Понятие интерактивных методов обучения
Широко
используемые в последнее время в теории
практике образования термины
«интерактивные методы», «интерактивная
педагогика», «интерактивный педагогический
процесс», «интерактивное взаимодействие»
имеют ведущей характеристикой понятие
«взаимодействие». Во всех этих терминах
употребления определения «интерактивный»
подчеркивает их альтернативность
традиционным методам, педагогике,
процессу и т.д.
Название
метода происходит от психологического
термина «интеракция», что означает
«взаимодействие». Интеракционизм –
направление в современной социальной
психологии и педагогике, базирующееся
на концепциях американского социолога
и психолога Дж. Г. Мида.
Взаимодействие
понимается как непосредственная
межличностная коммуникация, важнейшей
особенностью которой признается
способность человека «принимать роль
другого», представлять, как его
воспринимает партнер по общению или
группа, и соответственно интерпретировать
ситуацию и конструировать собственные
действия.
Интерактивный
процесс – это процесс целенаправленного
взаимодействия и взаимовлияния участников
педагогического процесса. В основе
этого взаимодействия лежит личный опыт
каждого из участников.
Интерактивный
процесс характеризуется высокой
интенсивностью коммуникации, общения,
обменом деятельностями, сменой и
разнообразием видов деятельности,
процессуальностью (изменением состояния
участников), целенаправленной рефлексией
участниками своей деятельности,
взаимодействия.
Смысл
интерактивности складывается из
дефиниции понятий «интер» (между) и
«активность» (усиленная деятельность).
В этой связи термин « интерактивное
взаимодействие» можно трактовать как
усиленную деятельность участников о
взаимодействию между собой, а термин
«интерактивное педагогическое
взаимодействие» – как усиленную
целенаправленную деятельность педагога
и учащихся по организации взаимодействия
между собой в целях развития.
(С. Кашлев).
Таким
образом, интерактивные методы можно
рассматривать как способы усиленной
целенаправленной деятельности педагога
и учащихся по организации взаимодействия
между собой и межсубъектного взаимодействия
всех участников педагогического процесса
для создания оптимальных условий
развития.
Интерактивное
взаимодействие представляет собой
процесс совместной деятельности педагога
и учащихся, атрибутами которого являются:
пространственное и временное соприсутствие
участников, создающее возможность
личного контакта между ними; наличие
общей цели, предвосхищаемого результата
деятельности, отвечающего интересам
всех и способствующего реализации
потребностей каждого; планирование,
контроль, коррекция и координация
действий; разделение единого процесса
сотрудничества, общей деятельности
между участниками; возникновение
межличностных отношений. Интерактивное
взаимодействие – это интенсивная
коммуникативная деятельность участников
педагогического процесса, разнообразие
и смена видов и форм, способ деятельности.
Назначение
интерактивного взаимодействия состоит
в изменении, совершенствовании моделей
поведения и деятельности участников
педагогического процесса. Среди ведущих
признаков и инструментов интерактивного
взаимодействия, выявленных благодаря
анализу практики интерактивного
взаимодействия, выделяются полилог,
диалог, мыследеятельность, смыслотворчество,
межсубъектные отношения, свобода выбора,
ситуация успеха, позитивность и
оптимистичность оценивания, рефлексия
и др. Дадим им более подробную
характеристику.
Полилог
– «многоголосие», в котором можно
услышать голос каждого участника
педагогического взаимодействия; право
каждого участника педагогического
процесса на свою индивидуальную точку
зрения, на готовность и возможность
высказать ее, на свой смысл (осознание,
понимание) по обсуждаемой проблеме;
возможность существования любой точки
зрения, любого смысла; отказ от абсолютных
истин.
Диалог
–
восприятие участниками педагогического
взаимодействия друг друга как равных
партнеров; умение слушать и слышать
друг друга; утверждение чужого «Я»
независимо от взглядов, характера;
помощь педагога воспитаннику в
формировании своего образа мыслей,
своего видения проблемы, своего пути
решения задачи; право каждого участника
педагогического взаимодействия быть
самим собой, выразить себя, реализовать
свой потенциал по своей модели, своему
плану; сотрудничество педагога и
учащегося; восприятие партнера по
педагогическому взаимодействию субъектом
деятельности; потребность и способность
к рефлексии своей деятельности,
взаимодействия.
Мыследеятельность
– организация мыслительной деятельности
участников педагогического процесса;
не усвоение учащимися готовых истин, а
самостоятельное решение проблем через
осуществление системы мыслительных
операций; проблемное обучении;
самостоятельное выполнение учащимися
различных мыслительных операций (анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация
и т.д.); сочетание различных форм
организации мыслительной деятельности
учащихся ( в частности, индивидуальной,
парной, групповой); процесс обмена
мыслями между участниками педагогического
процесса.
Смыслотворчество
– процесс осознанного создания (творения)
субъектами педагогического взаимодействия
нового содержания значения предметов
и явлений окружающей действительности;
выражение индивидуального отношения
к явлениям действительности; рефлексия
с позиций своей индивидуальности;
понимание каждым участником педагогического
процесса , смысла изучаемого,
рассматриваемого явления, события,
ситуации, предмета; обмен индивидуальными
смыслами между участниками педагогического
взаимодействия; обогащение индивидуального
смысла за счет обмена, соотношения с
другими смыслами; содержание педагогического
процесса становится продуктом, результатом
смыслотворчества его участников.
Межсубъектные
отношения –
участники педагогического взаимодействия
(педагог и учащийся) являются субъектами
педагогического процесса , т.е. его
полноправными участниками, самостоятельными,
творческими, активными, ответственными;
субъектность учащегося во многом
определяется субъектной позицией
педагога; каждый участник педагогического
процесса создает условия для своего
развития.
Свобода
выбора
– сознательное регулирование и
активизация участниками педагогического
процесса своего поведения, педагогического
взаимодействия, которые способствуют
их оптимальному развитию, саморазвитию;
возможность проявления субъектами
педагогического взаимодействия своей
воли; способность человека к сознательному
регулированию и активизации своего
поведения; потребность в преодолении
препятствий, трудностей; возможность
участников педагогического процесса
действовать самостоятельно и
взаимодействовать; осознанная
ответственность за осуществляемый
выбор.
Ситуация
успеха
– целенаправленное создание комплекса
внешних условий, содействующих
удовлетворению, радости, проявлению
спектра положительных эмоций участниками
педагогического процесса; позитивность
и оптимистичность оценивания; разнообразие
педагогических средств, способствующих
успеху в деятельности учащихся и
педагога; успех как мотив к саморазвитию,
самосовершенствованию; организация
деятельности учащихся на принципах
полилога, мыследеятельности,
смыслотворчества.
Позитивность,
оптимистичность оценивания
– отсутствиев педагогическом
взаимодействии отрицательных и полярных
оценок; готовность педагога при
характеристике деятельности учащихся,
педагогического взаимодействия
подчеркнуть ценность, неповторимость,
значимость результата, достижения
личности; стремление отметить позитивное
изменение состояния ( развития) учащегося;
право учащегося на самооценку, оценку
деятельности педагога, педагогического
взаимодействия; способность педагога
возвысить (но никак не унизить) достоинство
учащегося; опора в оценке деятельности
на положительное; создание ситуации
успеха в деятельности через оценку;
преобладание положительных эмоций у
педагога в процедуре оценивания;
недопустимость сравнения достижений
одного учащегося с достижениями другого.
Рефлексия
– самоанализ, самооценка участниками
педагогического процесса своей
деятельности, взаимодействия; потребность
и готовность учащихся и педагога
зафиксировать изменения своего состояния
и определить причины этого изменения;
процедура фиксации субъектом
педагогического взаимодействия своего
развития и саморазвития в педагогическим
процессе.
Все
названные признаки интерактивного
взаимодействия детерминируют друг
друга, интегрируются в единый комплекс
атрибутов, составляющих содержательную
и технологическую основу процесса
развития субъектности педагога в
профессиональном образовании, любого
компонента этого процесса.
Интерактивное
педагогическое взаимодействие является
альтернативой традиционному педагогическому
взаимодействию, определяющему сущность
авторитарно-императивного, личностно
отчужденного педагогического процесса.
Приоритетами интерактивного педагогического
взаимодействия являются такие
характеристики, как процессуальность,
деятельность, общение, диалог, возможность
самовыражения, смыслотворчество,
рефлексия и др. Традиционное же
педагогическое воздействие направлено
на выполнение обязательной программы,
трансляцию знаний, формирование умений
и навыков обучаемых.
КЛАССИФИКАЦИЯ
ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Структура
интерактивного педагогического
взаимодействия является и основанием
классификации активных педагогических
методов. В соответствии с ведущей
функцией того или иного метода в
организации педагогического взаимодействия
методы могут быть классифицированы по
следующим группам:
Дадим
характеристику каждой группе методов.
Методы
обмена деятельностями
предполагают сочетание групповой и
индивидуальной работы участников
педагогического взаимодействия,
совместную активность участников
педагогического процесса, тесную
корреляцию деятельностей педагога и
учащихся. Среди методов обмена
деятельностями выделяют «Метаплан»,
«Мастерская будущего», «Перекрестные
группы», «Мозаика», «1х2х4», «Аквариум»,
«Интервью», «Круглый стол», «Мозговой
штурм» и др.
Методы
мыследеятельности, с одной стороны,
создают благоприятную атмосферу,
способствуют мобилизации творческих
потенций учащихся, с другой стороны,
стимулируют активную мыслительную
деятельность, выполнение различных
мыслительных операций, осуществление
осознанного выбора. К методам этой
группы можно отнести «Четыре угла»,
«Выбери из пяти», «Выбор», «Логическая
цепочка», «Интервью», «Дюжина вопросов»,
«Чье это?», «Цветные фигуры», «Смена
собеседника», «Самооценка» и др. Важнейшим
процессуальным атрибутом всех названных
методов является интенсивная
коммуникативная деятельность участников.
Методы
смыслотворчества
ведущей функцией имеют создание учащимися
своего индивидуального смысла об
изучаемых явлениях, проблемах, обмен
этими смыслами, разработку участниками
педагогического взаимодействия нового
содержания педагогического процесса.
Среди методов смыслотворчества можно
назвать «Алфавит», «Ассоциации»,
«Сочиняем сказку», «Заверши фразу»,
«Минута говорения», «Интеллектуальные
качели» и др.
Методы
рефлексивной деятельности
направлены на фиксирование участниками
педагогического процесса состояния
своего развития, причин этого состояния,
оценку эффективности состоявшегося
взаимодействия. Среди методов этой
группы такие, как «Рефлексивный круг»,
«Зарядка», «Рефлексивная мишень»,
«Рефлексивный ринг», «Ключевое слово»,
«Поменяемся местами», «Острова», «Заверши
фразу» и др.
Интегративные
методы (интерактивные игры)
являются интегрированным
методом, объединяющим все ведущие
функции вышеназванных активных
педагогических методов. В педагогическом
процессе могут быть использованы такие
интерактивные игры, как «Давай, делай!»
«Гостиница», «Икебана», «Школа»,
«Взаимодействие», «Полёт на воздушном
шаре», «Социальная роль («Пожарник»)»,
«Аквариум» и др.
ОПИСАНИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Интерактивный метод
Интерактивный
метод (схема 3). Интерактивный
(«Inter» – это взаимный, «act» – действовать)
– означает взаимодействовать, находиться
в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Другими словами, в отличие от активных
методов, интерактивные ориентированы
на более широкое взаимодействие учеников
не только с учителем, но и друг с другом
и на доминирование активности учащихся
в процессе обучения. Место учителя в
интерактивных уроках сводится к
направлению деятельности учащихся на
достижение целей урока. Учитель также
разрабатывает план урока (обычно, это
интерактивные
упражнения и задания, в ходе
выполнения которых ученик изучает
материал).
Следовательно, основными
составляющими интерактивных уроков
являются интерактивные упражнения и
задания, которые выполняются учащимися.
Важное отличие интерактивных упражнений
и заданий от обычных в том, что выполняя
их учащиеся не только и не столько
закрепляют уже изученный материал,
сколько изучают новый.
Литература
Педагогическая
технология
(от др.-греч.
τέχνη
— искусство, мастерство, умение; λόγος
— слово, учение)— совокупность,
специальный набор форм, методов, способов,
приемов обучения и воспитательных
средств, системно используемых в
образовательном процессе, на основе
декларируемых психолого-педагогических
установок. Это один из способов воздействия
на процессы развития,
обучения
и воспитания
ребенка.
Любая
технология в той или иной мере направлена
на реализацию научных идей, положений,
теорий в практике. Поэтому педагогическая
технология занимает промежуточное
положение между наукой и практикой.
Педагогические технологии могут
различаться по разным основаниям: по
источнику возникновения (на основе
педагогического опыта или научной
концепции), по целям и задачам (формирование
знаний, воспитание личностных качеств,
развитие индивидуальности), по возможностям
педагогических средств (какие средства
воздействия дают лучшие результаты),
по функциям учителя, которые он
осуществляет с помощью технологии
(диагностические функции, функции
управления конфликтными ситуациями),
по тому, какую сторону педагогического
процесса «обслуживает» конкретная
технология, и т. д.
Эвристи́ческое
обуче́ние — обучение, ставящее целью
конструирование учеником собственного
смысла, целей и содержания образования,
а также процесса его организации,
диагностики и осознания.
Эвристическое
обучение для ученика — непрерывное
открытие нового (эвристика
— от греч. heurisko — отыскиваю, нахожу,
открываю.
Интерактивный
подход —
это определенный тип деятельности
учащихся, связанный с изучением учебного
материала в ходе интерактивного
урока.
Костяком
интерактивных подходов являются
интерактивные упражнения и задания,
которые выполняются учащимися. Основное
отличие интерактивных упражнений и
заданий от обычных в том, что они
направлены не только и не столько на
закрепление уже изученного материала,
сколько на изучение нового. Современная
педагогика
богата целым арсеналом интерактивных
подходов, среди которых можно выделить
следующие:
Под
творческими
заданиями
мы будем понимать такие учебные задания,
которые требуют от учащихся не простого
воспроизводства информации, а творчества,
поскольку задания содержат больший или
меньший элемент неизвестности и имеют,
как правило, несколько подходов.
Творческое задание составляет содержание,
основу любого интерактивного метода.
Творческое задание (особенно практическое
и близкое к жизни обучающегося) придает
смысл обучению, мотивирует
учащихся. Неизвестность ответа и
возможность найти свое собственное
«правильное» решение, основанное на
своем персональном
опыте
и опыте своего коллеги, друга, позволяют
создать фундамент для сотрудничества,
сообучения, общения всех участников
образовательного
процесса,
включая педагога.
Выбор творческого задания сам по себе
является творческим заданием для
педагога, поскольку требуется найти
такое задание, которое отвечало бы
следующим критериям:
Если
учащиеся не привыкли работать творчески,
то следует постепенно вводить сначала
простые упражнения, а затем все более
сложные задания.
Работа
в малых группах
Работа
в малых группах — это одна из самых
популярных стратегий,
так как она дает всем учащимся (в том
числе и стеснительным) возможность
участвовать в работе, практиковать
навыки сотрудничества, межличностного
общения (в частности, умение активно
слушать, вырабатывать общее мнение,
разрешать возникающие разногласия).
Все это часто бывает невозможно в большом
коллективе. Работа в малой группе —
неотъемлемая часть многих интерактивных
методов,
например таких, как мозаика, дебаты,
общественные слушания, почти все виды
имитаций и др.
При организации
групповой работы, следует обращать
внимание на следующие ее аспекты.
Нужно убедиться, что учащиеся обладают
знаниями и умениями, необходимыми для
выполнения группового задания. Нехватка
знаний очень скоро даст о себе знать —
учащиеся не станут прилагать усилий
для выполнения задания. Надо стараться
сделать свои инструкции максимально
четкими. Маловероятно, что группа сможет
воспринять более одной или двух, даже
очень четких, инструкций за один раз,
поэтому надо записывать инструкции на
доске и (или) карточках. Надо предоставлять
группе достаточно времени на выполнение
задания.
Педагогический опыт по теме
«Интерактивные методы обучения как средство
формирования УУД в начальных классах»
«Сегодня идти в ногу со временем -это значит отставать.
Его надо опережать.
Увидьте себя в будущем.
А если увидели – постройте его».
1. Актуальность и перспективность опыта.
Педагогическая проблема, над которой я работаю «Интерактивные методы обучения как средство формирования УУД в начальных классах»
Наше время требует от школы формирования личности активной, организованной и ответственной, стремящейся к постоянному самообразованию и совершенствованию, с творческим подходом к любому делу, способной быстро переучиваться. Главную роль в приобретении этих качеств играет обучение учащихся умениям планировать свою деятельность, свободно ориентироваться в потоке информации, работать индивидуально в коллективе.
Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка, обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
данной проблемы обусловлена особенностью содержания современного начального образования – достижение не только предметных, но и метапредметных результатов через использование современных инновационных методов и технологий. научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.
На практике применение в учебно-воспитательном процессе интерактивных методов и приемов, которые заинтересовывают, вовлекают в урок всех учащихся, способствуют активизации познавательной активности, эффективному усвоению новых знаний и способов их получения.
Главная задача моей деятельности состоит в создании условий для
того, чтобы ребенок выступал не как слепой исполнитель воли учителя, а был человеком, активно и осознанно действующим, был «субъектом учебной деятельности».
Возникает противоречие между необходимостью решать новые задачи в области развития и обучения школьника и отсутствием эффективных способов достижения этого.
Данное противоречие побудило меня к поиску наиболее оптимальных и эффективных в плане развития УУД способов и методов обучения. Примером последних выступают использование которых позволяет достичь не только предметных результатов, но и метапредметных и личностных в соответствии с ФГОС.
Основной педагогической идеей моей работы является применение в учебно-воспитательном процессе интерактивных методов и приемов, которые заинтересовывают, вовлекают в урок всех учащихся, способствуют активизации познавательной активности, эффективному усвоению новых знаний и способов их получений.
3. Наличие теоритической базы опыта.
В России использование интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. X X в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-е гг.) – Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. Интересен и опыт американских коллег, поскольку в последние десятилетия XX в. там проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в массовой школе.
Более 100 лет назад Л. Н. Толстой развивал новые для России представления о школе. Они основывались на признании за детьми права на активность, творчество, самостоятельность и выработку нравственных убеждений. Идеи, вытекающие из опыта Л. Н. Толстого сегодня актуальны как никогда.
Получается, что все эти педагоги сходятся во мнении, что именно деятельность формирует знания, которые человек будет применять в своей жизни. Это не заученная или зазубренная научная информация 2
(так называемые обезличенные знания), а знания, которые ученик «пропустил» через собственный, субъективный опыт.
Вышесказанное обусловливает необходимость изменения стратегии обучения в начальной школе за счет «использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа» (ФГОС, п. 22), основанных на диалоге, кооперации и сотрудничестве младших школьников с учителем и одноклассниками. В полной мере указанными характеристиками обладают интерактивные технологии, педагогический потенциал которых может быть использован для развития универсальных учебных действий у младших школьников.
Поэтому главной задачей моей деятельности стало создание условий для того, чтобы ребёнок был человеком, активно и осознанно действующим.
Что же такое интерактивные методы обучения?
пришло к нам из английского языка. « Inter» – это «взаимный», «act» – действовать. – диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Его можно представить схемой:
– это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.
Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания. 2
своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.
Классификационные параметры интерактивного обучения
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Под технологией интерактивного обучения (ТИО) я понимаю систему способов организации взаимодействия педагога и обучающихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания обучающимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.
Использование технологии интерактивного обучения, требует от обучающегося «вхождения в неизвестность»: в его жизненном опыте не 4
представлены ни новые правила деятельности, ни алгоритмы действий, не определен его новый статус в изменившейся ситуации (особенно это касается учащихся начальных классов).
Для того чтобы процесс адаптации к новым методам работы начался и прошел успешно, обучающемуся необходимо выйти за прежние рамки «зоны комфорта», расширить ее границы, почувствовать себя в безопасности в новой ситуации. Преодоление страхов, неуверенности перед новой ситуацией, понимание и принятие обучающимся новых требований будет в свою очередь влиять на эффективность его учебной деятельности. 3
Деятельность любой группы обучающихся при данном виде обучения состоит из двух аспектов.
● работу обучающихся над содержанием учебного материала;
● выполнение ими различных учебных заданий;
● получение и запоминание информации.
, который включает в себя:
● желания и страхи обучающихся;
● чувства и переживания обучающихся;
● симпатии и антипатии;
● атмосферу доверия или недоверия;
● ощущение безопасности.
Достижения баланса между деловым и социально-психологическим аспектом учебной деятельности необходимо создание атмосферы комфорта и безопасности. Благоприятная психологическая атмосфера, способствует постепенному принятию обучающимися новой для них ситуации, созданной методами интерактивного обучения.
В своей работе я использую следующие
при использовании интерактивной технологии обучения состоит из 8 этапов:
При организации этого этапа необходимо менять способы мотивации от одного занятия к другому.
Сообщение целей обучащимся позволяет дальнейшую деятельность сделать целенаправленной. Необходимо учить обучащихся формулировать цели урока. 5
3. Предоставление новой информации. Этот этап позволяет отобрать то, что обучающиеся знают, а что им незнакомо и непонятно.
4. Интерактивные упражнения. Я практикую работу в малых группах с разным уровнем информативности, что позволяет обучающимся дополнять и обогащать знания друг друга. Каждая группа должна выступать кратко и наиболее информативно.
5. Новый продукт. Учитывая усвоенный обучающимися объём информации, им даётся возможность сделать свои выводы и выразить свою точку зрения.
На этом этапе провожу подведение итогов проделанной деятельности обучающихся. Этот этап позволяет обучающимся выделить новые усвоенные знания, и определить в каких случаях они могут быть применены.
Выставление оценки, которая должна стимулировать обучающихся для дальнейшей работы.
8. Домашнее задание. Задаю задания, предполагающие творческое переосмысление изученного материала.
4. Технология педагогического опыта.
Изучив и проанализировав литературу, я решила использовать интерактивные методы для обучения младших школьников уже с первого класса. Это помогает мне сделать процесс обучения более осмысленным, логически завершенным, эмоционально положительно окрашенным и, как следствие, более эффективным.
Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.
Интерактивные методы обучения (от англ. «интерактив»- взаимодействие)- это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя; образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач. 6
Эти методы наиболее соответствуют личностно- ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще всего выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы обучающихся.
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие
Интерактивные методы обучения можно применять на разных этапах урока.
Средства формирования УУД
Метод дискуссии или конструктивного диалога
Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта. Для реализации данной потребности я применяю метод дискуссии или конструктивного диалога, что предполагает равноправие партнеров, участвующих в нем. Постепенно диалог приобретает форму развернутого общения 7
между субъектами 7коллективной учебной деятельности. Наиболее ценным в применении этого метода является то, что учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и веду их к выводам. Главное в работе – умение общаться, вести дискуссию, дать простор детской мысли, выслушивая каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло. Таким образом, данный метод способствует развитию коммуникативных и познавательных умений.
Уже с первого года обучения я использую метод Название метода происходит от английского слова cluster – гроздь, пучок, кисть, которое применяется для обозначения связанных между собой элементов, каждый из которых является одновременно и частью целого, и отдельным предметом. Процесс поиска критериев объединения и графического построения кластера получил название В основе этой техники лежат принципы «мозгового штурма».
Построение кластера позволяет не только графически представлять сумму имеющихся у учащихся знаний о каком – либо сложном понятии или явлении, но и развивать аналитическое мышление. Стремясь систематизировать знания в графической форме, обучающиеся учатся выявлять связи между различными понятиями, открывают новые ассоциации.
Использование кластеров на различных этапах урока позволяет мне добиваться стройности и логической системности подачи и усвоения материала и формирует познавательные умения.
использую для развития способности к мыслительным операциям анализа и синтеза при систематизации новой информации в тех случаях, когда сопоставимы три и более понятий или явлений.
Помогает мне решать задачи создания благоприятной атмосферы, организации
коммуникативного взаимодействия, актуализации знаний о нравственных поступках, отношения к ним, а также развития положительной нравственной мотивации и обобщения опыта.
Этот метод я использую на уроках русского языка при изучении тем «Гласные и согласные звуки и буквы», «Парные звонкие и глухие согласные», «Части речи».
Для формирования познавательных умений использую Группе или паре обучающихся предлагается из отдельных слов собрать текст или правило.
«С мира по нитке»
Для обобщения, закрепления, повторения изученного материала применяю метод «С мира по нитке». Обучающимся предлагается написать по два-три предложения по теме урока, затем, объединившись в группы, ребята составляют рассказ, используя написанные предложения. Получившиеся рассказы представляют классу, выбирают наиболее полные и логически завершенные.
Главная задача методасоздать условия для интенсивного общения обучающихся с большим количеством партнеров. Применяю на уроках для обсуждения какой – либо острой проблемы с диаметрально противоположных позиций; для интенсивной проверки объема и глубины имеющихся знаний (например, понятий, идей); для развития идей аргументировать собственную позицию; для преодоления барьеров общения. Я использую этот метод для отработки правил написания слов, вычислительных навыков, для обсуждения проблемных ситуаций. 9
Он позволяет каждому ученику принять участие в учебном процессе, попеременно находясь то в роли ученика, то в роли учителя.
(интерактивная система пометок для повышения эффективности чтения и мышления) – это метод, повышающий активность читателя, поскольку у него в процессе чтения постоянно возникают вопросы, и он тщательно анализирует прочитанное. Использую на уроках литературного чтения и окружающего мира при работе с текстом.
С целью активизации деятельности к самосовершенствованию, потребности к самопознанию и саморазвитию (личностные компетенции) использую методы «Взаимные презентации», «Интервью».
Дети разбиваются на пары: каждый берет себе одну часть картинки (открытки) и находит свою вторую половинку. Затем необходимо в течение 5 мин обменяться информацией по предложенной теме.
Очень важно давать на обмен информацией между собеседниками не более 5 мин – это побуждает участников к диалогу, к проявлению умения слушать и слышать.
Далее я поочередно предлагаю парам оперативно представить полученную информацию, причем, каждый участник передает мысли собеседника.
В завершение работы проводится рефлексия состоявшегося взаимодействия.
метода «Мудрые совы» являются развитие у обучающихся потребности в нравственном самосовершенствовании, формирование положительной мотивации к познанию, обращение внимания ребят на качества характера, которые ведут к совершенствованию личности (личностные умения). 10
Развитию связной речи, созданию целостной картины способствует метод , который помогает мне организовать работу в группе, совершенствовать навык чтения. В первом классе я использовала этот метод для построения логических цепочек на уроках окружающего мира, математики. В последующих классах на уроках литературного чтения я даю для работы в группе фрагменты текста на определенную тему. Из этих фрагментов каждая группа составляет текст. После того как все группы прочитают свои тексты вслух, прошу повторить тексты соседних групп. Это позволяет не только развивать коммуникативные навыки работы в группе, но и стимулирует внимание, умение слушать и воспроизводить услышанное, повышает ответственность обучающихся. Этот метод можно использовать при обучении подробному и краткому пересказу.
Этот метод используется мною преимущественно на этапе обратной связи. Метод создает условия для понимания того, как мы мыслим, как принимаем решения и почему поступаем так или иначе. Он основывается на разработках Пиаже, Выготского и многих их последователей – сторонников гуманистической педагогики, на том, что подлинное обучение невозможно без понимания процесса того, как мы учимся. Метод также позволяет мне собрать информацию об успехах и трудностях моих ребят в процессе обучения и на ее основе внести необходимые коррективы.
Приложения (Открытые уроки).
Интерактивные методы обучения обеспечивают 80-90% эффективности освоения учебного материала.
Анализируя результаты работы в выбранном направлении, хочется выделить следующие положительные моменты своей деятельности:
Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, познавательную, социальную, интеллектуальную компетенции.
Использование интерактивных методов позволяет повышать уровень учебных достижений учащихся на протяжении трех лет обучения в начальной школе, а также – это залог успеха при формировании УУД. Подтверждением этого служит диагностика обучающихся моего класса по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий. Результаты показывают, что в процессе формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных умений происходит рост. Путем наблюдения выяснилось, что уровень сформированности личностных умений достаточно высок.
Таким образом, интерактивные методы относятся к числу инновационных и способствуют лучшему усвоению и прочности знаний, а также развитию УУД: творчеству и фантазии, коммуникабельности, активной жизненной позиции, командному духу, свободе самовыражения.
6. Адресность опыта
Применение интерактивных форм обучения позволяет не только развивать познавательные универсальные действия обучающихся, помогает учителю в организации урока:
1. Повышается плотность урока.
2. Появляются широкие возможности для осуществления индивидуального подхода к детям.
3. Растет уровень обученности, воспитанности класса.
4. Изменяется роль учителя: он – наставник,он – партнер,он – наблюдатель,который, находится то внутри учебной игры, то вне её.
Работа адресована учителям начальной школы.
Применение интерактивных форм обучения приведёт к реализации поставленной цели, развитию познавательных универсальных учебных действий, развитию и саморазвитию обучающихся начальной школы путём активизации мыслительной деятельности и диалогического взаимодействия с преподавателем и другими участниками образовательного процесса, а также будет способствовать успешному обучению обучающихся в основной школе.
- Воронцов А. Б. « Проектные задачи в начальной школе» Москва, Просвещение, 2010
- Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
- Суворова Н. « Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.
- Шлаков С. А. Игры учащихся. – М., 2004.
- Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. 2007
Татьяна Сорова
Эксперт по предмету «Педагогика»
Понятие и задачи интерактивного метода обучения
Интерактивный метод обучения – это метод, предполагающий взаимодействие между педагогом и учащимся в режиме диалога или беседы.
Суть интерактивных методов обучения состоит в том, что они ориентированы не только на широкое взаимодействие между педагогом и учащимися, но и на взаимодействие между самими учащимися. Особенность данных методов обучении заключается в том, что они предусматривают активное доминирование учащихся в процессе обучения, роль педагога сводится к направлению их деятельности на достижение поставленных целей занятия. Помимо этого педагог занимается разработкой плана занятия, чаще всего это интерактивные задания и упражнения, в процессе выполнения которых учащиеся изучают учебный материал.
Таким образом, можно сказать, что интерактивные методы обучения – это своего рода специальная форма организации познавательной деятельности, которая подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели обучения.
Цель интерактивных методов обучения – создание максимально комфортных условий, при которых учащийся будет чувствовать свою успешность и интеллектуальную состоятельность.
Созданные условия, средствами интерактивных методов обучения, положительно сказываются на продуктивности образовательного процесса, позволяют учащимся получать знания, умения и навыки в комфортных психологических условиях, а также создают базу для дальнейшего решения проблем по устройству после обучения.
Схема интерактивных методов обучения строится на схемах взаимодействия «педагог – учащиеся» и «учащийся – учащийся». Данные схемы подразумевают, что к процессу обучения привлекает не только педагог, но и сами учащиеся посредством взаимодействия друг на друга. Взаимодействие «учащийся – учащийся» способствует повышению учебной мотивации, проявлению инициативности в процессе обучения.
«Интерактивные методы обучения» 👇
Основными задачами интерактивных методов обучения являются:
Использование интерактивных форм обучения значительно меняет роль педагога в образовательном процессе, он перестает быть центральной фигурой, а становится регулятором процесса. Задача педагога состоит в подготовке эффективных интерактивных учебных заданий, формулировании вопросов и тем для обсуждения с учащимися и между учащимися, осуществление консультаций, осуществление контроля по выполнению намеченного плана.
В процессе обучения педагог и учащиеся вступают в коммуникацию между собой, совместно осуществляют решение учебных задач и вопросов, преодолевают конфликты, находят общие точку соприкосновения, идут на компромиссы. Все это подразумевают интерактивные формы обучения.