ЧТО ТАКОЕ ЛЕКСИКА 6 КЛАСС

ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ Все слова знаменательных частей речи обладают лексическим и грамматическим значениями. А слова служебных частей речи обычно имеют только грамматическое значение. Лексическое значение слова – это его содержание, его соотнесенность с предметом или явлением действительности. Грамматическое значение слова – это общее значение слов, как частей речи.

Синонимы, омонимы, антонимы

Синонимы полные частичные сходство различаются значений стилистической окраской N : помидор – томат N : холод – мороз

Синонимы Стилистические Семантические ( лицо – харя – лик) (молодость- юность) (разл. оттенком значений)

Синонимы 1. Однокоренные N : Ругать-обругать 2. Разнокоренные N : Парадный-торжественный

Антонимы Однокоренные разнокоренные Входить-выходить вперёд-назад Прилететь-улететь день-ночь

Антонимы Языковые Речевые (Закреплены в словаре) (Только в тексте) День – ночь N :Они сошлись: Узкий – широкий волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень

Омонимы Полные Частичные (ключ, наряд) (не совпадают в некоторых формах N : ласка – много ласок Омофоны – кот-код Омоформы – три – три, стекло-стекло Омографы – белок – белок

Многозначные слова Омонимы Слова, имеющие слова, несколько одинаковые лексических значений, по звучанию, т.е все их значения, но разные связаны между по значению собой по смыслу N : брус (балка, овраг) Ручка(двери)- ручка(человека) Зерно(пшеницы)-зерно(истины)

В художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности. Такой приём последовательности, постепенности (обычно нарастающей) в расположении чего-нибудь, при переходе от одного к другому называется градацией : Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?

Антитеза – противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка – Русь. Оксюморон -это стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых, взаимоисключающих понятий: пышное природы увяданье, убогая роскошь, живой мертвец, горячий снег

Печь пироги – стоит печь ОМОФОРМЫ Белок- Белок ОМОГРАФЫ

Ро с – Букет ро з ОМОФОНЫ

1. Каков ни есть, а хочет есть. 2. Побелил с утра я потолок – к вечеру картошки потолок. 3. Не хочет косой косить косой. 4. Велели Поле полоть в поле. 5. Медведь в бору, не зная правил, машиной персональной правил.

Паронимы – слова, близкие по звучанию ЭФФЕКТНЫЙ – ЭФФЕКТИВНЫЙ ОДЕТЬ – НАДЕТЬ ОТБОРНЫЙ – ОТБОРОЧНЫЙ СЫТЫЙ – СЫТНЫЙ ЭКОНОМИЧНЫЙ – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖЁСТКИЙ – ЖЕСТОКИЙ

Выволочка Морда, харя Единение Забава Загваздаться Обалдеть Обет Трудяга Кляча

Все народы меняются словами В. Г. Белинский Заимствованные слова – пришедшие в русский язык из других языков

Кровать, корабль,парус, олимпиада Экзамен, студент, экскурсия, цирк Спорт, футбол, трамвай, джаз Костюм, бульон, компот, шоссе, этикет Борщ, девчата, хата Алгебра, бусы Карнавал, концерт

Замените иноязычные слова русскими При проверке было выявлено немало дефектов. Он пишет мемуары. Все аргументы убедительны. Все работали с энтузиазмом. Мы говорили с нашим голкипером. В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

Отличительные признаки: Начинается с А, Ф, Ц, Э Оканчивается на –ЦИЯ Сочетания ШТ, ХТ (нем.) Сочетания КС, МП (греч.)

Устаревшие и новые слова Устаревшие слова историзмы архаизмы (вышли из употребления) (замена современными словами) Князь Очи Лапти Брехать Кафтан Ланита

Необыкновенный язык наш есть тайна. Н.В. Гоголь

Бабушка и внук – Бабушка, где Маша? – По батожья ушла. – По что? – Ну, по столбцы ! – По что? – Ну, по петушки ! – По что, по что?! – По стебни . – Не понимаю, бабушка! – Ах, батюшка, какой ты бестолковый! По щавель. Сходи-ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща. — Чего принести, бабушка? — Бураков. — А это что такое? — Ну, у нас в деревне так свёклу называют.

Сула Кочет Кушак Кислица Курень, хата, изба Гутарить, бачить Дюже Кволый Личманистый, баской

Пахнет рыхлыми драчёнами; У порога в дёжке квас, Над печурками точёными Тараканы лезут в паз. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко.

( Драчёна – кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами; дёжка – деревянная кадка для теста; паз – узкая щель между кирпичами и досками; махотка – крынка, горшок, кувшин; печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.

Родные, знакомые с детства слова Уходят из обихода: В полях поляши – тетерева, Летятина – дичь, Пересмешки – молва, Залавок – подобье комода. Не допускаются в словари Из сельского лексикона: Сугрёвушка, Фыпики – снегири; Дежень, Воркуны вне закона. Слова исчезают, как пестери, Как прясницы и веретёна. Возилкой Неполный мешок с зерном Вчера назвала мельничиха, Поднёбицей – полку под потолком, Клюкву – журавлихой. Нас к этим словам привадила мать, Милы они с самого детства. И ничего не хочу уступать Из вверенного наследства. Но как отстоять его, Не растерять И есть ли такие средства?

Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно. К.Г. Паустовский

Жаргонизмы (нелитературная лексика)

Чиф Пришить Срезаться Хвост Кумпол Телек Круто Клёво Слинять Общага Тусовка

Верняк Наколоть Сникерсни Ящик Мен Штука Жук Закусон Наехать Баксы

Фразеологизмы Мозолить глаза Точить лясы Клевать носом Бить баклуши Дать маху Заморить червячка Подлить масла в огонь Хранить как зеницу и око Белая ворона

Вешать лапшу на уши Валиться из рук Взять голыми руками Знать как пять пальцев Ни рыба ни мясо

Фразеологизмы из мифов Древней Греции Авгиевы конюшни Ахиллесова пята Гордиев узел

Фразеологизмы из басен А ларчик просто открывался У сильного всегда бессильный виноват Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт

Фразеологизмы из Библии Манна небесная Фома неверующий Нести свой крест

Фразеологизмы из литературных произведений, пословиц Медвежья услуга Как белка в колесе На деревню к дедушке Стрелянный воробей Собаку съел

Домашнее задание: П. 29-30 Р.т. № 28-30, стр. 18-19

Урок № 14

Слово и его лексическое значение

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Что изучает лексикология.

2. Различные типы слов по значению: однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

3. Прямое и переносное значение слова, широкое и узкое значение слова.

Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению.

Лексика – словарный состав языка.

Лексикология – раздел языкознания, наука, изучающая словарный состав языка.

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. Средство художественной выразительности.

Многозначные слова – слова, имеющие несколько лексических значений, между которыми есть сходство.

Однозначные слова – слова, имеющие одно лексическое значение.

Омонимы – слова, похожие по звучанию или написанию, имеющие разные лексические значения.

Паронимы – слова, близкие по форме и звучанию, но разные по значению.

Синонимы – слова одной части речи, близкие по значению.

Узкое значение слова – использование слова в конкретном, более точном и определённом смысле.

Широкое значение слова – использование слова в более обобщенном смысле, в том числе для обозначения множества предметов или значений.

Эпитет – образное определение, основанное на переносе значения. Средство художественной выразительности.

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

1. Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-Пресс, 2016. – 256 с.

2. Вартаньян Э. А., Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982. – 122 с.

3. Александрова З. Е., Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1989 – 568 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Грамматические словари. Информационно-образовательный портал Грамота.ру http://slovari.gramota.ru/slovari/types/17_5 (Дата обращения 03.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Слово лексика пришло к нам из греческого языка и означает «слово» или «относящийся к слову». Слово является главной единицей языка. Лексика изучает слово с точки зрения его значения. Словарный запас русского языка чрезвычайно велик. В Большом Академическом словаре русского языка, который начал выходить с 2004 года, содержится более 150 000 слов. Слово может иметь широкое или узкое значение. Узкое значение слова – использование слова в конкретном, точном и определённом смысле. Широкое значение слова – использование слова в обобщённом смысле, в том числе для обозначения множества предметов или значений. О значении слов можно узнать и в справочных электронных изданиях.

Слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова: аккорд, мольберт, свёкла. Многозначные слова: грамота, журавль, ракета. Чтобы отличить многозначные слова от омонимов, слов с одинаковым написанием и звучанием, необходимо обратиться к Толковому словарю.

Норка – маленькая нора;

Норка – зверёк.

Нужно помнить, что значения многозначного слова близки друг другу, в словарной статье они обозначены под цифрами внутри значений одного слова. Омонимы же обозначены как разные слова.

Чаще всего омонимы принадлежат к одной и той же части речи. Больше всего омонимов среди существительных.

Близкие по значению, но разные по написанию слова называются синонимами. Это слова одной части речи. Часто в качестве синонимов выступают существительные, глаголы и прилагательные. Например: ученик – школьник; сверкать – блестеть; отважный – смелый.

Синонимы украшают речь, добавляют оттенки значений. Часто их используют для связи слов в предложении, чтобы избежать неоправданного лексического повтора, а также в качестве элемента для сжатия текста.

Синонимы для обозначения усиления действия: хныкать, плакать, рыдать, реветь.

Синонимы для обозначения ослабевания действия: сердиться, злиться, беситься, свирепеть.

Синонимы для обозначения яркости красок: жёлтый, лимонный, золотистый.

Противоположные по значению слова – антонимы. Они необходимы для выражения противопоставления одних явлений другим. Это слова одной части речи. Например, друг – враг; медленный – быстрый; прийти – уйти; дёшево – дорого.

Паронимы – слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению: ледяной – ледовый.

Слово может использоваться в художественном тексте с переносным значением. Эпитет – художественное определение. Например: золотая осень, робкое дыханье.

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. Поэтическую метафору надо отличать от слов с переносным значением.

Некоторые значения слов настолько срастаются друг с другом, приобретая дополнительные оттенки значений, что их невозможно употреблять друг без друга. Тогда они становятся устойчивыми словосочетаниями или фразеологизмами, которые украшают нашу речь.

Знание лексического значения слов формирует культуру речи как отдельного человека, так и народа в целом. Богатство лексики составляет основу русской художественной литературы.

О любви к русскому языку, о его величии и богатстве говорили многие русские писатели. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, спектральный блеск красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Примеры тренировочных заданий

Выделите цветом омонимы.

В саду разгорелись алые кисти рябин.

Мама подарила мне акварельные кисти.

В холле горел яркий свет.

Путешественники объехали весь свет.

После вторника наступила среда.

Среда обитания животных влияет на продолжительность их жизни.

На землю упал лист клёна.

Мы поместили аппликацию на лист картона.

Подчёркивания / зачеркивания элементов

В приведённых предложениях зачеркните «лишние» слова, чтобы не было речевой избыточности (плеоназма).

Мы посчитали точный хронометраж времени.

В газете опубликована статья о передовом авангарде нашей автомобильной промышленности.

Наступил месяц март.

В стихотворении говорится о молодых детях.

В ресторане можно найти прейскурант цен на летний сезон.

Главное для нас – это взаимная помощь друг другу.

В своей автобиографии автор упоминает школьных друзей.

Авангард – передовая, ведущая часть общественной группы.

Прейскурант – справочник цен по видам и сортам товаров и по видам услуг.

Времени, передовом, месяц, молодых, цен, взаимная, своей.

Урок № 98

Лексика и орфография

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Основные понятия лексикологии, фразеологии.

2. Лексический и орфографический анализ слов.

3. Редактирование текстов с лексическими ошибками.

Лексика – это словарный состав языка.

Лексикология – раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав.

Фразеология – раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые сочетания, цельные по своему значению.

Паронимы – слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но отличающиеся лексическим значением: невежа – невежда, искусный – искусственный.

Лексические нормы – это правила, которые регулируют употребление слов в соответствии с их значениями и сочетание слов в речи.

Лексическая ошибка – нарушение лексической нормы.

Богатая речь – это разнообразная речь, в ней редко повторяются одни и те же слова.

Точность речи – это соответствие слов предметам и явлениям, которые они обозначают.

Выразительная речь поддерживает интерес у читателя или слушателя, в ней используются образные средства.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.

3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

В языке всё взаимосвязано: от произношения зависит написание слова, правильное написание определяется значением и сочетаемостью слов. Для решения орфографических задач требуется аналитический навык. Возьмём для анализа слово стобалльник. Есть 8 вариантов его написания, какие из них правильные?

Для начала определим, сколько букв л должно быть в слове. Стобалльник – это человек, набравший сто баллов. В русском языке есть слово бал и слово балл. Заглянем в толковый словарь.

Бал – большой праздничный вечер с танцами.

Балл – цифровая оценка чего-либо.

Стобалльник – это человек, набравший 100 баллов. Значит, в слове пишутся две буквы л.

Теперь нужно решить, есть ли в слове дефис. Сложное слово образовано от подчинительного сочетания сто баллов. Следовательно, пишется слитно, если мы выбрали буквенную запись. Если запись включает цифры, то нужно писать дефис.

Теперь оба варианта правильные.

Мы решили орфографическую задачу, и для этого нам понадобились знания по лексикологии, умение пользоваться справочной информацией из разных источников.

Анализ значений слов помогает решать орфографические задачи. Рассмотрим ряд слов: горение, гора, горевать. Несмотря на то, что корни в этих словах звучат одинаково, слова не являются однокоренными, их правописание подчиняется разным правилам. В слове горение в корне гор чередующаяся гласная. Буква о пишется в безударном положении. В остальных словах безударная гласная о проверяется ударением: гора – горы, горевать – горе. Такие корни называются омонимичными.

Давайте теперь решим задачу по лексике. Мама попросила вас купить в магазине молока. Вы пришли в магазин, а там молока несколько видов: пастеризованное, ультрапастеризованное, стерилизованное. Какое купить? Проведём исследование и заглянем в словари. Пастеризовать – подвергнуть пастеризации – нагреванию до 60-70 градусов, при котором погибают вредные микробы, но сохраняются витамины и вкусовые качества продукта. Этот способ сохранения продукта впервые применил французский бактериолог Луи Пастер. Его именем и назвали процесс. Латинское слово ультра означает «сверх, чрезмерно». Значит, ультрапастеризация – это процесс нагревания продукта (термическая обработка) с целью продлить его срок годности. Стерилизовать – это нагреть выше 100 градусов. При таком нагреве уничтожаются не только вредные, но и полезные вещества. Исследование закончено. Осталось сделать выбор покупки. Но эта задача уже не лингвистическая.

Нужно уметь употреблять слова в соответствии с их значениями. Это означает соблюдать лексические нормы языка. Нарушение таких норм приводит к лексическим ошибкам.

Давайте разберёмся, какими могут быть лексические ошибки.

Употребление одного слова вместо другого. Например: «Я обратно прочёл рассказы А. Чехова». В этом предложении слово обратно употреблено вместо слова снова или опять.

Следующий вид ошибки – нарушение сочетаемости слов. Слово закадычный разговорное, имеет ограничения в сочетаемости: можно сказать закадычный друг, закадычный приятель, но нельзя закадычный рыбак, закадычный автолюбитель. Правильно сказать: заядлый рыбак, завзятый рыбак.

К ошибкам относится неправильное употребление историзмов, архаизмов, неологизмов при описании событий другой эпохи. Например: «Пушкин закончил элитный лицей». Слово элитный не может быть отнесено к XIX веку.

Ошибкой является неуместное использование сниженной лексики. Пример: «Подежурь заместо меня». Просторечие заместо нужно заменить литературным вместо.

Ошибки могут быть допущены при употреблении фразеологизмов. Их нужно воспроизводить в том виде, в каком они существуют в языке. Пример неправильного употребления: провести вокруг пальца, нужно сказать: обвести вокруг пальца.

Чтобы не допускать ошибок, нужно выработать привычку пользоваться словарями. Это поможет обогатить речь, её словарный запас.

Как определить, является ли речь человека богатой? Для этого нужно узнать, есть ли в ней повторы, много ли их. Богатой называют разнообразную речь, в которой реже повторяются одни и те же слова, чаще используются синонимы.

Речь человека должна быть также точной и выразительной. Точность речи – это соответствие слов предметам и явлениям, которые они обозначают. Выразительная речь поддерживает интерес у читателя или слушателя, в ней используются образные средства.

Вот пример такой речи в стихотворении Самуила Маршака:

Усердней с каждым днём гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

Нужно стремиться к тому, чтобы наша речь была правильной, богатой, точной, образной.

Укажите ряды, в которых все пары являются синонимами.

Вандал – дикарь, чуткий – стыдливый, обет – клятва.

Реформа – обсуждение, радушный – гостеприимный, добродушный – доблестный.

Гигант – колосс, одарённый – талантливый, ликовать – торжествовать.

Алчный – корыстный, притеснять – угнетать, пламенный – страстный.

Для выполнения задания нужно проанализировать каждую пару слов, в случае необходимости обратиться к словарям. Не являются синонимами пары чуткий – стыдливый, реформа – обсуждение, добродушный – доблестный.

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Вставьте на месте пропусков подходящее слово.

А) примерить б) примирить в) отварить г) отворить д) частоту е) чистоту ж) привидения з) приведения.

Чтобы вставить подходящие слова, нужно понять смысл корней, найти проверочное. Примерить – примерка, примирить – мирный, отварить – варят, частота – частый, чистота – чистый, приведение – привёл, привидение – привиделось. В слове отворить гласную в корне проверить нельзя.

Нужно зайти в ателье, чтобы примерить платье. Надо примирить друзей. На ужин нужно отварить макароны. Нужно отворить окно, чтобы дышать свежим воздухом. Определяем частоту употребления слова в речи. Наводим чистоту в доме. Процесс приведения к знаменателю. Читать про привидение.

Урок русского языка в 6-ом классе

Тема:   В мире слов, или что такое лексика.

повторить теоретический материал о прямом и переносном значении слов, об однозначных и многозначных словах, о синонимах, антонимах, омонимах, совершенствовать умение пользоваться словарем, учить видеть системные отношения в лексике, применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

развивать память, внимание, культуру речи;

воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности, воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

интерактивная доска, раздаточный материал, кроссворд,  иллюстрации, словари (Толковый словарь С. Ожегова, Толковый словарь под ред. Д.Н. Ушакова,  « Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, словари синонимов, антонимов, омонимов).

Чтение предложений из сказки Л. Петрушевской « Пуськи бятые» :

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

-Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали.

-Ребята, вам понятно, о чем говорится в предложениях?

-Почему вы не понимаете смысл?

-Верно, в словах нет лексического значения. Грамматическое значение позволяет нам определить части речи, а вот смысл от нас скрыт.

-А что такое лексическое значение? (Это то, что слово обозначает)

-В каком разделе мы изучаем лексическое значение слова? ( В разделе « Лексика»)

–   Тема «Лексика – одна из самых интересных в курсе русского языка 5-го класса, потому что речь идет о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться. Как удивительно точно сказал М Горький о слове: «Слово- одежда всех фактов, всех мыслей».

– Как вы понимаете слова М. Горького?

Учитель предлагает записать число, тему урока и эпиграф к нему в тетради.

-Сегодня мы будем обобщать знания по теме «Лексика», вспомним, что такое синонимы, антонимы, омонимы,  какое значение слова является прямым, а какое называют переносным.

Первый этап нашего урока – работа с тестом по теме «Лексика». Выполнение тестовых заданий позволит нам уже сейчас подготовиться к экзаменам – подобного рода вопросы вам будут предложены при сдаче ГИА и ЕГЭ.

А. Что такое лексика?

1. – Это наука о языке.

2. – Это наука о слове.

3. – Совокупность всех слов языка.

Б. Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»?

2.  -Звук (речи).

В. Чем отличается слово от других единиц языка?

1. – Оно служит наименованием действия.

2. – Оно служит наименованием предметов, признаков и действий.

3. – Оно служит наименованием  предметов.

Г. Дайте определение омонимам.

1. – Омонимы – это слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию.

2. – Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

3. – Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

Д. Дайте определение синонимам.

1. – Синонимы – это слова, обозначающие одно и то же, но имеющие разные лексические значения.

2. – Синонимы – это слова , противоположные по значению.

3. – Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением  в речи.

Ж. Что такое антонимы?

1. – Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

2. – Антонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

3. – Антонимы – это слова, имеющие одно лексическое значение.  (Ответы: А-3;  Б-3; В-2; Г-2; Д-3; Ж-1.)

3. Повторение изученного материала

3.1. Беседа. Демонстрация словарей

– А что такое язык?

(Подготовленный ученик дает ответ.)

Язык -это когда один человек говорит, другой слушает, понимает  его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов ( устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку.

-А сколько слов в русском языке?

Чтобы приблизительно хотя бы знать, сколько слов в русском языке, необходимо  обратиться к словарям русского языка. Есть словарь С. И. Ожегова. В нем представлено около 57 тысяч слов. В четырехтомном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова – более 85 тысяч слов. В 17 томном словаре современного русского литературного языка Академии наук – 120.480 слов. Мы знаем имя В. И. Даля. Он пытался собрать все слова русского языка. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» представлено более 200 тысяч слов. Даль работал над ним 47 лет!

Обратите внимание, ребята! Интересные числа!

В  17 томном словаре современного русского литературного языка дается 120.480 слов.

Словарь произведений А. С. Пушкина состоит из 21 тысячи слов.

Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование, – из 12 тысяч слов.

3.2. Лингвистический эксперимент.

Проведем эксперимент. Сколько приблизительно слов вы знаете? Для этого возьмем толковый словарь ,откроем страницу с  буквой П,Л или М. Посчитайте, сколько слов ,помещенных на этой странице, вы знаете и свободно употребляете. Полученное количество слов умножьте на число страниц в словаре.

– Сравним полученные результаты. ( Учащиеся называют результаты).

Мы с вами сегодня еще раз убедимся в богатстве и многообразии великого русского языка

3.3. Повторение  синонимов

– Что такое синонимы?

А.  Разнобуквенные синонимы.

Впишите  в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова.

Лес       . . ( бор)

горе     . . . (беда)

мороз     . .  ( холод)

хотеть     . . . (желать)

спелый     . . . (зрелый)

кроткий     . . . (смирный)

Б. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами ( для преодоления неоправданного повторения слов ) . Вставьте пропущенные знаки препинания.( Подобное задание выполните дома – упражнение 60 и составите кроссворд по теме « Лексика»).

Ребятишки поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно и они устали. Когда поднялись на вершину холма сели отдохнуть и полюбоваться окрестными местами.

– Ребята, для чего  нужны синонимы?

-Неоправданный повтор слов – это речевая ошибка! Подобного рода задания будут на ЕГЭ!

3.4. Повторение  антонимов.

– Что такое антонимы?

Задание. Разгадайте кроссворд.

Заполните горизонтальные строчки антонимами к словам:

По вертикали получите ключевое слово.

Ответы: влажный, кончать, затишье, плотный, ленивый, длинный, темнота. Ключевое слово: антоним.

3.5. Прямое и переносное значение слов.

А. Запишите  словосочетания в два столбика, а по какому принципу вы их распределите, назовете сами.

Тяжелый чемодан, тяжелый характер; легкая работа, легкая рука, олимпийское спокойствие, олимпийские игры, железная дисциплина, железный гвоздь.

– Какое значение слова называют переносным? Как в художественной литературе называется  употребление слов или оборотов речи в переносном значении? ( Метафора)

Б. Со словами звезда, холодный, хрупкий составьте словосочетания так, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значениях.

3.6. Повторение омонимов.

– Что такое омонимы?

А. Составьте словосочетания со словами такие, чтобы в них заключалось разное значение  одинаково звучащих слов.

Слова: ручка, кисть, ключ.

Учитель. Скажите, ребята, какие два слова – омонимы стали важными в конце 20 столетия?

Нам поможет найти эти слова телемост « Россия – США», который мы организуем сейчас в классе. Двое учащихся – девочка из г. Новый Уренгой и мальчик из Вашингтона – читают стихи. А мы превращаемся в зрителей и по возможности в тетрадях слова, звучащие на разных концах нашей планеты и отдаленные друг от друга тысячами и тысячами километров. Если два стихотворения сольются в одно, значит, действительно существует единый язык всего человечества – ЯЗЫК ДРУЖБЫ.

Итак, Россия, вам слово

Учитель. Включаем Вашингтон.

Американский мальчик (на английском языке). Все дети мира хотят жить без драк, без войн.

Учитель. Включаем Россию.

Девочка. Пусть тишина полей прольется теплым хлебом.

Вашингтон. Все дети мира хотят получать и дарить подарки, хотят играть и учиться.

Россия. И солнце по утрам свет дарит всей планете.

Вашингтон. Все дети мира хотят мечтать и видеть сны, смеяться и быть счастливыми.

Россия. Не быть войне, смертям.

Быть миру, счастье – детям.

Вашингтон. И тогда все люди на всей планете будут знать, что все хорошо, что завтрашний день настанет.

– Внимание! Эврика! Дети делают открытие: строчки слились, значит, действительно мы говорим с американцами на разных языках об одном и том же.

– О каких словах  идет речь?

– Об омонимах – мир.

Мир – планета Земля, отдельная часть вселенной ( в словах американского мальчика).

Мир – согласные отношения, спокойствие, отсутствие вражды ,войны, ссоры ( в строчках русской школьницы).

На этом наш урок закончен. Я желаю, чтобы на всей земле царили только мир и согласие!

4. Итог урока , оценивание, рефлексия.

– Подведем итог.

– Чему сегодня учились на уроке? Как и где мы сможем применять полученные знания?

– Как справлялись с заданиями? Какие задания были более сложными?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *