ДЕЛЬФИЙСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Муниципальное    бюджетное   общеобразовательное    учреждение

«Горная средняя школа»

662173, Красноярский край, Ачинский район, п. Горный, ул. Новая, 18.

Директор МБОУ «Горная СШ»

Коваленко Л. В. /__________/

Приказ № ___ от

ПРОГРАММА РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

На 2018-2029 учебный год

Программа разработана на основе следующих документов:

Цель: Создание в школе условий, направленных на предупреждение девиантного и асоциального поведения, среди подростков.

1. Научить подростков осознавать последствия девиантного, асоциального поведения.

2. Сформировать у подростков мотивацию на обучение,   личностное развитие.

4. Развить у обучающихся стремление к здоровому образу жизни.

5. Оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку ребёнку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

6. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы).

Сроки реализации программы: 1 год

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы учащихся.

Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

Девиантное поведение подразделяется на две категории:

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор необходимой информации о нем. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа и т.д.

Второй    этап  – анализ полученной информации. На основе анализа определяется, сколько детей нуждаются в неотложной помощи, каким детям необходима психолого-педагогическая поддержка, кому необходима экстренная социальная помощь и т. д.

совместная разработка плана решения проблемы: выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого проблемного учащегося.

консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.

– решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

анализ выполненных рекомендаций всеми участниками. Что удалось? Что не получилось? Почему?

отслеживание и дальнейший анализ результатов выполнения плана решения проблемы развития ребенка. ( Что мы делаем дальше?)

Ключевым специалистом “в первом круге помощи” выступает классный руководитель, оказывающий ребенку педагогическую поддержку. Эффективность помощи на этом уровне возрастает, если к ней подключается социальный педагог, педагог-психолог.

Главные педагогические задачи, которые должен выполнять каждый из указанных выше работников, следующие:

Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося)  поведения.

Фактор риска – это связь между характеристикой индивида, группы или среды и повышенной вероятностью нарушений в определенный момент времени.

Семейные факторы риска: конфликты в семье, отсутствие дисциплины, безнадзорность, физическое и психологическое насилие в семье, родители, употребляющие алкоголь и наркотики.

Индивидуальные факторы риска: низкая самооценка, агрессивность, положительные установки по отношению к наркотикам, плохая успеваемость, нарушения поведения, застенчивость.

Факторы риска в обществе: жизнь в обществе, способствующая употребления табака, алкоголя и наркотиков, отсутствие поддержки со стороны общества, нищета и экономическая нестабильность, доступность наркотиков.

Факторы риска в группе сверстников: давление сверстников, друзья употребляющие ПАВ, нежелание учиться.

Школьные факторы риска: плохая успеваемость, низкий моральный уровень учителей и учеников, нормы способствующие употреблениюПАВ, неуважительное отношение к образованию.

по организации раннего предупреждения и коррекции девиантного поведения детей и подростков

на 2018-2019 учебный год.

Схема взаимодействия с районными и местными организациями

Ожидаемые конечные результаты

– Педагогические показатели – повышение мотивации учения, сохранность контингента учащихся «группы риска», их успеваемость, дисциплина, включенность во внеклассные занятия, улучшение показателей развития, уровня облученности, снижение педагогической запущенности.

– Социально-психологические показатели – улучшение психоэмоционального состояния, положительное изменение образа «Я», сглаживание отклонений в поведении, социальная адаптация, как результат успешной социальной личности.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR IN STUDENTS IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS

Маркова Валерия Витальевна

институт физической культуры и спорта Оренбургский государственный педагогический университет

г. Оренбург, Россия Markova Valeria Vitalievna student

institute of physical culture and sports Orenburg State Pedagogical University

Лапшова Юлия Николаевна

г. Оренбург, Россия Lapshova Yulia Nikolaevna student

Научный руководитель: Суздалева Алла Михайловна

старший преподаватель кафедра безопасности жизнедеятельности физической культуры

и методики преподавания безопасности Оренбургский государственный педагогический университет

г. Оренбург, Россия Supervisor: Suzdaleva Alla Mikhailovna senior lecturer

department of life safety of physical culture and safety teaching methods

Аннотация. В статье рассматривается профилактика девиантного поведения у обучающихся в общеобразовательных организациях. Также, проведена практическая часть исследовательской работы на основе учеников МБОУ «Ташлинская СОШ» Таш-линского района Оренбургской области.

Abstract. The article deals with the prevention of deviant behavior in students in general

education organizations. Also, the practical part of the research work was carried out on the basis of students of the MBOU «Tashlinskaya SOSH» of the Tash-linsky district of the Orenburg region.

Ключевые слова: профлактика, девиантное поведение, общеобразовательные организации.

Keywords: proflactics, deviant behavior, educational organizations.

Рост в последние три года числа особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, говорит о серьезных недостатках в борьбе с подростковой преступностью. Рост в последние три года (2018-2020 гг.) числа особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, говорит о серьезных недостатках в борьбе с подростковой преступностью.

По данным прокуратуры, несовершеннолетние в России ежегодно совершают или участвуют более чем в 40 тысяч преступлений. Большинство несовершеннолетних, или 83%, в 2019 году совершили преступления против собственности, 8% против жизни и здоровья и более 4% – это преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. О серьезности ситуации говорит и выросшее почти до 145 тысяч число подростков, поставленных в 2020 году на учет подразделениями по делам несовершеннолетних. Из них более чем 70 тысяч совершили административные правонарушения, не достигнув 16-летнего возраста.

Университет прокуратуры РФ не просто проанализировал криминальную статистику, но и разработал психологический портрет личности малолетнего преступника, который по многим параметрам существенно отличается от взрослых «кол-лег». Особенности их возраста – это недостаток жизненного опыта, повышенная внушаемость, сочетающаяся с оппозиционным отношением к запретам и предписаниям. А также максимализм, преимущественная ориентация на неформальную группу, стремление к самостоятельности и самоутверждению, неустойчивость самооценки. Стабильно высоким остается удельный вес несовершеннолетних, раньше уже совершавших преступления.

Подростковый возраст является сложным периодом жизни.

Это проявляется в том, что подросткам сложно выдерживать критику, они проявляют агрессию и начинают проявляться склонности к насилию. В подсознании происходят переосмысления ценностей. Иначе говоря, для подростков понятие «самообладание», «дисциплина», «бескорыстие» во теряют свою значимость. Для несовершеннолетних характерна значительно более высокая доля групповых преступлений, чем для взрослых преступников. Так, ежегодно почти половина несовершеннолетних, совершивших преступления, действовали в группе.

Следует отметить важность в профилактике девиантного поведения и в воспитании детей института семьи. Ребенок как губка впитывает все, что видит в своей семье, и часто в будущем ведет себя в соответствии с полученными сценариями.

Значимость института образования не менее важна, так как в образовательной организации подросток вступает в контакт со сверстниками и может себя, в зависимости от ситуации и окружающей огбстановки, подвергать негативному воздействию, направленного с их стороны.

Актуальность нашего исследования обозначена многогранностью и разносторонностью вопроса психологического и социального развития подрастающего поколения. Весьма неблагоприятно могут выразиться эти факторы во взаимосвязи социума и ребенка.

Актуальность и социальная важность проблемы профилактики девиантного поведения в подростковой среде предопределили тему нашего исследования.

Теоретическое обоснование современной проблемы профилактики девиантного поведения определило направление проведения практической части исследовательской работы. Данная работа проводилась в МБОУ «Ташлинская СОШ» Таш-линского района Оренбургской области. В исследовании принимал участие шестой класс в количестве 21 человека. Возраст учащихся составил 11-12 лет. Основная цель исследовательской работы заключается в выявлении подростков с девиантным поведением для дальнейшей профилактической работы с этими обучающимися.

Для разработки комплекса внеклассных мероприятий по исследуемой проблеме нами проведлена пилотажная диагностика на выявление девиантного поведения у обучающихся

На рисунке 1 приведены результаты тестирования подростков на выявление склонности к девиантному поведению. Анализ полученных результатов свидетельствует о наличии учащихся с выраженным девиантным поведением, что и подтверждает педагогическое наблюдение.

Социально обусловленное (СО) поведение обнаружено у всех обучающихся 6 класса. Делинквентное поведение (ДП) обнаружено у 3 обучающихся, у 2 обучающихся обнаружена предрасположенность к делинквентному поведению, 3 учащихся уже с сформированной моделью зависимого поведения (ЗП), 1 учащийся предрасположен к зависимости. Сформированная модель агрессивного поведения у двоих подростков, 1 из них склонен к агрессивному поведению (АП). Как не странно склонность к суицидальному поведению (СП) обнаружено у 10 учащихся, что не подтвердилось наблюдением.

I сформирована обнаружена отсутствуют

Рис. 1 Анализ первичной диагностики девиантного поведения учащихся 9 класса в МБОУ «Ташлинская СОШ»

В наше время вопрос девиантного поведения весьма обострен. Эта проблема затрагивает не только педагогов, ученых, психологов, родителей, но и сотрудников правохранительных органов. Очень сильно возрасла детская преступностью, что в целом не может отразиться на обшестве в целом. Поэтому много надеж возлагается на совместную работу педагогов в общеобразовательных организациях и родителей обучающихся. Педагоги имеют возможность реально оценить ситуа-цию, поскольку родители не всегда в состоянии вовремя заметить отклонения в поведении своих детей. Порой любящие родители просто не хотят верить, что их ребенок ведет себя неадекватно, не укладываясь в рамки дозволенного морального поведения. Педа-гоги и специалисты общеобразовательных организаций должны быть с родителями в тандеме, устанавливать контакт, держать в курсе событий и оказывать поддержку и помощь. Только таким образом можно вовремя заметить девиантное поведение, которое развивается не сразу.

1. Аронсон Э. Социальная психология: психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон. – Москва : Прайм-Еврознак, 2016. – 558 с.

2. Бахтин Ю. К. Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования личности / Ю. К. Бахтин, Р. С. Толпова // Педагогика высшей школы. – 2016. – № 3.1. – С. 35-38.

3. Белов В. Г. Здоровье подростков как психолого-социальная категория / В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2011. – Т. 16. – С. 82-88.

4. Белов В. Г. Проблемная семья как предиктор девиантного поведения у подростков / В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2010. – Т. 14. – С. 11-15.

5. Дубинин С. Н. Предупреждение и преодоление девиантного поведения детей

и подростков в образовательных учреждениях / С. Н. Дубиин // Вестник Самарского государственного университета. – 2008. – № 4. – С. 307-313.

6. Макартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения : учеб. пособие для подростков и их родителей / Г. И. Макартычева. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с.

Профилактика и предупреждение девиантного поведения.

Рекомендации педагогам по работе с девиантными подростками

— это поведение, отклоняющееся от общепринятых,

социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в обществе

В зависимости от уровня вреда, причиняемого интересам общества, группы или личности различают несколько видов девиантного поведения:

1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.

2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Можно выделить такие разновидности девиантного асоциального поведения:

– преступность – наиболее опасное отклонение от социальных норм, приобретает особенное распространение в молодежной среде.

– пьянство и алкоголизм приобрели значительное распространение среди молодежи. По данным исследований, 70-80% опрошенных уже пробовали употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет.

– самоубийства, уровень совершения которых, как показывают исследования, повышается в период экономических и социальных кризисов. Резкие изменения в обществе приводят к снижению адаптивных возможностей человека. Подростки и молодые люди совершают самоубийства из-за недоразумений, конфликтов в семье, несчастливую любовь и т.д. Много самоубийств связаны с асоциальным поведением личности (наркоманией, алкоголизмом, проституцией и др.).

Кроме прочего, сегодня можно встретить следующие девиантные формы поведения детей: трудоголизм; клептомания; игровая и компьютерная зависимость у подростков пищевая зависимость (булимия, анорексия); сексуальные девиации (педофилия, зоофилия, некрофилия), грессия у подростков, низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе, конфликты в семье, убегание из дома, мелкие проступки на уровне нарушения норм дисциплины и общественного порядка.

Для диагностики девиантного поведения используют психологические тесты, личностные методики – опросник Айзенка, опросник Баса–Дарки, методики определения уровня тревожности и др.

Профилактика девиантного поведения.

Задачи профилактики девиантного поведения:1) формирование ценностного отношения к правилам и социальным нормам;2) формирование ценности здорового образа жизни;3) развитие позитивных жизненных смыслов и способности к целеполаганию;4) повышение компетентности и социальной успешности личности в жизненно значимых сферах активности;5) включение личности в поддерживающую социальную группу, имеющую позитивные социальные цели;6) развитие навыков продуктивной саморегуляции, прежде всего за счет повышения осознанности собственного поведения, продуктивных стратегий совладания со стрессом;7) своевременная коррекция нарушенных межличностных отношений и формирование межличностной компетентности.

В качестве объектов профилактики девиантного поведения одновременно с детьми и подростками должны рассматриваться:• детско-подростковые коллективы;• педагоги и специалисты образовательных учреждений;• педагоги и специалисты учреждений дополнительного образования (кружки, спортивные секции);• волонтеры из числа подростков и молодых людей;• социальные работники;• организаторы молодежных объединений;• чиновники и законодатели

К методам профилактики девиантного поведения относят:

Любая программа психологической профилактики девиантного поведения включает в себя несколько основных блоков, среди которых:

При этом профилактическая работа должна иметь

1) комплексный характер (воздействие на комплекс факторов);2) адресность (учет возрастной, тендерной и социально-психологической специфики целевой группы);3) массовость (приоритетность групповых форм работы);4) позитивность (минимизация риска негативных результатов, акцент на факторах резистентности и ресурсах личности);5) личная заинтересованность и ответственность участников психопрофилактической работы;6) устремленность в будущее (оценка последствий девиантного поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без агрессивного поведения);7) профессиональная компетентность (необходимость целенаправленной подготовки специалистов).

Позиция педагога в ситуациях взаимодействия с девиантными подростками

И, наконец, педагогу важно научиться различать:

СПОСОБЫ ОСТАНОВКИ И ПРЕЛОМЛЕНИЯ НЕАДЕКВАТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

При остановке неадекватного поведения педагог должен знать, что нельзя говорить длинные предложения, фразы, повышать голос, кричать.

Поведение должно быть максимально спокойным, движения замедленными, жестикуляция сведена до минимума. Лучше всего пользоваться короткими наставлениями.

Вступление в контакт может происходить следующим образом: скажите что-то положительное, что-то о том, чем подросток занимается или занимался, упомяните что-нибудь нейтральное и назовите чувство.

Во время инцидентов и кризисов вступление в контакт может быть затруднено. В таком случае лучше всего говорить о том, чем занимается подросток, или вступить в контакт нейтральным образом, например: «Петр, хочу тебе что-то сказать». Другая возможность — обозначить чувство (например: «Мне показалось, что ты на что-то сердишься?»).

При использовании короткого наставления важно помнить следующее:

Некоторые физические методы. При физическом превосходстве один или более педагогов физический контакт с подростком для того, чтобы предотвратить серьезное неадекватное поведение, которое послужило (или может послужить) возникновению инцидента или кризисной ситуации и при котором словесные наставления не помогли, Действия, включающие в себя толчки, удары и выкручивание рук, — недопустимы. Вместо этого используются давление и направление.

При давлении используются сила и вес собственного тела для погашения определенных движений подростка. Во время подобных действий педагог продолжают давать короткие наставления, и сами соблюдают уже ранее названные пять основных принципов. При этом он продолжает говорить, так как бессловесное физическое воздействие производит тяжелое угрожающее впечатление.

Направление является разновидностью давления, которое направляется на то, чтобы подростка самого или какую-нибудь часть его тела, в основном — руку, отвести в нужную сторону.

Отделение производят для того, чтобы на какое-то время оградить подростка от ситуации, в которой он находится, с тем, чтобы он не подвергался воздействию определенных возбудителей и был в состоянии вести себя более адекватно.

1) вступите в контакт;

2) назовите неадекватное поведение и попросите прекратить;

Возвращая подростка в обычную ситуацию, педагог должен помнить о следующем:

ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (HUMANITARIAN SCIENCES) УДК 377

аспирант ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (Россия, г. Челябинск)

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация: в данной статье рассматривается вопросы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. В связи со сложностью нарушений поведенческого характера, следствием которых является девиантное поведение подростков, их предупреждение и профилактика требует организованного комплекса мер профилактического воздействия, в том числе медицинского, психолого-педагогического и социального. Отмечается, что профилактика девиантных форм поведения в образовательных организациях среднего становится важнейшей задачей при организации образовательного и воспитательного процесса данных учреждений

В заключении говорится, что деятельность специалистов, работающих с детьми и подростками с девиантным поведением, прежде всего, должна быть направлена на формирование у них социально терпимого поведения, которое бы не причиняло вред ни обществу, ни самой личности.

Ключевые слова: девиантное поведение, социализация подростков, методы и формы профилактического воздействия, профилактика, коррекционная работа.

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних – это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Психолого-педагогическое воздействие – это ряд профилактических мер, которые направлены на устранение внешних и внутренних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные отклонения в развитии детей.

Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних должна составлять комплекс общих и специальных мер на различных уровнях: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. На сегодняшний день в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” создана государственная система профилактики, в которую входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы, а также органы профилактики в образовательных учреждениях.

Но, несмотря на предпринимаемые меры, с каждым годом в средних профессиональных образовательных организациях неуклонно растет число обучающихся с девиантным поведением. Это связано, в том числе, и с тем, что школы стараются избавиться от «трудных детей», которые доставляют много проблем и портят положительную статистику учебного заведения. Кроме того, возраст детей со сформированным девиантным поведением становится все меньше. Таким образом, они попадают в средние профессиональные учебные заведения не на начальной стадии формирования отклоняющегося поведения, когда его коррекция не так сложна, а уже со сложившимися формами девиантного поведения.

Поэтому профилактика девиантного поведения в средних профессиональных образовательных учреждениях становится важнейшим

фактором организации образовательного и воспитательного процесса данных учреждений.

Это связано с тем, что работая с детьми и подростками, имеющими девиантные формы поведения, необходимо понимать, что такое девиантное поведение, какие формы оно имеет, что является причинами такого поведения. Также специалисту, работающему с «трудными» детьми и подростками необходимо владеть методиками психолого-педагогической диагностики для изучения индивидуальных особенностей несовершеннолетних и последующего формирования путей коррекционной и воспитательной работы с такими детьми.

«Одним из таких путей является социализация. Социализация подростков данной категории – это прежде всего комплексная, многоуровневая система действий, направленных на возвращение их в общество. Она заключается в обучении тому, как строить взаимоотношения с окружающими людьми и миром, включает профилактику и коррекцию отклонений в его развитии. Совместными усилиями родителей, психологов, социальных педагогов, классных руководителей необходимо принимать меры к ранней коррекции отклоняющегося поведения через ряд направлений: определение способностей и перспективы развития ребенка демонстрация ребенку общей поддержки; организация досуга во внеурочное время; выделение комплексов,

Всемирная организация здравоохранения, формулируя понятие профилактики, выделяет первичную, вторичную и третичную профилактики.

Первичная профилактика, как правило, проводится среди широких слоев детей и подростков и направлена на формирование общепринятых социальных и правовых норм поведения, а также она должна способствовать устойчивости детей и подростков к влиянию негативных факторов, формирующих отклоняющееся поведение

Во время вторичной профилактики выявляются и корректируются нервно-психические нарушения в развитии подростков, а также проводится дополнительная работа с несовершеннолетними, имеющими склонность к девиантному поведению, но без его проявлений в настоящее время.

Задачей третичной профилактики является лечение нервно-психических расстройств, которые провоцируют нарушения поведенческого характера, а также предупреждение рецидивов у подростков с сформированным девиантным поведением и их социализация в современном обществе.

Многочисленными исследованиями установлено, что наиболее эффективная профилактическая работа тогда, когда она устраняет условия и причины, формирующие девиантное поведение, а также тогда, когда отклоняющееся поведение находится на начальной стадии своего развития.

С целью выявления на ранних этапах предрасположенности несовершеннолетних к различным формам девиантного поведения необходимо использование разнообразных диагностических методов: наблюдение, анкеты, проективные и тестовые методы.

Главным условием успешной профилактической работы среди несовершеннолетних считается необходимость следования ее основным принципам:

^ последовательность; ^ своевременность;

^ адресность, дифференцированность (учет индивидуальных особенностей);

^ массовость (использование групповых форм работы); ^ использование положительной информации; ^ сведение к минимуму неблагоприятных последствий; ^ личный интерес и обязательность участников; ^ максимальная активность личности;

^ стремление в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения).

Работая с детьми с отклоняющимся поведением важно понимать, что для эффективной работы необходима система психолого-педагогического воздействия. Деятельность педагога должна оказывать влияние на поведение, чувства и эмоции обучающегося для воздействия на него, окружающую его социальную среду, а также формирование позитивных ценностей.

Хочется отметить, что методы представляют собой способы взаимосвязанной деятельности педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка.

Педагогические методы: Психотерапевтические методы:

1. Методы общественного влияния: а) коррекция активно-волевых дефектов; б) коррекция страхов; 1. Внушение и самовнушение. 2. Гипноз. 3. Метод убеждения.

в) метод игнорирования; 4. Психоанализ

г) метод культуры здорового смеха;

д) коррекция навязчивых мыслей и

е) коррекция бродяжничества;

2. Специальные или частно-

3. Метод коррекции через труд

4. Метод коррекции путем

рациональной организации детского

Важно подчеркнуть, что особенность работы педагога с детьми с девиантным поведением предполагает деятельность в следующих направлениях:

• Перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей).

• Воспитание у несовершеннолетнего нравственно-правового самосознания.

• Формирование у подростка реальной самооценки, умения критически относиться к себе.

• Развитие эмоциональной сферы: формирование волевых качеств, умение управлять собой, правильное реагирование на педагогические воздействия.

• Привлечение подростка к социально значимым видам деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности.

• Организация педагогического влияния на мнение окружающих.

• Формирование благоприятного социально-психологического климата.

• Организация ликвидации пробелов в знаниях.

«При организации профилактической работы с подростками с девиантным поведением необходимо выделить основные этапы коррекционной работы:

1. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения.

3. Выбор методов и технологий коррекционной работы.

4. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы.

5. Разработка программы социопсихокоррекционной работы с детьми и молодежью.

6. Осуществление этой программы.

Для наибольшей эффективности необходимо использовать различные формы и методы профилактической работы в каждом отдельном случае, при этом нужно исходить из возможности уделить внимание каждому обучающемуся.

А. В. Давыдова предлагает следующие формы профилактической работы:

«Во-первых, это организация социальной среды – создание окружения воспринимающего подростка с положительной стороны. Через социальную

рекламу формировать установки на здоровый образ жизни и трезвость, используя специальные программы. Необходима работа с молодёжной субкультурой в форме различных движений, таких как, например, “Молодёжь против наркотиков”.

Во-вторых, необходимо информирование в форме лекций, бесед, видео-и телефильмов с целью воздействия на когнитивные процессы личности для повышения её способности к принятию конструктивных решений. При этом использовать информацию, подтверждённую статистическими данными.

В-третьих, активное обучение социально-важным навыкам в форме групповых тренингов (тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию, тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения, тренинг формирования жизненных навыков).

Четвёртая форма работы с подростками – организация деятельности, альтернативной девиантному поведению (походы в горы, спорт, религиозно -духовная, благотворительная деятельность).

Пятая форма – организация здорового образа жизни, предполагающего регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.

Шестая форма – активизация личностных ресурсов, например, арттерапия.

В профилактической работе важную роль играет также выявление и исследование всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, которые определяют механизмы их поведения, отклоняющегося от общепринятых социальных и правовых норм. Профилактическая работа необходима во всех сферах жизнедеятельности несовершеннолетних.

В связи со сложностью нарушений, следствием которых является девиантное поведение подростков, их предупреждение и профилактика требует организованного комплекса мер профилактического воздействия, в том числе медицинского, психолого-педагогического и социального.

Поэтому деятельность специалистов, работающих с детьми и подростками с девиантным поведением, прежде всего, должна быть направлена на формирование у них социально терпимого поведения, которое бы не причиняло вред ни обществу, ни самой личности. При этом педагогу необходимо помнить, что формированию такого поведения, в первую очередь, способствует доверительное отношение к ребенку и принятие его таким, какой он есть, миром взрослых. Важно, чтобы дети чувствовали и понимали, что они нужны и полезны как конкретным людям, так и всему обществу.

post-graduate student of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University (Russia, Chelyabinsk)

Abstract: this article discusses the issues of prevention of deviant behavior of minors. Due to the complexity of behavioral disorders, the consequence of which is the deviant behavior of adolescents, their prevention and prevention requires an organized set of preventive measures, including medical, psychological, pedagogical and social. It is noted that the prevention of deviant forms of behavior in secondary educational institutions is becoming the most important task in the organization of the educational and educational process of these institutions

The conclusion says that the activities of specialists working with children and adolescents with deviant behavior, first of all, should be aimed at forming socially tolerant behavior in them that would not harm either society or the individual himself.

Keywords: deviant behavior, socialization of adolescents, methods andforms ofpreventive influence, prevention, correctional work.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *