Глава II. Человек в экономических отношениях
Деньги, их функции (продолжение)
При активном участии С. Ю. Витте были проведены реформы, укрепившие финансы и ускорившие развитие России. В 1897 г. он провёл денежную реформу. Основой денежной системы в стране стало золото. Устанавливался свободный обмен бумажных кредитных билетов на благородный металл. Золотое содержание каждого рубля составляло 0,77 г. Реформа укрепила доверие к российской валюте, ставшей одной из самых надёжных в мире.
Как ты думаешь, почему С. Ю. Витте считал прочную денежную систему важнейшим условием процветания страны?
С давних времён деньги способны выступать в роли сокровищ — так проявляется функция средства накопления. Хранить деньги можно где угодно: в банке, дома. Выбор за владельцем денег. Деньги как средство накопления позволяют осуществить различные планы. Герой повести Н. В. Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин мечтал о новой шинели, с приобретением которой он связывал важные изменения в своей жизни. Любой современный подросток мечтает о какой-нибудь вещи и даже нередко откладывает на её покупку деньги. В этом желании нет ничего дурного, особенно если деньги заработаны самостоятельно. Но иногда накопительство превращается в страсть, заменяет человеку реальную жизнь.
Накопление денег осуществляют не только граждане. Государство также имеет ресурсы в виде золота, драгоценных камней и тому подобных ценностей.
Деньги как всеобщее платёжное средство существуют и в международных связях. Это мировые деньги. С их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам и т. п. В прошлом мировые деньги выступали в виде золотых монет или слитков. Затем к ним добавились валюты различных стран (английский фунт стерлингов, американский доллар). На рубеже XX—XXI вв. появилась денежная единица евро, которую используют государства Европейского союза.
Возможность обмена валюты какой-либо страны на иностранную называется конвертируемостью.
Как изменялись деньги
Деньги в виде монет появились в VII в. до н. э. Они были изобретены независимо друг от друга китайцами и жителями Малой Азии — лидийцами. Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты (наставницы), при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме. Государственный штемпель на монете подтверждал вес и доброкачественность металла.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ
На Руси собственные металлические деньги появились в X—XI вв. 3латники и сребреники чеканили Владимир, Святополк и другие князья. Одновременно имели хождение арабские и западноевропейские монеты. Потом наступил так называемый «безмонетный период» — собственных монет в русских землях не делали. Во времена ордынского владычества имели хождение тенге, чеканившиеся в Орде. На Руси эти монеты называли денгой, откуда и произошёл сам термин «деньги». Во второй половине XIV в. в отдельных княжествах стали чеканить монеты, напоминавшие ордынские.
Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в XIII в. и обозначало слиток серебра, который отрубали от более крупного — гривны.
Копейкой стали называть общегосударственную российскую монету, введённую в обращение при Елене Глинской в 1530-х гг. Её название связывают с изображением всадника с копьём.
Какие события в истории России отразились на истории денежного обращения?
Какие чувства, переживания участников события изобразил художник? С какими функциями денег связаны последствия краха банка, о которых рассказывает автор картины?
: Товар и деньги.
Учитель истории и обществознания
МАОУ “СОШ № 109” г. Перми: Моргунов Е. М.
Целевая аудитория: 8 класс
: подвести учащихся к пониманию товара в обществе людей; роли денег как средства обращения, накопления и меры стоимости.
формирование следующих понятий: товар, его свойства, их функции. Познакомить с основным законом бизнеса.
Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы; работать в группах, работать с текстом учебника.
Способствовать воспитанию у учащихся умения свободно ориентироваться в условиях рыночной экономики.
Ожидаемые учебные результаты.
После изучения темы учащиеся должны:
– знать, что такое товар, и какими свойствами он обладает;
– понимать, какую роль выполняют деньги в человеческом обществе и каковы их функции;
– уметь пояснить основной закон бизнеса, иллюстрируя ответ конкретными примерами, знакомыми ученику из реальной жизни;
– раскрывать сущность таких понятий как товар, деньги, покупательная способность.
учебники, доска, мел, карточки.
Что такое товар, и какими свойствами он обладает?
Деньги и их функции.
а) деньги как средство обращения;
б) деньги как мера стоимости;
в) деньги как средство накопления.
3. Товарно-денежные отношения между людьми и их объединениями.
Тип урока: урок с элементами игровой деятельности.
В начале урока учащимся предлагается выбрать жетоны различных цветов (красного, желтого или зеленого). Учащиеся, у которых цвет жетона красный – работают отдельно, пока остальные учащиеся работают с учителем.
Повторение домашнего задания (5 мин.) Учащиеся, у которых желтые и зеленые жетоны:
3а. Работа ребят, у которых красные жетоны:
Вам необходимо в течение 8 минут подготовить презентацию товара, предложенного учителем (книга, ручка, крем для рук, салфетки и т.д.).
Изучение нового материала.
Учитель объявляет тему урока, записывает её на доске, формулирует цель и задачи урока, знакомит с планом урока:
– Наша задача на уроке: узнать, что такое товар, какими свойствами он обладает; понять какую роль выполняют деньги, каковы их функции, в чём суть бизнеса и торговли.
Организуя изучение новой темы, учитель предлагает ребятам прочитать слова, записанные на карточке и попытаться определить, какие из них могут рассматриваться как товар.
Работа с карточками
Учитель повторяет вопрос:
– Какие из этих слов могут рассматриваться как товар?
Выслушав выступления учеников, учитель просит пояснить, какие критерии были положены в основу отбора слов.
Дети вместе с учителем дают определение товару:
– Товар – продукт труда, произведённый для продажи.
Далее учащиеся получают другие карточки «Свойства товара» (карточки прилагаются).
Учащимся предлагается конкретизировать эти свойства товара на примере таких товаров, как телевизор или автомобиль. Необходимо пояснить, что в современном обществе большую роль играют услуги. Это особая деятельность, которая удовлетворяет наши потребности. Например, за деньги стоматолог, имеющий лицензию, предоставляет услуги – лечит зубы, а другой специалист – юрист – консультирует своего клиента по сложному вопросу.
Чтобы приобрести товар и получить услугу, необходимо заплатить деньги – мудрое изобретение человечества.
Учитель на доске чертит схему «Функции денег».
Учитель раздает распечатанные листочки, которые символизируют деньги учащимся с желтыми и зелеными жетонами.
С функциями денег тесно связано такое понятие как покупательная способность – количество товаров и услуг, которые мы можем купить на наши деньги.
С этим мы сталкиваемся на рынке, в магазинах.
Учитель предлагает познакомиться с основным законом бизнеса.
Товар и деньги в экономике связаны формулой: деньги – товар – деньги, которая записывается так: Д – Т – Д. Она выражает суть бизнеса и торговли.
Работа в группах.
Учитель делит класс на три группы.
Задание: учащиеся, которые подготавливали презентацию товара, презентуют свой товар, пытаясь его продать остальным. Все остальные должны определить, у кого они купят товар и отдать свои деньги, тому кто на их взгляд убедительнее предлагал товар.
Время – 15 мин.
Работа с вопросами:
1. Сколько денег заработал каждый из ребят?
2. Почему купили именно этот товар?
3. Какие качества выступающих помогли сделать выбор?
Вывод: товар и деньги тесно связаны между собой и связующее звено – человек, умение предложить товар с помощью общения.
Учащимся предлагается составить памятку: “Лучший продавец”, в которой им необходимо отметить необходимые качества человека. (5 мин)
Презентация памяток от каждой группы.
Учитель предлагает желающему от каждой группы реализовать и показать на примере действие своей памятки.
(Учащиеся приводят примеры из реальной жизни).
Учитель предлагает для обсуждения две проблемы:
Что будет, если в стране много денег, но мало товаров?
К чему может привести обратный процесс, когда денег мало, а товаров много?
Учащиеся знакомятся с таким понятием как:
инфляция – переполнение сферы обращения бумажными деньгами из-за чрезмерного их выпуска по сравнению с потребностями в действительных деньгах – золоте.
Инфляция выражается в обесценивании денег по отношению к золоту, сопровождается ростом цен и падением реальной зарплаты, а другая ситуация характеризуется девальвацией.
Подведение итогов урока, выставление оценок за урок.
Параграф 10, ответить на вопросы к параграфу. Подготовить материал, разъясняющий операцию «Д – Т – Д».
Что выполняло роль денег у древних славян? Какими были деньги в Древнерусском государстве?
Мнения семиклассников по вопросу о роли денег в нашей жизни разделились. Наташа утверждала, что деньги — это зло, потому что из-за них происходит немало бед и несчастий. Антон говорил, что деньги — это всё: тот, у кого они есть, может владеть чем угодно. А каково твоё мнение?
Как деньги стали деньгами
Мы знаем, что давным-давно люди меняли одни предметы на другие — это был натуральный обмен. Предположим, человеку требовался глиняный кувшин. У него был каменный нож, который он был готов обменять. Оставалось только встретиться с владельцем кувшина и договориться об обмене. Просто? Не тут-то было. Прежде всего необходимо было, чтобы владелец кувшина нуждался именно в каменном ноже, а не в чём-то другом. Со временем люди научились решать такую задачу — они догадались, что две сделки можно разделить во времени. Сначала можно нож обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар-посредник в данном случае выполняет роль эквивалента. Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определённом отношении другому товару.
В роли эквивалента у разных народов выступали меха, кожи, рис, редкие раковины, скот и др. Все названные богатства стали играть роль денег.
Постепенно роль эквивалента перешла к металлам меди, бронзе, позднее — к серебру и золоту. Металлы, особенно благородные, имеют относительно высокую собственную стоимость (по причине их небольшой распространённости и трудности добычи). Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений — ещё одно преимущество над недолговечными эквивалентами. Наконец, металлы делятся на части, что удобно при расчётах. С появлением денег покупка и продажа товаров стали осуществляться не сразу, а по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или в банке.
Почему металлы стали удобным эквивалентом товаров?
Функции денег
Принято выделять пять важнейших функций денег.
В функции меры стоимости деньги выступают каждый раз, когда приходится решать, сколько их нужно иметь, чтобы купить какой-либо товар. Цена — сумма денег, которая уплачивается при покупке товаров или услуг. До появления денег продавец и покупатель взвешивали зерно или отсчитывали ракушки, меховые шкурки и т. д. Деньги как средство измерения стоимости очень удобны. В самом деле, смотришь на ценник и понимаешь, что один товар дороже другого в два раза или на одну треть. Для этого не нужно даже раскладывать перед собой монеты или банкноты. Достаточно выразить цены в одних единицах. Товар А стоит 100 рублей, а товар Б — 10 рублей. Это значит, что на 100 рублей ты можешь купить 1 единицу товара А и 10 единиц товара Б.
Деньги как средство обращения пришли на смену бартеру. В отличие от меры стоимости товара тут деньги должны присутствовать реально, их необходимо передавать из рук в руки. Правда, в роли посредника при обмене деньги выступают мимолётно. Поэтому металлические деньги часто заменяются бумажными или кредитными. Например, чтобы купить нужный товар, можно использовать заменитель наличных денег — банковскую карточку.
Как средство платежа деньги используются при выплате заработной платы работникам, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и др. В этих случаях деньги опережают товары и услуги в их стремлении к взаимному обмену. Так, прежде чем мама пошлёт тебя в магазин за хлебом, она должна сначала получить деньги на работе, потом дать их тебе, а в магазине ты расплатишься этими деньгами за нужный семье товар. И в данном случае деньги часто выступают не в привычном виде монет или банкнот, а в виде заменителей.
«Деньги и их функции»
Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя не важно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют, не слуга, а служат.
Что получают в день зарплаты?
Что прячут в сундуках пираты?
За что конфеты продают?
Какое слово вышло тут?
Деньги и их функции
7 КЛАСС
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Л. Н. БОГОЛЮБОВ, Л. Ф. ИВАНОВА
«Обсудим вместе»
Деньги – это зло!
Деньги – это все!!!
Как
деньги
стали
деньгами?
Бартер
Первоначально люди
обходились обменом
товара на
товар – бартером.
Бартер-обмен одного
товара на другой без
помощи денег.
Деньги меняют обличье
Китайцы
Лидийцы
Деньги появились
в VII в. до н.э.
Китайская бронзовая монета
Лидийская монета
VIIв. до н.э.
В роли денег раковины, пушнина, скот, рисовые зерна
Раковины каури использовалась как деньги. Например, в области озера Чад раб оценивался в 20-30 раковин каури.
Деньги
Скот
Колёса
Мех
Ракушки каури
Зерна риса
Зерна какао
Соль
«Что было деньгами»
Как деньги стали деньгами
Копейка
Полушка
это универсальный товар
всеобщий эквивалент
(т.е. равноценное другому товару)
«Путешествие в прошлое»
Древнерусская деньга
Новгородский серебряный рубль (гривна)
Копейка с 1554г.
Как деньги стали деньгами
Мех
Кожа
Рис
Редкие раковины
«Путешествие в прошлое»
Ассигнации – бумажные деньги
Деньги
Деньги – покупательное и платежное средство, средство измерения, сохранения, накопления стоимости.
Основное свойство денег – воплощение стоимости товаров.
В роли денег металл – медь, бронза, серебро, золото
В чем преимущество металлических денег?
Во времена татаро-монгольского ига на Руси деньгами служили серебряные слитки – гривны.
За одну гривну давали 200 беличьих шкурок.
Для удобства при расчетах гривну стали рубить пополам – отсюда появилось слово рубль!
Функции денег:
Мера стоимости
Средство обращения
Средство платежа
Средство
накопления
Мировые деньги
Какую функцию выполняют деньги в следующих случаях :
Гамбургер стоит 45 рублей
Безработный получает пособие по безработице
Вы обмениваете рубли на доллары
За бутылку пепси-колы вы заплатили 25 рублей
Вы возвращаете долг своему приятелю
Вы хотите купить СД – плеер за 3 тыс. рублей, но не можете себе этого позволить, поскольку у вас ещё нет таких денег
Какую функцию выполняют деньги в следующих случаях :
У вас в кармане 50 рублей
Деньги зашиты в матрас
Вы покупаете золото, чтобы сберечь свои деньги от обесценивания
Родители покупают вам фотоаппарат и дарят на день рождения
Вы поступили в институт и вам выплачивают стипендию
Родители дарят вам на день рождения 500 рублей
«Жил на свете человек»
Витте Сергей Юльевич
(1849-1915гг)
Граф, российский государственный деятель.
1897г. Подготовил денежную реформу в России.
Укрепил денежную валюту России, ставшей одной из самых надежных в мире.
Разновидности денег
Наличные деньги
Безналичные деньги
банкноты
купюры
ассигнации
банковские билеты
металлические деньги
чеки
кредитные карточки
Электронные деньги
Деньги меняют обличье
Чек
Электронные карточки
Деньги меняют обличье
Электронные деньги
Аверс – лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал
Реверс – оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства.
Номинал – нарицательная стоимость монеты
Легенда – надписи на монете
Гурт – боковая поверхность монеты
Уголовный кодекс за изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка РФ (статья 186 УК РФ) предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет
Деньги – универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами
Вывод
Не в деньгах счастье!
«Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга»
Фрэнсис Бэкон
Деньги, их функции (окончание)
С появлением банков и развитием банковского дела металлические монеты стали постепенно заменяться бумажными банкнотами. Поначалу это были своеобразные расписки, которые банкиры выдавали клиентам при приёме на хранение определённого количества золота. Банковская расписка оказалась удобнее, чем золотые монеты. В России бумажные деньги стали выпускать с 1769 г., их называли ассигнациями.
Близкими по сути к банкнотам заменителями монет стали чеки. Банки выдавали своим вкладчикам чеки, карточки для оплаты услуг без использования наличных денег. Если продавцы услуг или товаров, доверяя банку, выдавшему карточку, готовы принять её как подтверждение, что банк выплатит определённую сумму, то карточка начинает выполнять роль денег. Следующим шагом в развитии денег стали деньги- невидимки — электронные карточки.
Однако, меняя свой облик, деньги сохраняли важнейшие функции. Следовательно, не так важно, как выглядят деньги, гораздо важнее, что и сколько можно на них купить. А это зависит уже от уровня развития хозяйства, доходов населения.
История учит, что государства, заботящиеся о своих гражданах, специальное внимание уделяют тому, чтобы количество выпускаемых денег соответствовало количеству товаров, которые можно купить на эти деньги, чтобы росли доходы граждан. Там, где граждане богаты, государство процветает, а люди охотно трудятся.
1. Как появились деньги?
2. Назови основные функции денег.
3. Какие виды денег существуют в наше время?
4. Чем монеты отличаются от банкнот?
В КЛАССЕ И ДОМА
1. Какое суждение верно?
Свой выбор объясни.
2. Определи, каковы функции денег в следующих ситуациях: Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса- Барабаса. У него была замечательная азбука, которую Папа Карло выменял на свою куртку.
Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей какому-то мальчишке.
Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрёл билет на завтрашнее представление. Оставалось ещё целое богатство — четыре гроша.
«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло денежное дерево.
Вот когда денежное дерево даст плоды — гроши, лиры, доллары, фунты, тогда на них можно будет не только купить театр Кара-баса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль.
3. Рассмотри, что изображено на российских банкнотах. Что такое номинал? Объясни, зачем на банкнотах помещены номера.
4*. Пользуясь дополнительной литературой и Интернетом, выясни, как называются денежные единицы государств — членов СНГ. Свой ответ оформи в виде таблицы.
5. Если ты читал роман А. Дюма «Граф Монте-Кристо», то легко вспомнишь, кто такой аббат Фариа. Его деньги играют очень важную роль в сюжете романа. Представь, что тебе необходимо схематично передать приятелю самое главное в судьбе денег аббата Фариа. Составь план такого рассказа, указав, в каких ситуациях деньги меняют ход событий, какую роль они играют в жизни героев романа.
<<< К началу
Тема урока: « Деньги и их функции».
1. Знакомство с историей денег.
2. Показать процесс развития денег от примитивных форм до современных модификаций.
3. Раскрыть основные функции денег.
4. Развитие умения вступать в диалог, оперировать экономическими понятиями, отстаивать свое мнение.
5. Развитие памяти, внимания, умения ясно выражать свои мысли и обыгрывать житейские ситуации.
6. Продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя синквейн
На уроке применяется технология критического мышления, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология
проектор презентация к уроку; учебник Обществознание 7 класс под ред. Боголюбова Л. Н.; наглядный материал; карточки-задания.
деньги, функции денег, виды денег, номинал, бартер, эквивалент, цена, ассигнация, банкнота, валюта.
1. История денег
2. Как деньги стали деньгами?
4. Функции денег
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний.
1. Спросите вы у школьника, Что значит экономика? Ответит он, что правит бал. Там биржа, банк и капитал. Нам знанья эти всем нужны. И этим знаньям нет цены.
• Вспомните, что мы называем ценой? (это стоимость товара на рынке, выраженная в денежной форме или сумма денег, которой уплачивают при покупке товаров или услуг).
2. Каким бы словом вы назвали процесс, описанный мною в считалочке?
1, 2, 3, 4, 5 – начинаю я менять. Гимнастическую палку Поменяю на скакалку, А скакалку на машинку, А машинку на картинку, А картинку на стекляшку, А стекляшку на бумажку, Ну а с нею, так и быть, Полагается водить. (Бартер).
III. Изучение нового материала.
Не любовь, а душу согревают. Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно. Не магнит, а притягивают. Не господин, а подчиняют. Не слуга, а служат. ( Деньги)
– Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. Между тем большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Хотя, некоторое представление о законах денежного мира необходимо знать каждому.
– Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? Как вы думаете, какие будут цели нашего урока? (ответы детей).
Одни утверждают, что деньги – зло, потому что из-за них в жизни происходит немало бед и несчастий, другие говорят, что деньги – это всё! Тот, у кого они есть, может все на свете. А как вы думаете, что такое деньги? (ответы детей). А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово “деньги”?
Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы будем много путешествовать.
В начале урока наш путь лежит в Москву XVII века, в кожевенную слободу, где расположились ремесленные мастерские.
Продав на рынке свой товар, сапожник вернулся домой. Подсчитал выручку
(чистая прибыль от продажи сапог составила 69 коп. или 6 гривен, 3 алтына по московскому счету), внимательно пересмотрел свое богатство: не попалась ли фальшивая. Вся выручка оказалась подлинной, и ремесленник решил спрятать свое богатство подальше.
Скажите, что являлось богатством для ремесленника? (деньги)
• Когда вы впервые узнали, что такое деньги?
• Что бы вы хотели узнать нового о деньгах?
• Сколько денег вам нужно для относительного счастья
• Мы употребляем термин деньги в качестве удобного средства платежа при покупке.
• А как вы думаете, всегда ли деньги выглядели по-современному?
Продолжим наше путешествие и отправимся в историю на много лет назад
Учитель: Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют большое значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Прочитайте материал: «Что было деньгами» и составьте кластер.
4. История появления денег. Как деньги стали деньгами.
• Ученые считают, что первые деньги появились примерно 2700 лет назад, и внешний вид денег претерпел серьезные изменения.
Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги.
Они просто обменивались друг с другом различными предметами.
Гончары меняли горшки и кувшины. Кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло, вино. Скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Воины – победители – своих пленников.
Но обмениваться очень сложно, ведь ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь или продукт. За одного барана, например, можно было получить два топора, или одни штаны, или четыре кувшина. А за ожерелье из клыков и когтей леопарда – лодку или пару быков. Да ещё найти охотника на такой обмен!
У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др.
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм). Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.
Со временем выделились товары, обладавшие хорошей ликвидностью (ликвидность-это способность к реализации).
Это были животные, меха, драгоценные камни, соль, зерно, посуда, мебель, обувь, одежда, драгметаллы и т.п. Как раз драгметаллы (по большей части золото, серебро) были выделены в качестве общего эквивалента.
Качества, присущие золоту, такие как: это металл редкий, однородный, делимый, может длительно храниться, портативный, труднодобываемый, способствовали выбору именно этого металла.
Товар, обладавший максимальной ликвидностью, стал деньгами.
Деньги – это самое ликвидное средство. Отметим, что появились деньги как результат экономических взаимоотношений в хозяйственной жизни людей. Таким образом, получается, что деньги появились абсолютно объективно. Деньги являются товаром, а товар предназначен для обмена.
Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. (слайд №5). Металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость, связанная с тем, что их добыча трудоемка и требует немало мастерства. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений – еще одно преимущество над недолговечными эквивалентами. Наконец, металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах. С появлением денег покупка и продажа товаров осуществляется не сразу, а по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или банке. Удобно?
Историческая справка:Само слово «деньги» возникло в результате того, что древние римляне использовали Храм богини Джуно Монета в качестве мастерской для чеканки монет. В последствии все места, где делались монеты, стали называть «монета». Английский вариант этого слова «минт», французский – «моне»; от этого слова произошло английское слово «мани»- деньги.
Слово «Монета» – латинское слово. В Древнем Риме оно употреблялось в сочетании Juno Moneta как один из эпитетов к имени богини Юноны.«Монета» означает «предупреждаю, предостерегаю». Согласно легенде, богиня предупредила римлян, что им грозит землетрясение. В знак благодарности они воздвигли на вершине Капитолия храм и посвятили его Юноне Монете, то есть Юноне Предвозвестительнице.
У золотых и серебряных денег самая богатая история. Археологи находят их при раскопках поселений, существовавших несколько тысяч лет назад. Вначале это были не монеты, а просто бруски или полоски без рисунков и надписей. Если надо было разменять большую полоску золота или серебра, от нее просто отрубали кусок нужного веса.
Когда люди начали делать деньги из драгоценных металлов, их изготовлением могли заниматься все, кто обладал техническими возможностями для выплавки золота и серебра. И желающих делать деньги было немало, потому что уже давно замечено, что изготовление денег дает большие преимущества. Ведь деньги – особый товар, который нужен всем, поэтому и прибыль от него выше, чем от других товаров, и авторитет у изготовителя денег выше, чем у производителей зерна или кожи.
На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившиеся в Орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги»
Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в в. от слова «отрубать».
Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьем.
Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции. Какие же функции выполняют деньги, мы узнаем, прочитав текст параграфа.
В функции меры стоимости деньги выступают каждый раз, когда приходиться решать, сколько денег нужно иметь, чтобы купить товар
Средство обращения- деньги должны присутствовать реально, их необходимо передать из рук в руки
Средство платежа – деньги используются при выплате заработной платы работникам, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и др.
Средство накопления – хранить деньги можно где угодно: в банке, дома, в виде клада. Выбор за владельцем
Мировые деньги- деньги выступают как всеобщее платежное средство в международных связях, с их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам и т. п.
• Какие валюты можно считать мировыми?
( американский доллар, евро, швейцарский франк, английский фунт стерлингов, японская иена, российский рубль)
– А для того, чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, прочитайте карточки с ситуациями и определите, какую функцию играют деньги в каждом случае. ( Слайд12)
Единственное их занятие – торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами. (
Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. (
В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства. (
Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. (
Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял на свою куртку
. (
Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей
какому-то мальчишке. (
Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление.
. (
Оставалось еще целое богатство – четыре гроша. Один грош завалился за подкладку.
«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево
. (
Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль
. (
– В каком виде бывают деньги? (ответы детей: монеты, купюры, карточки, чеки – наличные и безналичные
Следующий шаг в развитии денег – в 20 веке на смену бумажным деньгам приходят пластиковые банковские карточки( электронные деньги, цифровые), позволяют рассчитываться, не прибегая к наличным деньгам.
Кто-то накапливает сбережения в банке, кто-то у себя дома, а у некоторых людей монета – объект изучения. Изучает монеты наукаот лат. «» – монета). Запись – нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам.
У вас на столе лежат российские монеты. Давайте рассмотрим их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.
– устойчивая композиция изображаемых элементов,
– лицевая сторона монеты,
– надпись на монете.
– официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных денег, банкнот.
– боковая поверхность монеты.
– В ходе практической работы учащиеся понимают, что монета может нести важную для исследователя информацию: кто правил страной в той или иной период, какими были официальные символы государства и т. д.
Б) Работа с пластиковыми карточками
– А теперь рассмотрите пластиковую карточку и определите, какую информацию о владельце она содержит. Какие преимущества карточек перед наличными деньгами? Можно ли реализовать эти преимущества в нашем населенном пункте? Почему?
12. Решим задачи:
Учитель: Представьте, что вы оказались на рынке средневековой Москвы. Ответьте мне, кто из вас любит считать? Кто любит считать деньги?
Давайте их посчитаем. Три рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке, рубль и пятак. Сколько всего? Проверьте! Ответ: 5 рублей 8 копеек.
Прислушайтесь, как кричат зазывалы: «Эй, народ московский, покупай осетров астраханских, осетров длинных по 35 рублей за сотню». Сколько стоил 1 осетр? (ответы детей – 35 копеек).
Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”.
Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
А чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил.
1. Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это делают многие известные люди, не знающие недостатка в деньгах.
2. Подсчитывать деньги следует не на людях, ведь это ваше личное дело.
3. Планируйте свои расходы, будьте разумны в тратах: пока вы не стали богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.
4. Никогда не забывайте о своих близких! Им не нужны дорогие подарки, им нужно внимание.
5. Старайтесь не влезть в долги! Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто имеет над вами власть.
6. Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.
ПОМНИТЕ! НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ.
. Домашнее задание: П. 13, вопросы и задания.