Центры лаковой миниатюры
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Главная фотография: Losevsky Pavel / фотобанк «Лори»
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 марта 2019;
проверки требует 1 правка.
«Трельяж», дизайн для обоев (1862)
Декоративно-прикладное искусство России, почтовый конверт
К русскому термину (в западноевропейской историографии словосочетание «декоративно-прикладное искусство» не используется, лишь изредка: английское «applied art») ближе всего немецкий термин «angewandte Kunst» («поворотное, обращаемое искусство»). Близкое определение: «Kunsthandwerk» (нем. «ручное искусство»), аналогичное старорусскому «рукомеслó».
Область декоративно-прикладного искусства следует также отделять от монументально-декоративного искусства (монументально-декоративной росписи, фрески, декоративной и орнаментальной лепки, сграффито, мозаики, витража), хотя связь между ними, безусловно, существует.
У. Моррис. Рисунок для обоев. 1862
Волк. Деревянная мозаика (инкрустация)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 июля 2019; проверки требуют 47 правок.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. — «украшаю») — вид художественного творчества, который охватывает различные разновидности профессиональной творческой деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную, эстетическую и художественную функции. Этот собирательный термин условно объединяет два обширных вида искусства: декоративное и прикладное. Иногда эту широкую область вместе с дизайном именуют предметным творчеством. В отличие от произведений изобразительного, или изящного искусства, предназначенных для эстетического и художественного восприятия и относящихся к чистому искусству, многочисленные произведения декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление (прикладное искусство) или служить украшением в широком смысле этого слова (декоративное искусство). В первом случае ключевым понятием является утилитарность или утилитарная функция, во втором — декор. В искусстве ХХ века функции традиционного декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и художественных ремесел (связанных с ручной обработкой материала — «рукомеслом») постепенно перенимал (но не замещал полностью) новый тип профессиональной творческой деятельности — дизайн.
Декоративно-прикладное
искусство
(от лат. deco
— украшаю) — широкий раздел искусства,
который охватывает различные отрасли
творческой деятельности, направленной
на создание художественных изделий с
утилитарными и художественными функциями.
Собирательный
термин, условно объединяет два обширных
рода искусств: декоративное и прикладное.
В отличие от произведений изящного
искусства,
предназначенных для эстетического
наслаждения и относящихся к чистому
искусству, многочисленные проявления
декоративно-прикладного творчества
могут иметь практическое употребление
в повседневной жизни.
Произведения
декоративно-прикладного искусства
отвечают нескольким характеристикам:
обладают эстетическим качеством;
рассчитаны на художественный эффект;
служат для оформления быта и интерьера.
Такими произведениями являются: одежда,
плательные и декоративные ткани, ковры,
мебель,
художественное стекло, фарфор,
фаянс,
ювелирные и другие художественные
изделия.
В академической литературе
со второй половины XIX века утвердилась
классификация
отраслей декоративно-прикладного
искусства по материалу (металл,
керамика,
текстиль,
дерево), по
технике выполнения
(резьба, роспись, вышивка,
набойка,
литьё, чеканка,
интарсия
(картины из разных сортов дерева) и т.
д.) и по
функциональным признакам использования
предмета (мебель,
посуда, игрушки). Эта классификация
обусловлена важной ролью
конструктивно-технологического начала
в декоративно-прикладном искусстве и
его непосредственной связью с
производством.
Декоративно-прикладное искусство известно с первобытных времен. Люди с древности украшали рукояти орудий насечками и наносили на разные предметы минеральные краски. Одним из самых ранних видов декоративно-прикладного искусства считается керамика. Например, в Японии целая историческая эпоха называется Дзёмон по одноименной технике украшения — ее название переводится как «веревочный орнамент» или «шнур». Такой декор был популярен у японцев более 10 тысяч лет назад. Древние мастера брали палочку или костяной стержень, наматывали на него шнур из нескольких нитей и катали по сырому глиняному изделию. Таким образом на сосудах и фигурках возникали причудливые узоры.
Позже декоративно-прикладное искусство получило особую роль в христианской культуре: многие предметы культа украшали драгоценными камнями, резьбой, литьем и вышивкой. Например, в Эрмитаже хранятся резные византийские пиксиды — круглые коробочки с крышками — VI века из слоновой кости с библейскими сюжетами. Древние греки хранили в них мази, косметику и украшения, а христианские священнослужители — просфору, особый священный хлеб.
Важное место декоративно-прикладное искусство заняло в культуре Возрождения. Европейские аристократы заказывали у мастеров изысканную мебель и текстиль. Например, в Италии художник Сандро Боттичелли расписывал свадебные сундуки кассоне; а позже, при дворе Людовика XV, в моду вошли пузатые комоды бомбе с маркетри — наборным рисунком из древесины разных пород.
В Российской империи к XVIII веку повсеместно открывались фарфоровые, гранильные, шпалерные фабрики, оружейные заводы, ювелирные и медноиздельные мастерские. Возникли эксклюзивные промыслы вроде тульской всечки, центры лаковой миниатюры с великолепными расписными шкатулками, табакерками, живописными коробочками для чая.
Многие художники занимаются декоративно-прикладным искусством и сегодня. Например, мастера села Федоскино расписывают сложные объекты: от шкатулок в виде усеченного куба до вееров со множеством пластин. В них они виртуозно соединяют форму предмета — объемы, грани, выдвижные части — и лаковую живопись.
•История и теория
изобразительного и декоративно-прикладного
искусства
Декоративно-прикладное
искусство
(от лат. decoro —
украшаю) — раздел декоративного
искусства, охватывающий создание
художественных изделий, имеющих
утилитарное назначение.
Декоративно-прикладное
искусство существовало уже на ранней
стадии развития человеческого общества
и на протяжении многих веков являлось
важнейшей, а для ряда племён
и народностей
основной областью художественного
творчества.
Древнейшим произведениям
декоративно-прикладного искусства
свойственны исключительная содержательность
образов, внимание к эстетике материала,
к рациональному построению формы,
подчёркнутой декором. В традиционном
народном
творчестве
эта тенденция удержалась вплоть до
наших дней.
Основные виды
декоративно-прикладного искусства
Холодный
батик
одна из разновидностей батика.
Эта техника росписи по ткани использует
специальный резервирущий
(ограничивающий растекание краски по
ткани) состав холодным, в отличие от
техники горячего
батика.
Горячий
батик
одна из разновидностей батика.
Узор создается с помощью расплавленного
воска или других подобных веществ.
Окрасив ткань и сняв воск, мы получим
белый или разноцветный рисунок на
цветном фоне.
Гобелен
один из видов декоративно-прикладного
искусства,
стенной безворсовый ковёр с сюжетной
или орнаментной композицией, вытканный
вручную перекрёстным переплетением
нитей. Гобелены ткутся из цветных
шёлковых
и/или шерстяных
нитей отдельными частями, которые затем
сшиваются между собой (часто отдельные
цветовые пятна).
Нитяная
графика
графическая
техника, получение изображения нитками
на картоне
или другом твёрдом основании. Нитяную
графику также иногда называют изографика
или вышивка
по картону. В качестве основания иногда
используется также бархат
(бархатная бумага) или плотная бумага.
Нитки могут быть обычные швейные,
шерстяные, мулине или другие. Также
можно использовать цветные шёлковые
нитки.
Вышивка
общеизвестное и распространенное
рукодельное
искусство украшать самыми разными
узорами всевозможные ткани и материалы,
от самых грубых и плотных, как, например:
сукно,
холст,
кожа,
древесная
кора,
до тончайших материй — батиста,
кисеи,
газа, тюля
и пр.
Древнерусское
лицевое шитье
вид декоративно-прикладного
искусства,
распространённый в эпоху Древней Руси.
Его сюжетные
изображения, близкие к художественному
и образному строю иконы
и фрески,
сочетаются с литургическими и вкладными
надписями. Вместе с тем лицевое шитье
имеет свои особенности, в их числе —
бóльшая, чем у многих других видов
изобразительного искусства, зависимость
от материала, технологии и функционального
назначения предмета.
Наиболее крупные
собрания произведений лицевого шитья
хранятся в Музеях
Московского Кремля,
в московском Историческом
музее,
в Русском
музее
в Санкт-Петербурге, в Сергиево-Посадском
и Новгородском
музеях.
Вязание
процесс изготовления изделий (обычно
элементов одежды)
из непрерывных нитей
путём изгибания их в петли и соединения
петель друг с другом с помощью несложных
инструментов вручную (вязальный крючок,
спицы,
игла) или на специальной машине
(механическое вязание).
Макраме
Техника этого узелкового плетения
известна ещё с древности. По некоторым
данным в Европу
макраме пришло в VIII—IX
веках с Востока. Эту технику знали в
Древнем
Египте,
Ассирии,
Иране,
Перу,
Китае,
Древней
Греции.
Развитию макраме
очень помог парусный флот. Издавна
моряки плели сети, сращивали с помощью
узлов
тросы, оплетали различные конструкции,
украшали плетёными покрышками рулевые
колёса. Известно около четырёх тысяч
морских узлов. Комбинации узлов очень
часто бывали необыкновенно сложными.
Многие морские узлы благодаря своей
красоте и оригинальности перешли в
художественное ремесло — макраме.
Получаемые узоры отличаются не только
красотой, но и прочностью. Недаром один
из основных узлов макраме — двойной
плоский — в древности называли
Геркулесовым узлом.
Ювелирное
искусство
это термин,
обозначающий результат и процесс
творчества художников-ювелиров, а также
всю совокупность созданных ими предметов
и произведений ювелирного искусства,
предназначенных в основном для личного
украшения людей, и изготовленных из
драгоценных материалов, таких, как
драгоценные
металлы
и драгоценные
камни.
Чтобы украшение или предмет можно было
однозначно причислить к ювелирике, это
украшение должно удовлетворять трём
условиям: в этом украшении должен быть
использован хотя бы один драгоценный
материал, это украшение должно иметь в
себе художественную ценность, и оно
быть уникальным — то есть оно не
должно тиражироваться изготовляющим
его художником-ювелиром.
Художественная
обработка кожи
1) Вид
декоративно-прикладного
искусства,
изготовление из кожи
различных предметов как бытового, так
и декоративно-художественного назначения;
2) отрасль текстильной
промышленности,
декорирование одежды,
обуви,
кож-галантерейных изделий
Христианская
оловянная миниатюра
современный
вид христианского декоративно-прикладного
искусства
по созданию миниатюрной
скульптуры
малых форм. Ремесло появилось в конце
XX века в России на фоне возрождения
жизни Русской Православной Церкви после
коммунистических гонений. Представляет
собой отдельное направление от
военно-исторической
оловянной миниатюры,
в котором используют сочетание
христианской
круглой скульптуры,
иконографии
и старинной технологии
оловянного литья
металлопластики.
Художественное
литье из благородных металлов, бронзы
и латуни
Художественное
литье из чугуна
Витраж
произведение декоративного искусства
изобразительного или орнаментального
характера из цветного стекла, рассчитанное
на сквозное освещение и предназначенное
для заполнения проёма, чаще всего
оконного, в каком-либо архитектурном
сооружении.
С давних пор витраж
использовался в храмах.
Мозаика
декоративно-прикладное
и монументальное
искусство разных жанров, произведения
которого подразумевают формирование
изображения посредством компоновки,
набора и закрепления на поверхности
(как правило — на плоскости) разноцветных
камней, смальты,
керамических плиток и других материалов.
Набойка
вид декоративно-прикладного искусства;
получение узора, монохромных и цветных
рисунков на ткани
ручным способом при помощи форм с
рельефным узором, а также ткань с рисунком
(набивная
ткань),
полученным этим способом.
2. Принципы создания
произведения декоративно-прикладного
искусства. Принципы анализа и критерии
оценки произведений декоративно-прикладного
искусства.
Виды декоративно-прикладного искусства
Цветные росписи, лаковые миниатюры, игрушки и кружева на карте страны
Народные промыслы — особые художественные традиции, которые столетиями складывались в разных регионах. В их основе лежит искусство обработки дерева, глины, камня, металла и других природных материалов. Из сырья, которым богаты отдельные земли, местные мастера создавали по-особенному украшенные изделия ручной работы.
Портал «Культура. РФ» подготовил подробный путеводитель по народным промыслам России.
Чем народный промысел отличается от декоративно-прикладного искусства?
Декоративно-прикладное искусство может создавать один художник, нередко с академическими знаниями. Промыслы же обязательно основаны на традициях какой-либо местности. В старину люди целыми деревнями работали бок о бок, обменивались идеями и передавали знания детям. Со временем сюжеты обретали глубину, а мастерство становилось все более отточенным. Художники объединялись в артели, открывались целые фабрики. Многие изделия стали символами своих районов: в их линиях и расцветках отразилась философия местных жителей, коллективное понимание красоты.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
Не выбрана. Это должны сделать ВЫ!
Андре́-Шарль Буль (фр. , 1642 — 1732) — французский художник, резчик по дереву, гравер, рисовальщик, позолотчик, крупнейший мастер-мебельщик своей эпохи, творец особого стиля художественной мебели.
Кувшин тимуридской эпохи
Структурная морфология декоративно-прикладного искусства
В академической литературе со второй половины XIX века утверждалась различная классификация и типология разновидностей декоративно-прикладного искусства. Чаще выделялись три основных критерия, определяющих градации (подгруппы) изделий:
Удобство такой системы обусловлено взаимодействием критериев. Например, понятно, что утилитарные вещи связаны с массовым производством и тиражированием на заводах, а в уникальных (авторских) изделиях, как правило, доминирует не утилитарная, а декоративная функция.
Другим типологическим критерием является доминирование того или иного способа формообразования: архитектонического, скульптурного или живописно-графического. Ведь художник декоративно-прикладного искусства должен уметь сочетать в определённых соотношениях (либо специализироваться в чём-то одном) умения конструировать, рисовать, лепить, расписывать и многое другое. Декоративно-прикладное искусство находится как бы посередине между всеми другими видами изобразительного и конструктивного творчества, но к тому же связано с технологией обработки самых разных материалов. Отношение художника к материалу является ещё одним критерием классификации видов искусства. Классической работой по этой теме является небольшая статья «Одушевление материала как принцип красоты» бельгийского художника А. Ван де Велде.
Методика и техника декоративно-прикладного искусства
Сложная структурная морфология декоративно-прикладного искусства определяет множество разновидностей, основанных на использовании различных методик, материалов и технических приёмов, многие из которых шлифовались веками в народном и профессиональном художественном творчестве.
Так в обработке камня, дерева, кости используется резьба: резьба по камню, резьба по кости, резьба по дереву;
В работе с тканями: ткачество, вязание, шитьё, золотное шитьё, лоскутное шитьё, ковроткачество, кружево, аппликация, батик и многое другое.
В стеклоделии: выдувание, шлифование, гравировка, роспись. В металле: выколотка, чеканка, гравировка.
- Моран А. История декоративно-прикладного искусства. — М.: Искусство, 1982.
- Садохин А. Мировая художественная культура. — М.: Юнити, 2000.
ГОБЕЛЕН –
(фр. gobelin),
или шпалера, —
один из видов декоративно-прикладного
искусства,
стенной односторонний безворсовый
ковёр с сюжетной или орнаментальной
композицией, вытканный вручную
перекрёстным переплетением нитей. Ткач
пропускает уточную
нить через основу,
создавая одновременно и изображение,
и саму ткань. В Энциклопедическом
словаре Брокгауза и Ефрона
гобелен определяется как «тканый ковёр
ручной работы, на котором разноцветной
шерстью и отчасти шёлком воспроизведена
картина и нарочно приготовленный картон
более или менее известного художника».
БАТИК – ручная
роспись по ткани с использованием
резервирующих составов.
На
ткань — шёлк,
хлопок,
шерсть,
синтетику —
наносится соответствующая ткани краска.
Для получения чётких границ на стыке
красок используется специальный
закрепитель, называемый резерв
(резервирующий состав, на основе парафина,
бензина,
на водной основе — в зависимости от
выбранной техники, ткани и красок).
Роспись
батик издавна известна у народов
Индонезии,
Индии
и др. В Европе —
с XX
века.
НАБОЙКА –
(набивка)
— вид декоративно-прикладного искусства;
получение узора, монохромных и цветных
рисунков на ткани
ручным способом при помощи форм с
рельефным узором, а также ткань с рисунком
(набивная
ткань),
полученным этим способом.
Изготовление
набойки — один из древних видов народного
декоративно-прикладного искусства,
встречающийся у многих народов: Передней
и Средней
Азии,
Индии,
Ирана,
Европы
и других.
Набивка
малопроизводительна и почти полностью
вытеснена печатанием рисунка на ткани
на печатных машинах. Применяется лишь
в некоторых кустарных промыслах, а также
для воспроизведения крупных рисунков,
повторяющаяся часть которых не может
уместиться на валах печатных машин, и
для расцветки штучных изделий (занавеси,
скатерти).
Характерные рисунки народной набивки
используются при создании современных
декоративных тканей.
БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ
– вид
декоративно-прикладного
искусства,
рукоделия; создание украшений,
художественных изделий из бисера,
в котором, в отличие от других техник,
где он применяется (ткачество с бисером,
вязание с бисером, плетение из проволоки
с бисером — так называемых бисерных
плетений, бисерной мозаики и вышивки
бисером), бисер является не только
декоративным элементом, но и
конструктивно-технологическим. Все
остальные виды рукоделия и ДПИ (мозаика,
вязание, ткачество, вышивка, проволочное
плетение) без бисера возможны, однако
потеряют часть своих декоративных
возможностей, бисероплетение же прекратит
свое существование. Это связано с тем,
что технология бисероплетения носит
самобытный характер.
ВЫШИВАНИЕ –
общеизвестное
и распространенное рукодельное
искусство украшать самыми различными
узорами всевозможные ткани и материалы,
от самых грубых и плотных, как, например:
сукно,
холст,
кожа,
до тончайших материй — батиста,
кисеи,
газа, тюля
и пр. Инструменты и материалы для
вышивания: иглы,
нитки,
пяльцы,
ножницы.
ВЯЗАНИЕ – процесс
изготовления полотна или изделий (обычно
элементов одежды)
из непрерывных нитей
путём изгибания их в петли и соединения
петель друг с другом с помощью несложных
инструментов вручную (вязальный крючок,
спицы,
игла, вилка) или на специальной
машине
(механическое вязание). Вязание, как
техника, относится к видам плетения.
МАКРОМЕ –
(фр. Macramé,
от арабск.
— тесьма, бахрома, кружево или от турецк.
— шарф или салфетка с бахромой) — техника
узелкового плетения.
КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ
– изготовление
сетчатой ткани из плетёных нитяных
узоров (льняных, бумажных, шерстяных и
шёлковых). Различают кружева, шитые
иглой, плетеные на коклюшках, вязаные
крючком, тамбурные и машинные.
КОВРОТКАЧЕСТВО
– изготовление
художественного
текстильного изделия, обычно с
многоцветными узорами, служащее главным
образом для украшения и утепления
помещений и для обеспечения бесшумности.
Художественные особенности ковра
определяются фактурой ткани (ворсовой,
безворсовой, валяной), характером
материала (шерсти, шёлка, льна, хлопка,
войлока), качеством красителей (натуральных
в древности и средневековье, химических
со второй пол. X IX в.), форматом, соотношением
каймы и центрального поля ковра,
орнаментальным набором и композицией
рисунка, цветовым решением.
КВИЛЛИНГ –
Бумагокручение
(также квиллинг англ. quilling — от слова
quill (птичье перо)) — искусство изготовления
плоских или объёмных композиций из
скрученных в спиральки длинных и узких
полосок бумаги.
Готовым спиралькам
придаётся различная форма и таким
образом получаются элементы квиллинга,
называемые также модулями. Уже они и
являются «строительным» материалом в
создании работ – картин, открыток,
альбомов, рамок для фотографий, различных
фигурок, часов, бижутерии, заколок и
т.д. Искусство квиллинга пришло в Россию
из Кореи, но также развито в ряде
европейских стран.
Данная техника не
требует значительных материальных
затрат для начала её освоения. Однако
и простым бумагокручение не назовёшь,
так как для достижения достойного
результата необходимо проявить терпение,
усидчивость, ловкость, аккуратность и
конечно выработать навыки скручивания
качественных модулей.
СКРАПБУКИНГ –
(англ. scrapbooking,
от англ. scrapbook:
scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга
из вырезок») — вид рукодельного
искусства,
заключающегося в изготовлении и
оформлении семейных или личных
фотоальбомов.
Этот
вид творчества
представляет собой способ хранения
личной и семейной истории в виде
фотографий,
газетных вырезок, рисунков,
записей и других памятных
мелочей, используя своеобразный способ
сохранения и передачи отдельных историй
с помощью особых визуальных и тактильных
приёмов вместо обычного рассказа.
Основная идея скрапбукинга — сохранить
фотографии
и другие памятные вещи о каких-либо
событиях на длительный срок для будущих
поколений.
В
узком смысле слово керамика обозначает
глину,
прошедшую обжиг.
Самая
ранняя керамика использовалась как
посуда из глины или из смесей её с другими
материалами. В настоящее время керамика
применяется как материал в промышленности
(машиностроение, приборостроение,
авиационная промышленность и др.),
строительстве, искусстве, широко
используется в медицине, науке. В XX
столетии были созданы новые керамические
материалы для использования в
полупроводниковой индустрии и др.
областях.
МОЗАИКА –
(фр. mosaïque,
итал. mosaico
от лат. (opus)
musivum —
(произведение)
посвящённое музам) —
декоративно-прикладное
и монументальное
искусство
разных жанров, произведения которого
подразумевают формирование изображения
посредством компоновки, набора и
закрепления на поверхности (как правило —
на плоскости) разноцветных камней,
смальты,
керамических плиток и других материалов.
ЮВЕЛИРНОЕ
ИСКУССТВО – это
термин, обозначающий результат и процесс
творчества художников-ювелиров, а также
всю совокупность созданных ими предметов
и произведений ювелирного искусства,
предназначенных в основном для личного
украшения людей, и изготовленных из
драгоценных материалов, таких, как
драгоценные
металлы
и драгоценные
камни.
Чтобы украшение или предмет можно было
однозначно причислить к ювелирике, это
украшение должно удовлетворять трём
условиям: в этом украшении должен быть
использован хотя бы один драгоценный
материал, это украшение должно иметь в
себе художественную ценность, и оно
должно быть
уникальным — то есть оно не должно
тиражироваться изготовляющим его
художником-ювелиром.
В
профессиональном жаргоне ювелиров, а
также и студентами и учащимися учебных
заведений по специальности «ювелирное
дело», часто используется жаргонный
вариант слова: «ювелирка».
Хотя
и считается, что в понятие «ювелирика»
входят все ювелирные
изделия,
изготовленные с применением драгоценных
материалов, а в понятие «бижутерия» —
ювелирные изделия из недрагоценных
материалов, но, как видим, в настоящее
время разница между ювелирикой и
бижутерией становится несколько
размытой, и оценка того, причислить ли
данное изделие к ювелирике или же к
бижутерии, каждый раз принимается
экспертами индивидуально в каждом
конкретном случае.
ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА
– Миниатюрная
живопись на небольших предметах:
коробках, шкатулках, пудреницах и др.—
это вид декоративно-прикладного и
народного искусства. Лаковой такую
живопись называют потому, что цветной
и прозрачный лаки служат не только
полноправными материалами росписи, но
и важнейшим средством художественной
выразительности произведения. Краскам
они добавляют глубину и силу и в то же
время смягчают, объединяют их, как бы
вплавляя изображение в самую плоть
изделия.
Родина
художественных лаков — страны Дальнего
Востока и Юго-Восточной Азии: Китай,
Япония, Корея, Вьетнам, Лаос, где они
известны с глубокой древности. В Китае,
например, еще во II тысячелетии до н. э.
использовался сок лакового дерева,
которым покрывали чашки, шкатулки, вазы.
Тогда и зародилась лаковая живопись,
достигшая на Востоке высочайшего уровня.
В Европу этот
вид искусства проник из Индии, Ирана,
стран Центральной Азии, где в XV—XVII вв.
была популярна лаковая миниатюра,
исполненная темперными красками на
предметах из папье-маше. Европейские
мастера заметно упростили технологию,
начали применять масляные краски и
лаки.
В России художественные
лаки известны с 1798 г., когда купец П. И.
Коробов построил в подмосковном селе
Данилкове (позднее оно слилось с соседним
селом Федоскиным) небольшую фабрику
лакированных изделий из папье-маше. При
его преемниках — Лукутиных русские
мастера выработали неповторимые приемы
федоскинской росписи. Не утрачены они
и по сей день.
Палехская
миниатюра
– народный
промысел, развившийся в поселке Палех
Ивановской
области.
Лаковая
миниатюра
исполняется темперой
на папье-маше.
Обычно расписываются шкатулки, ларцы,
кубышки,
брошки, панно, пепельницы, заколки для
галстука, игольницы и т. д.
Федоскинская
миниатюра
– вид
традиционной русской лаковой миниатюрной
живописи масляными красками на папье-маше,
сложившийся в конце XVIII
века
в подмосковном селе Федоскино.
Холуйская
миниатюра
– народный
промысел,
развившийся в селе Холуй
Ивановской
области.
Лаковая
миниатюра
исполняется темперой
на папье-маше.
Обычно расписываются шкатулки, кубышки,
игольницы и т. д.