День Конституции в России

МБОУ « ЩЁЛКИНСКАЯ  СОШ № 2»

« День Конституции  Российской Федерации»

УЧИТЕЛЬ  НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МАМЕДОВА Л. Ф.

2016-2017 учебный год

1. формировать у детей понятие значений  ” Конституция”,   “государственные символы России” (флаг, герб, гимн)

2. воспитывать чувства уважения, гордости, патриотизма; учить бережному отношению к историческому наследию нашей страны;

3. расширять кругозор и повышать общую культуру учащихся;

• закрепить знания учащихся значений государственных символов РФ;

• развивать познавательные способности;

• формировать гражданскую позицию, национально-нравственные устои учащихся;

• воспитывать уважение к символам государства.

компьютер,  карта России, портрет президента России, Конституция РФ, аудиозапись гимна, песня “С чего начинается Родина?” , герб, флаг, национальные символы России.

(Учитель читает отрывок из стихотворения:)

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом РУСЬ.

Звучит песня «С чего начинается Родина?

Сегодня , ребята, мы с вами будем говорить о Родине. У  каждого человека есть свой маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина.  С детства формируется свое понятие о Родине. Велика и прекрасна наша Родина – Россия. Необъятные просторы, большие города, много разных народов и народностей, проживающих в разных уголках, великая культура – все это наша Россия.  Каждый человек любит свою Родину.

Россия занимает часть восточной Европы и северную часть Азии. Это самое большое государство в мире по площади.   Москва- столица нашей Родины.

Нет на свете Родины дороже.

Надо всё  нам делать для нее,

Чтобы день, который нами прожит,

Каждым часом радовал ее.

Песня  о  России   « Как  красива  ты, Россия»

У каждого государства, каким бы оно не было маленьким  или большим как Россия,  живут люди по своим определенным законам, их граждане имеют определенные права и обязанности, которые регламентируют их жизнь. Все эти   права и обязанности, выработанные  на протяжении многих веков, собраны  в определенном документе и называется такой документ – Конституция. Конституция — это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, права и обязанности граждан.

– Когда наша страна отмечает день Конституции?  (12 декабря)

Впервые  Конституция на территории России была разработана и принята в 1918 году. Это была Конституция РСФСР. Второй Конституцией, действовавшей на территории нашей страны, стала Конституция СССР (Союза Советских Социалистических Республик), принятая в 1924 году. Сменила Конституцию 1924 года вторая ее редакция,  которая была одобрена правительством страны  в 1936 году. До распада СССР на территории всех советских республик действовала Конституция 1977 года. Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года. Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.

В декабре 2013 года  Конституции Российской Федерации исполнилось 20 лет. А в этом году сколько лет  Конституции РФ?

В ней записаны основные права и обязанности граждан. Главой нашего государства является президент.

–    Кто сейчас возглавляет нашу страну? (В. В. Путин)

– Вы еще  школьники, но вы уже граждане нашей страны, вы – будущее нашей Родины. Гражданин – это житель страны, который признает ее законы. Он должен уважать их.

Какие государственные символы нашей страны вы знаете?  (флаг, герб,  гимн)

Символы России – наши главные слова,

Герб, Гимн, и Флаг – вот ценность нашей жизни,

Президент, Конституция, Кремль и Москва,

Все это связано с нашей Отчизною!

– Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: белого, синего и красного цвета. Он вывешивается в дни государственных праздников и торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом.

Словно крылья полотнище плещется,

Отражая ветра напор,

Символ нашего государства –

Флаг соцветия триколор.

Белый цвет – символ чистоты,

И свобода – полоской неба,

И все это, как знаешь ты,

Обрамляет кровью победа.

– Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников. Государственный гимн Российской Федерации был утверждён Государственной Думой в декабре 2000 г. Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны. Написал слова гимна известный всем детям С. В. Михалков. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины.

(Звучит гимн России, дети встают)

Гимн, который вы только что слышали, был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн.

Учитель: -“Герб” в переводе с немецкого языка – наследие, наследство. На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Двуглавый орёл символизирует государственность Российской Федерации, её независимость. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Спокоен за наше Отечество,

Его охраняет не год –

Двуглавый орёл человечество

России на крыльях несёт.

– О чем мы сегодня с вами говорили на уроке?

– Что нового узнали?

– О каких символах государства вспомнили?

– Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?

– Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?

нарисуйте любимый уголок нашей Родины

Единый урок – 12 декабря

«Конституция Российской Федерации – основной закон государства»

Ход и содержание урока

Программа нашего мероприятия будет состоять из выступлений наших учащихся, просмотра презентации о Конституции и небольшого соревнования между 3-я командами: ЗАКОН, ПОРЯДОК, СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Права, свободы человека —Таков приоритет страны. Мы Конституции навекиКанонам следовать должны.

Мы честь отчизны охраняем,Мы все едины, мы — народ!Россия, матушка родная,

Тебя спасем от всех невзгод. Нам Конституция дана,Чтобы понять, в чем ее суть.

У нас прекрасная страна,А вместе с ней и весь наш путь!

УЧАЩИЙСЯ: Прищеп Георгий

Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

УЧАЩИЙСЯ: Васильев Вадим

Среди  множества законов  и иных правовых актов есть один роль и значение, которого трудно переоценить. Иногда  его так и называют основным  законом,  чаще   Конституция. Конституция – это   главный  закон  государства,  определяющий  как устроено общество  и государство, как образуются органы  власти, каковы права  и обязанности   граждан,  герб,  гимн, флаг государства, его столица.

Основным  законом  нашей страны  Конституция называется  потому,  что  все остальные  законы  должны ориентироваться  на ее содержание, подчиняться  ей, соответствовать ее положениям.

Слово конституция – латинского происхождения означает  «установление, устроение». Конституции имеют все  демократические государства  современности.

нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом России 12 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, , образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

УЧАЩАЯСЯ: Морозкина Анастасия

В Преамбуле (вводной части)  Конституции РФ сказано

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Главный Закон страны,Отмечает сегодня свой день!Его изучили мы,И было совсем не лень!Законы нужно знать,Уважать, почитать!И детям любовь прививать,Главное — соблюдать!Чтобы порядок царил,Должен каждый понять,Конституции важный смысл,И законы не нарушать.

ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ ( Козун Никита, Бабаджан Олеся)

учащиеся 10-11 классом покажут нам свои знания основного закона Конституции. Для ответов участники команд поднимают карточки и за каждый правильный ответ получают жетоны.

2. Конкурс «Мы знаем Конституцию»

Конституции Российской  Федерации    называется

«Основы  конституционного    строя».  В ней    дается   всесторонняя   характеристика  нашего государства как демократического,  правового, федеративного,  с республиканской формой  правления. Вопросы каждой команде.  Команды вытаскивают карточки с номером главы КРФ

Вам будет    предложено  6  вопросов:

( референдум и свободные  выборы );

(Президент    Российской     Федерации,  Федеральное  собрание,     Правительство     Российской        Федерации,      суды  Российской    Федерации );

(  это  значит,  что  никакая  религияне  может  быть установлена  в

качестве  единственной  религии. Религиозные  объединения   отделены

от  государства  и равны  передзаконом.);

(   человек,    его  права  и свободы )

Вторая   главаКонституции   посвящена  правам и свободам  человека и  гражданина

(потому,  что  принадлежат  ему от  рождения);

(право на  жизнь, на  свободу и личную  неприкосновенность)

(право  на свободу вероисповедания)

(участвовать в управлении  делами  государства,

право   на  объединение  в  партии профессиональные  союзы,

право  собираться    мирно    без  оружия   на  митинги,

демонстрации,  право  обращаться  в государственные

( нет )

(общедоступностью и бесплатностью основного

общего,  среднего  образования);

территориальному  устройству  нашего  государства и называется  «Федеративное  устройство»

( 85  субъектов)

На  каких  условиях  могут  быть  изменены  границы  между  субъектами    Российской  Федерации?

( только с их взаимного согласия)

(  нет );

(  Москва,  Санкт – Петербург, Севастополь)

(  русский )

Конституции   Российской  Федерации  называется  Президент Российской  Федерации и в ней  записаны порядок  избрания президента,   его  полномочия и порядок   отрешения  от  должности.

( гражданин  Российской  Федерации  не моложе

35 лет, проживающий в  России   не  менее  10  лет);

(  два );

( с момента  принесения  им присяги );

(   Президент);

( Совет  Федерации – высшая  палата  парламента);

( на  6  лет)

Дополнительный  вопрос  команде:

Кто   является  Президентом  нашего  государства в настоящее время?

( Путин )

Конституции Российской  Федерации называется:

(  Федеральное  Собрание  );

(Совет  Федерации и Государственная  Дума  )

( С 21   года )

(  раздельно )

(  450 депутатов )

( президентом )

Конституции,  которая  называется

« Правительство Российской  Федерации»

(  исполнительную )

( Президентом  с согласия  Государственной  Думы )

( сложить  свои  полномочия );

(  на  всей  территории );

( Президент  или  само  Правительство)

Для всех команд: под  таким номером   в Конституции Российской  Федерации  называется « Судебная власть и прокуратура»

(  только  судом );

слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным

(  из  19 судей)

(Генеральным прокурором Российской Федерации)

(Верховный  Суд  Российской  Федерации);

(Советом  Федерации по представлению  Президента)

Прошу закрепить нашу с вами работу, для этого вам было задано домашнее задание составить синквейн из слова КОНСТИТУЦИЯ

конституциянародная, государственнаяобладает, определяет, действует

главная книга страныписаный акт

обязует, защищает, охраняет

устанавливает, гарантирует, контролирует

А напоследок  хочется сказать,

Что Родина – это как вторая мать.

Ее не выбирают и не губят,

А просто берегут и любят.

Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории, соблюдайте законы. Одним словом будьте патриотами!

Сценарий единого классного часа ко Дню Конституции РФ.

«Конституция – основной закон государства»

Главная цель государства – не создать рай на земле, а не допустить ада

Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Сценарий разработан для обучающихся 7

Добрый день всем! Сегодня День Российской Конституции. Ныне действующему основному закону государства исполняется 22 года.

Для прослушивания гимна РФ прошу всех встать.

(Звучит Гимн Российской Федерации)

Мы честь отчизны охраняем,Мы все едины, мы — народ!Россия, матушка родная,Тебя спасем от всех невзгод.

Праздник, посвященный Дню Конституции это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране – России!

Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам.

Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Возьмём литературу. Героев произведений тревожат вопросы о правах человека. Наконец, люди разрешили эти главные вопросы. Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким явлениям относятся: терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.

10 июля 1918 года в России появилась первая Конституция, которая была принята на 5 Всероссийском съезде  Советов.

В 1922 году, после завершения Гражданской войны, фактически образовалось новое государство, которое было названо Союзом Советских Социалистических Республик.

Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства.  Конституция союзного государства была утверждена Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Эта Конституция была очень короткой  и имела одну главную цель – отразить структуру нового союзного государства. В каждой из республик, вошедших в состав Союза, были приняты свои конституции.

Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 года. Она мало чем отличалась от Конституции 1918 года. В ней также провозглашалась диктатура пролетариата, гарантировалось уничтожение эксплуатации человека человеком и в качестве главной и неизбежной цели называлось строительство коммунизма.

С начала 90-х годов прошлого века в обществе развернулась ожесточенная политическая борьба, которая привела к тому, что Коммунистическая Партия Советского Союза утратила свои правящие позиции, а Союз Советских Социалистических Республик  распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже  в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.

Так, в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.

День Конституции — это день закона,

Права и защиты наших граждан!

Его мы встретим с почестью сегодня,

Для России — день из самых важных!

Поздравляем всех, от мала до велика,

Богатеет пусть и пусть цветет страна!

Конституция людей любых религий

Единит и бережет всегда!

В день Конституции Российской Федерации

Я от души хочу вам пожелать,

Лишь счастья, независимо от нации,

И чаще толерантность проявлять.

В России нашей множество народностей,

Так пусть же между нами будет мир!

Освободиться нужно от условностей,

Чтоб всех нас флаг РФ объединил!

Игра (с залом) «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Защищён ли человек законом?

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Может ли человек владеть имуществом?

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

1 конкурс. Разминка: блиц – вопросы по Конституции РФ

– Когда отмечается день Конституции? (12 дек. )

– Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)

– Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

– Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

– Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

– Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

– Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства. )

– С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. ( С 18 лет)

Раздаются напечатанные слова, значения которых необходимо найти на других листах.

-право- система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство;

-мораль-совокупность представлений людей о добре и зле;

-демократия- власть народа;

-амнистия- частичное или полное освобождение от наказания ;

-кодекс – единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений;

-преступление- особо тяжкое противоправное действие;

-закон – нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством;

-гражданин – лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;

-импичмент – особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента;

3. Конкурс “Конституционные термины”.

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:

– русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,

-одно из значений – построение;

-в биологии – индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

-на латинском – установление;

-в политике – основной закон государства;

2 термин: (государство)

-имеет свою структуру;

-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

-появилось в глубокой древности;

-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 термин (республика)

-возникла в Древней Греции;

-на латыни – общественное дело;

-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

-это форма правления;

-бывает парламентской и президентской;

4 термин (налог)

– устанавливает государство;

-в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

-при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

-идёт на содержание госструктур, армию, образование;

-по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

-Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)

-Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)

-Форма правления в России? (Республика)

-Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)

-Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

-Назовите основные символы государства. ( Герб, гимн, флаг. )

-Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. )

Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)

Задание 1.  Сказка В. ГАРШИНА  «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А. ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства  личности.

Задание 3. Сказка Ш. ПЕРРО «ЗОЛУШКА».  Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А. ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ».  Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».  Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

«Вопрос – ответ» – дополнительный материал.

Вопросы.1. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках).

2. Объясните, что такое гимн? (Торжественная песня)

3. На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Так кто изображен на щите? (Святой Георгий-Победоносец).

4. Конечно, герб России претерпевал множество изменений. Добавлялись и исчезали какие-то детали, изменялся цвет. А как вы думаете, на герб какой эпохи более всего походит герб России? (На герб петровских времен).

5. Где описан государственный герб России и порядок его официального использования? (В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 25 декабря 2000 года).

6. Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России (Красный, синий, белый; Белая – свобода, откровенность, благородство. Синяя – Богородица, верность, честность. Красная – державность, мужество, смелость, любовь).

7. Чаще всего закон закреплен в виде официального документа, но есть законы, которые соблюдаются всеми, хотя нигде не прописаны. Такая же ситуация – с Конституцией в одной европейской стране. Назовите это государство Западной Европы, в котором нет документа «Конституция»? Великобритания

«Моя родина – Россия».

Команде предлагается ответить на большее количество вопросов за ограниченное время.

Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом будьте патриотами!

Факты, поправки и сценарии классных часов

Только каждый десятый россиянин «достаточно хорошо знает» основной закон страны – так показал опрос «Левада-центра». Рассказываем о поправках 2020 года и увлекательных фактах о Дне Конституции, который отмечается в России 12 декабря.

10 декабря 2021

Конституция – это ядро всей российской правовой системы. Она обладает прямым действием и имеет высшую юридическую силу над всеми остальными законами, определяет их смысл и содержание.

Инфографика из учебного пособия для 9-11-х классов.

Сколько было конституций?

Действующая Конституция является пятой по счету из принятых в нашей стране. Ей предшествовали Конституция РСФСР 1918 года и первая Конституция СССР 1924 года, далее наша страна жила еще по двум высшим правовым актам: «сталинской» Конституции 1936 года и «брежневской» – 1977 года.

Главная ценность – права человека

Инфографика из учебного пособия для 9-11-х классов.
Диаграммы составлены на основе результатов социологических исследований, проведенных в 2018 году.

Высшая ценность, закрепленная в нашей Конституции – «человек, его права и свободы», а, например, в Сирии – «мученичество ради родины».

Кто главный в стране?

В соответствии с основным законом России президент считается главой государства. В европейских странах, например, Франции и Германии, понятие «лидер страны» отсутствует. Верховное руководство в Великобритании и Бельгии принадлежит королевским семьям, которые, однако, выполняют только представительские функции.

Только по-русски

Текст Конституции содержит только слова русского происхождения – в нем вы не найдете таких заимствований, как «спикер», «парламент», «импичмент» или «сенаторы». Однако в конституциях бывших советских республик эти понятия встречаются.

Космическая Конституция

Главный закон отправился на станцию «Мир» в 1999 году, а в 2005 году другой экземпляр находился на борту МКС. Всего в космосе Конституция провела 329 дней.


День Конституции в России

Моя конституция. Учебное пособие. 1-4 классы

В учебном пособии «Моя конституция» младшим школьникам рассказывается о Конституции Российской Федерации — основном законе государства, о том, какое влияние она оказывает на жизнь каждого гражданина. Патриотизм, любовь к Родине, уважение ко всем людям, сохранение культурного и духовного многообразия, обеспечение и защита прав граждан — об этом пойдёт речь в настоящей книге. Богатый иллюстративный материал, интересные вопросы и задания способствуют формированию интереса к изучаемому материалу, осознанию учащимися начальных классов социальной роли граждан нашей страны.

Поправки 2020 года

Летом 2020 года в России прошло общероссийское голосование по поправкам к Конституции. Разберем некоторые из них.

Изменения направлены на усиление социальной защиты людей, многие поправки связаны с укреплением института семьи и государственными гарантиями для самых маленьких граждан, которые стали «важнейшим приоритетом государственной политики России».

Другие поправки связаны с федеративным устройством и закрепляют суверенитет России, а также встают на защиту нашей многовековой истории. Еще вносятся значимые изменения в отношении президента, Государственной думы, Совета федерации и судебной системы страны.

Так, например, президент сможет самостоятельно назначать на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти и увольнять премьера. А чтобы назначить премьера на должность, Государственная дума должна будет окончательно утвердить его кандидатуру. Также Госдума будет в праве утверждать вице-премьеров и министров – за исключением министров иностранных дел и силовой структуры.

Статья 67 дополнена частью 2.1. Конституцией будут защищаться границы и территория нашей страны. В главном документе России теперь закреплен запрет на изменение границ и отдавание территорий. Выступать с предложениями об отдаче территорий страны тоже запрещено.

«2.1. Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются».

Конституция теперь содержит статью 67.1, в которой говорится о тысячелетней истории нашего государства и преемничестве, а также о защите исторической правды и детях как о приоритете государственной политики.

«3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается».


День Конституции в России

Наша конституция. Учебное пособие. 9-11 классы

Пособие для старшеклассников «Наша Конституция» рассказывает об истории конституций нашей страны, причинах совершенствования Конституции 1993 года. В пособии раскрываются поправки, внесенные в результате общенародного голосования летом 2020 года и их роль в укреплении современного российского государства и его институтов, сохранении наших культурных и духовных ценностей.

Статья 68 изложена в новой редакции и дополнена еще одним пунктом:

«Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством».

А русский народ теперь носит статус государствообразующего.

Глава 3 Конституции дополнена статьей 79.1:

«Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства».

В подборке – лучшие методические разработки классных часов и внеклассных мероприятий
ко Дню Конституции

Для дошкольников и младшеклассников

Для школьников с 5 по 11 классы

Внеурочная деятельность (конкурсные работы)

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Внеурочное мероприятие для 7 класса, посвященное Дню Конституции в РФ.

Цель: формирование у учащихся понимания значения Дня Конституции, Конституции как главного и основного закона в РФ, значимости государственных символов РФ;

Оформление: Конспект внеклассного мероприятия, мультимедийная презентация, тексты конституций, компьютер, электронная доска(экран).

Технологии: личностно-ориентированная, технология системно-деятельностного подхода в учебном процессе, технология обучения в сотрудничестве, ИКТ-технология, технология реализации межпредметных связей в учебном процессе, здоровьесберегающая технология.

При подготовке внеурочночного мероприятия все вышеперечисленные технологии были использованы, и соответствуют ФГОС.

Формы организации деятельности детей: индивидуальная, работа в группе, учебное сотрудничество, взаимодействие с одноклассниками и учителем.

Ход урока

Добрый день, ребята! Скажите пожалуйста, какими документы вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность?

(паспорт, свидетельство о рождении)

Какую информацию можно извлечь из паспорта.

(ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).

Скажите, а какой документ будет подтверждать положение ученика? (дневник)

Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ?

Совершенно верно, таким документом является Конституция. И тема сегодняшнего нашего мероприятия Слайд1:«День конституции в РФ».

Самым важным документом для нашего государства, является Конституция. А с чем у вас ассоциируется это слово?

Давайте попробуем подобрать к нему ассоциации

Слайд 2:КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).

Конституция – Основной Закон государства

Герб, гимн, флаг и столица государства

Вопрос: В каком государстве и когда была принята первая Конституция? Слайд 3:”Конституция США 1787 г., Декларация прав человека и гражданина 1793 г. Франция”.

Вопрос: Когда в России поставил вопрос о введении Конституции?

Слайд 4:Ответы с мест: “1. декабристы – Конституция Муравьева; законопроект Павла Пестеля. 2. Манифест 17 октября 1905 г.”

После 1917 года было 4 советских Конституции(1918,1924,1936,1977), они часто менялись, так как они носили идеологический характер. С распадом СССР советские Конституции изжили себя и 12 декабря 1993 г., прошел референдум – всенародное голосование, где была принята первая российская конституция.

Как основной закон страны, она обладает высшей юридической силой.

С 19 сентября 1994 года День конституции стал общегосударственным праздником.

Главное для нас уяснить, почему же так важен этот день? (Варианты детей)

Учитель: Конституция – это основной закон государства. В нём написаны правила, по которым живут все россияне.

Вопрос классу: Какие свободы есть у каждого гражданина нашего государства?(варианты детей)

Учитель: наши свободы – свобода слова, вероисповедания и совести. Мы не должны ущемлять своими действиями других людей, так же как и нас, не должны ущемлять. К примеру, свобода слова– каждый из нас имеет право искать, собирать и распространять информацию, но не обладает правом вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну.

У каждого из нас есть обязанности, записанные в Конституции РФ.

Вопрос классу: как вы думаете, какие это обязанности?

Учитель: Одни из главных обязанностей – охранять Родину, сохранять природу и окружающую среду.

Учитель: Какие символы вы можете назвать?

Ученики: Государственные символы России – это флаг, герб и гимн. Слайд5.

Учитель: Предлагаю вам, встать со своих мест и как настоящие патриоты нашей страны послушать гимн России. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны

Звучит гимн

Учитель: а теперь предлагаю немного отвлечься и поиграть!

Слайд 6: Игра «Да!Нет!»

День конституции отмечается 12 сентября?(нет)

Рабство в современном мире недопустимо?(да)

Действующая конституция РФ была принята в 1993 году?(да)

Имеет ли право человек защищать себя в суде?(да)

Можно ли покинуть страну, а затем вернуться назад?(да)

Имеет ли человек право на свободный выбор профессии?(да)

Защищает ли закон матерей и младенцев?(да)

Главой нашей страны является премьер министр?(нет)

Референдум-это всенародное обсуждение(да)

С 14 лет можно самостоятельно осуществлять свои права в полном объеме?(нет)

Учитель: Вспомним, что означают цвета нашего флага?(варианты детей)

Слайд 8: Флаг России выглядит так,

Белый цвет – за Отечество

Синий цвет – Верность

Красный цвет – Отвага, битва за веру.

Флаг России – триколор

Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.

Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.

Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет!

(И. Агеева)

Учитель: Вспомним о гербе РФ. Слайд 9

Сообщение ученика о значении символики герба .

Учитель : Давайте поиграем!Слайд 10

Игра: «Разгадай всех жителей».

Сегодня мы только начали изучение Конституции РФ, но это не последняя встреча и разговор об этом документе. Надеюсь, для вас останется важным знание и исполнение законов в своей стране.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *