Что такое урок единых действий

19 апреля 2022 года АНО «Агентство социальных технологий и коммуникаций» совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, ООД «Поисковое движение России», ООГДЮО «Российское движение школьников», ВВПОД «ЮнАрмия», ВОД «Волонтёры Победы», ООД «Бессмертный полк России» проводят ежегодный Всероссийский День единых действий по теме геноцида советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.

Для организации и проведения Дня единых действий в 2022 году разработан урок-реконструкция, включающий реконструкцию исторических фактов «Без срока давности» для обучающихся 12–16 лет и старше 16 лет.

Контактная информация: Бахарев Игорь Владимирович, методист ГБОУ ГМЦ ДОНМ. Телефон: 8 (495) 912-63-37, добавочный 303.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Федеральный детский эколого-биологический центр» и Министерство просвещения Российской Федерации проводят цикл образовательных мероприятий – дни единых действий.

Цель: воспитание экологически ориентированного и технологически грамотного молодого поколения; формирование гражданской позиции обучающихся; создание эффективных условий, способствующих гармоничному экологическому развитию личности ребёнка посредством совместной познавательной, образовательной и природоохранной деятельности детского и педагогического сообществ.

  • формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека, воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;
  • воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии е общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
  • воспитание ответственности за экологическое благополучие окружающей среды.

Дни единых действий включают в себя проведение мероприятий в образовательных организациях (дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования), приуроченных к тематическим датам с января по декабрь 2021 года:

– Всероссийская акция «День леса» – 21 марта 2021 г. ;- Всероссийская акция «День птиц» – 1 апреля 2021 г. ;- Всероссийская акция «День Земли» – 22 апреля 2021 г. ;- Всероссийский урок генетики – 23 апреля 2021 г. ;- Урок Победы – 5–7 мая 2021 г. ;- Всероссийский урок Арктики – 21 мая 2021 г. ;- Петровский урок – 1 июня 2021 г. ;- День рождения дополнительного образования – 15 июня 2021 г. ;- Всероссийская акция «День эколога в России» – 5 июня 2021 г. ;- День «Юннатского движения в России» – 15 июня 2021 г. ;- Всероссийский урок астрономии – 5 ноября 2021 г. ;- Всероссийский день сбора макулатуры – 15 ноября 2021 г.

Положение о проведении дней единых действий (Федеральный детский эколого-биологический центр)

Информация о материале

Что такое урок единых действий

Ежегодно 19 апреля во всех образовательных организациях России проводится День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

В этот день в школах, колледжах и вузах будет организовано специально созданное командой педагогов, историков и психологов мероприятие — урок-реконструкция исторических фактов «Без срока давности».

«Без срока давности» — масштабный просветительский проект, направленный на сохранение у современников памяти о Великой Отечественной войне. В рамках проекта рассекречиваются архивные документы, ведутся полевые работы, проходят просветительские акции и научные конференции, школьники и студенты принимают участие в реальных делах в качестве волонтёров, членов поискового движения.

Это формат исторического погружения, когда обучающиеся ставят себя на место исторических персонажей и пробуют сделать непростой выбор. Все ситуации основаны на реальных событиях и переносят участников то в Аджимушкайские каменоломни, то в деревню Хацунь Брянской области, то в блокадный Ленинград. Для проведения урока-реконструкции разработана мультимедийная платформа, включающая интерактивное поле, на котором расположены примеры территорий, подвергшихся геноциду со стороны фашистов и их пособников.

Выбор даты проведения мероприятия обусловлен тем, что в этот день, 19 апреля 1943 года, был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников». Этот Указ стал правовым основанием большой работы по установлению и расследованию преступлений нацистов против советского народа, которая велась с ноября 1942 года Чрезвычайной государственной комиссией.

Цель проведения Дня единых действий — сохранение исторической правды о преступлениях нацистов и их пособников в отношении мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории. Через призму исторической памяти Всероссийская акция «День единых действий» показывает, что действия Красной армии и единение советского народа в достижении Победы спасли наше государство и его граждан от полного уничтожения.

Организатором Дня единых действий является АНО «Агентство социальных технологий и коммуникаций» совместно с ООД «Поисковое движение России» при поддержке Комиссии по делам молодёжи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Общественной палаты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, ВВПОД «ЮнАрмия», ООГДЮО «Российское движение школьников», «Бессмертный полк России», ВОД «Волонтёры Победы».

Вся информация о проведении Дня единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и методические рекомендации по проведению урока-реконструкции доступны по ссылке.

Присоединиться к Дню единых действий может каждый. Достаточно разместить в социальных сетях пост о своём отношении к геноциду с обязательными хештегами:
#безсрокадавности, #19апреля

Текст: Полина Животова

По материалам сайта Федерального проекта «Без срока давности»

Ежегодно 19 апреля во всех образовательных организациях России проводится День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.

В этот день в школах, колледжах и вузах будет организовано специально созданное командой педагогов, историков и психологов мероприятие – урок-реконструкция исторических фактов «Без срока давности».

Выбор даты проведения мероприятия обусловлен тем, что в этот день, 19 апреля 1943 года, был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников». Этот Указ стал правовым основанием большой работы по установлению и расследованию преступлений нацистов против советского народа, которая велась с ноября 1942 года Чрезвычайной государственной комиссией.

Цель проведения Дня единых действий – сохранение исторической правды о преступлениях нацистов и их пособников в отношении мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории. Через призму исторической памяти Всероссийская акция «День единых действий» показывает, что действия Красной Армии и единение советского народа в достижении Победы спасли наше государство и его граждан от полного уничтожения.

Организатором Дня единых действий является АНО «Агентство социальных технологий и коммуникаций» совместно с ООД «Поисковое движение России» при поддержке Комиссии по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Общественной палаты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, ВВПОД «ЮнАрмия», ООГДЮО «Российское движение школьников», «Бессмертный полк России», ВОД «Волонтеры Победы».

Присоединиться к Дню единых действий может каждый. Достаточно разместить в социальных сетях пост о своем отношении к геноциду с обязательными хештегами: #безсрокадавности, #19апреля

Цель Дня единых действий

  • Сохранение исторической правды о преступлениях нацистов и их пособников в отношении мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории.
  • Показать через эту призму исторической памяти, что действия Красной Армии и единение советского народа в достижении Победы спасли наше государство и его граждан от полного уничтожения.
  • Показать масштаб и характер преступлений нацистов в отношении мирных жителей оккупированной территории, дать им правовую оценку с исторической и современной точек зрения;
  • Продолжить нравственное воспитание учащихся через неприятие фашизма во всех его проявлениях;
  • Способствовать формированию у учащихся информационной и коммуникативной компетентностей при подготовке темы классного часа.

Аудиозапись Р. Рождественский «Реквием»

Слушайте!

Это мы говорим. Мертвые. Слушайте!

Это мы говорим. Оттуда. Из тьмы. Слушайте!

Классный руководитель: Более семидесяти лет назад лет назад закончилась самая кровопролитная война. Но память и боль в сердце не утихает, без войны – это тоже победа. Сегодня 19 апреля – День единых действий, в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. Тема нашего классного часа: «Без срока давности».

Ведущий 2. Это подвиги солдат, их бесстрашие и героизм, это долгие минуты ожидания тех, кто остался в тылу.

Разве погибнуть ты нам завещала,

Родина?

Жизнь обещала,

любовь обещала,

Родина.

Разве для смерти рождаются дети,

Родина?

Разве хотела ты нашей смерти,

Родина?

Славы никто у тебя не выпрашивал,

Родина. Просто был выбор у каждого:

я или Родина.

Самое лучшее и дорогое –

Родина. Горе твое –

это наше горе,

Родина.

Правда твоя –

это наша правда,

Родина. Слава твоя –

это наша слава,

Родина!

Ведущий 2: Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для народов СССР. Это война, в которой решалось – будет ли у народов Советского Союза будущее вообще. Гитлер разработал план «Ост». В нем предусматривалась немецкая колонизация большей части территории Советского Союза, что означало принудительное выселение и уничтожение местного населения. Были не важны национальность, возраст, социальное происхождение, пол – ведь речь шла об освобождении территории для переселения немецких колонистов.

Ведущий 1: Самая мрачная страница минувшей войны – это лагеря смерти. Все меньше остается людей, переживших ужас концентрационных лагерей 1941-1945 гг. Все меньше живых свидетелей этого преступления фашизма перед человечеством. Может возникнуть вопрос: почему в год 77-летия Победы над фашизмом, когда мы чествуем героев, спасших от истребления сегодняшний мир, нужно обращаться к страшному прошлому, рассказывать о злодеяниях, творимых гитлеровцами. Ответ на этот вопрос можно дать только один: живущее сейчас поколение должно знать, что такое геноцид, фашизм и помнить о тех, кто одолел гитлеровскую машину зла.

Классный руководитель: Что такое «геноцид»? (ответы учеников)

Ведущий 2: В фашистской Германии концлагеря – это инструмент массового государственного террора и геноцида, были распространены и на оккупированных ею территориях. Существовали лагеря массового уничтожения, лагеря военнопленных. Крупнейшие из них – Бухенвальд, Майданек, Дахау, Дора, Освенцим и другие. За годы Второй мировой войны в них было уничтожено более 11 миллионов человек

Ведущий 1: На воротах Бухенвальда, словно в насмешку, в 1937 г. было отлито изречение Цицерона «Каждому – свое». Здесь погибло более 50 тыс. чел. К музею примыкает громадный мемориал над захоронениями узников концлагеря.

Ведущий 2: В 1940-1945 годах Освенцим был самым большим концлагерем для массового уничтожения людей во время Второй мировой войны. Фраза на немецком языке «Труд делает свободным» или «Работа освобождает».

Ведущий 1: 1933 г. – В нацистской Германии под Мюнхеном открыт первый концлагерь – Дахау, в который бросали цыган, евреев, политзаключенных и всех остальных, кто попадал под категорию «нежелательных элементов». С началом мировой войны появится новая разновидность концлагерей – лагеря смерти, в которых уничтожение людей будет поставлено на поток.

Ведущий 2: В лагере смерти Саласпилс мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года, тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Подавляющее большинство из них подвергались выкачиванию крови. Общее число убитых детей в Латвии превышает 35 000 человек.

Ведущий 1: Гитлеровское руководство педантично истребляло население на всей оккупированной территории Советского Союза. Массы загубленных детей перед их мучительной гибелью варварскими способами использовались в качестве живого экспериментального материала для опытов «арийской медицины».

Ведущий 2 Немцы применяли массовые казни. Хатынь – деревня в Белоруссии, уничтоженная 22 марта 1943 года карательным отрядом в качестве мести за убийство нескольких немецких военнослужащих. Борки – деревня на Брянщине, там в один день фашисты убили почти 2000 человек. Потом, отступая, они пытались скрыть свои злодеяния, пытались поджечь убитых, закопать их, но правду не скроешь.

Классный руководитель: Каждому здравомыслящему человеку ясно: дети – это дети, они не воюют, они не вооружены, они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют. Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал еще с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых.

Историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов, но они никогда не смогут рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, наблюдая, как умирают его близкие.

Воспоминание девочки о блокадном Ленинграде

Девочка: Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомбленных домах. Мама мне разрешала, и было это очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где-то щепочку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку – и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И мама говорила: «Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодными умрем».

И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек (закрывая ладошку с хлебом другой и прижимая их к груди).

Ведущий 1. Итог преступлений нацистов против гражданского населения СССР выражается в страшном соотношении числа жертв среди военных и мирных жителей. Война унесла жизни 26,6 млн. чел. Из них практически половина – это потери среди мирного населения на оккупированной территории – 13 684 692, в том числе 11 520 379 – погибли в результате карательных операций, холода, голода, издевательств. Остальные 2 164 313 – погибли в изгнании на принудительных работах. Всего на принудительные работы с оккупированной территории было вывезено 5 269 513 советских граждан.

Песня «Бухенвальдский набад». Минута молчания

Ведущий 2. Уже в годы Великой Отечественной войны по мере освобождения оккупированной нацистами территории стали очевидны масштаб преступлений против мирного населения. Потому дата 19 апреля – особая дата в сохранении исторической правды, преступлениях нацистов.

Ведущий 1. В Уголовном Кодексе Р. есть Статья 357. Геноцид. Определение понятий «геноцид», «нацизм» были сформулированы в ходе Нюрнбергского трибунала и получили затем закрепление в Конвенции ООН 1948 г.

«Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, – наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью».

Классный руководитель: Войны начинаются без участия интересов народа, детей в том числе. Но жертвами становятся именно они. Но события в Беслане, войны в Дагестане и Чечне, Украине, когда одни мальчишки гордо держат в руках автоматы, а другие ребята становятся беженцами, инвалидами и жертвами межнациональных войн и террористических актов, заставляют нас задуматься над этим.

Слово предоставляется члену Совета ветеранов Великой Отечественной войны Митрофановой А.

Сегодня фашизм приобретает новое лицо. Больно и обидно за страну и поколение, не знающее своей истории. Наша с вами общая задача – помнить и не допустить повторения этих страшных событий. Это зависти от каждого из нас, и неважно где, мы проживаем. Россия наш общий дом. Желаю вам мирного неба, успехов в учебе. Счастливого будущего.

Помните!

Через века, через года, –

помните!

О тех,

кто уже не придет никогда, –

помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

горькие стоны. Памяти павших будьте достойны!

Вечно

достойны!

Классный руководитель: 19 апреля во всём мире отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Давайте же будем помнить – ведь это Сроку давности не подлежит.

Указом Президента РФ Владимира Путина «О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы» № 327 от 8 июля 2019 г. , 2020 год объявлен Годом памяти и славы. Его цель – сохранение исторической памяти о событиях и участниках Великой Отечественной войны и празднование 75-летия Победы.

«При всей значимости современных коммуникаций, цифровых технологий, навыков креативной и командной работы объединяют нас, безусловно, общие для всех идеалы, ценности и смыслы. Именно они лежат в основе как образовательного, так и воспитательного процесса. Это патриотизм, любовь к России, знание её истории, уважение к нашим героям. Поэтому в нынешний год Памяти и славы традиционный Всероссийский урок 1 сентября будет посвящён 75-летию Победы в Великой Отечественной войне», – сказал министр просвещения Сергей Кравцов.

Для проведения Всероссийского первого урока методистами ГБОУ ГМЦ ДОНМ разработаны методические рекомендации «Великая Победа в единстве народа».

Методические рекомендации содержат основные подходы для проведения занятия, дополнительные материалы, а также ссылки на ресурсы, которые могут быть полезны при подготовке тематического занятия.

Проведение в День знаний урока «Великая Победа в единстве народа» обусловлено важностью темы Победы в Великой Отечественной войне и значением изучаемого материала для достижения воспитательных результатов.

Важно мотивировать обучающихся к личностному осмыслению подвигов героев фронта и тыла, стимулировать интерес обучающихся к истории Великой Отечественной войны.

9 мая 2020 года мы отметили 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Ценой миллионов жизней люди нашей страны остановили фашизм, подарили мир и свободу будущим поколениям. Победить удалось благодаря мужеству, массовому героизму воинов советской армии на поле боя, непреклонной воле к победе и пламенному патриотизму партизан и участников подполья в тылу захватчиков, трудовому подвигу работников тыла, объединённым усилиям наших соотечественников всех национальностей и вероисповеданий. И сегодня самая главная задача – сохранить историческую память о героическом подвиге советского народа, о его единстве перед лицом неприятеля.

Цель – создать условия для воспитания у обучающихся патриотических чувств к Родине, гордости за героическое прошлое нашей страны, уважения к участникам Великой Отечественной войны.

– воспитание у обучающихся благодарной памяти о людях, победивших фашизм;- формирование личностного отношения обучающихся к проявлениям героизма и самопожертвования во имя Родины;- формирование гуманистических качеств личности.

Единство народов нашей страны, связь поколений, нравственные ценности каждой российской семьи стали основой для идейного поля урока. Среди нравственных ориентиров, формирующих систему ценностей обучающихся, в рамках классного часа «Великая Победа в единстве народа» можно выделить следующие понятия: Родина, память павших за Отечество, долг, честь, патриотизм.

Раскрытие основной темы урока направлено на сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому наследию и осознание важности единства граждан Советского Союза, обеспечившего Победу в Великой Отечественной войне.

Основой урока станет ответ на вопрос: «Почему так важно помнить о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне?»

В рамках подготовки к уроку можно задействовать семейные архивы учащихся (фотографии, письма и т. ), а также, по возможности, пригласить представителей совета ветеранов района, в котором находится образовательная организация.

Обучающимся можно предложить провести беседу с родственниками, посмотреть семейные архивы и фотографии, фронтовые письма, награды, медали и другие реликвии, подготовить сообщение о жизненном пути своего родственника во время Великой Отечественной войны.

Важно показать обучающимся связь прошлого и настоящего, насколько вопрос о Победе в Великой Отечественной войне важен для их текущей жизни, для жизни окружающих их людей, для будущего.

В ходе подготовки к проведению урока учителя могут обратиться к порталу «Вместе о Победе» (pobeda. mosmetod. ru), специально созданному в помощь учителям, где можно найти подборку классных часов на тему Победы в Великой Отечественной войне, видеоматериалы, песни, аудиозаписи военных лет, текстовые фрагменты, приложения и изображения.

Особенности организации учебной деятельности

Важным условием достижения педагогических задач является организация урока таким образом, чтобы фронтальная, групповая и индивидуальная работа взаимодополняли друг друга. При подготовке и проведении занятия необходимо учитывать возрастные и образовательные возможности обучающихся.

Основные тезисы урока

2020 год Указом Президента РФ объявлен в России Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

22 июня 1941 года наша страна подверглась нападению нацистской Германии, началась Великая Отечественная война, унёсшая жизни почти 26 миллионов наших соотечественников.

В первый период войны немецко-фашистские войска продвинулись до Ленинграда и Москвы, вышли к берегам Волги и горам Кавказа.

Мужчины сражались на фронте, женщины спасали жизни раненых в госпиталях, а дети и старики встали у станков и не покладая рук трудились в тылу для обеспечения фронта всем необходимым. В тылу врага действовали партизанские отряды, куда целыми семьями уходили жители оккупированных деревень и городов. Мужчины преклонных годов и юноши непризывного возраста уходили в народное ополчение.

Война огненным катком прокатилась по европейской части нашей страны, но добровольцами в ряды Красной армии записывались люди от Бреста до Владивостока. На территории нашей страны в те годы проживало почти 120 различных национальностей, и на защиту своей Родины плечом к плечу встали представители каждой из них. Героями Советского Союза стали представители 31 национальности: русские и украинцы, белорусы и казахи, удмурты и мордвины, башкиры и евреи. Дружба и братство народов СССР выдержали самые суровые испытания, какие принесла Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Именно поэтому эта война и называется Великой Отечественной, она стала именно Отечественной, потому что носила всенародный характер.

За годы Великой Отечественной войны несколько тысяч советских солдат и офицеров удостоились звания Героя Советского Союза. Среди них 8182 русских, 2072 украинца, 311 белорусов, 161 татарин, 107 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 89 армян, 67 узбеков, 63 мордвина, 45 чувашей, 45 дагестанцев, 43 азербайджанца, 38 башкир, 31 осетин, 18 марийцев, 16 туркмен, 15 литовцев, 15 таджиков, 12 латышей, 12 киргизов, 10 коми, 10 удмуртов, 9 эстонцев, 8 карелов, 8 калмыков, 6 кабардинцев, 6 адыгейцев, 6 чеченцев, 5 крымских татар, 4 абхаза, 2 якута, 2 молдаванина, 1 тувинец.

В память о тех героических страницах истории на Поклонной горе в Парке Победы установлен памятник «В борьбе против фашизма мы были вместе». Скульптурная композиция является одной из достопримечательностей Москвы.

Строчка из песни «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой» исключительно точна. В нашей стране нет практически ни одной семьи, которую бы не затронула война тем или иным образом.

С продвижением немецкой армии в глубь нашей страны в тылу врага оставалось огромное количество боеспособных солдат Красной армии и мирного населения, не желавшего терпеть на своей земле оккупантов и стремившихся всячески помочь армии в борьбе с ними. С начала Великой Отечественной войны проявить себя в битве за Родину, совершить военный подвиг мечтали многие советские граждане. Те, кто не подлежал мобилизации в Красную армию по возрасту или состоянию здоровья, понимали, что стать партизаном – это единственная возможность принять участие в сопротивлении врагу. На борьбу с врагом поднялись даже старики, женщины и дети. Кто-то, притворяясь пастухами, разведывал места дислокации вражеских войск, кто-то кустарно производил оружие и устраивал диверсии, кто-то распространял листовки.

В общей сложности, в 1941–1944 гг. было оккупировано около 1500 городов, не считая деревень и населённых пунктов. На оккупированной территории СССР действовали 6200 партизанских отрядов и соединений, численность партизан и подпольщиков оценивается в 1 миллион человек.

В борьбе с фашистскими захватчиками принимали активное участие не только воинские соединения, но и труженики тыла. Они обеспечивали фронт всем необходимым: вооружением, военной техникой, боеприпасами, топливом, а также продовольствием, обувью, одеждой и др. Несмотря на трудности, советские люди сумели создать мощную экономическую базу, которая обеспечила победу. В короткое время народное хозяйство СССР было переориентировано на потребности фронта. Благодаря самоотверженности трудящихся советского тыла в короткие сроки экономика страны была переведена на военное положение, чтобы обеспечить Красную армию всем необходимым для достижения победы. Труженики советского тыла стали равноправными участниками великой битвы за независимость Отечества.

Неоценимый вклад в победу над врагом внесли и деятели искусства. Искусство стало идейным оружием борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. Многие писатели, поэты, художники, композиторы встали на защиту Родины, и где бы они ни находились – на фронте, в партизанском подполье, в тылу – они оставались творцами и созидателями, борющимися с агрессией, жестокостью, смертью.

Художники-фронтовики между боями создавали антифашистские карикатуры и листовки. В тылу живописцы и графики были пропагандистами, чьи плакаты, газеты, картины укрепляли дух и призывали к Победе.

Большую роль в правдивости описания событий военных лет сыграло слово писателей и поэтов. Именно они – писатели и поэты-фронтовики, проведя свою молодость на полях сражений, донесли до современного поколения историю человеческих судеб и поступков людей, от которых иногда зависела жизнь.

В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний в составе концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Настоящим символом борьбы и победы в войне явилась песня «Священная война».

За годы войны советские кинематографисты создали почти 400 журналов и 34 полнометражные картины.

Все произведения, созданные непосредственно в годы войны и после неё очевидцами событий, – это бесценная художественная летопись о Великой войне и Великой Победе нашей Родины.

Звания героя удостаивались не только люди, но и целые города. Впервые на общегосударственном уровне понятие «город-герой» появилось в передовой статье газеты «Правда» от 24 декабря 1942 года. В официальных документах первый раз городами-героями были названы Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса – в приказе Верховного Главнокомандующего СССР Иосифа Сталина от 1 мая 1945 года.

Исключительная самоотверженность, стойкость, неподдельная любовь к Родине, к Москве, вера в справедливость, массовый героизм фронтовиков и тружеников тыла определили исход самой тяжёлой и кровопролитной войны XX века и спасли народы планеты от истребления, рабства, уничтожения национальной и культурной идентичности.

Мы должны понимать, что временные рамки Года памяти и славы весьма условны: у подвига поколения Победителей и благодарной памяти их потомков нет и не может быть срока давности.

Великая Отечественная война всё дальше уходит в великое историческое прошлое. «Ветеранов становится всё меньше и меньше, и самым младшим уже за 90 лет. Это ставит перед нами серьезные задачи по социальной поддержке ветеранов. Речь идет не просто о каких-то денежных выплатах, а уже об адресной, индивидуальной работе с каждым ветераном», – сказал Сергей Собянин. И сегодня важнейшей задачей становится волонтёрская деятельность, направленная на помощь ветеранам Великой Отечественной войны.

Примерные сценарии уроков размещены по ссылкам:

Армия – совокупность вооружённых сил; войсковое объединение из соединений и частей.

Атака – решительный момент наступательных действий войск – огонь и движение вперед.

Блокада – военные действия, направленные на изоляцию неприятельского (вражеского) объекта путём пресечения его внешних связей. Военная блокада призвана не допустить или свести к минимуму переброску подкреплений, доставку военной техники и средств материально-технического обеспечения, эвакуацию ценностей.

Война – масшта6ный вооруженный конфликт, достижение политических целей насильственными методами.

Диверсия – военный манёвр, имеющий целью отвлечь силы противника от места нанесения главного удара. Разрушение, выведение из строя объектов военного, государственного значения в тылу у противника.

Дивизия – с 1806 г. до 60-х гг. XIX в. сухопутные войска русской армии делились на армии (высшие объединения – непостоянные), которые включали корпуса (высшие соединения в пехоте и кавалерии – непостоянные), имевшие по две дивизии (постоянное войсковое соединение, состоящее из 2–3 бригад двухполкового состава и артиллерийской бригады) и артиллерийские бригады. Дивизия – основное тактическое соединение. Состоит из полков, отдельных 6атальонов и др.

Землянка – углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.

Капитуляция – прекращение вооружённой борьбы и сдача войск одного государства другому.

Мобилизация – перевод вооружённых сил государства из мирного состояния в полную боевую готовность; призыв на действительную военную службу военнообязанных запаса нескольких возрастов.

МПВО – местная противовоздушная оборона. Местная система оборонных мероприятий по противовоздушной обороне, осуществлявшихся местными органами власти под руководством военных организаций, направленных на защиту населения и народного хозяйства от нападения врага с воздуха и ликвидацию последствий осуществлённых ударов.

Наступление – вид ведения военных действий с целью разгрома противника и овладения важными рубежами или районами.

Оборона – вид боевых действий, применяемый с целью сорвать наступление противника.

Оккупация – временный захват чужой территории военной силой без законных на неё прав.

Ополчение – вооружённые формирования, создаваемые из граждан, как правило, не подлежащих призыву на военную службу по мобилизации; одна из форм участия народных масс в вооружённой защите государства.

Партизанское движение – вид борьбы народных масс за свободу и независимость своей Родины или за социальные преобразования, которая ведется на территории, занятой противником. Проявляется партизанское движение главным образом в форме ведения боевых действий, диверсиях, саботаже и др. В партизанском движении могут принимать участие части регулярных войск, действующих в тылу врага.

Перегруппировка – организованное перемещение войск при подготовке или в ходе военных операций.

Подполье – нелегальные организации, ведущие борьбу с захватчиками на оккупированных территориях.

Полк – воинская часть, организационно самостоятельная боевая единица.

Рубеж обороны – участок местности, инженерно подготовленный для ведения обороны.

Совинформбюро – ведомство, руководящее работой всех средств массовой информации.

Соединение – общее наименование бригады, дивизии, корпуса в различных родах войск.

Стратегия – искусство полководца, общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели. Стратегия – составная часть военного искусства.

Тыл – вся территория воюющей страны, кроме района военных действий.

Фронт – линия развертывания вооруженных сил и их соприкосновения с противником.

Эвакуация – вывод войск, военного имущества или населения во время войны.

  • Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
  • Указ Президента Российской Федерации №327 от 8 июля 2019 г. «Об объявлении 2020 года в Российской Федерации Годом памяти и славы».
  • Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2018 г. «О подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

Литература и источники по истории Великой Отечественной войны

  • Атлас Победы. Великая Отечественная война 1941–1945. – М.: ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2016.
  • Великая Отечественная война 1941–1945: словарь-справочник. – М.: Политиздат, 1988.
  • Великая Отечественная война 1941–1945. – М.: Лабиринт, 2019.
  • Великая Отечественная война 1941–1945: Военно-исторические очерки. В 4 кн. (РАН Отделение Истории и др.). – М.: Наука, 2019.
  • Война и политика 1939–1941. – М.: Наука, 2001.
  • Жуков Г. К. Воспоминания и размышления: В 2 т. – М.: Олма-Пресс, 2002.
  • Кульков Е., Мягков М., Ржешевский О. Война 1941–1945: Факты и документы. – М.: Олма-Пресс, 2001.

Интернет-ресурсы (дата обращения: 24. 2020)

ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей» совместно с Министерством просвещения Российской Федерации провёл Всероссийский урок в рамках цикла образовательных мероприятий «Дни единых действий».

Всероссийский урок Победы проводился с 11 по 15 мая 2021 года.

Контактное лицо: Козельская Инга Викторовна, начальник отдела учебно-воспитательной работы, тел. : +7 925 440-05-93.

Размещение информации: Козлов Антон Викторович, методист ГБОУ ГМЦ ДОНМ. Телефон: 8 (495) 912-63-37, добавочный 303.

В целях сохранения исторической памяти и в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 2020 год объявлен в России Годом памяти и славы. Великая Победа досталась нашей стране дорогой ценой. Мы обязаны сохранять память о подвигах советского народа и чтить её.

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия «Великая Победа в единстве народа» для обучающихся 9–11-х классов

Цель: формирование знаний о значении и роли единства народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

  • воспитание у обучающихся благодарной памяти о людях, внесших неоценимый вклад в победу в Великой Отечественной войне;
  • воспитание у обучающихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • формирование гуманистических качеств личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы занятия.

Что такое урок единых действий

2020 год – Год памяти и славы в Российской Федерации. Цель его проведения – сохранение исторической памяти и празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Мы должны понимать, что его временные рамки весьма условны: у подвига поколения Победителей и благодарной памяти их потомков нет и не может быть срока давности.

Проанализируйте высказывания великих людей, выполните задание.

«Всегда чти следы прошлого». (Цецилий Стаций, древнеримский комедиограф и поэт)«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Ломоносов, русский учёный, энциклопедист, поэт, филолог)«Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит». Гёте, немецкий поэт, мыслитель, философ«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». Пушкин, великий русский поэт, писатель и драматург)«Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю». Абрамов, советский писатель, публицист, литературовед)«Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим». Лихачёв, советский и русский филолог, искусствовед)

Как вы считаете, какая мысль объединяет эти высказывания? Как определяют роль исторической памяти авторы высказываний?2. Используя представленные высказывания, дайте определение термину «историческая память». Историческая память – это. Какая из представленных цитат вам наиболее близка и почему?4. Рассмотрите изображения и статистические данные на слайдах. Прокомментируйте данные.

Что такое урок единых действий

9 мая 2020 года исполнилось 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Великая Победа была и остается лидером среди мероприятий, которые позитивно воспринимаются всеми категориями граждан нашей страны на протяжении десятков лет.

По данным опроса «Об отношении россиян к Дню Победы», проведённого Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в мае 2019 года: «Смысл парада 9 мая, по мнению 36% респондентов, заключается в том, чтобы не была забыта память о подвиге народа; 30% считают, что это знак благодарности предкам; 17% считают, что это демонстрация военной мощи и ещё 17% – воспитание у молодёжи патриотизма. Почти треть россиян (30%) сообщили, что слышали и участвовали в акции «Бессмертный полк» (в 2017 году такой ответ давали 24%); слышали, но никогда не участвовали 67% респондентов (в 2017 году 71%). Впервые о «Бессмертном полке» узнали от интервьюера 3% респондентов. При этом сама акция у 42% опрошенных вызывает гордость за страну, своих отцов и дедов, для 21% – это память о предках, для 11% – боль и грусть, для 10% – радость и счастье, для 9% – положительные, сильные эмоции, для 8% – слёзы и тревога. К проведению «Бессмертного полка» относятся положительно 95% принявших участие в опросе россиян, отрицательно – 4%, затруднились ответить 1%».

Подробнее: Аналитический обзор. День Победы: отношение и участие.

Изучите и проанализируйте данные исследования, прокомментируйте их. Сделайте выводы. Как к Дню Победы относитесь вы?3. Прочитайте высказывание Президента РФ В. Путина. Какие чувства вызывают у вас эти слова?4. Какой смысл вложил глава государства в свое высказывание?

Что такое урок единых действий

Исключительная самоотверженность, стойкость, неподдельная любовь к Родине, к Москве, вера в справедливость, массовый героизм фронтовиков и тружеников тыла, определили исход самой тяжелой и кровопролитной войны XX века и спасли народы планеты от истребления, рабства, уничтожения национальной и культурной идентичности.

Какое место занимает Московская битва в ходе Великой Отечественной войны?2. Выполните задание по ссылке. Выполните задание по ссылке. О чём говорит факт формирования народного ополчения? Какую роль сыграло народное ополчение в защите Москвы?

Что такое урок единых действий

Дружба и братство народов СССР выдержали самые суровые испытания, какие принесла Великая Отечественная война 1941–1945 гг. В ней участвовали представители всех национальностей нашей страны.

В Брестской крепости насмерть стояли представители более 30 национальностей. У стен Сталинграда действовали национальные формирования, показывая мужество и героизм, не знающие национальных границ. И таких примеров большое количество. В память о тех героических страницах истории на Поклонной горе в Парке Победы установлен памятник «В борьбе против фашизма мы были вместе». Скульптурная композиция является одной из достопримечательностей Москвы. Ближайшая станция метро – «Парк Победы».

Прокомментируйте данные, представленные в таблицах на слайде. Сделайте выводы. Прочитайте текст. Заполните пропуски в тексте. Выполните задание по ссылке или воспользуйтесь QR-кодом. Используя контекстные знания по истории, докажите, что труженики тыла внесли значительный вклад в Победу в Великой Отечественной войне.

Что такое урок единых действий

По данным Министерства обороны РФ общие людские потери Советского Союза в Великой Отечественной войне составили 26,6 млн человек, из них безвозвратные военные потери – почти 12 миллионов. Выступая на Уроке Победы в рамках Московского международного форума «Город Образования» 29 августа – 1 сентября 2019 года, народный артист СССР и РСФСР Василий Семёнович Лановой сказал: «Память о Победе мы должны хранить для будущих поколений. Цена Победы – миллионы жизней наших бойцов и мирных жителей. Я с глубоким волнением смотрю на лица ребят, которые хотят понять, какое мужество было нужно, чтобы отстоять нашу Родину. Я сам помню войну – 22 июня 1941 года мы с сёстрами приехали к дедушке на Украину и увидели сотни немецких самолётов в небе, которые летели бомбить Одессу. Первые советские отряды партизан я увидел в 1944 году. Мы обязаны сохранять память о подвигах нашего народа и чтить её. Настанет день, когда не станет последнего участника войны. Но мы встанем и понесём их портреты, пусть все видят их лица – мы их наследники. Движение “Бессмертный полк”, сопредседателем которого я являюсь, разрослось и идет по всему миру».

На официальном сайте Министерства обороны РФ размещен уникальный проект «Дорога памяти», призванный увековечить память об участниках Великой Отечественной войны.

Мультимедийный музейный комплекс «Дорога Памяти» 1418 шагов возведён на прихрамовой территории Главного храма Вооружённых Сил России к знаменательной дате – 75-летию Великой Победы.

Изучите материалы проекта «Дорога памяти».

Объясните, в чём заключается уникальность данного проекта. Предположите, в чём состоит миссия каждого, кто принимает решение принять участие в проекте «Дорога памяти».

Что такое урок единых действий

«Ветеранов становится всё меньше и меньше, а самым младшим уже за 90 лет. Это ставит перед нами серьезные задачи по социальной поддержке ветеранов. Речь идёт не просто о каких-то денежных выплатах, а уже об адресной, индивидуальной работе с каждым ветераном». (Сергей Собянин, мэр Москвы)

Используя ссылку, изучите данные по количеству инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, приравненных к ним лиц и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны, проживающих в РФ.

Данные Пенсионного фонда Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2018 года

Что может сделать общество и каждый конкретный гражданин страны, для того чтобы продлить и улучшить жизнь вышеназванным категориям россиян?    При ответе на данный вопрос вы можете воспользоваться информацией, размещенной на официальном сайте Мэра Москвы. Готовы ли вы включиться в эти программы поддержки?

Что такое урок единых действий

Год памяти и славы в РФ продолжается.

В 2020 году в Москве и регионах РФ в День Памяти и скорби заложили сад памяти. «Объединившись всей страной и выйдя за границы 50 стран, мы почти достигли нашей цели – посадить 27 миллионов деревьев в память о 27 миллионах погибших в годы Великой Отечественной войны. И это неудивительно, ведь война не обошла стороной ни одну семью. У каждого из нас есть свои герои». (Виктория Абрамченко, Вице-премьер правительства России)

Изучите материалы официального сайта Года памяти и славы в РФ.

Какие мероприятия пройдут в рамках Года памяти и славы с сентября по декабрь 2020 года?2. В каких из них вы хотели бы принять участие и почему?

Что такое урок единых действий

Прочитайте строки стихотворения Расула Гамзатова, рассмотрите изображения на слайдах.

Какие чувства вызывают у вас эти строки?2. Какой смысл вложил автор стихотворения в свое произведение?3. Чем знамениты строки этого произведения в РФ и во всём мире?4. Познакомьтесь с сайтом «Ржевский мемориал». Что объединяет историю его создания и тему сегодняшнего разговора?5. 1 июля 2020 года состоялось общероссийское голосование по поправкам в Конституцию Российской Федерации. Прочитайте статью 671. пункт 3. Какую роль играет её появление в основном законе страны?

Полный текст поправок в Конституцию РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *