Публикация «Театрализованное представление „Дети Войны“» размещена в разделах
1. Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; сохранить память о героях, погибших в Великой Отечественной войне. Рассказать о роли детей в годы войны. Показать памятники детям – войны в разных городах России;
2. Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру. Развивать интерес и уважение дошкольников к героическим событиям прошлого, боевой славе ветеранов;
3. Воспитывать в детях чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам. Воспитывать доброжелательность, дружелюбие.
1)Выход детей с танцем «За четыре дня до войны»
2)Выходят «папа» и «мама».(звучит печальная музыка)
Я ухожу на фронт, все ложится на твои плечи. Береги детей. (утирает слезы «маме»)Не плачь. Вот победим фашистов и я вернусь к тебе и детям.
Мама под руку провожает «папу» за кулисы.
Выходят дети с мягкими игрушками. Ложатся на пол и «спят»
Слышится немецкая речь и голос «Мамы»
Отпустите меня! У меня дети. Мне надо о них заботится(слышны выстрелы. Крик «Мамы») Прощайте! Помните нас!
Раздаются гул самолетов, взрывы. Дети просыпаются, оглядываются, встают, медленно ходят в разные стороны, спрашивают друг у друга, не видели ли они маму. Поворачиваются к зрителям, замирают на месте. Выбегает девочка, вытягивает руки, кричит.
Мама! Мамочка! Где ты? Мама, мне страшно!
Дети войны. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности.
Сценка «Дети войны»
«И никто с начала мира
Не видал такого пира
И я там был, мед пиво пил,
Да усы лишь обмочил».
«Полина, я тоже есть хочу. (начинает плакать)
Мальчик : «А ты?»
«А я уже большая, ведь мне 7 лет.
Буду терпеть. Ведь сейчас, Вова, война!»
«На тебе половину. (отламывает кусочек хлеба)
Я больше не буду плакать, я тоже буду терпеть.
Четыре года было мне
В тот страшный день и час,
Когда в июньской тишине
Он шел убить всех нас.
Он шел, сжигая города,
И трудно виделось тогда
Года немыслимых атак
Еще пройти суметь!
Исполняется танец «Дети Войны»
После исполнения остаются на месте. Выходят дети. Встают на свободные места.
Мы дети войны. Нам с пелёнок досталось
Познать беспределы невзгод.
Был голод. Был холод. Ночами не спалось.
От гари чернел небосвод.
Себе прибавляли мальчишечки годы,
Чтоб их отправляли на фронт.
И не было это влиянием моды.
Кому-то родным стал завод.
Станки малолетки, как крепости брали,
На цыпочки встав во весь рост.
И навыки взрослых они обретали.
Со всех одинаков был спрос.
А в голод спасала лишь корочка хлеба,
Очистки картофеля, жмых.
И падали бомбы на головы с неба,
Не всех оставляя в живых.
Исполняется песня «Солнечный круг»
Уходят за кулисы. Остаются 4 мальчика
Марат Казей: Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости.
Валя Котик:Марат, пойдём, попьём чайку горячего.
Лёня Голиков : Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше.
А ты, Валька, молодец. Тебе всего 11 лет, а первый из ребят получил разряд! Стал настоящим механиком швейных машин.
Валя Котик: Ладно, Лёня, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, (мечтательно)завтра мы получим настоящую военную одежду.
Марат Казей: Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.
Валя Котик: Конечно, я и на фронт ещё сбегу.
Леня Голиков: А может сейчас сбежим, к партизанам? Им очень нужна наша помощь!
Мальчики встают парами в 2 колонны. Маршируют по залу.
Выходят 6 детей. Встают по 3 человека по краям.
Исполняется песня «Мальчишки военной поры»
Во время исполнения песни мальчики по одному уходят за кулисы.
К концу второго куплета выходят «партизаны»-привал (с краю середины зала)
(3 мальчика, 1 девочка-медсестра (перевязывает раненного солдата)
Исполняется песня «Эх дороги»
К партизанам выходит Валя Котик.
Ты чей будешь, постреленок?
Валя: Я Валентин Котик! Примите меня в свой отряд, я тоже хочу воевать за свою Родину!
2 солдат: Ишь какой шустрый! Тебя мамка, наверное обыскалась уже!
Валя: (опустив глаза и тихо произнося) Дома мамка осталась.
1 солдат: Ну что же, Валентин, оставайся. Нам в военном деле очень нужны помощники.
Солдаты одевают Вале гимнастерку. Садятся у костра.
Выходят дети, читают стихи.
О нашем Валентине
Поём мы песню снова,
Поём о верном сыне
Он в огненные годы
В тылу врага сражался,
С друзьями шёл в походы
И смерти не боялся.
Он был связным в отряде,
Метал гранаты метко.
Лежал не раз в засаде,
Ходил не раз в разведку.
Он рыл в лесу окопы,
В метельном стыл болоте.
Прокладывал он тропы
Товарищам по роте.
По вражьим офицерам
Стрелял он из нагана.
Для всех была примером
Слышится гул самолетов. Взрывы. Идет бой.
1 солдат (кричит):
Солдаты, в бой! Валентин, спасай всех детей из деревни, пока их фашисты не увезли в концлагерь!
Валя убегает за кулисы.
1 солдат стреляет из автомата в самолеты. 2-ой солдат стреляет лёжа. Раненный солдат пытается бежать, но в это время получает ранение и падает. Медсестра по пластунски подползает к нему и устаскивает волоком за кулисы. В это время вбегает Валя с 3-4 детьми. Дети отбегают к краю зала, садятся на корточки и жмутся друг к другу. Солдаты убегают за кулисы.
Валя берет гранату и размахивается ею. Но в это время получает смертельное ранение в сердце. Падает на колени. Подбегают дети. Поднимают Валю и закрывают его своими спинами, становясь в круг. Валя, стоя в кругу, поднимает гранату. Все замирает. Тишина.
Звучит музыка «Журавли».
Двое детей медленно подходят к памятнику и снимают с него материю.
Под ту же мелодию выходят 5-6 девочек с большими цветами в костюмах журавлей. Раскладывают цветы по краю зала (полукругом) и уходят.
Выходит «Мама» и «дочка» с цветами. Медленно обходят большие цветы. Подходят к памятнику. Ложат цветы около «Вечного огня». Встают рядом с памятником.
Выходят друг за другом дети, держа в одной руке игрушку, а в другой портрет («Бессмертный полк», показывая его зрителям. Обходят цветы, ставят портреты около памятника и встают на свои места.
Ведущий: Во время Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ – дети.
Исполняется песня «Не отнимайте Солнце у детей»
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
Дети войны игрушек не знали,
Книг не читали, прожить не могли.
Многих спасли, но другие пропали:
Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной!
Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались., выжили., смогли!
В этот день и горестный, и светлый,
Поклониться от души должны
Мы живым и недожившим детям
Той большой и праведной войны!
Мира вам, здоровья, долголетья,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберет война!
Исполняется танец с игрушками «Детство»
После исполнения танца дети встают на свои места и по очереди
(с 4-го по 1-ый ряд)кладут игрушки около памятника и уходят.
Сценарий , посвящённый 75-летию Победы
«В те дни мы в войну не играли-
Мы просто дышали войной»
Воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.
• Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; сохранить память о героях, погибших в Великой Отечественной войне.
Сценарий музыкально-театрализованной композиции “Дети войны”
Сценарий «Дети войны», посвящен Дню Победы. Материал рекомендован для учащихся начальной школы.
Цель:
Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения.
Этот праздник – один из самых торжественных. Дети должны понимать и помнить, какой нелёгкой ценой была завоёвана победа. Созданию нужного эмоционального настроя содействует музыкальное сопровождение, слайды.
познакомить детей с историей Великой Отечественной Войны;
воспитывать чувства патриотизма и нравственности у подрастающего поколения;
развивать интерес и уважения к истории и культуре своей страны.
Оборудование:проектор, экран, фонограммы песен.
Форма проведения: Музыкально-театрализованная композиция
Участники:учащиеся 2,3 классов
Место проведения: актовый зал школы
Голос за кадром:
А мы не стали памяти перечить
И, вспомнив дни далёкие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская игра.
Своих детей для жизни сберегла.
Года идут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И, пусть мы были маленькие очень,
Мы тоже победили в той войне.
• Э Григ «Последняя весна»
Танец «Верните память»
(звучит голос Ю. Б. Левитана «Объявление о начале войны»).
Ведущий: Рано утром 22 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и сёла нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолёты с бомбами. Немецко-фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. И вчерашние школьники-выпускники – сегодня взяли в руки оружие и встали на защиту нашей Родины.
Ведущий: Так, закончилось их детство. Долгие 4 года длилась эта кровопролитная война, за это время погибло огромное количество не только солдат, но и мирных жителей. Сегодня мы представим только одну трагическую страницу войны -война и дети. (слайд)
Ведущий: Представьте себе беззаботную жизнь таких же ребят как Вы. Каникулы. Лето. Тепло. И вдруг –война. ( Слайды)
Ведущий: Враг вначале войны наступал стремительно. Шла спешная эвакуация. Срочно вывозилось оборудование заводов, чтобы оно не досталось врагу. Вывозили взрослых и детей. Эвакуация была столь поспешной. что детей вывозили отдельно вместе со своими садиками, пионерскими лагерями, где они когда –то отдыхали.
Многие семьи оказались раскиданными по разным концам страны.
Ведущий:Однако, не всем удалось покинуть родные края до прихода врага. Многие остались на захваченных врагом землях. Война принесла горе, разруху, голод, страх. ( Слайды)
Ведущий: Особо, трагична судьба детей, которых угоняли, как и взрослых на территорию Германии. Многие из них погибли в концлагерях. ( Это территория, огороженная колючей проволокой, внутри которой находились бараки для жилья. Через каждые 100 метров стояли сторожевые вышки с часовыми наверху, лагерь охранялся днем и ночью освещался светом прожекторов.
(музыкальное сопровождение –Реквием Моцарта.)
Ведущий: Сбежать оттуда было невозможно, так как у немцев были собаки, натасканные на поиск заключенных. Пойманных, жестоко наказывали: устраивали публичные порки, а затем казнили, чтобы никто не осмеливался бежать.
Ученица 2-го класса:
Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
Ведущий: Очень много можно рассказать о жизни детей в тылу во время ВОВ. Дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах. Тысячи тонн черного и цветного металлолома собрали пионеры и школьники в дни отечественной войны. Одно слово ―фронт‖ вдохновляет ребят. В школьных мастерских с большой любовью и тщательно они изготавливают различные детали для мин и другие орудия. ( Слайд на заводе)
Ученик 2-го класса:
Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла –
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих директор завода,
А было рабочим всего по четырнадцать лет.
Ведущий: Школьники военных лет зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи и одежду для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка: «Господи!» –
До чего же артисты маленькие.
Мы шагаем палатами длинными.
Мы почти растворяемся в них
С балалайками, с мандолинами
И с большими пачками книг.
«Что в программе?»
В программе — чтение,
Пара песен военных, правильных.
Мы в палату тяжелораненых
Входим с трепетом и почтением.
Абрикосов Гришка отчаянно:
«Объявляю начало концерта!»
Исполнение военной песни под баян.
Ведущий: Мы с вами знаем о героической обороне города Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны город находился в блокаде 900 дней и ночей. (слайды)
Немало жизней спасли 10-12 летние мальчишки и девчонки. Дети и подростки работали наравне со взрослыми, обучались тушить сброшенные бомбы.
Ведущий: Ленинградская школьница Таня Савичева в условиях блокады вела в дневнике краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники: бабушка, брат, мать, дядя.
Эта тонкая тетрадка стоит многих толстых книг,
Пионерка – Ленинградка, потрясает твой дневник!
Таня Савичева, Таня, ты в сердцах у нас жива.
Затаив на миг дыханье, слышит мир твои слова.
Я из блокады и войны,
Я в ней жила, я помню все –
Какой была моя блокада.
«Женя умерла 28 декабря в 12 ч. утра 1942г.
Бабушка умерла 25 декабря в 3 ч. дня 1942г.
Лека умер 17 марта в 8 ч утра 1943г.
Дядя Вася умер 17 апреля в 12 ч дня 1943г.
Дядя Леша умер 10 марта в 4 ч дня 1943г.
Мама умерла 13 мая в 7 ч 30 мин. утра 1943г.»
Будьте бдительны, люди.
Люди, вслушайтесь в дневник-
В нем звучит сильней орудий,
Тот безмолвный детский крик:
Ведущий:«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
27 января 1944 блокада окончательно была снята. Пережить то, что довелось пережить жителям блокадного Ленинграда, — это настоящий подвиг. Об этом необходимо помнить всем нам. И рассказать последующим поколениям. Люди обязаны хранить вечную память о той страшной войне со всеми ее ужасами – чтобы она никогда не повторилась.
Фонограмма «Звон колокола»
Ведущий: Во Второй мировой войне погибло 13 миллионов детей. За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза.7000 удостоены звания Героя Советского Союза. ( Слайд11 дети –герои)
Ученики 2-го класса:
1-Дети войны и веет холодом,
Дети войны и пахнет голодом,
Дети войны и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы.
2-Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
3- Их кровь алеет на плацах маками,
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны – боль отчаяния!
И сколько надо им минут молчания!
Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете.
И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война!
Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов, павших тогда,
Да не будет войны на планете
Хором: Никогда! Никогда! Никогда!
Мы все хотим мира на земле. Мир – это Земля, мир – это люди, мир – это дети. Мир – это спокойная и радостная жизнь. Мир нужен всем! А символ мира – это голубь. Давайте сегодня выпустим наших голубей в небо.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/405975-scenarij-muzykalno-teatralizovannoj-kompozici
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Публикация «Сценарий „Дети войны“, посвящённый 75-летию Победы» размещена в разделах
• Рассказать о роли детей в годы войны.
• Показать памятники детям – войны в разных городах России.
• Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.
• Развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого, боевой славе ветеранов.
• Формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам.
• Воспитывать доброжелательность, дружелюбие.
Форма проведения: классный час.
Планируемые результаты: учащиеся смогут существенно пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны, узнают о роли детей во время Великой Отечественной войны.
Возрастная категория: 1 – 4 классы.
Клип «Май. Весна»
Приближается серьёзный праздник 9 Мая – День Победы. Этот праздник и весёлый и грустный. Весёлый, потому что все мы живём в мирной стране, светит солнце, все люди радуются, счастливы, а всё это благодаря нашим прабабушкам, прадедушкам. Ведь они смогли победить в Великой Отечественной войне и прогнать с нашей земли страшного и злого врага. Грустно, потому что в этой страшной войне погибло много людей и в этот день мы вспоминаем всех погибших и выживших в той кровавой войне. Какое это было время? И как это произошло 75лет назад? Смотрите и слушайте.
У войны нет лица, но на этих фотографиях она оставила отпечаток на самых юных и красивых лицах.
Ребята, в этом 2020 г. наша страна будет отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Вы, родились и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками, но Великая Отечественная война 1941- 1945гг., навязанная германским фашизмом, стала для нашей страны небывалым по своей жестокости испытанием.
Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети. Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.
Звучит мелодия из произведений немецкого композитора Р. Вагнера «Шелест леса».
Казалось, было холодно цветам
И от росы они едва поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок в росинках весь к цветку приник.
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось?
На сцене играют дети (5 детей, дети играют в мяч, девочка играют с куклами, мальчики – с машинками.) Потом слышится тихий гул самолета, слышатся разрывы бомб. Дети, застыв, замирают и смотрят в небо.
«Взрывы бомб и гул самолётов»
Девочка спрашивает :
Почему люди все на свете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер,
Неужели пришла беда?
Раздаётся ещё один взрыв и дети разворачиваются спиной к зрителям. Одна девочка из этой группы медленно встаёт и читает.
Девочка – чтец:
«Я родом из детства»
Кто-то родом из детства. Я — из войны,
Из блокадного бедствия, из его глубины.
Влюблена была в небо, но небо меня
Обмануло нелепо. Среди белого дня
С неба падали бомбы, разрушали дома.
Поднялась из обломков, как — не знаю сама.
А друзья не успели. Мне жалко друзей.
Были родом из детства все друзья у меня,
Не могу я согреться без них у огня.
Дети встают, поворачиваясь по одному:
-Мы могли стать поэтами,
– (хором) или просто родителями.
О войне написано немало повестей, рассказов, песен и стихов, книг.
Но, пожалуй, никогда не наступит время, когда можно будет сказать, достаточно, все уже сказано. Всего сказать не удастся никогда.
Многих, прошедших через все испытания войны, нет среди нас. Тем весомее и дороже живая память тех, кто выстоял в той войне. Среди них дети войны.
Какими они были, солдаты 1941 года?
Грянул 41 год, ударил огнем,
Подпоясал мальчишек солдатским ремнем,
А им бы еще петь, любить и быть любимыми.
Но судьба распорядилась иначе.
Еще вас не знает страна.
Стоит на пороге война.
Какими вы юными были,
Красивыми были – когда
Часы еще те не пробили,
Но рядом стояла беда!
Звучит песня «До свидания, мальчики»
БАЛЛАДА О ДЕТЯХ ВОЙНЫ.
1. Мы дети войны. Нам с пелёнок досталось
2. Себе прибавляли мальчишечки годы,
3. Станки малолетки, как крепости брали,
4. Исхожено много дорог километров.
Истрачено нервов и сил.
Нам выли вдогонку сирены и ветры.
Фашист нас, как зверя, травил.
5. Кровь брали фашисты из тоненьких венок,
Спасая немецких солдат.
Мишенью детишки стояли у стенок.
Злодейства вершился обряд.
6. А в голод спасала лишь корочка хлеба,
7. Нам, детям войны, много горя досталось.
Победа наградой была.
И летопись лет страшных в память вписалась.
Боль отклик у Эха нашла.
Война застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки.
Они просто жили. Но за эту жизнь им пришлось заплатить слишком дорогую цену.
Ой, Мишка, как же страшно мне!
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
“Кусочек хлеба- это очень мало,
Но крошечка достанется тебе. ”
Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля.
“Была семья, был дом. Теперь остались
Совсем одни на свете – ты и я. ”
. А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом.
“Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят. ”
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне.
И выбежала из дому девчонка:
“Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне. ”
. Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна.
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?
Презентация “Дети войны”
Война и дети. Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети рождаются для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает. И об этом наш следующий репортаж.
Две сестры бежали от войны –
Вот чуть-чуть еще, и спасены,
За холмом свои, а значит – воля.
Но рванула мина, сея смерть
Позади идущих дымно, гадко.
И один осколок долетел
И ударил младшей под лопатку.
Словно скрыть хотел преступный след
Миллиграмм горячего металла –
Ватник цел, и крови тоже нет,
Только сердце биться перестало.
Старшая сказала: «Хватит, Кать,
Ведь и мне приходится несладко.
Ручку дай, пора уже вставать,
Час еще, и будет все в порядке».
Но, увидев Катин взгляд пустой,
Света на мгновение застыла,
И, котомку выбросив с едой,
На плечо сестру свою взвалила.
И откуда силы в ней взялись,
Лишь когда увидела своих,
Пошатнулась и на снег упала.
Подошла к детишкам медсестра,
Маленькую Катю осмотрела
Света сразу в голос заревела.
«Нет, не надо, – разносился крик,-
Люди, люди, разве так бывает?
Почему так много в мире зла?
Медсестра за плечи увела
С поля восьмилетнюю старушку.
Ну, а Катю на руки поднял
Пожилой солдат из третьей роты.
«Внученька, – он только лишь сказал,-
Как же я тебя не уберег-то?».
В небесах закаты жгут костры,
И ветра свои роняют вздохи,
Словно тихо плачут две сестры –
Искорки безжалостной эпохи.
В конце августа немецкие войска подступили к Ленинграду, взять город штурмом не удалось и тогда, было принято решение: выдержка из секретного документа: «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта.
Фашисты решили блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй.
8 сентября 1941 года для жителей Ленинграда началось нелегкое время. Блокада, длившаяся 900 мучительных дней с постоянными бомбежками и артобстрелами. Невозможно передать словами трагизм тех, кто жил без света, тепла и пищи. Он пробуждает в умах миллионов людей жуткие картины всеобщего голода и ужаса бомбежек.
Израненный, измученный, но не сдававшийся Ленинград жил, сражался, работал и творил. Мало кто знает, что в блокадном Ленинграде оставалось около 400 тысяч детей. Горожане, дошкольные работники и медсёстры, учителя, врачи, бойцы, сандружинницы, водители на «Дороге Жизни» и многие другие делали всё возможное и невозможное, чтобы спасти детей в осаждённом Ленинграде
В музее Ленинградского педагогического училища № 5 за стеклом бережно хранится старый, потертый, безусый кот, сшитый из тряпок. Что за честь выпала коту?
Страданий тех, блокадных, горьких дней.
Он сшит по просьбе маленьких детей,
Войной цинично радости лишённых.
Они его Мурлыкою назвали
И с ним играли, бережно храня,
И как живому, крошку от себя
От пайки хлеба скушать предлагали.
По очереди с каждым малышом он спал,
Счастливцу песни пел, как будто бы живой,
Что скоро возвратиться к маме он домой.
Зимой сорок третьего года в одном из детских садов осажденного Ленинграда малыши упросили воспитательницу Валентину Михайловну Козловскую сшить им Кота. Детям было уже по тpи – четыpе года, но некоторые из ребятишек никогда не видели живую кошку,но когда выла сирена, малыши в первую очередь заботились о Коте «Мурлыке» так они его называли. В бомбоубежище его доверяли нести самым храбрым или самым слабым.
Дети блокады. Они не принимали непосредственного участия в обороне города, но то, что они рождались, росли, плакали и смеялись с удвоенной силой крепило веpу ленинградцев в Победу. А в том, что она придет, не сомневались даже те, кто едва научился держать в руке карандаш — чтобы рисовать Победу.
Практически всё мужчины ушли на фронт. Но для фронта нужны были вооружение, одежда, еда. И на заводах, где раньше работали мужчины, у станков встали женщины и подростки. Часто были ещё недостаточного роста, чтобы достать до станков, и тогда им подставляли ящики под ноги. Подростки работали много часов наравне с взрослыми, и часть из них не уходила домой, а спали рядом со станками.
На поля, где надо было выращивать хлеб, тоже вышли женщины и дети, и трудились с рассвета до темноты. Школьники военных лет зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи и одежду для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях, брались за любую посильную работу.
Ей пятнадцати нет. Девчонка.
Невысока и очень худа.
По прозванию Нюрка-беда.
В зной и в слякоть, в метель со стужей
С сумкой кожаной наперевес
Разнести Нюрке почту нужно
По пяти деревенькам окрест.
Дома двое младших братишек,
Мать болеет почти уж год.
Слава Богу, отец с фронта пишет –
Ждут и верят, что он придет.
Он придет, и все будет как прежде,
Как в далеком-далеком вчера.
И опять на работу пора.
Ребятишкам – картошка в печке,
Ей с утра – с сумкой наперевес.
В деревнях – старики да дети,
Бабы – в поле, то сеют, то жнут.
Почтальонку вдали приметят
И с сердечной тревогой ждут.
Треугольник – живой! Удача!
Коли серый казенный конверт –
Защемит у девчонки сердчишко
Тяжела эта сумка слишком,
Если там от беды привет.
Вести черные – похоронки,
Горя горького череда.
Без вины дали имя – Беда.
Дети и война – понятия несовместимые. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной.
Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Как это ужасно, когда рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются осколки снарядов на крошки, на пыль – дома, и горят детские кроватки. Многие спросят: «Что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети войны?» Много.
Мы – маленькие очевидцы,
Последние из могикан,
Нам до сих пор тревога снится,
И до сих пор отбой не дан.
Из теплой, полной снов постели,
Из комнат, где цвели цветы,
В бомбоубежища и щели
Мы ночью с бабушками шли.
Его я узнал не из книжки
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышки
К нам в детство ворвалась она,
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной,
В те дни мы в войну не играли,
Мы просто дышали войной.
Дети войны – и веет холодом,
Дети войны – и пахнет голодом,
Дети войны – и дыбом волосы:
Те дети, кто не погиб на войне, от бомбёжек или голода, погибали в лагерях. Дахау, Освенцим, Саласпилс.
Последний – самый страшный из них, потому что в нём был детский лагерь смерти. Дети становились подопытным материалом, из них выкачивали кровь.
Не щадили никого. Несмотря на зимнюю стужу, привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал ещё 12-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по пять-шесть суток. Об этом наш рассказ.
Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг белела мгла.
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели всем раздеться,
Потом ко рву всем стать спиной,
Но вдруг раздался голос детский.
Наивный, тихий и живой:
«Чулочки тоже снять мне дядя?» –
Не упрекая, не грозя
Смотрели, словно в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
Но смятением на миг эсэсовец объят.
Рука сама собой в мгновенье
Вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим,
Проснулась в ужасе душа.
Нет! Он застрелить ее не может,
Но дал он очередь спеша.
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат! Что если б дочка
Твоя вот так же здесь легла?
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей!
Ты – Человек, не просто немец!
Но ты ведь зверь среди людей!
К заре, не поднимая глаз.
Впервые может эта дума
В мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд светился синий,
И всюду слышалось опять
И не забудется поныне:
«Чулочки, дядя, тоже снять?»
Тем кто выжил, пришлось пережить смерть близких людей, голод, холод, страх. Страх того, что ты остался один на всем белом свете, страх того, что твоя жизнь может закончиться в любой момент, так и не начавшись.
Крест-накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе,
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе.
Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу – прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел.
В нетопленной, разбитой бане
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!
Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза.
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Он знал, что где-то недалече,
Выть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.
И он, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса,
Расскажет все, на что глядели
Его недетские глаза.
С войной пришёл голод, все, в том числе и дети, собирали на полях колоски, остатки картофеля, капустные кочерыжки. Нередко ели хлеб из очисток картофеля.
Мы слез тогда уж не лили,
Мы знали вкус полынь-травы.
И с вами всю беду делили,
Как с нами хлеб делили вы.
Но что же, мы зато узнали,
Что значит выжить в трудный год,
Что значит – Родина за нами
И что такое наш народ.
(Сестра, кутаясь в шаль, играет с куклой.)
Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет?
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
(Брат ремонтирует табуретку.)
А разве я есть не хочу?
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко.
А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!
Опять ты о еде заговорила,
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
А вот и мамины шаги слышны.
Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей.
Родные! Я в дом радость принесла!
Объявлено -закончилась война! (звучит песня «День Победы»)
Прогнали мы фашистов навсегда!
И скоро будет в доме вся еда,
Которая бывала до войны.
И про которую теперь глядим мы сны!
Ура! вернётся папа к нам домой!
И снова в школу мы пойдём с тобой.
Детям военных лет трудно давалась учёба. Не хватало учебников. Ручками служили куриные и гусиные перья, писали на страницах старых книг и газет. У большинства семей не было даже керосиновых ламп, вечером дети готовили уроки у печей или использовали самодельные фитили. Некоторые школы и вовсе были закрыты.
В классе очень холодно,
На перо дышу,
И пишу, пишу.
Первое склонение —
Женский род на «а»,
Сразу, без сомнения,
Вывожу — «война».
Что всего существенней
Нынче для страны?
В падеже родительном:
Нет — чего?— «войны».
Шлю «войне» проклятия,
Помню лишь «войну».
Может, для примера мне
Но «войною» меряем
Нынче жизнь и смерть,
Получу «отлично» я —
Это тоже месть.
Я недавно смотрела старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить:
– Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить?
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров.
А мечта – до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.
«Хотим под мирным небом жить!» Н. Найденова
По-разному зовутся дети, –
Нас очень много на планете.
Есть Вани, Гансы, Джоны, –
Детей повсюду миллионы!
Для нас – все лучшее на свете!
Нужны нам яркие игрушки –
И Буратино, и Петрушки.
Нужны нам книжки, песни, пляски
И увлекательные сказки.
Бассейны, горки, турники,
Сады, фонтаны, цветники.
Пусть всюду светлый детский сад
Встречает радостно ребят.
Пусть всем, везде хватает школ,
Чтоб каждый утром в школу шел!
Хотим мы вырасти врачами,
Учителями, и артистами,
И летчиками, и связистами!
Хотим под мирным небом жить,
И радоваться, и дружить,
Хотим, чтоб всюду на планете
Войны совсем не знали дети.
Сегодня мы говорили о детях – героях. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну: они показывали храбрость и мужество и погибали по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». В советское время о детях-героях писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы. Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей! Мы гордимся теми, кто сохранил нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего.
Пусть дети повсюду встречают рассвет
Улыбкою ясной, спокойной.
Давайте же скажем все вместе – нет!
Нет, нет, нет!
Нет – грабительским войнам.
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь, –
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Ученики читают и рисуют (на плакате)по очереди:
– Я нарисую яркое солнце!
– Я нарисую синее небо!
– Я нарисую свет в оконце!
– Я нарисую колосья хлеба!
– Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.
Дети исполняют песню «Солнечный круг»
Сценарий праздника “Дети войны”
учитель начальных классов
Сценарий мероприятия посвящен Дню Победы и рассчитан на начальные классы малокомплектной школы. В сценарии используются видео материалы времен войны, литературный и музыкальный материал, а также презентация.
Цель и задачи:
Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье;
Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «детство» и «война»;
Обучать выразительному чтению;
Способствовать воспитанию в духе добра и милосердия, сострадания и уважения к человеческой личности.
Звучит «Реквием» Моцарта
На экране надпись:
Ведущий (Елена Михайловна)
Война –такое маленькое слово Но сколько бед оно в себе таит.
Война – страшнее нету слова .
Ведь никого она не пощадит.
Впрочем, это было так давно,
Может быть, увидено в кино,
Ведущий Нет, это все не выдумано и не вычитано. Ведь сегодня среди нас живут пожилые люди, которым в годы войны было 8-12 лет, и они наравне со взрослыми работали на полях и фермах, воевали в партизанских лесах и на линии фронта, приближая долгожданную Победу над фашистской Германией. « Дети войны» – так сегодня их называют.
Читают учащиеся 2 класса
Звучит песня «Дети войны»
На экране видеоролик «Дети войны»
Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые, мужчины и женщины, уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих детей, отцов и матерей. Дома же оставались в основном старики и дети.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Стихи читают учащиеся 4 класса
Война прошлась по детским судьбам грозно, Всем было трудно, трудно для страны, Но детство изувечено серьёзно: Страдали тяжко дети от войны.
Нужны были и смелость и отвага, чтоб жить под оккупацией врага, Всегда страдать от голода и страха, Прошла где неприятеля нога.
В тылу страны нелёгким было детство, Одежды не хватало и еды, Страдали от войны все повсеместно, Хватило детям горя и беды.
Война. Страшней нет ничего на свете, «Для фронта всё!» — девиз страны таков, Трудились все: и взрослые, и дети В полях и у мартенов, у станков.
Дети военной поры могут рассказать много: как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года. Как в 10-12 лет, встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они получали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что в это трудно было поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.
Свидетели войны: (учащиеся 3 класса)
Олег Ш Нас было восемь человек, нас всех убили: Я- самый старший, мне 12 было, Максимке только шесть, он самый малый, Мы помогали нашим партизанам.
А нас собрали всем селом у церкви, Хотели, чтоб мы выдали подполье. Со мною мать была с сестренкой Олей, Ей годик был, мы все боялись смерти. Но не было предателей средь нас, И нас сожгли, закрывши в церкви.
И нас угнали, но не стали В страну чужую отправлять, Мы кровь свою фашистам раненым давали, А как кончалась – нас бросали умирать. Еще стоят в ушах людские крики, стоны, Когда нас в газокамере душили. Еще перед глазами скелетов тонны, Фашисты голодом нас заморили.
Дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: выращивали зеленый лук для госпиталей, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, сборе лекарственных растений для госпиталей и фронта, в сельскохозяйственных работах. Тысячи тонн черного и цветного металлолома собрали пионеры и школьники в дни Отечественной войны. Одно слово “фронт” вдохновляло ребят. По призыву школьницы Ады Занегиной по стране шел сбор денег на строительство танка «Малютка». Она написала редактору газеты. Это письмо вызвало отклик у тысяч ребят. Удалось собрать 179 тысяч рублей. Так был построен танк «Малютка», водителем которого был танкист-орденоносец Екатерина Петлюк.
И в то же время дети продолжали учиться.
Учились при свете коптилок,
Писали меж строчек газет, И чёрного хлеба кусочек
Был слаще заморских конфет.
Погибали дети в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде. Что чувствовали и переживали дети? Они могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Когда началась блокада, в Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей. Юным ленинградцам пришлось нести свою долю тягот и бедствий блокадного Ленинграда. Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками взрослым. Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках. И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою пайку хлеба младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи — медалями «За оборону Ленинграда».
Звучит песня «Ленинградцы»
9 мая многонациональный народ нашей страны отмечает одну из величайших и славных дат своей истории -Победа в Великой Отечественной войне. Для нас, россиян, этот день является воистину святым и светлым праздником. В этот день Отечество наше чествует воинов-победителей, славит мужество и отвагу своих сынов и дочерей, каждого, кто сделал все, чтобы пришла весна Победы сорок пятого. А среди них и те, кого называют «детьми войны».
Тринадцать миллионов детских жизней Сгорело в адском пламени войны. Их смех фонтанов радости не брызнет На мирное цветение весны.
Им скорбный монумент воздвигнут в Польше, А в Ленинграде – каменный Цветок, Чтоб в памяти людей остался дольше Прошедших войн трагический итог.
Тринадцать миллионов детских жизней — Кровавый след коричневой чумы. Их мертвые глазёнки с укоризной Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Из пепла Бухенвальда и Хатыни, Из бликов пискаревского огня: «Неужто память жгучая остынет? Неужто люди мир не сохранят?»
Выходят первоклассники, в руках у них рисунки
-Я нарисую яркое солнце! -Я нарисую синее небо! -Я нарисую свет в оконце! -Я нарисую колосья хлеба! -Мы нарисуем осенние листья, -Школу, ручей, друзей беспокойных. – И зачеркнем нашей общей кистью Выстрелы, взрывы, огонь и войны!
Поднимите рисунки выше, Чтобы все их увидеть могли, Чтобы всем был сегодня слышен Голос юных граждан Земли!
Играют дети всей земли в войну, Но разве о войне мечтают дети? Пусть только смех взрывает тишину На радостной безоблачной планете!
Над вьюгами и стужами седыми Вновь торжествует юная весна И как огонь с водой Несовместимы, Несовместимы Дети и война!
Чтоб без войны все в мире жить могли, Пусть льдины злобы и вражды растают! Дружить давайте, дети всей земли! Пусть наша дружба с нами вырастает!
Да не будет войны на, планете,
Все дети Никогда! Никогда! Никогда!
В далеком, тревожном военном году, Под гром батарей у страны на виду. Стояли со взрослыми рядом Мальчишки у стен Ленинграда.
На парте осталась раскрытой тетрадь Не выпало им дописать, дочитать, Когда навалились на город Фугасные бомбы и голод.
И мы никогда не забудем с тобой, Как наши ровесники приняли бой. Им было всего лишь двенадцать Но были они ленинградцы!
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/362897-scenarij-prazdnika-deti-vojny
Также вас может заинтересовать