ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА И ПОЧЕМУ ОНА НАЗЫВАЕТСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКОЙ

«Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства»

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №1 г. Новопавловска»

Вот учитель-мастер, виртуоз. Как по нотам он играет свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда было вложено в этот урок, пользуясь своими «секретами» — приемами управления классом, поддержания дисциплины и внимания, эффективной проверки знаний и др.

Мастерство учителя – это вершина, которая достигается не сразу и далеко не всеми, чтобы его достичь, необходимо долго и упорно работать над собой, над своей техникой преподавания, не забывая при этом постоянно совершенствовать свои знания. Педагог – мастер в своей деятельности использует разнообразные приемы личного воздействия на учеников, но понятно, что одних только личных качеств недостаточно, чтобы достичь конкретного результата, поэтому для реализации педагогических замыслов необходима система знаний, умений и навыков, т. е. педагогическая техника.

Педагогическая техника, являясь компонентом педагогического мастерства, выступает обязательным условием реализации педагогической технологии в процессе педагогического воздействия и неотъемлемой частью системы общепедагогических умений педагога, которая позволяет  ему лучше управлять собой и  взаимодействовать с обучающимися в процессе  воспитательного  влияния.  Видите – нить. А вот обычный узел. А теперь перевяжем нить узлами – вот так. И получилась сеть. Приёмы педагогической техники – это сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему, в которой существуют свои принципы.

Принцип свободы выбора  предполагает, что любое обучающее действие педагога направлено на предоставление учащемуся права выбора, которое уравновешивается осознанной ответственностью за него.

позволяет не просто давать знания, а открывать границы их поиска и использования, что, в свою очередь, стимулирует саморазвитие субъектов педагогического процесса, их познавательную активность.

нужен для того, чтобы теория перехода в практику, только тогда знания,  полученные на учебных занятиях, станут базой для педагогической техники.

Принцип обратной связисвоеобразный контрольный  барометр, с помощью которого  преподаватель определяет эффективность использованных им приемов обучения и воспитания.

характеризуется  тем, что любое действие определяется не только пользой, но и энергетическими, психологическими затратами, которые  следует учитывать.

Если суммировать все принципы, то можно представить, что основу педагогической техники составляют умения,  разделенные на две группы:

1. Умения взаимодействовать с личностью и коллективом в процессе решения разнообразных педагогических задач:

– знания, способности, умения в области техники и культуры речи;

– дидактические, организаторские, конструктивные и коммуникативные умения;

– умения по использованию средств коммуникативного воздействия на личность воспитуемых, приемов позитивного взаимодействия с ними;

– умения в области технологических приемов предъявления педагогического   требования, поощрения и наказания;

– элементы актерского и режиссерского искусства в педагогической деятельности.

2. Умения управлять собой: умения, направленные на самопознание, саморегуляцию педагогом своего психического состояния; умения управлять и выражать свои эмоции; стрессоустойчивость педагога; владение своим организмом; умения по созданию творческого самочувствия.

Итак, педагогическая техника – это совокупность умений, знаний, приемов, (?)

Особенности управления деятельностью детей определяются главной задачей образовательной сферы – способствовать развитию личности ребёнка. Организовать эффективно процесс обучения, составить план уроков на месяц, знать, какие технологии использовать в тот или иной момент урока, установить хорошие взаимоотношения с учениками, создать благоприятную атмосферу в классе – всё это успешное управление классом.

Управление классом – процесс поддержания деловой учебной атмосферы, вызывающий желание учеников активно работать без нарушений дисциплины

1. Демонстрация профессионального уровня – учитель показывает свой пример выполнения творческого или хотя бы сложного задания.

2. Выход за пределы – учитель выходит за пределы учебника.

3. Сравняйте позиции – учитель сам ставит себя в позицию оцениваемого.

4. Советуйтесь – по всяким сложным вопросам, проблемам отношений учитель советуется с детьми.

Традиции урока позволяют  согласовывать свои действия, существовать слаженно, взаимосвязано. Традиции урока – это полезные ритуалы педагогического общения. Они соответствуют этапам урока:

1. Вход в урок – учитель начинает урок с настройки.

2. Завершение урока – учитель завершает урок четко, традиционным словом или действием.

3. Отдых – учитель использует традиционную игру – отдых на уроке.

4. Дирижируем уроком:

– четкая команда – учитель отрабатывает с учениками несколько четких команд.

– невербальное управление – учитель использует для управления классом несловесные команды.

– дай себе помочь – учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь.

– введите роль – ученик участвует в управлении обучением, выполняя некую роль.

– мордашки – ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек, смайликов, сердечек.

– резюме – ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку.

Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях и содержании, методах, средствах и достигнутых результатах. Успех учителя в процессе обучения зависит в первую очередь от того, насколько ему удалось заинтересовать учащихся своим предметом. Но интерес не может возникнуть сам по себе, учителю нужно принять в этом участие, поспособствовать.

1. Повышение интереса к учебному  материалу:а) привлекательная цель – перед учеником ставится  простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей – неволей выполняет и  то  учебное  действие, которое планирует педагог;б) удивляй! – учитель  находит такой момент,  при котором  даже  обыденное становится  удивительным;в) отсроченная догадка – в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка  к которой  будет открыта на уроке при работе над новым материалом;г) фантастическая добавка – учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой;д) лови ошибку – объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки;е) практичность теории – введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу,  полезность решения которой очевидна ученикам.

2. Повторение пройденного  на уроке.а) своя опора – ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.б) повторение с контролем – ученик составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.в) повторяем с расширением – ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.г) свои примеры – ученики подготавливают свои материалы к новому материалу.д) опрос – итог – в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока. е) обсуждаем домашнее задание – учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.

3. Домашние задания: обязательные, тренировочные, творческие домашние задания (составление головоломок, кроссвордов, сочинений, проектов), особые задания.

4. Коллективная учебная деятельностьа) работа в парах – формула: пары получают разные задания.б) работа в группах – формула: группы получают одно и то же задание.в) защита проекта – формула: ребята составляют списки вопросов разбившись на группах.г) мозговой штурм – формула: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.

5. Игровая учебная деятельность  –  игры приходят на помощь в трудный момент, чтобы урок был не скучным.  Дидактические игры, деловые игры, игры-тренинги, игры в случайность, театрализация.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ

Ни для кого не является секретом, что все мы  учителя изо дня в день, из урока в урок кропотливо собираем: интересные находки, удачные методы, приемы, затем их храним, формируем картотеки, складываем в копилки,  структурируем как части!

Все техники, о которых было сказано сегодня, можно превратить в «Конструктор урока». Педагогическая техника «Конструктор урока» представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока. Используя «Конструктор урока»,  планирую не отдельные уроки, а тему целиком. Все уроки одной темы планируются одновременно и параллельно. На основе планируемых результатов освоения программы по предмету, конкретной теме разрабатываю «Базовый лист контроля». В нем перечисляю основные понятия, правила, формулировки и формулы, которые обязан знать каждый ученик. Подбираю наглядность, книги, эксперименты и т.п.  Продумываю, как будет организовано активное участие учеников. На каких уроках и в какой форме будет проходить повторение, а когда и как организовать контроль. Итак, тема запланирована.  Теперь очередь за планированием отдельных уроков.

Любой из разделов урока  может быть реализован разными приемами или их комбинациями, т.е. приемы,  это есть элементы конструктора. Например, для создания интригующей ситуации в начале урока можно выбрать тот, который ближе всего подходит к теме, цели конкретного урока, а можно придумать и свой. Конструктор урока тем и хорош, что оставляет за учителем право на творчество. Объяснение нового материала тоже может быть организовано по-разному. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Например, прием «Удивляй!», на уроке «Три состояния воды» легко заставить ребят удивляться. Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде?  Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств. Таким же образом расписываем остальные разделы. И получается «Конструктор урока»:

Применение современной педагогической техники «Конструктор урока» дает следующие преимущества:

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что педагогическая техника – это важный и неизменный компонент процесса обучения. На ее основе происходит формирование мастерства преподавателя, без которого невозможно представить эффективную деятельность воспитателя и наставника.

Ю. П.
Азаров утверждал, что, во-первых, развитая
педагогическая техника помогает
преподавателю глубже и ярче выразить
себя в педагогической деятельности,
раскрыть во взаимодействии с учащимися
все лучшее, профессионально значимое
в его личности. Совершенная педагогическая
техника освобождает время и силы педагога
для творческой работы, позволяет в
процессе педагогического взаимодействия
не отвлекаться от общения с детьми на
поиски нужного слова или объяснение
неудачной интонации.

Овладение
педагогической техникой, позволяя
быстро и точно найти нужное слово,
интонацию, взгляд, жест, а, также сохраняя
спокойствие и способность к ясному
мышлению, анализу в самых острых и
неожиданных педагогических ситуациях,
приводит к росту удовлетворенности
педагога своей профессиональной
деятельностью.

Во-вторых,
педагогическая техника оказывает
развивающее воздействие и на качества
личности. Важная особенность педагогических
техник состоит в том, что все они носят
выраженный индивидуально-личностный
характер, т.е. формируются на основе
индивидуальных психофизиологических
особенностей педагога. Индивидуальная
педагогическая техника существенно
зависит от возраста, пола, темперамента,
характера педагога, состояния здоровья,
анатомо-физиологических особенностей.

Так,
работа над выразительностью, чистотой,
грамотностью дисциплинирует мышление.
Овладение приемами саморегуляции
психической деятельности ведет к
развитию эмоциональной уравновешенности
как черты характера и т.п. Кроме того, в
реальном педагогическом взаимодействии
все умения учителя в области педагогической
техники проявляются одновременно. А
самонаблюдение дает возможность успешно
корректировать отбор выразительных
средств.

В-третьих,
в процессе овладения педагогической
техникой наиболее полно раскрываются
нравственные и эстетические позиции
педагога, отражающие уровень общей и
профессиональной культуры, потенциал
его личности.

Все
сказанное подчеркивает, что педагогическая
техника важнейший инструмент педагога.

В
понятие «педагогическая техника»
принято включать две группы компонентов.

Первая
группа компонентов связана с умением
педагога управлять своим поведением:


владение своим организмом (мимика,
пантомимика);


управление эмоциями, настроением (снятие
излишнего психического напряжения,
создание творческого самочувствия);


социально – перцептивные способности
(внимание, наблюдательность, воображение);


техника речи (дыхание, постановка голоса,
дикция, темп речи).

Вторая
группа компонентов педагогической
техники связана с умением воздействовать
на личность и коллектив, и раскрывает
технологическую сторону процесса
воспитания и обучения:


дидактические, организаторские,
конструктивные, коммуникативные умения;


технологические приемы предъявления
требований, управления педагогическим
общением и пр.

Мимика
– это искусство выражать свои мысли,
чувства, настроения, состояния движением
мускулов лица. Нередко выражение лица
и взгляда оказывает на обучающихся
более сильное воздействие, чем слова.
Жесты и мимика, повышая эмоциональную
значимость информации, способствуют
лучшему ее усвоению.

Слушатели
«читают» лицо педагога, угадывая его
отношение, настроение, поэтому оно
должно не только выражать, но и скрывать
чувства. Наиболее выразительны на лице
человека глаза – зеркало души. Учителю
следует внимательно изучить возможности
своего лица, умение пользоваться
выразительным взглядом. Взгляд учителя
должен быть обращен к детям, создавая
визуальный контакт.

Пантомимика
– это движение тела, рук, ног. Она помогает
выделить главное, рисует образ.

Педагогу
необходимо выработать манеру правильно
стоять перед обучающимися на занятии.
Все движения и позы должны привлекать
слушателей своим изяществом и простотой.
Эстетика позы не терпит плохих привычек:
переминания с ноги на ногу, опоры на
спинку стула, верчения в руках посторонних
предметов, почесывания головы и т.д.

Жест
педагога должен быть органичным и
сдержанным, без резких широких взмахов
и открытых углов.

Чтобы
общение было активным, следует иметь
открытую позу, не скрещивать руки,
повернуться лицом к аудитории, уменьшить
дистанцию, что создает эффект доверия.
Рекомендуется движение вперед и назад
по классу, а не в стороны. Шаг вперед
усиливает значимость сообщения, помогает
сосредоточить внимание аудитории.
Отступая назад, говорящий как бы дает
отдохнуть слушателям.

Управление
эмоциональным состоянием предполагает
овладение способами саморегуляции, к
которым можно отнести: воспитание
доброжелательности и оптимизма; контроль
своего поведения (регуляция мышечного
напряжения, темпа движений, речи,
дыхания); самовнушение и др.

Техника
речи. Процесс восприятия и понимания
речи учителя учащимися тесно связан со
сложным процессом учебного слушания,
на которое, по подсчетам ученых, приходится
приблизительно ј – Ѕ всего учебного
времени. Поэтому процесс правильного
восприятия учащимися учебного материала
зависит от совершенства речи учителя.

Как
бы ни была интересна и познавательна
речь, считает И. Р. Калмыкова, она не будет
воспринята слушателями, если выступающий
произнесет ее нечленораздельно, хриплым,
слабым, невыразительным голосом. Голос
при выступлении так же важен, как и
содержание речи, внешность, манеры
оратора. С помощью голоса он доносит
свое сообщение до аудитории. Человеческий
голос – могущественное средство
воздействия на публику. Благодаря
красивому, звучному голосу оратор может
с первых минут привлечь внимание
слушателей, завоевать их симпатию и
доверие.

Кроме
того, голос может способствовать
профессиональной карьере человека, а
может препятствовать ей.

Голос
способен выражать мысли и чувства
человека. В педагогической деятельности
чрезвычайно важно говорить выразительно
и просто, выступая с лекцией, докладом,
декламируя стихи и прозу; владеть
интонацией и силой голоса, продумывая
каждую фразу, предложение, акцентируя
значимые слова и выражения грамотно
пользуясь ими в различных ситуациях.
Голос — основное выразительное средство
устной речи педагога,которым он должен
уметь пользоваться в совершенстве. П.
Сопер считает, что «ничто так не влияет
на отношение кнам людей, как впечатление
от нашего голоса. Но ничем так не
пренебрегают, и ничто так не нуждается
в постоянном внимании. Владение голосом
связано непосредственно с развитием
фона-ционного (звукового), так называемого
речевого дыхания. Это в свою очередь,
дает возможность передавать эстетическое
и эмоциональное богатство речи педагога,
не только помогая в общении, но и
воздействуя на чувства, мысли, поведение
и поступки учеников.

Овладеть
техникой речи — значит обладать речевым
дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию
и орфоэпическое произно-шение. Педагогу
нужно постоянно работать над дикцией,
дыханием и голосом.

Дыхание
обеспечивает жизнедеятельность
организма, физиологическую функцию.
Одновременно оно выступает и энергетической
базой речи. Речевое дыхание называется
фонационным (от греч. phono — звук). В
повседневной жизни, когда наша речь
преимущественно диалогична, дыхание
не вызывает трудностей. Отличие
фонационного дыхания от физиологического
заключается в том, что вдох и выдох
обычного дыхания осуществляются через
нос, они короткие и равны по времени.
Последовательность обычного
физиологического дыхания – вдох, выдох,
пауза. Для речи обычного физиологического
дыхания не хватает. Речь и чтение требуют
большего количества воздуха, экономного
его расходования и своевременного его
возобновления. Иная и последовательность
дыхания. После короткого вдоха – пауза,
а затем длинный звуковой выдох.

Существуют
специальные упражнения, направленные
на развитие дыхания. Цель упражнений
по дыханию – не выработка умения вдыхать
максимальное количество воздуха, а
тренировка в умении рационально
расходовать нормальный запас воздуха.
Поскольку звуки создаются при выдохе,
то его организация является основой
постановки дыхания, которое должно быть
полным, спокойным и незаметным.

Дикция
— это отчетливость и правильность
произнесения, дельных звуков, которые
обеспечиваются правильной работой
органов речи. Артикуляционный аппарат
должен работать активно, без лишнего
напряжения. Все звуки и их сочетания
нужно произносить четко, легко и свободно
в любом темпе.

Все
дикционные нарушения речи и голоса
делятся на органические (их исправлением
занимаются логопеды) и неорганические
(они поддаются исправлению путем
упражнений), связанные с вялостью
артикуляционного аппарата (губ, языка,
челюсти), нечетким произнесением
согласных («каша во рту»).

Среди
преподавателей встречаются люди, у
которых голос ставлен самой природой,
но это случается нечасто. Да и xopoший
голос при отсутствии специальной
тренировки с годами изнашивается.

Тренировать
голос помогут скороговорки и упражнения,
цель которых — отработка четкости и
правильности произнесения звуков,
активизация артикуляционного аппарата.

Несколько
слов о гигиене голоса педагога. Как
показывают, специальные исследования,
заболеваемость голосового аппарата у
лиц «голосовых профессий» очень высокая.

Перенапряжение
голосового аппарата, вызывающее нарушение
голоса, обусловлено тем, что около 50 %
рабочего времени педагог говорит, причем
во время занятия громче обычного.

Каждый
человек наделен голосом, который может
стать сильным, четким, звучным. Работая
над голосом, следует обратить внимание
прежде всего на освобождение его от
напряжения, совершенствование его
лучших качеств. Существует глубинная
связь между голосом и телом, поэтому в
основе работы над голосом должно лежать
речевое общение.

Таким
образом, подводя итог всему вышесказанному,
можно сделать вывод о том, что педагогическая
техника, представляющая комплекс умений,
навыков и знаний, позволяющих преподавателю
видеть, слышать и чувствовать своих
воспитанников, является необходимым
компонентом профессионального
педагогического мастерства.

19.
Мастерство педагогического общения

Трудно
себе представить общение, которое бы
совсем не несло познавательного или
воспитательного заряда. Тем не менее в
литературе и практике все больше и шире
используется сравнительно “молодое”
словосочетание: педагогическое общение.
Это – профессиональное общение
преподавателя с учащимися в процессе
обучения и воспитания, имеющее определенные
педагогические функции и направленное
(если оно полноценное и оптимальное) на
создание благоприятного психологического
климата, оптимизацию учебной деятельности
и отношений между педагогом и учащимся
внутри коллектива. Другими словами,
педагогическое общение – это общение
педагога с воспитанниками в педагогических
целях.

В
зависимости от стиля педагогического
общения американские психологи выявили
три типа педагогов. ” Проактивный”
педагог инициативен в организации
общения в группе, причем общения как
группового, так и парного (учитель-ученик).
Он четко индивидуализирует свои контакты
со студентами. Но его установки меняются
в соответствии с опытом, т.е. такой
педагог не ищет обязательного подтверждения
раз сложившейся установки. Он знает,
что хочет, и понимает, что в его собственном
поведении или поведении студентов
способствует достижению этой цели.

“Реактивный”
педагог тоже гибок в своих установках,
но он внутренне слаб, подчинен “стихии
общения”. Различие в его установках
на отдельных студентов – не различие в
его стратегии, а различие в поведении
самих студентов. Другими словами, не он
сам, а студенты диктуют характер его
общения с группой. У него расплывчатые
цели, он приспосабливается и подстраивается
к студентам.

“Сверхреактивный”
педагог, замечая индивидуальные различия,
тут же строит совершенно нереальную
модель, преувеличивающую эти различия
во много раз и считает, что эта модель
и есть действительность. Если студент
чуть активнее других – в его глазах он
бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее
– лодырь и кретин. Такой педагог имеет
дело не с реальными, а с выдуманными им
студентами и ведет себя соответствующим
образом. А выдумывает он на самом деле
стереотипы, подгоняя под них реальных,
совершенно нестереотипных студентов.
Студенты при этом – его личные враги, а
его поведение – род защитного
психологического механизма.

Каковы
же основные принципы новой модели
педагогики? Из всего многообразия
подходов можно выделить три основополагающих
установки:

1.
Человек находится в активно-деятельном
отношении к миру и самому себе.

2.
Активность субъекта выступает в высшем
своем творческом проявлении, когда
субъект поднимается до становления
самого себя.

3.
Рассмотренная позиция подводит к идее
деятельного становления призвания
человека.

Педагогическое
общение должно быть не тяжким долгом,
а естественным и даже радостным процессом
взаимодействия. Каковы слагаемые
оптимального педагогического общения?

Во-первых,
это высокий авторитет педагога. Второе
условие успешности педагогического
общения – владение психикой и приемами
общения, т.е. педагог должен быть хорошо
подготовлен как практический психолог.
И, наконец, третье составляющее успеха
– это накопленный опыт, это то, что в
обыденной практике и называется “сначала
умение, а потом мастерство”.

Педагогическая техника

Педагогическая
техника — это комплекс знаний, умений,
навыков, необходимых педагогу для того,
чтобы эффективно применять на практике
избираемые им методы педагогического
воздействия, как на отдельных воспитанников,
так и на детский коллектив в целом.

Владение
педагогической техникой является
составной частью педагогического
мастерства, требует глубоких специальных
знаний по педагогике и психологии и
особой практической подготовки.

Высокий
уровень педагогический техники учителя
является одним из важнейших признаков
педагогического мастерства.

Составной
элемент педагогической техники — умение
воспитателя управлять своим вниманием
и вниманием учащихся. Очень важным для
педагога является и умение по внешним
признакам поведения обучаемого определять
его душевное состояние.

Составная
часть педагогической техники — чувство
темпа в педагогических действиях.
Большую группу умений и навыков
педагогической техники составляют
приемы выразительного показа воспитателем
определенных чувств, своего субъективного
отношения к тем или иным действиям
обучаемых либо проявлениям ими моральных
качеств.

А. С.
Макаренко
— выдающийся педагог и писатель своего
времени. Он создал целостную научную
педагогическую систему. Вся его
деятельность была связана с воспитанием
и обучением подрастающего поколения.
В своих трудах «Педагогическая поэма»,
«Флаги на башнях», «Воспитание в советской
школе», «О моем опыте», «Книга для
родителей» и многих других А. С. Макаренко
раскрывает систему воспитания детского
коллектива, принципы, методы и формы
организации воспитания детей. Он заявлял
о решающем влиянии социальной среды,
условий труда и отдыха, быта на формирование
мировоззрения и нравственности личности
ребенка. Им разработана теория
перевоспитания трудных подростков и
на деле доказана ее научная и практическая
значимость. А.С. Макаренко выступал за
широкую и полную демократизацию
воспитания и обучения, за создание в
детской среде нормального психологического
климата, гарантирующего каждому ребенку
защищенность и поддержку, свободное и
творческое развитие. Эти идеи остаются
как никогда значимы и для сегодняшней
школы. По его глубокому убеждению, успех
дела в школах в первую очередь зависит
от учителей и родителей, от их знаний,
опыта и мастерства. Он утверждал:
учителями не рождаются, ими становятся,
в педагогической деятельности главное
не талант, а мастерство, основанное на
умении, на квалификации, на постоянном
самосовершенствовании.

Василий
Александрович Сухомлинский
(1918—1970 гг.). Будучи директором Павлышской
средней школы, В. А. Сухомлинский писал
о детях, учителях, родителях, об их
совместной педагогической работе, о
творческой деятельности сплоченного
коллектива педагогов-единомышленников
и учащихся, о роли учительской профессии.
Он создал оригинальную педагогическую
систему обучения и воспитания детей,
основанную на принципах гуманизма,
признании личности ребенка высшей
ценностью в обществе. Краеугольным
камнем педагогического призвания, по
его мнению, является «глубокая вера в
возможность успешного воспитания
каждого ребенка». Названия написанных
им книг, говорят сами за себя: «Сердце
отдаю детям», «Павлышская средняя
школа», «О воспитании», «Сто советов
учителю», «Рождение гражданина»,
«Родительская педагогика» и др.

.
Педагогическая профессия и ее роль в
современном обществе

Становление
педагогической профессии. Возникновение
педагогической профессии имеет
объективные основания. Общество не
могло бы существовать и развиваться,
если бы молодое поколение, приходящее
на смену старшему, вынуждено было
начинать все сначала, без творческого
освоения и использования того опыта,
который оно получило в наследство.

момента
возникновения педагогической профессии
за учителями закрепилась, прежде всего,
воспитательная функция. Учитель – это
воспитатель, наставник. В этом его
гражданское, человеческое предназначение.

По
мере усложнения процессов общественного
производства, развития способов познания
и стремительного роста научных знаний
в обществе появилась потребность в
специальной передаче знаний, умений и
навыков. Вот почему из области «чистого»
воспитания в педагогической профессии
выделилась относительно самостоятельная
функция – обучающая. Воспитательная
функция стала поручаться другим лицам.
Так, в семьях привилегированных сословий
для воспитания детей приглашали домашних
воспитателей. В России это были, как
правило, иностранцы гувернеры и
гувернантки. В государственных и частных
образовательных учреждениях наряду с
учителями были классные надзиратели,
классные наставники, классные дамы и
т.п.

Выдающиеся
учителя были у всех народов и во все
времена. Так, великим учителем китайцы
называли Конфуция

Великим
педагогом России был К. Д. Ушинс Сегодня
в развитых странах учительство составляет
наиболее многочисленную группу
интеллигенции. Она более чем в два раза
превышает число инженеров и врачей. Что
заставляет современного учителя
сохранять привязанность к своей
профессии? Американский психолог Р.
Герсберг установил, что настоящими
мотивами деятельности учителя являются
разнообразие труда, самостоятельность,
профессиональный рост, осознание
важности дела и др.

Важным
преимуществом учительского труда и
является богатство социальных связей
– с коллегами, учениками, родителями.

Своеобразие
педагогической профессии состоит в
том, что она по своей природе имеет
гуманистический характер. В процессе
образования учитель решает две зад
самовоспитанию.

Гуманный
педагог должен опираться на возможности
ученика, его потенциал, а не на авторитет
своей власти и принуждение. Ее главная
задача – выявить, раскрыть и развить все
ценное в человеке, а не сформировать
привычку к послушанию.

Педагог,
как и любой другой руководитель, должен
хорошо знать и представлять деятельность
учащихся, которой он управляет. Таким
образом, педагогическая профессия
требует двойной подготовки –
человековедческой и специальной.
Воспитание во имя счастья ребенка –
таков гуманистический смысл педагогической
деятельности В. А. Сухомлинского. Без
веры в ребенка, без доверия к нему вся
педагогическая премудрость, все методы
и приемы обучения и воспитания, по его
мнению, не состоятельны. Основой успеха
учителя, считал он, являются духовное
богатство, и щедрость его души,
воспитанность чувств и высокий уровень
общей эмоциональной культуры, умение
глубоко вникнуть в сущность педагогического
явления.

Государственная
политика в области образования

В
Законе Российской Федерации “Об
образовании”
под образованием понимается целенаправленный
процесс воспитания и обучения в интересах
человека, общества, государства,
сопровождающийся констатацией достижения
гражданином (обучающимся) установленных
государством образовательных уровней
(образовательных цензов). Достижение
определенного образовательного ценза
удостоверяется соответствующим
документом.

Статья
43 Конституции Российской Федерации
закрепляет право каждого гражданина
на образование. Образование в Российской
Федерации осуществляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации
и нормами международного прав Общее
образование является обязательным.

Гражданам
Российской Федерации гарантируется
возможность получения образования
независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, места жительства,
отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным организациям
(объединениям), возраста, состояния
здоровья, социального, имущественного
и должностного положения, наличия
судимости.

Ограничения
прав граждан на профессиональное
образование по признакам пола, возраста,
состояния здоровья, наличия судимости
могут быть установлены только законом.

Граждане
Российской Федерации имеют право на
получение основного общего образования
на родном языке, а также на выбор языка
обучения в пределах возможностей,
предоставляемых системой образования.

Педагогическая техника.

В
дальнейшем понятие педагогической
техники получает более конкретное и
точное определение. Так, Ю. П. Азаров
понимает ее как «совокупность средств,
приемов, с помощью которых мастер-воспитатель
добивается необходимого воспитательного
результата; техника – это составная
часть мастерства. Мастерство проявляется
в том, как ведет себя педагог, как владеет
своим голосом, в каких границах позволяет
себе проявить гнев, радость, сомнение,
требование, доверие, как он умеет
обращаться к коллективу и к ребенку».

Содержание
педагогической техники как совокупности
отточенных .умений и навыков по организации
учителем себя и других, как педагогически
целесообразных действий и поведения
учителя заключается
в умелом управлении им своим внутренним
эмоциональным состоянием, организации
своего внешнего вида как педагогически
целесообразного, в отточенной технике
речи. На
высоком уровне профессионального
мастерства умения и навыки по вышеуказанным
направлениям имеют свои характеристики.
Более подробно о них будет сказано в
специальной лекции о педагогической
технике.

Таким
образом, в целом структура педагогического
мастерства учителя представлена его
профессиональной пригодностью;
профессиональными знаниями,
характеризующимися комплексностью,
системностью, межпредметностью,
субъектностью восприятия и воспроизведения
учителем; профессионально-педагогической
направленностью его личности; развитыми
педагогическими способностями и
отточенной педагогической техникой.
Структуру профессионального мастерства
учителя можно представить в виде
следующей схемы:

Структура
педагогического мастерства учителя.
Профессиональная пригодность учителя

Педагогическая
техника (совокуп-ность приемов)

Профессиональ-но-педагогическая
направлен-ность личности учителя:

Професси-ональные
знания (предмета, смежных наук, психологии,
педагогики, методики преподавания,физиологии
и т.д.

Сформированность
проф.-педагогических личностных свойств
и качеств учителя

Высокий
уровень проф.-педагогической деятельности
учителя

Раскрывая
сущность педагогического мастерства
и его структуру, необходимо также
определить критерии мастерской
деятельности учителя.

Понятие
«критерий» обозначает признак, на основе
которого производится оценка: мерило
этой оценки. По-гречески слово «критерий»
обозначает «средство для суждения».
Исследователи особенностей педагогической
деятельности, личности учителя избирают
разнообразные средства для суждения о
качественном уровне развития личности
профессионала в педагогической
деятельности, об эффективности
педагогического труда.

Проблема
критериев эффективности педагогической
деятельности находит свое отражение в
работах Н. В. Кузьминой, А. И. Кочетова,
Б. П. Битинаса, Н. Н. Эверта, А. К. Марковой,
О. Р. Черноусовой и др.

Б. П.
Битинас в качестве критериев
профессионализма учителя рассматривает
направленность педагогического
воздействия, устойчивость воспитательных
методов, уровень развития личности
педагога, способность саморазвитию им
своего профессионализма.

По
А. И. Кочетову, основными параметрами
изучения результативности труда учителя
являются критерии, которыми измеряют
обученность, обучаемость, воспитанность
и воспитуемость школьников, сформированность
классного коллектива, характер
педагогического общения. Каждый из этих
критериев характеризуется через
определенные показатели, наполнен
определенным содержанием, которое
проявляется как видимое и невидимое.

О. Р.
Черноусова предлагает к рассмотрению
конкретные критерии педагогического
мастерства учителя, относя к ним
сформированность творческих педагогических
качеств, овладение современными
педагогическими технологиями,
психолого-педагогическую информированность
учителя, культуру педагогического
общения, сотрудничество и взаимодействие
с учениками, диагностический подход к
обучению и воспитанию, методическую
культуру педагога.

Данные
критерии отражают сформированность
педагогического мастерства, проявляющегося
и в высоком уровне профессиональной
деятельности, и в личностных качествах
учителя, ее осуществляющего. Однако их
нужно дополнить критериями, необходимость
использования которых продиктована
особенностями современного педагогического
процесса. Такими критериями являются
высокий уровень личностного развития
учителя, его учеников, их способность
к саморазвитию как результат совместных
усилий педагога и его воспитанников,
их сотрудничества и взаимодействия.
Иными словами, важным критерием
педагогического мастерства современного
учителя является наличие у него нового
педагогического мышления, которое
заключается в понимании субъектной
роли ученика в педагогическом процессе,
в осознании необходимости создания
условий для личностного саморазвития
школьников.

ЭЛЕМЕНТЫ
АКТЕРСКОГО И РЕЖИССЕРСКОГО МАСТЕРСТВА
В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ

Более
успешному овладению педагогической
техникой помогают знания и использование
на практике элементов актерской и
режиссерской техники.

Взаимосвязь
педагогической и актерской деятельности

Можно
ли рассматривать педагогическую
деятельность условно как искусство.
Анализ исторических подходов к определению
сущности педагогической деятельности
позволяет нам ответить на этот вопрос
положительно. Любое произведение
искусства – это результат работы головы
(ума человека) + сердце (душа) + мастерство
воплощения (техника) = искусство
(творчество).

Любой
вид искусства имеет продукт своей
деятельности (картины – живопись,
музыкальное произведение – музыка и
т.д.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *