Тема: «День народного единства»
компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.
Ход классного часа
I. Орг. момент
II. Вступительное слово учителя.
Идет просмотр слайдов, учитель читает наизусть стихотворение С. Васильева.
Россия – как из песни слово. Берёзок юная листва. Кругом леса, поля и реки. Раздолье, русская душа. Люблю тебя, моя Россия,За ясный свет твоих очей,За ум, за подвиги святые,За голос звонкий, как ручей,Люблю, всем сердцем понимаюСтепей таинственную грусть. Люблю всё то, что называютОдним широким словом – Русь.
. – О чем это стихотворение?
– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
(Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ.)
Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.
Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.
Звучит колокольный звон и учитель читает стихотворение:
С историей не спорят, С историей живут,Она объединяетНа подвиг и на трудЕдино государство,Когда един народ,Когда великой силойОн движется вперед. Врага он побеждает,Объединившись в бой,И Русь освобождает,И жертвует собой. Во славу тех героевЖивем одной судьбой,Сегодня День единстваМы празднуем с тобой!
4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года-
День народного единства.
– Как вы думаете, к чему призывает нас праздник “День народного единства”?
(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России.
Но откуда мы с вами все это знаем?
Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.
Слайд 9 -10
А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.
Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.
Слайд 11 – 14
Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.
– Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.
– Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.
Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.
Слайд 15 -16
Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.
По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.
В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.
Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой “Казанская”, установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.
Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.
Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.
Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.
4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.
Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.
Слайд 21 – 22
Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади – в самом сердце России с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”
А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.
В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.
Подготовленный ученик читает стихотворение
Ушли в историю года,Цари менялись и народы,Но время смутное, невзгодыРусь не забудет никогда!
Победой вписана строка,И славит стих былых героев,Поверг народ врагов-изгоев,Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с коленВ руках с иконой перед битвой,Благословленная молитвойПод звон грядущих перемен.
Деревни, села, городаС поклоном русскому народуСегодня празднуют свободуИ День единства навсегда!
III. Подведение итогов беседы.
– Какая беда обрушилась в те года на Русь?
– Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины?
– Кто возглавил русское войско?
– Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?
– Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?
– Каким вам представился образ Кузьмы Минина?
– Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.
Запись на доске
Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.
Что же такое 4 Ноября для русского народа?
Слайд 24 -25
– Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА – дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.
– это день единства всех российских народов
– это день от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;
со своей историей;
– это день , а не сомнительных маршей.
– это день памяти Казанской иконы Божией Матери
В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём:
Главное – вместе!Главное – дружно!Главное – с сердцем горящим в груди!Нам равнодушие не нужно!Злобу, обиду прочь гони!
– Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!
Чтение наизусть стихотворение Натальи Майданик.
В День единства будем рядом,Будем вместе навсегда,Все народности РоссииВ дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,Сеять хлеб, растить детей,Созидать, любить и спорить,Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,Войн, конфликтов избегать,Чтобы счастьем жизнь наполнить,Чтоб под мирным небом спать!
Всем спасибо за общение.
День народного единства – один из самых молодых праздников нашей страны, который отмечается в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России». Государственная Дума в 2005 году приняла действительно историческое решение. ( Презентация, слайд 2)
Вот темы нашей дискуссии. (слайд 3)
4 ноября наша страна отмечает День народного единства. Этот праздник отдает дань памяти событиям 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народным ополчением Минина и Пожарского была освобождена Москва, и было положено начало выхода страны из глубокого политического, духовного и нравственного кризиса, известного как Смутное время. Когда были заложены основы для строительства фундамента независимого государства.
Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.
(слайды 4-5) А вначале нашей беседы давайте окунемся в ту эпоху и посмотрим, какой же была Москва конца XVI – начала XVII веков.
(6 слайд) Смутным временем русские люди называют нелегкие для Российского государства тридцать лет конца ХVI – начала XVII веков.
В 1584 году в Москве умер царь Иван IV, прозванный за крутой нрав Грозным. С его смертью и наступило в России Смутное время.
За это время на Руси произошло много трагических событий. Первые годы XVII столетия выдались очень страшными: неурожаи, голод, восстания. (слайд 7)
В Москве был голод этим летом,
К зиме сожрали всех котят.
Болтали, что перед рассветом
Гробы по воздуху летят.
В 1601 году в стране случился неурожай, повторился он и в последующие два года. Повсюду начались голод и мор. За два с половиной года от голода в одной только Москве умерло около 120 тысяч человек.
(слайд 8) В стране назревало недовольство. Появились огромные толпы голодных и озлобленных людей, которые только и ждали случая, чтобы объединиться и пойти на Москву.
(слайд 9) Во всем обвинили царя, Бориса Годунова, который пришел к власти после смерти Ивана Грозного (потомка старинной династии Рюриковичей). Бояре считали его незаконным царем, не из Рюриковичей.
(слайд 10) Всем этим и воспользовались польские паны. Со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые Самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана Грозного Дмитрия, доказывая всем, что он и есть царевич Дмитрий, которого Борис Годунов много лет назад пытался убить в городе Угличе, но чудом Дмитрий остался жив. Народ поверил в «воскресшего» царевича и Лжедмитрий был с почестями встречен в Москве.
(слайд 11) Пришедшие с Лжедмитрием I поляки держали себя в Москве заносчиво – они оскорбляли москвичей, грабили их. Особенно русских людей оскорбило то, что поляки попытались установить свою католическую веру. Все это не могло не вызвать взрыв возмущения. В ночь на 17 мая 1606 года в Москве зазвучал набатный колокол. Жители столицы узнали, что бояре и дворяне ворвались в царские покои и убили самозванца. Через несколько дней тело Лжедмитрия I сожгли, а пепел смешали с порохом и выстрелили им из пушки в сторону Польши, откуда Самозванец и пришел.
(слайд 12) Заговор по свержению Лжедмитрия 1 возглавлял князь Василий Шуйский, которого бояре-заговорщики и «выкрикнули» новым царем. Но Василий Шуйский, царствовавший с 1606 по 1610 годы, тоже был немалым обманщиком. Он всегда говорил то, что ему было выгодно. В народе Шуйского не любили, считая не всенародным, а лишь «боярским» царем.
(слайд 13) В августе 1607 года поляки предприняли новую попытку проникновения в Московскую Русь, на этот раз уже с участием Лжедмитрия II. К его войску, состоявшему из польских отрядов, вскоре примкнули южнорусские дворяне и отряды казаков. В мае 1608 года под городом Болховом Лжедмитрий II разбил войска Василия Шуйского и подошел к Москве. Самозванец разбил лагерь в подмосковном селе Тушине, отчего в народе его прозвали «Тушинский вор». С помощью польских отрядов Тушинскому вору удалось захватить власть более, чем в двадцати русских городах. Но как и первого самозванца его постигла трагическая участь: он был убит.
(слайд 14) Бояре и дворяне, разгневанные поражением русских войск под Клушином. Ворвались в покои Василия Шуйского и под угрозой смерти потребовали, чтобы он отрекся от престола. Шуйскому ничего не оставалось, как согласиться, и против собственной воли он был пострижен в монахи. Участники заговора поклялись свергнутому Шуйскому «выбрать государя Всей землею», но не сдержали клятвы.
Власть в стране перешла к временному боярскому правительству во главе с князем Мстиславским. В народе эту власть прозвали «Семибоярщиной», а историки время с 1610 по 1613 годы окрестили «Междуцарствием».
Чтобы избавиться от угрозы стоявшего под Москвой Тушинского вора, притязавшего на трон, правители Семибоярщины решили возвести на российский престол сына польского короля Сигизмунда III – Владислава. И под предлогом защиты Москвы в ночь с 20 на 21 сентября 1610 года, когда ворота в Московский Кремль боярами были открыты, в столицу под командованием Гонсевского вошел польский гарнизон с немалым числом литовских воинов.
Эти действия Семибоярщины и послужили сигналом к объединению россиян и изгнанию из Москвы польских захватчиков. Народ желал избрать нового царя «волей Всей земли».
Таким образом, тридцать лет губило Русь Смутное время. Ослабевшую от раздоров страну пытались захватить враги. « Тогда решалось, где будет центр славянства – в Варшаве, Киеве или Москве. Варшава и Киев были в несколько десятков раз больше Москвы, которая тогда была маленьким городом. И шансов у нее было не так много. Москва могла стать провинциальным городом Польши. Но тогда бы Российское государство не имело развития. Польша простиралась бы где-то до Волги. А что было бы в последствии – трудно сказать». («Благовест-инфо», митрополит Климент, управляющий делами Московской Патриархии).
(25 слайд) Но нашлись мудрые головы и храбрые сердца: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, собрав ополчение, спасли Русь от гибели.
20 февраля 1818 года на Красной площади в Москве был открыт памятник Минину и Пожарскому (по проекту скульптора И. П. Мартоса).
На его пьедестале отлиты две бронзовые картины с выпуклыми изображениями (барельефами). На первой картине изображено, как граждане Нижнего Новгорода несут свое имущество на площадь и приводят в ополчение своих сыновей. Вторая картина иллюстрирует бегство поляков из Москвы, преследуемых русскими воинами.
Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале. Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает Пожарскому меч.
На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».
(26 слайд)
«Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной»
(Н. Кончаловская)
Заключение.
«Это объединение русского народа вокруг Минина и Пожарского, освобождение Москвы дало толчок для развития государственности, это начало становления мощного российского государства, которое стало Российской империей. После 1612 года наши предки стали продвигаться на восток, через сто лет они дошли до Тихого океана, при Петре I они достигали берегов Северной Америки – такое развитие буквально за 100 лет!» («Благовест-инфо», митрополит Климент, управляющий делами Московской Патриархии).
Проникнутый идеями национального согласия и сплочения общества, упрочения российской государственности, День народного единства также является праздником добра, днем заботы о людях. Любое, даже самое малое доброе дело в этот день для каждого должно стать первым шагом к исцелению души, а добрые дела миллионов добровольцев вместе взятые приведут нас к духовному оздоровлению всего общества.
Вопросы для беседы с учащимися:
- С. Истомин. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI – начало XVII веков. – Москва: Белый город, 2006.
- Н. Орлова. Сaмозванцы. – Москва: Белый город, 2002.
Оборудование: компьютер, проектор, экран,
компьютерная презентация.
Начинаем мы опять
по истории шагать.
Постарайтесь все понять,
Про страну свою узнать.
Идет просмотр слайдов, учитель читает наизусть
стихотворение С. Васильева.
Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.
Учитель. – О чем это стихотворение? (о
родине)
(Чувство торжества и гордости за свою Родину —
Россию, за ее могучий и славный народ.)
Для каждого очень важно знать историю своей
Родины. История – это память народа о том, кто мы,
где наши корни, каков наш путь? Самое важное в
изучении исторического прошлого своей Родины –
это научиться любить её. А русским людям
свойственна любовь к родному краю, где они
родились и выросли. Эта любовь испокон века
проявляется в их готовности защищать, не жалея
жизни, своё Отечество от врагов.
Наша великая Родина имеет славную богатую
событиями героическую историю. Народом нашей
страны на протяжении столетий приходилось
сражаться с многочисленными, сильными и
жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и
независимость своей Родины.
Звучит колокольный звон и учитель читает
стихотворение:
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
4 ноября христиане отмечают праздник памяти
Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года-
– Как вы думаете, к чему призывает нас
праздник “День народного единства”?
(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в
единении народа сила России.
– Но откуда мы с вами все это знаем?
Правильно, из истории! Россия много раз
подвергалась испытаниям, не раз переживала
времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна
слабела, на нее набрасывались соседи, спеша
урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для
грабежа и разбоя всегда можно найти самые
благовидные предлоги. Эти времена назывались у
нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и
внешние бури потрясали страну до самого
основания, да так, что менялись не только
правители, но и сами формы правления. Но страна
снова и снова восставала из пепла. После каждой
трагедии она становилась лишь сильнее на зависть
врагам.
А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII
века, когда в России началась Смута великая. Так
называли тревожное время неурожаев, голода,
беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим,
войска польского и шведского королей вторглись в
русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над
страной нависла смертельная опасность. Польские
войска выжигали государство Русское, разоряли,
людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.
Тогда и наступил конец терпению народа. Русский
народ решил объединиться в одно целое для
изгнания с родной земли врагов.
Огромная толпа заполнила Соборную площадь
Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился,
словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся
выборный начальник горожан. Староста Кузьма
Минин.
Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами
кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом
ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать
деньги, драгоценности. Жители стали сносить все,
что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у
кого ничего не было, тот снимал с себя медный
крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь
очень много денег, чтобы собрать большое и
сильное войско, вооружить его и прокормить
воинов.
Скоро собралась большая сила. Стали думать,
кого позвать в предводители. Остановились на
князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский
был способным, умным военачальником, человеком
честным и справедливым. Князь согласился
возглавить войска, но при условии, что Минин
будет заниматься хозяйством ополчения и его
казной.
По преданию, Сергий Радонежский благословил
князя Дмитрия Пожарского на правление войском и
выступление против врагов.
В ополчение, которое возглавлял князь
Пожарский, был прислан из Казани чудотворный
образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие
попущено за грехи, весь народ и ополчение
наложили на себя трехдневный пост и с молитвой
обратились к Господу и Его Пречистой Матери за
небесной помощью. И молитва была услышана.
Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в
честь Ее иконы, именуемой “Казанская”,
установлено в этот день в благодарность за
избавление Москвы и всей России от нашествия
поляков в 1612 году.
Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось
к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди
стекались отовсюду.
Вся Русская земля встала против захватчиков и
предателей. Начались бои за Москву. Князь
Пожарский оказался талантливым полководцем. А
Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под
стенами столицы, как простой ратник.
Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре
поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в
город.
4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года
вражеское войско сдалось на милость победителей,
ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло
Китай-город. Москва была освобождена.
Вот настоящие герои. Они сумели объединить
народ вокруг идеи служения Отечеству.
Когда настали мирные времена, новый царь щедро
наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой
стала память народная. Недаром бронзовый
памятник им стоит на Красной площади – в самом
сердце России с надписью: “Гражданину Минину и
князю Пожарскому благодарная Россия”
А еще такой памятник установлен в Нижнем
Новгороде.
В память освобождения Москвы от поляков в
Москве был построен на деньги Д. Пожарского
казанский собор, в честь Казанской иконы Божией
Матери.
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
– Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)
– Кто призвал русских людей на объединение для
защиты своей Родины? (ответ)
– Кто возглавил русское войско? (ответ)
– Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне
отблагодарили героев ополчения? (ответ)
– Можно ли утверждать, что народ горячо любит
свою Родину? Из каких слов и дел это видно? (ответ)
– Каким вам представился образ Кузьмы Минина? (ответ)
– Сделайте заключение о чертах характера Минина
и Пожарского, выбрав нужные слова.
Спокойный, уравновешенный, решительный,
храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный,
беззаветно преданный Родине и любящий ее,
самоотверженный, мужественный, стойкий,
авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить
людей и повести их за собой.
Учитель: Что же такое 4 Ноября для русского
народа? (ответ)
– Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА – дань
глубокого уважения к тем знаменательным
страницам отечественной истории, когда
патриотизм и гражданственность помогли нашему
народу объединиться и защитить страну от
захватчиков. Преодолеть времена безвластия и
укрепить Российское государство.
4 ноября – это день единства всех
российских народов;
4 ноября – это день спасения России
от самой большой опасности, которая когда-либо ей
грозила;
4 ноября – это возрожденный праздник
со своей историей;
4 ноября – это день реальных дел,
а не сомнительных маршей.
4 ноября – это день памяти Казанской иконы
Божией Матери.
IV. Творческий проект
– Какое ещё название имеет этот праздник?
– В этот день мы оказываем помощь несчастным и
нуждающимся, то есть занимаемся
благотворительностью. А это значит, что мы делаем
какие дела? (ответ)
– Какое название можно дать этому дню. ( День
добрых дел.)
– А что может сделать каждый из вас для тех, кто
нуждается в помощи и поддержке.
1. ” Чистый город” (уборка территории
детского сада, благоустройство обелисков,
памятников).
2. ” Поможем детям” (сбор детских книг,
игрушек для воспитанников Детского приюта).
3. ” Спешите делать добрые дела” (помощь
престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и
труда, больным, одиноким).
В заключение возьмёмся за руки и все вместе
произнесём речовку:
Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное – с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
– Запомните это чувство единения и сохраните
его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных
предков. Всего вам доброго!
Чтение наизусть стихотворение Натальи
Майданик.
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
Учитель: Всем спасибо за общение.
Ход урока
(Слайд – виды Москвы)
Вступление.
Вед: Начинаем классный час, посвященный Дню народного единства. Послушайте стихотворение «День Народного единства».
Наталья Майданик
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
Вед: Чему посвящено это стихотворение?
III. Беседа о праздниках.
– В чем смысл сегодняшнего праздника? (в единстве, единении народа – сила России)
– Какие праздники вы знаете? (слайд гос. праздники)
Праздник 4 ноября многие воспринимают как новый праздник. Отмечаем его с 2005 г. Ск. лет мы его празднуем?
Раскрытие содержания праздника.
Самое главное, что это не вновь придуманный праздник, а восстановленный праздник. У него очень древняя история. Перенесемся на 400 лет назад, в начало 17 века. (слайд – виды Москвы 17 в.)
– Кого вы здесь видите? Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой.
– Как вы понимаете, что такое Смута? (все смешалось, ничего не понять)
– Что нужно для того, чтоб в государстве был порядок? (правительство, армия, законы)
– Ничего этого не было, не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались враги (поляки), захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства.
– Прочитаем отрывок из пьесы А. Н. Островского «Козьма Захарьич Минин». ( Дети читают отрывок по ролям)
(слайд– картина К. Маковского «Минин на Нижегородской площади»)
Вед: Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?
– Кто призвал простой народ встать на защиту Родины и собрать для этого деньги?
– Кого поставили во главе ополчения?
– Перед вами портреты К. Минина и Д. Пожарского (слайды)
– Давайте познакомимся с этими героями. ( Рассказы учащихся)
1) Кузьма Минин (полное имя – Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий)
Минин был гражданином Нижнего Новгорода. Он был честным и добропорядочным торговцем, старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались, прежде всего, к Минину.
Нижегородцы увлеклись предложениями Минина и решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету Минина давали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Дмитрия Пожарского.
К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во главе, а в октябре была Москва очищена от поляков.
Умер он в 1616 г. Прах Минина покоится в Нижегородском Преображенском соборе. В 1818 г. воздвигнут памятник в Москве, а в 1826 г. в Нижнем Новгороде.
2) Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1614 гг.) – князь.
Пожарский происходил из князей суздальской земли, и принадлежал к, так называемым, «захудалым» княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах.
В предыдущих сражениях Пожарский был ранен и лечил ранения в своей вотчине недалеко от Нижнего Новгорода, куда и прибыли посадские люди приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился.
Д. М. Пожарский жил долго, но не играл важной роли, как можно было бы ожидать. Он не был ни особенно близким к государству советником, ни главным военачальником. Ему не поручали особенно важных государственных дел. Служба его ограничилась второстепенными поручениями. Он погребен в Суздальском Спасо-Ефимовском монастыре.
3) Так и случилось! (показ слайдов сражения)
Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!
Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади – на самом сердце России (слайд-памятник Минину и Пожарскому)
Вед: Главное, в этом событие, что впервые не государство само себя защищало, не власть, а сам народ. Люди, которые возглавили это ополчение, не собирались становиться царями, ни занимать какие-то государственные посты. Люди просто восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть. В этом, наверное, уникальная особенность данного праздника.
Праздник иконы Казанской Божьей матери.
Вед: 4 ноября совпадает с одним из православных праздников. Может кто-то знает, что это за праздник? (рассказы учеников)
Казанская икона Божьей Матери особо почитается русским православным народом. Праздник в честь нее – один из самых старых в России, он отмечался как общенародный с 17 века.
Совпадение этих двух праздников знаменательно. Икона Казанской Божьей матери не раз помогала русскому воинству. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу. И молитва была услышана. Эта икона помогла народному единству, победе, преодолению Смуты.
Позже в честь иконы Казанской Божьей матери и в память обо всех погибших в период смутного времени Дмитрий Пожарский на свои средства выстроил Казанский собор на Красной площади. ( Слайд)
В 1579 году большая часть Казани была уничтожена пожаром. Одним из погорельцев был Даниил Онучин. После пожара его дочери явилась во сне богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ. Мать рассказала о чудесном явлении митрополиту.
Огромная толпа народа направилась к дому Онучиных. Начались раскопки. Был найден святой образ необычайной красоты.
На месте обретения чудотворной иконы в Казани был основан Казанский Богородицкий женский монастырь. Юная Матрона Онучина приняла в нем постриг и стала потом настоятельницей.
Оригинал иконы хранится более 300 лет в Казанском монастыре.
Вед: Что защищали Минин и Пожарский с ополчением? (Родину)
Беседа о Родине.
– Послушайте стихотворение Н. Рубцова.
Вед.: О чем это стихотворение? (о любви к Родине)
– За что автор любит свою Родину?
– Русский народ издавна передавал свою любовь к Родине в пословицах и поговорках.
– Какие вы знаете пословицы о Родине?
– Посмотрите на экран. Задание: соберите пословицы. (слайд)
Вывод: Для того, чтобы вечно жило творчество русского народа, необходимо беречь наше русское государство, нашу Россию.
– Русский народ любил еще один жанр народного творчества. Это загадки. Послушайте их. (слайд – загадки о цветах флага)
– Что у вас получилось? (флаг)
VII. Беседа о государственных символах.
Учитель: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге – (рассказ детей)
Вед.: Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торгпредств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств.
– Чем является флаг для нашего государства? (символом)
– Какие государственные символы вы еще знаете? (герб, гимн)
Рассмотрим рисунок Государственного герба России (герб в переводе с немецкого – наследие, наследство).
– Послушайте рассказ ученика. (слайд герба)
1 Ученик: В современной России в качестве герба с изменениями принято изображение времен Александра II. Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите. Над орлом – три короны (две малые и одна большая). В лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди, на красном щите, всадник, поражающий копьем дракона.
2 Ученик: Двуглавый орел является символом единения народов России; его короны – символы союза республик, краев и областей. Скипетр и держава означают силу и мощь единого государства. Всадник на щите – олицетворение побеждающего добра, готовности народа защищать страну от врагов.
3 Ученик: У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад – в 1497 году.
4 Ученик: Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы. На нём на красном фоне изображён Георгий Победоносец , поражающий копьём дракона.
Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
– Сейчас ребята расскажут вам о гимне.
Гимн в переводе с греческого – торжественная хвалебная песня, или похвала, исполняемая в особых случаях.
Гимн страны! Он исполняется в особо торжественных случаях: при встречах и проводах глав государств, при проведении парадов, больших государственных праздников. Все присутствующие при этом встают, а военные отдают честь.
Учитель: Давайте послушаем отрывок из Государственного гимна Российской Федерации. Запомните, что гимн государства все слушают стоя. (слайд – приложение 2)
– Послушайте стихи о сегодняшнем празднике.
Наталья Майданик
ПРИЗЫВНАЯВ День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.
В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем эту речовку: (слайд)
Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное — с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!