ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ

Что такое проектная деятельность в школе

Проект в широком смысле — это деятельность, ограниченная во времени. У проекта всегда есть цель — прийти к какому-то выводу или создать продукт или услугу.

Если говорить о школьных проектах, то разницы в определениях нет. Ученические проекты тоже обычно регламентируются определёнными сроками и подразумевают под собой решение какой-то новой, зачастую злободневной и актуальной проблемы в рамках кругозора обучающихся. Многие проекты направлены на достижение социально-востребованных результатов.

Нельзя недооценивать роль проектной деятельности в школе, так как это активная форма обучения, направленная не только на предметные результаты, но и в большей мере на формирование универсальных, гибких умений и навыков (soft skills), а также конкретных, прикладных навыков (hard skills).

Проектная деятельность в школе. Виды проектов, этапы выполнения, примеры работ

Проектная деятельность школьников

Что такое учебный проект для ученика и для учителя

Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий.

Организация проектной деятельности

Организовывая проектную деятельность, педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития школьника.2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.3. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).4. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.5. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.6. Отрабатывать со школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.7. При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.8. Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.9. В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.

Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы. Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач. Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха. Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.

Выбор темы и постановка цели проекта

Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Последовательность работы над проектом

Рейтинговая оценка проекта

180 – 140 баллов – «отлично»;135 – 100 баллов – «хорошо»;95 – 65 баллов – «удовлетворительно»;менее 65 баллов – «неудовлетворительно».

Общий вид и структура пояснительной записки проекта

Структурные элементы пояснительной записки.

Титульный лист – первая страница пояснительной записки и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова “тема” и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова “год”).

Введение к работе

В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.

Главы основной части

Содержание и структура основной части пояснительной записки зависит от вида работы (проекта) определяется заданием. Актуальность – обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.

Следующее ставится формулировки цели, и конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с ней.

В первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.

В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.

В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

В заключении проекта излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во Введении, дается самооценка учащимися проделанной им работы.

Список используемой литературы

После Заключения помещают список используемой литературы. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. В приложении содержится таблицы, текст, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова “Приложение” и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: “Приложение 1”, “Приложение 2”, и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Сквозь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом “смотри” (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

Проектная деятельность школьников.

Что такое проект для ученика и для педагога.

Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.         Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей.         А для педагога проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: постановка проблемы, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности от традиционного обучения – это то, что учащиеся получая навыки сотрудничества, развитие поисковых и исследовательских умений, самостоятельной работы по приобретению новых знаний, развивают специфическое качество мышления, ориентированное на созидание.

Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности.

Методические рекомендации педагогу по организация проектной деятельности

Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ

По доминирующей деятельности:

Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций, моделей или макетов, учебных фильмов, реже мероприятий, например, учебная экскурсия или докладов;

Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме статьи, брошюры, газеты, альманаха. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного мероприятия, образовательного события, акции по охране окружающей среды, видеофильма, выставки и многого другого. Фантазии нет предела.

По продолжительности выполнения:

· краткосрочные – 1-3 месяца;

· среднесрочные – от 3 месяцев до 1 года;

· долгосрочные – более 1 года.

По количеству участников:

Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является социально значимый проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Этапы работы над проектом

Содержание и структура основной части пояснительной записки зависит от вида работы (проекта) определяется заданием. Актуальность – обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых социально значимых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.

В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения задач. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов выполнения.

В заключении проекта излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во Введении, дается самооценка учащимися проделанной ими работы.

Вспомогательные или дополнительные материалы помещают в приложениях. В приложении содержатся таблицы, графики, карты, схемы, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова “Приложение” и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: “Приложение 1”, “Приложение 2”, и т.д.

В статье рассматривается круг вопросов,
связанных с проектной деятельностью в системе
современного российского образования, в рамках
школьного обучения. Статья охватывает ряд
ключевых вопросов по теме. Актуальность
выбранной темы. Понятие проектной деятельности.
Цели и задачи проектного обучения. Классификация
(типология) и составляющие элементы (структура)
учебно-образовательных проектов. Круг
проблемных сложных (дискуссионных) вопросов,
связанных с воплощением проектной деятельности.

В последние годы, в системе российского
образования, стала широко востребована
учебно-образовательная проектная деятельность.
Об этом много говорят, еще больше пишут –
проектирование широко применяется педагогами на
всех уровнях (ступенях) образования. В тоже время,
следует отметить, что в педагогике нет единого
подхода ни к пониманию проекта, ни к видению
проектной деятельности в системе образования,
что закономерно влечет за собой различную
интерпретацию данных понятий. Вследствие этого,
возникает определенно-качественная
противоположная двойственность. С одной стороны,
вариативность взглядов позволяет расширить
границы понимания и реализации
учебно-образовательных проектов. С другой
стороны, такая ситуация создает специфику
неопределенности, где, в отсутствие строгих
общепринятых терминологических рамок, любой
реферат, например, доклад, небольшое научное
исследование, любую инсценировку и ролевую игру,
можно выдать под видом проекта. В связи с этим,
представляется актуальным и целесообразным, на
основании ряда источников, выявить
сбалансированную, но состоятельно-обоснованную
точку зрения в понимании сути проектной
деятельности, для успешной реализации учебных
проектов в педагогическом и образовательном
процессе.

Для наглядности, проектную деятельность можно
сравнить с детским конструированием, где ребенок
(дети), в целенаправленном и последовательном
процессе соединения различных элементов
конструктора, приходит к запланированному, но
известному заранее результату – готовой модели.
В отличие от детской развивающей игры,
проектирование в разы сложней по своей структуре
и содержанию, охватывает намного больше
различных видов и способов познавательной
деятельности. Например, индивидуальная
познавательная деятельность и групповая, или,
научная и художественная, или, теоретическая и
эмпирическая, и т.д. В свою очередь, такое
разнообразие позволяет ученику (учащимся), в
процессе работы над проектом, применять
различные формы, методы и приемы организации
обучения, разумеется, в рамках конкретной
рассматриваемой темы. Таким образом, проектную
деятельность, можно представить как
разновидность педагогической Технологии
обучения – универсальный системно-комплексный
метод создания оригинального/эксклюзивного
учебно-образовательного продукта.

В целом, можно проследить общую тенденцию
авторских взглядов на метод проектирования.

Проект – это комплексная деятельность
временного коллектива в условиях активного
взаимодействия с внешней средой, которая
направляет на выполнение четко обозначенной
цели и получение конкретного результата
(изменения) в заданный промежуток времени с
использованием различных ресурсов (кадровых,
финансовых, материально-технических и т.п.).

Под методом проектов подразумевается способы
организации самостоятельной деятельности
учащихся по достижению определенного
результата, который ориентирован на интерес, на
творческую самореализацию развивающей личности
ученика, развитие его интеллектуальных и
физических возможностей, волевых качеств и
творческих способностей в деятельности по
решению какой-либо интересующей его проблемы.

Учебный проект – комплекс поисковых,
исследовательских, расчетных, графических и
других видов работ, выполняемых учащимися
самостоятельно с целью практического или
теоретического решения значимой проблемы.

Относительно задач проектной деятельности,
отметим, что нет необходимости приводить
подробную их классификацию. Главное – они должны
соответствовать основным целям. Однако, следует
заметить, что задачи отдельно взятых проектов,
главным образом обусловлены тематическим
содержанием и спецификой их реализации. В число
главных (общих) задач могут входить следующие
виды деятельности:

1. Индивидуальная и групповая работа с
различными источниками.

2. Решение практических задач, на основе
приобретенных знаний.

3. Развитие коммуникативных навыков, в
контексте решения учебно-образовательных задач.

4. Выработка методик научно-исследовательской
работы. Комплексный подход к проблеме.
Систематизация полученных знаний.

5. Формирование практических навыков по
научно-исследовательской работе (проблема, цель,
задачи, источники, и так далее).

6. Развитие научного мышления. Формирование
аналитического и критического мышления
учащегося.

7. Развитие индивидуальных способностей и
творческого потенциала.

8. Самореализация учащихся, посредством решения
учебно-образовательных задач.

9. Развитие интереса к учебному предмету и
общешкольной жизни. И так далее.

Несмотря на выявление целей, задач и общую
типологию проектной деятельности, остается
открытым один, существенно-важный вопрос. Каким
критериям (методическим требованиям) должна
отвечать и соответствовать проектная
деятельность? Надо признать, что наличие таких
критериев необходимо, поскольку, практически
любая учебная деятельность, может вполне
подходить под одну из выделенных ранее обучающих
задач. В свою очередь, проектная деятельность,
подразумевает под собой системный и комплексный
подход в создании учебно-образовательного
продукта, с привлечением различных видов учебной
деятельности. В силу этого, можно привести ряд
основных критериев и методических требований к
проекту. Проектная деятельность, является
таковой, если основными элементами
проектирования являются следующие компоненты,
требующие разносторонней постановки и решения
задач. Анализ ситуации, определение цели и
проблемы, исследование, выбор способа решения
проблемы, формулирование задач и ожидаемых
результатов, определение ресурсов, составление
плана действий, выполнение плана, подведение
итогов, оценивание полученных результатов
(соотношение с ожидаемым результатом), рефлексия
(анализ действий в ходе проектной работы). В
рамках перечисленных критериев (составных
компонентов), примерно в той же
последовательности, выстраивается и очередность
(этапы проекта) выполнения проекта. Результаты
работы, как правило, оформляются в виде
презентации, печатного доклада и/или научной
статьи.

Обычно проекты связывают с внеклассной
воспитательной работой и системой
дополнительного образования. Но все чаще
обсуждается проектирование и на уроке. Здесь
существует два полюса – оптимисты заявляют, что
у них каждый урок является проектом, а пессимисты
обращают внимание на плотность существующих
программ и невозможность в условиях дефицита
времени уделять внимание еще и проектированию. В
любом случае, сквозь споры оппонентов можно
увидеть один, вполне закономерный вывод.
Несмотря на общепризнанный положительный
эффект, к реализации проектной деятельности
стоит подходить взвешено, обдуманно, сообразуясь
с общим контекстом образовательного процесса в
учебном учреждении.

Кроме того, существуют ряд проблемных
(дискуссионных) вопросов, которые могут
возникнуть непосредственно в ходе реализации
проекта. К примеру, группа школьников создает
проект. Одному из участников, в рамках
распределения задач, поручено подготовить
презентацию проекта, что он успешно и выполняет.
Однако, возникает вопрос – в какой мере учащийся
овладел содержанием проекта? Если признать, что в
его обязанности входило только техническая
поддержка проекта, то следом, возникает ряд
других вопросов – например, насколько
эффективна работа в группах для самих учащихся? –
или, что считать эффективностью, в таком случае?

Разумеется, рассуждать о проектировании можно
много, особенно в отношении места проектной
деятельности в современной российской школе.
Готовых рецептов в этом вопросе нет, и не может
быть, хотя остается ряд сложных вопросов, на
которые также хотелось бы обратить внимание:

Создание условий, в которых каждый ученик может
проявить свои таланты, реализовать свой
творческий потенциал – задача современной
школы. Таким образом, отметим еще раз, что
проектная деятельность школьников – одно из
направлений личностно-ориентированного
обучения и воспитания. Проект побуждает и
позволяет учащимся проявить свои разносторонние
возможности в многообразии
учебно-образовательного процесса, развивает в
них учебные компетенции,
интеллектуально-познавательные способности,
нравственные и коммуникативные качества и
навыки.

При этом, чтобы проектная деятельность
действительно была эффективной формой обучения,
не следует забывать о вдумчивом, взвешенном и
сбалансированном подходе в решении проектных
задач (моделирование, время и место, подготовка,
реализация). В силу этого, проект, в соответствии
своим целям и задачам, должен гармонично
вписываться в общую канву образовательного
процесса в школе.

2. Байбородова Л. В. Проектная деятельность
школьников в разновозрастных группах: пособие
для учителей общеобразовательных организаций.
М.: Просвещение. 2013. 175 с.

6. Поливанова К. Н. Проектная деятельность
школьников: пособие для учителей. М.: Просвещение.
2011. 192 с.

7. Образовательный портал ИД “Первое сентября”
https://urok.1sept.ru/

8. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru

9. Сообщество взаимопомощи учителей
“Педсовет” http://pedsovet.su

10. Педагогическое сообщество “Мое
образование” http://урок.рф

11. Проект “Инфоурок” https://infourok.ru

В чём ценность проектной деятельности детей в школе

Ответы на вопросы

В первую очередь создание проекта позволяет ученику получить не только готовые знания из различных источников, но и возможность самостоятельно отыскать истину в волнующем его вопросе, углубить познания, отточить навыки либо научиться новым.

Поиск проблем и постановка целей

В ходе работы над проектом школьники учатся выявлять проблему из реальной ситуации, грамотно формулировать цель, которая будет измерима, достижима, амбициозна и реальна.

Развитие soft skills

Во время работы над проектами, особенно групповыми, школьники учатся грамотно планировать время, распределять нагрузку и делегировать задачи, договариваться и объяснять.

Видение продукта деятельности, умение представить его публике, аргументировать свою позицию — всё это важные навыки и умения, которые нужно приобрести для того, чтобы вход во взрослую и самостоятельную жизнь после выпуска из школы произошёл гораздо легче.

Не будем упускать также и тот факт, что для многих учеников проектная деятельность служит хорошим подспорьем в области профориентации, так как общение с профессионалами в избранной области, а также применение на себя их роли и функционала помогает ученикам определиться в дальнейшем если не с профессией, то уж точно со сферой и областью знаний, где ему хотелось бы осуществлять трудовую деятельность.

Ещё один приятный и полезный бонус: структура написания текстовой части проекта в чём-то идентична структуре конкурсных исследовательских работ, а также курсовых работ ссузов и вузов. Подготовка школьного проекта — это отличная база для будущих работ аналогичного формата.

Виды проектной деятельности в школе

По методу деятельности проекты могут быть:

По количеству участников: индивидуальные (каждый ученик работает над своим проектом) или групповые (в паре, мини-группе).

Кто участвует в проектной деятельности

В проекте есть три типа участников:

Проектная деятельность школьников

Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей.
А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности для начальной школы – это то, что ученики, прежде всего, получают первые навыки исследования, благодаря чему развиваются специфические качества особого склада мышления.

Организовывая проектную деятельность в начальной школе, педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития школьника.
2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.
3. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).
4. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.
5. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.
6. Отрабатывать со школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.
7. При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.
8. Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.
9. В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.

Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.

Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Этапы работы над проектом

180 – 140 баллов – «отлично»;

135 – 100 баллов – «хорошо»;

95 – 65 баллов – «удовлетворительно»;

менее 65 баллов – «неудовлетворительно».

Титульный лист – первая страница пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова “тема” и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.

В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова “год”).

Рецензия на проектную работу ученика – образец

РЕЦЕНЗИЯ
На работу обучающегося класса
МБОУ СОШ №
_________________
(фамилия, имя, отчество)
По теме:
(название проектной работы)

Структура рецензии:
1. Актуальность или востребованность: (поставленная в работе проблема, попытки ее ре¬шения; почему данная работа интересна).
2. Каким образом автор пытается решить эту проблему (выполнить поставленную цель). Краткое содержание работы, основные выводы, результаты работы.
3. Личная значимость работы ее автора,социальная значимость (чем данная рабо¬та может быть интересна другим. Образовательный потенциал работы (предмет¬ные знания, универсальные умения: какие использовались в работе, какие были приобретены). « Данная работа имеет практическую значимость» и вкратце, в чем она заключается.
4. Соответствие работы требованиям, предъявляемым к проектной работе. « Содержание работы соответствует целям и задачам исследовательской/проектной работы» и далее описывается ее структура и примерное содержание – что в 1 главе, что во 2-й, что в 3-й. Обычно эта информация также присутствует во введении (обычно в конце).
5. Общая оценка работы. Пожелания, недочеты, раскрытые в позитивной форме, возможные направления дальнейшей работы.

Вывод: проектная работа
(фамилия, имя ученика)
По теме:
(название темы)
Отвечает (не отвечает) требованиям, предъявляемым к индивидуальному итоговому проекту и
рекомендуется(не может быть рекомендована)к защите.

Примерные темы проектных работ

1. Раздельный сбор мусора
2. Автомобильный транспорт в городе: проблемы и пути их решения.
3. Влияние изменения климата на живую природу.
4. Атомная энергетика — плюсы и минусы.
5. Жизнь пластиковой бутылки.
6. Здоровый образ жизни как социальная проблема.
7. Изучение экологического состояния водоемов города.
8. Продукты, которые вредны.
9. Проблемы сохранения лесов.
10. Воздействие выбросов загрязняющих веществ на атмосферу и здоровье человека.

1. Биоритмы жизни.
2. Загадочная плесень.
3. Коралловые рифы.
4. Вода — основа жизни на Земле.
5. Водоросли и их роль в жизни человека.
6. Научно-исследовательская работа «Полезные птицы для сада».
7. Защита бездомных животных.
8. Изучение влияния музыкальных звуков на человека и животных.
9. Природные катастрофы.
10. Способы выживания в дикой природе.
11. Влияние света, тепла и воды на рост и развитие растений.
13. Зимующие птицы моего края.
14. Есть ли у птиц музыкальный слух?

1. Криптография и методы ее практического применения
2. Исследовательская работа по информатике «Облачные технологии»
3. Киберпреступность.
4. Мультфильм своими руками (Windows Movie Maker)
5. Компьютерные технологии: создание видеоролика в выбранной
программной среде по выбранной учебной теме (Microsoft
PowerPoint,Windows Movie Maker)
6. Разработка сайта по интересующей тематике (Язык html, Web PageMaker)
7. Интерактивные элементы Web-страниц и скрипты.
8. Использование компьютерных технологий для построения графиков функций (Microsoft Excel)
9. Создание 3D-модели объекта. ( Например: дом моей мечты, игровая
площадка, парк) (Blender, FreeCad, Wings3D,SolidWorks, 3ds max)
10. Автономные движущиеся роботы. Разработка программ управления
движущимися роботами (Arduino)
11. Проект робота из фильма «Звездные войны» на основе Lego EVE 3
12. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.

1. Различные способы доказательства теоремы Пифагора
2. Чем геометрия Лобачевского отличается от геометрии Евклида.
3. Математика – царица или слуга для других наук.
4. Путешествие в историю математики.
5. Частота и вероятность событий.
6. Теория игр. Кубик Рубика.
7. Использование тригонометрических формул при измерительных работах.
8. Удивительное рядом. Числовые ряды Фибоначчи и Золотое сечение.
9. Геометрическая иллюзия и обман зрения.
10. Геометрия в огранке драгоценных камней.
11. Лента Мёбиуса — загадка современности.
12. Геометрия в архитектуре.
13. Древние меры длины

1. Безопасное общение учащихся в социальных сетях
2. Герб, гимн, флаг – как символы объединения общества (на примере символики России).
3. История появления Конституции РФ.
4. Влияние СМИ на формирование общественного мнения.
5. Связь поколений как основа непрерывности истории и культуры.
6. Способы, пути предупреждения преступлений.
7. Мировой экономический кризис: причины и последствии.
8. Конфессии в России.
9. Благотворительность и меценатство в истории России
10. История моей фамилии.

1. Мифы и легенды звездного неба
2. Игрушки на основе гироскопического эффекта.
3. Измерительные приборы – наши помощники.
4. Волшебные кристаллы.
5. Вечный двигатель.
6. Как проявляется влияние природных условий на характер жилищ человека?
7. Модель Земли
8. География на денежных знаках
9. История изобретения полетов
10. Черные дыры и кротовые норы – секреты квантового пространства-времени

Как регламентируется проектная деятельность учащихся школ

Проектная и исследовательская деятельность учащихся регламентирована в следующих нормативных документах:

Документы не столько нормативные, сколько методологические. Однако в них присутствует и нормативная составляющая: определено обязательное включение исследовательской и проектной деятельности в работу педагогов, в урочную и внеурочную деятельность, педагогические и материально-технические условия.

В основной образовательной программе прописаны разнообразные варианты включения данных видов деятельности в практику школы.

Что запомнить

1. Проектная деятельность — формат дополнительных активностей в школе, который ограничен во времени и имеет свои цели и результаты.

2. В проектах участвуют и школьники, и преподаватели, и родители учеников.

3. Проекты в школе могут быть исследовательскими, игровыми, творческими, информационными или образовательными.

4. В проектах можно участвовать как индивидуально, так и в группе (в зависимости от цели и формата проекта).

5. Проектная деятельность в школах регламентируется нормативными документами и обязательно включена в работу педагогов, урочную и внеурочную деятельность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *