиваются изучением школьной программы, а ещё и
самостоятельно читают книги или решают на досуге математические задачки, даже
если их никто не просил делать.

Кстати,
самообразование может быть и пассивным, то есть проходить неосознанно на
протяжении всей жизни человека. Например, вы переключали каналы и случайно услышали
рецепт в кулинарном шоу или узнали какой-нибудь интересный исторический факт и
запомнили его.

Получение новых знаний и умений – это
побочной продукт практически любой деятельности. Так что можно сказать, люди
учатся всю жизнь.

Ещё одной формой деятельности считают
общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и
эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и так далее).

Некоторые учёные считают, что общение –
это не особый вид деятельности, а неотъемлемая часть любой деятельности. Без
общения невозможна ни игра, ни учение, ни труд. Но над этим вопросом вы как
следует подумайте самостоятельно.

К
определению термина «труд» также существуют разные подходы. Некоторые учёные
говорят о том, что трудом можно считать любую сознательную деятельность людей,
любое их взаимодействие с окружающим миром. А другие считают, что если говорить
о труде как одном из видов деятельности, то необходимо обратить внимание на
такую его сторону, как направленность на достижение практически полезного
результата.

Без
участия в процессе труда человеку довольно сложно обойтись в повседневной
жизни.

«Ну это как посмотреть,
– скажете вы, – ведь можно часами предаваться безделью. Сиди и смотри себе в
потолок. Что может быть проще?» На самом деле всё не так уж просто. Не верите?

Тогда
вот вам такой пример. В одной из японских компаний сотрудник постоянно
обращался к начальнику с просьбой повысить ему заработную плату. После
очередного отказа он сказал начальнику, что за такие копейки он будет просто
сидеть на стуле и ничего не делать. Начальнику так понравилась идея своего
подчинённого, что со следующего дня сидение на стуле стало единственной работой
этого сотрудника, за которую он получил надбавку к зарплате. Причём ему можно
было только сидеть и не отвлекаться на чтение газет, Интернет, разговоры по
телефону. Просто сидеть по десять часов в день с перерывом на обед и выходные.

Уже
через несколько дней сотрудник просил начальника перевести его на прежнее место
работы с понижением заработной платы. Не верите? А вы сами попробуйте вот так
вот сидеть и ничего не делать. Посмотрим, надолго ли вас хватит.

Творчество
– это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не
существовавшее.


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРНЕТ УРОК

Важнейшими
механизмами творческой деятельности являются: комбинирование уже имеющихся
знаний; воображение, тое есть способность создавать новые чувственные или мыслительные
образы; фантазия, которая характеризуется яркостью и необычностью создаваемых
представлений и образов; интуиция – знание, способы получения которого не
осознаются.

Создавая
что-либо, человек вкладывает в это «свою душу», поэтому каждое новое творение
по-своему уникально. В науке творчество способствует появлению открытий и
изобретений, в искусстве – новых произведений. В процессе творчества не только
создаются материальные и духовные ценности, но и происходит самоутверждение и
самосовершенствование человека.

В
каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется
особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей.
Все виды деятельности существуют во взаимодействии друг с другом, что
обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

В конце нашего занятия попробуйте
ответить на следующие вопросы.

1. Что
такое деятельность?

2. Назовите
и охарактеризуйте основные формы человеческой деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *