ЧТО ТАКОЕ СЮИТА ПО МУЗЫКЕ 7 КЛАСС И ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЮИТЫ К УРОКУ МУЗЫКА 7 КЛАСС ПО ТЕМЕ

«ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В МУЗЫКЕ. С ЮИТА»

акрепление представлений о музыкальной форме как процессе развёртывания музыкального произведения и выяснение значения понятия «циклическая форма».

в результате урока учащиеся смогут:

установить связи между различными историческими эпохами; понимание проблематики произведений А. Шнитке – человек .

уметь воспринимать на слух и разбираться в структуре циклических форм музыки;

умение понимать причины обращения композиторов современности к формам классической музыки прошлого через современное концертное воплощение;

умение воплощать своё восприятие музыкального произведения через пластические формы;

умение принимать участие в совместном исполнении, элементах импровизации и творчества;

Здравствуйте! Проходите, присаживайтесь. У нас сегодня гости.

Подготовьтесь к уроку.

Давайте поприветствуем гостей студенческим гимном.

Предлагаю вам немного освежить память, вспомнить термины, которые мы проходили на прошлых занятиях.

Отлично, пришло время для определения нашей новой темы. Прослушайте, пожалуйста, музыкальный фрагмент.

ПРОСЛУШИВАНИЕ ОТРЫВКА ИЗ КОНЦЕРТА П. И. Ч АЙКОВСКОГО № 1, 1 ЧАСТЬ.

Вы узнали эту музыку? Что это за произведение?

Правильно, первый концерт П. И. Чайковского. Как вы думаете, о каких музыкальных жанрах сегодня пойдёт речь?

А есть ли какие-нибудь жанры, близкие по строению к концерту?

Замечательно, соната, симфония. Скажите, каким общим термином мы могли бы определить все эти жанры?

Некоторые из вас подготовили небольшие сообщения по моей просьбе. Давайте послушаем их.

Выступления учащихся: циклические формы; соната; симфония; малые циклические формы; сюита.

Когда-то давным-давно и короли, и богатые вельможи, и простые крестьяне одевались по одной и той же моде, пели одни и те же песни, танцевали одни и те же танцы. А выделялись аристократы только богатством и властью. Но со временем в богатых дворцах и поместьях появилась своя мода, возникли свои манеры, стали устраивать балы, на которых танцевали свои, бальные танцы. Эти танцы значительно отличались от народных, хотя все они произошли от народных и даже сохранили их названия. И менуэт, и гавот, и вальс, и мазурка, и даже печальная, задумчивая сарабанда когда-то были народными танцами, но звучали они по-другому и танцевали их тоже иначе.

Бальные танцы появились в XV веке в Италии, а несколько позже, в XVII веке, распространились по

С появлением бальных танцев появились придворные музыканты. Они делали и записывали специальные обработки народных танцев, приспособленные для аристократических балов. А чуть позже придворные музыканты стали сами сочинять и записывать танцевальные мелодии. На балах вырабатывался свой который включал в себя также и определённую танцев. Как правило, бальные танцы объединялись в пары, включавшие быстрый и медленный танец. В XVI веке самой распространённой была пара, включавшая в себя павану и гальярду. (старинные испанский и итальянский танцы). Этим танцам, идущим друг за другом, придворные композиторы стали придавать двухчастная танцевальная сюита. Мода на танцы изменялась, популярными становились другие танцы, но, как и прежде, они объединялись в контрастные пары: медленный и быстрый. Медленная и живая, подвижная  . И другие танцы со временем вошли в сюиту – менуэт, гавот, контрданс, англез. Традиция бальных сюит уходила в прошлое, но композиторы с удовольствием писали эти танцы уже просто для концертного исполнения.

Давайте попробуем немного погрузиться в атмосферу старинного бала и станцуем СТАРИННЫЙ ТАНЕЦ – АНГЛЕЗ.

если будет время: этот танец появился в 18 веке благодаря Мистеру Бевериджу, известному танцевальному мастеру, который руководил школой танцев и оставил подробные записи. Танец очень полюбился англичанам, и более полутора столетий его танцевали на всех балах

Сюита как жанр не исчезла, появилась в творчестве композиторов – романтиков Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, П. И. Чайковского и М. П. Мусоргского.

А в двадцатом веке снова зазвучала танцевальная сюита – в творчестве одного из лучших российских композиторов – А. Г. Шнитке. Сегодня мы познакомимся с вами с этой прекрасной музыкой «Сюита в старинном стиле».

СЛУШАНИЕ ФРАГМЕНТОВ СЮИТЫ (С ПРОСМОТРОМ СЛАЙДОВ).

Рассказ о создании сюиты.

СЛУШАНИЕ МЕНУЭТА ИЗ СЮИТЫ И. С. Б АХА И МЕНУЭТА ИЗ СЮИТЫ А. Г. Ш НИТКЕ.

Сравнение стилистических особенностей. Вопрос: можно ли принять два менуэта за произведения одной эпохи? Что позволяет Шнитке так точно имитировать стиль барокко? Какие черты отличают его музыку от музыки Баха?

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «РОССИЯ»

СЛУШАНИЕ МЕНУЭТА ИЗ СЮИТЫ И. С, БАХА И МЕНУЭТА ИЗ СЮИТЫ А. Г. Ш НИТКЕ.

В конце XVII века в Германии сложилась точная последовательность частей камерной сюиты:

Циклические формы инструментальной музыки Концерт Сюита Соната

Сюита в переводе с французского означает— «ряд», «последовательность», «чередование») — циклическая форма в музыке, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей (многочастное произведение), объединённых общим замыслом. В « Сюите в старинном стиле » А. Шнитке пьесы танцевального или песенного характера , не связанные линией сюжетного повествования. Это всего лишь «ряд», «серия» музыкальных зарисовок, где каждый из номеров сюиты представляет собой небольшой инструментальный спектакль, разыгрываемый двумя инструментами-персонажами – Violino и Piano . Содержание некоторых пьес направлено на раскрытие психологических состояний героев, их характеров и настроений («Пастораль», «Менуэт»). В других миниатюрах на первый план выступает момент действенный («Балет», «Фуга», «Пантомима»), где подразумеваемые инструменты-персонажи спорят друг с другом, соревнуются, конфликтуют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *