Дата проведения: октябрь 2020 г. (по группам)
Педагог: Кочнева Татьяна Алексеевна
формировать нравственные принципы и нормы поведения подростков
1. Дать понятие нравственности и нравственных принципов.
2. Формировать понимание значения нравственности в жизни человека и общества.
3. Развивать личностную ответственность за свои поступки.
Девочки, предлагаю вам набор прилагательных, они написаны на доске ( добрый, злой, жадный, грубый, вежливый, сдержанный, крикливый, спокойный, ответственный, мстительный, добродушный, обидчивый, заботливый, бережливый, трудолюбивый, верный, тактичный, высокомерный, хвастливый, понимающий). Подумайте и выберите из них те, которые вам больше подходят:
Дома я __________________________________________________________
В школе я ________________________________________________________
С друзьями я _____________________________________________________
Одинаковые ли вы дома, в школе и с друзьями? Давайте послушаем ваши ответы (желающие называют свои качества). Судя по ответам, можно сказать, что многие ваши качества зависят от того, где вы находитесь и с кем. Есть среди вас и те, у которых личностные качества практически одинаковы в любой окружающей обстановке. Девочки, а что для вас «можно» и что – «нельзя» в вашей семье? (отвечают на вопрос, приводят примеры).
Сегодня мы должны разобраться, сколько в вас «хорошего» и сколько «плохого» с точки зрения морали. Вы должны узнать – что такое «нравственные принципы , что значит их соблюдение для человека и общества. Сейчас я предлагаю вам разобрать несколько ситуаций и вынести свой вердикт:
Мальчик увидел у своего сверстника новую игрушечную машину. Использовав удобный случай, забрал ее и принес домой. Родители спросили у мальчика, откуда у него такая игрушка. Мальчик ответил, что ее дал ему на время друг.
Ребята подрались. В результате драки одному мальчику стало плохо, пришлось вызвать врача. Тот, кто затеял драку, испугался и сбежал домой. Ребята решили рассказать родителям об этой ситуации. Родители ответили: «Сами подрались – сами разберутся».
Мальчик лет 13 – 14 идет по улице. Рядом идет его мама и несет две большие сумки. Видно, что ей очень тяжело. Мальчик невозмутим. Прохожие недоуменно смотрят то на маму, то на мальчика, но он не реагирует на их взгляды.
Бабушка и дедушка очень скучают по внукам, а внуки очень любят получать от них подарки. Ехать в гости внуки не хотят, объясняя это тем, что им некогда – много задают уроков и т.д. (девочки разбирают каждую ситуацию, выражают свое мнение по поводу поведения и поступков каждого участника, делают выводы).
Нравственность – это система правил поведения человека, принципы, которыми руководствуются люди в своей жизни, это ответственность за свои поступки. Разбирая данные ситуации, вы поняли, что далеко не все их участники вели себя правильно, достойно, ответственно. Многие люди, к сожалению, не осознавали свои поступки, считали, что они абсолютно правы.
Однажды в 10-м классе учитель рассказал детям о детском доме для глухонемых детей, а потом задал вопрос: «Вам не хочется что-нибудь сделать для этих детей?». Многие ответили: «Так ведь у них итак все есть». Какое личностное качество проявили эти дети? человека вы можете назвать? доброта, отзывчивость, понимание, порядочность, деликатность, трудолюбие, активность, верность, искренность, надежность, духовность, честь и мн. др.).
Совершали ли вы какие-нибудь поступки, за которые до сих пор стыдно? (многие отвечают «да», приводят примеры). Девочки, благодарю вас за вашу искренность и честность, за то, что вы осознали свои плохие поступки. Это поможет вам в дальнейшем находить правильный выход в каждой сложившейся ситуации. А для сравнения, я поделюсь с вами ответами старшеклассников одной из школ города:
– Мне стыдно за то, что раньше совершала плохие поступки.
– До сих пор не могу себя простить за то, что предала подругу.
– Стыдно, что отказал классному руководителю в его просьбе.
– Стыдно, что нагрубила родителям.
– Мне стыдно, что побоялась участвовать в соревнованиях.
– Очень стыдно, что не помог человеку в трудной ситуации.
Эти разные признания – нравственные открытия подростков. Думаю, что в дальнейшем они выльются в реальные дела и хорошие поступки. Девочки, а что значит помогает с ответами):
-любить свою Родину, близких; уважать старших;
-совершать добрые дела;
-не причинять другим зла;
– бескорыстно помогать людям;
-заниматься личностным совершенствованием;
-иметь жизненную цель и следовать ей;
-не бояться преодолевать трудности;
-заниматься общественной деятельностью;
-заботиться об охране природы;
-участвовать в трудовых мероприятиях;
А сейчас я предлагаю каждой из вас нарисовать и оформить «дерево дружбы и любви» (педагог раздает обучающимся чистые листы). Нарисуйте деревья, а на их ветки «повесьте» сердечки, в которые впишите имена самых дорогих для вас людей. Это могут быть члены вашей семьи, близкие и знакомые (девочки выполняют задание). Ваши рисунки мы повесим на стенд, чтобы все могли посмотреть, как много дорогих для вас людей, с именами которых связаны самые лучшие воспоминания.
подходит к концу. Сегодня вы узнали, что такое «нравственность», что значит «быть нравственным человеком», вспомнили близких вам людей, которые будут являться примером в вашей дальнейшей жизни. Вы рассказали друг другу о тех поступках, которых в дальнейшем постараетесь не совершать. Думаю, этот урок многому вас научил. В заключение хочу сказать вам такие слова: Если твои действия полезны только тебе самому, а другим приносят вред, значит, твои поступки безнравственны. Всегда помните, что нравственность проявляется в том, какую пользу человек приносит обществу и окружающим людям. Человек совершенствуется в борьбе со своими собственными недостатками. Победа над собой и обстоятельствами – это духовный рост. Жизненный путь человека не легок, и у каждого он свой. Постарайтесь выбрать правильный, верный. Закончить наше занятие хочу словами С. Я. Маршака:
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего,
А все хорошее, друзья,
Дается нам не дешево!
Программа «Уроки нравственности» предназначена для организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС. Реализация программы направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника. В программе описываются цели и задачи внеурочной деятельности, содержание и тематическое планирование, а также результаты реализации программы. Адресуется учителям начальных классов.
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».
В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова: «Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами; духовность-свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Казалось бы эти понятия появились не сейчас, но именно сегодня вопрос духовно-нравственного воспитания молодежи в современной России как нельзя актуален.
В настоящее время весь мир переживает один из непростых периодов. Материальные ценности явно преобладают над духовными, поэтому молодежь неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.
Поэтому федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что « важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.» В соответствии с требованиями ФГОС на современном этапе каждая школа имеет Программу духовно-нравственного воспитания, которая реализуется в ходе учебной, внеклассной и внеурочной деятельности.
Сущность и природа нравственности
Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения. Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие. Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 1-ом классе учитель постепенно вводит понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех четырех лет обучения. Чтобы развить нравственное сознание школьников, учитель помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). С младшими школьниками необходимо проводить систематические беседы на этические темы.
В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике.
– процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий).
– активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления. Нравственные чувства, сознание и мышление – основа и стимул проявления Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Нравственное воспитание – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это – процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.
нравственного воспитания является Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. Нравственное воспитание эффективно тогда когда его следствием становится (целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера) и (процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества) школьников.
Специфика процесса нравственного воспитания:
· обусловлена его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого школьника;
· своеобразие его целей, содержания, проявления нравственной воспитанности или невоспитанности, организации и диагностики;
· включенность в процесс умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового, экологического, антиалкогольного воспитания.
Традиционные источники нравственности
Перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является обязательным.
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации МКОУ «Кузьмищенская средняя общеобразовательная школа»
Организация воспитания и социализации обучающихся в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям
нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;
трудолюбие; творчество; познание; бережливость
здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество
Задачи нравственного воспитания и социализации учащихся МКОУ «Кузьмищенская средняя общеобразовательная школа»
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
различение хороших и плохих поступков;
знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
почтительное отношение к родителям;
уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
любовь к школе, своему городу, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;