ЧТО ТАКОЕ ГРАММАТИКО ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

МКОУ «Тутончанская средняя школа»

ЭМР Красноярский край

Доклад по теме

в период обучения грамоте.»

Подготовила учитель начальных классов

Чарина Алена Викторовна

2017 – 2018 уч.год

Основная задача периода обучения грамоте, независимо от программы обучения, – сформировать у первоклассников элементарные навыки чтения и письма. Решая эту важную задачу, учитель начальных классов не должен забывать, что в этот же период закладываются многие основы дальнейшего усвоения младшими школьниками систематического курса русского языка. Объем и качество пропедевтической работы в области грамматики и орфографии уже к концу второго года обучения скажется на качестве знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.

Как отмечается в методической литературе для студентов высших учебных заведений, осваивающих курс «Методика преподавания русского языка в начальных классах», в период обучения грамоте школьники усваивают на практической основе материал по грамматике и орфографии. Учащимся не сообщаются теоретические сведения; в практической устной или письменной  речевой работе они выполняют такие действия, упражнения, которые подготавливают их к усвоению определенных тем на более поздних ступенях обучения.

На уроках обучения грамоте школьники в пропедевтическом плане изменяют имена существительные не только по числам, но и по падежам.  Связывают их с именами прилагательными, следовательно, изменяя и имена прилагательные. Согласуя их с именами существительными в роде, числе и падеже; подбирают к именам существительным соответствующие притяжательные местоимения (мой, моя, мои); заменяют имена существительные личными местоимениями; изменяют формы глагола.

Сопоставляя слова типа ехал – отъехал, учащиеся наблюдают способ словообразования и готовятся к изучению тем «Состав слова. Родственные слова», «Приставка как часть слова». Образование новых слов от данного, составление словосочетаний типа осень – осенний день являются пропедевтической работой перед усвоением законов словообразования, изучением тем «Имя прилагательное», «Родственные слова».

В период обучения грамоте, одновременно с формированием графического навыка, закладываются основы орфографического навыка. В этот период работа по орфографии ведется главным образом на фонетической (соотнесение звуков и букв, перенос слов по слогам) и семантической основе (раздельное написание слов, заглавные буквы). Скорость письма первоклассников очень маленькая, поэтому орфографическая работа больше проводится в устной форме, чем в письменной: наблюдение над читаемыми словами. Еще в подготовительный период необходимо сформировать у учащихся представления о сильной и слабой позиции. О несовпадении произношения и написания слов.

Морфологический принцип русского правописания работает на уровне наблюдения: учащиеся сопоставляют слова простейшего типа дома – дом, леса – лес. Это создает практическую основу для последующей проверки правописания безударных гласных в корнях слов, проверяемых ударением.

еж – ежи, уж – ужи, ерш – ерши, дети не только усваивают правописание сочетаний жи – ши (еще до изучения соответствующего правила), но и практически подготавливаются к выполнению  орфографического действия проверки парных согласных на конце слова. В грамматическом плане подобные упражнения готовят к изучению темы «Изменение имен существительных по числам» (2 класс).

Таким образом, в результате практических работ у учащихся накапливается определенный речевой опыт, наблюдения над явлениями языка – над словами, их составом и образованием, изменением и сочетанием с другими словами. На этой основе в дальнейшем идет формирование теоретических обобщений.

Методические приемы, используемые учителем: звукобуквенный анализ и синтез, составление слов на наборном полотне, лексический анализ слов, смысловой анализ предложений, письмо с проговариванием, письмо с комментированием.

В этот же период формируются элементарные навыки самоконтроля: списывание по памятке, проговаривание, сличение написанного с образцом.

В существующих сегодня азбуках, букварях и прописях содержится богатейший материал для осуществления пропедевтической работы в области изучения русского языка. При этом разные авторы делают различные акценты:

большое внимание уделяется в учебниках и прописях В. Г. Горецкого (УМК «Школа России») и Н. В. Нечаевой (система Л. В. Занкова);

– с различными приемами , вариантами суффиксов и приставок русского языка и их значением, понятием «родственные» («однокоренные») слова широко знакомят первоклассников учебники и прописи Н. М. Бетеньковой (УМК «Гармония») и Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной (УМК «Школа 2100»);

– сведения о лексико-грамматических разрядах слов (частях речи): слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, личные местоимения, род имен существительных и имен прилагательных, единственное и множественное число, сложное предложение, форма слова, предлоги, порядок слов в предложении, лицо глагола и др. – обширно представлены в учебниках и прописях Н. В. Нечаевой (система Л. В. Занкова), В. В. Репкина и Д. Б. Эльконина (система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова);

– в области  авторы всех проанализированных учебных пособий ограничиваются пропедевтикой правил оформления предложения на письме, знаками препинания в конце предложения, интонацией. Более подробно этот материал рассматривается в прописях Н. В. Нечаевой (система Л. В. Занкова);

пропедевтика занимает значительное место в период обучения грамоте, особенно на уроках письма. Особое внимание формированию орфографической зоркости учащихся (выделение опасных мест в словах) уделяет на уроках письма Н. В. Нечаева (система Л. В. Занкова). Практически все авторы уже в период обучения грамоте знакомят учащихся с разными типами орфограмм.

Таким образом, грамматико-орфографическая пропедевтика, как показывает анализ учебных пособий, многопланова и многовариантна. Одни авторы ограничиваются только проведением наблюдений за явлениями языка, другие формируют первые представления об этих явлениях. Эта работа не всегда отражена в методических рекомендациях, прилагаемых авторами к своим учебным пособиям. Задача учителя – внимательно  изучать располагаемый на страницах пособий материал и максимально извлекать из него грамматико-орфографические сведения, научить детей видеть их.

Обучение грамоте как важный этап в пропедевтике русского языка в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей

единственно через посредство отечественного языка,

и, наоборот,мир, окружающий дитя, отражается в нем

своей духовной стороной только через  посредство

той же среды-отечественного языка.

Российская школа должна стать школой духовно- нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Ее основа – это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы.  Отбор  содержания  учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование  базовых  национальных ценностей.

Предмет  «Русский язык» играет важную роль  в реализации основных целевых установок начального образования: становлении гражданской  идентичности и  мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности  к организации своей деятельности.

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Изучение русского языка в 1 классе начинается с периода обучения грамоте. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и обучения письму.

В обучении грамоте выделяются три  периода:  добукварный ( подготовительный), букварный и послебукварный.

Ценностным ориентиром при построении курса является направленность обучения на понимание первоклассниками того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения. Обучение грамоте как первая ступень изучения русского языка направлено на формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также первоначальных навыков грамотного письма.

В процессе обучения грамоте большое внимание уделяется формированию наглядно-образного и логического мышления учащихся. Это происходит благодаря тому месту, которое занимает в курсе моделирование звукового состава слова, моделирование состава предложения. Все предметные знания дети получают не в виде готовых формулировок или представленных в учебнике моделей, а в процессе обучения самостоятельному построению моделей.

Самостоятельное построение моделей дает возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности — контроль и самоконтроль за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение самостоятельно оценивать правильность или неправильность каждого выполненного действия. В процессе обучения грамоте первоклассники учатся думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, осознавать, как это делается, доказывать свою точку зрения, т.е. дети овладевают метапредметными учебными действиями и при этом осваивают все необходимые знания в области русского языка.

Все знания, которые первоклассники получают при обучении грамоте, закрепляются в специально разработанных для этого курса играх, являющихся обязательным и важнейшим компонентом каждого урока. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, обеспечивая, в том числе и мягкую адаптацию к школьному обучению.

Так же ценностным ориентиром курса обучения грамоте является его личностно-ориентированная направленность. Каждая учебная задача представлена на разных уровнях сложности: часть первоклассников овладевает решением новой учебной задачи, работая вместе с учителем, часть учеников задание выполняет самостоятельно, а другие,  успешно усваивающие материал, решают эту же учебную задачу на более сложном материале. Содержание включает в себя материал для первоклассников, которые пришли в школу, совершенно не умея читать; для учащихся, читающих по слогам и для хорошо читающих учеников. Такое построение курса и процесса обучения приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной мотивации, что также является одним из важнейших требований Федерального государственного образовательного стандарта.

В период  обучения  грамоте ведется  работа по развитию фонематического слуха детей, обучение первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений об окружающей  действительности, обогащению их словаря и развитию речи.

В  процессе  обучения  чтению дети сопоставляют орфографическое и орфоэпическое оформление слов: они видят и запоминают, как слова написаны, и читают, произносят их согласно  орфоэпическим нормам  ( как принято их произносить ).  Первоклассники,  осваивая  грамоту, учатся строить простые и  распространенные предложения, выявляют  не только фактическую информацию, но и подтекстовую.  Учатся обобщать и анализировать, проводить исследование при работе с текстами

В процессе организации устной и письменной речевой работы на уроках чтения и письма дети выполняют такие действия, такие упражнения, которые подготавливают их к усвоению определенных грамматических и орфографических тем на более поздних ступенях обучения.

Особенность грамматико-орфографической пропедевтики заключается не в том, чтобы сообщить какие-то правила, а в том, чтобы систематически и организованно вводить те или иные написания в практику письменной речи учащихся, не перегружая в то же время детей заучиванием каких-либо правил и других теоретических сведений.

При грамматико-орфографической пропедевтике в период обучения грамоте можно выделить следующие направления:

1. Четко разграничиваются представления о звуке и букве. Дети усваивают их классификацию: гласные (ударные и безударные), согласные (твердые – мягкие, звонкие – глухие); учатся соотносить звук и букву сначала в позициях, где написание не расходится с произношением, а затем в простейших случаях несовпадения со звуком (слабые позиции гласных и согласных).

2. Практически знакомятся с лингвистическими понятиями: «речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение».

3. Наблюдают над словами, которые в дальнейшем на уроках русского языка создадут основу для изучения различного грамматического материала:

а) сосна – сосны (изменение по числам);

б) искала – искал (форма рода);

в) рос – вырос (видовые формы);

г) пилил – пилит (временные формы);

д) ехал – отъехал, осень – осенний (состав слова, родственные слова).

На уроках чтения в пропедевтическом плане учащиеся изменяют имена существительные не только по числам, но и по падежам, связывают их с прилагательными, изменяют их, согласуя с существительными в роде, числе и падеже.

4. Одновременно с формированием графического навыка в период обучения грамоте закладываются основы орфографического навыка:

– дети учатся раздельно писать слова, т.е. средствами письма выделять слова как языковые единицы и правильно оформлять предложение в письменной речи;

– переносить слова с одной строки на другую на основе слогоделения, однако с учетом некоторых ограничений: например, не переносить и не оставлять на строке одну букву;

– употреблять заглавную букву в начале предложения, а также в именах людей и в кличках животных, названиях городов, рек и т.д.;

– усваивают правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;

–  овладевают простейшим способом проверки правописания безударных гласных в корне слова на основе действия по типу: один-много, много-один;

– парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова;

–  приобретают навыки написания предлога со словом;

–  наблюдают над правописанием разделительного твердого и мягкого знаков в словах;

– знакомятся с отдельными случаями написания непроверяемых безударных гласных (словарных слов).

От того, насколько полно будут  сформированы в период обучения грамоте орфографические навыки, зависит дальнейшее обучение ребенка, его речевая и орфографическая грамотность, его способность усваивать программу по русскому языку в следующих классах.

Особенность орфографической пропедевтики на уроках письма состоит в том, что « пропедевтика заключается в том, чтобы систематически и организованно вводить те или иные написания в практику письменной речи учеников».

Школьные программы и учебники ориентируют учителя на то, чтобы к моменту изучения орфографических  правил ученики имели минимум знаний, умений и навыков для применения и понимания правила.

Богатый материал для пропедевтической работы содержится в Азбуке  и прописях. В период обучения грамоте ученики знакомятся примерно с девятью орфограммами.

Наибольшую сложность первоклассники испытывают при усвоении написаний слов с безударными гласными и парными согласными. Поэтому   важно  еще в период  обучения грамоте начать пропедевтическую работу по изучению безударных гласных. Начать эту работу следует с  формирования   умения правильно  ставить в слове ударение. Дети четко определяют  на  какой слог падает ударение, какой слог  тянется. К концу букварного периода дети практически  овладевают  умением  определять ударный слог.  Научившись распознавать ударный слог,  ученик на практике овладевают умением находить безударную гласную и знакомятся с приемами  проверки. Сначала это готовые  графические образцы  леса- лЕс, коса- кОсы,

Работа над данными парами слов строится в следующем порядке: какая гласная пишется под ударением в слове кОсы? Какая гласная пишется без ударения в слове косА?

Сравним написание гласных в ударном и безударном слогах. Какой же вывод можем сделать? (какая гласная пишется под ударением, такая же гласная пишется и без ударения в этом слове). С целью развития орфографической зоркости, умения выделять безударные гласные в словах, проверять их написания учащимся можно предложить следующие виды заданий:1. Расставь ударение в словах, подчеркни безударные гласные (мостЫ, рекА, столЫ).2. Подбери к данным словам слова с безударно гласной. Сравни написание ударных и безударных гласных (кОсы-косА, стрАны-странА).3. Найди в тексте слова с безударными гласными и объясни их написания.4. Среди данных слов (горА, гОры, горИстая) найди проверяемое и проверочное слова.5. Найди в словах коза и коса орфограмму. Докажи, как ее проверить.6. Подбери слова с безударной гласной О, которую можно проверить ударением (игра «Подбери слово» или «Кто больше подберет слов»).7. Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки, пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударную гласную Е. ( Потому что в словах день и пень под ударением пишется гласная Е).8. Игра «Помоги Степашке    вставить пропущенную букву»: поля, моря,  нора.  Объясни, почему вставил такие буквы.9. Игра «Подбери букву»: Красивые русские леса!10. Лиса пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?При знакомстве с родственными словами ставим следующие задачи:1. Научить детей находить общую часть среди родственных слов.2. Обратить внимание на единообразное написание гласных и согласных в корне независимо от того, в какой позиции они находятся.3. Обогатить словарь учащегося. В соответствии с этими целями учащимся можно предложить следующие задания:1. Списать родственные слова (сад, садик, садовник). Выделить у них общую часть.2. К данному слову ( леса ) подобрать родственные слова, выделить общую часть. Таким образом, исходя из опыта работы,  к моменту изучения правила правописания безударных гласных в корне слова ученик  научится  различать гласные и согласные звуки и буквы, определять ударение, выделять безударную гласную в слове и подбирать проверочные слова, иметь достаточный словарный запас, чтобы подобрать родственные слова. На выработке  именно этих умений и важно сосредоточить пропедевтическую работу на уроках обучения грамоте. Букварный период позволяет заложить основы для воспитания орфографической зоркости учащихся. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, учит делать выводы и обобщения.

Таким образом – период обучения грамоте  важный этап  в процессе обучения в начальной школе.  Пропедевтические  языковые упражнения обеспечивают  систематичность и перспективность в овладении  детьми  родным языком.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

1. Федеральный   государственный  образовательный стандарт  начального общего образования // Пр. № 373 Министерства образования и науки Российской  Федерации от 06.10.2010 г.

2. Образовательные программы и стандарты. Тематическое планирование в начальной школе. Программа « Школа России» –  М.; « Просвещение» 2012 г.

3. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. Ф. Уроки обучения грамоте. – М., «Просвещение» 2014 г.

4.  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А. Теоретические основы развивающегося обучения грамоте // Начальная школа. – 2002. – №1.

5. Волина В. В. Занимательное Азбуковедение: Книга для учителя – М.: «Просвещение» 1991 г.

6. Жиренко О. Е. Обухова Л. А. Поурочные  разработки  по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс. М.: ВАКО 2014 г.

Грамматико-орфографическая пропедевтика – подготовка детей к дальнейшему изучению грамматики и орфографии. В более широком смысле грамматика изучает языковую теорию. Г ОП осуществляется на уроках чтения и уроках письма.

На уроках чтения это:

– наблюдение над лексическим и грамматическим значением слова

– сравнение однокоренных слов и наблюдение за ними

– наблюдение за словами с одинаковыми суффиксами или приставками

– наблюдение за частями речи, постановка вопросов

– сравнение звукового и буквенного состава слов, обнаружение случаев несовпадения звукового и буквенного состава

– работа над соотношением звука и буквы, обозначение звука на письме

– усвоение графических нарушений

– усвоение раздельного написания слов

– усвоение простейших правил переноса

– употребление заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных

Орфографическая работа в период ОГ строится главным образом на фонетической и семантической основе

Приёмы орфографической работы

1 – звукобуквенный анализ и синтез

2 – составление слов на наборном полотне

3 – отчётливое проговаривание слов

4 – смысловой анализ слов и предложений

Научные основы обучения орфографии

ОРФОГРАФИЯ – а) исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество; б) правила, обеспечивающие единообразие в тех случаях, где возможны варианты; в) соблюдение этих правил; г) часть науки о языке.

Основная единица орфографии – ОРФОГРАММА. Орфограмма – это графема (буква), чьѐ написание потенциально вариативно и в силу этого должно определяться применением особого правила орфографии. О РФОГРАММА – это соответствующее правилам или традиции написание, которое выбирается из ряда возможных. Это может быть не только буква, но дефис, пробел, место переноса, строчная или прописная. Орфограмма содержится не в каждом слове, не на месте каждого пробела, а лишь где возможна вариантность написаний. Так слово ЕЩЁ можно написать 48 вариантами. Уже отсюда видна значимость орфографической регламентации. Русская орфография как система правил распадается на 6 разделов: 1) правила передачи звуков и фонем буквами в составе слов и морфем; 2)правила слитных, дефисных и раздельных написаний; 3)правила строчных и прописных букв; 4)правила переноса; 5) правила графического сокращения слов; 6) правила передачи заимствованных наименований ономастики и топонимики.

От понятия ОРФОГРАММА перейдѐм к более общему понятию ПРИНЦИП ОРФОГРАФИИ. П РИНЦИПы ОРФОГРАФИИ Теоретически возможны три подхода к передаче звуковой речи.

3) Современное русское письмо построено на морфологическом принципе. Это некий средний вариант, поскольку правописание расходится с произношением, но лишь в определѐнных звеньях – оно предсказуемо и регулируется строгими закономерностями. Морфологическое правописание базируется на стремлении осознать структурное членение речи на значимые отрезки (морфемы, слова). Ведущим принципом русской орфографии является морфологический. В его основе лежит необозначение позиционных чередований гласных и согласных на письме, причѐм не только в корнях, но и в других морфемах.

Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведѐтся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами. На уроках русского языка большая роль отводится языковому материалу. Если задания интересны ученику, успех в усвоении новых знаний гарантирован.

Рассмотрим игры и упражнения, способствующие формированию орфографической зоркости. Представленные задания можно проводить как на уроках письма, так и на уроках чтения.

1. Большую роль в формировании фонематического слуха, навыков звуко-буквенного разбора слова играют фонетико-графические упражнения. Цель фонетико-графических упражнений – тренировать учащихся в правильном, четком, ясном произношении слов, формировать умение выделять из слов гласные и согласные звуки и обозначать их буквами.

— Произнесите слова правильно. Выделите из слов гласные (согласные) звуки, дайте им характеристику и обозначьте их буквами.

—Произнесите правильно. Из каких звуков и букв состоят слова решить, рожь, солнце?

—Произнесите правильно слова. Какие разные согласные звуки в словах рад – ряд, мол – мѐл, луна – люди обозначаются на письме одной и той же буквой?

—Чего больше в русском языке: гласных звуков или букв для обозначения этих звуков? Чего больше в русском языке: согласных звуков или букв для обозначения этих звуков?

2. Особую роль в развитии фонематического слуха, формировании орфографической зоркости играют звуковой, звуко-буквенный и слого-звуковой анализы слова.

2. Закрой образец и повтори его по памяти.

3. Подчеркни все орфограммы (в образце.)

4. Прочитай слово по слогам так, как написано. Чѐтко проговаривай каждый слог.

5. Закрой образец и повтори по памяти так, как будешь писать. Проговаривай все слоги.

6. Диктуй себе слово по слогам и записывай.

7. Проверь, все ли слоги ты записал. Прочитай свою запись по слогам.

8. Подчеркни орфограммы карандашом.

9. Открой образец и сверь орфограммы, которые ты подчеркнул, с орфограммами в образце.

Освоенный способ списывания слова постепенно переносится на списывание предложения.

4. Письмо под диктовку Этот прием вводится постепенно в курсе всей начальной школы. Важна следующая последовательность письма: пишем отдельные буквы, отдельные слоги, отдельные слова, отдельные предложения, текст.

Примеры дидактических игор:

Скороговор скороговорил, выскороговаривал, Что все скороговорки перевыскороговорит, Но, заскороговорившись, выскороговаривал, Что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

1. Зрительный диктант. Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается. Школьники пишут его по памяти. После записи осуществляется проверка. 2.Зрительные диктанты по методике профессора И. Т. Федоренко.

3. Письмо под диктовку (Методика описана в разделах 1-2 классов)

4. Письмо под диктовку (Методика описана в разделах 1-2 классов).

5. Какографические упражнения предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

6. Специально организованное списывание. В четвертом классе можно использовать все известные виды списывания (пользуемся сокращенным алгоритмом списывания (методика описана в 1-2 классах). 7.Орфографическое чтение по П. С. Тоцкому.

Орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте

Доклад о взаимосвязи формирования графического навыка с основами орфографического навыка.

Предварительный просмотр

На уроках обучения грамоте школьники в пропедевтическом плане изменяют имена существительные не только по числам, но и по падежам. Связывают их с именами прилагательными, следовательно, изменяя и имена прилагательные. Согласуя их с именами существительными в роде, числе и падеже; подбирают к именам существительным соответствующие притяжательные местоимения (мой, моя, мои); заменяют имена существительные личными местоимениями; изменяют формы глагола.

Морфологический принцип русского правописания работает на уровне наблюдения: учащиеся сопоставляют слова простейшего типа дома – дом, леса – лес. Это создает практическую основу для последующей проверки правописания безударных гласных в корнях слов, проверяемых ударением.

– в области пунктуации авторы всех проанализированных учебных пособий ограничиваются пропедевтикой правил оформления предложения на письме, знаками препинания в конце предложения, интонацией. Более подробно этот материал рассматривается в прописях Н. В. Нечаевой (система Л. В. Занкова);

– орфографическая пропедевтика занимает значительное место в период обучения грамоте, особенно на уроках письма. Особое внимание формированию орфографической зоркости учащихся (выделение опасных мест в словах) уделяет на уроках письма Н. В. Нечаева (система Л. В. Занкова). Практически все авторы уже в период обучения грамоте знакомят учащихся с разными типами орфограмм.

Таким образом, грамматико-орфографическая пропедевтика, как показывает анализ учебных пособий, многопланова и многовариантна. Одни авторы ограничиваются только проведением наблюдений за явлениями языка, другие формируют первые представления об этих явлениях. Эта работа не всегда отражена в методических рекомендациях, прилагаемых авторами к своим учебным пособиям. Задача учителя – внимательно изучать располагаемый на страницах пособий материал и максимально извлекать из него грамматико-орфографические сведения, научить детей видеть их.

МБОУ гимназии №11 Остроухова О. В.

Начиная с периода подготовки к обучению грамоте, школьники усваивают довольно значительный материал по грамматике, орфографии и синтаксису. Но характер этих знаний чисто практический. На основе выполнения уст­ных упражнений у учащихся формируются речевые умения, накапливаются языковые наблюдения и обобщения, под­готавливающие детей к усвоению учебных тем на более поздних ступенях обучения. Естественно, что в этот период, а также во время обучения грамоте пропедевтическая ра­бота не может быть содержанием всего урока, она лишь сопутствует основной его цели.

Возможен обратный ход анализа. По готовой схеме, ко­торая указывает на количество слов, ученики придумыва­ют предложение. Проговаривая его вслух, они наклады­вают короткие полоски, обозначающие слова, на схему.

Выделение слов из предложения и составление его схе­мы, как и придумывание предложения по готовой схеме, требуют активной практической и мыслительной деятель­ности, работы речедвигательного аппарата, слуха, зрения. В результате этих многоплановых действий учащиеся мо­делируют предложение, последовательно обозначают ко­личество входящих в него слов, отмечают его начало и конец. Осмысленное и правильное построение предложений в устной речи предупреждает пропуск слов , вырабатывает навык выделять предложение при письме.

В школу (школьная).

Составление предложений по сюжетной картине также может быть связано с употреблением однокоренных слов. Например, рассмотрев картину, на которой изображен играющие в футбол дети, учащиеся составляют предло­жения, используя слова футбол, футболист, футбольный (мяч), футбольное (поле).

Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой пси­хического развития направлена не только на наиболее эффективное усвоение учащимися комплекса знаний, уме­ний и на выработку ряда навыков, необходимых для ов­ладения письмом и чтением, но и благоприятствует кор­рекции всей познавательной деятельности школьников. Этот период обучения должен стать той почвой, на которой возможно развитие достаточно сложных форм умственной деятельности, необходимых для дальнейшего усвоения школьного курса русского языка.

Список слов, рекомендуемых для просмотра звукового анализа.

Ау. Азбука, бабушка, банка, бант, башни, бинт, бобик, бокс, бочка, брат, брови, брусника, бублик, буква, булки, бумага, бусы, бутылки , быт, вата, вафли, вишни, Вова, воздух, воин, волк, волны, врач, духи, дым, дыни, жаба, жук, журнал, журчик, жучка, замок, Зина, золушка, зонт, зубы, ива, игла, иголка, игра, игрушка, иду, икра, Ира, ириска, кактус, каша, каска, кит , клоун, клубок, клубника, куры, лампа, лапа, Лиза, липа, лист, липы, лифт, лицо, лоси, лужа, лук, луна, лыжник, мак, мама, маска, марка, март, марш, маша, миска, мир, Миша, мост, му, муха, мышка, нитка, поэт , правда, птица, пули, пушка, радуга, рак, рамы, рана, Рита, роза, рост , рот, рубашка, руки, ручка, рыба, рычит, сани, свинка, скрипка, слива, слон, сноп, сова, сом, сон, соска, сосны, сыр, тигр, тир, торт, три, труба, трус, турист, туфли, тыква, удар, укол, укус, уксус, улитка, ум, ура, урок, усы, утка, уха, ухо, ушки, фокус, филин, фишка, флаги.

Афонина, Г. Н. Уроки развития речи : 1-4 класс : пособие для учителей / Г. Н. Афонина. – М., 2001.

2. Воюшина, М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников / М. П. Воюшина. – СПб., 2007.

3. Некрасова, Т. В. Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе (букварный период) / Т. В. Некрасова. – Томск, 1994.

4. Программы обучения по системе Л. В. Занкова. – М., 2012.

5. Речевые секреты. – М., 1991.

7. Троицкая, Т. С. Литературное образование младших школьников : коммуникативно-деятельностный подход. – М.: АПК и ПРО, 2004.

8. Ушинский, К. Д. О первоначальном преподавании русского языка : педагогические сочинения в 6 томах / К. Д. Ушинский. – Т. 4. – М., 1989.

В период подготовки к обучению грамоте школьники практически начинают усваивать довольно значительный материал по грамматике. На основе устных упражнений у первоклассников формируются речевые умения, накапливаются языковые наблюдения и практические обобщения, подготавливающие их к усвоению грамматических тем на более поздних ступенях обучения: во втором полугодии, в последующих классах. Естественно, что в этот период, как и во время обучения грамоте, пропедевтическая работа не может быть задачей целых уроков. Она лишь сопутствует основному содержанию этого периода обучения.

Учащиеся практически знакомятся со словоизменением и словообразованием.

Специальные упражнения, направленные на расширение и накопление “гнезд родственных слов”, создают практическую основу для последующего усвоения состава слова, правил правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов.

Вслушавшись в слова школа, школьник, школьница, дети по подсказке учителя находят, что в каждом из них есть общая часть школ.

Составление предложений по сюжетной картинке также может быть связано с употреблением однокоренных слов. Например, рассмотрев картину, на которой изображена игра в футбол, учащиеся составляют предложения, используя слова футбол, футболист, футбольный (мяч), футбольное (поле). Безусловно, такая работа может идти успешно лишь в том случае, если осуществляется основная задача этого периода обучения: развитие умений вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, последовательно вычленять звуки из слова, определять их точное место.

Грамматико-орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте

Одновременно с овладением навыками первоначального чтения и письма первоклассники подводятся к фонетическим и грамматико-орфографическим обобщениям и выводам в результате практических наблюдений над словами, предложениями и текстами, представленными на страницах азбуки. В процессе организации устной и письменной речевой работы на уроках чтения и письма дети выполняют такие действия, такие упражнения, которые подготавливают их к усвоению определенных грамматических и орфографических тем на более поздних ступенях обучения.

Особенность грамматико-орфографической пропедевтики заключается не в том, чтобы сообщить какие-то упрощенные, неточные правила, а в том, чтобы систематически и организованно вводить те или иные написания в практику письменной речи учащихся, не перегружая в то же время детей заучиванием каких-либо правил и других теоретических сведений.

Рассмотрим основные направления грамматико-орфографической пропедевтики в период обучения грамоте:

Таким образом, период обучения грамоте нельзя рассматривать как особый, изолированный отрезок в процессе обучения в начальной школе. Именно пропедевтические языковые упражнения обеспечивают систематичность и перспективность в овладении родным языком младшими школьниками.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Назовите признаки классификации уроков чтения и письма.

2. Какой из типов уроков имеет более жесткую структуру и почему?

3. Какие общедидактические требования предъявляются к урокам обучения грамоте?

4. Назовите конкретно-методические требования к урокам обучения грамоте.

5. Чем определена последовательность этапов в структуре уроков обучения грамоте?

6. Для чего предназначена слоговая таблица?

7. Какую работу можно предложить учащимся со столбиками слов?

8. Какова значимость использования ленты букв на уроках обучения грамоте?

9. Что такое грамматико-орфографическая пропедевтика?

10. В чем суть дифференцированного подхода при обучении грамоте?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *