Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики или их родители (законные представители) выбирают один для изучения.
Раз в неделю все четвероклассники ходят на урок ОРКСЭ.
Он посвящен религиозным культурам — можно выбрать конкретную или изучать мировые религии в целом. Если вообще не хочется касаться этой темы, есть возможность отдать предпочтение модулю «Светская этика». Совсем отказаться от ОРКСЭ нельзя.
Расскажу, какие религии дети изучают на этом уроке, кто ведет ОРКСЭ и как все устроено в целом.
О чем вы узнаете
Курс ввели для того, чтобы дети узнали о культурных и религиозных традициях многонационального населения России. А еще — научились вести диалог с представителями других мировоззрений.
Как правило, курс вызывает у родителей вопросы, поэтому на сайте многих школ есть страницы, посвященные ОРКСЭ.
На одних размещены развернутые статьи, которые объясняют мамам и папам суть предмета, на других — памятки, на третьих — видео.
Что это за предмет
Как расшифровывается ОРКСЭ. Полное название предмета — основы религиозных культур и светской этики — слишком длинное, поэтому обычно его называют просто ОРКСЭ.
В 2010 году предмет появился в расписании нескольких российских регионов в рамках эксперимента. С 2012 года курс ОРКСЭ стал обязательным. Он состоит из шести параллельных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».
В каких классах вводится предмет ОРКСЭ. Дети изучают курс на протяжении всего четвертого класса. Но выбрать, какой из шести модулей предпочтительнее для ребенка, родители должны еще в третьем классе. Дальше расскажу об этом подробнее.
Как выставляются оценки за ОРКСЭ. Оценку за предмет не ставят — только «зачтено». По итогам курса дети готовят и защищают проекты. Но их может и не быть, это остается на усмотрение школы.

Цель и задачи курса
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
Настораживающая аббревиатура ОРКСЭ расшифровывается как основы религиозных культур и светской этики. Ныне это один из обязательных предметов в начальной школе. Разбираемся, что преподают на этих уроках и как в обучающем процессе могут поучаствовать родители.
Что такое ОРКСЭ в 4 классе?
Преподавание основ религиозных культур и светской этики стало обязательным с 1 сентября 2012 года Предмет входит в обязательную программу учеников 4-х классов и изучается модулями. Модули выбирают сами родители, предоставляя заявление в школу на имя директора. Обычно это происходит по окончании 3-го класса. Вот из каких модулей предоставляется выбрать всего один для изучения ребенком:
Учителя и руководство школы не имеют право исходя из собственного удобства оказывать давление на родителя при выборе модуля. Даже если ваш ребенок единственный выберет тот или иной модуль, школа должна обеспечить его преподавание раз в неделю на протяжении года. Форма оценивания по предмету – зачтено / не зачтено.
Кстати, ведут модули школьные учителя, прошедшие специальные курсы профессиональной переподготовки. Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер. Предполагается, что один из выбранных модулей расширит знания культурных и религиозных традиций многонационального народа России, поспособствует в дальнейшем диалогу с другими культурами и мировоззрениями, а также приобщит ребенка к нравственным ценностям.
Разница между культурой и религией
Упоминание религии в названии курса может вызвать озабоченность родителей. Поспешим ее развеять. О РКСЭ – это курс не религиозные учения и основы религии, а культурный пласт, возникший и развившийся под началом той или иной религии и взглядов. И об этом детям рассказывают не представители какой-либо религии, а педагоги. Российская школа – светское учреждение. Цель – осветить культурологический аспект, поговорить о разнообразии традиций и необходимости уважать разность культур и вероисповеданий, но никак не привлечь к исполнению тех или иных духовных практик, к участию в молитвах и др.
Как не ошибиться с выбором модуля?
Чтобы сделать выбор в пользу того или иного модуля, родители могут отталкиваться от интересов и правил своей семьи. Будет полезным изучить, что предполагает тот или иной модуль – в этом помогут педагоги, которые призваны закрывать все возникающие вопросы о курсе на родительских собраниях. А еще можно заглянуть в список литературы по курсу одобренный Минпросвещением. Из него станет понятнее, чему конкретно будут учить детей, что станет предметом освещения на занятиях. Следующим шагом может стать обсуждение непосредственно с ребенком, о чем ему было бы интереснее узнать и почему. Кстати, если что-то пойдет не так, школа не должна сильно препятствовать в смене модуля.
Для нового поколения школьников уроки ОРКСЭ стали такими же обязательными, как математика и география. Но так как для родителей, в свое время их не проходивших, модули совершенно неизвестны, они могут выражать оправданную озабоченность в их надобности и полезности. Снизить волнение родителей, как правило, всегда стремится школа: преподаватели готовы дать исчерпывающие ответы на возникающие вопросы, а еще позволить поприсутствовать на самих уроках. Еще одно важное действие – обсуждение с ребенком пройденного на занятиях материала, чтобы понять, какую именно информацию он усваивает и какие выводы из этого делает.
«Зачем творить добро»
:Калинина Елена Павловна
МКОУ «Немёрзская основная школа»
– учитель начальных классов
– «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»
Тема и номер урока в теме: «Зачем творить добро» № 21
«Основы православной культуры» Кураев А. В., изд-во Просвещение, 2017 г
создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»
– развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;
– знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
– урок «открытия» нового знания.
Формы работы учащихся – беседа, словарная работа, анализ легенды, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в парах, участие в учебном диалоге.
Необходимое техническое оборудование – компьютер, мультимедийный проектор.
1. Организационный момент.
— Дорогие ребята и гости! Я вижу на ваших лицах добрые улыбки, значит у вас хорошее настроение.
В школе добрыми делами занята,
Тихо ходит в нашем классе доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Человеческая доброта удивительна,
А улыбка от души восхитительна,
Вы друг другу улыбнитесь,
И тихонечко садитесь.
(Тихо звучат колокола.)
-Сегодня мы снова отправимся в удивительный мир православной культуры. Нас ждет встреча с новыми понятиями и открытиями.
2. Мотивация учебной деятельности.
– Послушайте стихотворение. Подумайте, о чём оно. Доскажите последнее слово в нём, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
— Так о чём же мы будем сегодня говорить? (О добре.)
– Что значит дарить добро? (Любить, уважать, дарить тепло своей души, любить природу, помогать выживать животным. Быть аккуратными, вежливыми.)
— Верно, ребята. Обратимся к словарю русского языка С. И. Ожегова.
(Словари лежат на партах. Ученик читает.)
– «ДОБРО – всё положительное, хорошее, полезное. Противоположное слову «зло».
— Тема нашего урока сегодня сформулирована в виде вопроса. Предположите, какой это вопрос. (Ответы детей)
— Верно, тема урока «Зачем творить добро?»
— Согласно теме урока, предположите, какова цель урока. (Ответы детей.)
— Все верно, но так как у нас урок «Основы православной культуры», то цель мы сформулируем так: исследовать, как на этот вопрос отвечают христиане.
— Чем христиане отличаются от просто добрых людей?
(Тем, что почитают Христа своим Богом и Спасителем.)
— О добре мы говорим часто. Говорили об этом и когда познакомились с «Золотым правилом этики». Кто помнит эти важные слова?
«Не делай людям того, чего не хотел бы себе».
– Обратите внимание, в учебнике жирным шрифтом выделено золотое правило этики, морали. Прочтите его вслух и запомните, кто забыл. Стр. 99
Всегда ли вы следуете этим правилам?
Игра «Найди пару» ( работа в парах –таблички «начала» и «конца» правил)
Не наступить, а уступить.
Не разорвать, а склеить.
Не забрать, а отдать.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не кулак показать, а ладонь протянуть.
3. Открытие нового знания.
Работа с учебником.
— Сегодня мы исследуем две из них.
Кто такие эгоисты? (люди, заботятся об одном лишь себе себялюбивые, а до других им нужды нет.)
– Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
(Запись определения в тетрадь.)
-У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.
Прочтите первую причину(Благодарность за подвиг Христа.)
– Благодарность – какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?
Благо дарить
Благо – это то, без чего человек не может жить в радости. ( Запись схемы в тетрадь.)
– Кто вспомнит, в чем состоял подвиг Христа?
(Он взял на себя грехи людей и умер за всех. Потом воскрес, победив смерть, и дал людям свободу в выборе добра и зла.)
– Поработаем над легендой об апостоле Петре.
— Но прежде вспомните — кто такие апостолы? (Ученики, последователи Христа).
– Подражая жертвенному подвигу Христа, Его ученики стремились меньше думать о себе, об опасностях, о смерти.
На с. 99-100 прочитаем древнюю легенду.
4. Работа с текстом. Чтение легенды
(Чтение текста детьми.)
-Кого обвинили в поджоге города?
-Как с ними поступили?
-Почему Пётр решил покинуть Рим?
-Он был христианином.
-Что это за странник повстречавшийся Петру?
-Что спросил поражённый Пётр у Христа?
-Куда ты идёшь, Господи?
-Что ответил Христос?
-Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.
-Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?
-Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников.
– Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований?
-Вернулся в город.
-Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город?
-Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг?
-Да Пётр был благодарен Христу.
-Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро?
Возможно даже рискуя своей жизнью.
-Христос и Пётр.
-Что говорил Христос, найдите в учебнике
Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.
— Почему христиане благодарны Христу? (Иисус Христос из любви пожертвовал своей жизнью ради спасения людей.)
– Судьба апостола Петра интересна. Много было совершено им ошибок, много совершено было и добрых дел. И смерть свою Пётр принял достойно.
Здесь же рассказывается и о знаменитом Андреевском флаге.
– Как был распят Пётр?
-На кресте, головой вниз.
-Как был распят апостол Андрей?
-На косом кресте.
-Почитается ли имя апостола Андрея?
-На каком знамени изображён Андреевский крест? Андреевский крест стал изображаться на флаге Военно-морского флота.
-Как называется этот флаг?
— Благодарность Богу неотделима от благодарности людям. Очень часто доброе мы получаем через людей, которых Господь делает участниками своих благодеяний. И человек, творя добрые дела ближним, так благодарит Бога.
— К чему мы пришли в результате исследования? Какова же первая причина у христиан творить добро? (Благодарность за подвиг Христа.)
— Ребята! Мы много говорили о духовном, а сейчас позаботимся о нашем физическом здоровье.
Вот мы руки развели,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
– Апостолы подражали Христу, стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. И не только они. Мы знаем немало примеров, когда человек жертвовал своей жизнью во благо другим.
У.: Так, известный польский педагог Януш Корчак, шагнувший вместе со своими учениками в газовую камеру. Он так же, как и апостол Петр, мог сохранить свою жизнь, но предпочел умереть вместе со своими воспитанниками. Вспомните трагические события в Осетии, когда первого сентября была захвачена школа в Беслане, а учителя оставались с детьми до конца. Такое состояние человека называют САМООТВЕРЖЕННОСТЬ.
– Как называют таких людей?
6. Самостоятельная работа
У.: Как вы поняли значение слова «самоотверженность»?
На карточках подчеркните, какое определение можно дать слову «САМООТВЕРЖЕННОСТЬ»
– Готовность прийти на помощь за хорошую плату?
– Готовность прийти на помощь за награду, медаль, портрет в газете?
– Готовность прийти на помощь за похвалу родителей?
–Это качество человека, способного пожертвовать собственными интересами ради других, ради общего блага.
человек жертвование
(Сам и отвергать; отвергать себя, т. е. забывать о себе, помогая ближним)
Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.
-Можно ли поступок Петра назвать самоотверженным? (да, он вернулся в город, где казнили христиан, он больше не думал о себе).
— Подражать Христу можно не только в смерти, но и в жизни. Примером этого могут служить жизнь и деяния святых.
— Снова вопрос к вам, какого человека можно назвать святым? (Ответы детей.)
— Точное объяснение найдите в учебнике с.101 оно выделено жирным шрифтом (Такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.)
У.: А что такое духовный опыт?
Д.: Это значит, что человек сделал доброе дело от души.
– Да, ребята, святой-это проведший жизнь в служении Богу и после смерти признанный христианской церковью покровителем верующих.
У.: Имена каких святых вам известны?
Выслушаю их ответы, приведу свои примеры. Обязательно вспомню имя Сергия Радонежского, благословившего Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Серафима Саровского, Блаженной Матроны.
Сообщения детей о святых: Серафиме Саровском, Блаженной Матроне,
У.: Эти люди делали добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога, испытывая при этом особую духовную радость (мотив, побуждающий православных творить добро).
-Так чему же радуются святые?
– Духовной радости, духовному опыту.
– Это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами.
У.: Почему православные христиане совершают добрые поступки
Д.: Доброта и милосердие — это добродетели, то есть такие качества человека, которые делают его подобными Богу, они делают человека похожими на Отца Небесного.
— А сейчас послушаем стихотворение Исаковского «Вишня» и попробуем понять и объяснить действия главного героя.
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят — экая досада,—
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо,—
Все равно я вишню посажу!»
— Для кого посадил старик вишню? Ждал он благодарности? Почему же у него на сердце было радостно?
— Вот мы и пришли к тому, чтобы сформулировать вторую причину: почему христиане стремятся творить добро? (Христианин ищет радость для своего сердца, творя добро другим людям.)
7. Первичное закрепление с проговариванием
-Так что же такое добро для христианина?
ДОБРО-все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться, процветать.
– добро- хорошие поступки, добрые дела
-добро- качества человека
Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное – настоящее.
– Какое добро делают ребята нашей школы?
– Распределите слова на две группы:
нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание, ненависть, трусость, жалость, ласка, лень.
– Грань между добром и злом – ты сам. Какую сторону своей души будешь развивать, таким человеком и станешь, добрым или злым.
— Какой надежный щит нужно поставить на пути зла? (Добро.)
— В центре доски прикреплено «сердце» с надписью «ДОБРО». Давайте сейчас наполним это сердце добрыми словами! Работу выполняйте в паре, помогая друг другу. ( Дети работают над выбором слов.)
— Кто готов назвать выбранное слово и закрепить «сердечко» на доске? (Ребёнок называет вслух слово и идёт прикреплять «сердечко» к доске)
А слова несущие зло – отправим в урну, избавившись от них навсегда.
— Посмотрите, как красиво, сколько добра в наших сердцах!
Соединить 2 части пословиц по смыслу (карточки в конвертах №1 и №2):
Доброе слово// и кошке приятно.
Не одежда красит человека,// а его добрые дела.
Торопись на доброе дело,// а худое само приспеет.
Кто добро творит, // того Бог отблагодарит.
Не хвались серебром,// а хвались добром.
В ком добра нет, // в том и правды мало.
— Ребята! Во время нашего исследования мы искали ответ на вопрос. Какой? Вспомните! («Зачем творить добро?»)
Д.: Чтобы люди вокруг были счастливы, чтобы все любили друг друга. Чтобы самому становится лучше. Даря добро, человек приобретает гораздо больше, чем отдает. Он получает духовную радость.
— Назовите причины, по которым христиане творят добро.
(Чтобы благодарить Христа за подвиг, чтобы испытывать духовную радость)
— Правильно, молодцы! Даря добро, человек приобретает гораздо больше, чем отдает, он благодарит Христа и испытывает духовную радость.
Доброта, милосердия, любовь к людям огромное чудо, на языке которого с нами разговаривает Бог.
-Прочитайте высказывание А. Грина. « Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели».
-Как понимаете эти слова?
-Как называется сказка о волшебном цветке, кто ее автор? («Цветик-семицветик» В. Катаев)
– Кому и как помогла девочка в этой сказке? (Женя помогла мальчику Вите вылечить больные ноги, тем самым она подарила ему здоровье.)
-А на какое доброе дело потратили бы вы волшебный цветок? Задумайтесь и напишите об этом на цветочке.
У вас на столе по три цветочка.
-Если вы много сделали добрых дел, а после нашего разговора вам ещё хочется больше творить добро -напишите на красном.
-А если урок вас заставил задуматься о том, что вы когда-то не сделали что-то хорошее, хотя могли бы- ваш цветок розовый.
-А если вы за свою жизнь не сделали ни одного доброго дела, то ваш цветок желтый.
(Дети украшают сердце цветами)
– А сейчас возьмёмся все за руки. ( По ходу учитель прикрепляет на мизинец всем сердечко)
– Эстафета добра в мире не прекращается.
2018 год объявлен в Росси Годом добровольца и волонтера.
Волонтер – это человек, который бесплатно и добровольно что-то делает для других людей. Это поиск пропавших, помощь старикам и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и многое другое. Когда вам исполнится 16 лет вы сможете пополнить их ряды.
-Мне хочется, чтобы наши гости тоже получили частичку добра от нас. Давайте подарим им сердечки.
-В конце нашего исследования давайте напомним себе и всем « Кодекс добра»
Люби и прощай людей.
Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
Бойся обидеть человека.
Лучше отдай свое, чем возьми чужое.
Человек рожден для добра, а не для зла.
-И запомните главное:
Не завидуйте чужому добру, довольствуйтесь тем, что имеете. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний – злые дела.
У.: Чтобы вы хотели сказать о сегодняшнем уроке?
Урок дал мне для жизни
– Молодцы. Вы сегодня работали дружно и активно. Пусть этот урок оставит в вашем сердце добрые семена и они обязательно дадут всходы ДОБРОТЫ.
– Творите добро, и вы соберете сокровища на Небе.
Песня «Дорога добра».
9. Домашнее задание: карточки с индивидуальными заданиями.
Спасибо за сотрудничество!
Личный опыт
В четвертом классе моя старшая дочь изучала модуль «Основы светской этики». Его выбрали 8 человек из 30: большинство учеников посещали уроки, посвященные православию. Наша семья интересуется религией только с точки зрения культурологии. Поэтому, обсудив это с ребенком, мы решили обойтись без религиозной составляющей.
На этике ребята говорили о нравственных ценностях и моральных нормах, учились уважительно относиться к другим людям, соблюдать этикет в разных ситуациях. Были и обзорные уроки, посвященные религиям.
Содержание курса полностью устроило меня. Дочь тоже была довольна: ей понравилось делать проекты о морали и культурных ценностях, а еще учитель не задавал домашних заданий. Для младшей дочери я, скорее всего, тоже выберу этику.

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Методическое сопровождение по регионам
Кто ведет курс ОРКСЭ
Уроки может вести любой педагог школы. Главное — он должен пройти специальные курсы профессиональной переподготовки. На уроках используют учебники нескольких издательств: в том числе «Дрофы», «Просвещения» и издательства «Вентана-Граф».
Представители религиозных конфессий не вправе вести этот предмет. Запрещено склонять детей к выбору той или иной религии. Экскурсии в церкви, мечети, синагоги, буддийские храмы программой не предполагаются, но на деле учителя иногда их проводят. Так было в школе моей дочери и в школах, где учатся дети моих знакомых.
Родителям на заметку
В целом по России:
- Основы светской этики — 42,7 %
- Основы исламской культуры — 4 %
- Основы буддийской культуры — 0,4 %
- Основы иудейской культуры — 0,1 %
Данные по Москве:
- Основы светской этики — 47,4 %
- Основы исламской культуры — 1,02 %
- Основы светской этики — 50,9 %
- Основы православной культуры — 34,8 %
- Основы буддийской культуры — <1 %
- Основы исламской культуры — <1 %
- Основы иудейской культуры — <1 %
Данные по Санкт-Петербургу:
- Основы светской этики — 52,6 %
- Основы мировых религиозных культур — 37,7 %
- Основы исламской культуры — 0,07 %
- Основы православной культуры — 57,7 %
- Основы светской этики — 10,5 %
- Основы светской этики — 67 %
- Основы исламской культуры — 6 %
- Основы православной культуры — 2 %
Как выбрать курс ОРКСЭ
Как я уже сказала, уроки ОРКСЭ проводят в четвертом классе, но впервые родители могут услышать эту аббревиатуру уже в третьем. Обычно классные руководители заранее проводят родительское собрание и показывают презентацию о разных модулях ОРКСЭ.
После родителям выдают бланк заявления, в который нужно вписать название выбранного модуля, данные ребенка и родителя, поставить дату и подпись. Заявления хранятся в школе, информацию передают в местный департамент или управление образования.

Есть несколько правил, которые касаются ОРКСЭ:
Что изучают в рамках курса ОРКСЭ
Закон говорит, что образование должно содействовать взаимопониманию между людьми независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. А ученики имеют право на свободный выбор мнений и убеждений. Поэтому курс ОРКСЭ состоит из шести модулей на выбор, а не из единой программы для всех.
Все модули начинаются с вводного урока «Россия — наша Родина», затем каждый изучает свое. Вот какие темы входят в разные программы.
Основы православной культуры:
Основы исламской культуры:
Основы буддийской культуры:
Основы иудейской культуры:
Основы мировых религиозных культур:
Основы светской этики:
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
В 2010 году учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырёх блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса, указанными выше.
Об экспертных заключениях о допустимости использования в школах выпущенных в 2010 году учебных пособий, а также о соответствии этих пособий заявленному культурологическому подходу к изучению основ религиозных культур и светской этики — см. ниже в разделе «Профессиональные рецензии».